Eric Berne What Do You Say After You Say Hello!
Скачать 1.29 Mb.
|
СЦЕНАРНЫЙ ВОПРОСНИК Определение сценария Чтобы определить, является ли тот или иной набор трансакций игрой, обычно мы ищем особые его характеристики. Если налицо, например, ловушка, стремление к выигрышу, то мы определяем это как игру. Если к тому же мы проводим структурный анализ, показывающий какие состояния Я активны в этих трансакциях, и даем практический анализ, демонстрирующий, как началась игра и чего игрок намерен в ходе ее добиться, можно сказать, что мы не только индентифицируем игру, но и понимаем ее. Моменты, необходимые для понимания игры, можно систематизировать, составив перечень необходимых вопросов. На этом перечне может основываться формальный анализ игр. Такой перечень - это анатомия игры, представляющей собой малый фрагмент жизни. *Анатомия* *сценария* - это уже не малый фрагмент, а весь ход человеческой жизни от рождения (или даже раньше) до смерти (или даже позже) - разумеется более сложна. Игру можно сравнить с движением запястья, в котором участвуют только восемь косточек и дополнительно вовлекаются еще семь косточек. А сценарий сравним с восхождением на горную вершину, когда активизируется вся скелетная система. Поэтому перечень вопросов к сценарию будет содержать больше пунктов, чем перечень вопросов к игре. Но все равно составление такого вопросника - один из способов понять, как слагается сценарий. Прежде всего нужно определить, что такое сценарий, иначе мы просто не сможем его идентифицировать. Любое определение может пересматриваться по мере развития наших знаний. Игровая теория ныне - это как бы надежно сработанный велосипед, который можно смело использовать для коротких поездок. Сценарная же теория - это одноцилиндровый экипаж 1900 года, который еще неизвестно, заведется ли, и поедет ли, когда будет нужно хозяину. Скептик может сказать: "Не мучайся, возьми лошадь" (или найми извозчика), и даже может потребовать, чтобы впереди с красным флажком шел традиционный психотерапевт, предупреждая об опасности мирных, ничего не подозревающих граждан. Нижеследующее определение, исходящее из нынешнего уровня наших представлений, поможет отличить сценарий от несценария. Сценарий - это программа поступательного развития, выработанная в раннем детстве под влиянием родителей и определяющая поведение индивида в важных аспектах его жизни. Далее определим с помощью стандартных словарей (с необходимыми пояснениями), что означает тот или иной термин в нашей дефиниции. *Программа* - план или расписание, которому следуют. Это значит имеется план, представляющий собой схему действия, проект, или же способ, которым предполагается осуществить определенное действие, а также расписание, порядок его осуществления. Основу или костяк плана можно найти в определенной волшебной сказке. *Поступательный* - постоянно движущийся вперед. Предполагается необратимость, движение только в одну сторону. Каждый шаг приближает к цели. *Влияние* *родителей* - реальные взаимодействия (трансакции) с родителями (или их эквиваленты). Значит, влияния осуществляются особым, доступным наблюдению образом в особые моменты времени. *Определяющий* - человек следует указаниям, но свободен выбирать в тех ситуациях, к которым указания не относятся. В некоторых случаях реализуется особое указание - "Переверни карту" (то есть перфокарту с программой), что означает: "В таких ситуациях делай противоположное тому, чему тебя учили". Так что "бунт", когда он случается, на самом деле - часть сценария. Это не то же самое, что автономия, которой добиваются, разорвав "карту" и отбросив ее прочь. *Важнейшие* (по меньшей мере) *аспекты* - брак, воспитание детей, развод, способ смерти (если он избирается). Испытаем это определение, проверив, можно ли с его помощью выявить несценарий. Несценарным будет поведение, результат которого можно изменить (то есть обратимое), осуществляющееся не по плану, сформированное позже, чем в раннем детстве