Страницы нашей истории: трудный путь к независимости». эссе. Эссе Страницы нашей истории трудный путь к независимости
Скачать 184.01 Kb.
|
ЭССЕ «Страницы нашей истории: трудный путь к независимости» Дороганова Татьна ученица 10 класса ГУ «Средняя школа №16отдела образования акимата г.Костаная» Каждый человек, каждый народ и каждое государство желает заполучить собственную безоговорочную независимость. Открыв учебник истории, мы убеждаемся, что у определенного государства – своя история. История основания, становления на пути развития и, наконец-таки, обретения независимости. Наши предки не были исключением. Они желали суверенности своего края многие века. Благодаря стремлению и боевому духу, превратили некогда кочевую цивилизацию в суверенную процветающую страну. Это стоило им бесчисленных жертв и лишений. В конечном итоге, мы, нынешнее поколение, можем жить совершенно спокойно и не задумываться о следующем дне. Заглянем же в далекое прошлое и, наконец, узнаем, чего же на самом деле стоили эти минуты покоя и тишины, проживаемые нами. Узнаем же, насколько была тяжела эта борьба. История Казахстана начинается еще в древнейшие времена, когда впервые наш предок взял в руки орудия труда. Позже сакские племена дали отпор «хитрейшим» полководцам этого мира. Через эти территории путь на Запад себе проложили могучие гунны, повергшие Великую Римскую Империю и освободившие Европу. Государство тюрков, стоявших на равных с такими державами как Византия и Иран, также появилось на земле Казахстана. За бескрайние степи воевал сам Чингисхан, а позже разделил ее сыновьям. Впоследствии была образована Золотая Орда - пример процветающего государства. Получение суверенитета нашей страны тесно связано с именем хана Абылая. Это знаменательное событие совпало по времени с 280-летием со дня рождения Абылай-хана. Именно с него и начался подъем по многоступенчатой лестнице, название которой «Независимость». Хан Абылай – ключевая фигура казахской истории XVIII века, один из крупных государственных деятелей Центральной Азии Нового времени. Академик В.В. Бартольд указывал: «Самым могущественным из ханов XVIII века был хан Абылай»[1]. Абылай отличался самобытностью и наличием яркой личности, таланта политического деятеля и полководца. Эти черты сложились в переломный и драматический период в истории казахского народа. О хане многое известно, имеется обширная литература. Но, несмотря на это, академик Р. Сулейменов отмечал: «Имя Абылая – обойденная, незамеченная страница нашей истории». И вправду, если посмотреть, то в советское время не только личность его, но и связанный с его именем полувековой период прошлого оказались белым пятном, плохо освещенной страницей истории. Видный советский историк А.М. Понкратова писала: «Среди ряда историков существует непременное стремление ухудшить историю казахского народа вопреки исторической правде, я совершенно не понимаю, почему грузинские цари и узбекские ханы могут считаться при аналогичных условиях прогрессивными деятелями, а казахи должны чернить Абылая и Кенесары Касымова?»[2]. Во времена Абылай-хана Казахстан представлял собою огромную территорию. От Алтая и Иртыша на востоке, до Жаика на западе, от Тобола на севере до Сыр-Дарьи на юге – все это территория Казахстана. Но он не представлял сам по себе централизованного государства, при этом делившись на три этнотерриториальные образования – жузы. И хоть Тауке-хану удалось стабилизировать обстановку на некоторое время, уже к концу его правления народом овладели раздоры и междоусобицы. При всем этом удобное географическое положение и большие природные богатства привлекали внимания правителей других государств. Ослабление центральной власти дало возможность правителям активизировать агрессивные действия. Ч.Валиханов характеризовал данное положение следующими словами: «Первое десятилетие XVIII века было ужасным временем в жизни киргизского народа. Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли скот и уводили в плен киргизов целыми семействами»[3]. Особую опасность представляла Джунгария. К тому времени та превратилась в крупное военно-феодальное государство. Обретение могущества государства связано с именем его правителя тех лет – Цевана Рабтана. К его заслугам также причисляется усмирение своеволия нойонов, укрепление центральной власти, покорение Восточного Туркестана, пережевавшего в то время внутренние распри. Благодаря своему могуществу, джунгары превосходили казахов в военно- техническом отношении. По сведениям русского офицера Ивана Унковского, который побывал в Джунгарии в 1722 году, в этой стране работали заводы по выплавке железной руды и цветных металлов. Казахи тоже плавили руду, но в ограниченном количестве, а заводов у них не было. Численность войск джунгаров состояло более чем из 60 тысяч человек, а во времена войн могло достигать и 100 тысяч. На вооружении были не только лук, сабли и копья, но также не пренебрегали пользоваться ружьями да пушками. Казахи же оттачивали свои боевые навыки в непрерывных войнах, которые велись для защиты собственных земель. Во время битв войска пользовались конницами, которые были маневренны и подвижны. По свидетельству А.И. Левшина, казахи сражались «копьями, саблями, ружьями и чаканами (топоры с длинным топорищем), а для защиты от неприятельских ударов надевают на себя панцири и иногда шлемы. Ружья достают из Хивы, Бухарии, Ташкента, Кашкара. Порох делают у себя дома»[4]. Впоследствии агрессивность джунгар продолжала только расти, не прекращая. Особенно жестоким и беспощадным было вторжение 1723 года, которое сопровождалось истреблением казахов Старшего и Среднего жузов. Казахские ханы и султаны не смогли мобилизовать народ и дать отпор врагу. Данные трагические события запечатлелись в истории, памяти народа, как годы «Великого бедствия» - « Ақтабан Шұбырынды ». Население Старшего и Среднего жуза в панике бежало в Среднюю Азию. Но они не учли того, что эти переходы, как отмечал также А.И. Левшин, «влекли за собой неминуемое разорение и гибель. Стада и табуны ежедневно уменьшались, меновая торговля прекратилась, нищета и страдания сделались всеобщими: иные умирали с голода, другие бросали жен и детей своих». Джунгары, в свою очередь, не ограничивались простым ограблением степных районов. По свидетельству ранее упомянутого А.И. Левшина, в общей сложности они отняли у казахов в 1723 году столицу ханов их – Туркестан, Ташкент и Сайрам[4]. Только войдя на казахскую землю, встретили джунгары ощутимое сопротивление со стороны наших предков. Не остались в стороне сопротивления и боевые дюжины батыров. Богенбай, Тайлак, Саурык, Жанибек, Малайсары, а также многие- многие другие наносили захватчикам немалый урон. С целью изгнать калмыков и при этом объединить усилия народа, весной 1726 года у горы Орда Басы был созван курултай. На курултае принимали участие непосредственно представители всех трех жузов. Под смертельной угрозой казахский народ сплотился, в итоге, на курултае было решено составить общее ополчение. Главнокомандующим был избран хан Младшего жуза Абулхаир. Результаты не заставили себя ждать: уже в 1727 году казахское ополчение нанесло первое крупное поражение на берегу реки Буланты. Битва произошла в местечке Кара-Сиыр, прозванным «Қалмақ қырылған» - «Место гибели калмыков». Обретение первых побед над врагом подняло боевой дух казахов, положило начало коренному повороту в ходе отечественной войны. Дальнейшему развитию освободительной войны послужило еще и то, что в результате заговора был убит правитель Джунгарии Цеван Рабдан. Незамедлительно разгорелась борьба за право на престол между сыновьями и сторонниками его. Ко всему этому прибавились и осложнение отношений с Китаем. Но учитывая все эти трудности, государство продолжало представлять собой грозную силу. Тем более, что во главе государства встала личность неординарная – Галдан