|
ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
3.7. Таблицанеобычныхпроективныхпризнаковиинтерпретаций 213
| Расположение
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Изображение позы или движения
| Человек изображен уходящим
| Наличие тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета)
| «Человек под дождем»
| Н. Юринова [40]
| Человек в беге
| Желание скрыться, стремление убежать, уклониться от кого-либо
| «Дом-
дерево-
человек»
| Л.Д. Столяренко [34]
Д.Я. Райгородский
[23]
С.С. Степанов [32,33]
ЕС. Романова [27]
Л.М.Костина [13]
| Человек в слепом бегстве
| Возможны панические страхи
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М.Костина [13]
| Рисунок человека (людей), мечущегося панически, не имея возможности убежать
| Человек не может справиться с мельчайшим беспокойством
| «Человек под дождем»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
| Хорошо разработанное действие, которое не вполне соотносится с возрастом субъекта, его IQ, профессией или присущими ему интересами
| Можно предположить поглощенность субъекта своими фантазиями. О том, имеет ли эта фантазия конструктивную или патологическую природу, следует судить по другим аспектам рисунка
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Рисунок, который содержит явное побуждение к движению, но при этом его блокируют статичные, аутистические или интроверсивные черты
| Наблюдается преимущественно у шизоидов или шизофреников, чьи стремления к достижению и власти сильны, но связаны исключительно с фантазиями
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Человек движется одновременно в двух противоположных направлениях
| Выражение состояния крайней фрустрации с сильным желанием избежать неприятной ситуации
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Бук [31 Р. Римская, С. Римский [24]
| Неуравновешенная стоячая фигура
| Напряжение
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
| 214 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
Расположение
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Изображение позы или движения
| Сидящая фигура
| Творческая направленность, иногда пассивность
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Человек, сидящий на краешке стула
| Желание человека найти выход из ситуации, страх одиночества, подозрение
| «Дом-
дерево-
человек»
| Л Д Столяренко [34] Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
| Человек изображен в позе лежа
| Пассивность, творческая направленность, иногда астения
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Ноги широко расставлены врозь, помещены с апломбом в центре листа, но фигура не стоит твердо на земле (крошечные, тщательно выделенные ступни, наличие линии земли, нечеткая и слабая линия всего рисунка, либо ноги болтаются в пространстве)
| Самоуверенность часто вступает в противоречие с ненадежностью опоры. Такой тип позы характерен для пожилых хронических алкоголиков. Похожее изображение встречается в рисунках истерических психопатов, но линии при этом значительно отличаются. Линия, проводимая истерическим психопатом, более или менее отчетлива в зависимости от нажима, в то время как нажим нетвердой линии алкоголика, как правило, постоянен
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Маленькая фигура, характеризующаяся ногами, стоящими тесно вместе, возможно затушеванная или как-то иначе отражающая подавленность
| Встречается у напряженных, самоуглубленных, нелюдимых и полных страхов невротиков. Когда такой тип изображения особенно выражен в женской фигуре, то, если испытуемым является девушка, можно предположить опасение (или подавленное желание) сексуальных посягательств. Если это отмечается в женской фигуре, нарисованной испытуемым-мужчиной, можно предположить готовность сопротивляться воображаемому оскорблению
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Инкапсуляция
| Создание оболочки вокруг себя
| Страх
|
| Г.Ферс[36]
| Создание оболочки вокруг персонажей
| Отгораживание, необходимость изобразить вокруг них некие границы, чтобы обособиться от окружающих или от внешних событий
|
| Г.Ферс[36]
| Резко подчеркнутое ограждение вокруг изображенной фигуры
| Ярко выраженные тенденции к контролю за внешними формами поведения
| «Несуществующее животное»
| А.Л. Венгер [7]
| |
|
|