Главная страница
Навигация по странице:

  • Эрих Фромм Искусство любить. Любовь – искусство

  • Диплом м. Эрих ФроммИскусство любить


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеЭрих ФроммИскусство любить
    АнкорДиплом м
    Дата05.06.2022
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаFromm_Ye._Iskusstvo_Lyubit.a4.pdf
    ТипДокументы
    #570383
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    Эрих Фромм
    Искусство любить
    Текст предоставлен издательством «АСТ»
    http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=144951
    Эрих Фромм. Искусство любить АСТ, АСТ Москва Москва 2009
    ISBN 978-5-17-057714-9, 978-5-403-00382-7
    Аннотация
    Одна из самых известных работ Эриха Фромма – Искусство любить – посвящена непростым психологическим аспектам возникновения и сохранения человеком такого,
    казалось бы, простого чувства, как любовь.
    Действительно ли любовь – искусство Если да, то она требует труда и знаний. Или это только приятное ощущение?..
    Для большинства проблема любви – это прежде всего проблема того, как быть любимым, а не того, как любить самому
    Э. Фромм. Искусство любить»
    3
    Содержание
    I. Любовь – искусство. Теория любви 1. Любовь – разрешение проблемы человеческого существования 2. Любовь между родителями и детьми 3. Объекты любви. Любовь и ее разложение в современном западном обществе. Практика любви
    Э. Фромм. Искусство любить»
    4
    Эрих Фромм
    Искусство любить. Любовь – искусство?
    Действительно ли любовь – искусство Если да, то она требует труда и знаний. Или это только приятное ощущение, переживание которого – дело случая, состояние, в которое вы впадаете, если вам повезет В этой книжке мы исходим из первого допущения, в то время как большинство в наши дни, несомненно, принимает второе. Не потому, что эти люди не относятся к любви серьезно. Напротив, они жаждут любви, они смотрят бесчисленное множество фильмов о счастливой и несчастной любви и слушают сотни пошлых любовных песенок – однако вряд ли кто-нибудь из них догадывается, что в любви нужно чему-то еще и учиться. В основе такой установки лежит, как правило, одно или несколько предубеждений,
    поддерживающих ее. Для большинства проблема любви – это прежде всего проблема того,
    как быть любимым, а не того, как любить самому, то есть не проблема способности любить.
    Таким образом, вопрос для них в том, как сделать, чтобы их любили. К этой цели они стремятся по-разному. Один путь, особенно характерный для мужчин, состоит в том, чтобы преуспеть в жизни, добиться власти и богатства, насколько позволит социальное положение.
    Другой путь, предпочитаемый женщинами, – стараться быть привлекательной, следить за собой, хорошо одеваться и т. д. Есть и другие способы сделать себя привлекательными – ими пользуются и мужчины, и женщины выработать у себя хорошие манеры, научиться поддерживать разговор, быть отзывчивыми, скромными и тактичными. Многие способы заставить любить себя – те же, которые используются, чтобы добиться успеха, завоевать друзей и авторитет. В действительности большинство людей нашей культуры под способностью внушать любовь понимают некую смесь обаяния и сексуальной привлекательности (Второе предубеждение, стоящее за установкой, что в любви нечему учиться, – это допущение, что проблема любви есть проблема объекта, а не проблема способности. Принято думать, что любить просто, а найти достойный объект для любви или для того, чтобы быть любимым, – вот это трудно. Корни этой установки – в развитии современного общества. Прежде всего сыграло роль резкое изменение отношения к выбору объекта любви»,
    происшедшее в XX столетии. В викторианскую эпоху, как и во многих культурах, приверженных традициям, любовь не была непосредственным личным переживанием, которое могло привести затем к браку. Напротив, браки заключались по договору – или при посредничестве каких-либо почтенных семейств либо брачного маклера, или без посредников. Они заключались из соображений, социальных по своей природе. Что же касается любви, то предполагалось, что она появится и будет крепнуть после заключения брака. Однако за время жизни нескольких последних поколений в западном мире почти окончательно восторжествовала концепция романтической любви. В Соединенных Штатах хотя и сохраняется в какой-то мере представление о браке как о договоре, в тоже время большинство людей ищет романтической любви – личного переживания, которое должно привести затем к браку. Благодаря этой концепции свободы в любви, вероятно, и возвысилось значение объекта в противоположность значению функции.
