Главная страница

Диплом м. Эрих ФроммИскусство любить


Скачать 0.53 Mb.
НазваниеЭрих ФроммИскусство любить
АнкорДиплом м
Дата05.06.2022
Размер0.53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFromm_Ye._Iskusstvo_Lyubit.a4.pdf
ТипДокументы
#570383
страница8 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
веры.
Что такое вера Должна ливера обязательно быть верой в Бога или в религиозные доктрины Обязательно ливера противостоит разуму и рациональному мышлению или отделена от них Чтобы разобраться в проблеме веры, нужно с самого начала провести границу между рациональной и иррациональной верой. Под иррациональной верой я понимаю верование (в человека или в идею, основанное на подчинении иррациональному авторитету.
Рациональная вера, напротив, есть убеждение, корни которого – в нашем собственном переживании мысли или чувства. Рациональная вера – это прежде всего не только верование во что-то, но особая убежденность и твердость, присущие нашим убеждениям. Вера, в отличие от верования во что-то конкретное, – это особая черта характера, охватывающая личность в целом.
Корни рациональной веры – в плодотворной умственной и эмоциональной деятельности. Для рационального мышления, в котором вере, казалось бы, нет места, рациональная вера является важным компонентом. Как, например, ученый приходит к новому открытию?
Начинает ли он с того, что проводит опыт за опытом, собирает факт за фактом, не имея представления о том, что он надеется выяснить Действительно, важные открытия в какой бы тони было области редко совершаются подобным образом. Но люди не приходят к важным выводами тогда, когда просто следуют за своей фантазией. Процесс творческого мышления в любой области человеческой деятельности часто начинается с того, что можно было бы назвать рациональным прозрением, которое само по себе есть результат того, что человек до этого много занимался, размышлял, наблюдал. Когда ученому удается собрать достаточно данных или описать свое открытие в математических формулах, чтобы сделать первоначальное видение наиболее адекватным, можно сказать, что он пришел к предварительной гипотезе. Тщательный анализ этой гипотезы, позволяющий глубже понять ее смысли накопление данных, говорящих в ее пользу, ведут к более адекватной гипотезе и, возможно, к тому,
что эта гипотеза станет впоследствии составной частью некоторой общей теории.
История науки изобилует примерами веры вразуми предвидения истины. Коперник,
Кеплер, Галилей и Ньютон были полны непоколебимой веры в разум. За это был сожжен на костре Бруно, за это был отлучен Спиноза. На каждой ступени – от рационального прозрения до создания теории – необходима вера вера в предвидение как в сознательно и обоснованно преследуемую цель, вера в гипотезу как в вероятное и правдоподобное предположе-
Э. Фромм. Искусство любить»
61
ние и вера в окончательную теорию, по крайней мере до тех пор, пока эта теория не будет признана всеми. Источник этой веры – наш собственный опыт, уверенность в могуществе наших мыслей, наблюдений и суждений. Если иррациональная вера – это когда что-то воспринимается как правильное лишь потому, что так считают авторитеты или большинство,
то корни рациональной веры – в самостоятельной убежденности, основанной на собственных плодотворных наблюдениях и размышлениях, вопреки мнению большинства.
Мысль и суждение – не единственные области, где проявляется рациональная вера. В
сфере человеческих отношений вера является неотъемлемым качеством всякой настоящей дружбы или любви. Верить в другого человека – значит быть уверенным в его надежности ив неизменности главных его установок, в неизменности сути его личности и любви. Яне хочу этим сказать, что человек не должен изменять свои мнения, но его основные мотивы остаются неизменными такие принципы, как, например, уважение к жизни и к человеческому достоинству, составляют часть его самого и не поддаются изменениям.
В таком же смысле мы верим ив себя. Мы осознаем существование нашего «Я»,
неизменной сути нашей личности, которая остается снами в течение всей нашей жизни,
несмотря на меняющиеся обстоятельства и некоторые перемены в мнениях и чувствах.