Церен. И длительная и упорная борьба казахов за независимость не желала заканчиваться. Эта борьба послужила еще одной причинной прославления имени Абылай-бахадур-хана. Абылай, чье настоящее имя Абильмансур, родился в 1711 году. Родился он в семье правителя Ташкента султана Уали. Мальчик имел богатую родословную, которая берет свое начало от последнего золотордынского хана Барака, сын которого прозванный азь Жанибек, был одним из основателей Казахского ханства. Рано лишился отца: по некоторым сведениям, тот, как и все его родственники, пали от рук захватчиков. Самого Абильмансура смог спасти верный слуга-воспитатель по имени Ораз. По свидетельству Ч. Валиханова, на тот момент ему шел уже триннадцатый год. Спустя год беглецы вернулись в Сары-Арку. Испытав на себе все тяготы сиротской жизни, лишенный многих благ, Абылай несколько лет скитался по степи в поисках пристанища. По преданиям, дошедших до нас, Абильмансур под именем Сабалака пасет верблюдов у знаменитого Толе-бия. Но по некоторым другим преданиям, он устраивается слугой у Абулмамбет султана. Эти оба предположения имеют место быть. Продолжительное время скитавшись по окрестностям Кокшетау, все же нанимается табунщиком к баю Даулетбаю. Не прошло много времени, как аристократические манеры пастуха начали подмечаться другими. Данные замечания дошли и до хозяина, который в скором времени узнал непростую историю его жизни. Даулетбай предлагает юноше стать ему вместо сына, стать наследником его богатств. Его настоящие сыновья пали жертвами войн. Через некоторое время до пределов Кокшетау доходит призывной клич Богенбай батыра: «Аттан!» ( в поход). Одобрив решение юноши о намерении ехать к Богенбаю, Даулетбай благославляет его и отдает лучшего коня из табуна. «Этот выбранный конь был знаменитый Чалкуйрук, на котором Аблай составил себе имя батыра и уважение киргиз (казахов)»[5] писал Чокан Валиханов. Вступив в ополчение Богенбая, Абылай активно принимает участие в боевых действиях против джунгар. Именно в этих сражениях, упоминал Чокан Валиханов, «обращает на себя всеобщее внимание султан Абылай. Участвуя во всех набегах, сначала как рядовой воин, она показывает подвиги необыкновенной храбрости и хитрости. Полезные советы его и стратегические соображения упрочивают за ним имя мудрого»[6]. Звездным его часом была Аныракайская битва. После поражения джунгар от казахов в 1727 году, в течение трех лет готовился к реваншу новый правитель калмыков. Крупнейшее сражение в этой войне произошло в 1730 году в местечке «Аныракай», в 120 километрах, к югу от озера Балхаш. По утверждению Бухара жырау и поэта Умбетея, в данной битве стала знаковой для Абильмансура. Вступив в единоборство с племянником грозного Галдан Цэрена – Шарышем, впоследствии обезглавив его, он с кличем «Абылай!» устремился на врага. Битва закончилось полным поражением джунгар и, соответственно, блистательной победой казахского народа. По преданиям, после окончания сражения хан Абулмамбет пригласил к себе того самого воина, победившего Шарыша. После всех приветствий и поздравлений хан спрашивает смысл его клича. И юноша рассказал ему свою историю и свою родословную. Тогда Абулмамбет-хан посадив его по правую руку свою, назначил султаном – правителем Среднего жуза. При этом он сказал: «Пусть отныне твое имя будет Абылай». В итоге, благодаря объединенным силам всех трех жузов, наши предки одержали победу над ойратами, которые были вынуждены спешно отступать. К этому времени скончался старший казахский хан Болат. На его место было трое претендентов, но выбор пал на молодого султана Абулмамбета. Два других претендента, Абулхаир и Семеке, были естественно не согласны с таким выбором. Вот как описывает эти события М. Тынышпаев: « Такой обиды не смог стерпеть старик Абулхаир, человек крайне честолюбивый, с таким выбором не мог согласиться и Семеке, вслед за уходом с фронта Абулхаира, Семеке со своими приверженцами также оставил