и не под влиянием родителей. Это описание автономного поведения, которое на самом деле прямо противоположно сценарному. Ведь автономный индивид способен побороть свои страхи, обиды, сомнения, чувство неполноценности и, не фиксируясь на прошлом, начать сначала вместо того, чтобы, следуя родительским директивам, собирать "купоны" и использовать их для оправдания собственного поведения в таких важных делах, как брак, дети, развод и смерть. Определяя, что есть сценарий, мы одновременно определяем, что есть несценарий. Значит, наша дефиниция работает. Так, если мы обнаружим, что поведение индивида в важных аспектах его жизни определяется программой поступательного развития, выработанной в раннем детстве под влиянием родителей, то смело можно говорить, что мы идентифицировали сценарий. Все описанное можно свести к формуле наподобие той, что была составлена для игр. Вот формула сценария: РРВ - Пр - Сл - ВП - Итог, где РРВ - раннее родительское влияние, Пр - программа, Сл - склонность следовать программе, а ВП - важнейшие поступки. Если какой-то фрагмент или аспект поведения укладывается в эту формулу, значит он - элемент сценария, если не укладывается - не элемент сценария. Всякое сценарное поведение ложится в эту формулу, всякое другое - не ложится. Например, простейшие рефлексы программируются нервной системой, а не ранним родительским воздействием (то есть РРВ отсутствует); индивид может следовать программе, то есть реагировать определенным образом на удар молоточком по коленному сухожилию, но это ведь не Важный его Поступок (ВП отсутствует). Если уже в зрелом возрасте человек привык выпивать на вечеринках, это значит, что он склонен следовать чужим моделям. Но если это не часть его программы, предполагающей превращение в алкоголика (Пр отсутствует), то выпивка не станет для него Важным Поступком (ВП отсутствует) и не окажет влияния на жизненные итоги - брак, воспитание детей, способ смерти. Если родители старательно приучали сына к мошенничеству, а он вырос и мошенником не стал (Сл отсутствует), то его Важные Поступки несценарны. Если ребенок скитается от одного временного дома к другому, меняя приемных родителей, значит его РРВ противоречивы, а программа неопределенна (Пр отсутствует); он может стараться следовать ей изо всех сил, но может никогда не жениться, не поднять своих детей, не принять важных решений и не совершить Важных Поступков (ВП отсутствует). Эти примеры показывают, как применять элементы формулы к реальной жизни. Коленный рефлекс не предполагает РРВ, выпивка на вечеринке - не часть Пр, в отказе мошенничать есть РРВ и Пр, но нет Сл, сирота избегает ВП. Сценарная формула, следовательно, дает возможность идентифицировать сценарий, так же как игровая формула - идентифицировать игру. Надо заметить, что формула эта применима только к сценарным индивидам. Поведение автономной личности невозможно свести к формуле, такой человек принимает собственные решения по собственным основаниям, которые могут изменяться в зависимости от ситуации. Как проверить сценарий? Если сценарий диагностирован, то должны обнаружиться некоторые его элементы, поддающиеся количественной трактовки. Например, сколько процентов женщин носят красные шапочки? У многих ли мальчиков-с-пальчиков в самом деле длинные белокурые волосы? Это все относится к области теории вероятностей, цель этих вопросов - выявить сущностные черты сценариев, что поможет точнее поставить диагноз. В случае Красной Шапочки (КШ), например, диагностические критерии таковы: 1) y матери КШ должна была быть на посылках: постоянно бегать к бабушке; 2) во время ее визитов дедушку привлекала ее наивность; 3) в дальнейшей жизни именно ее выбирают, когда нужно послать кого-то с поручением; 4) она должна с подозрением относиться к мужчинам ее возраста и с любопытством - к мужчинам гораздо более старшим; 5) она должна обладать своего рода наивной отвагой, будучи уверенной: если попадет в беду, спаситель всегда найдется. Когда