3.7, Таблицанеобычныхпроективныхпризнаковиинтерпретаций
221
| Недостающие элементы
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Отсутствие существенных деталей в рисунке дома и дерева
| Труба почти невидима (спрятана)
| Нежелание иметь дело
с эмоциональными воздействиями
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л. М.Костина [13]
| Отсутствие двери
| Интроверсия
|
| Г. Ферс [36]
| Крайние трудности в контактах с другими людьми
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
| Психологическая недоступность, замкнутость
| «Дом-
дерево-
человек»
| Л.Д. Столяренко [34]
| Трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу)
| «Дом-
дерево-
человек»
| Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
| Отсутствие окон и двери
| Замкнутость, интровертность, уход от общения, иногда аутизация, негативизм
|
| А.Л. Венгер [7]
| Отсутствие окон
| Замкнутость
| «Дом-дерево -человек»
| Л.Д. Столяренко [34]
| Враждебность, бегство (хкапизм)
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд
[19]
К. Тейлор [35]
| Окна без рам
| Формальность контактов, иногда аутизация
|
| А.Л. Венгер [7]
| Враждебность замкнутого, ушедшего в себя ребенка
| «Дом-дерево -человек»
| К. Тейлор [35]
| Окна без оконных стекол
| Оральный и/или анальный эротизм
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24]
| Отсутствие ветвей
| Трудности в установлении контактов, испытуемый склонен занимать позицию отказа или обороны
| «Дерево»
| Е.С. Романова [27]
| Тест дерева
| Автор не установлен
| Отсутствие кроны
| Нет представлений о собственном будущем, осознания своих перспектив
|
| А.Л. Венгер [7]
| Отсутствие корней (дерево «висит» в воздухе)
| Слабая бытовая ориентация, недостаточная социальная адаптированность, ослабленная привязанность к дому и семье
|
| А.Л. Венгер [7]
| 222 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
| Недостающие элементы
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Отсутствие линий, символизирующих землю
| Как признак
| Податливость стрессу
| «Дом - дерево - человек»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
| Дом без линии основания или как бы в подвешенном состоянии, дерево с корнями в виде тонких линий, которые почти не касаются поверхности земли, либо с корнями, опирающимися на ее поверхность подобно когтям большой птицы и не проникающими вглубь
| У испытуемого ограничен контакт с реальностью
| «Дом-
дерево-
человек»
| Дж.Бук[3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
| Тщательность и детализированность рисунков
| Характер обработки поверхности рисунка
| Грубоватая (окрашивание, создаваемое бессистемно разбросанными отдельными штрихами)
| Характерна для раздраженных, издерганных людей, а это, в свою очередь, свидетельствует о том, что у них есть проблемы в общении
| «Звезды и волны»
| У.Аве-Лаллемант[1]
| Небрежная, в отношении к возрастной норме
| Импульсивность, низкая мотивация, иногда органическое поражение мозга, негативизм, отрицательное отношение к обследованию
|
| А.Л. Венгер [7]
| Неаккуратность и диспропорциональность рисунка
| Обусловлены остротой состояния, которое в целом оценивается как пограничное (невротическое)
|
| А.Л. Венгер [7]
| Незавершенность начатой работы
| Типична для состояния астении (нервного истощения)
|
| А.Л. Венгер [7]
| Тщательность и детализированность рисунков сильно варьируют
| Эмоциональная лабильность, разное эмоциональное отношение к разным изображаемым персонажам
|
| А.Л. Венгер [7]
| Малое количество деталей
| Как признак
| Экономия энергии, астения
| «Несуществующее животное»
| И.А. Фурманов [37]
|
| А.Л. Венгер [7]
| Схематичность (по отношению к возрастной норме)
| Импульсивность, низкая эмоциональность, негативизм, отрицательное отношение к обследованию, инт-ровертность, замкнутость, иногда депрессия или субдепрессия, шизоидная акцентуация, сниженный уровень умственного развития
|
| А.Л. Венгер [7]
| |