Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Этапы развития немецкой классической философии

  • 2. Направления классической немецкой философии XIX века

  • 5. Философия Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775 - 1854)

  • 7. Философия Людвига Андреаса Фейербаха (1804 - 1872)

  • 3. Крюков В.В. Философия Учебник для студентов технических ВУЗов. - Новосибирск Изд-во НГТУ, 2006. 4.

  • Немецкая классическая философия реферат. Реферат Немецкая классическая философия. Этапы развития немецкой классической философии.


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеЭтапы развития немецкой классической философии.
    АнкорНемецкая классическая философия реферат
    Дата24.10.2022
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРеферат Немецкая классическая философия.pdf
    ТипДокументы
    #752428
    ТИТУЛ Ь НИК Оглавление Введение
    3 1. Этапы развития немецкой классической философии.
    4 2. Направления классической немецкой философии XIX века
    6 3. Философия Иммануила Канта (1724 - 1804)
    8 4. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762 - 1814)
    12 5. Философия Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775 - 1854)
    14 6. Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831)
    16 7. Философия Людвига Андреаса Фейербаха (1804 - 1872)
    19 Заключение
    21 Список литературы
    22

    3 Введение Немецкая классическая философия – учение об универсальных способах познания бытия – стала важным этапом в развитии мировой философской культуры. Зародилась в XVII в. на территории феодальной Германии и до середины XIX в. оказывала масштабное влияние на культуру и развитие западноевропейского общества. Особое распространение получила в конце
    XVIII - первой половине XIX вв. и была представлена в этот период философским творчеством Иммануила Канта (1724 - 1804), Иоганна Готлиба
    Фихте (1762– 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775 - 1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831), Людвига Андреаса Фейербаха
    (1804 - 1872). Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Однако основоположником немецкой классической философии подавляющее большинство исследователей считает самого яркого мыслителя второй половины XVIII в.
    Иммануила Канта. Все представители классической немецкой философии относились к философии, как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделял в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг – натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

    4
    1. Этапы развития немецкой классической философии
    Знания немецких мыслителей формировались в сложных экономических и политических условиях. Германия регулярно участвовала в различных военных кампаниях, что отрицательно сказывалось на развитии торговли, земледелия, ремесел и мануфактур. Становление социальных институтов, науки и искусств в стране происходило медленнее, чем в Англии и Франции. Череда военных кампаний на протяжении двух столетий, а также большая, несоразмерная государственным нуждам численность армии – замедляли становление экономики в целом. Города переживали кризис. Пришло в упадок цеховое и мануфактурное производство. К началу XVIII столетия в стране не существовало общегерманского литературного языка. Труды по естественным наукам, юриспруденции и философии писались на латыни, на ней же велось преподавание в университетах. Верхние сословия Германии использовали в повседневном обиходе французский язык, не изучая латынь. Именно в таких сложных условиях на территории Германии, как во всей Европе, набирало обороты культурно-просветительское движение – прямой протест народа против разрушительных проявлений феодализма. Менялось воззрение людей – пересматривались веками пестуемые духовные ценности и традиции. Человечество быстро взрослело и жаждало уже не утверждения Божественного начала всего сущего, и научных открытий, новых познаний в естественных областях. Во главу угла встала возможность практического применения знания на пользу общества. В строительстве, прикладных искусствах и литературе набирали популярность бытовые, светские жанры. Что раньше создавалось во имя религии, стало воплощаться в жизнь во имя процветания человечества. Основное значение в ученых трудах стало предаваться не упорядочиванию имеющихся знаний о Боге, как первопричине и основе всего

    5 сущего, но изучению личности, ее многообразных проявлений, ее места в мире и социуме. Историки науки считают наиболее целесообразным выделять два этапа развития немецкой классической философии
    1. XVII - XVIII вв.: предтеча идеализма - философия просвещения (Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо) В это время начинается смещение акцентов с анализа симбиоза человека и природы, к анализу симбиоза человека и культуры сообщества.
    2. XVIII - XIX вв.: немецкий идеализм (И. Кант, Г.Ф.В. Гегель, И.Г.
    Фихте, Ф.В Шеллинг, Л.А. Фейербах). Создаются труды, посей день признающиеся вершиной философской мысли. Выстраивается универсальная и общая картина мира, систематизируются основные знания человека о природе, процессе познания.

