260
Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
| Цвет.
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Синий
| Как признак
| У первохристиан символизировал Бога-Отца. Современные христиане связывают этот цвет, главным образом, с Богоматерью
| Автор не установлен
| Высшими понятиями, символизирующими синий цвет, являются вечность и бесконечность, то есть не имеющие границ время и пространство. Недаром синий считается цветом Божьей мудрости и Вселенной
| Г.Э. Бреслав [6]
| В астрологии является цветом небесного бога Юпитера, с которым связаны такие качества, как честность, высокая нравственность и сила воли
| Автор не установлен
| В западной культуре очевидны женские качества синего цвета. Он выражает такие свойства, как сострадание, верность, преданность и любовь
| Автор не установлен
| Основные психофизиологические свойства синего цвета - успокоение и удовлетворение - лежат в основе таких вызываемых им ассоциаций, как освобождение (добровольный отказ) от желаний и действий, мир, спокойствие. Понятия, образуемые с помощью этих ассоциаций, - «покой», «сдержанность», «скромность». При этом стоит отметить разницу между скромностью «синей» и «серой»: у серого скромность определяется незаметностью, ограниченностью, отсутствием возможностей ярко показать себя. У синего скромность же вытекает из его несуетности, сдержанности, отсутствия притязаний и желаний. Все религии мира возвышают именно такую скромность. Продолжением этой понятийной цепочки являются верность, милость, доверие и покорность. При этом нужно подчеркнуть, что покорность синего тоже отличается от покорности серого - она носит оттенок фатализма, это покорность судьбе, обстоятельствам, а не людям
| Г.Э. Бреслав [6]
| Вызывает физиологические эффекты: уменьшает частоту дыхания, урежает и ослабляет пульс, удлиняет вдох и релаксирует тело.
Уменьшает чувство боли, снимает мышечное напряжение
| Г.Э. Бреслав [6] Л. Штейнхардт [39] М.Люшер16]
| Тело настраивается на расслабление и восстановление сил, поэтому потребность в этом цвете возрастает в случае болезни, упадка сил, а также когда появляется склонность к чувствительности и обидчивости
| М.Люшер[16]
| При длительном воздействии оказывает тормозящее действие на нервную систему, вплоть до угнетения, ощущения печали, усталости и утомления
| Г.Э. Бреслав [6]
|
| Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Синий
| Как признак
| Является красочным выражением существующей биологической потребности: в физиологическом плане - это потребность в спокойствии, в психологическом - в чувстве удовлетворенности, то есть в покое и удовлетворении желаний. Любой человек, оказавшийся в уравновешенной гармоничной ситуации, свободной от напряжения, чувствует себя собранным и уверенным в себе
| М.Люшер[16]
| В психологическом плане воздействует на восприятие времени и пространства: резко удаляет поверхность от глаза и снимает ощущение времени (оно словно утрачивает свое значение)
| Г.Э. Бреслав [6]
| Синева - это бесконечность во времени, воплощающая традицию и вечные ценности, и поэтому синий цвет увековечивает прошлое
| М.Люшер[16]
| По мнению М. Люшера, символизирует традицию, преемственность опыта, неизменные ценности
| Автор не установлен
| Цвет самоанализа, самоуглубления
| Г.Э. Бреслав [6]
| Обладает гипнотическим, завораживающим действием
| Г.Э. Бреслав [6]
| Означает глубину чувства. Он олицетворяет: сосредоточенное внимание к своим делам, пассивность, вовлеченность, чувствительность, восприимчивость, стремление достичь цельности. Его психологические проявления: спокойствие, удовлетворенность, нежность, любовь и привязанность
| М.Люшер[16]
| Представляет собой чувство единства со своим окружением и принадлежности ему. Говорят, что «синий цвет - это цвет преданности», но человек всегда может быть уязвимым, доверившись своим союзникам, поэтому синий цвет зависит от глубины чувств к окружающим
| М.Люшер[16]
| Это отражение умиротворенной чувствительности, и поэтому он связан со способностью к сопереживанию, эстетическим наблюдениям и философским размышлениям
| М.Люшер[16]
| Является символом спокойных вод, ровного темперамента, женственности, озарения в литературе
| М.Люшер[16]
| Ассоциируется со сладким вкусом, его содержание - нежность, его органом чувств является кожа. Поэтому появление у человека экземы и прыщей связано с нарушением тех отношений, в которых должны присутствовать нежность, любовь, чувство близости, как, например, между влюбленными, мужем и женой, членами семьи
| М.Люшер[16]
| |