Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Теоретическое обоснование понятия эстетическая культура 1.1 Понятие эстетическая культура: сущность, структурные компоненты, уровни сформированности.

  • 1.2 Понятие традиционное и народное декоративно-прикладное искусство

  • 1.3 Основные виды декоративно-прикладного искусства и народных промыслов России

  • 1.4 Роль декоративно-прикладного искусства в процессе формировании эстетической культуры

  • 2. Задачи и принципы декоративного прикладного искусства 2.1 Исторические закономерности развития декоративно прикладного искусства

  • 2.2 Виды и классификация декоративно прикладного искусства

  • 2.3 Виды композиций в декоративно прикладном искусстве

  • 2.4 Основные эстетические проблемы декоративно-прикладного творчества

  • Традиционное прикладное искусство как основа различных видов искусств


    Скачать 63.61 Kb.
    НазваниеТрадиционное прикладное искусство как основа различных видов искусств
    Дата21.11.2021
    Размер63.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаNAUMKINA.docx
    ТипКурсовой проект
    #277911
    страница1 из 2
      1   2



    Министерство образования и науки федерации

    Московской филиал федерального государственного бюджетного

    образовательного учреждения высшего образования

    «Высшая школа народных искусств»
    Курсовой проект по дисциплине «История традиционно прикладного искусства» на тему: «Традиционное прикладное искусство как основа различных видов искусств».

    Выполнила:

    Студентка 104ЮИ

    Наумкина Э.К.
    Преподаватель:

    Меньшикова Екатерина Андреевна

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ 3

    1. Теоретическое обоснование понятия эстетическая культура 4

    1.1 Понятие эстетическая культура: сущность, структурные компоненты, уровни сформированности. 4

    1.2 Понятие традиционное и народное декоративно-прикладное искусство 9

    1.3 Основные виды декоративно-прикладного искусства и народных промыслов России 14

    1.4 Роль декоративно-прикладного искусства в процессе формировании эстетической культуры 20

    2. Задачи и принципы декоративного прикладного искусства 24

    2.1 Исторические закономерности развития декоративно прикладного искусства 24

    2.2 Виды и классификация декоративно прикладного искусства 28

    2.3 Виды композиций в декоративно прикладном искусстве 29

    2.4 Основные эстетические проблемы декоративно-прикладного творчества 31

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

    ВВЕДЕНИЕ

    Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»).

    Народные художественные промыслы России, в основе которых всегда лежал и лежит ручной художественный труд, можно разделить по объёму вложенного труда и необходимого уровня профессиональной подготовки на два направления:

    • Примитивные художественные ремёсла, которые также важны для народных художественных промыслов и достаточно распространены по России, но не требуют длительного профессионального обучения. Их результатом являются, как правило, небольшие сувенирные изделия с росписью по дереву (матрешки), лозоплетения (корзины, лукошки), простые виды вышивки и т.д.

    • Высокохудожественное традиционное прикладное искусство, возрождение и развитие которого не только требует высокого уровня профессиональной подготовки, но и немыслимо без него, в том числе, без владения на основе креативного мышления конструированием, высоким исполнительским мастерством, моделированием, проектированием и т.д., а также пониманием востребованности этого искусства в современном мире

    Объектом исследования является: Традиционное прикладное искусство.

    Предметом исследования является: Изучить возможности традиционного прикладного искусства, как основу для различных видов искусств.

    1. Теоретическое обоснование понятия эстетическая культура

    1.1 Понятие эстетическая культура: сущность, структурные компоненты, уровни сформированности.
    Как понятие, эстетическая культура неоднозначна по своей природе. Существует множество определений эстетической культуры в академических книгах по философии, культурологии, социологии, педагогике, психологии и т.д. Для того чтобы объективно подойти к теоретическому обоснованию проблемы формирования эстетической культуры у старшеклассников, необходимо проанализировать подход к пониманию феномена эстетической культуры.

    Проблема развития художественно-эстетического воспитания, адаптация его концепции в условиях научно-технической революции, например, в связи с развитием компьютерных технологий и компьютеризацией процесса эстетического воспитания, необходимость развития визуальной и хроматической грамотности, утилитарные и прагматические цели материальной культуры современного западного общества и другие обстоятельства, особенно современной западной эстетики, которые интенсивно обсуждались и разрабатывались в прошлом.

    В последние годы в связи с разработкой программ духовно-эстетического воспитания на государственном уровне среди исследователей возрос интерес к методикам программ эстетического воспитания, а также к теоретическим и практическим аспектам разработки таких программ. Наряду с обоснованием статуса, характера и стандартов эстетического воспитания все большее значение приобретает проблема эстетического воспитания в будущем и связь теории и практики эстетического воспитания в отношении формирования эстетических качеств личности.

    Важно отметить, что первые попытки обобщения и философского анализа эстетических культурных феноменов были предприняты на стыке эстетики и теории культуры [11, с. 45]. Интересным и новым направлением исследований стало рассмотрение проблем эстетической культуры и эстетического воспитания через категорию эстетического опыта. На основе эмоций и того, что все начинается с эмоций, можно, например, сделать вывод, что эстетическая культура приобретает особое значение как культура эмоций, и что эстетика - это наука о преобразовании мира по законам красоты. Это определение является односторонним и не показывает всей картины эстетической культуры и эстетического воспитания.

    Другой недостаток этого определения заключается в том, что оно не учитывает существенного различия между чувственным воспитанием (так называемым чувственным образованием) и эстетическим воспитанием. Проанализировав общие условия и причины возникновения эстетического процесса как компонента и аспекта целостной человеческой культуры, истоки природы специфически человеческого эстетического стремления, развитие и утончение которого привело к возникновению особой, уникальной и относительно самостоятельной формы духовного производства - искусства.

