Главная страница

Кибернетическая картина мира. Есть многое на свете, друг Горацио, что недоступно нашим


Скачать 14.04 Mb.
НазваниеЕсть многое на свете, друг Горацио, что недоступно нашим
АнкорКибернетическая картина мира.pdf
Дата02.11.2017
Размер14.04 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКибернетическая картина мира.pdf
ТипУчебное пособие
#10050
страница20 из 27
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   27
5.6. технологии виртуальных миров в театре
Артоника – исследование и использование структур искусства
(art) в технике, моделировании и программировании.
Искусство владения естественным языком, литература, живо- пись, скульптура, архитектура, рендеринг, пантомима, балет, те- атр, кино, музыка способны передавать сложные впечатления и чувства и воздействовать на человека. Современная машинная гра- фика, анимация, компьютерные игры, компьютерная музыка и др. являются прямым порождением артоники [4].
Термин «артоника» (по аналогии с бионикой) был введен про- фессорами Б. Ф. Егоровым, М. Б. Игнатьевым и Ю. М. Лотманом в начале 70-х гг. ХХ в. Бионика оформилась как научное направ- ление в начале 50-х, но надежды на получение новых результатов в информационных технологиях на основе бионики до сих пор не оправдались – слишком большим оказался технологический раз- рыв между реальными биологическими структурами и техниче- скими системами. Только сейчас, когда продвинулось изучение живой клетки, генной структуры, механизмов эволюции, биохи- мии, когда возникли нанотехнологии, появились реальные надеж- ды на внедрение бионических структур.
Артоника имеет дело с человекоразмерными системами, с изу- чением театра, литературы, архитектуры, искусства на предмет ис- пользования уже сложившихся в этой сфере принципов, приемов и методов в компьютерных информационных технологиях.

270
эвМ были созданы в конце 40-х гг. ХХ в., с тех пор параметры вычислительных машин увеличились более чем в миллион раз: вы- росло быстродействие, объемы памяти, искусство программирова- ния, уменьшились габариты и энергопотребление, уменьшилась стоимость, – компьютер стал самой распространенной машиной. доля чисто вычислительных задач сократилась до 10%, основное место занимают задачи машинной графики, генерации и обработ- ки изображений, генерации и обработки звуков и текстов, что по- зволяет разрабатывать целостные виртуальные миры. в настоящее время островки автоматизации и компьютеризации начинают объ- единяться в виртуальные миры.
Но виртуальные миры были и остаются главным предметом ис- кусства. Каждое литературное произведение – это виртуальный мир со своими героями, вербальным описанием обстановки и со- бытий, где читатель с помощью своего воображения воссоздает це- лостный виртуальный мир.
в театре зрителю помогают воссоздать этот виртуальный мир с помощью декораций, музыки, игры актеров. в кино для этой цели задействованы еще более мощные средства – движущиеся изобра- жения.
Появление трехмерной компьютерной графики позволяет созда- вать близкие к реальности интерактивные виртуальные миры, на- селенные аватарами.
Таким образом, появление артоники логично связано с разви- тием компьютерных технологий. целесообразно использовать на- копленный многовековый опыта искусства при создании вирту- альных миров для глубокого погружения в них человека с целью найти наиболее эффективные решения в самых различных сферах деятельности – в образовании, обороне, здравоохранении, на про- изводстве, в науке, сфере финансов, развлечений и наслаждений.
Технологии виртуальных миров возникли как синтез новых ин- формационных технологий и искусства. в настоящее время они начинают активно использоваться и в кино, и в театре, и на теле- видении, при этом важно соблюсти меру, чтобы не потерять суть театра.
Постановщики спектаклей – режиссер и художник – прежде всего люди творческие, способные к яркому воображению, и каж- дый раз, создавая новый спектакль, они придумывают «новый, уникальный мир», закономерности которого отражают происхо- дящее на сцене. Каждый человек, пришедший в зрительный зал,