    Тесно связана с этим фактором и другая характерная особенность современной культуры. Вся наша культура основана на страсти к приобретению, на идее взаимовыгодного обмена. Счастье для современного человека в том, чтобы стрепетом созерцать витрины В оригинале – fall into. См. сноску нас Примеч. пер
    Э. Фромм. Искусство любить»
    5
    магазинов и покупать все, что позволяют средства за наличные или в кредит. Он (или она)
    так же смотрит и на людей. Привлекательная девушка для мужчины или привлекательный мужчина для женщины – вещь, которую они хотят заполучить. Привлекательный обычно означает изысканный набор приятных качеств, пользующихся большим спросом на рынке личностей. Что именно делает человека привлекательным как физически, таки душевно, зависит от требований моды. В е годы привлекательной считалась пьющая и курящая девушка, физически крепкая и чувственная. Сейчас в моде хозяйственные и скромные. В
    конце XIX и начале нашего века мужчина должен был быть напористыми честолюбивым;
    сейчас, чтобы представлять привлекательный набор, он должен быть общительными терпимым. Влюбленность имеет смысл обычно лишь по отношению к такому человеческому товару, который нам по карману, на который мы можем обменять себя. Я стремлюсь вступить в сделку объект должен быть подходящим сточки зрения его общественной ценности ив тоже время должен хотеть меня, учитывая мои явные и скрытые достоинства и возможности. Итак, влюбляются друг в друга тогда, когда каждый из двоих чувствует, что нашел наилучший из имеющихся на рынке объектов с учетом своей собственной обменной ценности. Часто, как и при настоящей покупке, в сделке играют существенную роль скрытые возможности и качества, которые могут проявиться впоследствии. Когда речь идет о культуре, ориентированной на рыночные отношения, в которой материальное преуспеяние играет основную роль, нет причин удивляться, что и любовные отношения строятся по той же схеме обмена, господствующей на рынке товаров и рабочей силы.
    Третье заблуждение, приводящее к допущению, что в любви нечему учиться, – это смешение кратковременного начинательного переживания, обозначаемого словом влюбиться, и непрерывно длящегося состояния, обозначаемого словом любить. Когда двое,
    которые были чужими друг другу – как мы все, – вдруг преодолевают барьер и чувствуют,
    что они внезапно стали близкими и что они теперь одно, этот момент соединения – одно из самых волнующих, самых радостных переживаний в жизни. Это особенно прекрасно и удивительно для людей, которые были до этого замкнутыми в себе, одинокими и не знали любви. Это чудо внезапной близости часто облегчается, если оно вызывается или сопровождается половым влечением и физической близостью. Однако такая любовь по самой своей природе непрочна. По мере того как двое лучше узнают друг друга, их близость постепенно перестает быть чудом, ив конце концов их столкновения, разочарования и скука убьют все,
    что еще останется от первоначального восторга. Однако вначале они ничего этого не осознают на самом деле они принимают силу безрассудной страсти за доказательство силы своей любви, в то время как это свидетельствует лишь о том, насколько одиноки они были прежде.
    Эта установка – что нет ничего проще, чем любить, – представляет собой наиболее широко распространенную концепцию любви, несмотря на сокрушительную очевидность обратного. Едва ли найдется какой-нибудь другой род деятельности, такое начинание, за которое принимаются с такими ослепительными надеждами и которое при этом столь же неуклонно проваливается. Если бы речь шла о любой другой деятельности, люди стремились бы во чтобы тони стало выяснить причины неудачи и узнать, как можно их избежать, или просто перестали бы этим заниматься. Поскольку в случае любви последнее невозможно,
    здесь остается только один приемлемый способ избежать неудачи – исследовать ее причины и заняться изучением смысла любви.
    Первый шаг в этом направлении – уяснить себе, что любовь – это искусство, подобно тому как жизнь есть искусство если мы хотим научиться любить, мы должны поступать В оригинале – игра слов «falling» in love – влюбление, букв, впадение в любовь, и being in love, or as we might better say… «standing» in love – пребывание, или, лучше было бы сказать стояние в любви. – Примеч. пер
    Э. Фромм. Искусство любить»
    6
    так же, как если бы мы хотели овладеть любым другим искусством – например, музыкой,
    живописью, плотницким делом, медициной или инженерным искусством.
    Какие этапы нужно пройти при овладении искусством?
    Процесс овладения искусством можно разделить на две части постижение теории и закрепление практикой. Если я захочу научиться врачебному искусству, я должен сначала изучить человеческое тело и различные болезни. Получив эти теоретические знания,
    я никоим образом еще не могу считать себя компетентным в медицине. Я овладею этим искусством только после основательной практики, только тогда, когда в какой-то момент мои теоретические знания и практические навыки соединятся и породят интуицию, которая и составляет истинную сущность понимания любого искусства. Но кроме изучения теории и практики есть еще и третий фактор овладение искусством должно быть делом совершенно исключительной важности не должно быть на свете ничего важнее этого искусства. Это относится и к музыке, и к медицине, и к плотницкому делу, и – к любви. И может быть,
    именно в этом ответ на вопрос, почему в нашей культуре люди так редко пытаются постичь это искусство, хотя явным образом терпят неудачи как ни глубоко и как ни страстно жаждем мы любви, едва лине все остальное мы считаем более важным делом успех, престиж,
    деньги, власть – почти всю нашу энергию мы тратим на то, чтобы научиться достигать этих целей, и у нас почти не остается ресурсов на овладение искусством любить.
