Главная страница
Навигация по странице:

  • "Социальная физика"

  • Социальная динамика

  • У Огюста Конта социальный закон — это закон трех стадий

  • Знания человека и знания, культура человечества, считал Огюст Конт, про­ходит три стадии

  • учебник по социологии. 5 СОЦИОЛОГИЯ. I. Огюст Конт основатель социологии


    Скачать 67.5 Kb.
    НазваниеI. Огюст Конт основатель социологии
    Анкоручебник по социологии
    Дата24.03.2020
    Размер67.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла5 СОЦИОЛОГИЯ.doc
    ТипДокументы
    #113174

    Введение

    Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано развитием общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века.

    В это время мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом от традиционного к современному индустри­альному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа.

    Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе, тенденциях его развития к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании. Поскольку строгие научные методы познания были выработаны и применялись в этот период естествознанием, социология испытывает его влияние. Она имела богатую разнообразную предысторию, но собственная ее история начинается в XIX веке, когда был поставлен вопрос о создании позитивной науки об обществе, опирающейся на строго установленные научные факты.

    Первый этап связан с именами Огюста Конта, Герберта Спенсера. Это этап глобальных концепций развития общества. Ориентация на переход к позитивной науке сочеталась с созданием общих, в какой-то мере тоже умозрительных теорий.

    I. Огюст Конт – основатель социологии

    Огюст Конт(1798-1857) происходил из мелко буржуазной католической семьи. Большое влияние на формирование его взглядов оказала учеба в Политехнической школе. Принципы этой школы заключались в идее универсальности науки и в идеале энциклопедической системы всех наук, причем математика рассматривалась как ее основа.

    Французский ученый Огюст Конт является основателем социологии. Он полагал, что социология, которую он вначале называл "социальной физикой", должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность.

    "Социальная физика" состояла из 2-х взаимосвязанных частей:

    - социальной статистики - динамики.

    Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов.

    Социальная динамика — процессы социаль­ных изменений.

    Общество, по Конту, — сложная система отношений, целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по соотношению с целым. Эволюционное развитие приводит к установлению фундаментального порядка. О. Конт разрабатывает методы социологических исследований, подчерки­вает значение метода наблюдения, эксперимента, сравнительного, генетического и конкретно-исторического методов.

    Огюст Конт ввел в употребле­ние понятие социология, имея в виду научное изучение явлений общественной жизни. Контовская позитивная философия — это своеобразная переходная система между метафизикой XVIII ст. и методологией науки XIX ст. По форме позитивная философия близка к метафизике, а социо­логия — к философии истории, но по общей ориентации обе воспро­изводят проблемы науки о человеке и об обществе. Уже самим понятием позитивный (позитивизм) Огюст Конт противопоставля­ет свою философию и социологию старым (негативным) пред­ставлениям.

    Социальная физика или социология, не предполагает по Конту, сведение общественных явлений к физическим; специфика социального учтена им в пределах позитивного синтеза — своеобразной энциклопедии научного знания, в основании которой лежит специально разработанная классификация наук, сохраняющая известное значение и в современных условиях.

    Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающий в логи­ческой форме исторический процесс развития знания от простого к слож­ному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая ступень в развитии знания — наука более высокого порядка — подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, которая, однако, не­достаточна для объяснения специфического содержания науки более высокой ступени.

    По определению Огюста Конта иерархия основных наук выглядит так:

    математика-астрономия-физика-химия-биология-социо­логия.

    Из общей схемы следует, что социология основывается на законах биологии и без них невозможна, но имеет «сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияние законов биологии и вытекающее из взаимо­действия индивидов друг на друга». Это взаимодействие индивидов осо­бенно осложняется в человеческом роде вследствие каждого поколения на последующее.

    Выдвигаемое Контом требование к социологии изучать законы наблюдаемых явлений, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации смысла истории, стало новаторством.

    Специфика социологического подхода к общественной жизни состоит в том, что социологический подход представляет теорети­ческие исследования законов социальных явлений с помощью обще­научного метода, а не философской рефлексии, т. е. отражение, исследование познавательного акта, взаимное отражение единого.

    В совокупности общественные явления, по Конту, - образный орга­низм. Эта идея Конта предвосхитила установку методологии струк­турно-функционального анализа.

    Решая проблему личности, Конт подчеркивает существование у человека наряду с эгоистически-личностным также социального инстинкта и считает, что семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, образующуюся из множества элементов общества.

    Огюст Конт, используя методо­логические и мировоззренческие установки Сен-Симона, пытается сформулировать основной закон, способствующий преобразованию донаучного знания об обществе, о человеке в научное, закон, кото­рому подчиняется общественный процесс.

    Социальные связи носят, пожалуй, внешний характер, потому что в их возникновении глав­ную роль играет материальная необходимость, воплощающаяся в таких институтах как промышленность, торговля, армия и т. п. и т. д.

    Природа социальной связи есть главный вопрос социальной статики, которая имеет своим предметом взаимоотношения, сохра­няющиеся при всех исторических условиях элементов социального организма.

    Здесь-то у Конта на передний край выходит понятие система, которое до сих пор остается одним из центральных в социологии. У Конта оно органически связано с идеей эволюции. Конт претендовал на то, что открыл теоретический закон двой­ственности эволюции, социальной и интеллектуальной.

    У Огюста Конта социальный закон — это закон трех стадий

    исторического развития, согласно которому все мысли необходимо проходят три сменяющие друг друга состояния: сначала теологи­ческое состояние, где открыто господствует спонтанно возникаю­щие функции, не имеющие доказательств.

    Затем метафизическое состояние, с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность.

    И, наконец, позитивное состояние, неизменно основывающееся на точной оценке внешней деятель­ности, исторической реальности.

    Каждое из трех состояний образу­ет основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни.

    По мнению Огюста Конта, от общего состоя­ния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т. п.

    Закон трех стадий исторического развития одновременно есть и законом развития всего человечества.

    Знания человека и знания, культура человечества, считал Огюст Конт, про­ходит три стадии:

    - теологическую (религиозную);

    - метафизическую;

    - позитивную, т. е. научную.

    Первоначально господствуют религиоз­но-метафизические представления — фикции, далее наступает эпо­ха господства позитивизма — позитивной науки.

    Отсюда, вывод, что первоначально необходимо построить систему наук, чтобы выделить в ней место социальной науке и ее особый предмет, далее социаль­ную науку можно представлять как систему — систему социоло­гии, наконец, опираясь на нее, выстроить систему общества.

    Установки Огюста Конта на понимание социологии как социаль­ной физики, ориентируются на методы биологии, физики и т. п. оказались более живучими. Большинство социологических школ XIX ст. стремились понять социальное через биологическое, с по­мощью естественного, а поэтому получили в истории социологии название натуралистической социологии.

    Огюст Конт не был нова­тором в науке в революционном понимании, а выступал добро­совестным и тщательным систематиком, который обобщал разно­образные идеи своего времени и осуществил первую попытку созда­ния системы социологического знания. Ориентация социологии на позитивные знания, то есть на предметную и методическую опре­деленность, научность, при всех недостатках самого позитивизма, безусловно сыграла прогрессивную роль и стимулировала поиски новых путей и средств в развитии социального познания, раскры­тия социальных законов, углубила знания о человеке.

    II. Социологические идеи Герберта Спенсера

    Спенсер Герберт (27 апреля 1820, Дерби - 8 декабря 1903, Брайтон) - британский философ и религиовед. Получив высшее техническое образование, он сначала работал инженером на железной дороге, а затем в 1848-1853 гг.- помощником редактора в журнале “Экономист”. Все последующие годы он вел жизнь кабинетного ученого, последовательно реализуя составленную им для себя обширную писательскую программу. 

    В социологии английского ученого Герберта Спенсера четко выражена натуралистическая тенденция, общество уподобляется биологическому организму, который развивается на основе всеобщей эволюции. Спенсер развивает учение о социальных институтах как механизмах самоорганизации совместной жизни людей, разрабатывает типологию обществ и т.д.

    Английский уче­ный Г. Спенсер является другим основателем социологии.

    Г. Спенсер был одним из самых ярких представителей натуралистической ориентации в социологии, ут­верждавший, что «невозможно рациональное понимание истин со­циологии без рационального понимания истин биологии».

    Опираясь на эту идею, Г. Спенсер развивает два важнейших методологичес­ких принципа своей социологической системы:

    - эволюционизм

    - органицизм.

    Эволюция для английского социолога — это универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как в природе, так и обществе. Эволюция — это интеграция материи. Именно эволюция переводит материю из неопределенной бессвязной однородности в определенную связную однородность, т.е. социальное целое — обще­ство.

    На громадном этнографическом материале Г. Спенсер рассмат­ривает эволюцию семейных отношений: первобытные половые отно­шения, формы семьи, положение женщин и детей, эволюцию обрядовых учреждений и обычаев, политических учреждений, государство, представительные учреждения, суд и т.д.

    Социальную эволюцию Г. Спенсер трактовал как многолинейный процесс. Объективным критерием процесса эволюции он считал степень дифференциации и интегрированности того или иного явления. С принципом эволюционизма в спенсеровской социологии не­разрывно связан принцип органицизма — такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом.

    В главе «Общество есть организм» ос­новного труда Г. Спенсера «Основания социологии» он довольно об­стоятельно рассматривает целый ряд аналогий (сходств) между био­логическим и социальным организмом:

    1) общество как биологичес­кий организм, в отличие от неорганической материи, на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объе­ме (превращение маленьких государств в империи);

    2) по мере роста общества его структура усложняется также, как усложняется струк­тура организма в процессе биологической эволюции;

    3) как в биологи­ческих, так и в социальных организмах прогрессивная структура со­провождается аналогичной дифференциацией функций, что, в свою очередь, сопровождается усилением их взаимодействия;

    4) как в об­ществе, так и в организме в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур;

    5) в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма, отдельные их части могут опре­деленное время продолжать существовать.

    Аналогия общества с организмом позволила английскому мыс­лителю выделить в обществе три различные подсистемы:

    1) поддер­живающую, обеспечивающую производство источников питания (экономика);

    2) распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными частями общества и покоющуюся на разделении труда;

    3) регулирующую, обеспечивающую подчинение отдельных частей целому (государственная власть).

    Проводя аналогию между обществом и биологическим орга­низмом, Г. Спенсер не отождествлял их полностью. Напротив, он указывает, что существуют определенные различия между биологичес­ким организмом и процессами общественной жизни. Главный смысл этих различий Г. Спенсер видел в том, что в живом организме элемен­ты существуют ради целого, в обществе — наоборот — оно существу­ет для блага своих членов.

    Спенсеровское представление об обществе как организме позво­лило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функ­ционирования социальных систем. Оно, по сути дела, заложило основы будущего системного и структурно-функционального подхода к изуче­нию общества.

    Анализируя социальную структуру общества, Спенсер выделил шесть типов социальных институтов: родства, образования, политические, церковные, профессиональные и промышленные.

    Сохраняют свою актуальность и значение для современной социологии также ряд конкретных представлений английского мыс­лителя об обществе. В том числе и его деление общества на основные типы:

    -военное

    -промышленное (индустриальное).

    «Военный» тип общества характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь в нем прежде всего под­чинена дисциплине. Церковь похожа на военную организацию. Инди­вид в такой обществе подчинен социальному целому.

    В индустриальном обществе преобладающими являются про­мышленность и торговля, в нем появляется политическая свобода, а социальная организация становится более гибкой. Власть рассмат­ривается в этом обществе как выражение воли индивидов, а их со­единение становится добровольным.

    В ходе своих исследований Спенсер обосновал положение о за­кономерной эволюции от «военного» общества, основанного на при­нудительной кооперации, к индустриальному, базирующемуся на добровольной кооперации. Его исследования оказали большое влия­ние на развитие последующих социологических теорий.

    Заключение

    Социология возникает в конце 30-х — начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание донских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений.

    Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опе­реться, обрести свое место и свою роль в этом процессе.

    Как известно, С. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах.

    Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является тео­рия социалистической революции.

    О. Конт, Г. Спенсер и др.— предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар граж­данской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, устано­вить согласие и солидарность между различными социальными группами.

    Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию.

    Социально-политические взгляды Карла Маркса еще при жизни нашли воплощение в программах Германской социал-демократии и приобрели значительное распростране­ние среди рабочих и прогрессивной интеллигенции в странах Запад­ной Европы, а позже в России и странах Востока, а с приходом к власти коммунистических режимов были модифицированы в официальную государственную идеологию.

    Список литературы:

    1. Якуба Е.А. Социология. Х.: Константа, 1996. – 192с.

    2. Социология: наука об обществе. Под общ. ред. проф. В.П. Андрущенко, проф. Н.И. Горлача - Х.: 1997.- 687с.

    3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.: Центр, 2003. – 224с.

    4. Современная западная социология: Словарь — М. Политиздат, 1990.— 432 с.

    5. Социология: под ред. проф. В.Н. Лавриненко — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 407 с.

    6. Джерри Д., Джерри Дж. Большой толковый словарь. М.: Вече –АСТ, 1999. – 544с.


    написать администратору сайта