271
способен «увидеть» или «прочувствовать» этот мир-образ спекта- кля в найденном «уникальном» решении постановщиков. Можно сказать, что работа постановщиков по созданию спектакля начи- нается с установления «единого языка» и определения «основно- го конфликта» в пьесе. в музыкальном театре музыка является для них «единой точкой опоры», а сюжет пьесы или либретто – лишь «скелетом» будущего спектакля. Создание метафоры – главная цель постановщиков. Если образ, найденный сценогра- фом, передан верными средствами, а режиссерская экспликация максимально раскрывает драматургию музыкального спектакля, то степень эстетического и эмоционального воздействия спекта- кля на публику определяется ее восторженными аплодисмента- ми. (возможно, аплодисменты, как жест, играют особую роль.
Ладонь человека способна передавать и принимать энергию, и ее
«будят» для лучшего обмена с энергетикой искусства.) это самый драгоценный подарок для театральных постановщиков и испол- нителей – благодарность зрителей, объединенных рукоплескани- ем. Но получить это единение зрителя и театрального искусства возможно, лишь приложив огромное коллективное усилие всего творческого и производственного состава, участвующего в поста- новочном процессе. организацию всех этих процессов называют постановкой.
Конечно, реализация идей в театральном постановочном про- цессе очень ограничена архитектурой здания, его объемом и тех- ническим оснащением сцены. Каждый раз режиссер и художник начинают создавать свой мир в «одной и той же» сценической ко- робке, что значительно усложняет появление исключительной но- визны в образном решении художественного оформления и ограни- чивает режиссуру в пространственном композиционном решении.
Театр за всю свою историю от древней Греции до наших дней со- брал множество конструкций стационарных и мобильных сцениче- ских площадок. История театра насчитывает огромное количество школ и направлений театрального исполнительского мастерства. в театральном искусстве, казалось бы, все давно создано. Сегодня, с приходом в театральный процесс технологий виртуальных миров, у постановщиков появляется уникальная возможность расширить диапазон творческих возможностей до бесконечного горизонта своего воображения. Художник свободен в выборе времени и про- странства в своем воображаемом мире. Но «для того чтобы человек мог жить и работать в реальном мире, его виртуальный мир должен

272
отражать существенные черты мира реального, иначе он бы не смог ориентироваться в мире реальном, т. е. виртуальный мир должен быть таким, чтобы в нем были представлены все существенные эле- менты мира реального». Поэтому все идеи и образы, возникающие в процессе творческого поиска, необходимо адаптировать в реаль- ный, материальный мир «человеческого» театра. Театр возник из культовой «соборности», и его сила в единении людей, а доступ- ность нового «виртуального продукта» может лишить нас самого понятия «театральность».
в свое время человек открыл огонь, и прошло немало времени, прежде чем из агрессивной стихии «поглощения и уничтожения» огонь перешел в категорию «управляемого и мирного» союзника. виртуальный мир необходим нам как помощник в «общечелове- ческой реальности». Моделируя «новые миры» на основе культу- ры и искусства, мы обретаем новые возможности знания. в театре есть непреложный закон – все для актера. этот принцип уважения хрупкой человеческой природы нам необходимо сохранить в про- цессе создания новых интерактивных театральных форм.
Режиссер-постановщик, разрабатывая экспликацию замысла будущего спектакля, пишет его в произвольной форме. Его сочине- ние носит ярко выраженный индивидуальный характер и является необходимым инструментом и одновременно результатом началь- ного этапа работы постановщика над спектаклем. экспликация может включать в себя заметки и размышления по поводу пьесы; сведения о ее сценической истории; анализ – действенный, лингви- стический, сюжетный и т. п.; рисунки, чертежи, наброски декора- ций, костюмов, гримов, мизансцен, характеристики персонажей, определение стилистических и жанровых особенностей драматур- гии, стилей актерского исполнения; разработку решения спекта- кля во времени и пространстве и др.
Работа в виртуальном интерактивном театре позволяет предель- но точно рассчитать «темпо-ритм» и «шаго-метр», геометрию план- шета сцены. вычерчивание планировки декораций – их располо- жения в виде сверху – по сути, является первым этапом монтиров- ки спектакля.
Создав базовую модель зрительного зала и сценической короб- ки, режиссер получает мгновенную возможность увидеть актера и декорации с любой точки зрительного зала и определить границы их наилучшего взаимодействия. Модель планшета конкретной сце- ны (сценической коробки) – это как шахматная доска – режиссер

273
передвигает по ней актеров-аватаров. Стандартные модели арок, станков, предметов мебели и бутафории помогут в выборе компози- ционного решения мизансцен. Моделирование систем управления постановочным освещением и комплексов механооборудования значительно упростит выбор необходимого оборудования для раз- работки нестандартных электрифицированных элементов сцено- графии и специальных эффектов. Решая творческие задачи созда- ния образа роли, режиссер буквально может «сыграть и спеть» за каждого персонажа, определить общую семантику сценического действа, разработать электронные декорации.
Либретто – литературный текст оперы, является ее сюжетным каркасом, т. е. лишь общим, далеко не точным представлением о будущем произведении. это скорее отправной пункт, от кото- рого композитор и режиссер могут развивать действие в разном направлении, с разной скоростью. Многое зависит от стиля и темперамента музыкального произведения. Работа художника над образом спектакля начинается с момента определения дра- матургической концепции и жанрового характера музыкального произведения. основной темой в развитии образа спектакля яв- ляется определение конфликта. определение жанра, конфликта, времени, сверхзадачи и стиля постановки полностью зависит от музыкального материала (партитуры, клавира, CD, аудиозаписи, истории создания).
Партитура – это зашифрованные в нотных знаках чувства и дей- ствия героев. это краски в небе, блеск звезд, направление движе- ния персонажей, динамика смены декораций. все, что зашифрова- но в партитуре, может зазвучать, но чтобы увидеть события, напи- санные в партитуре, необходимо творческое воображение. важно, чтобы режиссер и художник внимательно изучили партитуру, ее графику. взаимосвязь музыкальных инструментов и человеческих голосов требует четкого определения композиции каждой карти- ны. Каждый такт можно измерить шагами исполнителей. Режис- сер и художник определяют характер перемен декораций и выход солистов и хора по партитуре.
дирижер руководит этим процессом и принимает мгновенные решения исходя из голосовых возможностей исполнителей. он контролирует и управляет оркестром, слышит всех и каждого в от- дельности. Его язык – это разнохарактерный жест. в музыкальном театре существуют специфические требования к законам компо- зиции. декорация должна быть выстроена таким образом, чтобы

