Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2. Механистическая картина мира

  • 1.3. неклассическая картина мира

  • 1.4. Принцип обратной связи

  • 1.5. Самоорганизация и внешнее управление

  • Кибернетическая картина мира. Есть многое на свете, друг Горацио, что недоступно нашим


    Скачать 14.04 Mb.
    НазваниеЕсть многое на свете, друг Горацио, что недоступно нашим
    АнкорКибернетическая картина мира.pdf
    Дата02.11.2017
    Размер14.04 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКибернетическая картина мира.pdf
    ТипУчебное пособие
    #10050
    страница2 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
    1.1. Мифологическая картина мира
    Мифология – фантастическое представление о мире, свойствен- ное человеку первобытной формации, как правило, передаваемое в виде устных повествований – мифов. Человеку, жившему в усло- виях первобытнообщинного строя, основанного на стихийном кол- лективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его общинно-родовые отношения. эти отношения он переносил на все окружающее – земля, небо, растительный и жи- вотный мир представлялись в виде универсальной родовой общи- ны, в которой все предметы мыслились не только как одушевлен- ные, а часто даже и разумные, но обязательно родственные между собой существа. Постепенно в мифологии возникали обобщения.
    Первоначальными формами в мифологии были фетишизм (ког- да одушевлялись отдельные вещи и мыслилось полное неотделение вещи от идеи самой вещи), тотемизм (фетишизация данной общи- ны или племени, выраженная в образе того или другого основателя этой общины или племени). Более высокой ступенью развития ми- фологии явился анимизм, когда человек стал отделять идею вещи от самой вещи.
    По Г. Гегелю, фетишизм – форма первоначальной, непосред- ственной религии – колдовства, когда человек осуществляет кос- венную власть над природой с помощью волшебного средства – фе- тиша, достигая того, что ему нужно. Формы фетишей разнообраз- ны – камни, куски дерева, части тела животного, идолы, изобра- жения и др.

    15
    Тотемизм – комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев ро- доплеменного общества, связанных с представлением о сверхъе- стественном родстве между определенными группами людей и так называемыми тотемами – видами животных и растений. Тотем – чаще всего вид животных – предмет религиозного почитания груп- пы, носящей его имя, обычно родовой общины, членам которой за- прещается охотиться на тотема, убивать его и употреблять в пищу.
    Тотемная группа считает себя связанной с тотемом общим проис- хождением от мифических предков – полулюдей-полуживотных или полурастений – и видит в нем покровителя и подателя жизнен- ных благ. Пережитки тотемизма обнаруживаются во всех религи- ях мира.
    Анимизм – вера в существование душ и духов, т. е. фантасти- ческих, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мертвой и живой природе агентами, управляющими всеми пред- метами и явлениями материального мира, включая человека. Если душа представляется связанной с каким-либо отдельным суще- ством или предметом, то духу приписывается самостоятельное зна- чение, широкая сфера деятельности и способность влиять на раз- личные предметы. души и духи представляются то аморфными, то фитоморфными, то зооморфными, то антропоморфными существа- ми, однако они всегда наделяются сознанием, волей и другими че- ловеческими свойствами.
    в связи с ростом обобщающего и абстрактного мышления соз- давалась новая ступень мифологической абстракции. она доходи- ла до представления об одном отце людей и богов. Таким предстал олимпийский зевс, ниспровергнувший своих предшественников в подземный мир и подчинивший других богов себе в качестве де- тей. Развитие мифологии шло от хаотического к упорядоченному, соразмерному, гармоническому, в чем можно убедиться при срав- нении мифологических образов разных исторических эпох. в эпо- ху патриархата зародились и оформились представления о герои- ческой личности, которая побеждает силы природы и организует защиту от соседних племен. древнегреческий зевс побеждает тита- нов, гигантов и Тифона, совершает свои 12 подвигов Геракл, Илья
    Муромец побеждает Соловья-разбойника и т. д.
    Мифологическое мышление пришло к различным историче- ским и космогоническим обобщениям. Являясь мировоззрением первобытнообщинного строя, всякий миф содержал в себе также

