3.7. Таблицанеобычныхпроективныхпризнаковиинтерпретаций
223
Тщательность и детализированность рисунков
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Малое количество деталей
| При соблюдении пропорций и перспективы
| 1) Склонность к замкнутости; 2)«аномальное» игнорирование традиционных вещей
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
| Сопровождается
низким качеством
рисунка
с точки зрения
пропорций
и пространства
| У ребенка слабый контакт с реальностью, снижены интеллектуальные способности
| «Дом-
дерево-
человек»
| К. Тейлор [35]
| Недостаточная детализация
| Тенденции к замкнутости
| «Дом-дерево-человек»
| Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
| Большое количество деталей
| Как признак
| Высокая энергия
| «Несуществующее животное»
| С.С. Степанов [32,33]
Е.С. Романова [27] Е.И. Рогов [26] И.А. Фурманов [37]
| Изображение чрезмерного числа деталей
| Признак непреодолимой потребности в структурировании ситуации в целом, чрезмерное беспокойство, связанное с окружающей средой
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Бук [3]
Р. Римская,
С. Римский [24]
Д.Я. Райгородский
[23]
К. Тейлор [35]
Л.М. Костина [13]
| Особо
щепетильная детализация
| Скованность, педантичность
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д. Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| Повышенная
тщательность,
большое
количество
однотипных
деталей
| Ригидность, тревожность, иногда перфекционизм, эпилептоидная акцентуация, органическое поражение мозга
|
| А.Л. Венгер [7]
| Увеличение числа
однообразных
деталей
| Напряженное отношение
|
| А.Л. Венгер [7]
| Большое количество разнообразных деталей
| Демонстративность, живое воображение, творческая направленность, положительное отношение
|
| А.Л. Венгер [7]
| Лишнее дублирование деталей
| Субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми
| «Дом-
дерево-
человек»
| Д. Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| 224 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
Тщательность и детализированность рисунков
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Дополнительные детали
| Для рисунка дома - дерево во дворе, для рисунка дерева - птица на нем или кролик около него, для рисунка человека -дверь, в которую он стучит, и т. д.
| Потребность испытуемого структурировать (сгладить) ситуацию
| «Дом-дерево-человек»
| Дж.Бук[3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
| Дома, деревья, скамейки, машины или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги)
| Отражение потребности в дополнительной внешней опоре, поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов
| «Человек под дождем»
| Н. Юринова [40]
| Зонт
| Символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол - материнское начало, а ручка - отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать
| «Человек под дождем»
| Н. Юринова [40]
| Огромный зонт-гриб
| Сильная зависимость от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты
| «Человек под дождем»
| Н. Юринова [40]
| Игрушка, шарик, флажок и др. В рисунке подростка или взрослого человека
| Инфантильность
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| «Звезды и волны»
| У. Аве-Лаллемант [1]
| Сигарета, рюмка и т. п.
| Негативизм, асоциальность, иногда антисоциальность, агрессивные подростковые реакции
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7]
| 3.7. Таблицанеобычныхпроективныхпризнаковиинтерпретаций
225
Тщательность и детализированность рисунков
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Дополнительные детали
| Трубка, сигарета, трость
| Сексуальные символы
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
| Продолжение руки, любое приспособление, нарисованное в руке персонажа (ложка, тросточка или костыль, клюшка для гольфа или бейсбольная бита)
| Человек либо считает, что он имеет большую власть над окружающей действительностью, либо желает установить более полный контроль (комплиментарность - компенсация), при этом его действия либо ведут к успеху, либо нет
|
| Г. Ферс [36]
| Оружие, режущее или рубящее орудие, палка
| Агрессивность
| «Рисунок человека»
| А.Л. Венгер [7] К. Тейлор [35]
| «Дом-дерево -человек»
| Е.С. Романова [27] Д. Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
| Меч
| Фаллический символ
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Меч и корона нарисованы с сильным нажимом и богато
| Материальные символы власти и силы
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| детализированы
|
|
|
| Человечек рисуется среди других фигурок
| Свидетельствует о коммуникабельности личности
|
| Автор не установлен
| На рисунке есть другой человек -жена, или ребенок, или родитель
| Именно он является движущей силой в жизни
| «Дом-
дерево-
человек»
| Л.Д. Столяренко [34]
| Человек рисует только себя
| Он хорошо контролирует свою жизнь
| «Дом-дерево -человек»
| Л.Д Столяренко [34]
| Дополнительные объекты на рисунке дерева
| Воображение, эмоциональность
| «Дерево»
| Е.С. Романова [27]
| Деревья или кусты, нарисованные возле дерева или человека
| Олицетворяют людей (обычно членов семьи), а расстояние между ними часто символизирует близость или отдаленность в их взаимоотношениях
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
| Дополнительные детали (кусты, цветы,тропинка) в рисунке дома
| Необходимость дополнительного упорядочения окружающего пространства, которая иногда связана с отсутствием чувства безопасности или желанием контролировать интерперсональные конфликты
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд
[19]
К. Тейлор [35]
| |