Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 1.1 Сущностные аспекты эстетического воспитания

  • 1.2 Особенности в младшем

  • 1.3 искусство, как эстетического

  • II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПО ВОСПИТАНИЮ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА 2.1 воздействия дпи на воспитание школьного

  • 2.2 Выводы и по эстетическому школьников

  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  • ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  • Курсовая работа (1). Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в области дпи по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)"


    Скачать 200.41 Kb.
    НазваниеЭстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в области дпи по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)"
    Дата29.09.2022
    Размер200.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа (1).docx
    ТипКурсовая
    #705810

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    на тему Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в области ДПИ.

    по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)".

    Выполнена студентоткой Алеевой Гузель Ильгизовной

    (Ф.И.О.)

    Специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

    номер группы 65 ПНК-11/21Н-1

    Руководитель Федосеева Ольга Сергеевна

    (Ф.И.О.)

    2022 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………3

      1. Сущностные аспекты эстетического воспитания…………………………6

      2. Особенности эстетического воспитания в младшем возрасте…………..12

      3. Народное декоративно-прикладное искусство как средство развития эстетического воспитания…………………………………………………16

    2.1 Методика исследования воздействия народного ДПИ на эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста……………………….21

    2.2 Выводы и педагогические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников…………………………………………………………..25

    Заключение……………………………………………………………………...29

    Список использованной литературы…………………………………………..31

    Приложение 1…………………………………………………………………...33

    Приложение 2 …………………………………………………………………..38

    ВВЕДЕНИЕ

    В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

    Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Оно гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.

    Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Не зря Б. М. Неменский говорит о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.

    Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

    Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский говорит о том, что она должна объединять все предметы, внеклассные занятия, общественную жизнь школьника, где каждый вид занятия имеет свою задачу в формировании эстетической культуры и личности школьника.

    Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается.
    Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Ведь искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности, где очень большую роль играет народное искусство.

    Особенно важным является социальный заказ общества на приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной художественной культуры, воплощающим народную концепцию мировосприятия, выработанные веками эстетические идеалы народа. В.В. Буткевич и Ю. С. Любимова отмечают: «В Концепции национальной начальной школы, Концепции реформы общеобразовательной средней школы, Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Концепции эстетического воспитания детей и молодежи Республики Беларусь, проекте Концепции образовательной области «Искусство», а также в других нормативных документах совершенствование эстетического воспитания учащихся средствами народного искусства рассматривается в качестве одного из ведущих направлений развития современной начальной школы».

    Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в народном искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

    Это предположение и определило тему нашего исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в рамках уроков «Изобразительное искусство».

    Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.

    Предмет исследования - пути использования средств народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

    Цель - выявление возможностей народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания.

    Гипотеза - эффективность эстетического воспитания на уроках «Изобразительное искусство» зависит от использования средств народного декоративно-прикладного искусства.

    Задачи:

    - Определить сущностные аспекты эстетического воспитания.

    - Ознакомиться с особенностями эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.

    - Рассмотреть народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания.

    - Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства.

    - Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников.

    - Провести исследовательскую работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в рамках урока «Изобразительное искусство».

    Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа.

    База исследования: г. Минск, средняя школа №87, 2 «Б» класс.

    ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
    1.1 Сущностные аспекты эстетического воспитания
    Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

    Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности.
    Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

    В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие.

    Б.Т. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить
    «по законам красоты». Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же, без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

    В педагогической литературе сущность эстетического воспитания учащихся в наиболее общем плане рассматривается как «целенаправленный процесс «перевода» эстетической культуры общества на уровень эстетической культуры личности (и процесс обратного обогащения общества уникальной культурой личности), процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиции эстетического идеала, участвовать в созидании эстетической реальности».

    В эстетического общепризнанным, что личности не только в , поскольку она проявляется и в деятельности.

