Этап развития психологии
| Основные учения
| Античная психология
| Анимизм:
- каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественными двойниками (душой – психе, или душами – духами);
- души, духи воспринимались как «агенты», призраки, которые покидают тело человека с последним дыханием и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений.
Гилозоизм:
- учение о всеобщей одушевленности мира, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью Милетская школа:
- Фалес (624-547 гг до н.э.):
* первооснова – вода. Душа есть также особое состояние воды
* рассматривая душу в связи с телесной организацией, Фалес ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела
* человек должен стремиться к тому, чтобы жить по закону справедливости, а справедливость состоит в том, чтобы не совершать самому того, в чем человек порицает других людей
- Анаксимандр (610-547 гг до н.э.):
* источник всех вещей «Апейрон» - такое состояние материи, которое не имеет качественной определенности, но которое благодаря своему внутреннему развитию и сочетанию порождает многообразие мира
* душа – одно из состояний апейрона
* идея зарождения живого и неживого
* возникновение органического мира:
солнечные лучи→растения→животные→человек
- Анаксимен ( 588-522 гг. до н.э.):
* первооснова – воздух
* уплотнением и сгущением воздуха объясняются все природные процессы
* душа человека приравнена к воздуху (пневме) и выполняет аналогичную ему роль – сдерживает тело. Пифагорейский союз:
- Пифагор (517-497 гг до н.э.):
* отрицание равенства душ, считая, что равенства нет в природе вообще, точно также его нет среди людей, из которых одни более способные и активные, а другие менее способные и склонные к послушанию
* количественная закономерность природы и ее единства, а значит душевных проявлений
* идея о душе каак числе – «гармонии музыки», «движении сфер»
* идея о существовании эфира, сходстве микро- и макрокосмоса, т.е. человека и окружающего его мира
* идея связи зачатков научного (метафизического) мышления и фантазии
* идея об очищении и переселении душ
* для исцеления душевных недугов применяли средства психотерапии, сами избегали отрицательных эмоций: гнева, уныния душевной тревоги. Стремясь предотвратить болезни, пифагорейцы разрабатывали режимы диеты, труда и отдыха
* пифагорейцы разработали методику определения способностей будущих членов своей общины методом теста
- Алкмеон:
* нашел причину болезней человека в нарушении равновесия – смещения качеств тела
* открыл «две узкие дорожки», ведущие от мозга к глазным впадинам, сделав а этом основании гениальные выводы о том, что мозг – орган мышления и мыслит только человек.
- Гераклит (конец VI- начало V в. до н.э.):
* космос представлял в виде «вечно живого огня», а душу – в виде его искорки.
* «Все возникает по противоположности и всею цельностью течет, как река. Вселенная конечна, и мир один»
* в основе мироздания, человека и его души лежит объективный закон – логос (разумное слово для ума и огонь для чувства)
* «Бытие тождественно небытию»
* душа – единство противоположностей, сочетающее в себе влажное и огненное
* психически-разумный («огненный», сухой) компонент – самовозрастающий логос, тесно увязывается с вещественно-материальным – идея материальной детерминации и дифференциации психики человека
* «Всем людям свойственно познавать самих себя и мыслить»
* ступени познания: чувственное познание, понимание и мышление. Элейская школа:
- Ксенофан (58-490 гг. до н.э.):
*боги «созданы по образу человека» и являются измышлениями людей
* «бытие есть, небытия нет»
* душа состоит из земли и воды.
* единство окружающего нас мира – рациональные средства познавательных процессов
* уровни сознания, культ мыслительной деятельности против физической силы. «Наша мудрость гораздо лучше силы людей и лошадей»
- Парменид (род 515 г.до н.э.):
* в сущности все неизменно и «одно и то же – мысль о предмете и предмет мысли», и если принимается единое, то отрицается все остальное
* идея о необходимости утверждения понятийно-категориального аппарата описания психических явлений
* идея о ступенях отражения человеком объективного мира. В которых проглядываются научные подходы к объяснению познавательных процессов.
* идея о различных уровнях отражения психических процессов в применяемых категориях, их сущностной значимости
* главные проблемы « об отношениях бытия и небытия, бытия и мышления, могут быть решены только разумом, дающим истинное знание
- Зенон (490-430 гг до н.э.):
*цель творчества – защита и обоснование учения о едином, вечном и неизменном бытие
* идея иллюзорности чувственного многообразия мира и приоритета разума
| Расцвет античной Греции
| Софисты:
- Протагор (ок.481-410 гг до н.э.) и его ученик Горгий (ок483-374 гг до н.э.):
* способность к рассуждению развивает умение доказать любую истину, так же, как и опровергнуть любое суждение
* софистика - умение уйти от прямого ответа и привести несколько способов решения одной и той же задачи
* «Человек есть мера всех вещей»
* Протагор впервые поставил вопрос о том, можно ли, планомерно воздейсвтуя на человека в личном общении, сделать его лучше в нравственном смысле, помочь ему преодолеть трудности жизни Демокрит (460-370 гг до н.э.):
* душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Атом имеет «разумную силу движения»
* составляют душу подвижные атомы, которые «приводят в движение все тело», развивают теплоту
* в органах чувств мелкие атомы ближе к внешнему миру и более приспособлены к восприятию.
