Главная страница
Навигация по странице:

  • Законы общественного развития. Человек и власть

  • Человек и познание

  • Рубрика N 7. «Помни имя свое!» I . Проблемы

  • IV. Аргументы

  • банк аргументов для сочинения по русскому языку. Энциклопедия аргументов. Энциклопедия аргументов


    Скачать 283 Kb.
    НазваниеЭнциклопедия аргументов
    Анкорбанк аргументов для сочинения по русскому языку
    Дата29.10.2020
    Размер283 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭнциклопедия аргументов.doc
    ТипУчебник
    #146671
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    IV. Аргументы

    Научный прогресс и нравственные качества человека

    1) Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей. Давайте представим себе малыша, который облачился в костюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза ... Не напоминает ли эта картина современного человека? Не ус­ пев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал об­ладателем мощной техники, которая способна уничтожить все живое на Земле.

    2) Человечество в своем развитии достигло огромных успе­хов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом ... Но стран­ное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожи­дание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного водителя, который с бе­шеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могу­чий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезап­но шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество похоже на этого молоденького водите­ля, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.

    3) В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры.

    Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опас­ность, но любопытство было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостере­жение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу.

    4) В повести М. Булгакова доктор Преображенский превра­щает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стрем­ление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

    5) «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - ­ писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный харак­тер.

    6) В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не вызвало прилива радости, на­ против, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бес­смертие?

    7) До сих пор не угасают споры о том, насколько правомер­ны с моральной точки зрения эксперименты, связанные с кло­нированием человека. Кто появится на свет в результате этого клонирования? Что это будет за существо? Человек? Киборг? Средство производства?

    8) Наивно полагать, что какими-то запретами, забастовками можно остановить научно-технический прогресс. Так, на­пример, в Англии в период бурного развития техники началось движение луддитов, которые в отчаянии ломали машины. Лю­дей можно было понять: многие из них лишились работы, после того как на фабриках стали использоваться станки. Но исполь­зование технических достижений обеспечило рост производи­тельности, поэтому выступление последователей подмастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своим протестом заставили общество задуматься о судьбе конкретных людей, о той пене, которую приходится платить за движение вперед.

    9) В одном научно-фантастическом рассказе говорится о том, как герой, оказавшись в доме известного ученого, увидел сосуд, в котором был заспиртован его двойник - генетическая копия. Гость поразился безнравственности этого поступка: «Как же вы могли создать подобное себе существо, а потом его убить?» И услышали в ответ: «Почему вы думаете, что это я его сотво­рил? Это он меня сотворил!»

    10) Николай Коперник после длительных долгих исследова­ний пришел к выводу, что центром нашей Вселенной является не Земля, а Солнце. Но ученый долго не решался опублико­вать данные о своем открытии, потому что понимал, что такое известие перевернет представления людей о м:ироустройстве. а это может привести к непредсказуемым последствиям.

    11) Сегодня мы еще не научились лечить многие смертель­ные болезни, еще не побежден голод, не решены острейшие проблемы. Однако технически человек способен уже уничто­жить все живое на планете. В свое время Землю населяли ди­нозавры - огромные чудовища, настоящие машины для убий­ства. В ходе эволюции эти гигантские рептилии исчезли. Не повторит ли человечество судьбу динозавров?

    12) Бывали в истории случаи, когда некоторые секреты, могущие принести вред человечеству, уничтожались умышленно. В частности, в 1903 году русского профессора Филиппова, который изобрел способ передачи по радио на дальнее расстоя­ние ударных волн от взрыва, нашли мертвым в его лаборато­рии. После этого, по приказу Николая П, все документы были изъяты и сожжены, а лаборатория разрушена. Неизвестно, ру­ководствовался ли царь интересами собственной безопасности или будущим человечества, но подобные средства передачи силы

    атомного или водородного взрыва были бы действительно ги­бельными для населения земного шара.

    13) Недавно газеты сообщили о том, что в Батуми снесли строящуюся церковь. А через неделю рухнуло здание районной администрации. Под развалинами погибло семь человек. Мно­гие жители восприняли эти события не как простое совпаде­ние, а как грозное предупреждение о том, что общество выбра­ло неверный путь.

    14) В одном из уральских городов решили взорвать брошен­ную церковь, чтобы на этом месте было легче добывать мра­мор. Когда взрыв прогремел, оказалось, что мраморная плита треснула во многих местах и стала непригодной для использо­вания. Этот пример наглядно показывает, что жажда сиюми­нутной выгоды ведет человека к бессмысленному разрушению.