    развития учащихся в процессе , О. П. Котикова и В. Г. , что «приоритетным эстетического школьников раз их творческого . эмоциональной и определенных из искусства, а эстетического эффективно в художественно-творческой ».

    Таким , сделать о том, что в десятилетия рассматривается как , на формирование у к активной .

    Понятие « » является в аппарате воспитания и ряд от него . При средств исследователи , что оно охватывает все человека, и : как универсальное воздействия на ; среду; ; познавательную, , , игровую и деятельности. в эстетическом художественное , и развитие.

    В мы обратили , что среди ошибочное о эстетического и . Однако эти четко .

    Б.Т. отмечает: « - целенаправленно формирования у чувствовать, , и оценивать , им и создавать ». частью , как художественное - эстетического, , весомая, но одну деятельности.

    же гораздо , оно как художественное , так и быта, , , отношений. , используя для художественное , человека в не для , а для его активной .

    Существуют еще два , также категориями, и на процесс в общеобразовательной . Это образование и . образование - учащимися , умений и , мироззренческих в искусства и . Художественное - это целенаправленное в той или иной .

    сущности обуславливает и к его целям, целей и воспитания внимания.

    , на наш взгляд, эстетического Б.Т. : «Правильнее эстетического с единства и , его идейно-эстетического, . Она состоит в идейно-эмоционального к и жизни, нравственно-эстетическим ».

    Любая не рассматриваться без . педагогов (Б.Т. , Н.И. и другие) три задачи, свои и у ученых, но при не главной - умениям и , вовлечение в художественно-творческую .

    Суть состоит в запаса , и пластических . должен по указанным предметы и , будут представлениям о . образом, чувственно- . Необходимы знания о , себе, о ценностей.

    Эта о том, что случается, что , например , на общеобразовательном . Т образом, из этой - такие , которые бы ему самостоятельную с возможностей, любому , суждение по и своего состояния.

    Ф у воспитуемого способности. в том, чтобы « силы и .

    задачи в том, что должен не прекрасное, им и оценивать, а он еще и сам участвовать в в искусстве, , , поведении, .

    нами отражают воспитания, , мы лишь к этой .

    педагогических и психологические. Их в том, что в процессе у ребенка сознание. педагоги и на ряд категорий, психологическую воспитания и о степени человека. выделяют : эстетического , вкуса, , эстетической . Б.Т. выделяет чувство, и эстетическое .

    Наряду с элементом является . Восприятие - общения с и действительности. От его , , глубины все эстетические , художественно- и вкусов. Б.Т. восприятие , как: « человека в действительности и , свойства, , эстетические ». Только так освоение , его содержания, . Это развития у тонкого , цвета, , музыкального , тональности, и других сферы. восприятия эстетического к .

    Центральным сознания идеал.

    - интеллектуально-эмоциональное представление о и его критериях, о , сопровождаемое или системой . То есть, это о красоте в , , человеке, и . Еще одна воспитания - - психологическое - вкус. В.В. и Ю.С. определяют его, как « свойство , в закреплены и субъективные , личностным для оценки». вкус у в течение лет, в становления . В ребенок систематически с искусства. не трудности учащегося на явлений и . Таким , у учащегося представлений, его предпочтения, .

    образом, вся воспитания на развитие как в плане, так и в , и интеллектуальном. Это решения : овладения художественно-эстетической , способности к - творчеству и психологических , которые восприятием, , , вкусом и категориями .
    1.2 Особенности в младшем
    В этом рассмотрения те особенности, младшему и следует при его воспитании.

    личности в детстве. человек богатым, особое на воспитание и младшего . Б.Т. Лихачев :« дошкольного и детства ли не самым с зрения и формирования к жизни». , что именно в осуществляется формирование к , которые в свойства .

    Сущностные личности в периоде и в более или виде на всю .

    или, по крайней , трудно , взрослого к людям, его в часто .Трудно быть , кто в детстве не к , не пережил и потому радость от к человеку.

    , жизни и вносит . Но именно в и школьном воспитание всей работы.

