эссе. Михеева е.м. Эрих Фромм Эрих Зелигманн Фромм немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма
Скачать 17.18 Kb.
|
Эрих Фромм Эрих Зелигманн Фромм— немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне в семье ортодоксальных иудеев, чтивших ветхозаветные традиции, и окончил национальную школу, где общее образование было дополнено основами вероучения и религии. После школы Эрих поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию, защитил докторскую диссертацию. Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте, после чего в 1925 году смог открыть собственную частную практику. Эрих Фромм работал практикующим психоаналитиком 35 лет. Общение с пациентами дали философу богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики, которому он подвел итог к 1932 году. А в 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер. Фромму как еврею пришлось уехать из страны – он перебрался сначала в Женеву, а затем в Америку, где он преподавал в Колумбийском университете. В связи с этим Фромм стал писать свои труды на английском языке. Эрих Фромм причастен к созданию Нью-йоркского отделения Вашингтонской школы психиатрии и Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта. Преподавал в различных вузах США и Национальном автономном университете Мексики. В 1960 году Фромм вступил в Социалистическую партию США и написал её Программу. Был противником капиталистической системы, выступал с ее критикой, в 1962 году участвовал в качестве наблюдателя на конференции по разоружению в Москве. Правда, конкретная социалистическая система ему тоже не очень понравилась – Фромм писал: "...советские коммунисты и западные социал-реформисты превратили социализм в материализм, цель которого — достижение всеобщего блага...". Как и большинство психоаналитиков с мировыми именами, Эрих Фромм "дошел" до российского читателя после перестройки. Наиболее популярна в нашей стране его книга "Искусство любить. Исследование природы любви". Эрих Фромм перенес три инфаркта и умер в Швейцарии в 1980 году за несколько дней до 80-летия. С течением времени большее значение приобрели не политические "левые" идеи Фромма, а его философское гуманистическое наследие. Фромм как психоаналитик полагал, что классический психоанализ познает природу человека, но не увеличивает представления о том, как человек должен жить и что должен делать. По его мнению, Фрейд уделил недостаточно внимания проблемам этики. Фромм "спорил" с основателем психоанализа в том, что нельзя понять человека, если рассматривать его с точки зрения сексуальных влечений, а не во всей целостности. "Человеческая натура — страсти человека, и тревоги его — продукт культуры, - писал Эрих Фромм. …Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить". Этому вопросу Фромм посвятил книгу "Бегство от свободы", где исследовал такой бич западной культуры, как стремление к индивидуальности – ведущее к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Вторая книга, "Человек для самого себя", была продолжением темы "Бегства от свободы". Фромм рассматривал в ней проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации. Неврозы он видел симптомом моральной несостоятельности, а не медицинских факторов. Как философ Фромм считал главной моральной проблемой современности безразличие человека к самому себе, а задачей гуманистического психоанализа – раскрытие человеком правды о самом себе. Она такова: человек – единственное существо, наделённое совестью, а любовь суть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумствам. Из этой теории Фромм выводил необходимость в изменении образа жизни, основанном на готовности человека отказаться от различных форм обладания, чтобы быть самим собой. Для него гуманистический психоанализ должен был быть нацелен на оптимальное развитие способностей и задатков человека. Психоаналитик, в глазах Фромма, должен был быть пациенту не наставником по приспособлению, а "целителем души". Экстраполируя это видение на весь комплекс социальных, культурных и религиозных представлений и систем воспитания, он считал ключевой задачей человечества привести общество к истинным гуманистическим религиям: способным раскрыть человеческие силы и стать реальным ответом на потребность человека в равновесии и гармонии его мира. Как большинство философских концепций, идеи Эриха Фромма выглядят несколько наивными в силу своей прекраснодушности и веры в то, что каждый человек способен сознательно изменяться к лучшему. Но именно этим его воззрения всегда актуальны – как один из нравственных ориентиров в "бушующем мире". |