    Таким образом, органы чувств, культура чувств играют очень важную роль в эстетической культуре и в эстетическом отношении человека к миру в целом. Но это не означает, что эстетическая культура сводится к чувственности. Неправильно интерпретировать понятие эстетики как просто "чувственное". Чувствительный" понимается как воспринимаемый или узнаваемый. Такая интерпретация подразумевает, что весь мир вокруг нас воспринимается чувственно, и поэтому весь мир эстетичен. Мы должны помнить, что чувственное - это не только наше отношение к вещам, но и наше отношение к себе, к своим целям, к смыслу нашего существования.

    При определении эстетической культуры и, следовательно, при формулировании целей эстетического воспитания явно неуместно чрезмерно подчеркивать или, что еще более принципиально, акцентировать внимание на каком-либо конкретном элементе, будь то эмоции, знания или любой другой элемент. В результате абсолютизации одного из аспектов, особенно абсолютизации знаний и научной информации в ущерб развитой человеческой эстетике, происходит разрыв между интеллектуально-рациональной культурой и эмоционально-гуманистической культурой. В эстетической культуре и эстетическом воспитании важны все элементы - эстетические чувства и эмоции, знания, потребности и способности к творческой деятельности. Развитое эстетическое чувство является необходимым условием для восприятия человеком мира как соответствующего совершенства.

    Следует подчеркнуть, что в настоящее время разрабатывается более широкая и точная концепция эстетической культуры. В самом общем виде эстетическая человеческая культура - это единство эмоций, вкусов и идеалов, реализуемых в процессе преобразования мира по законам красоты. Эстетическая культура не ограничивается эстетическими эмоциями. Эстетическая культура - это совокупность, включающая эстетические предметы и явления, эстетические аспекты материальных и духовных ценностей, эстетическое сознание людей, эстетические аспекты их материальной и духовной деятельности, эстетическое воспитание.

    Стоит отметить, что когда эстетическая культура рассматривается как сумма эстетических аспектов других социальных сфер (производства, быта, среды, искусства, человеческих отношений и т.д.), вопрос о ее структуре, строении практически снимается. Считается, что достаточно взять эти эстетические аспекты, объединить их в некое единство, некую сумму, и тогда проблема решена. Когда эстетическая культура по своей сути ограничивается некоторыми своими компонентами, как в узкой интерпретации эстетической культуры, вопрос о ее структуре в значительной степени снимается [17, с. 33].

    Предполагается, что эстетическая культура - это многомерная по содержанию и структуре сущность, которую нельзя свести к ее составным частям или к абстрактной сущности, простому набору эстетических аспектов. Основываясь на выводах других авторов в этой области и пытаясь внести дополнительную ясность и определенную согласованность, можно выделить некоторые ключевые элементы структуры эстетической культуры. В широком смысле можно сказать, что эстетическая культура индивида - это единство, состоящее как минимум из трех элементов:

    1) эстетические чувства и эмоции как исходные компоненты и основа эстетического сознания, эстетическая культура целостной личности, эстетические суждения, вкус идеалов как высшие компоненты эстетического сознания,

    2) Знания, которые являются основой эстетических взглядов и убеждений, мировоззрения человека

    3) Способности, развитые способности, потребности, творческие навыки, необходимые для проявления, разворачивания эстетических моментов, аспектов во всех видах деятельности.

    Она состоит из этих основных частей эстетической культуры, которая находит свое конкретное выражение, воплощение, реализацию во всех областях человеческой деятельности, каждая из которых также имеет свои эстетические моменты, аспекты.

    Рассмотрим также уровни формирования эстетической культуры.

    Высокий. У детей достаточно эстетических впечатлений, опыта. Характерно наличие различных эстетических интересов и индивидуальных предпочтений. Учащиеся способны оценивать эстетические явления. Ученики стремятся достичь запланированных результатов и преодолевают трудности на этом пути. Развиваются эстетические навыки. Эмоционально чувствительный, артистичный. Продемонстрировать творческое отношение к учебе. При организации работы со студентами этого уровня необходимо стимулировать их творческую активность.

    Эстетические понятия и восприятия формируются частично, неуклюже. Проявляет эмоциональную реакцию на красоту, но имеет слабо развитую избирательность в эстетическом восприятии. Их эстетические чувства развиты слабо. Они понимают взаимосвязь между усилиями и успехом, но часто бывают ленивы. Дает относительно полную оценку эстетическим явлениям в реальности и искусстве, но при непосредственном руководстве взрослого. Недостаточно эмоционально чувствителен, экспрессивен, артистичен. Элементы эстетического воспитания нестабильны. Работа с такими учениками должна проводиться с целью уточнения эстетических понятий и представлений, дальнейшего восприятия материала с помощью более сильного ученика.

    Низкий. К этому уровню относятся те студенты, у которых амбиции к красоте отсутствуют. Эстетические понятия и восприятия не формируются, интерес отсутствует. Эмоциональные реакции либо отсутствуют, либо возникают очень редко. Отсутствует интерес к эстетическим занятиям. Эстетические навыки и умения не формируются. Дети импульсивны, их поведение зависит от их интереса к предмету; они часто сопротивляются указаниям учителя; они импульсивны. Элементы эстетического воспитания нестабильны [20, с. 53].


    1.2 Понятие традиционное и народное декоративно-прикладное искусство
    Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. Декоративно-прикладное искусство - это область ремесленничества: создание художественных изделий, которые имеют практическое назначение в повседневной жизни и характеризуются декоративным образом (посуда, мебель, текстиль, одежда, украшения, игрушки и т.д.) [11, с. 33]. Обработка материалов (металла, дерева, стекла, керамики, текстиля и т.д.) включает литье, ковку, тиснение, гравировку, резьбу, роспись, инкрустацию, вышивку и т.д. Ремесла являются частью объективной среды, которая окружает человека и эстетически обогащает его.

    Ремесла - это изделия, изготовленные из различных материалов и с использованием различных технологий. Материалом для предмета прикладного искусства может быть металл, дерево, глина, камень, кость. Широкий спектр технических и художественных методов изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, тиснение и т.д. Основной характеристикой ремесла является его декоративность, которая заключается в образности и стремлении украсить, сделать лучше и красивее.

    Важным компонентом декоративно-прикладного искусства является форма организации ремесла, основанная на коллективном творчестве, которая развивает местную культурную традицию и ориентирована на продажу ремесленных изделий.

    Центральной творческой идеей традиционных ремесел является провозглашение единства природного и человеческого миров.

    Основными народными промыслами в России являются:

    - Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-Кудрино;

    - Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Мезенская роспись по дереву;

    - Декорирование изделий из бересты - тиснение бересты, роспись;

    - Художественная обработка камня - обработка твердых и мягких камней;

    - Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьково

    - Художественные работы по металлу - Великоустюгская серебряная чернь, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

    - Традиционные гончарные изделия - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

    Современные ремесла основаны на традициях искусства и мастерства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народное искусство и ремесла, необходимо знать, что такое народное искусство.

    Народное творчество - это создание изделий или других предметов практического назначения с обязательным украшением их нефункциональной части.

    Народное искусство - это искусство масс. Главной особенностью народного искусства является его коллективный характер. Это выражается, прежде всего, в преемственности многовековых традиций. На протяжении веков народные мастера использовали секреты мастерства, орнаментов, художественных образов и ткачества, переданные им их отцами и односельчанами. Старые мастера обучали молодых искусству вырезания ложек, росписи прялок, плетению узорчатых тканей, шитью одежды и плетению кружев. Из поколения в поколение сохраняются традиции художественного творчества. Таким образом, за каждым народным мастером стоит коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в создании того или иного предмета.

    Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного художника с окружающими его людьми. Народный художник создает вещи, которые необходимы, близки и понятны тем, кто живет в тех же условиях, что и он.

    Отражая коллективное видение мира, произведение народного искусства обязательно несет на себе печать личности мастера. Не выходя за традиционные рамки, мастер творчески подходит к своей работе: он не делает точную копию уже готового изделия, а модифицирует его каким-либо образом. Такая изменчивость в работе мастера является одной из характеристик народного ремесла.

    Ремесло мастера может быть передано только тем, кто овладел им в совершенстве. С этой точки зрения народное ремесло всегда профессионально, потому что народный мастер должен знать традиционные технологии производства и хорошо ими владеть. Таким образом, в народном искусстве коллективное и индивидуальное начала являются неразрывными диалектическими единствами, которые дополняют и обогащают друг друга.

    Действительно, народные промыслы, которые сегодня признаны прямыми наследниками традиционного народного искусства, имеют с ними много общего. Однако по своему утилитарному и духовному назначению традиционное народное искусство представляет собой гораздо более широкое явление, играющее большую роль в жизни общества. С другой стороны, его влияние ограничено сообществом, в которое он встроен. Культурное и творческое значение современных ремесел уже давно вышло за рамки регионального масштаба.

    Современные ремесла - это самостоятельные произведения искусства, в отличие от народного творчества прошлого. Их название заменило ранее признанное "ремесло", что указывает на тенденцию к приоритету художественных задач. Это доминирование художественной функции в значительной степени является результатом нашего культурного развития и ответом на экологические проблемы современного субъекта. Она, конечно, не соответствует синкретическому характеру традиционной культуры прошлого, что отражает большие изменения, произошедшие в нашем обществе.

    В то же время ремесла - это не только компонент профессиональной и смежных с ней отраслей искусства. Их следует рассматривать как отрасль народного творчества, в которой основные традиции народного искусства и ремесла должны быть закреплены и развиваться органически, насколько это возможно.

    "Народный промысел - одна из форм национального творчества, деятельность по созданию произведений искусства практического и/или декоративного характера, основанная на коллективном мастерстве, в процессе ручного и/или механизированного творчества мастеров-народных умельцев, в определенном регионе, на основе непрерывного развития национальных художественных традиций."

    Изделия народных художественных промыслов и ремесел понимаются как художественные изделия, изготовленные в соответствии с традициями таких ремесел для практических и/или декоративных целей.

    Не стоит забывать и об изготовителях этих изделий, ведь индивидуальная работа мастеров играет такую важную роль в любом другом ремесле.

    "Мастер народного промысла - это человек, который изготавливает свои изделия в соответствии с традициями того или иного народного промысла".

    Традиция, в свою очередь, - это глубоко укоренившийся способ создания народного искусства, который передается из поколения в поколение. Для того чтобы традиция укоренилась, требуется определенное количество лет.

    Произведения искусства и ремесла отвечают нескольким требованиям: они обладают эстетическим качеством; они предназначены для создания художественных эффектов; и они предназначены для оформления жилища и интерьера. В научной литературе, начиная со второй половины 19 века, существует классификация отраслей декоративно-прикладного искусства на основе материалов или техник. Такая классификация обусловлена важной ролью принципов построения и техники в декоративно-прикладном искусстве и их непосредственной связью с производством.

    Понятие "ремесленничество" довольно широкое и многогранное. Это и самобытное крестьянское искусство, корни которого уходят вглубь веков; и его современные "последователи" - традиционные декоративно-прикладные искусства, связанные общим понятием народного творчества; и классика - памятники мирового декоративного искусства, общепризнанные и сохраняющие высокие стандарты ценности; и широкий спектр современных проявлений декоративно-прикладного искусства. От малых и интерьерных форм до значительных и крупных, от одиночных предметов до многопредметных комбинаций, в синтезе с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, другими видами пластических искусств.