    из младшего является в школу. У новый вид - учеба. для ребенка . Через познают мир, поведения. , его вкусы, их собственными.

    эстетического в школьном с изменениями, в познавательных . Среди , обеспечивающих личности, я отводится .

    При процесса особую учет и ребят. жизнь возраста, П.М. на «живость чувств», а на их и эмоциональную .

    Большое роли в поведения . Ведущими деятельности у возраста (склонности, ).

    отношения к , красоте и дифференцируются. Б.Т. в своей , что к стимулу в добавляется , мотив. Это в том, что «… ребята к и действительности . Они получают от книг, , рисования . Они еще не знают, что это и отношение. Но в них отношение к и . Тяга к с искусством для них в потребность. общаются с вне эстетического . Они к произведению : рекомендацию или посмотреть , они и смотрят их без сути, для , чтобы о нем представление». педагогом отношения к помогает на формировании отношения.

    природы, , вещей в особые , возбуждает к жизни, , мышление, . В детстве непосредственной, жизнью.Сильные переживания в памяти, в мотивы и , облегчают убеждений, и поведения.

    в форме мира эстетического . Как отмечают А.И. и Б.Т. , «о каком-либо вкусе и младшего не может и , однако , усвоенная в классах, будущего личности».

    потенциал - процесса . Через и , получаемые от прекрасного в и , осуществляется воспитания, и умений, « » в собственную . В данном творческий « » параллельно с и эмоциональной и стремление к эстетических .

    Эстетический начальных , по исследователей (В.В. , Ю.С. ), представляет эстетической , с желанием что-либо и окружающий его мир, из эмоционально-чувственного и о прекрасном. В эстетической свойственное от и развиваемое в эстетического к прекрасному; определяется эмоционально и творчески действительность.

    С в школу возможности в различные деятельности как в процесса ( чтения, , искусства и др.), так и во (занятия по , , студии и т.д.).

    В воспитания классов компоненты:

    - К (эстетические , , знания; и оценка);

    - Э (эстетические , и чувства; ; эстетический ; потребности, ; качества ; способности);

    - Д (умения и деятельности; ; эстетическое ).

    Эстетическое школьников начальных и понятий на освоения , а в результате в процессе объектов и и произведений . На основе у элементарные , эмоции и ; , интересы и ; вкус и к деятельности, .

    Таким , школьный - это возраст для , где главную в школьника . Пользуясь , педагоги не основать эстетически , но и посредством заложить человека, в этом отношение к и происходит эстетических личности.
    1.3 искусство, как эстетического
    декоративно-прикладное средством воспитания на изобразительного , в формах .

    Анализ дает учебный « искусство» как в системе и художественного начальных .

    В Беларусь две программы по : «Изобразительное »( общеобразовательных ) и « искусство и » (для с специальных художественно-эстетической ( уклон), утверждены в г.

    В «Изобразительное » для учреждений представлена - художественное и объемных с архитектуры, , художественного , лепки, искусства; с материалами. Все это в действенных эстетической .

    Требования к народным научно Т. Я. :

    - функции как важного , трудового и ;

    - реализовать эстетического и деятельности;

    - эстетических , формированию и интереса;

    В с требованиями у учащихся как о значении декоративно-прикладного в общества ( ), так и об основах и декоративно-прикладного .

    работа по средствами искусства частью в начальной , а одной из свободного . Осуществляемое во эстетическое ряд важнейших : дает формировать детей к и ; способствует личности, ее сферы, ; содействует организации , регулированию культуры на сознания классов. для формирования приобретает , направленная на творчества в видах

    В. В. и Ю. С. Любимова в внеклассной задачи:

    этнопедагогических об и культуре ( , обрядах, , народного );

    - формирование явления культуры и их в жизни ;

    - умений искусства, наслаждение от народного , высказывать , давать произведению , действительности;

    - сферы , отзывчивости к декоративно-прикладного ;

    - эстетической в окружающей по красоты;

    - умений и и их творческих , и способности в изобразительной и по продолжению традиций;

    - эстетического к и искусству.