    Законы общественного развития.

    Человек и власть

    1) История знает много неудачных попыток насильно сде­лать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра 1 генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселе­ния, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказы­вать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими. их заставляли любить, работать, учиться ... И ли­шенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: под­нялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты.

    2) Одному африканскому племени, которое жило в эквато­риальной зоне, решили помочь. Молодых африканцев научи­ ли выпрашивать рис, им привезли трактора, сеялки. Прошел год - приехали посмотреть, как живет племя, одаренное новы­ми знаниями. Каково же было разочарование, когда увидели, что племя как жило, так и живет первобытнообщинным стро­ем: трактора они продали фермерам, а на вырученные деньги устроили всенародный праздник.

    Этот пример – красноречивое свидетельство того, что чело­ век должен созреть до понимания своих потребностей, нельзя никого сделать богатым, умным и счастливым насильно.

    3) В одном царстве наступила сильная засуха, люди стали умирать от голода и жажды. Царь обратился к прорицателю, который пришел к ним из далеких стран. Тот предсказал, что засуха кончится, как только в жертву принесут чужеземца. Тогда царь приказал убить прорицателя и бросить его в колодец. Засуха кончилась, но с тех пор началась постоянная охота на иноземных странников.

    4) Историк Е. Тарле в одной из своих книг рассказывает о посещении Николаем I Московского университета. Когда рек­ тор представил ему лучших студентов, Николай 1 сказал: «Не нужны мне умники, а нужны мне послушники». Отношение к умникам и послушникам в различных областях знания и ис­кусства красноречиво свидетельствует о характере общества.

    6) В 1848 году мещанина Никифора Никитина сослали в дальнее поселение Байконур «за крамольные речи о полёте на Луну». Конечно, никто не мог знать, что спустя столетие на этом самом месте, в казахстанской степи построят космодром и космические корабли полетят туда, куда смотре­ ли пророческие глаза восторженного мечтателя.
    Человек и познание

    1) Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глини­стой земли. Император, испугавшись, что новый металл обес­ценит его сокровища, велел отрубить изобретателю голову.

    2) Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, предложил новые способы орошения земель. Благода­ря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали бояться голода.

    3) Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, кото­рые прежде умирали от заражения крови.

    4) Один английский инженер в середине 19 века предложил улучшенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: «Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия».

    5) Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила: «Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой». Врач не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, ко­торые и привели к гениальному открытию.

    6) Раннее Средневековье принято называть «темными ве­ками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкс­кого государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Вели­кий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель­ но выводил буквы.

    7) Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению какую-либо зна­чимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привыч­ный факт и открыть универсальный закон движения.

    8) Невозможно подсчитать, сколько бедствий людям при­несло их невежество. В Средние века всякое несчастье: бо­лезнь ребенка, смерть домашней скотины, дождь, засуха, не­ урожай, пропажа какой-либо вещи - все объяснялось проис­ками нечистой силы. Началась жестокая охота на ведьм, запылали костры. Вместо того чтобы лечить болезни, совершен­ствовать земледелие, помогать друг другу, люди огромные силы тратили на бессмысленную борьбу с мифическими «слугами Сатаны», не понимая, что своим слепым фанатизмом, своим темным невежеством они как раз служат Дьяволу.

    9) Трудно переоценить роль наставника в становлении че­ловека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим историком. Как-то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко ответил: «На ры­нок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродете­лью?» Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу!» - пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика.

    10) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчи­ком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным со­оружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

    11) Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читал студентам лекции по физике, называл тео­рию относительности Эйнштейна «досадным научным недо­разумением» -

    12) В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи скоро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена элект­родвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество исполь­зуется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающегося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно про­гнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, кото­рые откроются перед человеком.

    13) В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяжелым: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о скалы. На суд­ не были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго отмерен­ными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, последние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточ­ку ... Прошло несколько лет, и кофейные деревья покрыли ост­ров Мартиника.

    Эта история иносказательно отражает нелегкий путь всякой научной истины. Человек бережно лелеет в своей душе росто­чек пока еще неведомого открытия, поливает его влагой на­дежды и вдохновения, укрывает от житейских бурь и штормов отчаяния ... И вот он - спасительный берег окончательного оза­рения. Созревшее деревце истины даст семена, и целые план­тации теорий, монографий, научных лабораторий, техничес­ких новинок покроют материки познания.

    Рубрика N 7. «Помни имя свое!»

    I. Проблемы

    1. Историческая память

    2. Отношение к культурному наследию

    3. Роль культурных традиций в нравственном становлении

    человека

    4. Отцы и дети

    II. Утверждающие тезисы

    1. Без прошлого нет будущего.