    Об истории развития прикладного искусства и ремесел можно сказать, что они существовали на ранних стадиях развития человеческого общества и были важнейшими на протяжении многих веков, а для некоторых племен и народов являлись основными направлениями художественного творчества [19, с. 125]. Древние произведения декоративно-прикладного искусства отличались особой образностью, вниманием к красоте материалов, рациональным построением форм и акцентом на украшении. В традиционном народном искусстве эта тенденция сохранилась и по сей день.

    Существует множество материалов, которые принято называть "натуральными". Само название говорит о том, что натуральные материалы включают в себя все то, что богато представлено нам самой природой. На протяжении всей истории человек стремился украсить свою жизнь и сделать красивым пространство, в котором он живет.

    Даже первобытный человек, используя самые простые материалы, делал первые попытки украсить свое жилище. Для него художественным образом была природа. И по сей день природа остается источником вдохновения и творчества. На любом этапе развития человечества природные элементы были неотъемлемой частью декора, они лишь видоизменялись под влиянием той или иной эпохи.

    Современная жизнь увела нас от использования натуральных материалов, пытаясь навязать нам однотипные изделия с отпечатками. Но кому не понравится иметь дома или на работе красивую вещь ручной работы, которая может быть не только красивым дополнением интерьера, но и полезной и функциональной. Общественные здания часто страдают от отсутствия пространственной организации и единой схемы дизайна интерьера. Большой выразительностью и уникальностью обладают предметы интерьера ручной работы, которые имеют свои неповторимые характеристики и, что самое главное, дружелюбны к окружающей среде.
    1.3 Основные виды декоративно-прикладного искусства и народных промыслов России
    Народная художественная культура имеет два основных компонента: первый - народное искусство (народная музыка, песни, танцы, шедевры устного творчества) и второй - народное искусство, понимаемое как традиционное декоративно-прикладное искусство.

    Народные художественные промыслы - это древние виды искусства, которые являются коллективными, сформировавшимися в крестьянской среде, в основном среди городских и пригородных ремесленников. Народные промыслы традиционны.

    Традиции в области народного искусства включают в себя поколения наиболее выразительных пропорций и форм, их цветовые системы, декоративные художественные отражения, природную среду, подбор и полировку растений и животных, составляющих основу декоративной культуры, и накопленные веками приемы обработки различных природных материалов Народное искусство - это искусство создания вещей.

    Являясь неотъемлемой частью традиционной народной культуры, народное искусство не только наследует эстетические законы и верования предыдущих поколений, но и имеет богатое духовное содержание, отражающее мировоззрение наших предков. [2, с. 45]

    Содержание народного искусства следует понимать, как единое целое в сущности его мировоззрения. Вместе с фольклором, танцем и музыкой они отражают идеи мироздания, природы, красоты и гармонии, круговорота природы и человека. Впервые человечество попыталось понять, как устроен мир, найти объяснения непонятному, таинственному, загадочному. С помощью искусства человек пытался привлечь силы добра и защититься от зла. Человек выражает свою концепцию мира в условных символах.

    С незапамятных времен человек чувствовал, что он является частью Вселенной, и по этой причине он воспроизводил модели мира, каким он его знает. Например, подолы женской одежды и тканей часто имели узоры семенных полей (квадраты с точкой посередине), древнюю идеограмму земли, эпизоды растений (ветви, цветы) выше пояса, а головные уборы всегда ассоциировались с небом: сорока, кичка (утка), кокошник (происхождение слова "кокош", курица) и т.д.). На лбу головного убора часто изображается солнце. Кроме того, бархатный пушок птицы, прикрепленный к головному убору, символизирует птицу. Вертикальные орнаменты, свисающие вниз с головного убора, также могут символизировать понятие дождя. Древнерусские женские пояса с головами ящериц на конце (свисающие до колен) символизируют нижний подземный мир. Старая русская женщина в народном костюме представлена как модель Вселенной.

    Сообщество людей, участвующих в создании повседневных предметов, включая продукты, - это лучшие из лучших. Они передают секреты своего ремесла из поколения в поколение, создавая традицию, лишенную всего лишнего.

    Другой ассортимент изделий производился в организованных центрах художественных ремесел, которые возникали вблизи природных источников сырья. Продавались произведения художественного ремесла. Не только это, но и тенденции и мода того времени, а также вкусы покупателей также оказывали влияние. Крестьянское искусство развивалось в соответствии с традициями, вытекающими из устойчивого и необъятного образа жизни народа, что во многом определило специфику художественной структуры народного искусства, особенно его форму и содержание.

    Однако между народным искусством и ремеслами есть существенная разница.

    Ремесло (или пшемысль) - в общем смысле, это ряд действий, направленных на достижение определенного результата. В зависимости от характера своей деятельности, ремесла можно разделить на те, которые производят вещи, и те, которые используют вещи, созданные природой. Промышленные изделия часто называют ремеслами, а последние - "трофеями", или в каждом случае имеют свое название. Ремесленные изделия - это вид производства, не требующий очень сложного и энергоемкого оборудования, и такие изделия часто называют ремесленными.

    Народное творчество, включая декоративно-прикладное искусство, - это форма существования ремесел, когда ремесла являются средством существования для целой семьи или деревни и когда вся община участвует в изготовлении какого-либо продукта, включая декоративно-прикладное искусство, для рынка или продажи. Ремесла развивались в ответ на развитие торговых отношений, а затем и промышленного капитализма.

    Самым сложным видом была скульптурная резьба. При резьбе дерево художественно обрабатывалось и постепенно приобретало более насыщенный цвет. После того как были сделаны первоначальные эскизы для резьбы, художники украшали рисунками различные деревянные предметы, формируя вокруг них центр народного искусства.