    работа по средствами искусства на период .

    Наиболее организации по эстетическому школьников декоративно-прикладного могут на три группы: работа (с учителя); (кружки, , и иные по ); массовая ( тематических , , экскурсий на и в ).

    Многообразие работы по средствами искусства :

    - в музеи и мастерские промыслов;

    - с мастерами декоративно-прикладного ;

    - народных ;

    - внеклассные (утренники, , творческие , народного и т.д.);

    - выставок творчества;

    - поисковой ( экскурсии, );

    - участие в и школьного .

    воспитания декоративно-прикладного в кружковой логическим к «Изобразительное » и развитию учащихся.

    кружковой по учащихся к искусству специфику. В с была эстетического школьников на народного . В основу положены:

    - к планированию и произведений искусства;

    - и принцип к народного ;

    - комплексный к произведений (произведений искусства, творчества, , танца, театра ).

    - принцип ;

    - связь с по изобразительному и обучению;

    - учащихся к по созданию .

    в ознакомлении с народным на протяжении лет в кружке принципа .

    группы на базе и нормируется человек. составляет: 1 час в 34 недель в 1- ; 2 часа - во 2-; 2 в течение 35 в 3-4 классах. могут как в продленного дня, так и в работы по в школьный .

    по эстетическому на кружка искусства на этапа . Для этапа () общие , на которых занятий.

    , проанализировав по изобразительному , форм и ее задачи, вывод о том, что искусство из важных эстетического . Подтверждением содержание по декоративно-прикладному , где внимание процессов и художественно-творческой ; эстетических , формированию и интереса. Это в младшем , так как именно в происходит ребенка к и сущностных будущей , которым в эстетическом, , и интеллектуальном .
    II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПО ВОСПИТАНИЮ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
    2.1 воздействия дпи на воспитание школьного
    работа во 2 «Б» средней №87 г. с углубленным языка. В 19 человек.

    из девятнадцати 2- «Б» , которые в исследовании, видами и деятельности ( (аккордеон, , ), художественная , танца (, , хип-хоп), , , теннис, , , айки-до, , ). В беседе с мы , что уровень в классе в возрастной . На ребята , , любят во мероприятиях. , что ребята в общаться и с другом. В атмосфера , , взаимовыручки. для развития , творческого и индивидуальных ребенка.

    программу для с белорусским и обучения « » для 1-5 классов, мы , что «Изобразительное » значимую в общего . Он призван задачи, с фундаментальных , человечеством, с , эстетически-нравственного , формирования ее . В образовательном «Изобразительное » доминированием . В процессе искусством такие учащегося, как , фантазия, , сфера и др.

    в области является , духовно-нравственной как культуры к миру, его потенциала как освоения и .

    Для решения ставятся :

    - постижение опыта художественно-образную и мирового ;

    - представлений о родной ;

    - обогащение в художественно-эстетического действительности и наследия;

    - искусства как осмысления ;

    - чувственно-эмоциональной ;

    - создание для творческого и способностей на изобразительной ;

    - с теоретическими , и системой изобразительного ;

    - практических в различных деятельности;

    - интереса к , умения его особенности.

    содержательным материала восприятие . задача деятельности - на эстетическом , что к формированию и эстетических . Особое уделяется и этических культуры, человека, природного .

    В отмечается, что при произведений необходимо у них любовь к , ощущение ее , стремление традиции. следует с искусством , творчеством и мастеров, достопримечательностями. Все это в практические по деятельности на искусства. Во 2- количество по деятельности учебных из тридцати .

    образом, школы, , учебную « искусство», мы о том, что эстетическому уделяется внимание. К мы пришли, из задач, на учебный год, где с способностей, потенциала , с деятельности по семьи и др. внимание и качеств , что немаловажным. « искусство» задачи, с развитием , и из первых по этой занимает , с помощью реализуется по представлений о родной .

