Главная страница
Навигация по странице:

  • Основы этноса

  • Роль религии в этнической культуре

  • Мифологическая культура

  • Духовно-нормативные аспекты этноса

  • Свистельник. Этническая культура как фактор сохранения духовнонравственных ценностей в современном обществе


    Скачать 28.29 Kb.
    НазваниеЭтническая культура как фактор сохранения духовнонравственных ценностей в современном обществе
    Дата20.10.2022
    Размер28.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСвистельник.docx
    ТипРеферат
    #743321

    ФГБОУ ВО «Приморская государственная сельскохозяйственная академия»

    Институт лесного и лесопаркового хозяйства

    Реферат

    на тему «Этническая культура как фактор сохранения духовно-нравственных ценностей в современном обществе»

    по дисциплине

    «Социально-профессиональная адаптация»
    Выполнил: Свистельник С.И.

    Группа: Ло 191*

    Шифр: 319031

    Проверил: Доцент Обухова О.В.

    Уссурийск 2022
    Содержание




    Основы этноса

    3

    Роль религии в этнической культуре

    4

    Мифологическая культура

    5

    Духовно-нормативные аспекты этноса

    7

    Заключение

    10

    Список используемой литературы

    11














    Основы этноса

    В самобытных формах материальной и духовной культуры, этноса заключается, ее ценностно-функциональное содержание которых преломляется во времени и пространстве и находит свое отражение
    в современности: архитектуре жилища, убранстве интерьера, одежде, пище, обрядах, нравах, и т. д.

    Культурное наследие этноса в свою очередь опирается на базисные – традиционные основы этнической культуры, определяющие ее уникальность и многогранность. Этничность выступает системой определенных стереотипов, норм поведения членов этноса, культура же является системой внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется деятельность людей в этнокультурной среде. Именно подобное понимание культуры определяет ее как этнообразующую и этносохраняющую составляющую. Этнофор действует в жизненном пространстве соответственно тем поведенческим, коммуникативным, ценностным моделям, которые действуют в группе внутри этноса. Именно они определяют относительную замкнутость и в сою очередь консервативно – этноцентричного характер этнической культуры. Однако своеобразие и уникальность этнической культуры может проявляться
    во всем своем многообразии форм только наряду с другими культурами этнических образований. Например, китайская или русская культура – такие самобытные и самодостаточные явления, что рассматривать их неординарные качества можно только в соотношении с культурой всего человечества. Люди становятся такими, какими делает их культура народа или этническая культура, этническая принадлежность. Человек - этничен, постольку он является единственным носителем культуры.

    Можно сказать, что этнос является субъектом культурной активности
    в традиционном обществе. С этносом связаны любая форма, любое проявление человеческой культуры, ибо не существует культуры вне человека, вне его творчества, традиций, ценностей и норм. Следовательно, этническую культуру можно представить как результат действия механизма исторической памяти, формирующий общность мировоззрения и характер воплощения мировоззренческих идей многими поколениями; принадлежность единой языковой семье; осознание своей кровной, исторической и культурной целостности, то есть этнос обладает внутренними механизмами, обеспечивающими его устойчивость, выражающиеся в особом распределении культурных черт и характеристик между членами этноса. Нравственно-духовный стержень этнической культуры формируется на основе общности происхождения всех людей, входящих в этнос и обобщенности их исторических судеб и культурного наследия на протяжении многих поколений. Данное положение находит подтверждение в преданиях о далеких общих предках, культурных героях упоминавшихся в устном народном творчестве и литературе, запечатлевшем важные исторические и культурные особенности, которые затрагивали бытие всего этноса. Следовательно, этническая культура обладает неким своеобразием, но в то же время при столкновении с другой культурой ценности могут изменяться (трансформироваться) или исчезать, или изменять свою смысловую окраску.
    Роль религии в этнической культуре

    В формировании духовно-нравственных ценностных компонентов этнической культуры очень велико значение религии. Вера
    в сверхъестественное есть универсальная характеристика всех ранних форм общественной жизни. Религия объясняет сложные и трудно контролируемые явления или разрешает проблемы, которые недоступны для местного знания и обычных технологий. Религия вырастает из мифа и никогда не порывает с ним до конца. Религия общественна, индивидуальным же ее воплощением является вера. «О вере позволительно говорить только там, — писал русский философ И. Ильин, - где истина воспринимается глубиной нашей души; где на нее отзываются могучие и творческие источники нашего духа; где говорит сердце, а на его голос откликается и остальное существо человека; где снимается печать именно с этого водного ключа нашей жизни, так что воды его приходят
    в движение и текут в жизнь». Вера ощущается людьми сходным образом - религии же множественны и разнообразны. Все религии обладают некоторыми общими чертами и закономерностями. Следовательно, вера является выделяющим элементом, который способствует проявлению истинной гуманистической основы этнической сущности человека. Взаимопереплетение этнических культур и их религий, необходимо сказать, что сама религия, бытующая
    в этносе, обретает некоторые черты своеобразия - в соответствии с самим духом, культурой и исконными верованиями данного этноса.
    Мифологическая культура

    Не маловажным компонентом духовно-нравственной стороны этнической культуры выступает мифологическая система. Миф поразительно живуч, вероятно, он стареет и умирает, но, как Феникс из пепла, воскресает на новых витках истории, своеобразно этносу и являясь его содержательной основой. Сама природа мифа заключается и проявляется в своеобразии мифического символизма. Если африканец отказывается копать землю, мотивируя это тем, что земля - его мать, и он не может воткнуть лопату ей в сердце - это значит, что символ Матери-Земли для него не просто красивые слова, но абсолютная реальность. Посредством компенсаторной функции мифа укрепляется этническое самоуважение.

    Оперируя та­ким архаическим понятием, как «циклическое время», миф позволяет пре­одолевать неудовлетворенность тем положением, в котором оказалась этно­культурная группа в силу исторических обстоятельств, разубеждая в фаталь­ности этого положения путем апелляции к «золотому веку», который непре­менно был в истории всякого народа, а значит, кризис можно преодолеть и время расцвета вернется вновь. Важным условием этого является следование морально-этическим нормам, обеспечивавшим процветание предков и дос­тавшимся от них по наследству. Как правило, функция ценностного духовно-нравственного «эталона» принадле­жит наиболее древним предкам, носителям исконной культурной традиции. В историческом аспекте они соединяют посредством ценностного аспекта народы мира. Содержание традиций этнической культуры включает духовную сторону: социальное отношение к нравственным требованиям этноса; преемственность в духовном развитии; единство моральных убеждений и норм поведения; способность к самоконтролю, последовательность в поведении. Духовная сторона наиболее связана с ценностными категориями этнической культуры: красоты, доброты, истины, веры. В силу того, что духовный код этноса представляет собой сознательно-бессознательную категорию, которая возникает как рефлексия на внешний и внутренний мир человека. Духовные элементы оказывают побуждающую силу в проявлении архаического - этнического содержания, включающие «ментальную историю» и культуру народа.

    Общий этнокультурный опыт, объединяющий группу и закрепляемый культурной памятью, составляет важную часть ее мифа о происхождении. С точки зрения группы, не все исторические события равнозначны и равноценны. По­этому, производя определенный отбор, миф о происхождении акцентирует те события, которые подчеркивают этническую границу. Обычно это конфлик­ты, войны, переселения, межкультурные контакты, политическая и культур­ная иерархия. Эту же этноинтегрирующую и этнодифференцирующую на­грузку несут образы коллективной травмы (голод, эпидемия, поражение в войне, геноцид и пр.). Причем, если образы «славного» прошлого формируют позитивную идентичность, формируя чувство превосходства над другими группами, то память о военных неудачах, порабощении или моральном уни­жении провоцирует «негативную идентичность» . Более того, в мифе происходит определенного рода «се­лекция» не только фактов, но и предков. Как отмечают специалисты, практически каждая этническая группа формируется из нескольких разнородных социаль­ных компонентов (племен), каждое из которых имеет как своих предков, так и свою историю, наполненную успехами и поражениями. В определенной степени формируют нравственный идеал, который в максимальной степени способствуют социальной и пси­хологической адаптации группы. В значительной мере этническая специфика определяется поведением и соционормативной культурой, в наибольшей степени сосредоточившей этнически окрашенные ценностные ориентации.
    Духовно-нормативные аспекты этноса

    В основе духовно-нормативного аспекта лежат исторические культурные ценности этноса, со временем превратившиеся в нормы жизни (этические, правовые, бытовые, поведенческие и т. д.) и обычаи. Эти нормы и обычаи видоизменяются и заменяются новыми с каждой последующей исторической эпохой. Надолго приживаются лишь те, что соответствуют «духу» народа, его этнокультурным доминантам и коренным потребностям. Посредством социальных институтов, общественного мнения и культуры они регулируют не только общественную, но и частную жизнь, поведение и мотивации людей, их понятия о «зле» и «благе», о «должном» и «предосудительном» и т. д. Если бы не было данной функции этнической культуры, не могло бы и существовать общества, в виде которого живет каждый этнос, и сам этнос не мог бы существовать сколько-нибудь длительное время: его члены утратили бы единство нравственных критериев и правил общежития, без которых любая социальная и духовно-культурная общность неминуемо распадается.

    Духовно-нравственные, общечеловеческие ценности отличаются высокой степенью целенаправленности и установлением причинных связей и закономерностей. Например, путешествуя по различным странам, человек узнает много нового о традициях, обычаях, особенностях религии, морали - ценностных элементах этнической культуры. Данный аспект культуры помогает этносу быть более гибким, и в то же время динамичным, следовательно, обмениваться с окружающей средой энергией и в свою очередь не исчезнуть.

    Воспитательная и духовно-охранительная функция этнической культуры состоит, прежде всего, в защите нравственных ценностей и опыта духовной жизни этноса. Гуманистическое значение духовно - нравственных основ призвано амортизировать негативное проявление цивилизационных процессов. Данная сущностная сторона этнической культуры одухотворяет жизнедеятельность человека, таким образом, не дает раствориться этническому началу. Этническая культура аккумулирует в человеческой памяти наиболее важные духовно-культурные ценности этноса, придающие ей уникальность. Ю. Лотман справедливо отметил, что культура в свою очередь располагает особенным механизмом преодолевать время, и удерживать в своей сокровищнице множественные элементы прошлого. Она способствует предотвращению процесса распада связи времен, что находит свое отражение в архаичности этнического компонента и сохранении этнокультурного своеобразия.

    Достижения в области духовной культуры играют заметно большую роль в самоопределении каждого этноса, чем материальная культура. Духовная культура по своему характеру связана с психикой каждого человека. Любая сфера культурной деятельности человека обладает присущим ей ценностным измерением: так, ценности материальной жизни, морали, религии, науки, искусства достаточно автономны. Но существует и более высокий уровень ценностей, во многом определяющий все названные: это смысложизненные
    или экзистенциальные ценности. Именно смысложизненные ценности
    и направляют ход человеческого бытия, задают ему цели, помогают выработать нормы и идеалы из своей этнической культуры.

    Ценностные структуры, в соответствии с которыми люди конкретной этнической общности строят свое повседневное поведение, выбирают идеалы и смыслы, являются наиболее значимой частью сознания данного этноса. Во все времена отдельный человек связывал свое бытие и его смысл с историей и существованием народа, к которому он принадлежал. Более того, он искал смысл своего существования и жизненного предназначения, прежде всего в культуре своего народа. Поэтому мы можем отнести ценности этнической культуры к разряду экзистенциальных.

    Этнокультурные ценности – это совокупность жизненных установок, ориентиров, идеалов, смыслов, культурных традиций, которые сами члены этноса считают наиболее характерными и важными для своего народа и, в конечном счете, для предназначения человека вообще. Подчеркивание народами своих этнокультурных ценностных установок в сравнении и даже в оппозиции по отношению к ценностям других народов сейчас, на пути к единому человечеству, может показаться странным, но в реальности имеет веские основания.
    Заключение

    Существование этнической культуры возможно лишь в условиях диалога равноправных, но различающихся в ценностном отношении народов, в уважении достоинства другого, имеющего иные приоритеты и предпочтения. Истинное взаимопонимание возникнет тогда, когда придет осознание того, что представитель другого народа может и должен видеть мир иначе, чем мы, и примем в свою культуру и жизнь духовные достижения других народов. Вместе с тем для нации наиболее оптимальный вариант, очевидно, такой, когда в основе ценностей лежат ценности этнокультурные. При оценке этнокультурных ценностей, конечно, необходимо учитывать роль каждого культурного явления
    в жизни, и то, ради удовлетворения какой потребности оно было создано. Для сознательного человека нет более значимой проблемы, чем усвоение и соблюдение требований неписаных кодексов чести, совести и благородства. Нарушение народного кодекса, нравственное падение, потеря человеческого облика традиционно осуждаются в этнической культуре как зло, порок недостойный человека, позорящий род, этнос в целом.

    Литература

    1.  Арутюнов словарь. Выпуск 1. Этнос. Нация. Общество / . – М. : Виттан, 1996. – 201 с.

    2.  Бердяев, труды / . - М. : РОССПЭН, 20с.

    3.  Гумилев : История людей и история природы / . – М. : Прогресс, 1993. – 543 с.

    4.  духовнаЯ сторона этнической культуры / . Кн. 21. – Воронеж: ВГПУ. 2010. С. 289-300.

    5.  Зинцова компоненты этнической культуры /. - Нижний Новгород: Изд-во Вектор ТиС. 2010, 146 с.

    6.  Исакова и человек в этническом пространстве: этнокультурологический подход к исследованию социальных процессов / . – Новосибирск : Изд-во МОУ ГЦРО, 2001. – 343 с.

    7.  Чернявская национальной нетерпимости / . – Мн. : . 1998. – 511 с.

    8.  Мои опыты в области истории ментальностей / Р. Шпрандель // История ментальностей. Историческая антропология. – М. : Изд - во РГГУ, 1996. – 287 с.


    написать администратору сайта