|
ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
Цвет
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Голубой (светло-синий)
| Светло-голубой (небесный)
| Символизирует воду как источник жизни и бескорыстную любовь матери, возможно, поэтому он на многих рисунках обозначает Деву Марию. Этот цвет также часто ассоциируется с тем местом, где человек чувствует себя защищенным и лелеемым и свободным от каких-либо обязательств. В женских мандалах этот цвет указывает на положительное отношение к себе как к женщине и идентификацию с материнскими функциями. Если же этот цвет в большом количестве используется мужчиной, это может указывать на некоторую пассивность
| А.И. Копытин [9]
| Небесно-голубой
| Может напоминать о внутриутробном состоянии человека. Средой обитания плода является амниотическая жидкость, что может обусловливать наше вхприятие синего цвета как связанного с пренатальным опытом
| Автор не установлен
| Ярко-голубой
| Может означать здоровье, энергичный поток жизни («весна жизни») или энергию
| Г. Ферс [36]
| Бледно-голубой
| Может указывать на дистанцию, удаленность, угасание или отчуждение, размышление
| Г. Ферс [36]
| Фиолетовый
| Как признак
| Это красный цвет, охлажденный синим. Если преобладает красный, то фиолетовый становится цветом злости и ненависти. Если же, наоборот, преобладает синий и присутствует немного белого, то можно добиться приятного бледно-лилового цвета, который является цветом удовольствия и других позитивных чувств
| М. Бетенски [5]
| Старается объединить импульсивную победоносность красного и мягкую уступчивость синего, выражая идею «отождествления». Это отождествление - своего рода мистическое единение, высокая степень чувственной интимности, ведущая к такому полному слиянию между объектом и субъектом, в ходе которого все, о чем мечтают и чего желают, должно стать реальностью. В известной степени это очарование, мечта, ставшая фактом, волшебное состояние, когда все желания сбываются. Поэтому человек, который отдает предпочтение фиолетовому цвету, ищет «волшебных отношений». Он не только хочет приукрасить себя, но в то же время желает очаровывать и восхищать других, вызывать у людей восторг
| М.Люшер[16]
| Находится на стыке хроматического круга и поэтому являет собой смешение противоположностей: активного, энергичного, бессознательного красного цвета и холодного, логичного, рационального синего. Такая смесь порождает скрытое возбуждение, внутреннее напряжение, воздержанность и тайну
| Г.Э. Бреслав [6]
| 3.8. Цветвпроективномрисованиииарт-терапии: таблицапризнаковиинтерпретаций 267
| Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Фиолетовый
| Как признак
| Ему свойственны традиционность, стремление следовать правилам и нормам, неприятие нового (хотя подавляемый интерес к нему уже появляется). Под воздействием красного он обнаруживает сознательное желание внушать и влиять в сочетании с бессознательным стремлением очаровывать (но без сексуального компонента). Считается, что женщина в фиолетовой одежде хочет и влиять на окружающих ее людей, и поддаваться их влиянию
| Г.Э. Бреслав [6]
| Говорит о психологическом единении с матерью, переживаемом перед освобождением «эго» от ее опеки. Фиолетовый в определенном смысле предшествует красному, который означает более полное хвобождение энергии, направляемой на достижение личных целей. С другой стороны, появление фиолетового на зрелых стадиях психического развития может быть связано с потребностью ухода от психической автономности, перемещением интересов в область глубоких межличностных отношений, с духовными интересами, а также говорить о потребности в эмоциональной поддержке. Кроме того, фиолетовый может указывать и на живое воображение, стремление привлечь к себе внимание, достичь особого положения в обществе
| А.И. Копытин [9]
| Изысканный, «царственный» цвет, ассоциирующийся с весенними цветами, спелыми гроздьями некоторых сортов винограда, тенями на снегу
| Автор не установлен
| Может означать принесение в жертву личных потребностей, ассоциирующихся с красным, и их сублимацию во имя служения высшим идеалам
| Автор не установлен
| Является цветом поста и связанных с ним самоограничений
| Автор не установлен
| Может также символизировать процесс психического развития, начинающееся высвобождение психической энергии в различных формах поведения
| Автор не установлен
| Уходит от голого рационализма синего и содержит в себе чувственность и интуицию, поэтому и считается цветом мистики, магии, интуитивного мышления и сверхсознания. Остающиеся от синего сдержанность и смирение позволяют протянуть ассоциативную цепочку к таким понятиям, как благородство и консерватизм
| Г.Э. Бреслав [6]
| Ассоциируется с царственностью, духовностью, вдохновением, загадочностью, мистикой и магией. В то же время он обозначает самообольщение и снобизм
| Л. Штейнхардт [39]
| |
|
|