Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Географическое положение города Иркутск

  • 2. Основная трудовая деятельность города Иркутск

  • 3. Вероисповедание

  • 5. Музыкальные инструменты

  • 6. Народные танцы города Иркутск

  • 7. Исследование современной хореографии

  • Список литературы

  • Этнография танцевальный фольклор народов России. (Иркутская область город Иркутск) Содержание


    Скачать 0.83 Mb.
    НазваниеЭтнография танцевальный фольклор народов России. (Иркутская область город Иркутск) Содержание
    Дата04.10.2022
    Размер0.83 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаna_temu_Irkutskaia_oblast_9736146.docx
    ТипРеферат
    #714197


    Этнография танцевальный фольклор народов России. (Иркутская область город Иркутск)
    Содержание
    Введение…………………………………………………………………….3

    1. Географическое положение города Иркутск………………………...…4

    2. Основная трудовая деятельность города Иркутск……………………..6

    3. Вероисповедание……………………………………………………….10

    4. Костюм…………………………………………………………………..12

    5. Музыкальные инструменты……………………………………………13

    6. Народные танцы города Иркутск……………………………………...14

    7. Исследование современной хореографии……………………………..18

    8. Танец…………………………………………………………………….21

    Заключение………………………………………………………………..23

    Список литературы……………………………………………………..…25

    Введение
    Вступив в новое тысячелетие, общество все яснее осознает, что будущее России, ее новых поколений, во многом зависит от того, насколько мы сможем изучить, сохранить и развить неисчерпаемые источники национальной культуры, обогатить ее новыми традициями, обычаями, обрядами.

    Сегодня, как никогда прежде, особое внимание необходимо обратить на национальное достоинство и авторитет России в современном мире, вспомнить о богатейшем духовно-нравственном наследии, доставшегося нам от далеких предков.

    Ведь и песни, и пляски, как считал М.И. Калинин, создавались народом на протяжении десятилетий и даже столетий, народ, оставляя в них только самое ценное, бесконечно совершенствовал и доводил до законченной формы. Ни один великий человек не может за свой короткий век проделать такой работы — это доступно только народу. Народ является и творцом, и хранителем всего ценного».

    Талант народа поражает своей духовной красотой, проявляющейся в творениях древнего зодчества, в предметах быта, костюмах, игрушках, в сказаниях, былинах, песнях и танцах.

    «Возрождение традиций народной художественной культуры, - писала Т. И. Бакланова, — это путь духовно-нравственного исцеления и обновления нового общества». Особая роль здесь должна отводиться специальному образованию, которое дают во всех вузах культуры и искусства нашей необъятной России.

    1. Географическое положение города Иркутск
    Иркутск расположен в Азиатской части России на территории Восточной Сибири в 5042 км к востоку от Москвы, в 2887 км к северо-западу от Владивостока, в 520 км к северу от Улан-Батора, и в 1650 км к северо-западу от Пекина. Иркутск расположен на берегах реки Ангары на месте впадения рек Иркут и Ушаковка, в 55 км от уникального объекта всемирного наследия ЮНЕСКО — озера Байкал, на южной окраине Иркутско-Черемховской равнины. Под старым Ангарским мостом расположен гидропост, на котором зафиксирована высота пика этого места над уровнем мирового океана 424 м, на метеоплощадке по ул. Трилиссера — 467 м.

    Иркутск, как и вся Иркутская область вместе с Бурятией, находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Irkutsk Time Zone (IRKT/IRKST). Смещение относительно Всемирного координированного времени UTC составляет +8:00. Относительно Московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +5 часов и обозначается в России соответственно как MSK+5/MSD+5. Иркутское время отличается от поясного времени на один час, так как на территории России действует декретное время.

    Климат Иркутска умеренный резко континентальный. Зима суровая и долгая, погода зимой почти всегда ясная, лето влажное и тёплое, пасмурное.