274
солисты не удалялись от зрителя далее третьего плана сцены. На самом дальнем плане планшета сцены солисты и хор всегда долж- ны видеть дирижера, а публика, находящаяся в противоположных сторонах зрительного зала и балкона, могла бы видеть и солистов и все декорации.
Художник-постановщик (сценограф) музыкального спектакля прежде всего слышит музыку и «видит» ее «внутренним зрени- ем». возникающие образы, как бы «знаки», рождающие ассоциа- тивный ряд, соответствующий развитию музыкального сюжета, рука мастера рисует «сама». это фантастический процесс, во вре- мя которого художник находится в своих «виртуальных мирах» и испытывает «абсолютное счастье забытья» (особая химия), т. е. за- бывает о сиюминутной реальности. Свои образы и ассоциации теа- тральный художник переносит в материальную среду сценической коробки и переводит в объем, форму, линию, цвет, ритм и факту- ру материальных предметов, взаимодействующих с человеком
(актером). Свет в художественном оформлении является допол- нительной формой самостоятельного творчества. Прослушивание музыкального произведения необходимо художнику для создания изобразительной метафоры образа спектакля; цветового, эмоцио- нального решения эскизов декораций и характеров персонажей.
Изучение материальной культуры, соответствующей стилю буду- щего спектакля, – это ключевой момент в художественном реше- нии спектакля. эпоха, в которой существует сюжет спектакля, имеет свою архитектурную композицию, историю костюма, нравы и мораль. Требуется опись необходимых условий, характеристика персонажей и предметов.
Большинство художников музыкального театра стремятся преодолеть внутреннюю статичность, издавна присущую оперно- му искусству в целом и художественному оформлению в частно- сти. Поиск единого конструктивного (живописного, графическо- го или иного) решения декорации – основная задача художника- постановщика. Точность определения срока выпуска спектакля зависит от четкого планирования и управления театральным про- ектом. это позволяет определить художнику-постановщику соот- ношение желаемого и имеющихся средств.
в работе над музыкальным материалом, текстом пьесы худож- нику необходимо общение с драматургом, режиссером, компози- тором, хореографом и др. в виртуальном театре можно бесконечно корректировать, выбирать, стирать, восстанавливать стертое, ме-

275
нять местами, вставлять новое, посылать друг другу комментарии и разработку удачных мизансцен, интерактивно взаимодействуя, находясь физически в разных точках мира.
Язык метафоры – единственный общий язык режиссера и ху- дожника. На место повествовательного оформления, раскрываю- щего спектакль покартинно, приходят идеи декорации, создающие единый образ всего произведения в целом, пластически решающие его философскую и идейную концепцию. Существенную помощь в этом процессе оказывает умение пользоваться современной тех- нологией компьютерной обработки изобразительного, художе- ственного материала.
Самый продуктивный период работы художника – в графиче- ской технике, набросках, в конструктивных рисунках. Постоянно происходящая внутренняя работа художника-постановщика над решением спектакля фиксируется небольшими рисунками. эти графические мысли компонуются, анализируются, изменяются, чтобы в результате соединиться в замкнутую цепочку картин – еди- ное решение спектакля. в карандашных набросках возникающие идеи можно развивать и трансформировать до тех пор, пока точный анализ музыкальной драматургии оперы не совпадет с единым ре- шением декораций. Монтаж и раскадровка – один из основных эле- ментов моделирования спектакля.
Наиболее важным документом для решения сценического про- странства является планировка. Начало работы над разбором партитуры напрямую связано с разработкой планировки деталей оформления спектакля, направления движения актеров, определе- ния уровня и количества декораций на планшете, наличия пандуса, лестниц, станков и т. д. в планировке указывается последователь- ность верховой развески декораций, номера штанкетов. Планиров- ка необходима при поиске конструктивного решения спектакля на планшете сцены, контролирует и ограничивает частую смену решений на первом этапе и впоследствии является основанием и подтверждением художественного решения спектакля, точным из- мерительным прибором для создания макета, а затем и самих де- кораций. одной из основных особенностей оперно-балетных театров яв- ляется наличие оркестровой ямы. во многих современных теа- трах площадка для оркестрантов является подъемно-опускной, в поднятом положении она выходит на уровень планшета сцены, что используется, например, для концертной деятельности симфо-

276
нического оркестра и для проведения празднеств без его участия.
Из-за значительного отдаления зрителя от исполнителя из-за раз- мера оркестровой ямы грим в балете и опере делают более ярким, стараются избежать мелких деталей. Существуют два основных технических приема гримирования: живописный и скульптурно- объемный, каждый из них базируется на конкретном изучении пластических особенностей лица. значительная роль в гриме при- надлежит прическе, при помощи которой, так же как и красками, можно изменить овал лица, форму лба и щек.
Грим видоизменялся в различные исторические периоды: то принимал вид декоративной косметики, то форму масок. Так, в те- атрах древней Греции и Рима с огромными зрительными залами маски стали необходимы для актеров.
Понятие «грим» (франц. grime) имеет два значения. Грим – искусство изменять внешность актера с помощью специальных красок (грима), пластических и волосяных наклеек, парика и др. во втором значении грим – это гримировальные краски и другие принадлежности. Искусство грима можно разделить на два этапа: поиск нахождения грима и техническое его выполнение. Поиск и нахождение грима представляют собой творческий процесс, он до- вольно сложен, требует специальной подготовки, а это возможно только тогда, когда основательно изучена техника гримирования и накоплен достаточный опыт. Моделирование этого процесса значи- тельно упростит процесс поиска и его технологию.
Солисты во время пения, как правило, ограничены в активном действии, и движение происходит во время паузы. оперный певец не может позволить себе «переживать» роль, а лишь изображает
(играет) определенное состояние (физиология и особенности стро- ения голосового и дыхательного аппарата). Певец всегда должен следить за сигналами дирижера и техникой пения, поэтому все его действия описаны в режиссерском сценарии. Солисту необходима особая пластика и яркий характерный образ, создаваемый при по- мощи костюма, грима и прически.
Правильный костюм в театре весьма важен. Художник обду- мывает костюм с точки зрения характера покроя, типичного для времени и образа. Персонажи, действующие в спектакле, почти ни- когда не копируют иллюстративный материал. Историю костюма художнику-постановщику необходимо знать, брать за основу соз- данные стили, а при необходимости и перерабатывать. Театру ну- жен живой персонаж, не похожий на «идеал» с модной картинки.

277
Чтобы понять костюм, собственно не костюм, а скорее образ – нуж- но проникнуть в дух эпохи.
виртуальный театр поможет воссоздать материальный и духов- ный мир эпохи с точностью, необходимой для создания ее обра- зов. дополнительная возможность компьютерного моделирования исторических, жанровых и бытовых костюмов выделяет эту само- стоятельную область театрального искусства в новую интерактив- ную театральную форму. виртуальный театр – это универсальный полигон для принятия верных решений. Как инструмент постановщика он значительно сократит время создания спектакля, позволит улучшить качество всех процессов и внедрить электронные декорации, которые могут существенно расширить возможности постановщиков, снизить за- траты на создание, хранение и транспортировку декораций.
Интересно рассмотреть различные театральные постановки на предмет внедрения новых информационных технологий. Постав- ленная в конце 2009 г. в Михайловском театре опера «Русалка»
А. дворжака дает пищу для размышлений в этом направлении.
Следует отметить, что сцена этого театра уже оборудована мощны- ми мультимедийными проекторами и системой экранов, которые в этой постановке используются не в полную силу. На наш взгляд, следовало бы выдержать иерархию образов в соответствии с ли- бретто – сверху божественное, потом человеческое, потом русал- ки, далее лешие и в самом низу – Баба-яга, олицетворяющая зло. в постановке же верхнюю позицию занимает Баба-яга, появляясь в странном отверстии выше всех, и далее эта черная дыра довлеет надо всем. Большой экран следовало бы использовать более эффек- тивно, разместив на нем образы в соответствии с иерархией двор- жака. Рассматривая проект постановки «Божественной комедии» данте Алигьери в сопровождении музыки вагнера, Берлиоза и Бет- ховена, опять-таки считаем, что необходимо использовать большой экран снизу доверху, разместив изображения героев в соответствии с иерархией данте, сами же играющие и поющие артисты могут размещаться в специальных комнатах, оборудованных системой аудиовизуальной трансляции.
Если говорить о компьютерной трехмерной анимации, то апо- феозом в этом направлении является кинофильм «Аватар», созда- ние которого стоило 300 млн дол. и продолжалось примерно 20 лет, но зато создан эталон, на который все волей-неволей должны рав- няться.

278
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   27


написать администратору сайта