фронт»[7]. Так, по вине правителей была упущена возможность полностью вытеснить ойратов с территории края. При этих сложившихся условиях казахский народ остро нуждался в общепризнанном лидере. Ощущалась необходимость в человеке, способном сплотить все три жуза и встать во главе национально-освободительного движения. И они нашли такого человека в лице Абылая. Посреди всех этих событий Абулхаир-хан двинулся на запад, ближе к русским границам. Там он снарядил срочно посольство в Петербург с целью прошения покровительства и подданства. Как догадались многие видные исследователи истории Казахстана: А. Левшин, В. Бартольд, М. Тевкелев – данное прошение о покровительстве и подданстве было связано с его личными мотивами. Например, В. Бартольд писал: «Предлагая, русским свое подданство, он имел в виду только личные цели, с помощью русских он надеялся укрепить и упрочить свою власть, может быть, даже встать во главе всего киргизского народа»[8]. Как было сказано ранее, Казахстан издавна привлекал внимание правителей других государств. Царское правительство не было исключением из данного правила. Более того, Казахстан занимал стратегическую позицию, находясь на пути к южным и восточным рынкам. Еще Петр I назвал Казахстан «ключом и вратами ко всем азиатским странам и той ради причины оная-де орда потребна под российском протекцией быть»[9]. И не было ничего удивительного в том, что царское правительство благосклонно отнеслось к данному предложению хана. К нему была направлена миссия Тевкелева. В результате переговоров 10 октября 1731 года оформлен акт о присоединении Младшего жуза к России. В итоге, в середине XIX века Казахстан полностью присоединился к России. И хотя это давало хорошую защиту от нападок других государств, оно было напрямую зависимо от другого государства. И о независимости в таких условиях можно было надолго позабыть. Дальнейшее развитие казахского ханства происходило по типу Европейской модели развития: упразднение института ханской власти и введение новых систем управления краем. Несмотря на героическое сопротивление колонизации края со стороны Кенесары хана, возглавившего народное ополчение, а также восстания С.Датулы, И.Тайманулы совместно с М.Утемисулы и других серьезных выступлений, Казахское ханство как независимое государство перестало существовать. Экономический кризис, причиной которого явилась Первая Мировая Война, налоги, возросшие в 3-4 раза, вызвали протесты со стороны населения. Восстание 1916 года еще раз напоминает нам о неумирающем казахском боевом духе. Считается, что причина восстания кроется не только в ущемлении прав и колонизации казахских земель, но и в том, что казахский народ устал находиться под контролем могущественной державы. Несмотря на призывы, либерально-демократической интеллигенции воздержаться от участия в национально-освободительном движении, казахи, не в силах и дальше терпеть гнет и лишения, смело начали действовать. А.Байтурсынов, А.Бокейханов и М.Дулатов, О.Жандосов, Ж.Аймауытов и др. будучи представителями национальной интеллигенции, заранее догадывались о финале восстания. Множество казахов погибло, было уничтожено огромное количество скота, а над главами повстанцев была совершена расправа. Б.Ашекеев был повешен на Бурундайской сопке, Ж. Мамбетов – отравлен в тюрьме. А.Иманов и А. Жанбосынов тремя годами позже погибли от рук красногвардейцев. 25 декабря 1917 года в России произошла буржуазно-демократическая революция. Это был довольно решительный и смелый шаг в следующий этап будущего. Итогом, свершившейся революции, стало отречение царя Николая II от престола. На Казахской Земле новость о свержении царизма была встречена с восторгом. 