* душа – это продукт организации тела Гиппократ (460-377 гг до н.э.:
* эмпирический характер медицинского знания
* идея о 4-х началах, из которых состоит окружающее. Учение о темпераментах, основанное на 4-х видах жидкости в организме. «Из них состоит природа тела и через них оно и болеет, и бывает здоровым» Алкмеон ( VI-Vвв до н.э.):
*основатель принципа нервизма.
* связь психики с работой головного мозга и нервной системы в целом
* предположение о наличии психики у человека и животных как существ, обладающих нервной системой и головным мозгом Эмпедокл (490-430 гг до н.э.):
* философская схема построения человека и мира в целом на основе 4-х стихий, или «корней» (земля, воздух, вода, огонь)
* первоэлементами мироздания является не одна какая-то стихия, а четыре
* принцип подобия распространяется на ощущения, на побудительные силы, на мирообразующие силы – Любовь и Вражду
* новое положение в учении о механизмах восприятия, выдвигая теорию истечений, с помощью которой он впервые пытается ответить на вопрос о том, как происходит воздействие внешних предметов на органы чувств и как в них возникают ощущения и восприятия
* процесс восприятия – это механизм истечений Философско-психологическая система Сократа-Платона:
- Сократ (469-399 гг до н.э):
* природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения
* истинное предназначение философии должно заключаться в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться в повседневной жизни и как оказывать воздействие на других
* главный принцип – это принцип умеренности
* увлечение телесным наслаждениям разрешает тело и подавляет душевную деятельность
* главное усилие воли и разума необходимо направлять на поиск истины и смысла жизни
- Платон (427-347 гг до н.э.)
* признание в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей, представляющих собой общезначимые идеальные формы
* все сущее состоит из 3-х сторон: бытия, чувственного мира и небытия.
* небытие – это материальный мир, созданный богом из 4-х стихий: воды, земли, воздуха и огня
* мир чувственный вещей – результат проникновения бытия в небытие. Чувственно постигаемое есть объединение телесного со своим эталоном, которым являются идеи
* наивысшей идеей является идея блага
* душа человека не зависит от тела
* тело человека является для души лишь временным пристанищем
* у человека 2 уровня души: высший и низший. Высший – разумная часть души (головной мозг), Низший – благородная часть (аффективные состояния и стремления)т и вожделеющая (потребности, влечения и страсти) Аристотель (384-324 гг до н.э.):
* выделил знания о душе в самостоятельный раздел в философии
* формой живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего живого, будут ли им растения, животные или человек
* душа не может существовать без тела, так же как существование самого организма невозможно без формы или души.
* носителями ощущающей формы являются органы чувств
* ощущения и восприятия выступают как исходные формы познавательной деятельности
* 5 основных видов чувствительности: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
* основной механизм взаимодействия ощущений – ассоциации
* чувство выступает не только как орган, где осуществляется синтез ощущений, но и как орган, в котором вырабатывается память, представления и воображение
* общая двигательная активность человека связаны с кровью
* легкая кровь свойственная сангвиникам, тяжелая – меланхоликам, теплая – холерикам, жидкая – флегматикам
* душа едина, неделима, но проявляется в 3-х основных способностях: растительная, чувствующая и разумная Стоики:
- идея всеобщей неотвратимости событий, фатальной неизбежности, предопреленности и необходимости
- возникновение всех вещей происходит в результате взаимодействия 2-х мирообразующий начал- пассивного и активного
- 9 ведущим и единственным механизмом образования общих представлений или понятий являются ассоциации, которым стоики придавали универсальное значение
- аффекты –т реакции на отклонения в мыслительной деятельности. Аффекты – это противоестественные болезненные состояния души. Они требуют не столько управления ими, сколько полного искоренения и избавления от них.