    Как же можно считать достойным познания лишь то, что может принести деньги или престижа любовь, которая приносит пользу только душе и бесполезна в современном смысле этого слова, считать роскошью, на которую мы не вправе тратить много сил Тем не менее это таки в дальнейшем я буду придерживаться упомянутого выше различения:
    сначала будет излагаться теория любви, что займет большую часть книги, затем мы кратко остановимся на практике любви – немного потому, что об этом, как и о любой практике,
    сказать можно лишь немного
    Э. Фромм. Искусство любить. Теория любви. Любовь – разрешение проблемы
    человеческого существования
    Всякая теория любви должна начинаться с теории человека, человеческого существования. Хотя и у животных мы можем обнаружить любовь или, скорее, нечто на нее похожее, однако привязанности животных относятся главным образом к области инстинктов но только остаточные обнаружения этих инстинктов можно наблюдать у человека. Для существования человека особенно важен тот факт, что он ушел из животного царства, из мира инстинктивной адаптации, перешел границу природы – хотя он при этом никогда ее не покидает он – часть природы, но все же, однажды оторвавшись от нее, он уже не может к ней вернуться если бы он, изгнанный однажды из рая – состояния первоначального единства с природой, – попытался вернуться, ему преградили бы путь херувимы с огненными мечами.
    Теперь можно идти только вперед, развивая свой ум, отыскивая новую гармонию – человеческую взамен безвозвратно утерянной гармонии наших «дочеловеческих» предков. Когда человек рождается – неважно, идет ли речь обо всем человеческом роде или об индивиде, он изгоняется из среды, столь же определенной, сколь конкретны инстинкты, и попадает в среду неопределенную, ненадежную, открытую. Он уверен только в прошлом, а что касается будущего, то он может быть убежден только в том, что рано или поздно он умрет.
    Человек наделен разумом он есть жизнь, осознающая себя он осознает себя и себе подобных, свое прошлое и свое возможное будущее. Это осознание себя как отдельной сущности, осознание краткости своего жизненного пути, осознание того, что он независимо от своей воли родился и против своей воли умрет того, что либо он умрет раньше тех, кого он любит, либо они умрут раньше него осознание своего одиночества и отчужденности,
    своей беспомощности перед силами природы и общества – все это превращает его одинокое,
    обособленное существование в настоящую каторгу. И если он не сможет освободиться от этой каторги, выйти на волю, не сможет объединиться каким-то образом с людьми и внешним миром, он сойдет с ума.
    Переживание отчужденности порождает тревогу, ив конечном счете тревога всегда происходит от этого. Быть отчужденным – значит быть отрезанным от мира, не имея возможности воспользоваться своими человеческими силами. Поэтому быть отчужденным – значит быть беспомощным, неспособным активно воздействовать на окружающий мирна вещи и людей это значит, что мир может посягнуть на мои права, а я не смогу защититься. Таким образом, отчужденность – источник внутреннего беспокойства. Кроме того, это порождает стыди чувство вины. Такое переживание вины и стыда в отчуждении описано в библейском рассказе об Адаме и Еве. Когда Адам и Ева вкусили от древа познания добра и зла»,
    когда они ослушались (когда невозможно ослушаться, нет ни добра, ни зла, когда они стали людьми, освободившись от первоначального животного единства с природой, то есть когда они родились как люди, открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги (Быт. 3:7), и им стало стыдно. Значит ли это, что в старой как мир легенде заключена ханжеская мораль века, и главное, о чем в ней рассказывается, – это смущение Адама и Евы из-за того,
    что были видны их гениталии Едва ли это так. И понимая эту легенду в викторианском духе, мы упускаем главное. А основное здесь, видимо, в том, что, осознав себя и друг друга,
    мужчина и женщина осознали свою обособленность и различие, обусловленное тем, что они принадлежат к разным полам. Но, признав свою обособленность и различие, они остались
    Э. Фромм. Искусство любить»
    8
    чужими, потому что еще не научились любить друг друга (что особенно ясно видно из того,
    что Адам оправдывается, обвиняя Еву, вместо того чтобы попытаться ее защитить).
    Осознание человеческой разобщенности без воссоединения любовью – вот источник
    стыда. И здесь же исток чувства вины и тревоги.
    Таким образом, самая глубокая потребность человека – это потребность преодолеть свою отчужденность, освободиться из плена одиночества. Абсолютная невозможность достичь этой цели ведет к безумию, потому что смятение полного одиночества можно преодолеть, лишь совсем уйдя от внешнего мира, так что чувство одиночества пройдет постольку, поскольку исчезнет сам этот внешний мир, от которого был отчужден индивид.