25 октября (7 ноября) 1917 года в Петрограде был совершен вооруженный переворот. Он положил начало Октябрьской Революции, в мировой истории ставшей началом этапа масштабного коммунистического движения во многих странах. И мирным, и вооруженным путем на территории Казахстана была установлена новая власть – власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Национализация всей земли и конфискация помещичьей земли вызвали ожесточенное сопротивление ее бывших владельцев. Буржуазия, напуганная размахом национализации, хотела вернуть все, что в недалеком прошлом ей принадлежало. Также ликвидация товарно – денежных отношений также ударила по карманам бывшей знати. Таким образом, причиной последовавшей далее Гражданской Войны являются внутренняя политика большевиков и стремление свергнутых классов вернуть свое некогда высокое положение в обществе. Итогом войны явилось повсеместное установление власти Советов. В конце 1928 года по ложному обвинению были арестованы все из числа так называемых «буржуазных националистов» - деятели Алаш-Орды. Для их задержания использовались провокации, угрозы, аресты членов семей. В этот период были расстреляны Ж.Аймаутов, А. Байдильдин, Д. Адилев, остальные осуждены на различные сроки тюремного заключения в концлагерях, которые повсеместно отрывались даже на территории Казахстана. Не оставляли в покое даже жен и детей «шпионов», «врагов народа». Для них специально был создан «АЛЖИР» (Акмолинский лагерь жен изменников родины). Некоторые из них (М. Дулатов) скончались в лагерях, остальные же, отбыв положенное наказание, были несправедливо осуждены повторно за участие в деятельности Алаш-орды и расстреляны в 1937 – 1938 годах. Неудачные экономические эксперименты Советского правительства привели страну к Голоду 1930 – 1932 годов. Этот период вошел в историю казахского народа как Великий Джут – величайшая трагедия. Но, несмотря на голод и лишения, наши предки за этот короткий промежуток времени совершили 372 восстания, в которых участвовало 80 тысяч человек. Они предприняли попытки спасти своих близких, желали улучшить положение своего народа, сохранить многовековой традиционный полукочевой и кочевой уклад жизни казахов. Многое пережили наши предки во время Второй Мировой Войны, которая для нас обернулась Великой Отечественной Войной. Объединенный желанием победить и не отдавать победу врагу народ всего Советского Союза приложил усилия ради победы над фашистскими захватчиками. Выдающийся военачальник, герой войны Б.Момышулы писал: «Война явилась переломным и поворотным пунктом и в истории казахского народа, оставив неизгладимый след в сердцах миллионов наших соотечественников». И Казахстан в том числе. Каждый пятый казахстанец ушёл на фронт. А. Молдагулова и М. Маметова, Т. Х. Доспанова, Бегельдинов, С. Луганский, Л. Беда, И. Павлов, Н. Косшыгулов, С. Нурмагамбетов, К. Кайсенов, А. Егоров, З. Хусаинов и др. [10]. Постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград» положили начало новой волне репрессий. Постановлением ЦК КП(б) Казахстана 1947 года «О грубых политических ошибках в работе института языка и литературы Академии наук Казахской ССР» запрещалось изучение духовного и научного наследия казахского народа до октября 1917г. В начале 50х годов в Казахстане возникло «дело Бекмаханова». Автор монографии «Казахстан 20-40 годы» обвинялся в «космополитизме» и восхвалении народных восстаний, направленных против Российской империи. В своем произведении Е.Бекмаханов дает положительную оценку восстанию последнего хана казахской степи – К.Касымова. В 40-50 годах также подверглись репрессиям А.Жубанов, О. Сулейменов, С. Муканов, М.