|
ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
3.7. Таблицанеобычныхпроективныхпризнаковиинтерпретаций
209
| Человек
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Искажение пропорций
| Грубое искажение формы и/или пропорций
| Интеллектуальное нарушение, органическое поражение мозга, негативизм, сниженная конформность - несоответствие представлений общепринятым стандартам (как следствие этого - шизоидная акцентуация или шизоидная психопатия), нарушения социализации (только асоциальность, но не антисоциальность), пограничное невротическое состояние, психическое заболевание (с пятилетнего возраста)
|
| А.Л. Венгер [7]
| Выраженная диспропорция, выделение несущественных деталей, статичность и схематичность фигур, пустота, смешение профиля и фаса и общее странное впечатление от рисунков
| Шизофреническая окраска, чрезвычайно обособленный внутренний мир
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Видимые нарушения пропорций по отношению к правой и левой сторонам
| Свидетельствуют об отсутствии личного равновесия
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33]
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| «Дом-дерево -человек»
| Д. Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М.Костина [13]
| По правой стороне тела
| Отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их воплощают для ребенка
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33]
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| По левой стороне тела
| Отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональных привязанностей
| «Рисунок человека»
| С.С. Степанов [32,33]
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Причудливость, бросающаяся в глаза несоразмерность, избыток символики и нелепостей
| Являются специфическими признаками психической патологии
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| 210 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт- терапии
Человек
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Искажение пропорций
| Черт лица
| Вероятно, свидетельствуют о наличии проблем с рассмотрением реальности
|
| Дж. Аллан [2]
| Формы головы или черт лица
| Шизоидная акцентуация, асоциальность, иногда психическое заболевание или органическое поражение мозга
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер[7]
| В изображении руки
| Признак недостаточной уверенности в достижении и в социальных контактах
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| В изображении ноги
| Свидетельствует об ощущении ненадежности опоры
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Расположение
| Фас
| Как признак
| Тенденция к эксгибиционизму и показному поведению
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Ригидность и бескомпромиссность; существует предположение, что подразумеваемая готовность прямо и твердо смотреть в лицо любым обстоятельствам является реакцией, вызванной базовой незащищенностью
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24]
| В изображении женских фигур подростками и молодыми людьми
| Представляют образ матери
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Поза в три четверти
| Творческая (художественная) направленность
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Профиль
| Как признак
| Считается показателем интеллектуальной зрелости; очень редок в рисунках маленьких детей не только из-за большей трудности в изображении, но также, возможно, по причине большей искренности маленьких детей. Профильные фигуры предполагают страх перед осуждением
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М. Костина [13]
| Иногда негативизм, подростковый кризис
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| Признак уклончивости
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| |
|
|