- идеал стоиков – это человек, свободный от чрезмерных желанийи аффектов Эпикур (341-271 гг до н.э):
* Первичной реальностью является материальный мир, независимый от человека
* исходными элементами всего сущего являются атомы
* атомы находятся в вечном движении, необходимым условием которого является пустота
* душа – это то, что придает движение
* душевные атомы – воздухо-огненной природы
* ощущения и восприятия являются исходным материалом
* мышление заключается в том, чтобы сравнивать между собой сохраняемые памятью единичные и обобщенные образы и сопоставлять из со вновь поступающими впечатлениями
* критерием истинного знания является совпадение мысли с реальностью, которая с достоверностью дана в первичных восприятиях
* побуждения, чувства, аффекты, переживания – ведущие движущие силы человека
* удовольствие есть приобретение спокойного расположения духа, устранение страданий и тревог
* для восстановления спокойствие души большое значение имеет удовлетворение основных естественных потребностей Гален (200-130 гг до н.э.):
* жизнь возникает в результате постепенного развития природы, а психическое – есть порождение органической жизни
* основа – кровь. На пути к мозгу кровь, испаряясь, очищаясь, превращается в психическую пневму
* органами психики считались: печень (носитель низших проявлений души – побуждений, влечений, потребностей), сердце (эмоции, аффекты, страсти) и мозг (хранится психическая пневма, выступает носителем разума).
* зарождение рефлекторного принципа и физиологии и психологии
| Период Средневековья
| Неоплатонизм:
- Плотин (205-270 гг до н.э.):
* основа всего сущего – божественное
* о сверхприродном можно судит только по тому, что им порождается
* 4 ступени движения божественного: божественное первоначало – божественный ум – божественная душа – природа
* материя представляет последнюю стадию дробления единого первоначала
* душа человека происходит из мировой души. Она нематериальна, непространственна
* уровни ли части души – умопостигаемая душа, чувственная душа и тело
- Августин Аврелий (354-430):
* 7 ступеней души: 1 – общая у человека с растениями, ответственна за питание, рост и размножение; 2 – общая с животными, ощущает и видит сны; 3 – присущи память и речь; 4 – характерно стремление к добру, прислушиванию к совету мудрых; 5 – характеризует очищенную душу, свободную от страха смерти; 6 – характерно стремление к Богу, что тождественно созерцанию истины; 7 – поглощена Богом, т.е. полным созерцанием истины.
- Ибн Сина – Авиценна (980-1037):
*теория 2-х истин: вера и знание
* 2 учения о душе: религиозно-философское и естественно-научное
* положение о зависимости психических явлений от физиологических касалось чувствительности организма, его способности реагировать на внешние раздражения, а также его эмоциональных состояний
* познание функций души было направлено на познание материального, органического тела, доступного чувственному наблюдению, воздействию лекарственных и хирургических средств и т.д.
| Эпоха позднего Средневековья и эпохи Возрождения
| Фома Аквинский (1225-1274):
* в случае противоречий истина знания уступает истине веры
* душа становится «чистым» субъектом, не обладающим ни чем, кроме способности сознавать
* принцип расположения всех явлений в ступенчатом ряду –от низшего к высшему
* в ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая)
* внутри души располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие) Роджер Бэкон (1214-1292)
* наиболее опасны для человечества не ошибки, но невежество, погружающее мир во мрак, прогнать который может только знание
* ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому чисто схоластические рассуждения не способны развивать интеллект Дунс Скот (1270-1308):
* положение об активном характере ощущений и их связи с деятельностью Номинализм:
- абстрактные сущности - не предметы, они просто слова, звуки, имена
Уильям Оккам (1285-1349):
* «бритва Оккама» - «не следует умножать сущности без надобности»;
* «бесполезно делать посредством многого то, что можно сделать посредством меньшего» Бернардино Толезно (1509-1588):
* главной целью природы является сохранение достигнутого состояния
* сила души проявляется в положительных эмоциях, а слабость – в отрицательных
* объяснительный принцип развития психики – самосохранение, стремление к адаптации Хуан Лунс Вивес (1492-1540):
* работа «О душе и жизни»
* новый способ обобщения чувственных данных – индукция
* наиболее эффективным для подавления негативного переживания является вытеснение другим, более сильным переживанием Хуна Уарте (1530-1592):
* «Исследование способностей к наукам»
* первая работа по дифференциации психологии
* основные способности – воображение (фантазия), память и интеллект Важнейшие исследования этого периода: труды, связанные с изучением психологии масс, разработкой методов убеждения людей. А также работы, которые можно назвать психотерапевтическими, целью которых была психологическая помощь людям, испытывающим эмоциональный дискомфорт
| Эпоха Нового времени
| Френсис Бэкон (1561-1626):
* родоначальник англ. Материализма и эмпиризма
* позиция деизма
* человек наделен двумя душами: чувствующей и разумной
* чувственная душа – невидимая глазу телесное вещество, родственное воздуху и огню, движущееся в мозгу, нервных трубках и артериях тела
* более важной формой чувствительности является восприятие
* ощущение есть нечто подобное толчку в сознании, а восприятие связано с осознанием этого толчка
* в учении Бэкона выражен призыв к переходу от общий рассуждений о природе души, к изучению отдельных психических явлений с опорой на опыт и наблюдение Рене Декарт (1596-1650):
* критерии достоверного знания
* интуиция, как состояние умственной самоочевидности
* «Я сомневаюсь, следовательно, я мыслю, следовательно, я существую»
* существуют врожденные идеи , составляющие исходное знание, которое осознается субъектом с помощью интуиции
* к числу врожденных идей он относит понятия о боге, идеи числа, телесности и структурности тел, свободы воли и т.д.
