Главная страница

Эссе Ибрай Алтынсарин. Рахметова Нургуль эссе. Эссе Ибрай Алтынсарин просветитель казахского народа Учитель начальных классов Рахметова Нургуль Ибраевна


Скачать 87.05 Kb.
НазваниеЭссе Ибрай Алтынсарин просветитель казахского народа Учитель начальных классов Рахметова Нургуль Ибраевна
АнкорЭссе Ибрай Алтынсарин
Дата22.09.2022
Размер87.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРахметова Нургуль эссе.docx
ТипДокументы
#691345

Эссе «Ибрай Алтынсарин- просветитель казахского народа»

Учитель начальных классов Рахметова Нургуль Ибраевна

Основная общеобразовательная школа имени А.Майкутова

Костанайская область , город Аркалык , село Молодёжное

nurnul.rahmetova@mail.ru

110300

8 771 416 9671



Казахская национальная культура основана на вечных духовно - нравственных ценностях. Так же много нравственных педагогов новой эпохи, представителей современной гуманной педагогики . Звездой классиков гуманистической педагогики Казахстана является -Ибрай Алтынсарин.

Ибрай Алтынсарин-выдающаяся личность, которая всю свою сознательную жизнь трудилась над просвещением своего народа . Он посвятил молодому поколению свою педагогическую, писательскую, историческую деятельность и огромный талант, всесторонние глубокие знания и энергию. На казахской земле открыли школы нового образца, просвятили казахских детей наукам, обучению профессиям. Ибрай достиг больших успехов на этом пути, преодолевая различные препятствия и трудности. Ибрай Алтынсарин прекрасно понимает, что его народ очень увлечен культурой и образованием. Это делает его воодушевляющим. Так складывались и развивались демократические взгляды гуманистической педагогики Ибрая. Великий педагог Ибрай Алтынсарин, знавший, что назревшие в голове мысли, которые необходимо глубоко прочувствовать сердцем, а затем осуществить правильные решения руками, не ограничился только делом открытия школ. Несомненно, формирование у учащихся личности открывает в человеке благородные качества, делает их активными членами общества, воплощает в жизнь вечные общечеловеческие ценности, стоящие у истоков образования и воспитания. Так как нравственность - важнейшая черта общественного сознания, то она отражает поведение, поступки, отношения людей. На самом деле цель образования всестороннее целостное развитие ребенка. В образовательном процессе необходимо не только развивать физические и интеллектуальные аспекты личности учащегося, но прежде всего раскрыть высшую духовно-нравственную природу ребенка. Потому что ребенок учится познавать подлинную человеческую личность во время педагогического процесса. В этом случае классик гуманистической педагогики Ибрай Алтынсарин писал в свое время: "...мысль молодежи свободна; для его будущего ему нужно только познать общее знание и полезное искусство с точки зрения сознания».Потому что сегодня духовно-нравственное образование очень необходимо. Он уделял особое внимание воспитательной, учебной работе в этих школах. Организовал учебно-воспитательную деятельность в новом направлении. Удалось сохранить единство мысли, слова и дела на равных. При этом он высоко оценил роль, которую играет учитель. "Самое необходимое для народных школ – это учитель, - писал он. Он считал, что учитель должен любить ребенка, уметь его понимать и вдохновлять. Подчеркнув педагогику нравственности , Ибрай Алтынсарин написал много коротких рассказов для детей. Он также написал учебно-методические сочинения и заметки по вопросам народного просвещения, этнографические очерки. Великий просветитель говорил о важности духовно-нравственного образования. Можно сказать, мечта осуществилась, ведь в разных уголках Казахстана открыты образовательные школы. В каждом рассказе Ибрая Алтынсарина духовно-нравственное воспитание прививает подрастающему поколению ценности любви, правильного поведения, истины, непоколебимости и внутреннего спокойствия. Одним из важнейших условий развития у ребенка общечеловеческих ценностей является создание ребенку реалистичного отношения к окружающему миру, веселой обстановки. Как бы то ни было, основная идея, о которой говорит великий просветитель, состоит в том, чтобы рассказать молодому поколению краткие рассказы, которые много что значат, поднимая проблему общечеловеческих ценностей. Ибрай Алтынсарин уделял особое внимание популяризации нравственных качеств т. е. с главной целью реализовали вопросы духовно-нравственного воспитания личности. Ведь он учил молодых людей сочетать национальные и общечеловеческие ценности. Он учит человека находить свое место в обществе, развивать свой интеллект, то есть желание совершенствоваться и жить осмысленно. Он представлен писателем в небольших рассказах в виде агитации, завещания, в некоторых произведениях через реалистические картины, воспитывающие общественное сознание народа. Ибрай Алтынсарин на своем творческом пути столкнулся с различными трудностями. Вера в себя привела к единству мысли, слова, дела.

Одна из основных критерий Алтынсарина по воспитанию- это требовательность. Если бы не испытание и трудности, то человек не продвинулся бы вперед. "Талапты ерге нұр жауар", - гласит народная пословица, рожденная из жизненного опыта. Также особое внимание Ибрай уделял вопросу правильного воспитания подрастающего поколения. « Правильно ухаживай за ребенком, воспитывай его прямо, корректируй его изгибы, направляя на путь ясный". Об этом он также написал много историй, которые послужили примером для страны. Эти рассказы Ибрая также могут быть большим примером для воспитания детей современной школы. Воспитывая личность в добропорядочности, трудолюбии, аккуратности, требовательности, прививая в них нравственные качества, он задумывался о том, чтобы дети могли сами овладеть своим поведением. Таким образом, обращение И. Алтынсарина к чтению своего народа, к искусству, противостоянию невежеству, к воспитанию молодежи в нравственности - это народная сторона его творчества. Именно он стал первым основоположником жанра современной казахской прозы и детской литературы. Поэтому духовно-нравственное образование Ибрай Алтынсарина не утратил своего значения в настоящее время . Я широко использую небольшие рассказы Ибрая Алтынсарина в своей профессиональной деятельности .

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан утверждена приказом Министра образования и науки № 521 от 16 ноября 2009 года.

2. Алтынсарин, И. Киргизская хрестоматия [Текст]/И. Алтынсарин . – 2изд.- А.,1906.-235с.

3. Докладная записка Алтынсарина от 20 октября 1883 года, с.65.

4. Дербисалин, А.О литературном наследии И.Алтынсарина [Текст]/А.О. Дербисалин // Сборник статей о казахской литературе. -Алма-Ата,1977. – С..31-42.

5. Джумагулов, К.Т. Алтынсарин и развитие культуры казахского народа [Текст]/К.Т. Джумагулов. – Алма-Ата: Казахстан, 1984. – 203с.

6. Касымжанов, А.Х. Портреты. Ибрай Алтынсарин [Текст]/А.Х. Касымжанов. Алматы,1995. - С.77-80.


написать администратору сайта