Именно эта суть составляет реальность, стоящую за словом Яна которой основана наша уверенность в своей индивидуальности. Если у нас нет веры в неизменность нашего «Я»,
наше чувство индивидуальности находится под угрозой, и мы попадаем в зависимость от других людей, чье одобрение становится основой нашего чувства индивидуальности. Только тот, кто верит в себя, способен быть верным другим, потому что только такой человек может быть уверен в том, что в будущем он останется таким же, как и сейчас, и что поэтому он будет чувствовать и действовать так, как сейчас. Вера в себя – условие нашей возможности обещать, а поскольку, как сказал Ницше, человек определяется способностью обещать, вера есть одно из условий человеческого существования. Что касается любви, то тут важно верить в свою собственную любовь, в ее возможность вызывать любовь у других, в ее надежность.
Другая сторона веры в человека – наша вера в возможности других. Самая примитивная форма, в которой существует эта вера, – это то, как мать верит в своего новорожденного ребенка верит, что он будет жить, расти, ходить и разговаривать. Однако развитие ребенка в этом смысле происходит настолько закономерно, что ожидание этого не требует, как кажется,
никакой веры. Другое дело, если речь идет о тех задатках, которые могут не развиться способность любить, быть счастливым, размышлять, а также особые способности и таланты.
Это семена, которые растут и проявляются только в благоприятных условиях, и если таких условий нет, они могут остаться в подавленном состоянии – как если бы их не было.
Самое важное из этих условий состоит в том, чтобы человек, который много значит для ребенка, верил в его возможности. Наличие такой веры составляет разницу между обучением и манипулированием. Обучать – значит помогать ребенку осознать свои возможности. Обучению противостоит манипулирование, основанное на отсутствии веры в то, что задатки ребенка разовьются, и на убеждении, что ребенок только тогда пойдет по верной дороге, когда взрослые вложат в него все желательное и подавят все, что кажется им нежелательным. Зачем верить в робота, он жене живой.
Наивысшим проявлением веры в других является вера в человечество. В западном мире эта вера нашла выражение в иудеохристианской религии, а помимо религии ярко проявилась в гуманистических, политических и социальных идеях последних полутораста лет.
Подобно вере в ребенка, в основе этой веры лежит представление о том, что потенциальные возможности человека позволят ему при наличии определенных условий создать обще Слово education (обучение) происходит от e-ducere – букв. вести вперед или выявлять то, что потенциально присутствует Э. Фромм. Искусство любить»
62
ственный порядок, руководимый принципами равенства, справедливости и любви. До сих пор человек не смог создать такой порядок, и поэтому, чтобы быть убежденным в том, что ему удастся его создать, нужна вера. Но, как всякая рациональная вера, она не есть просто благое пожелание в основе этой веры лежат свидетельства прошлых достижений человека и внутренний опыт каждого индивида, его собственное ощущение своего разума и любви.
Корни иррациональной веры – в том, что человек подчиняется власти, которая ощущается как подавляюще сильная, всеведущая и всемогущая, и отказывается от своего собственного могущества и силы. Рациональная вера основана на противоположном переживании. Эта вера существует в нашем сознании, потому что возникает в результате наших собственных наблюдений и размышлений. Мы верим в возможности других, в наши возможности ив возможности человечества по той причине и лишь в той мере, в какой мы уже ощутили рост наших собственных возможностей, реальность нашего собственного роста,
силу нашего разума и нашей любви. Основа рациональной веры – плодотворность. Жить с верой – значит жить плодотворно. Отсюда следует, что верование во власть и использование власти противоположны вере. Верить в существующую власть равнозначно неверию враз- витие еще нереализованных возможностей. Это предсказание будущего, основанное исключительно на очевидном настоящем но оно оказывается серьезным просчетом, глубоко иррациональным в ошибочной недооценке развития человека и его возможностей. Рациональной веры во власть не бывает. Власти можно подчиняться или – для тех, кто ею обладает подчиняться стремлению ее сохранить. Хотя приумножение власти кажется самой реальной из всех реальностей, история показывает, что это самое непрочное из всех достижений человека. Поскольку вера и власть исключают друг друга, все религии и политические системы, которые первоначально были основаны на рациональной вере, приходят в упадок и постепенно теряют свою силу, если опираются на власть или вступают с ней в союз.