    исследовательская в два этапа, из был подготовительный. В этапа было :

    Проанализирована по курсу «

    ».

    1. Проведена с по предмету « » и проанализирована его .

    2. анкеты.

    3. материал, и с помощью по расширению школьников о искусстве.

    исследовательской был .

    Цель - выявить народного в эстетическом школьников. Для был урок ( 1) по воспитанию, где воспитания народного .

    Основной урока понятия о искусстве. стало вкуса. - развитию младшего .

    уроком предложено литературных , с белорусскими и . Кроме , мы принести (по возможности ) с белорусским для на уроке. мы обеспечили работу .

    За дней до класс. На иллюстрации, и , принесенные . имели их рассмотреть.

    в форме « Зари-Зарницы», что эмоциональный .

    на уроке разнообразной: музыку, , фотографии и белорусских , стихотворения, построения и его выполнения, друга, в задаваемых , с интересом в игру « ». Скучать .

    Урок на эмоциональной . прозвенел , не спешил , все были .
    Впоследствии сохранился на . А это самый . Как мы уже отмечали , эмоциональные и ребенка действенности .

    Таким , нами очень . О его мы расскажем в .
    2.2 Выводы и по эстетическому школьников
    урока к результатам:

    - декоративно-прикладного могут на школьника свое .

    - Правильно , на ребенка , неподдельный и в каждом . Это подтвердить тем, что еще на неделю ( класса: , , изделия ) с расчетом на то, , получив о них , смогли еще раз , уже в знакомых новое, заинтересовала .

    - , как мы и предполагали, и с интересом , приходили из других . Еще важным эмоционально , который отпечаток в , и который в основой вкуса, , , переживания, а со чувство к свой и на к жизни, . С развитием и развитие . То, что ребенок , завтра в отношение и к и к .

    Важным , что средства искусства в эстетическом школьников, , нами эстетической .

    диагностики воспитанности в настоящее рядом . них следует определения развития Т.С. и Т.А. , способностей Е.М. и Т.В. , методику Е.С. Романовой, индивидуальных учащихся И.А. Оботуровой и С.Л. .

    В своем мы анкету «Интересуешься ли ты мастеров?» для 1-2 , предложенную В.В. и Ю.С. (Приложение 2). из десяти , где из них имеет по три . Опросник : интерес к искусства и , степень отзывчивости при произведений , эстетические , и потребности в с искусства, в художественно-творческой .

    По количеству в диагностики условно на три : с низким ), средним ) и высоким баллов) компонента .

    Первичная сформированности эстетической к следующим : на уровне 7 , на среднем - 10, на оказалось 2 . ответы на анкеты, мы , что в основном не , ли они, что такое искусство. А на о том, бы они узнать о декоративно-прикладном и делать мнения : 7 учеников « », «не очень», а 12 положительный . можно о том, что вначале ученики не уверены в о народном , но имели к более с данным .

    При повторной , проведенного , результаты следующими: на оказалось 11 , на - 6, на низком один . анкетирование результативность, урока.

    , средства искусства при и подаче их способствуют его , и духовному . методов средствами искусства к в сознании и эстетического к историко-культурному , у них способности к и оцениванию декоративно-прикладного , к посильной по овладению создания . Проанализировав исследовательской , мы сделать о том, что , заявленная в , достигнута: воспитания на « искусство» от использования декоративно-прикладного .

    Проблема довольно в отечественной и . Это позволило нам литературы по и сделать .
    Эстетическое занимает во всей процесса, так как за ним не развитие человека, но и в целом: ее сил, потребностей, , личных и , мировоззрения.

    Все эти в развиваются под факторов. имеет и , и , и окружающая нас : быт, , межличностные , - все, что быть . Как носитель , также эстетического .

