Главная страница
Навигация по странице:

  • Что такое эстетика сама по себе

  • РЕФЕРАТ. Эстетическая красота спорта и её отражение в искусстве


    Скачать 492.92 Kb.
    НазваниеЭстетическая красота спорта и её отражение в искусстве
    Дата16.11.2021
    Размер492.92 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРЕФЕРАТ .pdf
    ТипРеферат
    #273335

    0
    Реферат
    По дисциплине «Физическое воспитание»
    На тему
    «Эстетическая красота спорта и её отражение в искусстве
    »
    Москва
    2020

    1
    Оглавление.
    1. Введение……………………………………………………………….2 2. Что такое эстетика сама по себе?…………………………………….3 3. Предмет и задачи эстетики спорта…………………………………...3 4. Факторы возникновения и развития эстетики спорта……………....4 5. Спорт как средство и условие эстетического воспитания………….5 6. Спорт как эстетический феномен…………………………………….7 7. Заключение……………………………………………………………12 8. Приложение…………………………………………………………...13 9. Список литературы…………………………………………………...14

    2
    Введение
    Эстетика как философская наука изучает широкий круг явлений: различные проявления эстетического их отражение в сознании людей в эстетических восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах, теориях, а также эстетическую деятельность людей, в ходе которой создаются эстетические ценности.
    На протяжении многих столетий эстетика ограничивала себя сферой искусства. Но в действительности мир эстетических явлений, и в частности формы эстетической деятельности, значительно шире и многообразнее. Эстетические ценности создаются и воспринимаются людьми не только в искусстве, но и в процессе труда, в быту, в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности. Деятельность «по законам красоты» присуща человеку не только тогда, когда ом занимается живописью, музыкой, литературой. По сути дела, она свойственна всем формам его общения с природой и с другими людьми. Оказалось, что и труд, и быт, и окружающая среда, все виды человеческой деятельности, поведение человека, его внутренний мир и внешний облик - все может быть предметом эстетического анализа. Например, спорт подлежит эстетическому анализу.

    3

    Что такое эстетика сама по себе?
    Философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвящённое исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни. На протяжении всего своего существования человечество ищет предметы эстетики как в быту, так и в необычном виде дейтельности, будь-то танцы, пение или же бытовые действия.
    Предмет и задачи эстетики спорта.
    Предметом изучения эстетики спорта является весь комплекс вопросов, связанных с существованием, функционированием и развитием спорта с точки зрения его эстетического содержания. К ее компетенции относятся вопросы о роли эстетического в генезисе спорта, о взаимосвязи эстетических компонентов спорта с технической подготовленностью атлетов, об особенностях формирования эстетических чувств, вкусов и потребностей в сфере спорта, о соотношении спорта и художественного творчества, о месте спорта в эстетической культуре исторически конкретного общества и др.
    Мир эстетических явлений спорта, как и других эстетических явлений, очень сложен и многообразен.
    Прежде всего он включает в себя определенные эстетические ценности, т. е. объективно существующие особенности, стороны, аспекты спорта, которые в определенных условиях приобретают эстетическую значимость для человека, вызывают у него эстетические чувства, эстетическое удовольствие, оцениваются им с особой, эстетической, точки зрения.
    Эстетическая оценка существенным образом зависит от развитости у человека эстетических вкусов, идеалов, от тех или иных эстетических взглядов, теорий, которых он придерживается, эстетических категорий, на которые он опирается в ходе познания и преобразования явлений спорта.
    Человек с развитым эстетическим вкусом имеет эстетические потребности, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах представлена в мире спорта.
    Все эти явления, изучаемые эстетикой спорта, можно подразделить на несколько групп.