    Климат Иркутска смягчается Иркутской ГЭС и другими электростанциями Ангарского каскада: средняя температура января составляет −24,3 °C, средняя температура июля +16,7. Абсолютный максимум температуры зафиксирован на уровне +37,2 °C (июль 1915 года), абсолютный минимум −54,5 °C (январь 1915 года). Среднегодовая температура составляет 0,6 °C, среднегодовая скорость ветра — 2,1 м/с, среднегодовая влажность воздуха — 72 %.

    Среднегодовое количество осадков составляет 472 мм, из которых больше половины приходится на летний период. Абсолютный максимум осадков зафиксирован на уровне 797 мм (1938 год), абсолютный минимум — 209 мм (1884 год).

    Название города происходит от реки Иркут, впадающей в Ангару. По некоторым источникам известно, что первое поселение Иркутска носило название Яндашского острога. Назван по имени местного князя Яндаша Дороги. Гидроним Иркут образован от родоплеменного наименования ырху, которое в вариантах иргит, иркит, иркыт, киргыт, распространено у киргизов, бурят, тувинцев и алтайцев. По-монгольски и по-бурятски название города и реки монг. Эрх.

     Своё начало город ведёт с первого Иркутского острога, заложенного казаками под руководством Якова Похабова 6 июля 1661 года. Первым приказчиком нового острога был назначен казачий десятник Василий Ездаков. В своём донесении енисейскому воеводе он писал: «В нынешнем 169 (1661) году июля в шестой день против Иркута реки на Верхоленской стороне государев новый острог служилыми людьми ставлю… Изволил острог поставить и тут место самое лучшее, угожее для пашень и скотной выпуск и сенные покосы и рыбные ловли все близко…»

    К сентябрю 1670 года на месте острога была построена крепость с четырьмя башнями, названа Кремлём. Вокруг него вырыли защитные рвы, а за стенами возник посад.

    Иркутск практически с самого основания был важнейшим опорным пунктом по торговле с Китаем. Через город проходили все русско-китайские торговые караваны. В первые десятилетия своего развития город был центром обширного земледельческого и охот промышленного края, что помогло становлению Иркутска в экономическом плане.

    2. Основная трудовая деятельность города Иркутск
    Своё начало город ведёт с острога, заложенного отрядом Якова Похабова по заданию енисейского воеводы 6 июля 1661 года. Место на берегу Ангары при впадении в неё реки Иркут оказалось пригодным для земледелия и скотоводства, водный путь обеспечивал сообщение с Енисеем и Байкалом. В день закладки острога Похабов докладывал:

    А инде стало острогу поставить негде, а где ныне Бог позволил острог ставить ... тут место самое лутчее, угожее для пашни, и скотинной выпуск и сенные покосы, и рыбные ловли все близко, а опроче того места острогу ставить негде ... места степные и неугожие.

    Стоит заметить, что, согласно гипотезам, постоянные или временные поселения русских могли существовать на территории Иркутска (на острове Дьячьем) в 1650-х годах. Существует и «народная» версия (поддержанная А. И. Лосевым, но не принятая современной наукой) об освоении этой местности землепроходцами ещё в 1620 году. Согласно же официальной истории, русские впервые достигли верховьев Ангары не ранее конца 1620-х годов, основанию Иркутского острога предшествовал выход казачьего отряда К. Иванова к Байкалу, случившийся лишь в 1643 году, а официальной датой основания Иркутска является указанный 1661 год.

    Иркутский острог был одной из многочисленных острожных крепостей в Восточной Сибири, поставленных для сбора ясака. Первым приказчиком нового острога был назначен казачий десятник Василий Ездаков.

    К концу 1660-х годов строения острога сгнили, и оборонительное сооружение было выстроено заново, с вырытым вокруг него рвом. Вскоре за стенами острога возник посад. В 1672 году построена первая деревянная церковь — Спасская, заложен мужской Вознесенский монастырь, а в 1689 году — женский Знаменский монастырь.