    16
    познавательную функцию, попытку разобраться в сложных вопро- сах: как произошел человек, в чем тайна жизни и смерти и т. п.
    Мифология была наивной верой, единственной формой идеологии первобытнообщинного строя. в раннеклассовом обществе мифо- логия стала аллегорической формой выражения разного рода ре- лигиозных, социально-политических, моральных и философских идей, она широко использовалась в искусстве и литературе. в этом смысле мифология никогда не умирала, мифологические образы и поныне используются современными политическими деятеля- ми, писателями, философами и художниками. Будучи в течение тысячелетий формой осознания природы и человеческого бытия, мифология рассматривается современной наукой как летопись веч- ной борьбы старого и нового, как повесть о человеческой жизни, ее страданиях и радостях.
    1.2. Механистическая картина мира
    Механика – одна из древнейших наук, ее развитие непосред- ственно связано с развитием производительных сил общества.
    Раньше других разделов возникла статика, что было важно для строительства и создания простейших машин. Термин «механи- ка» был введен Аристотелем. Научные основы статики разработал
    Архимед (III в. до н. э.). заслуга формулировки основных законов механики принадлежит И. Ньютону (1687 г.), который обобщил понятие силы и ввел понятие массы. Сформулированный им основ- ной (второй) закон механики позволил успешно решить большое число задач, относящихся главным образом к небесной механике, в основу которой был положен открытый им же закон всемирного тяготения. Небесная механика получила значительное развитие благодаря трудам эйлера, д
    ′Аламбера, Лагранжа и Лапласа. замечательным достижением было открытие французским астрономом Леверье новой планеты «на кончике пера» – в 1845 г. он занялся изучением неправильностей в движении планеты Уран и показал, что их причина – находящаяся за пределами орбиты
    Урана неизвестная планета. Леверье вычислил положение этой планеты (позже названной Нептуном), и в 1846 г. астроном Галле наблюдал эту планету в месте, указанном Леверье. открытие Не- птуна с помощью предвычислений – одно из крупнейших событий в области теоретической астрономии.

    17
    Первой из наук, которая сформулировала целостную картину мира, опирающуюся на результаты экспериментальных исследо- ваний, была физика. в своих зародышевых формах возникающая физическая картина мира содержала множество натурфилософ- ских наслоений. Но даже в этой форме она целенаправляла процесс эмпирического исследования и накопления фактов.
    в качестве характерного примера такого взаимодействия карти- ны мира и опыта в эпоху становления естествознания можно ука- зать на эксперименты У. Гильберта (1544–1603), в которых иссле- довались особенности электричества и магнетизма. Гильберт был одним из первых ученых, который противопоставил средневековой науке новый идеал – экспериментальное изучение природы. экс- перимент с шаровым магнитом выглядит весьма изящным даже по меркам современных физических опытов. в его основе лежала аналогия между шаровым магнитом (тереллой) и землей. Гильберт исследовал поведение миниатюрной магнитной стрелки, помещае- мой в различных точках тереллы, и затем сравнивал эти данные с известными из мореплавания фактами ориентации магнитной стрелки относительно земли. Из сравнения этих фактов он заклю- чил, что земля есть шаровой магнит.
    Полученные из наблюдений факты могут видоизменять сло- жившуюся картину мира. в истории науки первой осуществила такую эволюцию физика. в конце XVI – первой половине XVII в. она перестроила натурфилософскую картину мира, господство- вавшую в физике Средневековья, и создала научную картину фи- зической реальности – механическую картину мира. Специаль- ные картины мира, возникающие в других областях естествозна- ния, испытывали воздействие механистической картины мира и оказывали обратное влияние на формирование физической картины мира. Следует заметить, что картина мира как пред- заданное видение позволяет изучать объекты, для которых еще не создано развитой теории. в этом случае и специальные (част- ные) картины мира, и естественнонаучная картина мира целена- правляют исследователя и активно участвуют в интерпретации результатов.
    Успехи механики привели к разработке механистической кар- тины мира, в которой самые различные явления пытались объяс- нить лишь с позиций механики. Как ограниченно оправданный ме- тод мышления механицизм был преодолен (снят) Г. Гегелем в диа- лектическом понимании задач и природы мышления

    18
    1.3. неклассическая картина мира
    в начале XX в. выяснилось, что классическая механика И. Нью- тона имеет ограниченную область применения и нуждается в обоб- щении. во-первых, она неприменима при больших скоростях дви- жения тел, сравнимых со скоростью света. здесь ее заменила реля- тивистская механика, построенная на основе специальной теории относительности А. эйнштейна и включающая в себя ньютонову механику (нерелятивистскую) как частный случай [7, 9].
    для классической механики в целом характерно описание ча- стиц путем задания их положения в пространстве (координат) и скоростей и зависимости этих величин от времени. Такому описа- нию соответствует движение частиц по вполне определенным тра- екториям. однако опыт показал, что это описание не всегда спра- ведливо, особенно для частиц с очень малой массой (микрочастиц). в этом состоит второе ограничение применимости классической механики. Более общее описание движения дает квантовая меха- ника, которая включает в себя как частный случай классическую механику. Квантовая механика, как и классическая, делится на нерелятивистскую, справедливую в случае малых скоростей, и ре- лятивистскую, удовлетворяющую требованиям специальной тео- рии относительности.
    Соотношение между ньютоновой и релятивистской механикой определяется существованием фундаментальной величины – пре- дельной скорости света с = 3
    ⋅10 10 см/с. Соотношение между клас- сической и квантовой механикой носит менее наглядный характер. оно определяется существованием другой универсальной мировой постоянной – постоянной Планка ћ. Постоянная ћ имеет размерность действия (энергии, умноженной на время) и равна 6,62
    ⋅10
    –27
    эрг
    ⋅с.
    Формально критерий применимости классической механики заклю- чается в следующем: если в условиях данной задачи физические ве- личины размерности действия значительно больше ћ, то применима классическая механика.
    в 1924 г. Л. де Бройль выдвинул гипотезу о всеобщности корпускулярно-волнового дуализма, согласно которой каждой ча- стице, независимо от ее природы, следует поставить в соответствие волну, длина λ которой связана с импульсом частицы р соотноше- нием λ = h/p.
    волновые свойства были обнаружены у электронов, протонов и других частиц. в 1926 г. э. Шредингер предложил уравнение, опи-