    6
    2. Направления классической немецкой философии XIX века
    В целом, в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие четыре основных этапа
    - немецкая классическая философия (первая половина XIX в
    - материализм (середина и вторая половина XIX в
    - иррационализм (вторая половина и конец XIX в
    - философия жизни (вторая половина и конец XIX в. В немецкой классической философии были представлены такие ведущие философские направления, как
    - критическая философия, субъективный идеализм (И. Кант
    - субъективный критический идеализм (И.Г. Фихте);
    - объективный трансцедентальный идеализм, позднее перешедший в иррационалистическую позитивную философию (Ф.В Шеллинг);
    - абсолютный идеализм (Г.Ф.В. Гегель). Немецкая классическая философия стала реакцией на изменения, происходившие в обществе. Можно отметить три основных направления, по которым происходили эти перемены.
    Во-первых, с приходом Эпохи Просвещения произошла духовная революция, изменился сам способ мышления человека. Следствием этого явилась Великая французская революция (1789 - 1794 гг.), которая имела огромный мировой резонанс. Она затронула соседние государства не только идеологически, но и реально, в виде войн, которые с 1792 по 1815 гг. вела сначала революционная, а затем наполеоновская Франция против коалиций противостоящих ей государств. Последовавший за этим период
    1
    Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII в, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие властителями дум. Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Эпоха_Просвещения

    7 относительного спокойствия, когда феодально-монархические режимы смогли восстановить свои силы, был лишь временным затишьем перед бурей - целой серией буржуазно-демократических революций, которые в
    1848-1849 гг. прокатились по ряду европейских стран. Причем в некоторых странах имели место первые выступления революционного пролетариата. Французская революция создала иллюзию реализации на практике идей Просвещения. Однако это была именно иллюзия, поскольку прогрессивные идеи неожиданно обернулись жесточайшим террором. Естественно, философы не могли не заметить этого и не пересмотреть те основы, на которых они строили свои системы.
    Во-вторых, в XVIII в. усилилась борьба свободомыслия с религией, которая в период после Великой французской революции пыталась отвоевать позиции, утраченные в эпоху Просвещения, а затем опять вынужденно отступала в условиях нового подъема освободительной борьбы. Наконец, в-третьих, произошли кардинальные перемены в понимании мира, возникла и динамично развивалась наука, в первую очередь в форме естествознания. Механика, господствовавшая в физике сначала Нового времени, постепенно утрачивала свою прежнюю доминирующую роль. На смену ей пришла химия как наука о качественных превращениях природных вещества также новые разделы физики (учения о магнетизме и электричестве, вскоре объединившиеся в одну научную дисциплину, изучающую электромагнитные явления. Наконец, быстро прогрессировали биологические дисциплины, которые все больше продвигались к созданию условий для выработки научно обоснованной теории эволюции как обобщающего теоретического построения. Новое время - период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Понятие Новая история появилось в Италии в эпоху Возрождения, как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения нового времени, его новизны по сравнению с предшествующей эпохой был, сточки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период противоречив по своему содержанию Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование охота на ведьм. Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Новое_время