    Богородская резьба. У истоков подмосковного ремесла резьбы по дереву, самый старый из них находится в селе Богородские. Здесь, возле Троице-Сергиева монастыря (ныне Загорск), на рубеже XVI-XVII веков люди начали вырезать игрушки из липы, ольхи и тополя. Инструменты богородских резчиков представляли собой набор топоров, полукруглых стамесок и ножей, заточенных и обработанных треугольными насечками.

    Изображение Хохломы. Этот промысел зародился в конце XVII века в городе Семенове и селах Ковылинского уезда Нижегородской губернии. Село Хохлома, где находился рынок деревянной посуды.

    Репродукция картины Городецкого. В Городце, другом центре Нижегородской области, роспись декора на деревянной утвари связана с более простой техникой. Эта роспись выполнялась на чистых деревянных поверхностях или цветных фонах, раньше клеевыми красками, сегодня масляными [21, с. 115].

    Картины Полухова-Майдана и Курца. В этих двух деревнях Нижегородской области делали восхитительные расписные игрушки. Большинство изделий было изготовлено токарным методом. Среди них были матрешки, поставцы, птицы, свистульки и многие другие изделия, сделанные из деталей токарного станка. Все работы были окрашены в яркие анилиновые цвета, благодаря чему черные контуры, нарисованные тушью, казались более яркими.

    Художественная керамика, такая как чайники, миски, тарелки, фляги и горшки, а также игрушки являются типичными изделиями народного искусства. Роспись использовалась в основном для украшения керамики.

    Гжельская керамика. Торговое название происходит от названия подмосковного города, где уже более восьми веков производят керамику, кафель и глазурованную плитку. Традиционное украшение - голубая подглазурная роспись на белом фоне.

    Дымковские игры проводились в деревне Дымково под Кировом. Здесь игрушки делают в виде свистулек и продают на фестивале "Свистунья". Специализация Дымковских игрушек - Росс. Они обжигаются из красной глины и расписываются мелом, разбавленным молоком. Нарисован ручкой на белом фоне.

    Каргопольская игрушка. Из деревни Гринево, Каргопольский район, Архангельская область. Медведь, лошадь, олень, собака и другие фигурные предметы. Люди высокие и деревенские.

    Филимоновская игрушка из деревни Филимоново, Тульская область.

    Декоративные картины на металлических подносах с яркой декоративной росписью конца 18 - начала 19 века, в некоторых центрах - даже 20 века. Уральская роспись на поддонах началась в начале восемнадцатого века, с развитием металлургического производства, также связанного с изготовлением железных листов. В начале XIX века поддоны производились в деревнях и селах - Жостово, Троичке, Новосильцево (пригород Москвы) и других. На жостовское искусство оказали влияние уральская роспись, федоскинская лаковая роспись и роспись по фарфору.

    Ручная печать и роспись - это вид искусства украшения ткани. В России она в основном монохромная с яркими графическими изображениями.

    Художественная обработка кожи и меха относится к древним формам ремесла Крайнего Севера, где обрабатывались шкуры оленей, пушных зверей, мех морских животных (тюленей, нерп), шкуры оленей или ланей - ровдуга. Древним способом пошива одежды, обуви, головных уборов, сумок, перчаток и украшения одежды и предметов быта является покрытие мехом. Многие женщины в этих регионах до сих пор в совершенстве владеют этим искусством.

    На Южном Урале: 1) литье в Каслино, 2) резьба по стали в Златове, 3) камнерезный промысел, 4) шелкоткачество, 5) художественная обработка растительного сырья (винограда, сахарного тростника).

    Современное развитие народного декоративно-прикладного искусства

    М.А. Некрасова выделила четыре формы развития народного творчества.

    Первая форма народного искусства неотделима от этнографического контекста, в котором оно используется. Он связан с этническим и социальным укладом жизни места происхождения. Это народное искусство можно встретить в селах северной и центральной России, в Амурской области, на Камчатке, в Средней Азии, в некоторых регионах Прибалтики, в Беларуси, на Украине, на Кавказе, где народные художники являются наследниками традиций.

    Во второй форме творчество отдельных мастеров сохраняет коллективный опыт традиции. Эта форма в большей степени обусловлена стремлением человека к художественному самовыражению и желанием продолжить ремесленные традиции и навыки.

    Третья форма - спонтанное развитие ремесла. Новый вид ремесла появляется почти случайно, хотя для этого всегда есть скрытые причины. Одним из них является Порхово-Майданский промысел, возникший в 1930-х годах и достигший своего расцвета в 1960-х и 1970-х годах. Здесь художественные идеи и технические навыки быстро перенимались, дополнялись и развивались соседями в работе коллектива.

    Деятельность четвертого вида - художественное ремесло - представлена мастерской с производственным оборудованием и механизацией дополнительных работ. Здесь творческая деятельность народных умельцев тесно связана с принципами воспроизведения узоров и промышленного дизайна.
    1.4 Роль декоративно-прикладного искусства в процессе формировании эстетической культуры
    На важную роль народного искусства и ремесел в развитии эстетической культуры указывали многие отечественные искусствоведы и исследователи детского творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и др.) Они убедительно показывают, что знакомство с произведениями народного искусства способствует формированию у детей первых ярких представлений о своей родине и ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает их к миру прекрасного и поэтому должно быть включено в образовательный процесс в школе.

    Воспитание любви к прекрасному... Это означает, что дети должны быть ознакомлены с различными видами искусства, особенно с народным творчеством.

    Декоративно-прикладное искусство является фактором гармоничного развития личности. Через общение с народным искусством обогащается душа ребенка и воспитывается любовь к родине. Народное искусство сохраняет и передает новым поколениям национальные традиции и национально выработанные формы эстетического отношения к миру. Искусство народных учителей помогает детям открыть для себя мир прекрасного и развить художественный вкус.