Вера требует мужества, способности рисковать, готовности терпеть даже боль и разочарование. Кто убежден, что главное условие жизни составляют благополучие и безопасность тот не может верить кто замыкается в системе защиты, в которой безопасность обеспечивается отдаленностью и собственностью, тот превращает себя в узника. Чтобы быть любимыми любить, нужно мужество, мужество придать некоторым ценностям исключительное значение, превышающее все остальное, – и ставить на эти ценности все.
Это мужество – совсем не то, о котором говорил знаменитый хвастун Муссолини, провозглашая лозунг жить в опасностях. Его мужество – это мужество нигилизма. Его корни в разрушительной установке по отношению к жизни, при которой человек готов отвергнуть жизнь, потому что неспособен любить ее. Мужество отчаяния противостоит мужеству любви также, как вера во власть противостоит вере в жизнь.
Можно ли найти применение вере и мужеству в какой-нибудь деятельности Конечно,
веру можно проявить в любой момент жизни. Вера нужна, чтобы вырастить ребенка чтобы заснуть вера нужна, чтобы начать любое дело. Но все мы привыкли к тому, что у насесть такая вера. Тот, у кого этой веры нет, страдает от излишнего беспокойства о своем ребенке,
или от бессонницы, или оттого, что он неспособен ник какой плодотворной деятельности;
он либо мнителен, боится вступать с кем бы тони было в близкие отношения, либо находится в подавленном состоянии, либо неспособен строить долговременные планы. Оставаться верным своему суждению о человеке, даже если общественное мнение или какие- то непредвиденные обстоятельства, казалось бы, опровергают его, твердо придерживаться своих убеждений, даже если они не общепризнаны, – все это требует веры и мужества. Воспринимать трудности, неудачи и печали в жизни как вызов, принимая и парируя который мы становимся сильнее, а не как несправедливое наказание, которого мы не заслуживаем, – все это тоже требует веры и мужества
Э. Фромм. Искусство любить»
63
Проявление веры и мужества начинается с повседневных мелочей. Прежде всего нужно заметить, где и когда теряется вера, проанализировать свои объяснения этой потери,
распознать трусливый поступок и то, как вы его объясняете, скрывая от себя его истинную природу. Понять, что, изменяя своей вере, вы всякий раз ослабляете свой духи что растущая слабость ведет к новому предательству итак далее – получается порочный круг. Потом вы поймете также, что, в то время как на сознательном уровне вы боитесь, что вас не любят, на самом деле вы боитесь любить, хотя обычно не осознаете этого. Любить – значит принять на себя обязательства, не требуя гарантий, без остатка отдаться надежде, что ваша любовь породит любовь в любимом человеке. Любовь – это акт веры, и кто слабо верит, тот слабо любит. Можно ли сказать больше о практике веры Может быть, кто-нибудь и сказал бы:
если бы я был поэтом или проповедником, я мог бы попытаться. Атак как я не поэт и не проповедник, я не стану даже пытаться сказать больше ноя уверен, что всякий, кто действительно в этом заинтересован, сможет научиться верить – также как ребенок учится ходить.
Подробного рассмотрения требует еще одна установка, необходимая для овладения искусством любить, поскольку она является основной в практике любви, – а до сих пор мы упоминали о ней лишь вскользь. Я имею ввиду деятельность. Выше я уже отмечал, что под деятельностью понимается неделание чего-либо», а внутренняя активность, плодотворное применение своих сил. Любовь – это деятельность любя, я постоянно проявляю к любимому человеку активный интересно не только к нему или к ней. Яне смогу деятельно относиться к любимому человеку, если я буду ленив, если я не буду постоянно чуток,
бдителен, активен. Единственное состояние, для которого характерно бездействие, – это сон;
в состоянии бодрствования не должно быть места для лени. Парадоксальность ситуации, в которой находятся в наше время многие люди, состоит в том, что они полуспят бодрствуя и полубодрствуют во сне или когда хотят спать. Полное бодрствование создает условия для того, чтобы вам не было скучно ивы небыли скучны, – ив самом деле, не скучать и не надоедать составляет главное условие для того, чтобы любить. Проявлять активность мысли,
чувства, в течение всего дня чутко все видеть и слышать, избегать внутренней лени – проявляется ли она в пассивности и накопительстве или в откровенной трате времени впустую составляет необходимое условие овладения искусством любить. Было бы иллюзией верить,
что можно так разделить свою жизнь, чтобы жить плодотворно в любви и неплодотворно в остальных сферах жизни. Плодотворность не допускает такого разделения труда. Способность любить требует энергии, состояния бодрствования, высокой жизнеспособности,
которые могут возникнуть только в результате плодотворной и активной ориентации личности во многих других сферах жизни. Если человек не является плодотворной личностью в других сферах, он не будет плодотворными в любви.