    В 1682 году острог становится центром Иркутского воеводства, объединяющего все остроги Прибайкалья. Резиденцией воеводы становится государев двор. В 1686 году Иркутску присвоен статус города[10]. После урегулирования российско-китайских отношений Нерчинским договором (1689) через Иркутск потянулись торговые караваны на пути в Китай. Из Сибири везли пушнину, из Китая через Селенгу и Байкал — чай, сахар и ткани. В 1692 году в Амстердаме была издана книга Н. Витсена «Северная и Восточная Тартария», в которой так описывается Иркутск:

    В 1701 году в городе появилось первое каменное здание — приказная изба. Организовано почтовое сообщение с Москвой — ямская гоньба, с использованием подводной повинности.

    В 1716 году пожар значительно повредил острожные сооружения, которые были восстановлены через год. За рекой Ушаковкой началось производство кирпича. О пожаре Иркутская летопись гласит:

    Августа на 3-е число в Иркутске учинился пожар за городом, от коего в городе Спасская старая соборная церковь, городовая стена с башнями от канцелярии до Спасской каменной церкви и гостиный двор с таможнею и несколько дворов сгорели.

    В 1720-е годы Иркутск становится центром Иркутской провинции в составе Сибирской губернии. В 1722 году открыта ратуша, через год реорганизованная в магистрат[]. В середине 1720-х годов при Вознесенском монастыре под Иркутском открыта «мунгальская» школа для миссионеров и переводчиков с китайского и монгольского языков (существовавшая до 1748 года). Тогда же город посещают участники Камчатской экспедиции во главе с В. Берингом. Содействие Берингу оказывает владыка Иннокентий, с 1727 по 1731 годы возглавляющий новообразованную Иркутскую и Нерчинскую епархию.

    В Иркутске развивается и упорядочивается торговля, начинается использование гербовой печати «для прикладывания к выдаваемым купечеству из таможен и из ратуш паспортам».

    В 1730 году купец Ланин открывает железоделательный завод. В 1738 году открыт почтовый тракт на Охотск. В 1745 году был построен первый каменный жилой дом. В 1747 году посадский человек Прокопьев открывает стекольный завод и ткацкую фабрику. В 1750-е годы были учреждены школа навигации, в городе появились первые старообрядцы. В 1757 году учреждена полиция. В 1750-х годы в Иркутск пришла Московская столбовая дорога.

    Отмена царской монополии на экспорт пушнины в 1762 году открыла «золотой век» иркутского купечества. Крупнейшие купеческие династии — Сибиряковы, Баснины, Трапезниковы, Дудоровские, Солдатовы разбогатели на российско-китайской торговле, скупая и перепродавая пушнину, и препятствуя доступу иногородних купцов на местный рынок. Другим источником их обогащения было участие в поставках провианта и металла для государственных нужд, полученными из казны деньгами купцы делились с чиновниками[24]. Многие купеческие династии были выходцами с Русского Севера[25]. К концу XVIII века купечество стало играть ведущую роль в гражданской жизни Иркутска, составляя оппозицию государственной администрации. Занимая ключевые должности в органах городской власти, купцы получали доступ к выгодным им контрактам. Крепли традиции благотворительной деятельности купцов, на средства которых строились и содержались церкви, приюты, больницы, школы, театры, библиотеки. Фамилиями известных купцов впоследствии стали называть улицы: Баснинская, Ланинская, Медведниковская, Мыльниковская, Трапезниковская и другие.