    8
    3. Философия Иммануила Канта (1724 - 1804) Творчество И. Канта разделяется на два периода «докритический» и критический. В работах первого периода важное место занимали вопросы естествознания и философии природы, в которых решались проблемы происхождения и развития солнечной системы. В критический период с позиций дуализма он исследует специфику познавательных способностей субъекта, законы деятельности разума и его границы.
    Докритический период явился как бы подготовительным этапом к критическому периоду - уже в то время Кантом вынашивались бессмертные идеи, вошедшие впоследствии в классику мировой философии и составившие, по оценке самого Канта, «коперникианский переворот в философии. Основные идеи критического периода, помимо Критики чистого разума
    (1781 г) изложены в таких трудах, как Критика практического разума (1786 г, Основы метафизики нравственности (1785 г, Критика способности суждения (1790 г) и ряде других. Кант показал, что если человек сего разумом начинает рассуждать о всеобщем, выходящем за пределы его конечного опыта, то он с неизбежностью впадает в противоречия. Кант предложил метод двойственного рассмотрения всеобщих понятий, который он назвал экспериментальным методом в философии. Каждый предмет нужно рассматривать двойственно, как элемент мира причинно-следственных связей, или мира явлений, как элемент мира свободы, или мира вещей в себе.
    3
    Дуалиизм (от лат. dualis — двойственный) — свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы, несводимые друг к другу или даже противоположные. Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Дуализм_(философия)
    4
    Под коперниканской революцией (переворотом понимается смена парадигм с модели мироздания
    Птолемея, которая постулировала, что Земля является центром вселенной, на гелиоцентрическую модель с Солнцем в центре нашей солнечной системы. Это событие стало одной из стартовых точек начала научной революции XVI столетия. Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Коперниковская_революция

    9 Согласно Канту, вещь в себе, или абсолют, спонтанная сила, действующая в человеке, не может быть прямым объектом познания, поскольку человеческое познание не связано с задачей познания абсолюта. Человек познает не вещи в себе, а явления. Именно это утверждение Канта послужило поводом для обвинения его в агностицизме, то есть в отрицании познаваемости мира. Кант в Критике чистого разума (1781 г) сформулировал свой знаменитый вопрос Что я могу знать и взял на себя труд обоснования средствами разума самих условий и возможностей человеческого познания. В своей теории познания он разрешает проблему как, исходя из субъективности, из человеческого сознания, можно прийти к объективному знанию. И делает предположение о том, что существует некая соразмерность между сознанием и миром, связывая размерность космических процессов с бытием человека. В качестве условий познания у Канта выступают априорные формы познания, то есть независящие ни от какого опыта, доопытные, или, точнее, сверхопытные формы, дающие возможность понять мир. Понятность мира обеспечивается соответствием мыслительных структур, которыми располагает субъект, связям мира. Следует иметь ввиду, что Кант трактовал восприятие природы на основе теоретического разума. Поэтому его теория познания делится натри части чувства, рассудок, разум. Учение Канта о границах познания было направлено не против науки, а против слепой веры в ее безграничные возможности, в способность решить любую проблему научными методами. Поэтому, как писал Кант, ему пришлось ограничить знания, чтобы освободить место вере. Критическая философия требовала осознания ограниченности человеческого знания, которое ограничено научно достоверным знанием, чтобы освободить место для чисто моральной ориентации в мире. Не наука и не религиозная вера, аморальный закон внутри нас служат у Канта основанием нравственности.

    10 Критика практического разума (1786 г) отвечала на второй фундаментальный вопрос Канта Что я должен делать. Кант ввел различия между теоретическими практическим разумом. Это различие заключается в следующем. Если чистый, или теоретический разум определяет предмет мысли, то практический разум призван осуществлять, то есть производить нравственный предмет и его понятие. Сфера деятельности практического разума - сфера морали. Как философ, Кант осознавал, что мораль нельзя вывести из опыта. История человечества демонстрирует великое многообразие норм поведения, часто несовместимых друг с другом поступки, рассматриваемые как норма водном обществе, в другом подвергаются санкциям. Поэтому Кант пошел по другому пути он философскими средствами обосновывает абсолютный характер морали. Моральное действие, как показал Кант, не относится к миру явлений. Кант выявил вневременный, то есть независимый от знания характер морали
    6
    В сфере нравственности действует вещь в себе, или свободная причинность. При этом нравственность ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность. Такой нравственной очевидностью, неразложимой далее, обладает, например, совесть. Она действует в человеке, побуждая к определенным поступкам, хоты нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок, поскольку поступок совершается не по той или иной причине, а по совести. Тоже самое можно сказать и о долге. Человек поступает согласно чувству долга не потому, что его что-то принуждает, а потому, что в нем действует какая-то самопринуждающая сила.
    5
    В термин практический Кант вкладывает особый смысл, подразумевая не какую-то производящую деятельность, а просто поступок
    6
    Мораль, согласно Канту, есть самая бытийственная основа человеческого существования, то, что делает человека человеком.

