|
ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
3.1. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениилиний
61
Расположение рисунка нацисте бумаги
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источники
| Расположение рисунка в правой части и вверху
| Связано с действительным моментом или с периодом будущего
| «Несуществующее животное»
| Л.Д. Столяренко [34]
| Левая позиция, центральная и правая позиции, несколько деревьев
| Сомнение в поведении или богатство воображения в соответствии с качеством линий и оригинальностью форм
| «Дерево»
| Е.С. Романова [27]
| Расположение на листе двойственное
| Отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, то есть к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения
| «Дом-дерево -человек»
| Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
| Изменение оптимального вертикально-горизонтального положения листа
| Склонность демонстрировать агрессивное поведение и/или негативист-ское неприятие инструкций
| «Дом-дерево -человек»
| Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24]
| На краю листа
| Как признак
| Генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением: а) правая сторона - будущее, левая - прошлое, б) связано с предназначением комнаты или с постоянным жильцом, в) указывает на специфику переживаний: левая сторона - эмоциональные, правая -интеллектуальные
| «Дом-дерево -человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| Зависимость, неуверенность в себе
| «Дом-дерево -человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| Потребность в одобрении и поддержке, стремление избегать принятия самостоятельных решений
|
| К. Тейлор [35]
| Скала
| Указывает на какую-то форму бессознательного сопротивления
| «Звезды и волны»
| У.Аве-Лаллемант[1]
| Использование нижнего края страницы вместо линии основания рисунка
| А) Более или менее генерализованная незащищенность;
Б) депрессивно окрашенное настроение
| «Дом-дерево -человек»
| Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
|
|
| Отсутствие чувства безопасности в семейной или интимной жизни
| «Дом-дерево -человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
| 62Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
| Расположение рисунка на листе бумаги
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источники
| Рисунок, примыкающий к краю страницы
| Или выходящий за верхний край
| Означает фиксацию на размышлениях и фантазиях как источниках удовлетворения, отказ от поиска его в реальности
| «Дрм-
дерево-
человек»
| Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13]
|
|
|
| Дж. Аллан [2]
| Рисунок дома (боковой срез страницы используется в качестве границы стены дома)
| Символизирует генерализованное чувство незащищенности, которое часто имеет: а) определенное временное значение (левый край - прошлое, правый - будущее) и/или б) определенное значение, связанное с назначением комнаты или ее постоянным жильцом
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж.Бук[3] Р. Римская, С Римский [24] К. Тейлор [35]
| Рисунок дерева
| Сужение пространства и, как следствие, усиление чувствительности и проявление агрессивно-реактивных тенденций, которые могут быть либо подавленными, либо нет
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
| Рисунок человека
| Выражает генерализованную, а иногда и более конкретную и ситуативную незащищенность
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж.Бук[3] Р. Римская, С. Римский [24]
| Фигуры или объекты, помещенные вдоль границы листа так, что они как будто выходят за пределы бумаги и нарисованы лишь частично
| Это метод, дающий испытуемому возможность не отдаваться целиком, а быть вовлеченным лишь частично. Это способность и присутствовать, и в то же время находиться в стороне
|
| Г. Ферс [36]
| Выход рисунка за край листа («срезание»)
| Как признак
| Импульсивность, острая тревога, иногда пограничное, невротическое или психотическое состояние
|
| А.Л. Венгер [7]
| Одной или нескольких комнат дома
| Нежелание испытуемого рисовать данную комнату (или комнаты) из-за неприятных ассоциаций, связанных с этой частью дома и/или проживающими в нем людьми
| «Дом-дерево -человек»
| Дж.Бук[3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
| Маленькое дерево, выступающее за верх листа
| Одновременно чувство подавленности и показной поиск компенсации
| «Дерево»
| Е.С. Романова [27]
| Тест дерева
| Автор не установлен
| |
|
|