Главная страница
Навигация по странице:

  • Эпиктет в изложении Флавия Арриана: «Беседы» (записи лекций), «Энхиридион» (учебник на основе бесед).Основные идеи учения О вселенной

  • О Боге

  • О человеческой природе

  • О добродетельной жизни

  • О философии и философах

  • О свободе

  • Эпиктет доклад. Эпиктет. Эпиктет Эпиктет (ок. 50 ок. 140)


    Скачать 352.56 Kb.
    НазваниеЭпиктет Эпиктет (ок. 50 ок. 140)
    АнкорЭпиктет доклад
    Дата01.03.2023
    Размер352.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭпиктет.docx
    ТипБиография
    #963581

    Эпиктет

    Эпиктет (ок.50 – ок.140)

    Античный философ, один из крупнейших представителей стоицизма.

    Биография

    Э пиктет родился в Гиераполисе, во Фригии, в 50 году н. э. Известно, что его мать была рабыней, а сам он был привезен в Рим, где стал рабом Эпафродита, императорского вольноотпущенника, секретаря Нерона. Эпиктет – это не имя, а прозвище раба, означающее «приобретенный».

    Однажды, когда хозяин в гневе начал избивать раба, Эпиктет невозмутимо сказал: «Ты мне ногу сломаешь», когда же тот и в самом деле сломал ему ногу, хладнокровно добавил: «Разве я не говорил, что сломаешь?». Эпафродит удивился терпению своего раба и устыдился своей жестокости, а Эпиктет остался хромым на всю жизнь.
    Эпиктет — античный философ, один из крупнейших представителей стоицизма.

    Эпиктет всегда исполнял свое дело расторопно и хорошо и поступал так не из страха наказания, как другие рабы, но охотно и радостно, нисколько не стыдясь своего рабского положения. Известно, что в Риме он изучал философию под руководством Эврата и стоика Музония Руфа. Когда и кем был освобожден Эпиктет неизвестно, но в 94 году, уже вольноотпущенником, он вместе с другими философами был изгнан из Рима императором Домицианом.

    Покинув Италию, он основал в Никополе свою философскую школу, имевшую огромный успех. Мудрые речи Эпиктета, его искренность, красноречие и сердечное расположение ко всем людям покоряли его собеседников. Вернувшись в Рим при императоре Траяне, Эпиктет стал знаменитым. Слушать его приходили многие знатные римляне, в том числе и сенатор Флавий Арриан, ставший его учеником и записавший философские беседы Эпиктета. Эпиктет и в жизни следовал принципам того учения, которое он проповедовал. Несмотря на пришедшую к нему славу и покровительство императора, он оставался таким же непритязательным в быту, как в годы безвестности. Все имущество Эпиктета состояло из соломенной подстилки, деревянной скамьи и глиняной лампы. Строгость его моральных правил и верность принципам благородной бедности вызывали к нему глубокое уважение не только у современников, но и у последующих поколений.

    Умер он в глубокой старости в середине II века. На могиле Эпиктета была выбита эпитафия: «Раб Эпиктет, хромой и бедный, как Ир, друг бессмертных».

    Эпиктет в изложении Флавия Арриана:

    «Беседы» (записи лекций), «Энхиридион» (учебник на основе бесед).

    Основные идеи учения

    О вселенной
    Вселенная у Эпиктета — «наилучшая из возможных»; она предстает как сочетание двух начал: разумного (логос) и созидающего (природа). Логос отвечает за единство и порядок мироздания, в результате чего природа, управляемая законами, оказывается разумной и познаваемой.

    О Боге
    Бог, создавший мир и управляющий им, бесконечно благ и мудр. Лучи его благой мудрости отражаются в разуме человека. «Что же есть сущность бога? Плоть? Ни в коем случае. Земля? Ни в коем случае. Ум, знание, разум правильный». И потому истинное назначение человека в том, чтобы развивать в себе это божественное начало — логос, исполнять волю бога, умножать его славу.

    О человеческой природе
    Человеческий дух, по Эпиктету, родствен божеству, человек — это «сын Зевса», отсюда вложено в него сознание нравственного долга, мирового гражданства, братской любви. «Природа наша состоит из двух составных частей — из тела, что представляет в нас общность с животными, и из разума и мысли, что представляет в нас общность с богами». Эпиктет резко отделяет дух от тела: тело состоит из грязи и праха, оно подвластно внешней необходимости; душа же свободна и подвластна лишь богу.

    О добродетельной жизни
    Добродетельная жизнь есть совершенное осуществление человеческой природы. Совершенно по природе то, что соответствует своему назначению. «Ты — человек, то есть смертное живое существо, способное пользоваться представлениями разумно. А что значит разумно? Согласно с природой и совершенным образом». Нельзя желать, чтобы вещи существовали иначе, — надо, чтобы индивидуум обретал гармонию с Логосом вселенной. С точки зрения Эпиктета, «главное – иметь здравые представления о бытии богов и их мудром управлении Вселенной».

    О философии и философах
    По Эпиктету, человеческие существа – единственные в мире, обладающие логосом, задающим цель жизни – обретение добродетели, согласной с разумом. В пределе своем именно такую модель существования и представляет жизнь философов. Понимание и здравые представления приходят вместе с постижением истинной природы мира и подлинной природы человека. Такое понимание, считал Эпиктет, предполагает постоянные упражнения в его обретении: «Мудрым можно назвать человека только тогда, когда он не только разумно рассуждает, но и на деле старается поступать согласно тому, что он говорит «.

    О свободе
    Главная задача Эпиктета — научить, как при любых обстоятельствах сохранять свободным свой внутренний мир. Основное, из чего следует исходить: боги дали нам во власть не внешнее — тело, имущество, близких, жизнь, а лишь нашу способность выносить на основе внешних впечатлений правильные суждения, дали свободу выбора и отказа, желания и отвращения. Пользуясь этой способностью, человек будет свободен, он не будет ни к чему привязываться и будет все воспринимать как волю богов.»Подчиниться божьей воле, исполнить ее — значит быть свободным».

    Цитаты

    Человек получил от Бога самые лучшие духовные способности: Разум, Мужество и Смирение. Пойми это и скажи в душе своей: «Пошли мне, Господи, все, что Ты хочешь! Ты дал мне такие пособия, с которыми я могу справиться со всякими случайностями».
    А ты вместо этого постоянно боишься, как бы не случилось с тобою того или другого, жалуешься или плачешь, когда с тобою случается то, чего тебе не хочется, и укоряешь судьбу. Судьба же так устроила тебя, что ты можешь уразуметь смысл жизни, и если захочешь терпеть и любить, то никто не в силах помешать тебе в этом.

    •   •   •

    Почему краснеет и бледнеет человек, играющий на гуслях или поющий перед большой толпой народа? Потому что он хочет не только хорошо сыграть или спеть, но чтобы и люди похвалили его. Но это зависит не от него, а от слушателей. И вот он беспокоится о том, чем не может распоряжаться сам и мучит себя совершенно понапрасну, беспокоясь не о деле своем, а о похвале людской, которая не в его власти.

    •   •   •

    Нет такого крепкого и здорового тела, которое никогда бы не болело; нет таких богатств, которые бы не пропадали; нет такой высокой власти, под которой не подкашивались бы. Одна только душа человека безопаснее всякой неприступной крепости.

    •   •   •

    Неужели ты думаешь, что потери бывают только вещественные? Нет, есть потери худшие — потери духовные. Теряются и чистые помыслы, и хорошие желания и доброе поведение; и людям, потерявшим все это, всегда бывает скверно.

    •   •   •

    Если бы тебя усыновил царь, твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын божий?

    •   •   •

    Истинно мудрый человек всегда скромен и не старается прослыть мудрецом.


    написать администратору сайта