    эстетических и искусства на проходить как , так и . В этом роль . В учебном такой как искусство, в происходит школьников с искусством. , результаты урока, мы , что народное является эстетического .

    показало, что и к декоративно-прикладной у школьников , а наличие - это из условий . Кроме , по народному обладает потенциалом. эмоционального путем в сознание, и эстетических .

    Таким , гипотеза, в работы, . , эффективность на уроках « » действительно от средств искусства. , зная это, народного воспитать качества : , способность , и творить . На наш , что касается изобразительного , где знакомство с , мы бы рекомендовали и навыки , используя задания, так как это заинтересованности и закреплению . На наш , при планировании искусства учитывать , и предпочтения ( , девочек) к народного .

    Реализуя воспитание в школьном , обеспечивает в такой , будет в духовное , эстетические , чистоту и потенциал.


    ЛИТЕРАТУРЫ
    Г.В. изобразительной . М., 144с.

    В.В., Ю.С. Методика воспитания : учеб.- . для учителей нач. кл., продленного дня, . работы, и студий . Мн., 2008. 144.

    искусство в / Под ред. Б.П. Юсова, Н.Д. . Мн., 156с.

    М.С. арнамент. . . Мн., 1996. 144.

    В.А., Чичина Е.А. . . Ростов н/Д., 512 .

    Котикова О.П. младших : для учителей, . учреждений. Мн., 192 .

    Лихачев Б.Т. воспитания : . пособие по для пед. ин-тов. М., 176 .

    Любимова Ю.С. искусство в : учеб.- . для учителей , получение общ. . . Мн., 2005. 76с.

    Ю.С. декоративно-прикладное в воспитании : учеб.- . . Мн., 2004. 37с.

    в воспитании : кн. для дошк. , нач. кл., рук. худож. / Под ред.: Т.С. . М., 2000. 256.

    Б.М. Мудрость . О эстет. : кн. для . М., 1987. 255.

    Б.М. Педагогика . М., 255с.

    В.П. в играх и : занятия с в саду и . М., 2005. 76с.

    Я.М. народнае . Мн., 1996. 144.

    программа для с белорусским и обучения. 1-5 классы. Мн., 44с.

    Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания. М., 1988. 37с.

    Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание / Под ред. В.А. Дмитриенко. Томск. 1989. 144с.

    Эстетическое воспитание школьников / Под ред.: А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М., 1974. 304с.

    Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк). М., 1966. 291с.


    ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «УЗОРЫ ЗАРИ-ЗАРНИЦЫ»

    Цели:

    расширять понятия учащихся о декоративно-прикладном искусстве;

    формировать умения составлять простой белорусский орнамент в полосе;

    показать взаимосвязь украшения с назначением и формой предмета;

    воспитывать художественный вкус.

    Виды деятельности: беседа о смысловом значении орнамента в народном декоративно-прикладном искусстве. Усвоение принципов построения орнамента и последовательности его выполнения. Самостоятельная деятельность учащихся.

    Тип урока: урок-сказка.

    Оборудование (для учителя):

    Произведения искусства для анализа:

    Литературные: стихотворение Л. Шарина.

    Произведения изобразительного искусства: «Солнце со знаками зодиака» (лубок); «Китаврас» (кафля); таблицы; узоры вышивки и тканые предметы; грамзапись; куклы и др.

    Музыкальные: М. Мусоргский «Картинки с выставки»; симфониетта Н. Чуркина «Белорусские картинки» (фрагмент 4-ой части).

    Наглядные пособия и ТСО: репродукции, иллюстрации, фотографии, методическая таблица, изделия декоративно-прикладного искусства, магнитофон.

    Художественные материалы и инструменты для работы: линейки, альбомы, цветные карандаши, простые карандаши, краски, кисти, бумага рисовальная.

    Оформление классной доски: с левой стороны - методическая таблица, стихи, рисунки детей; с правой стороны - произведения искусства, иллюстрации, фотографии; вверху посередине - тема и план урока; по центру - место для педагогического рисунка; внизу - куклы (на подставке), изделия декоративно-прикладного искусства.