    На карте 1826 года показаны дороги, выходившие из Иркутска: МосковскийЯкутскийЗаморский и Кругоморский тракты

    В 1764 году образована Иркутская губерния в составе Сибирского царства. В 1770-е годы была официально открыта городская ярмарка и банковская контора. В 1780-е годы появилась публичная библиотека, духовная семинария, городская школа, училище, а также типография. В 1783 году образовано Иркутское наместничество под управлением генерал-губернатора. 1 января 1787 года учреждена городская дума, городским головой избран купец I гильдии М. Сибиряков, трижды переизбранный и удостоенный звания «именитый гражданин» за вклад в развитие города. В 1775 году пожар почти полностью уничтожил центр города. В 1790 году обветшалые стены острога были разобраны. В 1791 году в Иркутске в течение двух месяцев находился первый политический ссыльный в эти места — А. Радищев, осуждённый за публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву». К концу XVIII века прежде патриархальный Иркутск стал приобретать облик европейского города, где развивалась культура, появилась современная одежда, большинство мужчин уже коротко стриглось и брило бороду.

    В 1799 году при участии иркутского купца Г. Шелихова создана Российско-Американская компания. С середины XVIII века город стал играть роль главной базы тихоокеанских промыслов: здесь размещалась одна из контор РАК, принадлежавшие ей «американские казармы», кузнечный, смолокуренный, скорняжный и прядильный заводы. В Иркутске совершались торговые сделки и снабженческие операции, набирались команды промышленников и моряков, многие из которых были иркутянами. Жители города владели до 9 % акций компании. На могильном памятнике Г. И. Шелихова приведены стихи Державина: «…Не забывай, потомок, что Росс, твой предок, и на Востоке громок».

    3. Вероисповедание
    Религиозная жизнь Иркутска. В Иркутске проживают представители различных конфессий: православные христиане, католики, протестанты, мусульмане, буддисты. Первая православная церковь появилась в Иркутске в 1710 году. Это Спасская церковь. Население города обрело духовную обитель. К концу 18 века в городе уже было около 300 храмав и 2 монастыря: Знаменский и Воскресенский. В 1826 году в центре города появляется деревянный костёл, а в 1894 – каменный. Архитектор – Ю. Тамулевич. Архитектурный стиль – готика. Костёл был построен на деньги польских повстанцев. В настоящее время в здании костёла находится орган и действующая католическая церковь. В 19 веке в Иркутске появляются первые протестантские общины, переместившиеся в Сибирь с Запада, появляется молитвенный дом. Ныне в Иркутске действует 4 протестантских организации, строится новый храм. В Иркутске активно действует мусульманская конфессия, богослужения проходят в мечети и с каждым годом там увеличивается число молодёжи. Первым мусульманским храмом в Иркутске стала каменная соборная мечеть на Саломатовской улице, построенная в 1901 – 1902 гг. на добровольные пожертвования верующих мусульман Иркутска, а также на доходы от усадьбы, подаренной городу братьями З. и Ш. Шафигуллиными. Начало шаманизма в Прибайкалье восходит ещё к первобытным временам, когда основными средствами добывания пищи были охота, рыболовство и собирательство. В общей картине шаманизма в Центральной Азии, бурятский шаманизм выделяется высокоразвитым многобожием и сложностью обрядов.

    Шаманство. У племен Приангарья возникает шаманство — как форма религии доклассового общества. Слово «шаман» происходит от эвенского — «саман», что означает «знахарь». Шаманами становились наиболее одаренные личности, умеющие наблюдать, запоминать, а затем угадывать явления, происходящие в природе. Члены общины верили им, как пророкам, и беспрекословно исполняли их предсказания. Они пытались лечить людей исцелением духа. В более позднее время, когда внутри общины началось расслоение, шаманы постепенно становились служителями культа. Чтобы сильнее воздействовать на окружающих, они появлялись перед людьми в устрашающих костюмах, головных уборах, в масках с прорезями, с бубном в руке. На груди и спине одежды подвешивали много побрякушек из металла, при движении издающих звон. Шаманы способны были приводить себя публично в экстатическое состояние и в это время выкрикивали бессмысленные слова и фразы, проделывали телом различные движения, имеющие якобы священный смысл. Шаманство как своеобразное явление в области духовной культуры древних народов Сибири бытовало многие века. Шаманы помогали богатым людям держать в повиновении и зависимости членов племени. В классовом обществе шаманство постепенно было вытеснено христианством.
    4. Костюм
    Одежда является важным элементом быта, она указывает на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение.


    Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой.

    Оборки, манжеты, защипы на груди появляются на платьях лишь в начале XX столетия. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной, более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся шнурком. Подол и рукава окаймляют красные полосы браного узора, а красный сатин воротника расшит счетной гладью. Туникообразный покрой одежды - самый распространенный в национальном костюме народов края


    5. Музыкальные инструменты
    У башкир развита Пентатоника.

    Пентатоника – это особый тип гамм, которые часто используются в блюзовой музыке и кантри. Они представляют собой классические последовательности нот, однако из которых были удалены две ступени. Именно отсюда и происходит название ПЕНТАтоника – то есть, вместо семи ступеней, характерных для гамм, здесь их пять. Знать пентатонические боксы очень важно для гитариста, если он хочет научиться писать сольные партии и импровизировать. В данной статье мы подробно рассмотрим пентатонику на гитаре, расскажем о том, как ее применять, а также на примерах отобразим боксы.

    Так же, как и знание гамм, оно необходимо для сочинения грамотных и красивых сольных партий. Кроме того, знание боксов позволит вам импровизировать в любой тональности. Вам потребуется просто найти тонику, и после этого простроить нужную последовательность нот. Особенно это критично для гитаристов, которые хотят понять, как играть блюз – ведь он, по большей части, и состоит из пентатоник.

    Кроме того, зная то, как выстраиваются ноты на грифе, вы сможете модулировать аккорды. Зная, какие ноты входят в данный бокс, вы легко добавите нужные ступени, и сформируете любое многозвучие, включая даже джазовые аккорды.

    6. Народные танцы города Иркутск
    Хоровод.

    Хороводный танец является основным в творчестве Иркутской области, и именно он передает сибирское танцевальное народное искусство.

    Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода - круг, его круговая композиция-движение по ходу солнца. Хождение «за солнцем» или «посолонь», берет свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся богу солнца Яриле.

    Основой хоровода является совместное исполнение песни всеми участниками (хоровод - «водить хором»). Участники не только поют, но движутся, приплясывая и разыгрывая действия.

    Хороводы-игры – музыкально-драматические сценки; корифеи хора (в центре) разыгрывают действие под пение остальных участников, стоящих или двигающихся вокруг них. Запевала начинает каждую строфу, хор продолжает. Темпы песен умеренные или медленные. Песня и игра кончаются одновременно.

    В хороводах- плясках все поют, стремясь в так пению выполнять хореографические построения – «змейку», «улицу», «ручеек», «ворота» и др. Ритм и темп (быстрый) как основа коллективного танца. Тематика хороводных песен. Отражение трудовых процессов, брачных обычаев, семейной тематики, лирической, шуточной, сатирической.

    Фигурные хороводы водились по улицам и полянам то в форме круга, то змейкой. Молодежь собиралась на деревенских улицах, а чаще на полянках и запевала особые «поляночные» песни, под которые водили хороводы. Хоровод представлял из себя круг, который двигался под такт песни в ту или другую сторону. Быстрота движений зависит от темпа песни. Часто такой круг разрывается, и «заводила» всю линию водит в том направлении, которое ему вздумается избрать, и хоровод извивается змейкой.

    Иногда рассаживали на полянке подростков по разным направлениям, и весь хоровод водился между ними. Хороводные песни – пляски затягивались допоздна, тогда разжигались костры, и хоровод водился между кострами, приобретая при таком освещении весьма поэтический вид.

    Известен хоровод «Метелица» под песню «Вдоль по улице метелица метет».

    Или такие хороводы, когда «стенка» юношей идет к девушкам и отходит назад.

    Девушки становятся в один ряд, а юноши в ряд против них. Юноши проходят к девушкам и снимают шапки, приглашая их к себе, после чего поворачиваются и идут на свое место. Девушки идут следом за ними и по одной переходят постепенно в шеренгу к юношам и берутся с ними за руки. Затем все девушки, повернувшись, идут на свое место. Потом игру повторяют девушки, приглашая юношей, которые также идут за ними и возвращаются на свое место. Все это происходит торжественно и с песней.