* дуалистические учения о существовании 2-х самостоятельных субстанций – мыслящей (духовной) и протяженной (телесной)
* философские взгляды делятся на 2 части: физику и метафизику
* все телесные отправления, а так же ряд психофизических функций происходят так, как работают часы или др. механизмы
* внешние воздействия вызывают в органах чувств движения, которые передаются по натянутым чувствительным нервам в мозг
* основатель экспериментальной психофизиологии
* психическим Декарт считает лишь сферу сознания
* телесное и душевное, сосуществуя, в человеке независимо друг от друга, могут так же вступить во взаимодействие
* 3 уровня поведения действия человека: безусловные рефлекторные акты, страсти души и чистые мышление и воля. Томас Гоббс (1588-1679):
* в основе всего лежит материя
* психическое сознание, мышление есть телесной свойство
* психическое – это особое внутреннее состояние движущей материи
* если внутренние движения приходят в мозг, то они вызывают образы вещей и представления. Если внутренние движения приходят в сердце, усиливая или тормозя его сокращения, то они вызывают состояние удовольствие или неудовольствия
* функции речи: операциональная (орудие мысли) и коммуникативная (средство общения)
* без речи познание невозможно
* познавательные процессы связаны с побуждениями, волей и деятельностью человека в целом Баруха (Бенедикт) Спиноза (1632-1677):
* учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах
* человеку доступны всего 2 атрибута: мышление и протяженность
* все явления и события окружающего мира есть частные состояния субстанции или ее модусы
* в разной степени одушевлены все индивидуальные тела
* человек выступает одновременно как модус тела и модус мышления
* тело и душа рассматриваются как 2 стороны одной субстанции
* душа способна на самосознание
* положение о самосохранении, согласно которому все живые существа, в т.ч. и человек, стремятся сохранить свою жизнь
* Спиноза впервые обращает внимание на класс амбивалентных чувств, связанных с тем, что она и та же вещь или один и тот же человек могут вызывать одновременно и печаль, и радость Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716):
* учение, позволяющее объяснить многообразие мира исходя из единой по природе и происхождению, но разнообразной по своим состояниям субстанциональной основы
* «истинными атомами природы» являются душеподобные единицы – монады. Основными свойствами каждой монады – активность и способность к представлениям
* отрицание психофизических корреляций приводит к выводу о невозможности познания души другого человека по внешним телесным проявлениям.
* внутренние психические состояния монады в силу их независсмости от тела, внешнему наблюдению не поддаются Сенсуализм Джона Локка (1632-1704):
* знания сами по себе возникнуть не могут, все идеи и понятия проистекают из опыта
* содержание опыта складывается из идей – ощущений, образов восприятия и памяти, аффективно-волевых состояний
* 2 вида опыта: внешний и внутренний
* рефлексия и внешний опыт связаны между собой, поскольку рефлексия возникает на основе внешнего опыта
* мышление – есть комбинирование идей
* 2 функции речи: выражение и обозначение
* 3 уровня познания: интуитивный, демонстративный и чувственный
| XVIII в.
| Давид Гартли (1705-1757)
* «Все объясняется первичными ощущениями и законами ассоциации»
* ассоциации устанавливаются между ощущениями, между идеями, между движениями
* ассоциациям соответствуют ассоциированные дрожания нервных волокон или ассоциированные вибрации мозгового вещества
* главными условиями образований ассоциаций являются, смежность во времени или пространстве и повторение. Джозеф Пристли:
* материя обладает свойствами: притяжение и отталкивание
* психические или духовные явления являются свойствами материи, особо организованной
* все явления человеческого духа выводятся и ощущений
* воля не может быть понята, как добровольное решение духа поступать, так ил иначе, вне всякой действительности внешней причины Д. Беркли (1685-1753):
* эмпиризм – учение о том, что главным источником знания служит чувственный опыт (образуемый ассоциациями)
* солипсизм – отрицание любого бытия, кроме собственного сознания
* участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства Д. Юм (1711-16776):
* сам субъект и его душа – это всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений
* личность – это «Связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении» Стюарт Милль (1806-1873):
* первыми состояниями сознания являются ощущения: производные от них – идеи
* результат многообразных соприкосновений (ассоциаций) идей составляет суть психической жизни человека
* сознание строится по образцу химических процессов
| |