Разговор об искусстве любить нельзя ограничить рамками сферы приобретения и развития личностью описанных в этой главе черт характера и установок. Сфера личного неразрывно связана со сферой общественного. Если любить означает относиться ко всем с любовью, если любовь – это черта характера, то она должна обязательно присутствовать во взаимоотношениях человека не только со своей семьей и с друзьями, но и с теми, с кем вы общаетесь на работе, по деловым вопросам, в кругу людей вашей профессии. Между любовью к своими любовью к чужим не существует разделения труда. Напротив, наличие последнего – условие существования первого. Воспринять эту точку зрения со всей серьезностью означает, в сущности, коренным образом изменить привычные общественные отношения. О религиозном идеале любви к ближнему говорится много громких словно фактически наши взаимоотношения в лучшем случае определяются принципом справедливости. Относиться друг к другу справедливо – значит исключить хитрость и обман при В английском тексте – activity, что означает не только деятельность, но и активность. – Примеч. пер
Э. Фромм. Искусство любить»
64
обмене товарами и услугами и при обмене чувствами. Принцип Я даю тебе столько же,
сколько ты даешь мне – как в материальных благах, таки в любви – является преобладающим этическим принципом в капиталистическом обществе. Можно даже сказать, что развитие этики справедливости – заслуга этики капиталистического общества.
Такое положение вещей объясняется самой природой капиталистического общества.
В докапиталистических обществах обмен товаров определялся или просто силой, или традицией, или личными узами любви и дружбы. При капитализме все определяется обменом на рынке. Идет ли речь о рынке товаров, либо о рынке рабочей силы, либо о рынке услуг,
каждый обменивает то, что он хочет продать, на то, что он хочет приобрести, согласно условиям рынка, не применяя ни силы, ни хитрости.
Этику справедливости легко спутать с этикой золотого правила. Принцип Как хотите,
чтобы с вами поступали люди, так поступайте ивы сними (Мф. 7:12) – можно истолковать в смысле Будь честен в обмене с другими. На самом же деле этот принцип первоначально был сформулирован как более общедоступный вариант ветхозаветного изречения Возлюби ближнего твоего, как самого себя. В действительности иудео-христианские нормы братской любви коренным образом отличаются от этики справедливости. Любить ближнего значит чувствовать ответственность за него и ощущать себя единым с ним, в то время как этика справедливости означает не чувство ответственности и единства, а далекие, отчужденные отношения она предполагает уважение прав ближнего, ноне любовь к нему. Неслучайно золотое правило стало в наше время самой распространенной религиозной макси- мой это оттого, что при толковании в смысле этики справедливости оно всем понятно, и все охотно ему следуют. Но практика любви должна начинаться с осознания различия между справедливостью и любовью.
Здесь, однако, возникает важный вопрос. Если все устройство нашего общества и нашей экономики основано на том, что каждый ищет выгоды для себя, если его руководящим принципом является эгоцентризм, смягченный лишь этическим принципом справедливости, то как может человек заниматься делами, жить и действовать в рамках существующего общественного строя ив тоже время по-настоящему любить Разве последнее не означает,
что нужно отказаться от всех мирских интересов и разделить жизнь бедняков Христианские монахи и такие люди, как Лев Толстой, Альберт Швейцер и Симона Вей, подняли этот вопрос и ответили на него решительным образом. Есть еще и другие, разделяющие мнение о принципиальной несовместимости любви с обычной мирской жизнью в нашем обществе.