    Переживая красоту народного искусства, дети испытывают положительные эмоции, которые составляют основу более глубоких чувств: радости, восхищения, восторга. Развиваются образные представления, мышление и воображение. Все это пробуждает у детей желание передать воспринятую ими красоту, изобразить понравившиеся предметы народного искусства и ремесел, пробуждает и развивает творческую активность, эстетические чувства и художественный вкус, а также эстетическую оценку предметов русского декоративно-прикладного искусства. Дети развивают различные навыки - как художественные, так и творческие.

    Какую пользу ребенок может извлечь из этого вида искусства:

    Во-первых, ремесла усиливают творческие устремления детей к преобразованию и украшению мира, развивают способность детей мыслить нестандартно. После нескольких занятий отмечается, что ребенок чувствует себя свободнее и спокойнее, приобретает способность наблюдать и замечать более внимательно, видит в предметах рукоделия элементы новизны и сказки.

    Во-вторых, через творчество и самостоятельное создание предметов декоративного искусства ученики закрепляют свои знания о закономерностях гармонии формы и цвета. В их подсознании формируется четкое и полное понимание предметов искусства в жизни и дома.

    Опытные творческие педагоги дополнительного образования отмечают, что декоративно-прикладное искусство помогает учащимся развивать и формировать целый ряд мыслительных навыков. Дети начинают самостоятельно анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать.

    Во время занятий ремеслами в классе у детей развивается чувство перспективы.

    В будущем вы можете заметить, что дети развивают сильные качества благодаря занятиям декоративно-прикладным искусством:

    - Довести начатое предприятие до конца,

    - Способность преодолевать трудности,

    - Ценить и уважать свой собственный труд и труд других людей.

    Участие в различных художественных конкурсах и выставках помогает детям реализовать себя в жизни, повысить самооценку и добиться определенных успехов.

    Кроме того, занятия декоративно-прикладным искусством приносят практическую пользу.

    Ваш ребенок может научиться творить дома, поверьте, он будет не менее счастлив. Совместная деятельность объединяет детей и родителей и повышает общую культуру.

    Способность к творчеству - характерная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве и гармонии с природой, создавать, не причиняя вреда, воспроизводить, не разрушая. Творчество человека немыслимо вне общества, поэтому все, что создано творцом, есть и всегда будет уникальным, оригинальным и ценным.

    Творчество - это чистый и вечный источник. Она благотворно влияет на детей, развивает их, вооружает знаниями, "наводит красоту". Она идет от души, а души людей добры и прекрасны. На этих занятиях дети знакомятся с культурой местного населения, входят в мир прекрасного, учатся видеть и чувствовать неповторимое сочетание красок природы, пробуждая в себе потребность любить и радоваться жизни.

    В соответствии с вышеизложенным можно сделать следующий вывод: для формирования личности особенно важны готовность к продуктивной творческой деятельности, развитие творческой самостоятельности, социальная адаптация, способность легко ориентироваться в творческих задачах, национальное самосознание. Именно эти качества должны формироваться в процессе обучения и воспитания учеников младших классов. По этой причине особое значение приобретает повышенное внимание к традициям культуры и искусства и их использование в процессе эстетического воспитания. Эта особая роль ДПИ в формировании эстетического воспитания в развитии личности объясняется тем, что она наделена способностью формировать целостное отношение человека к действительности, эстетические достижения и отражение действительности в процессе художественно-творческой деятельности.

    Декоративно-прикладное искусство способствует формированию эстетического отношения к действительности. Это отношение - постоянное качество общения с прекрасным, со способностью чувствовать, понимать, оценивать, создавать.

    2. Задачи и принципы декоративного прикладного искусства

    2.1 Исторические закономерности развития декоративно прикладного искусства
    Декоративное искусство прошло огромный путь развития - от элементарных украшений первобытными народами различной утвари, керамики, одежды до комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе. Это развитие шло в нескольких направлениях, или срезах [4; 15]. Один из них - развитие жанра декоративного искусства. Декоративное искусство постепенно вовлекает в свою орбиту все более широкий круг предметов окружающей среды и сегодня является практически универсальным. Новые жанры возникали и возникают в нем не только в рисовании, в области декоративного творчества появились новые явления, такие как кораблестроение в X - XI веках, буквопечатание в XIV-XV веках, пейзажный рисунок в XVI-XVII веках и так далее. Они также появляются в связи с развитием технологий декоративной обработки материалов. Так, в XVII и XVIII веках в Европе возникло производство фарфора, которое вскоре дало толчок развитию тонкой декоративной скульптуры. В 19 веке прогресс в металлургии и обработке металла породил жанр станкового искусства штампа. Социальное развитие общества оказало значительное влияние на жанровое развитие декоративного искусства, что привело к демократизации жизни и включению в нее все новых и новых слоев общества. В частности, с переходом от рабовладельческого к феодальному социально-экономическому строю началось развитие собственно национального декоративного искусства и его характерных жанров, зачастую уникальных у разных народов: вышитые или вышивальные полотенца, глиняные игрушки, резные украшения фасадов домов, ковры и др. В наше время декоративное искусство развилось даже больше, чем в начале любительского периода, включая дилетантизм детей и школьников. Она прочно вошла в общественную жизнь, производственный и образовательный процессы, став их необходимым компонентом в виде стенгазет, досок объявлений, пригласительных билетов, плакатов, наглядных учебных пособий. Особенность развития декоративного искусства, связанная со спецификой его эстетической функции служить художественному обогащению жилой среды, заключается в том, что его жанры, однажды возникнув, не угасают. Некоторые из них на время, иногда значительно, как будто забываются [6; 27]. Строгой классификации жанров декоративного искусства не существует. Принято различать их по материалу, технике и видам использования. В настоящее время существуют следующие основные жанры декоративного искусства: оформление интерьеров (бытовых, общественных, промышленных, учебных), оформление музеев, выставок и выставочных залов, садово-парковое искусство, оформление улиц, в том числе вечерних, праздничных и так далее, театрально-декорационное искусство, одежда, декоративные предметы быта и украшения, сувениры и значки, игрушки, малая графика, формы, декоративные плакаты и стенгазеты, станковые печати, монументальные виды печати, живопись и графика (в том числе в оформлении интерьеров, помещений, улиц), гобелены, художественная мебель, художественные украшения и др. [5; 49].