    4
    Во-первых, это те стороны спорта, которые составляют его эстетическое содержание и, будучи осознаны и оценены с эстетической точки зрения, выступают как эстетические ценности.
    Во-вторых, это те эстетические чувства, вкусы, потребности, идеалы, взгляды и теории, которые составляют мир эстетического сознания, связанного со спортом.
    В-третьих, это - эстетическая деятельность человека в сфере спорта.
    Таким образом, эстетика спорта - это наука, предметом изучения которой являются: эстетическое содержание и эстетические ценности спорта; законы сознания, отражающего спорт с эстетической точки зрения; формы эстетической деятельности человека в области спорта.
    Эстетика спорта затрагивает и некоторые вопросы эстетического воспитания. Но эта педагогическая деятельность является предметом изучения и ряда других наук, например теории физического воспитания, педагогики спорта и др.
    Факторы возникновения и развития эстетики спорта.
    По мере развития спорта он становился все более важным явлением социальной жизни и культуры. В настоящее время миллионы людей во всем мире приобщаются к активным занятиям физическими упражнениями, участвуют в спортивных соревнованиях.
    Стремительными темпами развивается спорт высших достижений. Еще более широкое распространение получают массовый спорт, различные формы физической активности людей (в том числе оздоровительный бег, закаливание, лыжные прогулки, плавание, туризм и т.д.). В наши дни спорт приобрел такую социальную значимость, какую он не имел, пожалуй, никогда в истории человечества. Не случайно спорт довольно часто называют одним из важнейших элементов системы ценностей современной культуры, зеркалом общественной жизни. Уже в силу этого спорт не мог не стать предметом эстетического анализа.
    Но особенно важную роль в возникновении и развитии эстетики спорта сыграли его эстетическое содержание и эстетическая значимость.
    Можно указать, по крайней мере, три аспекта, в которых в наибольшей степени проявляет себя эстетическая значимость современного спорта: спорт как средство и условие эстетического воспитания, спорт как эстетический феномен, т. е. соотношение эстетического и функционального в развитии самого спорта, и соотношение спорта с другими видами эстетической деятельности.

    5
    Спорт как средство и условие эстетического воспитания.
    Широкий общественный интерес к спорту, его массовость, его проникновение в образ жизни значительных социальных контингентов делают его важнейшим средством формирования эстетических чувств, вкусов и потребностей. Формы спортивной деятельности, будучи формами социальной активности, выступают в качестве необходимого условия формирования эстетического идеала и такой его важнейшей части, как физическое совершенство. Чем большее общественное значение приобретают физическая культура и спорт, тем интенсивнее проявляется эта их функция.
    Занятия физической культурой и спортом способствуют тому, что заложенные в человеке от природы физические задатки могут быть развиты до наивысшей степени при наименьшей затрате мышечной энергии. При этом внешняя сторона всякого физического действия всегда определенна и соизмерима с внутренним состоянием организма.
    Подобное соотношение может служить естественнонаучным обоснованием эстетической значимости движения, а именно, его ритмической стройности и эмоциональной выразительности. Иначе говоря, эстетическая сторона выступает не просто как сопутствующая характеристика спортивного действия, а как его структурный компонент. и поэтому эстетическое воспитание является не просто желательным в процессе физического воспитания, а совершенно необходимой его стороной, точно так же как в системе эстетического воспитания физическое развитие человека выступает как важнейшее средство и условие.
    Эстетическое содержание спорта раскрывается, прежде всего и по преимуществу, перед его активными участниками. Крайне важно поэтому самое широкое приобщение к спорту детей с самого раннего возраста. Спортивные занятия, спортивные состязания с их высоким эмоциональным накалом и праздничностью служат тем тиглем, где сплавляются физическое и эстетическое развитие человека, тогда как тренировочные, разминочные, оздоровительные комплексы движений имеют хотя и безусловно важное, но подчиненное значение в этом процессе.
    В становлении и развитии человека важна двигательная активность, а спорт является ее наиболее развитым выражением, имеет ключевое значение. Состязательная форма деятельности всегда имеет активно-творческий характер и всегда предельно насыщена в эмоциональном отношении. Поэтому она широко используется в различных культурах как средство развития, тренировки физических и интеллектуальных сил, как средство и форма самостоятельной творческой деятельности. В ее процессе всегда возникает такое отношение к предмету деятельности, которое несет и наибольшую эмоциональную нагрузку. Эстетическое и является таким отношением-переживанием. Эстетическое в творчестве возникает совершенно необходимо и выступает одним из главных компонентом этого процесса. Здесь возникает и довольно сложная проблема: с одной стороны, эстетическое переживание вызывается острым накалом борьбы, с другой _

    6 эмоциональная насыщенность существует и как эмоциональная напряженность и может быть в этом случае причиной срывов.
    Высокая эмоциональная напряженность соревнования определяет и интерес к нему, его зрелищность. Состязание органично связано с особым состоянием и выражением эмоциональной напряженности - с игровым азартом. Поэтому одной из важнейших задач эстетического воспитания средствами спорта и в самой сфере спорта состоит в том, чтобы азарт из стихийных чувств и страстей участников и зрителей состязаний переплавить в их эстетические чувства, направить в русло гуманистических ценностей. Крайние формы проявления азарта в сфере спорта это спортивный фанатизм, который разрушает не только эстетическое отношение к спорту, но и сам спорт как феномен культуры и одно из высших ее достижений.
    Эстетическое в спорте тесно переплетено с этическим, поэтому эстетическое воспитание здесь одновременно выступает и как воспитание нравственное. Однако, отмечая их единство, нельзя упускать из виду их специфическое различие, из которого вытекают собственные задачи эстетического и нравственного воспитания в спорте.
    Нравственное содержание того или иного спортивного факта раскрывается с точки зрения моральных отношений между участниками состязаний. Форма его построения здесь особого значения не имеет. Эстетическое же содержание непосредственно связано с формой действия, и здесь остро стоит вопрос об адекватности содержания и формы и о способах выявления и понимания такой адекватности. Представляется, что процесс эстетического и нравственного воспитания в спорте имеет одной из ближайших своих задач выработку определенного автоматизма эмоциональной реакции на спортивные явления, воспитание чувств эстетической и нравственной меры, подобно тому, как в процессе тренировок вырабатывается способность контролировать правильность двигательных действий на основе знания сопровождающих их мышечных ощущений.
    Спортивность - одна из существенных характеристик современности. Но содержание этого термина весьма многозначно и далеко не всегда в массовом и даже в специализированном сознании соответствует эстетическим критериям. Воспитание спортивности как формы физического здоровья и оптимистического мироощущения, как формы творческой активности и социального сотрудничества, как выражения в прекрасных формах высоких духовных и душевных качеств человека - это может быть признано целью эстетического воспитания в спорте. (РИС. 5)

    7
    Спорт как эстетический феномен.
    Первый конкретный акт культуры - это телесное совершенствование индивидов, выступающее как самостоятельная и неутилитарная цель их деятельности. В этом состоит сущность эстетического отношения и эстетической деятельности. Подобно тому, как практика человека, миллиарды раз повторяясь, закреплялась в его сознании фигурами логики, так практика орудийных трудовых двигательных действий закреплялась в сознании формами своей целесообразности, формами физического совершенства, которые, осознаваясь, становятся самостоятельной целью деятельности человека, обращенной на себя. Исторически складываются и формы деятельности, позволяющие установить критерии достижения таких целей - это состязания, где человек становится мерой самого себя через другого.
    Поскольку в процессе физического совершенствования субъект и объект деятельности совпадают, а ее целесообразность и эффективность не может быть проверена изменением внешних предметов или удовлетворением каких-либо утилитарных потребностей, то исторически сложилась специфическая искусственная система такой проверки - состязания. Они стали способом сопоставления, соизмерения человеческих качеств вне их утилитарного применения. В этом состоит существенное отличие спортивного состязания от игры. Результат состязания дает наглядность образца, без которой не может формироваться идеал, образ цели.
    В культуре античности спорт имел приоритетное значение по отношению к искусству.
    Известно глубокое замечание Гегеля о том, что греки сначала самим себе придали прекрасный облик, прежде чем они создали прекрасные образы. Физическое совершенство приобретает высокую социальную ценность и становится предметом направленного воспитания. Физическая культура и спорт формируются и развиваются в качестве социальных институтов выработки этих форм, осознаваемых как красота человеческой телесности, как красота человеческой пластики.
    Следовательно, спорт и возникает как способ и форма сопоставления и совершенствования способностей и качеств человека, прежде всего, физических. Он возникает не столько вследствие функциональной необходимости физического развития человека (эта задача решается и помимо спорта), а именно вследствие изменения оценок физических качеств, понимания их социальной значимости, ценности самой формы физической развитости. То есть развитие ценностных, в первую очередь эстетических, отношений человека к внешнему миру и к самому себе собственно и есть причина, хотя и не единственная и не однозначная, возникновения спорта. Значит, эстетическое отношение лежит в самой основе спортивной деятельности. Однако обнаруживает себя оно наиболее явственно лишь в определенных условиях. Во-первых, на самых ранних этапах становления и развития спорта, где его генетическая роль просто очевидна. И, во- вторых, в условиях высшего развития спорта, когда его эстетическое содержание выявляется техническим совершенством и обретает относительную самостоятельность.

    8
    Таким образом, спорт, в своих архаических формах, вместе с мифом, подготовил почву и для искусства как специфической эстетической деятельности, и для философии как рефлексии над отношением человека к миру.
    Главные тенденции в развитии эстетического содержания спорта тесно связаны с общими тенденциями развития культуры и процессами становления личности. Они проявляются на основе внутренней логики спорта, выражаются в формировании и развитии его видов, связаны с формами и методами достижения спортивного результата. Современный спорт развивается так, что спортивная победа при равном техническом мастерстве противников все в большей мере становится зависимой от факторов эстетического порядка, а развитие эстетической культуры общества приводит к отрицательной реакции зрителей и участников состязаний на грубое физическое превосходство.
    В этих условиях формирование видов спорта с сильно выраженной эстетической значимостью не только оправдано, но и необходимо. Такие виды, как фигурное катание, танцы на льду, фигурное плавание, художественная гимнастика, где эстетическое начало не только сопутствующее явление, но и важнейший структурный элемент, непосредственно определяющий спортивный результат, показательный феномен нашего времени. Но и те виды спорта, которые по отношению к указанным являются как бы первичными, например, конькобежный спорт, спортивная гимнастика, плавание, борьба, сами испытывают сильнейшее воздействие со стороны своих производных именно в силу их эстетической значимости.
    Следовательно, одной из главных и, может быть, наиболее существенных тенденций развития современного спорта является воздействие эстетических факторов на собственно техническую его основу.
    С этим связана и другая тенденция, которую можно было бы назвать возрастанием значения композиционных средств спорта. Объективной основой ее послужило быстрое развитие медико-биологических наук о спорте и, как следствие, - стремительный рост и совершенствование спортивной техники. Спортивные комплексы теперь строятся если и не сплошь из элементов высшей степени сложности, то последние занимают ключевое место. Выполнение таких элементов требует и строгой логики двигательных актов и технической обоснованности их связи, так что эстетическая значимость этих комплексов возникает как функциональная необходимость. Показателен тот факт, что эта тенденция уже настолько развилась, что в иных случаях, как, например, в фигурном катании, в художественной гимнастике, в спортивных танцах спортивный комплекс требует для своего исполнения средств художественной выразительности.

    9
    Возрастающая роль эстетической значимости спорта оказывает структурное и функциональное воздействие на его собственное развитие. Складываются виды спорта, в которых эстетическое выступает их основным содержанием. Прыжки в воду, фигурное катание, художественная гимнастика, синхронное плавание, фристайл - наиболее наглядные примеры видов спорта, в которых решение спортивных двигательных и соревновательных задач предполагает использование средств художественной выразительности, поскольку спортивная победа достигается здесь не однозначным количественным показателем (вес, высота, гол и т.п.), а качественной оценкой движения и комплекса движений.
    На этом основании возникла и существует тенденция к отождествлению спорта и искусства, поскольку спортивная победа достигается здесь не однозначным количественным показателем (вес, высота, гол и т.п.), а качественной оценкой движения и комплекса движений.
    Однако спортивное действие строится не по логике образного отображения действительности, не по логике художественного мышления, а по логике конструктивной организации необходимых технических элементов соревновательной программы.
    Эстетическая выразительность спортивного движения имеет своей основой формально- композиционный принцип организации двигательного комплекса, необходимый для достижения спортивного результата. Эстетическое здесь выступает как интегративное следствие спортивного действия, проявляющее высший уровень совершенства участников состязания, и не только технического. Поэтому нельзя переносить на спорт критерии оценок, применяемых в искусстве.
    Красота движения есть верный показатель его функциональной оправданности, верного направления развития спортивной техники. Практика спорта подтверждает это положение. Так, в показательных выступлениях, где снята психологическая напряженность соревнования, а главным определяющим моментом становится артистическое начало, спортсменам зачастую удаются те наиболее сложные элементы программы, которые они или не рискнули исполнить, или выполнили неудачно во время состязаний.
    Знание основных эстетических закономерностей, принципов эстетического формообразования для субъекта спортивного действия и спортивных отношений имеет такое же значение, как и для субъекта художественного творчества. Это обстоятельство в свое время отметил Гегель, хотя, разумеется, он не имел в виду спорт в его современном понимании. В своих «Лекциях по эстетике» он писал, что формирование гармонически развитого тела физическими упражнениями в известной мере есть художественное творчество, аналогичное ваянию.

    10
    В самом общем виде можно выделить несколько основных моментов спортивного действия, которыми обусловливается его эстетическая значимость.
    Во-первых - это свобода, легкость и непринужденность движения, которая возникает только на основе высокого технического мастерства. Спортивное упражнение, специально отработанное, функционально обусловленное, только тогда приобретает эстетическую значимость, когда его внутренняя напряженность не обнаруживает себя. Если движение выполняется с заметным усилием, происходит нарушение не только рисунка, но и смысла движения. К примеру, в фигурном катании наибольшее эстетическое впечатление производит такой элемент, как поддержка, но выполняемая как бы между прочим без усилия. Когда же спортсмены слишком явно к ней готовятся и физические усилия очевидны, эстетическое впечатление снижается, преобладает, скорее сочувствие.
    Аналогичные явления можно указать и в игровых видах спорта (футболе, баскетболе и проч.). В единоборствах наиболее эффективны и с точки зрения технической, и с точки зрения эстетической приемы, проводимые как будто без подготовки, по крайней мере, видимой. Несколько иное в тяжелой атлетике, например, в поднятии тяжестей, где подготовка к движению не скрыта, а, напротив, выделена в структуре движения как одна из его фаз и имеет самостоятельную функцию. Здесь сформулированный выше принцип проявляется в свободе и легкости переходов от одной фазы движения к другой.
    Во-вторых, эстетическая форма движения определяется логической последовательностью, строгостью в сочетании элементов спортивного комплекса. Внешне это проявляется в связности, слитности движений, которые следуют не просто одно за другим, а одно из другого, одно подготавливает другое и разрешается в нем. Сложность заключается в том, что спортивный комплекс есть такая система движений, в которой необходимо продемонстрировать несколько упражнений различной степени сложности. И всегда возникает проблема их соединения, т.е. проблема того, как «войти» в элемент и как из него «выйти». Часто стыки рвут движение, нарушают его ритм, что снижает и его эстетическую значимость. (РИС.3)
    Непрерывность движения - основа пластики вообще. Она всегда была предметом особой заботы в системах физического воспитания. Особенно наглядны в этом отношении школы восточных боевых искусств, широко использующих так называемые звериные стили
    (стиль обезьяны, тигра, змеи) в организации движения. Именно непрерывность движения создает впечатление его легкости. ( РИС. 1)
    Во многих видах спорта, однако, движение фиксировано. Оно требует остановки, диктует необходимость позы. Но поза в этих случаях есть не что иное, как одна из фаз движения, один из его ритмических компонентов. Красота позы - это, в сущности, та же красота движения. Во многих видах спорта (штанга, бокс, борьба, фехтование и проч.) поза имеет существенное значение для их эстетической выразительности.

    11
    Третий момент - это координация и субординация движений. Он имеет исключительную значимость в эстетике спорта, ибо именно здесь выражается их ритмическая организованность. Не случайно В. В. Гориневский придавал такое значение музыкальному ритму в спортивных занятиях, считая, что тем самым воспитываются как моторные центры, так и координация движений. (РИС. 2)
    Главные движения выполняются совместно с многочисленными второстепенными и вспомогательными движениями и на их основе. Если, к примеру, вследствие психологического зажима вспомогательные движения исчезают, то разрушается весь пластический ритм, и главные движения теряют свою естественность. Этот принцип биомеханики о необходимости выполнять любое, даже самое незначительное физическое действие движением всего тела, сформулированный В.Э. Мейерхольдом, в спорте весьма плодотворен. Эту тенденцию в развитии спорта отметил и известный отечественный биомеханик Н.А. Бернштейн, сказав, что раньше старались наращивать грубую физическую силу, теперь же главная задача тренировки - добиться совершенства управлении движением, его четкого и осознанного контроля.
    Четвертый принцип эстетической значимости спортивного действия оригинальность.
    Оригинальность в спорте достигается демонстрацией нового, чаще всего уникального технического элемента высокой степени трудности. Такими в свое время были «крест» в гимнастике, прыжок в высоту через спину в легкой атлетике, прыжок в три или в четыре оборота в фигурном катании. Кроме того, оригинальность - это нестандартное, нестереотипное построение спортивного комплекса, демонстрация новой трактовки движения, например, знаменитый пас пяткой Э. Стрельцова. Высокой степенью оригинальности отличаются все выступления выдающихся спортсменов. (РИС.4)

    12
    Заключение.
    Таким образом, повышение роли собственно эстетического, усиление его самостоятельности в спорте приводит и к возникновению его новых видов, где спортивная техника и спортивное совершенство оказываются реализацией эстетической программы и где эстетическая ценность движения проявляется как первичный конструктивный элемент. Естественно, спортивное и эстетическое действие, форма тела, движение еще не скоро уйдут на второй план в искусстве.

    13
    Приложение.
    Рис.1
    Рис.2
    Рис.3
    Рис.4
    Рис.5

    14
    Список Литературы
    1. ………………………………………………………………….Википедия
    2. ………………………………………………………………….Энциклопедия Искусств
    3. ………………………………………………………………….Ответы мейл.ру


    написать администратору сайта