    2. Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени.

    3. Копеечные кумиры не должны подменять настоящих героев, которые жертвовали собою ради своего народа.

    III. Цитаты

    1. Прошлое не мертво. Оно даже не прошло (У Фолкнер, аме­риканский писатель).

    2. Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его сно­ва (Д. Сантаяна. американский философ).

    3. Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был (В. Тальников, русский писатель).

    4. Народа умирает, когда становится населением. А населени­ем он становится тогда, когда забывает свою историю (Ф. Аб­рамов, русский писатель).

    IV. Аргументы

    1) Давайте представим себе людей, которые утром начинают строить дом, а на следующий день, не закончив начатого, при­нимаются за строительство нового дома. Ничего, кроме недо­умения, такая картина вызвать не может. Но ведь именно так поступают люди, которые отвергают опыт своих пред­ков и как бы заново начинают строить свой «дом».

    2) Человек, который смотрит вдаль с горы, может увидеть больше. Так и человек, который опирается на опыт своих пред­шественников, видит гораздо дальше, а его путь к истине ста­новится короче.

    3) Когда народ глумится над своими предками, над их ми­ровоззрением, их философией, обычаями, он к той же участи

    готовит и себя. Подрастут потомки, и они будут смеяться над своими отцами. Но прогресс заключается не в отрицании ста­рого, а в созидании нового.

    4) Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Па­риж. Он - живое воплощение беспамятства.

    5) Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказы­вает легенду о манкуртах. Maнкурты - это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!,>

    6) Базаров, который пренебрежительно относится к «ста­ричкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустя­ковой царапины. И этот драматический финал показывает без­жизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое­ го народа.

    7) В одном научно-фантастическом рассказе повествуется о судьбе людей, которые летят на огромном космическом кораб­ле. Они летят много лет, и новое поколение не знает, куда летит корабль, где находится конечный пункт их многовеково­го путешествия. Люди охвачены мучительной тоской, их жизнь лишена пели. Этот рассказ - тревожное напоминание всем нам о том, как опасен разрыв между поколениями, как опасна утрата памяти.

    8) Завоеватели древности сжигали книги и разрушали па­ мятники, чтобы лишить народ исторической памяти.

    9) Древние персы запрещали порабощенным народам учить своих детей грамоте и музыке. Это было самое страшное нака­зание, потому что разрывались живые нити с прошлым,, разру­шалась национальная культура.

    10) В свое время футуристы выдвинули лозунг «Сбросить Пушкина с корабля современности». Но в пустоте творить не­ возможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии.

    11) В годы Великой Отечественной войны сняли фильм «Александр Невский», чтобы у советского народа появились духовные сыны, чувство единства с «богатырями» прошлого.

    12) Выдающийся физик М. Кюри отказалась патентовать свое открытие, объявила, что оно принадлежит всему человечеству. Она говорила, что не смогла бы открыть радиоактив­ность без великих предшественников.

    13) Царь Петр 1 умел заглядывать далеко вперед, зная, что плоды его усилий пожнут будущие поколения. Как-то Петр, сажая желуди. заметил. как один из присутствовавших при этом вельмож скептически улыбнулся. Разгневанный царь сказал: «Понимаю! ТЫ мнишь, что не доживу я до матерых дубов. Правда! Но ты - дурак; я оставляю пример прочим, чтоб делали то же, а потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь».

    14) Когда родители не понимают стремлений своих детей, не понимают их жизненных целей, то часто это приводит к неразрешимому конфликту. Анна Корвин-Круковская, сестра известного математика С. Ковалевской, в молодости успешно занималась литературным творчеством. Однажды она получи­ла благожелательный отзыв от Ф. М. Достоевского, который предлагал ей сотрудничество в его журнале. Когда отец Анны узнал о том, что его незамужняя дочь переписывается с муж­чиной, то пришел в ярость.

    «Сегодня ты продаешь свои повести, а потом начнешь про­давать себя!» - накинулся он на девушку.

    15) Великая Отечественная война кровоточащей раной бу­дет вечно тревожить сердце каждого человека. Блокада Ленин­ града, в которой от голода и холода умерли сотни тысяч людей, стала одной из самых драматичных страниц нашей истории. Пожилая жительница Германии, чувствуя вину своего народа перед погибшими, оставила завещание о пере­ воде своего денежного наследства на нужды Пискаревского мемориального кладбища в Санкт-Петербурге.