Ауэзов. Но после разоблачения личности И. Сталина государственные деятели были реабилитированы. Примером полного игнорирования интересов казахского народа является решение Политбюро ЦК КПСС весной 1979 года о создании немецкой автономии на территории Казахстана, с центром в городе Ерейментау. Весть о создании автономии быстро распространилась по степи Казахстана. Ответной реакцией явился митинг молодежи в Целинограде. В руках они держали транспаранты «Казахстан неделим» и «Нет немецкой автономии». Попытки распустить митинг не удались, а митингующие скандируя прошли по улицам города. Демонстрации продолжались до тех пор, пока не было объявлено, что никакой автономии на территории казахской степи не будет. Это событие стало толчком для казахов. Оно дало понять, на что способен решительно настроенный человек, если он не один. Таким образом, митингующие смогли защитить свой родной край - это дало мощный толчок в росте самосознания народа. Еще одна попытка властей проигнорировать глас народа вылилась в Декабрьские события 1986 года. Назначение Г. Колбина на место Д. Кунаева без какого-либо участия в выборах казахского населения спровоцировало массовую демонстрацию молодежи. 17 декабря 1986 года в Алма-Ате началась демонстрация с протестом против принятого решения, длившаяся два дня, которая вошла в историю как декабрьские события 1986 года в Алма-Ате. Выступления, которые были направлены на то, чтобы успокоить демонстрантов и разогнать их, не возымели какого-либо эффекта, и тогда, вечером, 17 декабря, была предпринята первая попытка разгона: были применены пожарные машины, саперные лопатки, дубинки, служебные собаки. Утром 18 декабря прибыли специальные части, которым удалось разогнать демонстрантов. Из более 30 тысяч участников декабрьских демонстраций правоохранительными органами и специальными отрядами были задержаны 8515 человек, из них пять тысяч человек были вывезены за городскую черту и выброшены на снег, 2400 человек взяты под стражу, 1722 парней и девушек получили различные ранения. На различные сроки тюремного заключения осуждены 80 студентов и рабочих. В ходе допросов об участии в демонстрациях, выбросилась с 5 этажа студентка музыкального училища - Л. Асанова. Таким же образом пожертвовала собою студентка Усть-Каменогорского педагогического училища С. Мухамеджанова. Так события 17 декабря 1986 года еще раз показали обреченность социалистического режима[11]. Власти прикладывали огромные усилия, чтобы в других регионах Казахстана не узнали о неслыханной дерзости, которая могла бы пошатнуть все спокойствие в стране, но попытки оказались тщетными. Вдохновленные смелостью и упорством жители других регионов также активно начали бороться за свои права, не жалея сил, не страшась наказаний и последствий. Подобно цепной реакции свершились последующие события в Караганде и Жана – Узене, причиной которых был комплекс нерешенных экономических и социальных проблем. Правительство, переставшее справляться со своими обязанностями, изжило себя. Народ это незамедлительно почувствовал. С тех судьбоносных событий прошло уже целых 30 лет. За эти годы Казахстан из составной части одной из великих держав превратился в независимое, современное, развитое государство, которое поддерживает мирные отношения со всеми странами. Наши предки прошли тяжелейший путь, начинавшийся от зарождения ханства до становления суверенитета государства. История казахского края полна событий, волнений, невинных жертв и несправедливости. Но без всего этого не было бы ничего. А если бы и было, то совсем другое, возможно - худшее, а возможно – лучшее. Они добились того, чего желали так долго. Они добились чувства свободы и чистого ясного неба. Мы, новое поколение, обязаны никогда не забывать этого. Мы обязаны бережно хранить в себе эти воспоминания. Источники: 1.Бартольд В.В. Сбор. соч. т.5, М.,1968, с.224. 2. Понкратова А.М. Вопросы истории. 1989 №11. 3. Валиханов Ч.Ч., Собр. соч., т.4. с.111. 4. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих … степей. Алматы, 1996. с.228., с 167. 5. Валиханов Ч.Ч. Собр. соч., т.1, с.217. 6. Валиханов Ч.Ч. Собр. соч., т.4, с.112. 7. Тынышпаев М. Указ. книга, с.167. 8. Бартольд В.В. Собр. соч., т.1, с.217. 9. Казахско-русские отношения в XVI-XVIIIвв. Алма-Ата, 1961.с.30. 10. http://e-history.kz/ru/contents/view/923 11. http://www.sarap.kz/index.php/ru/news/188-dekabrskoe-vosstanie-1986-goda-predvestnik- nezavisimosti-kazakhstana.html |