    Ход урока

    Организационный момент

    Проверка готовности учащихся к уроку

    Связь с предыдущей темой

    Объяснение нового учебного материала

    Беседа

    Звучит музыка.

    У. Сегодня к нам в гости пришли мальчик и девочка (показать две куклы). Как мы можем их назвать? (Дети дают куклам имена Иванушка и Дарья). Очень красиво одеты наши гости. Как называется их одежда?

    Д. Белорусский национальный костюм.

    У. Во что одет Иванушка?

    Д. Безрукавка, брюки, рубашка.

    У. Как называют детали костюма Дарьи?

    Д. Рубашка, корсет, юбка, передник.

    У. Чем похожи детали костюмов Иванушки и Дарьи?

    Д. Они украшены узорами.

    У. Как и кто создавал эти узоры? Кто научил женщин этому ремеслу?

    Д. Их родители, т.е. предки.

    У. Как создавали эти узоры?

    Д. Рисовали, вышивали, выбивали (вытисняли) из ткани.

    У. Послушайте легенду.

    Рассказывают, что у Солнца была сестрица, красавица Заря-Зарница. Была она хорошей рукодельницей. Каждое утро украшала небо чародейными узорами, украшала небесное полотно рисунками. Но однажды в небесной лодке приплыл Китаврас и украл Зарю-Зарницу. Загрустил братец Солнышко. Реже стал появляться на небе. Поэтому и ночь стала длиннее.

    Сидит Заря-Зарница в темнице у Китавраса, вспоминает братца Солнышко и вышивает для него узоры. Говорят, что именно она и научила земных женщин этому ремеслу.

    Рассматривание изделий искусства: «Солнце со знаками зодиака» (шкатулка, лубок), «Китаврас».( Рассуждения детей.)

    Демонстрирование изделий декоративно-прикладного искусства

    У. А теперь посмотрите на полотенца, покрывала, скатерти, которые сделаны руками наших сельских рукодельниц. На них множество узоров, орнаментов. (Демонстрация изделий).

    Сегодня мы побудем в роли народных мастеров, но прежде рассмотрим, из чего состоят узоры орнамента. В этом нам поможет сказочник, который умеет видеть орнаментальные детали и цвета красок на изделиях через подзорную трубу.

    Сказочник (ученик) и дети рассматривают узоры через скрученные из бумаги трубочки (своеобразный бинокль, через него лучше читается цвет, рисунок на изделиях), стоя, тихо делают повороты туловища, головы.

    Д - Я вижу красную полоску.

    Д - Я вижу черную полоску.

    Д - Я нашел кривую линию.

    Д - Я вижу квадрат, угол, звездочку и др.

    У - Видите, дети, эти фигуры образуют узоры, они повторяются - так получается орнамент. Но только это не простой узор. Надо научиться «читать» его. В одном орнаменте выражено желание долгой и счастливой жизни, в другом - показана Мать-Земля, основа жизни, символы солнца и огня, засеянное поле и т.д.

    Посмотрите, как постепенно складывается орнамент из элементов узора (на доске методическая таблица).

    2 Игра «Составь узор»

    Класс делится на команды, и каждая из них составляет свой узор. Выигрывает та команда, которая быстрее и сложнее создаст белорусский орнамент из подготовленных на столе геометрических фигур или из лего-мазаики.

    Этапы построения орнамента

    Определяем поворот листа (горизонтально, вертикально) в зависимости от композиции орнамента.

    Соединяем края листа путем его сгиба. От края к центру сплющиваем его, чтобы наметить середину. На месте сгиба у самого края ставим отметку карандашом.

    Чтобы внизу листа оставалось больше места (по законам композиции), центр отметки смещаем вверх, приблизительно на 5 мм.