    В декоративном искусстве особенности художественного стиля наиболее ярко обнаруживаются в организации и оформлении интерьеров, уличных ансамблей и пейзажей, то есть в специфических для той или иной эпохи принципах, приемах и средствах комплексного решения декоративной среды. Ведущая роль этих жанров в стилистическом развитии декоративного искусства объясняется тем, что импульс стилистического развития исходит от архитектуры, с которой эти жанры наиболее тесно связаны. Стили в архитектуре в своих основных чертах почти сразу находят отклик и поддержку, развитие в декоративном искусстве. Поэтому периодизация стилей последних во многом совпадает со стилистической периодизацией истории архитектуры. Однако, изучая историю декоративно-прикладного искусства, необходимо учитывать, что были отдельные периоды, когда этот вид искусства играл более важную роль в создании художественного образа интерьера, по сравнению с архитектурой. Это особенно актуально для современных интерьеров жилых и общественных зданий. Их архитектурно-конструктивная основа характеризуется конструктивным рационализмом, который обосновывается, в том числе, жесткими экономическими правилами массового строительства [5; 56].

    По мере развития декоративно-прикладного искусства менялись темы, мотивы и объекты работ, включая предметы декора. Их изменения напрямую связаны с появлением новых жанров и изменениями стиля в декоративном искусстве. Тематика декоративного искусства находила и находит свое выражение прежде всего в таких темах и мотивах, которые связаны с экономической и социальной деятельностью и людьми. В художественных памятниках кочевых племен мы видим почти исключительно изображения животных, на которых сосредоточены интересы и мысли человека. В тематическом плане в декоративном искусстве оседлых земледельческих народов преобладал растительный мир и разнообразная, порой космологическая символика, связанная с основным жизненным циклом природы и сельскохозяйственной деятельностью. В последующие века тематическая структура декоративного искусства усложнилась. Но все же можно четко, хотя часто и не напрямую, проследить влияние основных интересов людей в их повседневной жизни. Некоторые специфические национальные темы все еще существуют, особенно в народном искусстве, вплетаясь в произведения общеевропейского характера [4; 83].

    Сегодня в декоративном искусстве также находят широкое развитие темы и сюжеты современного экономического производства и социальной деятельности, например, промышленное производство, научные исследования, освоение космоса, борьба за мир, забота о сохранении памятников и другие. Оно относится прежде всего к изобразительным жанрам декоративного искусства: монументальной живописи, графике, чеканке на полке. Однако в его декоративном жанре легко прослеживается влияние современного образа жизни, которое косвенно выражается в простоте, точных и нетрадиционных ритмах, цветовых сочетаниях, фактурах, контурах и других композиционных качествах произведения [6; 49].

    Тесная связь прикладного народного искусства со всей жизнью народа, его условиями и традициями, определяет его характер подлинности и эмоциональной непосредственности. Таким образом, графический характер монохромной, скупо раскрашенной мезенской живописи, зародившейся на севере страны, не случаен. Солнечные люди Центральной Азии, естественно, всегда стремились к ярким, многоцветным тонам в керамике, ковроткачестве и мозаике. Народы часто заимствовали друг у друга приемы и рецепты изготовления декоративных предметов, даже их формы. Однако в каждом случае, попадая в новую среду, заимствованные элементы перерабатываются в духе этнических традиций или приобретают новый оттенок, обусловленный изначальной этнической основой продукта [2; 117].

    В целом, разнообразие артефактов необычайно велико. На самом деле, как только появляются свободные материалы и, конечно, художественные идеи, они появляются. Выставки народного искусства проводятся в разных городах страны. Современные школы и дошкольные учреждения играют большую роль в пополнении штата мастеров-художников и ремесленников плодотворной работой художников-педагогов, многие из которых сами являются энтузиастами декоративно-прикладного искусства, основанного на народных традициях.

    2.2 Виды и классификация декоративно прикладного искусства
    Художественные типы - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественного воплощения важных содержаний, различающиеся по способу их материального воплощения [4; 91]. Виды искусства и ремесел очень разнообразны, но в то же время они имеют несколько общих черт, среди которых необходимо отметить, прежде всего, художественную ценность и функцию предмета. Художественные приметы быта - это сочетание целесообразности и красоты, которое отражается как в форме предмета, так и в характере правильно подобранных для него материалов и украшений. Прикладные художники выражают мировоззрение своих современников, их эстетические взгляды, эмоциональные настроения, не прибегая к естественному выражению предметов в декоре. Занятия со студентами строятся на развитии их понимания органичной интеграции декора с формой, материалами и назначением предметов.

    Батик - холодный батик, горячий батик.

    Гобелен.

    Резьбовые формы.

    Художественная резьба - резьба по камню, дереву и кости.

    Керамика.

    Вышивка - древнерусская лицевая вышивка.

    Вязание - вязание крючком, вязание спицами и нитками.

    Макраме.

    Производство ковров - ворсовые ковры, безворсовые ковры.

    Искусство ювелира.

    Художественная обработка кожи.

    Художественные изделия из металла - христианские оловянные миниатюры, художественное кузнечное дело, художественное литье из драгоценных металлов, бронзы и латуни, художественное литье из чугуна.

    Искусство огня (выжигание дерева, кожи, ткани и т.д.).