    19
    сывающее поведение таких «волн» во внешних силовых полях, – так возникла волновая механика. Уравнение Шредингера описы- вает изменение во времени состояния квантовых объектов, харак- теризуемого волновой функцией. для квантовых систем, движение которых происходит в ограниченной области пространства, реше- ния уравнения Шредингера существуют только для некоторых дискретных значений энергий: Е
    1
    , Е
    2
    , …, Е
    n
    , … – члены этого ряда нумеруются набором целых квантовых чисел. Каждому значению
    E
    n соответствует волновая функция пси n(x, y, z). знание полного набора этих функций дает возможность вычислить все измеримые характеристики квантовой системы. Уравнение Шредингера по- зволило объяснить и предсказать большое число явлений атомной физики.
    Существует многомировая интерпретация квантовой механики, выдвинутая в 1957 г. эвереттом. Согласно этой теории, в противо- вес стандартному подходу существует множество миров того типа, который мы в обыденной жизни называем «миром». эта интерпре- тация позволяет объяснить эксперименты на нейтронном интерфе- рометре.
    в настоящее время развивается подход к квантовым объектам как к сложным самоорганизующимся системам, при этом поведе- ние может быть задано с точностью до точки, до линии (одномер- ного многообразия) или с точностью до поверхности (двумерного многообразия) и т. д.
    в концепции «бутстрапа» дж. Чу, возникшей на базе матрич- ного подхода, предлагалась картина физической реальности, в ко- торой все элементарные частицы образуют системную целостность. они как бы зашнурованы друг с другом порождающими реакция- ми, но ни одна из них не должна рассматриваться как фундамен- тальная по отношению к остальным. эта теория и многие другие являются основой формирования постнеклассической картины мира, в которой все еще сохраняются понятия из механики – точ- ки, траектории, круговые орбиты и т. д. знаменитый спор между Ньютоном и Лейбницем по вопросу о структуре пространства и времени пока не закончен. для Ньюто- на пространство и время – это абсолютные и реальные величины.
    Лейбниц воспринимал пространство и время совершенно иначе – как порядок или отношение. Пространство – порядок сосущество- вания, время – порядок последовательности. Физике понадобилось два столетия, чтобы осознать эти релятивистские взгляды Лейбни-

    20
    ца, которые пригодились для эйнштейна и других релятивистов. в связи с появлением понятия киберпространство эти споры воз- никают вновь [12, 76, 77]. Стала очевидной несводимость сложных форм движения к перемещениям. Содержание человеческой речи не сводится к акустическим процессам колебательных движений частиц воздуха. высказываются гипотезы, что исходными казу- альными законами новой картины мира будут не законы переме- щения тождественных частиц, а законы качественных превраще- ний в клетках дискретного пространства – времени, такими зако- нами окажутся законы «самодействия», самоорганизации единой материи. Таким образом формируется трансмутационная картина мира, имея в виду трансмутацию, превращение элементарных ча- стиц в малых объемах. Рассматривается и обратная задача – выве- дение механических закономерностей из лингво-комбинаторных уравнений.
    1.4. Принцип обратной связи
    обратная связь – одно из основных понятий, характеризующих функционирование и развитие систем. Если прямая связь есть пе- редача управляющих сигналов от центрального блока (в частности мозга) к исполнительным органам системы, то обратная связь – пе- редача в центральный блок информации о результатах управления.
    Прямая и обратная связи образуют замкнутый контур циркуляции информации в системе, представляя собой механизм устранения рассогласования между целью (или аналогом цели) и результатом управления. обратная связь обеспечивает как стабилизацию пара- метров управляемого объекта (например, поддержание постоянства температуры, давления и состава крови в живом организме), так и генерацию различных сигналов в случае положительной обратной связи. Механизмы обратной связи подробно изучаются в курсах по автоматическому регулированию и управлению. Рекурсивные вы- числительные структуры реализуют принцип обратной связи на новом уровне – формируются метациклические виртуальные ма- шины. в наши дни видеокамера – обычное устройство, она воспроиз- водит на телевизионном экране образ той сцены, на которую она обращена. Но что происходит, если видеокамера смотрит на свой собственный экран? эта ситуация похожа на парадокс эпименида

    21
    («это утверждение – ложь») и другие знаменитые парадоксы, ссы- лающиеся на самих себя. Когда видеокамера смотрит на себя, си- стема «сходит с ума», в чем легко убедиться в эксперименте. Чаще всего картинки стремятся к спонтанной упорядоченности и струк- турированности и превращаются в колеса на оси, спирали, лаби- ринты, волны и полоски. Иногда эти формы приобретают устойчи- вость и сохраняются, иногда они ритмично вибрируют и т. д. ви- деосистема, наблюдающая самою себя, – пример самоорганизации. возможны различные усложнения этого опыта, например, видео- камерой можно управлять с помощью музыки, тогда генерируемые изображения будут по-разному отражать структуру каждого музы- кального произведения.
    дальнейшее развитие этой системы – кибернетический велосипед, который представляет собой человекомашинную систему. обычный велосипед закрепляется в стойке, на велосипеде сидит человек, ко- торый крутит педали и руль. Перед человеком установлен экран, на котором изображена дорога, по которой он едет. Снимаются сигналы с поворота руля и педалей, эти сигналы передаются в компьютер, ко- торый управляет мультимедийным проектором. в этой системе роль видеокамеры выполняют глаза человека, и в зависимости от ситуа- ции на дороге человек крутит руль и педали, таким образом реали- зуется обратная связь. У человека возникает иллюзия, что он едет по реальной дороге, объезжая препятствия [1, 6].
    1.5. Самоорганизация и внешнее управление
    Когда говорят о кибернетике как предтече современной тео- рии самоорганизации сложных систем, обычно упоминают имена
    Н. винера и У. Росс эшби. Большой вклад в развитие кибернетики и ее эпистемологических следствий внес немецкий ученый Хайнц фон Ферстер. Под его влиянием чилийский ученый Франсиско ва- рела разработал теорию автопоэзиса. С точки зрения эксперимен- тальной эпистемологии У. МакКаллоха, кибернетика представля- ет собой, по сути, теорию познания. Х. фон Ферстер развил свою оригинальную теорию познания, которую сегодня называют кон- структивизмом [73, 77].
    Фундаментальной идеей кибернетического мышления является идея цикличности, самоотнесенности, обратной связи. Ключевым словом в трудах Х. фон Ферстера является немецкое слово «Eigen»,

    22
    соответствующее английскому «self» или русскому «собствен- ный», «само», «Я» (eigenbehavior, eigenelement, eigenfunction, eigenprocess, eigenvalue). Ни одна система не могла бы выжить без способности поддерживать и воспроизводить свое собственное пове- дение и свою собственную организацию. в самоорганизации всегда есть элемент цикличности, это, по сути, организация организации.
    Сознание сознания есть самосознание, а понимание понимания есть самопонимание. Кстати, русский писатель Ф. М. достоевский внес большой вклад в развитие этих понятий.
    Согласно Х. фон Ферстеру, окружающий мир в том виде, в кото- ром мы его воспринимаем, есть наше изобретение. Мозг является конструктором карт и моделей, и все наши теории и объяснения являются конструкциями. Нам надлежит принять ответственность за те миры, которые мы конструируем. Кибернетика первого по- рядка отличается от кибернетики второго порядка тем, что когда первая изучает наблюдаемые миры, вторая изучает наблюдающие системы. Кибернетика первого порядка разделяет объект и субъ- ект, она указывает на предполагаемый независимый мир «там, вне нас». Кибернетика второго порядка сама является циклической – человек научается понимать себя частью того мира, который он намеревается наблюдать. вся ситуация описания сдвигается в дру- гую область, в которой человек вынужден принять на себя ответ- ственность за свои собственные наблюдения. Каждый осваивает, инактивирует для себя свой собственный мир, конструирует свою реальность, поэтому каждый из нас когнитивно одинок. цель по- знания – это сам процесс познания. Правы буддисты, которые гово- рят, что ты прокладываешь свой путь при движении по нему, ибо путь не есть нечто вечное и заранее заданное, путь возникает в мо- мент движения. облик когнитивной науки сегодня – это так называемая теле- сная когнитивная наука (embodied cognitive science), значительный вклад в разработку концептуальных основ которой внес Ф. варела. в когнитивной науке сейчас происходит концептуальный поворот от вычислительной к динамической стратегии, основы которой были заложены еще в 60-е гг. [15]. динамическая стратегия базируется на семи принципах.
    1. Познание инкарнировано (соgnition is embodied), познание телесно, воплощено, детерминировано телесной облеченностью че- ловека, мезокосмически обусловлено способностями человеческого тела видеть, слышать, ощущать. То, что познается и как познается,

    23
    зависит от строения тела и его конкретных функциональных осо- бенностей, способностей восприятия и движения в пространстве и во времени. Устроено по-разному – значит познается мир по- разному. Ум живет в теле, а тело живет в мире, а телесное существо действует, охотится за чем-либо, воспроизводит себя, мечтает, во- ображает. «Тело живет в мире как сердце в организме», «тело – это наш способ обладания миром» (М. Мерло-Понти), тело и мир обра- зуют единую систему [8, 87].
    2. Познание ситуационно. Когнитивная система встроена, уко- ренена как внутренне – в обеспечивающем ее деятельность матери- альном нейронном субстрате, так и внешне – включена во внешнее ситуативное физическое и социокультурное окружение. Каждый живой организм раскраивает «мир» по-своему. он выбирает, чер- пает из огромного резервуара возможностей мира то, что отвечает его способностям познания. в процессе формирования собственной идентичности живой организм как существо когнитивное вырезает из окружающей реальности контур своей среды. По словам Мерло-
    Понти, воспринимаемый мир – это совокупность дорог, по которым движется мое тело. Плоть мира – это кладезь возможностей, а по- знающее тело-разум пробуждает из забытья, выводит на поверх- ность из бездны кишащих возможностей в данном конкретном акте познания лишь одну из них, лишь что-либо из того, что при- суще миру и одновременно отвечает его познавательным устремле- ниям, его исследовательским намерениям, его жизненным потреб- ностям.
    3. Познание инактивировано (cognition is enacted) – познание осуществляется в действии и через действие. Через действия, дви- гательную активность формируются и когнитивные способности.
    Познавательная активность в мире создает и саму окружающую среду по отношению к когнитивному агенту, среду – в смысле отбо- ра, вырезания когнитивным агентом из мира именно и только того, что соответствует его когнитивным способностям и установкам.
    Мир живого организма возникает вместе с его действием. это – инактивированный мир. Не только познающий разум познает мир, но и процесс познания формирует разум. «Познание есть активное участие, глубинная кодетерминация того, что кажется внешним, и того, что кажется внутренним» (Ф. варела). Познающий не столь- ко отражает мир, сколько творит его.
    4. Когнитивные структуры являются эмерджентными (cognition is emergent), они проявляются спонтанно, непредсказуемо и отно-

    24
    сительно недетерминированно в ходе процессов самоорганизации, которые охватывают и увязывают воедино мозг человека, его тело и его окружение. Простой пример – кибервело.
    5. Процесс познания индивида протекает во взаимной связи, кодетерминации Я – другой, их обоюдном и синхронном становле- нии. Границы между Я и другим даже в процессах восприятия не очерчены точно, с полной определенностью: быть собой, проявлять свое Я и создавать другого – это события, сопутствующие друг дру- гу. Наличие другого позволяет говорить о параллельных мирах, каждый из которых имеет свою динамику развития и свои способы взаимодействия с другими.
    6. Познание динамично и строится в процессе самоорганизации.
    Когнитивные системы являются динамическими и самоорганизу- ющимися системами. Функционирование познавательных систем принципиально сходно, единосущно функционированию познавае- мых природных систем, т. е. объектов окружающего мира. Именно поэтому в рамках телесного подхода находят плодотворное исполь- зование новейшие достижения в области нелинейной динамики, теории сложных адаптивных систем, теории самоорганизованной критичности, синергетики.
    7. в процессе познания имеет место циклическая детерминация субъекта и объекта познания. Сложность и нелинейность сопрово- ждающих всякий акт познания обратных связей означает то, что субъект и объект познания взаимно детерминируют друг друга, т. е. находятся в отношении ко-детерминации, они используют взаимно предоставленные возможности, пробуждают друг друга, сорождаются, сотворятся, изменяются в когнитивном действии и благодаря ему.
    Наглядный образ такого рода дает нам известная литография
    М. эшера «Рисующие руки» (1948 г.). Правая рука рисует манжету с запонкой. Ее работа не закончена, а справа уже детально прори- сована левая рука, которая рисует манжету с запонкой, из которой выступает правая рисующая рука. эти две руки взаимно рисуют друг друга, они взаимно полагают условия своего возникновения и составляют некое единство, некое взаимодействие, которое можно назвать креативным кругом.
    в качестве основного математического аппарата в книге исполь- зуется лингво-комбинаторное моделирование, которое на основе анализа текстов позволяет выявить возможности управления в са- мых различных системах. При этом управление может быть как

    25
    внутренним, осуществляться блоком управления, действующим внутри системы, так и внешним, когда управление осуществля- ется извне по отношению к системе. в реальности сочетаются эти оба вида управления. Применительно к различным системам пред- стоит исследовать возможности как внутреннего, так и внешнего управления. вполне вероятно, что человечество управляется через нервную систему вселенной.
    экономика со времен Адама Смита существенно изменилась и представляет собой сложную самоорганизованную систему. После великих географических открытий XV – XVI вв. в мире сложился глобальный социокультурный цикл [11]. в наше время этот цикл охватывает все страны и регионы. Каждый человек может быть творцом в отдельный момент времени, творцы производят множе- ство инноваций: проектов, патентов, песен и т. д. эти инновации после апробации в микросредах, после прохождения цензуры по- падают в средства массовой информации и обрушиваются на людей через телевидение, прессу, Интернет и вызывают по ассоциации у некоторых людей рождение новых идей, новых инноваций, и таким образом цикл повторяется многократно. Часть инноваций, проходя через конструкторские бюро и различные производства, превраща- ется в вещи – одежду, машины и т. п. и опять обрушивается пото- ком на людей и т. д. (рис. 1.1). этот социокультурный цикл являет- ся основой процессов глобализации, в которую погружено все чело- вечество. Непрерывный поток инноваций в самых разных областях человеческой деятельности – неотъемлемый элемент современной
    Рис. 1.1. Глобальный социокультурный цикл

    26
    картины мира и основа существования потребительского общества. вместе с тем безудержное развитие потребительского общества ве- дет к исчерпанию природных ресурсов и росту социальных проти- воречий в обществе. Растет разница в доходах самых богатых и са- мых бедных слоев общества, самых богатых и самых бедных стран мира, что ведет к росту напряженности и терроризму. Необходи- мость международного регулирования этих проблем становится все очевиднее, что привело к рождению концепции устойчивого разви- тия. Устойчивое развитие в русской транскрипции – это неточный перевод с английского слов «sustainable development», что озна- чает поддерживающее развитие [66]. этому термину много веков, в средневековой религиозной литературе он означал, как пройти по тонкой грани между раем и адом. в современном обществе большую роль играют деньги. Финан- совый цикл оказывает существенное влияние на экономику. Имен- но в финансовом цикле имело место массированное применение вычислительных систем и сетей. Если в 1950 г. в торгах на биржах мира участвовали тысячи людей, то в 2000 г. – свыше 100 млн чел.
    (через компьютерные сети). Изобретение кредитной карточки и развитие компьютерных сетей, которые связали магазины и банки, позволило ускорить оборот наличности в 10 раз. в настоящее время в виртуальном финансовом мире оборачивается гигантское коли- чество денег, во много раз превосходящее валовой национальный продукт, что послужило источником многочисленных афер и спе- куляций и вызвало в конце 2008 г. мировой финансовый кризис.
    Существует множество моделей социально-экономических процес- сов, ниже рассматривается возможность их лингво-комбинаторного моделирования.
    Нас окружают человекоразмерные системы – т. е. системы и объекты, которые мы воспринимаем своими обычными органами чувств, с которыми мы можем манипулировать нашими руками и ногами, с которыми мы можем разговаривать на нашем обычном естественном языке. Помимо этого человекоразмерного мира суще- ствует микромир – мир молекул, атомов, элементарных частиц и других сущностей, с которым непосредственно мы не можем взаи- модействовать и изучаем с помощью микроскопов. Кроме микро- мира существует макромир, мир очень больших систем, объектов и расстояний, мир астрономии и астрофизики, с которым мы не можем непосредственно взаимодействовать и изучаем с помощью телескопов. Современная наука много сделала для изучения ми-

    27
    кро- и макромира, но самый доступный для изучения и взаимодей- ствия – это человекоразмерный мир. Люди непосредственно в нем живут и развивают своей активностью, своей деятельностью. воз- никает вопрос, насколько выявленные в человекоразмерном мире закономерности будут действовать в микро- и макромире или эти закономерности будут другими.
    Самая древняя книга – это китайская Книга перемен, которая утверждает, что мир непрерывно меняется. Каждый человек видит это за время своей жизни – с осознаваемого детства до глубокого возраста перемены остаются в его памяти. в обобщенном виде факт непрерывного изменения человекоразмерного мира отражается в понятии глобального социокультурного цикла, складывающе- гося из отдельных частных циклов. во-первых, это большие ци- клы отдельных стран, потому что а) главный обмен информацией в стране идет с использованием национального языка и б) каждая страна стремится развить свою промышленность и сельское хозяй- ство таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребно- сти своих граждан. При этом необходимо учитывать и внешнюю торговлю, и обмен информацией и людьми с другими странами. во-вторых, большие циклы распадаются на отдельные циклы, на- пример циклы печатных, музыкальных, изобразительных и т. д. сообщений, которые имеют свою специфику.
    Роль культуры состоит в том, что она дает человеку «экран поня- тий» [11], на который он проецирует и с которым сопоставляет свое восприятие внешнего мира. Современный человек открывает для себя окружающий мир как с помощью системы образования, так и по законам случая, в процессе проб и ошибок. Совокупность его знаний определяется статистически, он черпает их из жизни, га- зет, телевидения, сведений, добытых по мере надобности (рис. 1.2).
    Лишь накопив определенный объем информации, он начинает об- наруживать скрытые в ней структуры. экран знаний формировал- ся по-разному. Классический широко пользовался логической де- дукцией и приемами формальных рассуждений и напоминал хоро- шо организованную решетку. в наше время фактура экрана знаний иная – он все больше похож на волокнистое образование, знания складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. эти обрывки не образуют регуляр- ной структуры, но она обладает силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает экрану культуры плотность не

    28
    меньшую, чем у традиционной структуры. Такую культуры назы- вают мозаичной. в настоящее время основой социокультурного цикла являются вычислительные системы и сети, которые пронизывают все част- ные циклы и оплели паутиной весь земной шар, благодаря чему сформировался глобальный сетевой человекомашинный гибрид- ный интеллект (рис. 1.3).
    Анализ процессов глобального социально-культурного цикла выявил большую степень неравенства между различными социаль-
    Рис. 1.2. Человек под воздействием системы образования и
    средств массовой информации на протяжении всего жизненного цикла
    Рис. 1.3. Вычислительная сеть и пользователи, сетевой
    человекомашинный интеллект

    29
    ными группами. По методике ооН вычисляют, какой доход прихо- дится на каждые 20% населения. На рис. 1.4 представлено сложив- шееся распределения дохода, откуда следует, что 20% самых бога- тых людей получают свыше 80% доходов, а 20% самых бедных –
    1,4% доходов, что несправедливо и ведет к росту напряженности во взаимоотношениях между различными социальными группами людей. очевидная неустойчивость «рюмки доходов» ведет к росту катаклизмов в мировом сообществе. При социализме в СССР тако-
    Рис. 1.4. Распределение доходов и экономическое неравенство в мире
    (по данным ООН за 1992 г.)

    30
    го неравенства не было. Концепция устойчивого развития призва- на смягчить это противоречие. в настоящее время слова «система» и «системный подход» ши- роко используются во всех сферах деятельности и именно поэтому нуждаются в уточнении. Существует несколько десятков определе- ний понятия «система», со временем оно изменялось не только по форме, но и по содержанию [2, 6].
    «Системой называется целостная совокупность элементов, в ко- торой все элементы настолько тесно связаны между собой, что она выступает по отношению к другим системам и окружающей среде как нечто единое», – мы будем пользоваться этим определением.
    С понятием «система» часто связывают понятие «цель». Ис- пользование слова «цель» в случае нефинальных инструкций не со- всем корректно, здесь правильнее говорить не о конечных целях, а о принципах поведения, выраженных в императивах, как показал
    И. Кант. для живой системы таким категорическим императивом будет сохранение жизни во что бы то ни стало и при любых обстоя- тельствах. выигрыш при этом невозможен, проигрыш недопустим, а вся деятельность направлена на то, чтобы «игра в жизнь» продол- жалась как можно дольше.
    Императив в лингвистике – повелительное наклонение глаго- ла (посмотрите, отойдите и т. д.). Междометный императив – раз- ряд глагольных слов с повелительно-восклицательным значением
    (вон!, прочь!, долой!). Императивная норма, норма права – установ- ленное государством общеобязательное правило общественного по- ведения.
    Гораздо лучше эта картина описывается так называемым стран- ным аттрактором, в случае которого и процесс, и положительная обратная связь удерживаются не в пространстве одного параметра, а в некоторой зоне многомерного фазового пространства, как пока- зал И. Пригожин. Происходит как бы притяжение параметров про- цесса к центру или центрам аттрактора, но в силу инерционных эф- фектов возникают сложные движения вокруг него (в одномерном случае – знакомые инженерам автоколебания).
    в процессе непрерывной погони за выживанием изменяются свойства живой системы и среды ее существования, и поэтому си- стема оказывается в каждый данный момент времени в новой ситу- ации, в новом месте многомерного фазового пространства внешних и внутренних параметров где требуются соответственно и новые специфические действия, обеспечивающие поддержание процесса

    31
    жизни (рис. 1.5). С такими действиями могут быть связаны времен- ные цели, которые часто перестают быть актуальными еще до того, как они оказываются достигнутыми (императив сохранения жизни важнее частных целей). во второй половине XIX в. началось проникновение понятия
    «система» в различные области конкретно-научного знания, важ- ное значение имело создание эволюционной теории Ч. дарвина, теории относительности, квантовой физики, структурной лингви- стики и др. Многие конкретно-научные принципы анализа систем были сформулированы в тектологии А. А. Богданова, в праксеоло- гии Т. Котарбинского, в работах в. И. вернадского и др. Предло- женная в конце 40-х гг. XX в. Л. Берталанфи программа постро- ения «общей теории систем» явилась одной из первых попыток обобщенного анализа системной проблематики. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отноше- ния, подсистемы, иерархии и др. в конце 80-х гг. Пер Бак и его коллеги предложили теорию само- организованной критичности, где в качестве иллюстрации высту- пает куча песка. По мере того как добавляется песок на верх кучи, она приближается к тому, что Бак называет критическим состояни- ем, при котором даже одна дополнительная песчинка, опущенная на верх кучи, может вызвать лавину по бокам. Если исследовать размер и частоту лавин, происходящих в этом критическом состоя- нии, то результаты соответствуют степенному закону – частота ла-
    Рис. 1.5. Модель среда – система

    32
    вин обратно пропорциональна некоторой степени размера кучи. эта теория произвела большое впечатление на вице-президента США э. Гора, который утверждал, что самоорганизованная критичность помогла ему понять не только чувствительность окружения к по- тенциальным подрывам, но также изменения в его собственной жизни. Но некоторые исследователи из Чикагского университета считают, что модель Бака не дает даже хорошего описания его пара- дигматической системы – кучи песка. Их эксперименты показали, что кучи песка ведут себя совершенно по-разному в зависимости от размера и формы песчинок. Поведение лишь очень немногих куч соответствует степенному закону, предсказанному Баком.
    По этому поводу следует заметить, что куча песка – это куча жестких песчинок, и сколько бы мы не добавляли песчинок в эту кучу, она так и останется кучей песка, качественного перехода не произойдет. другое дело, если бы мы взяли муравьев, к одному му- равью добавили второго, третьего и так далее – мы бы получили качественное изменение – муравейник, живую организацию, а не мертвую кучу песка.
    Со времен в. Л. Канторовича ученые в области экономики внес- ли большой вклад в изучение сложных систем, что отразилось и в получении Нобелевских премий по экономике:
    1969 – Тинберген и Фриш «за создание и применение динамиче- ских моделей к анализу экономических процессов;
    1970 – П. Сэмюэлсона «за научную работу, развившую статистиче- скую и динамическую экономическую теорию и внесшую вклад в по- вышение общего уровня анализа в области экономической науки»;
    1971 – С. Кузнец «за эмпирически обоснованное толкование эко- номического роста, которое привело к новому, более глубокому по- ниманию как экономической и социальной структуры, так и про- цесса развития»;
    1972 – дж. Хикс и К. эрроу «за новаторский вклад в общую тео- рию равновесия и теорию благосостояния»;
    1973 – в. Леонтьев «за развитие метода затраты – выпуск и за его применение к важным экономическим проблемам»;
    1974 – Г. Мюрдаль и Ф. фон Хайек «за основополагающие рабо- ты по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институцио- нальных причин»;
    1975 – Л. в. Канторович и Т. Кумпанс «за вклад в теорию опти- мального распределения ресурсов»;

    33 1976 – М. Фидмен «за достижения в области анализа потребле- ния, истории денежного обращения и разработки монетарной тео- рии, а также за практический показ сложности политики экономи- ческой стабилизации»;
    1977 – дж. Мид и Б. Улин «за первопроходческий вклад в тео- рию международной торговли и международного движения капи- тала»;
    1978 – Г. Саймон «за новаторские исследования процесса при- нятия решений в рамках экономических организаций»;
    1979 – А. Льюис и Т. Шульц «за новаторские исследования эко- номического развития … в приложении к проблемам развиваю- щихся стран»;
    1980 – Л. Клейн «за создание экономических моделей и их при- менение к анализу колебаний экономики и экономической поли- тики»;
    1981 – дж. Тобин «за анализ состояния финансовых рынков и их влияния на политику принятия решений в области расходов, на положение с безработицей, производством и ценами»;
    1982 – дж. Стиглер «за новаторские исследования промышлен- ных структур, функционирования рынков, причин и результатов государственного регулирования»;
    1983 – дж. дебре «за вклад в наше понимание теории общего равновесия и условий, при которых общее равновесие существует в некоторой абстрактной экономике»;
    1984 – Р. Стоун «за разработку инструментария циклического и структурного анализа»;
    1985 – Ф. Модильяни «за анализ поведения людей в отношении сбережений»;
    1986 – дж. Бьюкенен «за исследование договорных и консти- туционных основ принятия экологических и политических реше- ний»;
    1987 – Р. М. Солоу – теория роста, экономическая эволюция, теория денег;
    1988 – М. Алле – решал проблему, как добиться наивысшей эко- номической эффективности при таком распределении дохода, ко- торый был бы приемлем для всего общества;
    1989 – Т. Ховельмо – эконометрика и процветающее государ- ство;
    1990 – Г. Марковиц, М. Миллер, У. Шарп – основы портфельной теории, неопределенность;

    34 1991 – Р. Коуз – институциональная структура производства;
    1992 – Г. С. Беккер – утверждает, что в основе поведения лич- ности лежит не узкий эгоизм, а более широкий спектр ценностей и предпочтений. Трактат о семье;
    1993 – А. Сен – концепция рыночного социализма;
    2005 – Т. Шеллинг и Р. Ауманн «за применение теретико- игровых методов в экономике и конфликтологии»;
    К сожалению, в работах этих видных экономистов не учитыва- лось наличие идей С. А. Подолинского.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


    написать администратору сайта