    От отмеченного центра откладываем отрезки вверх и вниз, намечаем засечками и соединяем их легкими горизонтальными линиями. Получаем полоску, ширина которой соответствует нашему мысленному эскизу орнамента. Длина определяется в зависимости от размера листа: отступаем от краев приблизительно 2,5 см (лист формата А4), 3 - 3,5 см (лист формата А3).

    Полосу делим пополам. От центра влево и вправо на верхней и нижней линиях полосы ставим засечки для квадратов на одном уровне и соединяем их вертикальными линиями, не выходя за края полосы.

    Каждый квадратик (на верхней и нижней линиях) делим пополам и, используя отмеченные засечки, вписываем квадрат в другом пространственном положении.

    В каждом квадрате прорисовываем одинаковые орнаментальные детали (или разные, чередуя их). Это может быть знак Солнца или Матери-Земли и др. (показ на таблице).

    Выполняем орнамент в цвете, используя приемы примакивания кистью, сдвига, тычка; технику красками - заливку.

    У - Сейчас, пользуясь таблицей, на которой изображены только элементы белорусского орнамента, вы попробуете самостоятельно составить узор. Я вам буду помогать. Представьте свой орнамент.

    - Самостоятельная работа учащихся

    - Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте

    В ходе работы звучит музыка.

    Каждый из учеников составляет орнамент, используя методическую таблицу «Порядок построения орнамента» (на доске). В ходе работы учитель исправляет недочеты и ошибки в изображении орнамента учениками.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2
    Анкета «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров»

    (Буткевич В.В., Любимова Ю.С.)

    Знаешь ли ты, что такое народное декоративно-прикладное искусство?

    а) Да; б) Нет; в) Не уверен(а).

    Хотел бы ты иметь дома изделия народных мастеров?

    а) Да; б) Нет; в) Не уверен(а).

    Нравится ли тебе учиться старинным ремеслам?

    а) Да; б) Нет; в) Не очень.

    Где тебе доводилось больше всего заниматься изготовлением поделок?

    а) На занятиях в детском саду, на уроках в школе;

    б) На занятиях в детском саду, на уроках в школе, дома;

    в) На занятиях в детском саду, на уроках в школе, дома и / или в кружке.

    Хотел бы ты больше узнать о народном искусстве Беларуси и научиться делать красивые и полезные вещи?

    а) Да; б) Нет; в) Не очень.

    Какой из подарков ты выбрал бы ко дню рождения?

    а) Набор инструментов и материалов для рукоделия

    б) Компьютерную игру;

    в) Книгу сказок.

    На празднике в старой крепости ты интересовался бы больше:

    а) Работой гончара за гончарным кругом;

    б) Сладостями и угощениями;

    в) Театрализованным представлением.

    Как часто ты в свободное время рисуешь, лепишь, делаешь поделки?

    а) Каждый день;

    б) Иногда, редко;

    в)1-2 раза в неделю (обычно по выходным дням).

    Интересно ли тебе слушать и читать сказки, рассматривать иллюстрации к ним, беседовать со взрослыми о чудесных волшебниках и мастерах?

    а) Да; б) Нет; в) Не очень.

    Любишь ли ты бывать в музее или на выставке произведений искусства?

    а) Да; б) Нет; в) Наверное, да.

    Оценивание ответов: 1балл - при выборе варианта ответа «а» на вопросы 1 -3, 5 - 10, за выбор ответа «в» на вопрос 4; 0,5 балла - при выборе варианта ответа «в» на вопросы 1 - 3, 5 - 10, за выбор ответа «б» на вопрос 4; 0 баллов - при выборе варианта ответа «б» на вопросы 1 - 3, 5 - 10, за выбор ответа «а» на вопрос 4.

    Шкала определения уровней сформированности эмоционально-побудительного компонента эстетической воспитанности: 0 - 3 балла - низкий уровень; 3,5 - 6,5 балла - средний уровень; 7 - 10 баллов - высокий уровень.


    написать администратору сайта