    Работа со стеклом - витражи, витражная роспись, мозаика.
    2.3 Виды композиций в декоративно прикладном искусстве
    Общие законы композиции в искусстве действуют и в декоративно-прикладном искусстве, и, конечно, каждое из них имеет свои особые композиционные характеристики [3; 36].

    Первая и самая главная характеристика Arts and Crafts содержится в самом названии - это искусство прикладное по своей природе. В отличие от станковой живописи, произведения декоративно-прикладного искусства обычно не теряют связи со своей практической функцией, и только во взаимодействии с окружающей средой (связь изделия с интерьером, одного предмета с другим, например, скульптуры в интерьере, керамики в сервизе) проявляется их художественно-образное начало. богатый контент может быть полностью реализован.

    Материальная основа предмета Arts & Crafts (ткань, металл, дерево и т.д.) накладывает отпечаток на композицию. В него обычно входят орнаменты, различные узоры из ткани, кружева, подносы, ложки, игрушки. Любой предмет может быть использован для украшения в упрощенной, обычно плоской, форме. Обусловленный характер декоративно-прикладного искусства также отражается в интерпретации цвета. Она может быть покрыта цветом при отсутствии света и тени, бликов и отражений. Кроме того, условность цвета связана с насыщенностью и количеством цвета, который может быть ярким, темным или, наоборот, светлым (многие произведения декоративно-прикладного искусства характеризуются насыщенными цветовыми сочетаниями). Естественно, простота картины и декоративность красок влияют на характер композиции. Как это конкретно проявляется в произведениях искусства и ремесла, выполненных из различных материалов [3; 78]. Прежде всего, следует сказать, что предметы декоративно-прикладного искусства можно разделить на две относительно самостоятельные группы, между которыми нет строгих границ.

    К первой группе относятся предметы домашнего обихода, такие как мебель, посуда и одежда. Начало искусства напрямую связано с удобством и выразительностью формы предмета.

    Вторая группа произведений, предназначенных в основном для декоративных целей, допускала более широкий и свободный диапазон композиционных приемов.

    Между декоративным использованием и станковыми типами находятся мозаики, панно, гобелены, решетки и декоративные статуи, которые тесно связаны со строительной средой, но могут рассматриваться и как самостоятельные произведения искусства [1; 19].

    Специфика композиции ремесла определяется в основном техническим и художественным потенциалом материала. Таким образом, своеобразие композиции искусства и артефактов обусловлено характеристиками материала, назначением предмета, органической взаимосвязью декора и формы. В то же время, учитывая назначение объекта, форма воспроизводит естественную пластичность куска дерева. Композиция декора (обычно декоративного, будь то в живописи или скульптуре) выражается четким выделением центра среди периферийных элементов, ритмичным чередованием элементов узора в виде фриза или сплошным покрытием поверхности, позволяющим свободно играть точками и положениями элементов узора. Анализируя композиционные особенности искусств и ремесел, постоянно сталкиваешься с законами совершенной композиции, контрастом формы и цветовых отношений, движением линии и количества как выразительных элементов, манипуляцией новизной предмета [1; 32]. Настоящее произведение искусства и ремесла создается средствами, присущими данному искусству, включая средства композиции.
    2.4 Основные эстетические проблемы декоративно-прикладного творчества

    декоративный прикладной вязание искусство

    Сегодня общество все больше осознает необходимость внедрения духовных и культурных ценностей в социальное образование и личную практику, играющих воспитательную функцию в процессе формирования и развития личности. Важный фактор духовного, эмоционального и художественного развития современных студентов напрямую связан с эстетическим воспитанием, которое можно определить как формирование специфического эстетического отношения человека к действительности. В учебной деятельности эстетическое воспитание пронизывает все сферы жизни учащихся начальной школы, включая глубину мышления, тонкость эмоций, характер избирательности, способность к художественному творчеству. Основную роль целенаправленного эстетического воздействия на личность студента сегодня играет искусство, особенно народное, в котором концентрируется и воплощается эстетическое отношение к национальному своеобразию предметного мира. В народном искусстве присутствует огромный нравственный и эстетический творческий потенциал, живая душа народа, исторически сложившиеся традиционные характеристики, художественные критерии и элементы оценки обозначены более четко. Более того, народное искусство часто более доступно для детей в силу своей визуальной и изобразительной специфики. Четкая и ясная графика развивает художественный вкус и воспитывает чувство прекрасного. Декоративно-прикладное искусство до сих пор не находит должного места в учебных планах преподавателей в области искусства, а его творческий потенциал в эстетическом воспитании учащихся используется не полностью [2; 217]. Необходимо искать наиболее эффективные методы, формы и приемы для преодоления и коррекции недостаточной степени приобщения студентов к художественной культуре страны. Необходимо также разработать содержание эстетического воспитания учащихся декоративно-прикладным искусством как важным фактором интенсивного развития личности, создать необходимые педагогические условия для обоснования его методов и обогащения его внутренних резервов. Эстетическое воспитание учащихся - важная задача современной школы [2; 220]. Она направлена на формирование целостной творческой личности и в этом процессе охватывает интеллектуальный, эмоциональный, волевой и ценностный аспекты. В образовательном процессе эстетическое воспитание пронизывает все сферы жизни учащихся, включая глубину мышления, тонкость эмоций, характер выбора и отношения. Эстетическое воспитание развивает творческие способности людей и учит их относиться к миру с человеческой точки зрения. Все это - источники актуальности и будущего расширения сферы и значения эстетического воспитания. Изобразительное, декоративно-прикладное искусство, несомненно, является важным компонентом общей системы художественно-эстетического образования, эффективно приобщающим учащихся к художественной культуре нации. Изучение традиционных видов декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании учащихся не следует считать застывшим и догматичным.
      1   2


    написать администратору сайта