    11 В отличие от теоретического разума, который имеет дело стем, что есть, практический разум имеет дело стем, что должно быть. Мораль, по Канту, носит характер императивности. Понятие императивности означает всеобщность и обязательность требований морали. Как видно, Кант хочет найти высший принцип моральности, то есть принцип выявления самого морального содержания и дает в своих трудах такую формулировку того, как должно поступать человеку, стремящемуся приобщиться к подлинно нравственному. Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. Резюмируя, можно сказать, кантовское учение – это представление о целик которой стремится наше сознание. Разум побуждает рассудок стремиться к абсолютному знанию, но эта цель оказывается недостижимой. Невозможность разумного, теоретического исследования мира, души, Бога как безусловно целого Кант показывает на антиномиях
    7
    . Так, например, можно логически доказать прямо противоположные положения мир конечен и мир бесконечен. Возникновение антиномий, считает Кант, свидетельствует о том, что предметы, которым приписываются эти определения, непознаваемы. Философ устанавливает границы знания и открывает место вере. Но, утверждая, что нельзя ни доказать, ни опровергнуть существование Бога, он выступает против вмешательства религии вдела науки. Однако также говорит, что вера в Бога необходима, так как без нее нельзя примирить требования нравственного сознания с царящим в жизни людей злом.
    7
    Антиномия (др.-греч. ἀντι-νομία противоречие в законе или противоречие закона самому себе от
    ἀντι- против + νόμος закон) — ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы, то есть противоречие между признаваемыми одинаково верными положениями, или, другими словами, противоречие нескольких законов. Термин антиномия был предложен Гоклениусом. Источник Антиномия


    12
    4. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762 - 1814) Если кантовская диалектика - это диалектика границ и возможностей человеческого познания чувств, рассудка и человеческого разума, то диалектика И.Г. Фихте сводится к исследованию творческой активности Як взаимодействию Я и «не-Я», как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Поэтому для Фихте философия выступает, прежде всего, как практическая философия, в которой прямо определялись цели и задачи практического действия людей в мире, в обществе. Следует отметить, что Фихте указывал на слабость кантовской философии, которая, по его мнению, была недостаточно обоснована именно в момент соединения теоретической и практической частей философии. Эта задача ставится философом во главу угла собственной деятельности. Основной труд Фихте Назначение человека (1800 г. В качестве основополагающего принципа, позволяющего осуществить объединение теории и практики философского подхода к миру, Фихте выделяет принцип свободы. Причем в теоретической части он делает вывод о том, что с человеческой свободой несовместимо признание объективного существования вещей окружающего мира, и поэтому революционное преобразование социальных отношений должно быть дополнено философским учением, выявляющим обусловленность этого существования человеческим сознанием. Это философское учение он обозначал как
    «наукоучение», выступающее как целостное обоснование практической философии.
    Фихте проводит четкий раздел между материализмом и идеализмом по принципу решения ими проблемы отношения бытия и мышления. В этом смысле догматизм (материализм) исходит из первичности бытия по отношению к мышлению, и критицизм (идеализм) - из производности бытия от мышления. На основе этого, по мнению философа, материализм определяет

    13 пассивную позицию человека в мире, а критицизм, напротив, присущ активным, деятельным натурам. В заключении хотелось бы отметить, что огромной заслугой Фихте является развитие им учения о диалектическом способе мышления, которое он называет антитетическим. Оно представляет собой такой процесс созидания и познавания, которому присущ триадический ритм полагания, отрицания и синтезирования.

    14
    5. Философия Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775 - 1854)
    Ф.В. Шеллинг оказался своеобразным связующим звеном между философией Канта, идеями Фихте и становлением гегелевской системы. Известно, что он оказал огромное влияние на становление Гегеля как философа, с которым долгие годы сохранял дружественные отношения. В центре его философских размышлений оказывается задача построить единую систему знания посредством рассмотрения специфики познания истины в частных областях. Все это реализуется в его натурфилософии, которая выступает в качестве самой первой в истории философии попытки систематического обобщения открытий науки под углом зрения единого философского принципа. В основе данной системы лежит представление об идеальной сущности природы, основывающееся на идеалистической догме о духовном, имматериальном характере проявляющейся в природе активности. Природа, по Шеллингу, представляет собой абсолютное, а не индивидуальное Я. Она есть вечный разум, абсолютное тождество субъективного и объективного, их качественная одинаковая духовная сущность. Таким образом, от деятельностного субъективного идеализма Фихте Шеллинг переходит к созерцательному объективному идеализму. Центр философских исследований
    Шеллинг переносит с общества на природу. Натурфилософская система Шеллинга пронизана диалектикой в качестве своеобразного связующего звена при объяснении единства мира. Философу удалось уловить основополагающее диалектическое представление Натурфилософия от лат. natura природа) - исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания
    [1]
    Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти конечные причины и фундаментальные закономерности природных явлений. Яркими представителями натурфилософии в средние века являлись схоласты. Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется философией науки, отсекающей всякую гипотезу, которая не представляется необходимой для доказательства. Тем не менее, различные натурфилософские системы появлялись в XIX и
    XX веках. Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Натурофилософия


    15 о том, что сущность всякой действительности характеризуется единством противоположных деятельных сил. Это диалектическое единство Шеллинг назвал полярностью. В результате ему удалось дать диалектическое объяснение таким сложным процессам, как жизнь, организм и т. д. Вся природа – и живая, и неживая – представляла для философа некий организм. Он считал, что мертвая природа является всего лишь
    «несозревшей разумностью. Природа всегда есть жизнь, и даже мертвые тела не мертвы сами по себе. Шеллинг как бы находится в русле гилозоистской традиции Бруно, Спинозы, Лейбница. Он шелк панпсихизму, то есть точке зрения, согласно которой вся природа обладает одушевленностью. Главное сочинение Шеллинга – Система трансцендентального идеализма (1800 г. В своей работе он разделяет практическую и теоретическую части философии. Теоретическая философия трактуется им, как обоснование высших принципов знания. При этом история философии выступает как противоборство субъективного и объективного, что позволяет ему выделить соответствующие исторические этапы или философские эпохи. Суть первого этапа - от первоначального ощущения до творческого созерцания, второго - от созидающего созерцания до рефлексии, а третьего - от рефлексии до абсолютного акта воли. В заключении хотелось бы отменить, что следствием появления натурфилософии Шеллинга был подрыв оснований субъективного идеализма
    Фихте и поворот классического немецкого идеализма к объективному идеализму и его диалектике.
    9
    Гилозоизм (греч. ὕλη - материя и ζωή - жизнь) - представление о том, что вся материя является одушевлённой, или сама по себе, или путём участия в функционировании Мировой души, или каким-либо похожим образом. Теорию гилозоизма развивали ещё представители ионийской (милетской) школы натурфилософов. Термин введён в XVII в. Ралфом Кедвортом, который вместе с Генри Мором (1614 – 1687 гг.) говорило пластической природе - бессознательной, бестелесной субстанции, которая управляет и организует материю и, таким образом, производит природные явления, выступая в качестве божественного инструмента изменения. Представителем гилозоизма являлся также французский философ Ж.-Б. Робине (1735
    – 1820 гг.). Гилозоизм логически отличается как от более ранних форм анимизма, персонифицирующего природу, таки от панпсихизма, приписывающего определённую форму сознания или ощущения всей материи. Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Гилозоизм

    16
    6. Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831) Философия абсолютного идеализма Г.Ф.В. Гегеля - это высший этап развития идеалистической философии второй половины XVIII и начала XIX вв. Огромна заслуга Гегеля в развитии социальной философии. Он разработал учение о гражданском обществе, оправах человека, о частной собственности. В своих трудах Феноменология духа (1807 г, Основы философии права (1821 гон показал диалектику человека и общества, универсальное значение труда. Большое внимание уделял выяснению механизма товарного фетишизма, природе стоимости, цены и денег. Учение Гегеля относится к объективному идеализму, сам философ называл его абсолютным идеализмом. Основой всего существующего Гегель считал движение понятий - развитие абсолютной идеи, то есть абстрактную, оторванную от человека мысль.
    Гегель проводит философский анализ проблем с позиции диалектики
    10
    По Гегелю, диалектика - особая модель философского подхода к миру. Под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, то есть становление и разрешение противоречий. В своих трудах Гегель писал Противоречие есть корень всякого движения и жизненности лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью. Абсолютная идея Гегеля - это действенное начало. Сначала она представляет собой чистое бытие, лишенное конкретного содержания, то есть ничто. Но из-за присущей абсолютной идее противоречивости она, развиваясь, порождает все более богатые по содержанию понятия. В процессе
    10
    Диалектика (др.-греч. διαλεκτική искусство спорить, вести рассуждение от διά через раздельно + λέγω говорить, излагать) - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующие противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления. Источник Диалектика

    17 своего развития абсолютная идея порождает природу и начинает существовать в виде своего инобытия - материальных явлений. Материальные процессы, развиваясь, приводят к появлению жизни, человека и человеческого общества. С появлением человека абсолютная идея прорывает чуждую ей материальную оболочку и начинает существовать в своей собственной форме - в форме сознания и мышления людей. На этой стадии абсолютная идея выступает в форме абсолютного духа, который представляет собой обогащенную входе своего саморазвития абсолютную идею. Ступень абсолютного духа выступает в трех формах в форме субъективного духа - индивидуального сознания, в форме объективного духа, те. общества, ив форме абсолютного духа, те. таких форм общественного сознания, как искусство, религия, философия. Абсолютный дух развивается от чувственного созерцания (искусство) к представлению (религия) и от них к мышлению в понятиях (философия. Ив гегелевской трактовке ярко обнаруживается стремление поставить философию над науками, изобразить ее как некую науку наук. Но вместе стем Гегель отчетливо ставит вопрос о связи философии с эпохой, с определенными историческими условиями. Он утверждал, что с изменением условий меняется и философия. Исходя из этого, Гегель выдвинул концепцию истории философии как концепцию ее поступательного движения к абсолютной истине. Заканчивается история философии Гегеля тем, что свое учение он объявляет конечным пунктом развития философской мысли. Таким образом, им самим провозглашенный принцип развития вступает в противоречие сего замкнутой системой.
    Гегель, как и все мыслители до него, под философской системой понимал достижение полного, абсолютного исчерпывающего знания. В угоду этой традиции Гегель объявляет свою философскую систему венцом развития абсолютной идеи. В практической области абсолютный дух, по Гегелю,

    18 олицетворяет прусская монархия, на которой и заканчивается развитие общества. Следует отметить, что философия Гегеля дает описание реального процесса производства и накопления знаний, описания положения вещей, на почве которого действует профессиональный теоретик, узкий специалист в сфере духовного производства. В этой философии предстает иллюзорное отражение деятельности чистого теоретика, его труда в обществе. Знание, которое он получает в процессе образования, дается ему в форме понятий, то есть в форме словесно-знакового выражения. И понятия являются для теоретика и исходными конечным пунктом его специфической деятельности, целью этой деятельности. Теоретик не исследует вопрос о природе понятий, причине их возникновения и развития, а при таком подходе объективно- идеалистическая трактовка мира становится неизбежной. Подытоживая, можно сказать, что заслуга философа состоит в разработке диалектики и во всесторонней критике метафизического метода мышления. Согласно гегелевскому диалектическому методу, основу саморазвития, самодвижения составляет внутреннее противоречие, которое существует объективно в абсолютной идее и является формой ее движения. Гегель утверждал, что противоречие движет миром и является основой его жизненности.