реальный случай удовлетворяет этим пяти критериям, то мы считаем диагноз КШ оправданным. Тогда можно уверенно предсказать: на пути пациентки будут постоянно попадаться пожилые мужчины, она будет жаловаться, что они делают ей гнусные предложения, будет искать, кто бы спас ее от грязного старикашки, а потом хохотать, оставив старикашку с "носом". Но все равно остается множество вопросов. Все ли женщины, удовлетворяющие этим критериям, имеют привычку собирать цветы в лесу? Что еще можно добавить к списку критериев? Есть ли в нем лишнее, то есть то, что можно опустить, не влияя на точность предсказаний, и какой минимальный набор признаков, позволяющий предсказать и все остальные, и сам итог сценария? Какова корреляция признаков? Все ли женщины, удовлетворяющие этим пяти критериям, остаются старыми девами, или они живут разведенными? Такой факторный анализ очень помог бы уяснить степень надежности и полезности сценарного анализа. Критерии КШ в основном "субъективны". Но в сценариях имеются и объективные переменные. Один из них - семейные ситуации. Лучше всего их изучать по "сценарным семьям". В этом смысле показательны имена детей, данные в честь родителей или других членов семьи. Родители ожидают, что ребенок будет похож, например, на прадедушку и дают малышу его имя. Это все равно, что сказать: "Я программирую тебя, чтобы ты был похож на отца (мать, деда, бабку и т.д.)". Когда человек с именем, повторяющимся y его предков, приходит к психиатру, то почти сразу можно заключить, что он изнывает под бременем сценария (это характерно для психиатрических пациентов). Важно также посмотреть, не говорит ли имя пациента о природе сценария. Если да, то такие пациенты - просто находка для психотерапевта с точки зрения выяснения соответствующих закономерностей. Другая сценарная закономерность - повторяющиеся браки и разводы, которые не только объективно фиксируются, но и могут быть сосчитаны. Один- два развода можно считать независимыми от материнского сценария, но если их больше, психотерапевт неизбежно столкнется с тем, что чем чаще разводилась мать, тем больше вероятность, что дочь пойдет по ее стопам. Похожая закономерность прослеживается и тогда, когда мать часто попадает в тюрьму или в больницу для алкоголиков. Социологи утверждают. что все это определяется социально-экономическими факторами, но если брать тюрьму отдельно и больницу отдельно, то дело выглядит сложнее: может вместе это и определяется каким-то независимым образом "социально-экономическими факторами", но там, где есть выбор, некоторые семьи предпочитают одно, некоторые - другое. Нам сейчас неважно, нарушал пациент закон или пил - конкретная природа этих действий играет второстепенную роль в сценарии. Мы хотим знать, по сценарию ли он воровал, пил, разыгрывал игры ("Полицейские и Воры" и "Алкоголик"). Вопрос состоит в том, воровал он и пил достаточно много не для того ли, чтобы попасть в тюрьму или в больницу. Профессиональный вор или любитель выпить может с удовольствием играть в эти игры в молодости, а умереть богатым и счастливым человеком. Это один сценарий. Вор и пьяница могут быть неудачниками и кончить жизнь в казенном доме. Это совсем другой сценарий. С точки зрения сценарного анализа важен не сам акт, а реакция на него и общий итог, ибо именно это важно для самого индивида и тех, кто его окружает. Еще одна сценарная область - смерть. Здесь важно, когда человек ожидает (или чувствует, чего от него ожидают), что он умрет в том же возрасте, в каком умер его родитель того же пола. Кажется, что смерть отца в определенном возрасте воспринимается сыном как собственный приговор - умереть в том же возрасте или раньше. Это справедливо и по отношению к матерям и дочерям. Это конечно, субъективный показатель, но здесь имеются цифры, легко поддающиеся проверке. Более объективным показателем является возраст, в котором предпринимались попытки самоубийства, соотнесенный с возрастом, в ко тором умирали родители