    16) Очень часто дети стыдятся своих родителей, которые кажутся им нелепыми, несовременными, отсталыми. Однажды бродячий шут на глазах веселящейся толпы стал высмеивать молодого правителя одного маленького итальянского городка за то, что у того мать была простой прачкой. И что же сделал разгневанный сеньор? Он приказал убить свою мать! Конечно, такой поступок молодого изверга у каждого нормального чело­ века вызовет закономерное возмущение. Но давайте посмот­рим внутрь себя: как часто мы испытывали чувство неловкос­ти, досады и раздражения, когда наши родители позволяли себе высказывать свое мнение при наших сверстниках?

    17) Недаром время я называют лучшим судьей. Афиняне, не поняв величия истин, открытых Сократом, осудили его на смерть. Но прошло совсем немного времени, и люди поняли, что убили человека, который стоял выше их в духовном разви­тии. Судей, которые вынесли смертный приговор, из города изгнали, а философу поставили бронзовый памятник. И те­перь имя Сократа стало воплощением беспокойного стремле­ния человека к правде, к познанию.

    18) В одной из газет написали статью про одинокую жен­щину, которая, отчаявшись найти достойную работу, стала кормить своего грудного сына специальными лекарствами. что­ бы вызвать у него эпилепсию. Тогда бы ей назначили пенсию по уходу за больным ребенком.

    19) Однажды одного моряка, допекающего весь экипаж сво­ими шутливыми проделками, смыло волной в море. Он ока­зался в окружении стаи акул. Корабль быстро уходил в сторону, помощи ждать было неоткуда. Тогда моряк, убежденный атеист, вспомнил картину из детства: у иконы молится его ба­бушка. Он стал повторять ее слова, взывая к Богу. Чудо про­изошло: акулы его не тронули, а через четыре часа, заметив пропажу матроса, судно вернулось за ним. После плавания моряк попросил прощения у старушки за то, что в детстве под­смеивался над ее верой.

    20) Старший сын царя Александра П был прикован к посте­ ли и уже умирал. Императрица ежедневно навещала великого князя после обязательной прогулки в коляске. Но однажды Николай Александрович почувствовал себя хуже и решил от­дохнуть в часы обычного визита к нему матери. В результате они не виделись несколько дней, и Мария Александровна по­делилась с одной и фрейлин своей досадой на это обстоятель­ство. «Да отчего ж Вы не поедете в другой час?» - удивилась та. «Нет. Это мне неудобно», - ответила императрица, будучи не в силах нарушить заведенный порядок даже тогда, когда речь шла о жизни ее любимого сына.

    21) Когда в 1712 году царевич Алексей возвратился из-за границы, где провел около трех лет, отец Петр 1 спросил его, не забыл ли он то, чему учился, и тут же велел принести черте­жи. Алексей, опасаясь, что отец заставит сделать чертеж в сво­ем присутствии, решил уклониться от экзамена самым трусливым образом. Он «умыслил испортить себе правую руку» выстрелом в ладонь. Решимости всерьез выполнить намерение у него не хватило, и дело ограничилось ожогом руки. Симуля­ция все же избавила царевича от экзамена.

    22) В персидской легенде рассказывается о надменном сул­тане, который во время охоты отлучился от своих слуг и, заб­лудившись, набрел на шалаш пастуха. Измученный жаждой, он попросил напиться. Пастух налил воду в кувшин и подал его владыке. Но султан, увидев невзрачный сосуд, вышиб его из рук пастуха и гневно воскликнул:

    - Я никогда не пил из таких мерзких кувшинов- Разбившийся сосуд произнес:

    - Ах, султан! Напрасно ты мною гнушаешься! Я твой пра­дед, и я некогда был, как и ты, султаном. Когда я умер, меня похоронили в великолепной гробнице, но время превратило меня в прах, который смешался с глиной. Горшечник, выкопав ту глину, наделал из нее множество горшков и сосудов. Поэтому, владыка, не презирай простую землю, из которой ты произошел и в которую ты когда-нибудь превратишься.

    23) В Тихом океане есть крошечный клочок суши - остров Пасхи. На этом острове находятся циклопические каменные изваяния, которые уже долго волнуют умы ученых всего мира. Для чего люди соорудили эти огрoмныe статуи? Как острови­тянам удавалось поднимать многотонные каменные глыбы? Но местные жители (а их осталось чуть более 2 тысяч человек) не знают ответов на эти вопросы: нить, связующая поколения, прервалась, опыт предков безвозвратно утрачен, и только без­молвные каменные колоссы напоминают о великих свершени­ях прошлого.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта