Главная страница
Навигация по странице:

  • Г. В.Ф. Гегеля»

  • Список использованной литературы

  • Эссе на тему: «Философия образования и воспитания Г. В.Ф. Гегеля». Эссе. Философия образования и воспитания. Эссе на тему Философия образования и воспитания Г. В. Ф. Гегеля


    Скачать 22.18 Kb.
    НазваниеЭссе на тему Философия образования и воспитания Г. В. Ф. Гегеля
    АнкорЭссе на тему: «Философия образования и воспитания Г. В.Ф. Гегеля
    Дата17.02.2023
    Размер22.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭссе. Философия образования и воспитания.docx
    ТипДокументы
    #942553

    Эссе на тему: «Философия образования и воспитания

    Г. В.Ф. Гегеля»

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)- выдающийся немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Гегель придавал огромное значение изучению философии в курсе образования подрастающего поколения.

    В основном взгляды Гегеля по практической педагогике содержатся в третьем томе «Энциклопедии философских наук», посвящённом философии духа, то есть, собственно, философии человека. Причём Гегель относит воспитание к разделу «Антропология», в котором говорится о первой стадии деятельности духа, на которой он ещё освобождается от природной зависимости, одухотворяется, идеализируется, — дух в качестве своей «низшей» формы, души, борется с внешним миром, с природными обусловленностями. Вот это-то освобождение духа от природных пут и есть образование человека — сотворение духа.

    То есть, ребёнок из разумного существа в себе, потенциально разумного существа становится в процессе воспитания собственно разумным человеком в себе и для себя, уже полноценно и полноправно принадлежит к человеческому роду. Воспитание преобразовывает человека потенциального (ребёнка) в человека действительного, пробуждает духовное в человеке. Гегель видит в этом пробуждении духа у ребёнка большой момент самостоятельности и самодеятельности самой детской души: «Самым главным является здесь просыпающееся в них чувство, что они ещё не есть то, чем они должны быть, и живое желание стать такими же, как и взрослые, среди которых они живут». А какой самый обычный способ попытаться стать взрослыми? Да испокон веков один и тот же — пытаться вести себя как взрослые, то есть — путь подражания: «Отсюда возникает стремление детей к подражанию...Их собственная потребность стать большими и делает их большими. Это собственное стремление детей к воспитанию есть имманентный момент всякого воспитания».

    Образование есть важнейшая вещь для человека и для общества, и в нём недопустимо несерьёзное отношение — время игры осталось позади, на предшествующей обучению стадии развития человека, игра выполнила свою задачу: «Пробуждающаяся самостоятельность выражается в том, что ребёнок учится играть с чувственными вещами. Но самое разумное, что дети могут сделать со своей игрушкой, состоит в том, что они её ломают». Привнесение игры в учение есть регресс и приостановка развития духа: «Совершенным извращением дела нужно считать играющую педагогику, которая серьёзное хотела бы преподнести детям под видом игры, и которая предъявляет к воспитателям требование, чтобы они спустились до уровня детского понимания своих учеников, вместо того, чтобы детей поднять до серьёзности дела. Это играющее воспитание может для всей жизни мальчика иметь то последствие. Что он на всё станет смотреть с пренебрежением».

    Гегель является сторонником достаточно строгой учебной дисциплины, что и понятно — к серьёзному и нужно относиться серьёзно: «Послушание есть начало всякой мудрости, ибо благодаря ему воля, ещё не познающая истинного и объективного, допускает определение себя приходящей извне разумной волей и эту последнюю делает постепенно своей». Ребёнок как развивающийся, потенциальный человек нуждается во внешнем руководстве, ведущем его по пути его осуществления, развития, раскрытия и самообнаружения его духа. Всеобщий дух в качестве внешней дисциплины формирует единичный дух, отвращает от злого и приучает к доброму, ведь «по природе ребёнок ни зол, ни добр, так как на первых порах он не имеет познания ни о добре, ни о зле. Считать эту чуждую знания невинность за идеал и стремиться к ней вернуться было бы нелепо: невинность эта не имеет никакой цены. Скоро в ребёнке проявляется своеволие и склонности к дурному. Это своеволие должно быть сломлено дисциплиной, этот зародыш зла должен быть ею уничтожен». Нам кажется, что сегодня методов и форм разного рода либеральной, так называемой гуманной педагогики эти замечания Гегеля весьма актуальны. Истинно гуманная педагогика есть такая педагогика, которая из ребёнка формирует человека, а не попустительствует неразумным прихотям, ведь, как сказано, «зло растёт само, а добро нужно выращивать».

    Исходя из своих воззрений на серьёзность обучения, Гегель обосновывает также важность и незаменимость школы как необходимого в воспитании духа социального института: в семье, пишет Гегель, «ребёнок ценится в своей непосредственной единичности, его любят независимо от того, хорошо или дурно его поведение. Напротив, в школе непосредственность ребёнка теряет своё значение: здесь считаются с ним лишь постольку, поскольку он имеет известную ценность, поскольку он в чём-нибудь успевает, здесь его уже не только любят, но, согласно общим установлениям, критикуют и направляют, согласно твёрдым правилам, дают ему образование с помощью учебных предметов, вообще подчиняют его определённому порядку, который запрещает многое, само по себе невинное, потому что нельзя позволять, чтобы это делали все. Так школа образует собой переход из семьи в гражданское общество». Можно сказать, что школа нивелирует человека, в том смысле, что нивелирует по верхнему уровню, не «подрезает» ребёнка, а — «вытягивает» его, дотягивает его до уровня духовной жизни, делает его разумным. Этот уровень, на который школа ориентируется, есть уровень разума, уровень разумного и свободного социального человека. Два социальных института — семья и школа — делаю общее дело: создают человека: семья занята индивидуальной, единичной душой, а школа — духом, который по сути есть всеобщее в человеке.

    Воспитание и образование в том и состоит, что единичное природное существо, пока ещё разумное только в себе, то есть не в действительности, становится разумным человеком, причастным всеобщему разуму, человеческой культуре, мышлению, нравственности, причастным духу. Образование есть преобразование природы в идею, души в дух, чувства в разум, есть, таким образом, создание, образование человека.

    Практически повторение этих идей содержится в более позднем произведении Гегеля «Философии права». Гегель снова делает акцент на главной задаче воспитания – образование нравственности в ребёнке как субстанции социальности человека и снова подчёркивает дисциплинарный момент: «Цель наказаний есть не справедливость как таковая, а субъективна и моральна по своей природе и состоит в устрашении ещё пленённой природой свободы и возвышении всеобщего в сознании и воле детей...На том, что родители составляют всеобщее и существенное, основана необходимость послушания детей». Надо отдать должное философу, который видит в ребёнке полноценного человека, а не сокращённого взрослого, как тогда было принято: «Дети суть в себе свободные, поэтому они не принадлежат как вещи ни другим, ни родителям. Их воспитание имеет с точки зрения отношений в семье своим позитивным назначением то, чтобы нравственность была доведена в них до непосредственного, ещё свободного от противоположностей чувства, и чтобы душа ребёнка прожила в этом чувстве как основе нравственной жизни свою первую жизнь в любви, доверии и послушании». Не трогайте, не насилуйте душу ребёнка, пусть нравственное чувство живёт в нём, пока он ребёнок, пресекайте своеволие, вырывайте сорняки и растите благое – вот что говорит Гегель. Но – думайте о ребёнке как растущем человеке. Не зря сказано, что цель воспитания – позволить детям обходиться без воспитателей.

    Тезис, лежащий в основе общей теории образования Гегеля: образование и культура требуют определенной дисциплины, кроющейся частично в человеческой индивидуальности и соответствующей тому, что называется универсальным. «Универсальное» для Гегеля означает, во-первых, концептуальность. Тезис, таким образом, означает нацеленность образования на развитие индивидуальных возможностей, позволяющих индивиду возвыситься над простыми чувствами и интуицией, думать в концептуальных терминах, ясно их формулировать и рационально защищать в дискурсе

    Во-вторых, «универсальное» для Гегеля также означает социальное или рациональное одобрение социумом общественных связей между людьми. Образование, следовательно, есть также развитие возможностей и диспозиций для приспособления к рациональным требованиям социальной жизни.

    В-третьих, «универсальное» есть то, что объединяет нас с другими, и одновременно то, что отличает нас от них или делает нас уникальными существами. В этом смысле гегелевский тезис означает, что цели образования заключены в развитии характера и самоконтроля, позволяющих создать общее поле взаимодействия между людьми. Гегель объявляет: «разумное - это дорога, по которой ходит каждый, на которой никто не выделяется. Когда великие художники завершают свое творение, можно сказать: да, таким оно должно быть; иными словами, обособленность художника совершенно исчезла и в произведении не проявляется какая-либо манера».

    Таким образом, Гегель рассматривает образование как воспитание и педагогику, играющих определяющую роль в современном рациональном обществе, которое является результатом большего исторического процесса образования или культуры. Гегель отклоняет теорию образования, которая превыше всего ценит детскую невинность и возводит ее в идеал ученика. Следует отметить, что мысли Гегеля о воспитании и образовании учащихся признаны педагогами во всем мире очень ценными в области интеллектуального, нравственного и гражданского воспитания молодежи, и являются значительным вкладом в историю и теорию педагогической науки.

    Список использованной литературы

    1. Бездухов В. П., Гущина А. В. Георг Вильгельм Фридрих Гегель о воспитании //Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве. – 2019. – С. 20-24.

    2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990. – 526 с.

    3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. – М.: Мысль, 1977. – 471 с.

    4. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. – М.: Мысль, 1974. – 452 с.

    5. Исмагилов И.Р., Прокофьев К.Г. Понятия морали и справедливости в философских концепциях Канта и Гегеля // Мир политики и социологии. – 2017. – № 1. – С. 176-182.

    6. Поляруш А. А. Категория свободы в философии И. Канта и Г. Гегеля //ББК. – 2020. – С. 73-78.

    7. Поляруш А.А., Ильенков Э.В. О феномене способностей в философии Г. Гегеля // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/e-v-ilienkov-o-fenomene-sposobnostey-v-filosofii-g-gegelya (дата обращения: 02.12.2022).

    8. Bergen B.G. Critics of Human Rights from Historical Perspective // XXVI World Congress of Philosophy of Law and Social Philosophy. – Belo Horizonte: Forum, 2013. Р. 237 – 238.

    9. Gadamer H.-G. Die Idee der Hegelschen Logik // H.-G. Gadamer. Gesammelte Werke. Bd. 3. P. 64-72

    10. Haeng-Nam Lee. Dailektit der sittlichen Freicheit. Hegels Auseinandersetzung mit seinen Vorgänger. Frankfurtr a.Main. Nomos. 2017.


    написать администратору сайта