и близкие родственники. Эти и упоминавшиеся выше отношения между родителями и детьми подталкивают нас к необходимости однозначного вывода. Ребенок, названный по имени другого члена семьи, либо следует, либо не следует сценарию своего тезки; пациент либо следует, либо не следует родительскому сценарию в том, что касается брака, развода, тюрьмы или больницы, он либо ожидает, либо не ожидает смерти в том же возрасте, что и его умерший родитель. Проблема сценария имеет решающее значение для человеческой жизни - весь смысл жизни зависит от того, как она будет решена. Если мы строим свои поступки свободно, это одно дело. Если же мы проводим большую часть жизни и решающие ее мгновения, выполняя инструкции, полученные в младенчестве и раннем детстве, хотя и питаем при этом иллюзию свободы собственной воли, то это совсем другое дело. Необходимо изучение по крайней мере десятка тысяч случаев, чтобы получить однозначное решение этой фундаментальной дилеммы. Выводы, сделанные на основание менее масштабного изучения, будут скорее любезной уступкой какой-то из точек зрения, чем твердым научным убеждением. В качестве пособия практикам, где бы они ни работали, мы даем перечень сценарных вопросов, предназначенных для того, чтобы получить максимум информации по каждой из многочисленных тем, раскрыть которые необходимо, чтобы составить ясное представление о сценарии. Сценарный вопросник Чтобы ясно представить себе сценарий, мы должны понять каждый его аспект, историю этого аспекта и его связь со всеми другими аспектами. Это удобнее всего делать, располагая сценарные проблемы в хронологическом порядке. По каждой теме дается 1 вопрос, позволяющий извлечь максимум возможной информации. Включены также дополнительные вопросы, помогающие, когда нужен более углубленный анализ какой-то из тем. Альтернативные вопросы даются для тех случаев, когда основные либо нельзя задать, либо на них трудно осмысленно ответить. Порядок вопросов соответствует расположению материала в книге. "Р" после номера вопроса означаем что вопрос адресуется не самому пациенту, а его родителям. I. Дородовые воздействия 1. Каков был образ жизни ваших прародителей (дедушек и бабушек)? 2. Какова ваша позиция в семье? а) назовите дату вашего рождения; б) назовите дату рождения родившихся перед вами брата или сестры; в) назовите дату рождения следующего за вами брата или сестры; г) имеется ли y вас особый интерес к датам? 3(Р). Сколько y вас братьев и сестер? а) сколько детей ваш Родитель (Взрослый, Ребенок) хочет (предполагает) иметь? б) сколько детей хотели иметь ваши родители? в) имеется ли y вас особый интерес к датам? 4. Вы были желанным ребенком? 5 (Р). Он был y вас желанным ребенком? а) планировалось ли его появление? б) когда и где он был зачат? в) были ли попытки избавиться от беременности? г) как вы относитесь к сексу? 6. Как мать отнеслась к вашему рождению? 7. Кто присутствовал при вашем рождении? а) прибегали ли при вашем рождении к кесареву сечению или наложению щипцов? 8. Вы знакомы со своим свидетельством о рождении? 9. Кто выбрал вам имя? 10. В честь кого вы были названы? 11. Каково происхождение вашей фамилии? 12. Как вас звали а детстве? а) каково ваше детское имя? б) было ли y вас прозвище в детстве? 13. Как звали вас товарищи в школе? 14. Как вас сейчас зовут друзья? а) как вас сейчас зовут мать, отец? II. Раннее детство 1. Как отец и мать учили вас вести себя за столом во время еды? а) что говорила ваша мать, когда кормила младенца (брата или сестру)? 2 (Р). Что происходило, когда вы кормили грудью своего ребенка? а) что вы ему говорили в это время? 3. Кто учил вас пользоваться горшком и делать свой туалет? 4. Как вас учили пользоваться горшком и привыкать к туалету; что при этом говорилось? а) что вообще говорили об этом ваши родители? 5 (Р). Когда и как вы приучали своего ребенка к горшку и туалету? а) что вы ему при этом говорили? 6. Часто вам давали в то время закрепляющее или слабительное? |