    19
    7. Философия Людвига Андреаса Фейербаха (1804 - 1872)
    Л.А. Фейербах - философ-материалист и атеист. В противоположность
    Гегелю, который выводил природу из абсолютной идеи, Фейербах провозгласил, что природа существует вечно, она не имеет ни начала, ни конца, как во времени, таки в пространстве. Природа, доказывал Фейербах, человеку дана, ее не надо из чего-либо выводить.
    Фейербах называл философию Гегеля - рациональной теологией, поскольку абсолютная идея Гегеля есть нечто иное, как разум, оторванный от человека и превращенный в творящее мир начало. Абсолютную идею Гегеля
    Фейербах считал новым названием Бога.
    Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии как форм мировоззрения, которые несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он пытается в материалистическом духе переосмыслить сущность христианства как одной из форм религии. В результате христианский Бог трактуется им не как особого рода существо или божественная сущность, а как образ, отражающий в сознании людей их собственную, человеческую сущность. Он пишет, что божественная сущность - нечто иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, те. от действительного, телесного человека, объективированная, те. рассматриваемая и почитаемая, в качестве посторонней, отдельной сущности. В центре философии Фейербаха стоял человек. Источник религии, отмечал Фейербах, лежит в страхе и бессилии человека перед природой, что и порождает в его сознании фантастические религиозные образы. В результате Бог как творение человеческого духа превращается в сознании людей в творца, от которого зависит человек. Все это придает религии античеловеческий характер, так как она парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорными терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздаяния.

    20 Отстаивая последний тезис, Фейербах занимает явно атеистические позиции, хотя сам это отрицает, выдвигая религиозную интерпретацию собственной концепции, которая реализовалась в известном лозунге, что ненужен какой-то сверхъестественный Бога именно человек человеку Бог. В результате Фейербах создает причудливую концепцию, фактически отрицающую Бога (в религиозном понимании.
    Фейербах был глубоко уязвлен внечеловеческой сущностью философии
    Гегеля. Вместе стем, рассмотрение человека только как природной сущности неизбежно приводило Фейербаха к метафизической трактовке природы и общества, идеализму в объяснении социальных процессов. Отвергнув идеализм Гегеля, Фейербах отказался от рационального зерна его философии
    - диалектического метода. Абстрактный человек с неизменной биологической природой становится исходным в анализе Фейербахом общественных отношений. Критика религии необходимым образом подвела мыслителя и к критике идеалистического мировоззрения в целом. Именно здесь появляется известный тезис о возможности перевертывания идеалистической философии и постановки ее на материалистическую почву, который позже применяет К. Маркс, отличая собственный диалектико-материалистический метод от гегелевского. Мышление вторично по отношению к бытию, утверждает Фейербах и исходит из этого. Таким образом, вся концепция философа даже по форме выступает как последовательное противопоставление материалистических тезисов гегелевской системе, или их переворачивание. Резюмируя можно сказать, что философские взгляды ученого стали идейной основой появившегося в середине XIX в. марксизма - теории революционного преобразования действительности.

    21 Заключение Немецкая классическая философия стала своеобразным итогом развития всей предыдущей европейской философии и одновременно явилась важнейшим основанием и источником дальнейшего развития философской мысли. Особенность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось
    - глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии
    - совместить в себе почти все известные в тот период философские направления - от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма
    - открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в золотой фонд мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс,
    Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др. Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении она повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др) к исследованию человеческой сущности, особое внимание уделила проблеме развития, значительно обогатила логико- теоретический аппарат философии и взглянула на историю как целостный процесс.

    22 Список литературы
    1. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М Норма, 2005.
    2. История философии Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А.
    Кротова и Д.В. Бугая. - М Академический Проект, 2005.
    3. Крюков В.В. Философия Учебник для студентов технических ВУЗов. - Новосибирск Изд-во НГТУ, 2006.
    4. Спиркин А.Г. Философия Учебнике изд. М Гардарики, 2002.
    5. Официальный интернет-ресурс «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki


    написать администратору сайта