    Человек любой эпохи и любой культуры сталкивается с одними тем же вопросом:
    как преодолеть одиночество, как достичь единения, как выйти за пределы своей отдельной жизни и обрести воссоединение. Вопрос этот – один и тот же для первобытного пещерного человека, для кочевника, стерегущего свои стада, для египетского крестьянина, для финикийского купца, для римского солдата, для средневекового монаха, для японского самурая,
    для современного чиновника или рабочего. Вопрос один и тот же, потому что корни его одни и те же – положение человека, условия его существования. Но отвечают на этот вопрос по- разному. Ответом может быть культ животных, человеческие жертвоприношения, военные завоевания, роскошь и вседозволенность, аскетизм и самозабвенный труд, художественное творчество, любовь к Богу, любовь к Человеку. Хотя существует множество ответов – их перечень есть нечто иное, как человеческая история, – неверно было бы думать, что это множество необозримо. Напротив, как только мы отвлечемся от несущественных различий,
    мы обнаружим, что существует лишь ограниченное число ответов, которые когда-либо давались и которые только и могли возникать у людей, принадлежащих к различным культурам.
    История религии и философии есть история этих ответов, во всем их разнообразии и во всей их ограниченности.
    Ответ в большой мере зависит от степени самосознания индивида. У младенца осознание своего Я развито еще крайне слабо он еще ощущает себя неотделимым от материи пока мать с ним, он не чувствует отчуждения. Чувство одиночества у него снимается физическим присутствием матери, ее груди, ее кожи. И только когда ребенок достигает такой степени обособленности и индивидуальности, что физического присутствия матери для него уже недостаточно, – тогда рождается потребность преодолеть отчужденность как-то иначе.
    Точно также и весь человеческий род в младенческую пору своего развития еще ощущает себя единым с природой. Земля, животные, растения еще составляют мир человека. Он отождествляет себя с животными, и это выражается в ношении масок животных, в поклонении тотему-животному или богам в образе животных. Но чем больше человек освобождается от этих первичных уз, тем больше он обособляется от мира природы, тем сильнее становится потребность найти новые способы избежать одиночества.
    Один из путей достижения этой цели – всевозможные оргиастические состояния
    ,
    которые могут принимать форму аутогенного экстаза, иногда с помощью наркотических средств. Многие ритуалы первобытных племен дают яркую картину такого решения. В
    момент экзальтации внешний мир исчезает, и вместе с ним исчезает чувство отчужденности.
    Поскольку этот ритуал совершается сообща, возникает переживание слиянности с группой,
    что делает это решение еще более эффективным. Близко связано и часто сочетается с оргиастическим решением сексуальное переживание. Половой оргазм способен вызывать состояние, подобное экстазу или действию некоторых наркотических средств. Ритуал групповых сексуальных оргий был частью многих первобытных обрядов. По-видимому, после оргиастического переживания человек некоторое время не страдает так сильно от своей отчужденности. Постепенно напряжение и беспокойство усиливаются, и тогда его снова ослабляют повторением ритуальных действий
    Э. Фромм. Искусство любить»
    9
    Когда подобные оргиастические состояния обычны для всех членов племени, они не вызывают чувства вины или беспокойства. Поступать так считается правильными даже добродетельным, потому что так делают все, и это одобряется и предписывается знахарями и жрецами поэтому нет причин для чувства вины или стыда. Совсем иначе обстоит дело,
    когда такое решение избирает индивид, принадлежащий к культуре, где это не принято. В
    «не-оргиастической» культуре это принимает формы алкоголизма и наркомании. В противоположность тем, чье решение социально запрограммировано, такие индивиды страдают от чувства вины и угрызений совести. Стараясь избежать отчуждения в отрешенности опьянения, индивид ощущает одиночество еще сильнее, когда оргиастическое переживание проходит, ион вынужден вновь прибегать к этим средствам – все чаще и интенсивнее. Лишь немногим отличается от этого сексуально-оргиастическое решение. В какой-то степени это естественный и нормальный способ преодоления отчужденности, частично разрешающий проблемы изоляции. Для немногих, особенно для тех, кто не знает иных способов облегчить свое одиночество, стремление к половому оргазму выполняет почти такую же функцию, как алкоголизм и наркомания. Это становится безнадежной попыткой избавиться от беспокойства, порожденного отчуждением, и ведет лишь к постоянному возрастанию чувства отчуждения, поскольку половой акт без любви не может перекинуть мост через пропасть между людьми, разве что на одно мгновение.
    Есть три характерные черты, общие для всех форм оргиастического соединения оно отличается силой и даже страстностью оно охватывает всего человека – его душу и тело;
    оно преходяще и периодически повторяется. Совсем иначе обстоит дело для другой формы соединения, которая встречалась и встречается намного чаще соединения, основанного на
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта