Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума
Скачать 34.32 Kb.
|
1. Кондорсе "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" 1. Историческая картина развития человечества представлена сквозь призму 10 эпох, в девяти он использовал мировую историю, разделив ее на три периода: древний, средневековый и новое время. Десятая эпоха - прогноз. 2. Первые 6 эпох – объединение человечества, развитие знаний, разделение труда, появление неравенства и рабства, увеличение несвободы под воздействием теологических предрассудков. Эпохи 7-9 – изобретение книгопечатания, переворот человеческого разума, развитие науки и искусства, появление конституций, утверждение в умах идеи естественного права, географические открытия. 10 эпоха–проникновение новых идей в массы, чтобы общественные порядки были приведены в соответствие с идеями разума, установление разумного и справедливого порядка во всём мире, всеобщее равенство, счастье. 3. Мерилом человеческого развития считал человеческий разум, который питался идеей свободы. Оплодотворённый наукой ум должен раскрыть все творческие силы природы. 4. Исторический процесс в виде восходящей прогрессирующей линии развития от низшего к высшему, линия прогресса имеет четкую направленность: стремление к истине или счастью 5. Механизм прогресса - развитие анализаторских качеств и способности ума к умозаключениям 6. Разум - двигатель прогресса, его первоисточник - потребность в новых идеях и ощущениях 7. Считал, что математику, в частности теорию вероятности, можно применять для анализа общественных явлений. 8. Негативно относится к религиозным приверженцам естественного права. Говорит, что это некий способ или средство управления господствующего класса над подвластными. 9. Необходимые условия прогресса - наличие социума и досуга, свободного времени, при котором потребности разума удовлетворяются 10. Прогресс разума необратим и не ограничен, никакое развитие ума и знания не может помешать прогрессу или счастью 11. Внешние условия - социальная среда, общение, воспитание - существенно влияют на разум, тормозя или ускоряя умственные процессы и сам прогресс. 12. Разум неограничен, но со временем он сам создает ограничитель. Существуют фундаментальные принципы, к которой придут люди. Это общие экономические структуры, формы политического устройства, нравственные нормы 13. Два вида прогресса - быстрый и медленный. Быстрые происходит за счет важных открытий и изобретений (алфавит, письменность), медленный в процессе каждодневного труда, повторений действий, которые оттачиваются и совершенствуются 14. Переход к каждой эпохи исторического развития связан с каким-то актом, включением нового фактора 15. В 10 эпохе царство разума, которое заключается в уничтожении неравенства между нациями, прогресс равенства между слоями общества одного государства, совершенствование человека 16. Автор считает, что необходимы новые методы организации знания. Надо соединить в систему разные идеи и теории - этому поможет новая техника обучения. Путем сближения различных наук, искусства. 17. Отдельная личность является реальностью, связана с другими личностями, жившими до и после неё, в целом образующими общество, государство, человечество. 18. Автор отвергал принцип всеобщей уравнительности. Неравенство обусловлено 3 причинами - неравенством богатства, правом наследства и неравенством образования. 19. Законы нужно принимать с применением теории вероятности. Нужно математически установить, какие следствия для широких масс будут иметь те или иные законы 20. Правовой прогресс является неизбежным, приобретает глобальный характер. С каждым циклом истории прогресс ускоряется, истоки прогресса в человеческом разуме, а факторы, которые сдерживают прогресс - человеческие предрассудки 21. Отстаивание идеи равенства, равные права между мужчиной и женщиной 22. Обожал будущее в силу того, что там разум будет в высшей точке своего развития и не скрывал отвращения к прошлому. 23. Верил в беспредельность человеческих возможностей, бесконечность процесса совершенствования человека. 24. Впервые высказал мысль о том, что необходимы новые методы организации знания. Важно соединить в систему большое количество разных идей и теорий — этому поможет новая техника обучения. Нужно сблизить различные науки, а также «искусства», т.е. технологии использования знаний. Этому должен помочь всемирный язык, употребляемый во всех науках и искусствах. Основная идея: прогресс является постоянным процессом, основным двигателем процесса является разум. Внимание уделяется научным, математическим знаниям, с помощью которых возможно создание правильных законов. А они обеспечат гуманность, счастье человечеству. Автор уделяет внимание разуму, как двигателю прогресса, проводит анализ каждой эпохи, отстаивает равноправие. Но непонятно, когда начинается прогресс, что ему предшествовало. Автор отразил свою теорию через призму того, что все будут стремиться к прогрессу, но не учел того, что такого желания не будет у поколений. ПРОБЛЕМы в концепции: 1) в том, что сводит мысль к тому, что все должны быть равны, но на самом деле понимает, что человеческая природа сама по себе несовершенна. Всегда есть неравенство физическое или духовное. 2) Проблема целеполагания. Говорит, что развитие бесконечно, но в то же время утверждает, что на 10 эпохе оно заканчивается. Достоинства: - особое внимание уделяется разуму, как двигателю прогресса. -проводится анализ каждой выделенной эпохи -отстаивается равноправие, права женщин - положительное отношение к развитию техники, науки и пр. Недостатки: - Непонятно, когда начинается прогресс, с чего он начинается, что ему предшествовало - Кондерсе по сути отразил всю свою теорию, через призму того, что все будут стремиться к прогрессу, не учитывая, что такого желания не будет у следующих поколений . В.С. Нерсесянц "Философия права" 1. Дает три равнозначных определения права: 1-система формального равенства, 2-всеобщая и необходимая форма всеобщей свободы в общественных отношениях, 3-всеобщая справедливость 2. Право, как система формального равенства, предполагает уравнение людей по общим нормам и правилам 3. Равенство автор представляет в виде результата абстрагирования от частных различий объектов 4. Автор приравнивает право к математике 5. Предлагает выделить в качестве критерия для уравнивания людей - свободу индивидов в общественных отношениях, утверждаемую в форме правоспособности 6. Правовое равенство есть равенство свободных, независимых субъектов права по общему для них знаменателю - правовой норме 7. Право в социальной математике не нуждается, так как обладает принципом равенства в качестве критерия, социальное равенство существует лишь в юридической форме и является правовым 8. Для всех правовых лиц право служит общим источником социальной свободы, главным ее гарантом 9. Свобода для социальных субъектов существует в правовом обличии, в виде общих законов, единых принципов, системы правосудия, органов охраны общественного порядка 10. Специфика правовой нормы в том, что юридическая независимость субъектов одновременно предполагает их равную подчиненность общей норме, единому масштабу поведения 11. Справедливость входит в понятие права, право по определению справедливо, а справедливость - внутреннее свойство и качество права 12. Только право справедливо. Справедливость воплощает и выражает общезначимую правильность, всеобщую правомерность, то есть смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы 13. Правовой закон рассматривается как воплощение социальной справедливости, правоты и свободы. Справедливость - самосознание, самовыражение и самооценку права. Действовать справедливо значит действовать правомерно, в соответствии с общими требованиями права 14. Правовой закон - адекватное выражение права в его официальной признанности, общеобязательности, определенности, конкретности, необходимых доя действующего позитивного права 15. Общеобязательность состоит из двух аспектов: официально-властного и правового. 1 означает, что закон, исходящий от власти, обладает ее защитой, гарантируется мерами принуждения. 2 воснова лежит представление о законе как о правовом явлении 16. Общеобязательной силой обладает не всякий, а только правовой закон. Для этого нужно обладать правовыми качествами - быть выражением свободы, равенства и справедливости. Концепция - преодоление позитивистского представления о праве, выявление сущностного различия между правом и законом. Автор аргументировал все выдвинутые им положения и концепция получила признание и легло в основу либертарной теории права. Но мало внимания уделяется правовым категориям, автор олицетворяет свободу, равенство и справедливость, но не говорит, что такое право. И поэтому непонятно, откуда зарождается право, так как автор отказывается от существовавшей до этого истории права. 3. И.А. Покровский «Основные проблемы гражданского права». Новизна: 1. И. А. Покровский утверждал, что в юридических лицах индивид находит себе естественное продолжение и восполнение: «... юридическое лицо есть не что иное, как продолжение и произведение индивидуальных личностей, и уважение к этим последним требует признания того, что составляет их юридическую эманацию» 2. И.А Покровский считал, что юридическое лицо создается частной волей, а не концессией со стороны государства. 3.Покровский считал, что индивид и юридическое лицо происходят от человека генетически. 4.Индивиды и юридические лица не просто происходят от человека, но и продолжают поддерживаться его сознанием, волей, действиями; они субстанционально связаны с ним, он является их «плотью и кровью», остается их материальной (в смысле правовой материи) основой. 5.В правовой личности человека объединяются две автономные правовые сферы - публично-правовая и частноправовая. То, что в праве старательно разводится, разграничивается, то в личности объединяется. Правовая личность человека есть действительная основа для синтеза двух обособляемых политическим правом сфер. 6.Наследственное правопреемство определяется как универсальное, поскольку наследственная масса мыслится не как сумма разрозненных имущественных объектов, а как некоторое единство, в котором наличность и долги сливаются в одно юридическое понятие, переходящее не к случайному захватчику, а к известным, заранее определенным лицам, наследникам. 7.«Гражданский человек» перерос с человека «экономического», впитал в себя некоторую дозу духовности, идеальности. 8.«Надо предоставить индивиду право заключать договоры даже, необычного содержания. Достоин охраны всякий интерес, который не нарушает границ закона или индивидуальной свободы. Нет надобности в иных границах, кроме той, которая требует, чтобы обязательство не противоречило закону или добрынравам». 9.Если бы даже нас не заботила судьба «дураков», подумаем о том, каких умников мы создаем нашей нормой. Если нам безразличны слабые, подумаем о том, каких «сильных» мы множим! Это какая-то своеобразная «ставка на сильных», но в этих «ставках» так часто проигрывается народная честность... 10.И.А. Покровский утверждал, что не человек должен быть конечною целью гражданского права, а живая, конкретная человеческая личность. 11. Дюго провозгласил гибель идеи субъективного права и установление нового общества на основе права объективного, возлагающего на каждого социальное обязательство выполнять известную миссию и превращающего всякое право в социальную функцию. Покровский, от части был с этим согласен. 12.Человек есть цель и смысл права. 13.Человек как социально-правовой феномен не может существовать без одного из созданного им видов субъектов права, каждый из них обеспечивает развитие разных аспектов, сторон его правовой личности. Один «отвечает» за индивидуальные качества личности, ее особость; другой - за ее социально-правовое начало, за ее общественно-правовую жизнедеятельность. 14Гражданское право более устойчиво, не первично. 15. Юридическое лицо не является физической реальностью, а является реальностью юридической. 16.Государство признает за человеком право собственности как право, некой власти над вещью, но в то же самое время резервирует для себя право налагать на него ограничения, вплоть до полной конфискации в интересах общего блага. 17.Различает юридическое положение движимых и недвижимых вещей, говорил что недвижимость не может быть предоставлена частному определению, в той же степени, что и движимость. Считает, что недвижимость должна бать подчинена публично-правовому режиму. 18.Владение по его мнению в отличие от собственности представляет собой лишь фактическое господство лица над вещью, взятое не зависимо от права на неё. Концепция: Покровский классифицировал субъектов права на первичные и производные субъекты. утверждал, что в юридических лицах индивид находит себе естественное продолжение и восполнение: «... юридическое лицо есть не что иное, как продолжение и произведение индивидуальных личностей, и уважение к этим последним требует признания того, что составляет их юридическую эманацию» И.А. Покровский рассматривал юридических лиц в качестве производных от индивидов субъектов права. На придаваемое им особое значение данному делению указывает то обстоятельство, что одну из глав своих «Основных проблем гражданского права» он назвал: «Проблема производной личности (юридического лица)». Он считал важным то, что в общественном правосознании и в законодательстве все более и более крепнет убеждение в том, что юридическое лицо создается частной волей, а не концессией со стороны государства. Для И.А. Покровского момент производности юридического лица от индивида, судя по всему, представлялся одним из наиболее значимых, указывающим на характер внутренней взаимосвязи двух субъектов права. Можно предположить, что в качестве основания классификации субъектов права на первичные и производные для И.А. Покровского, выражаясь языком современного системного подхода, явились так называемые «связи порождения, генетические», когда один объект выступает как основание, вызывающее к жизни другой Исходя из взглядов И.А. Покровского изложенных в его творчестве, можно сделать такой вывод: Покровский в центр правовой системы в качестве первичного и исходного начала ставит не индивида (как правовая особость), и не юридическое лицо (как заключенные в скобки коллективно-правовые, социальные качества человека), а ставит в это место человека, объединяющего в себе и частноправовые роли в гражданских, семейных, иных «частных» отношениях, и публично-правовые функции главы государства, министра, военнослужащего, налогового инспектора, другого публичного деятеля. Человек представляется - как действительный основатель, творец государства, частных корпораций и всей системы права. |