Они приходят к выводу, что говорить о любви сегодня – значит лишь участвовать во всеобщем обмане они заявляют, что в сегодняшнем мире любить может только мученик или сумасшедший, а значит, весь разговор о любви не более чем проповедь. Эта вполне приемлемая,
заслуживающая уважения точка зрения с готовностью предоставляет рационалистическое объяснение цинизму. В самом деле, ее безоговорочно разделяет средний человек, который думает Яне против того, чтобы быть хорошим христианином, но если бы я относился к этому серьезно, то мне пришлось бы голодать. И радикально настроенные, и средние люди представляют собой автоматы, неспособные любить, и разница между ними лишь в том, что последние этого не понимают, в то время как первые это знают и считают этот факт
«исторической необходимостью».
Я убежден, что признание абсолютной несовместимости любви и нормальной жизни справедливо только в отвлеченном смысле. Принцип, на котором основано капиталистическое общество, и принцип любви несовместимы. Но современное общество, взятое конкретно, представляет собой многогранное явление. Продавец ненужного товара, например,
не может экономически существовать без лжи опытный же рабочий, химик или врач –
62
Ср. работу Герберта Маркузе Социальные предпосылки психоаналитического ревизионизма
Э. Фромм. Искусство любить»
65
может. Точно также фермер, рабочий, учитель и многие бизнесмены могут попытаться любить, не переставая существовать экономически. Даже признав, что принцип капитализма несовместим с принципом любви, нужно согласиться стем, что капитализм по сути представляет собой сложную и постоянно меняющуюся структуру, допускающую все же достаточно «неконформизма» и свободы личности.
Я не хочу этим сказать, однако, что существующий порядок должен продолжаться бесконечно и что нужно в тоже время надеяться на осуществление идеала любви к ближнему.
Люди, способные любить при существующем социальном строе, встречаются неизменно в виде исключения в современном западном обществе любви, как правило, отводится последнее место. Не столько из-за того, что возникновению любви мешают многочисленные другие дела, сколько из-за того, что дух общества, сосредоточенного вокруг производства и жаждущего только потребления, таков, что только «не-конформист» может противостоять этому духу. Тот, кто серьезно относится к любви как к решению проблемы человеческого существования, должен в этом случае прийти к выводу, что, для того чтобы любовь стала социальным, а неглубоко индивидуалистическим явлением, которое отодвигается обществом на задний план, необходимы важные и радикальные изменения в нашей социальной структуре.
В рамках этой книги можно лишь указать на общее направление таких изменений. Во главе нашего общества стоит управленческая бюрократия, профессиональные политики люди действуют под влиянием массового внушения, их цель и самоцель – больше произвести и больше потребить. Всякая деятельность подчинена экономическим целям, средства стали целями человек стал автоматом – сытыми одетым, но лишенным всякого интереса к своим специфически человеческим качествами функциям. Если человек способен любить, он должен занять свое верховное место. Неон должен служить экономической машине, а она ему.
Он должен быть наделен способностью разделять скорее переживание и труд, нежели в лучшем случае прибыль. Общество должно быть устроено так, чтобы социальная, «любящая»
сущность человека была неотделима от его жизни в обществе, составляла с ней одно целое.
Если верно, что любовь, как я попытался показать, является единственно здравыми адекватным решением проблемы человеческого существования, то всякое общество, которое так или иначе ограничивает развитие любви, неизбежно рано или поздно погибнет, придя в противоречие с основными потребностями человеческой природы. Разговор о любви – не только проповедь. По той простой причине, что это разговор о наивысшей и реальной потребности,
присущей каждому человеку. И то, что эта потребность скрыта, не значит, что она не существует. Анализ природы любви показывает, что любовь, как правило, отсутствует социальные условия, явившиеся причиной этого, заслуживают осуждения. Вера в любовь, возможную как общесоциальное, а не исключительно индивидуальное явление, есть разумная вера,
в основе которой – отражение самой сокровенной сущности человека В своей книге Здоровое общество я попытался рассмотреть этот вопрос подробно
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта