Методология исследований в соц и тех науках Тема 19. Эстетические аспекты технического творчества
Скачать 380.81 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ Академия государственной противопожарной службы Кафедра философии Реферат по дисциплине: Методология исследований в социальных и технических наукахна тему: «Эстетические аспекты технического творчества» Выполнил: Москва 2021 Содержание по дисциплине: Методология исследований в социальных и технических науках 1 Введение 2 1. Основные разделы технической эстетики 4 2. Эстетические принципы инженерной деятельности 7 Заключение 21 Список литературы 24 ВведениеОдной из основных потребностей человека является желание создавать красивую окружающую среду и находиться в ней. Аврелий Августин (Блаженный Августин) (354-430), философ, богослов и политик, раскрыл понятие красоты так, будто собирался написать учебник по технической эстетики: «Ничто не нравится, кроме красоты, в красоте - ничто, кроме формы, в формах - ничто, кроме пропорций, в пропорциях - ничто, кроме числа». Составляя теоретическую основу дизайна, техническая эстетика изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества и мастерства художника-конструктора (дизайнера). Постиндустриальные технологии качественно меняют характер субъект-объектных отношений, оказывают существенное воздействие на специфику деятельностных свойств личности. Успехи в создании гибкоавтоматизированных производств породили технократический миф о беспредельных возможностях техники, ее способностях функционировать даже «без человека». «Интеллектуальная» техника самостоятельно осуществляет функции по непосредственному воздействию на предмет труда, автоматическому регулированию, корректировке и управлению технологическим циклом. Цель данной работы - рассмотреть эстетические аспекты технического творчества. Задачи исследования: 1. Основные разделы технической эстетики. 2. Эстетические принципы инженерной деятельности. 1. Основные разделы технической эстетикиОсновные разделы технической эстетики - общая теория дизайна и теория художественного конструирования. Общая теория дизайна изучает его социальную сущность, условия возникновения, историю, современное состояние и перспективы развития, взаимосвязь дизайна с искусством, техникой и культурой в целом, вопросы эстетики и предметной среды; формулирует требования технической эстетики к промышленной продукции, определяет методы комплексной оценки и прогнозирования технико-эстетических показателей качества промышленной продукции, а также принципы формирования оптимального ассортимента товаров, отвечающего задачам создания гармоничного предметного мира. Теория художественного конструирования устанавливает место художественного конструирования в общей структуре процесса проектирования, его типологические особенности, исследует закономерности творческого мышления художникаконструктора и определяет средства и методы его профессиональной деятельности. Существенной частью теории художественного конструирования является теория формообразования и композиции промышленных изделий. Законы формообразования раскрывают связи формы изделия с его конструкцией, материалом, технологией изготовления и функцией, выявляют исторические тенденции изменения формы и стиля изделия. Теория композиции исследует закономерности и профессиональные методы создания целостной, гармоничной формы. Основные категории композиции: объемно-пространственная структура, тектоника, пластика (пластичность), средства гармонизации (пропорции, ритм, контраст, нюанс). На основе анализа проектно-конструкторской деятельности разрабатывается методика художественного конструирования, служащая руководством для практической работы. Методика содержит описание принципов и средств профессиональной творческой деятельности художника-конструктора, форм представления проектов, опыта выполнения образцовых работ. Особый раздел технической эстетики составляет разработка основ художественно-конструкторского образования: пропедевтических (вводных, подготовительных) курсов, содержания и структуры учебных дисциплин, методики развития профессионального мышления и навыков. Тесная связь технической эстетики с социальной практикой приводит к тому, что статус этой дисциплины оказывается различным в разных социальных условиях. Современное общество, с одной стороны, вынуждено развивать техническую эстетику и использовать ее достижения, так как они непосредственно влияют на конкурентоспособность практически всех отраслей промышленности. С другой стороны, конкурентный характер экономики часто препятствует последовательному и планомерному использованию данных технической эстетики, а законы рекламы нередко толкают художественно-конструкторскую мысль к созданию вещей, в которых модный внешний вид скрывает устаревшую конструкцию. Формирование условий для возникновения дизайна и его теории связано с эпохой разделения и обособления сфер техники и искусства, с распадом ремесленного и становлением промышленного производства. При этом предметный мир постепенно утрачивал единство, становился все более разнородным и эклектичным: художественная ценность признавалась лишь за произведениями искусства, а техническая функция закреплялась за продуктом промышленного производства. Однако на рубеже XIX-XX вв. возникает представление о собственной красоте машин и технических сооружений. Одновременно осознается необходимость упорядочения и перестройки всего предметного мира на основе принципов гармонизации. Под влиянием этих идей во многих странах зародилось движение за единство искусства и техники, возникли художественно-промышленные союзы, сформировались творческие группы и школы. В России проблемы технической эстетики впервые были осмыслены и получили достаточно глубокую и четкую разработку в начале 1920-х гг. 16 октября 1920 г. вышло постановление о создании при Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) художественно-производственной комиссии, на которую возлагалось руководство всей художественной деятельностью в промышленности. С организацией Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) развернулась деятельность «производственников», ставивших своей целью слить искусство с производством, перестроить жизнь по законам красоты (художники В. Е. Татлин, А. М. Родченко, Л. М. Лисицкий, архитектор М. Я. Гинзбург, братья Веснины и др.)1. Одновременно велись исследования в области научной организации труда (А. К. Гастев), закладывались основы эргономики. В последующие годы по мере развития отечественной индустрии теоретические представления об использовании методов художественного конструирования в промышленности обогащались опытом работ в области судостроения, автомобилестроения, железнодорожного транспорта и других отраслей. 2. Эстетические принципы инженерной деятельностиТехническая деятельность направлена преимущественно на разработку и воплощение (материализацию, опредмечивание) идей в материально-вещественной форме путём создания предметов, конструкций или технических систем (агрегатов, узлов и проч.) с учётом потребностей клиентов и необходимости выполнения социального заказа. Инженерная деятельность связана преимущественно с созданием проектов, моделей, в основе которых лежит систематическое применение научных знаний (естественных и технических, прежде всего). Первую деятельность сегодня выполняют на заводах, фабриках преимущественно мастера, рабочие, а вторая, как правило, связана с инженерами (конструкторами, изобретателями, проектировщиками, дизайнерами). Инженерная деятельность как творческая отличается ориентацией на новизну, реалистичность, полезность, прогностичность, проективность, экологичность, разработки её имеют программный характер, инженеров при этом отличает умение обозначить стратегические цели, перспективность проектов. Учёт целей и задач техники, применение научных знаний, их практическое использование, прикладной характер исследований, проводимых в этой деятельности, воплощение в «железе», соединение науки, техники и производства - это пути осуществления проектов в инженерной деятельности, что позволяет ей находиться в тесной связи с практикой. К ключевым особенностям обеспечения новационного характера инженерной деятельности можно отнести следующие2: 1. Системный анализ, интегральный подход, антропологическая методология как основа развития личности инженера и органичная часть его деятельности. 2. Новый технический объект как продукт созидательной деятельности и сама инженерная деятельность характеризуются с точки зрения аксиологических характеристик, им присущи нравственная и эстетическая функциональность. 3. Свойства и характеристики субъекта инженерно-технического творчества - конструктора, дизайнера, инженера, системотехника также характеризуются сквозь призму нравственных свойств, развитого художественно-эстетического вкуса профессионала. Рассмотрение роли эстетических факторов инженерного творчества идёт в русле философии техники, трактуемой как философия человека, поскольку основное предназначение последней состоит в гуманизации жизнедеятельности человека. Но человека следует рассматривать не в духе постмодернистской трактовки в рамках построения концепции «постчеловека» (усовершенствованного) и трансгуманизма, а в русле реального гуманизма и выстраивания образа реального и реалистичного человека. Социальная функциональность и максимальное развитие способностей и талантов человека, осознание собственного предназначения происходит в качестве полной, жертвенной отдачи любимому делу (не потому ли многие талантливые и выдающиеся люди зачастую сознательно отказываются от возможности иметь семью, детей?). Подобный выбор человека можно не принимать как личную программу, но должно отнестись к нему с пониманием. Художественное мышление и любовь к конструированию, изобретательность, умственная одарённость, трудолюбие, целеустремлённость и другие задатки, которые складываются в раннем детстве, наблюдательность, внимание к деталям, социальная адаптивность (ср. японскую дзен-философскую позицию, сквозь призму которой описание этой психологии соразмерно установке «быть как все», но не в смысле нежелания выделяться, а наоборот, идти в русле «схватывания» идей большинства, что отражается в стремлении конструировать реальность в соответствии с потребностями людей), имеют особое значение в инженерной деятельности, равно как и развитая интуиция (рассмотрение наибольшего количества возможностей, а не доверие первой пришедшей в голову догадке, идее); способность к оценке - умение творить, используя такие эстетические критерии, как изящество и простота. Л. Б. Альберти (философ и историк искусства в эпоху Возрождения) полагал, что красота неизбежно связана с гармонией, когда ни прибавить, ни убавить ничего нельзя с тем, чтобы не испортить общего впечатления от целостности восприятия, допустим, архитектурного ансамбля3. Личность формируется всегда через преодоление (лености, косности, общественного мнения, стереотипов, боли, страха и проч. негативных форм, словом, трудностей и барьеров разного рода). Проявления эстетических свойств, их реализацию находим в дизайне, художественном конструировании, технической эстетике (и в дисциплинарном смысле, и в практическом приложении). Особый интерес это вызывало у исследователей в Германии, Швейцарии, Франции, России, в Китае, Японии. В России в 1825 г. появляется Строгановское училище, где готовили «учёных рисовальщиков», а в 1962 г. был создан ВНИИТЭ, деятельность которого была связана с решением вопросов функциональности, технологичности и удобства разрабатываемой техники. Благодаря разработке принципов инженерного творчества решаются проблемы стиля и профессионального мастерства. К таким принципам относят следующие4: 1. Объёмно-пространственная структура (особенно для характеристики замкнутого пространства); учёт внешней и внутренней форм объекта. 2. Тектоника (форма конструкции в сочетании с материалом изделия), представленная: а) симметрией, дисимметрией, асимметрией; требованием соразмерности (в музыке, живописи, скульптуре, традиционных ремеслах). У конструктора должно быть развито чувство меры, он должен понимать особую привлекательность формы, различающуюся в динамике и статике; б) ритмичностью; в) масштабностью. Формула Протагора «человек есть мера всех вещей» здесь достаточно актуальна; г) контрастностью и учётом нюансов (закон единства и борьбы противоположностей в действии). Благодаря этому появляется выразительность композиции; д) учётом пропорций и принципом гармонии (используются соотношения a/b = b/c; b = Vac; a/b = b/ab). Известна также формула «золотого сечения»: a/b = c/d = l/f =...= m, где m - знаменатель пропорции. В древности считалось, что она обладает магическим воздействием на человека. Это число 1,618 = ф. В античности полагали, что тело человека (особенно мужчины), самое совершенное или гармоничное тело, подчиняется закону «золотого сечения». Линия талии при этом должна делить всю фигуру в отношении числа ф. Эта пропорция считалась «божественной» и использовалась и в эпоху Возрождения. Архитектор И.В. Жолтовский использовал в своём процессе производную от функций «золотого сечения» (функция Ж, «живой квадрат»). Появляется целая система для гармонизации большого количества принципов изделий, элементов интерьера, оборудования и т. д. Например: немецкий инженер Портсман использовал пропорцию соотношения = V2. Сегодня прямоугольники обозначаются форматами: АО (44), А1 (24),А2(22),А3(12), А4 (11) и т. д. Эти форматы используются в инженерной деятельности, с ними знакомы студенты технического вуза и даже школьники. Эта система линейных размеров форматов принята в качестве стандартов в 17 европейских странах, в том числе и в России. Антропометрические данные используются в инженерной деятельности. Например, при конструировании рабочего стола учитывают положение человека сидя - 750 мм как высота рабочего стола (в России пределом роста среднего человека считают величину, равную 170 см; а в Европе - 183 см). 3. Цветовое решение в инженерном творчестве. Известно, что глаз нормального человека в спектре способен различить от 120 до 150 оттенков. Цвет оказывает сильное влияние на поведение человека, на его трудоспособность и состояние нервной системы. Учитываются 3 параметра цвета: цветовой тон; насыщенность; яркость. Рациональное цветовое окружение используется в инженерном творчестве как сильное средство (монохромозия, трихромозия, дихромозия). К основным группам цветов относят: а) ахроматические -белый, серый, чёрный; б) хроматические -красный, оранжевый, жёлтый, голубой, синий, фиолетовый, зелёный. В образовании используют методики и тесты (цветограммы) для определения характера и настроения человека. При этом есть индивидуальные особенности в восприятии и существуют люди с нарушениями цветоразличительной функции (0,5% женщин и 8% мужчин). Цветовые оттенки сегодня стандартизированы. Читая стихи с ребёнком, встречаем выражение «лазоревая даль». Для того чтобы объяснить, что это за цвет, понять, как он выглядит, открываем гамму оттенков и формируем визуальный образ, смотрим, запоминаем. В Японии «тренируют» глаз ребенка, начиная с дошкольных учреждений. Результат уроков «Цветоведения» не может не удивлять. Уже в школе дети научаются различать 120 оттенков одного цвета. То есть воспитать цветовосприятие глаза возможно и полезно. Знание особенностей психофизического воздействия цвета, цветовых ассоциаций позволяет грамотно использовать его при оформлении различных интерьеров - от домашнего до производственных помещений (окраска потолка, стен, оборудования и т. п.). Есть национальные особенности в восприятии цвета. Так, фиолетовый цвет в Китае - цвет траура, а в Европе - это символ приближения к Вечному, восхождения к божественному, обретения чистоты, святости. Под воздействием однотонного цвета человек быстро утомляется (возникает так называемая «цветовая усталость», либо «цветовой голод»). Известно, что окраска пола и стен в определённый цвет может повысить расход энергии, увеличить производительность труда (из тёмного оттенка - в светлый). Это эффект даёт психологический комфорт и используется как средство информации. Подбор цветовой гаммы происходит и с учётом категории работ. Так называемые предохранительные краски уменьшают риск несчастных случаев (на 50%). Например: самые безопасные цвета для автомобилей: синий (голубой) и серебристый (последний ещё и ликвиден с точки зрения последующих перепродаж). Выбор цвета зачастую складывается интуитивно. А следует ориентироваться на понимание соответствия формы и содержания, ситуации и конкретной конструкции, предназначения (а также и прежде всего — безопасности эксплуатации) технического объекта. При этом также используется ориентация на вкус (разработаны таблицы и расчёты коэффициентов). Можно ли научить вкусу и таланту? Очевидно, в явном (прямом) и точном смысле этого слова - нет. Но можно дать рекомендации, направить и развить способности и навыки. Для этого есть особые специалисты в лице имиджмейкеров, дизайнеров и проч. Важная роль отводится курсам «Мировая художественная культура», «Дизайн», книгам, экскурсиям в музеи, благодаря чему происходит знакомство с творчеством художников. Речь идёт о воспитательной работе и самообразовании, чему способствуют художественные школы и проч. Ранее проводилась достаточно плодотворная и полезная работа в этом направлении. Многие представители старшего поколения являлись активными участниками данной деятельности, которая преимущественно проводилась на общественных началах усилиями энтузиастов. Сегодня предлагается возобновить походы, туризм (как элемент общения с природой и развития созерцательности, а также воспитания общительных навыков, привития вкуса к физическим испытаниям, выживания в сложных условиях, умения помогать товарищам и т. п.), участие в различных самодеятельных коллективных делах, как то: хоровое пение; кружковая работа (например, кружки юного техника, технического творчества). О применении эстетических принципов в инженерной деятельности уместно вести речь при организации производства с использованием методов и принципов художественного конструирования. Таких предприятий в России немного, но один из немногих достойных примеров объекта артдизайна и промышленного искусства - это ЧТПЗ (Челябинский трубопрокатный завод), где есть даже свой сад камней. Для инженера очень важен принцип наглядности и принцип созерцательности. Именно последний аспект сближает философию с инженерно-технической направленностью деятельности. Элементы творческого отношения, содержащиеся в этих специфических видах деятельности, позволяют говорить о том, что философия может и должна разрабатывать аспекты нормативного описания инженерного труда и технической деятельности: в когнитивном плане, в аксиологическом измерении, этическом аспекте и эстетических параметрах, в эпистемологическом ключе. Эстетический фактор носит интегральный характер, поэтому при рассмотрении эстетических качеств инженера, развития эстетического вкуса, дизайнерского похода в пользоориентированной деятельности, какой является инженерная деятельность, преимущественно имеющая не столько созерцательный, сколько практический характер, не следует упускать из виду и морально-этические аспекты, и собственно трудовые. Но прежде все эти качества инженера как профессионала и мастера своего дела, созидателя и творца начинают формироваться в сфере образования. Х. Ленк пишет: «Интерпретацию социотехнических феноменов в технической связи с их социально-философским толкованием следует включать в рамки нормативной философии»5. Разработка представлений о должном в технике не имеет декларативно-предписательного характера, ограничивающего свободу проявления личности, направленности мышления, и может носить форму совета, рекомендации. В связи с этим Х. Ленк отмечает: «Исследование альтернатив и модификаций норм и представлений о ценностях на основе размышлений об их адекватности и сравнительного анализа отнюдь не является созданием каких-либо догматических предписаний. Предполагать или предлагать ещё совсем не означает предписывать». И далее автор отмечает значимость системного аспекта. Действительно, инженерное мышление имеет системный характер. Поэтому методологические аспекты уместно разрабатывать в этом же ключе. Более того, первое обретение и понимание этих функциональных особенностей инженерной деятельности будущими специалистами происходит в образовательной сфере. Сегодня данная сфера переживает не лучшие времена. Относительно необходимости реформирования инженерного образования находим замечательные высказывания у П. К. Энгельмейера, А. Ридлера, Ф. Рело, которые ещё в 19-м веке указывали на необходимость совмещения специальных узких дисциплин, естественных и технических наук с социально-гуманитарными дисциплинами, на несоответствие подходов в образовании требованиям современности, предъявляемым к личности инженера, настаивали на выработке иных подходов, норм образования и принципов его организации. Полагаем, что в этом отношении требуется менять и корректировать методико-методологический подход в инженерном образовании, поскольку он должен носить преимущественно системный характер. Сегодня наблюдается засилие технократического и сциентистского мышления, когда уделяется внимание лишь инфокоммуникативным технологиям в ушерб содержанию образования (технический формализм и фетишизм в действии). Основное решение в выходе из кризиса - дать возможность профессорско-преподавательскому составу, профессионалам самим решать задачи организации образовательного процесса, внедрения педагогических новаций, исходя из конкретики: реалий, социального заказа, социального статуса будущего специалиста, специфики предмета, форм и методик организации учебной деятельности. Только профессионалы, обладающие достаточным опытом, знают эти особенности, специфические аспекты как бы «изнутри». Они на практике проверили и удостоверились в правомерности одних форм и способов и неприемлемости, ограниченности других. Речь идёт о формировании профессиональной культуры и этики, становлении художественно-эстетического подхода. Специалисты, претендующие на лидерство, должны быть широко и глубоко образованы, в том числе, и в философском ключе. К управлению образовательным процессом в условиях современных вызовов и трансформаций недопустимо допускать людей, далеких от образовательной сферы, непрофессионалов («манагеров»). Иначе будут негативные последствия, которые нужно мучительно преодолевать. Эффективность деятельности не соразмерна внедрению контракта, включающего 120 пунктов (их нереально выполнить при любом раскладе временных, интеллектуальных, физических и проч. затрат). Лишь негативно (прежде всего в эмоциональном плане, не говоря о творческих интенциях) на эффективность может влиять введение «Журнала регистрации и учёта отсутствия на рабочем месте»). Если деятельность профессорско-преподавательского состава (ППС) и имеет «звонковый» характер, то не в том же самом смысле, что работа от звонка до звонка на заводе или ином режимном предприятии. Вторая половина дня предполагает научно-исследовательскую занятость научно-педагогического работника, а как и где он будет её проводить и организовывать - это его дело. Ни в техническом, ни в психологическом смысле ни один вуз в полной мере не может осуществить организацию рабочего места ППС таким образом, чтобы не ущемлялись чьи-либо интересы, поэтому разумный подход состоит лишь в одном: предоставить научно-педагогическим работникам (учёным) в вузе на паритетных началах максимально возможные комфортные условия, свободу и право выбора, где и как он будет добиваться столь необходимых высоких показателей для вуза и страны - в рабочем кабинете дома или непосредственно на рабочем месте в вузе. Его физическое отсутствие не может расцениваться как пассивность, бездеятельность и халтурное отношение к работе. О масштабе личности свидетельствуют прежде всего результаты его практической деятельности, которые не соразмерны лишь узкоспециализированным трудовым и количественным показателям либо статусным параметрам (титулам, званиям и регалиям), а качество образования бессмысленно привязывать только к конкурентоспособности, эффективности и программе сиюминутного, однодневного «выживания». Игнорирование программно-стратегических целей, смысложизненных и ценностных ориентаций на деле ведёт к разложению деятельности, имеющей социальный характер и предназначение. Безусловно, жизнь человека не соразмерна лишь его пребыванию в коллективном социальном пространстве. И в науке, и в образовании есть люди разного уровня, и их вклад не определяется лишь жёстко заданными рамками инструкции. Есть генераторы идей, есть разработчики, есть новаторы и реформаторы, а есть традиционалисты и консерваторы, есть те, кто выполняют рутинную, монотонную работу, есть организаторы и проектировщики - и все они нужны, поскольку являют собой единый коллектив. Важно понять в сложившихся обстоятельствах одно: творческий коллектив - единое целое, где лишь совместными усилиями можно прийти к значимым результатам. Возвращаясь к ведущей теме данной статьи, чтобы не сложилось впечатления однобокости «эстетизированного» подхода автора, хочется привести слова известного историка философии и логика Б. Рассела, который отмечал, что у древних греков «эстетическое чувство господствовало над их рассуждениями и заставляло отвергать гипотезы, которые не содержали соображений симметрии. Схоласты унаследовали эти предрассудки, и Кеплер первым отважился выступить против них. Заранее составленное мнение, исходящее из соображений эстетики, столь же обманчиво, как и любое моральное или теологическое предубеждение». Речь идёт о том, что ни один из аспектов нельзя преувеличивать, иначе это ведёт к догматизации. Этические и эстетические аспекты немаловажны, но не исключительны в этом отношении. Так, в Японии достаточно много внимания уделяется этическим и эстетическим вопросам техники, дизайнерским проектам. Все эти аспекты призваны обеспечить качество и безопасность техники, а значит, изменить характер и уровень жизнедеятельности человека. Созерцательный подход на Востоке пронизывает как повседневную жизнь, так и различные общественные сферы. Предписания морали - учтивость, вежливость (даже в ущерб себе) исходят из требования не обременять других своими заботами, отсюда - не выказывание эмоций (в том числе и особенно радостных, т. к. у других могут быть в это время иные заботы и разочарования). И даже на предприятиях (например, выпускающих автомобили «Тойота») действуют принципы философии Дао. Принципы в этике и в эстетике направлены не на преобразование, но на стремление сохранять первородную сущность материала (в педагогике эти принципы также уместны и активно используются; более того, похвалу не используют часто, поскольку считается, что если тебе за весь день не сделали замечания, значит, ты всё делал правильно). Японская мораль при этом не ставит целью «переделать» человека. Она стремится обуздать его сетью правил подобающего поведения (например, в школе учитель при входе в класс отбирает телефон, и если родитель не забирает его после уроков, может выбросить в мусорную корзину). Многие правила (ср. кодекс бусидо) ковались буквально на острие меча. Оправданность их проверена временем, омыта кровью предков и именно поэтому они исполняются и по сей день. На Востоке философствование, мораль и стремление к эстетике не исходят как внешнее побуждение, а завязаны на жизненной практике, осуществлении различных форм жизнедеятельности, и поэтому воспринимаются как неотъемлемая часть и норма повседневного бытия человека. Философствование имеет свойство быть как бы «опрокинутым» в жизнь, поэтому и предписания имеют жизненный характер, воспринимаются как обычная норма, а люди, не отрываясь от повседневных дел, связаны через следование традиции неразрывными узами с обществом, другими поколениями, а значит - с обретением смысла, приобщения к вечности. К принципам, присутствующим в различных типах производства и в фирмах (как на Западе, так и на Востоке), позволительно присмотреться более внимательно и оценить их сквозь призму философского мышления, критично отобрать (обосновать) те, что позволяют с честью выходить из сложных ситуаций, работать ради обеспечения и повышения качества и безопасности техники, а значит, в целом жизнедеятельности человека и общества. ЗаключениеОсновные разделы технической эстетики - общая теория дизайна и теория художественного конструирования. Общая теория дизайна изучает его социальную сущность, условия возникновения, историю, современное состояние и перспективы развития, взаимосвязь дизайна с искусством, техникой и культурой в целом, вопросы эстетики и предметной среды; формулирует требования технической эстетики к промышленной продукции, определяет методы комплексной оценки и прогнозирования технико-эстетических показателей качества промышленной продукции, а также принципы формирования оптимального ассортимента товаров, отвечающего задачам создания гармоничного предметного мира. Теория художественного конструирования устанавливает место художественного конструирования в общей структуре процесса проектирования, его типологические особенности, исследует закономерности творческого мышления художникаконструктора и определяет средства и методы его профессиональной деятельности. Техническая деятельность направлена преимущественно на разработку и воплощение (материализацию, опредмечивание) идей в материально-вещественной форме путём создания предметов, конструкций или технических систем (агрегатов, узлов и проч.) с учётом потребностей клиентов и необходимости выполнения социального заказа. Инженерная деятельность связана преимущественно с созданием проектов, моделей, в основе которых лежит систематическое применение научных знаний (естественных и технических, прежде всего). Первую деятельность сегодня выполняют на заводах, фабриках преимущественно мастера, рабочие, а вторая, как правило, связана с инженерами (конструкторами, изобретателями, проектировщиками, дизайнерами). Инженерная деятельность как творческая отличается ориентацией на новизну, реалистичность, полезность, прогностичность, проективность, экологичность, разработки её имеют программный характер, инженеров при этом отличает умение обозначить стратегические цели, перспективность проектов. Учёт целей и задач техники, применение научных знаний, их практическое использование, прикладной характер исследований, проводимых в этой деятельности, воплощение в «железе», соединение науки, техники и производства - это пути осуществления проектов в инженерной деятельности, что позволяет ей находиться в тесной связи с практикой. Список литературыБелозерцев В. И. Техническое творчество. - Ульяновск : УлПИ, 2017. – 226 с. Корнилов, И. К. Основы технической эстетики : учебник и практикум для вузов / И. К. Корнилов. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. - 158 с. Ленк Х. Размышления о современной технике //Философия техники [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://philosophy.mitht.ru/lenk.htm. Стрижко В. А. Современный лидер и философия // Вестник Российского философского общества. - 2016. - №1. – С. 28-32. Ханхасаев Г. Ф. Принципы инженерного творчества. —Улан-Удэ : ВСГТУ, 2017. – 262 с. 1 Корнилов, И. К. Основы технической эстетики : учебник и практикум для вузов / И. К. Корнилов. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – С. 9. 2 Белозерцев В. И. Техническое творчество. - Ульяновск : УлПИ, 2017. – С. 97. 3 Стрижко В. А. Современный лидер и философия // Вестник Российского философского общества. - 2016. — №1. – С. 29. 4 Ханхасаев Г. Ф. Принципы инженерного творчества. —Улан-Удэ : ВСГТУ, 2017. – С. 36. 5 Ленк Х. Размышления о современной технике //Философия техники [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://philosophy.mitht.ru/lenk.htm. |