    Хоровод – пляска «По листу, по листочку», записанный в селе Орлинга. Этот хоровод интересен еще и тем, что его танцевальная композиция почти целиком повторяется во многих сибирских танцах, и он служит как бы связующим звеном между старинными и современными сибирскими плясками.

    Участвующие в хороводе становятся парами друг за другом. Девушки берут юношей правой рукой под левую руку. Все начинают петь. Под песню все пары идут по кругу друг за другом. К концу песни юноши подхватывают своих девушек правой рукой под правую руку и кружатся с ними на месте. Первая пара во время кружения выдвигается на середину.

    Снова все начинают песню. Юноша, который находился на середине круга, идет к девушке той пары, которая стояла позади первой пары, и кружится с нею, взявшись под левые руки. Потом юноша идет к своей девушке и кружится с ней, взявшись под правые руки. На начало куплета песни тот же юноша идет к девушке следующей пары и кружится с ней, взявшись под левые руки, и снова возвращается к своей девушке, кружится с ней, взявшись под правые руки, и так далее до тех пор, пока юноша первой пары не покружится с девушками всех пар. Затем все пары снова берутся под руки и идут по кругу. К концу песни снова все пары кружатся, взявшись под правые руки.

    Пара из середины круга проходит на свое место, а к концу песни на середину проходит следующая за ней пара. Юноша пары, которая проходит в середину круга, делает то же, что перед этим делал первый юноша. Хоровод продолжается до тех пор, пока юноши всех пар не проделают эту фигуру. Затем поочередно эту фигуру делают девушки.

    По хороводу - игре «Венчик» можно проследить, как хоровод – игра может перейти в хороводную пляску. По записям этого хоровода, исполняемого в Западной Сибири, все участники сидят, и ходит по кругу лишь тот, кто находится в середине круга, а в том же хороводе, исполняемом в Прибайкалье, то есть в Восточной Сибири, участники держатся за руки и ходят по кругу то в одну, то в другую сторону, уже появляются хороводные плясовые элементы, и это уже называется хождение венчиком.

    Среди хороводных танцев имеются такие, которые исполняются только девушками и никак не предполагают в своей композиции участия юношей. Такие как: «тройка», «барыня с подныром», «шестерка». Это объясняется особенностями быта сибиряков. В зимнее время мужское население уходило на охоту далеко в тайгу и оставалось там продолжительное время.

    А вот как описывает хоровод на одном из праздников в «Князе Серебряном» А.Н. Толстой: «Еще не доезжая деревни, князь и люди его услышали веселые песни, а когда подъехали к околице, то увидели, что в деревне праздник. На обоих концах улицы парни и девки составляли по хороводу, и оба хоровода несли по березке, украшенной пестрыми лоскутьями. На головах у парней и девок были зеленые венки. Хороводы пели то оба вместе, то, чередуясь, разговаривали один с другим и перекидывались шуточной бранью. Звонко раздавался между песнями девичий хохот, и весело пестрели в толпе цветные рубахи парней. Стаи голубей перелетали с крыши на крышу. Все двигалось и кипело: веселился православный народ» .

    Фигуры, наиболее характерные для сибирского танца:

    Кружение со своими партнерами, потом переход к чужим, с обязательным возвратом каждый раз к своим; подходы линии к линии шеренгами; по кругу парами; «цепочка», в которой после круга со свои партнером переходят к партнеру другой пары – юноша к девушке с лева, девушка к юноше с права, затем опять к своему партнеру, после чего юноша идет к девушке справа, а девушка к юноше слева, и снова к своему партнеру. В этом заключается весь танец «барыня-цепочка», повторяющий основную композицию хоровода «По листу, по листочку». Встречи и переходы как по одному, так и парами. Но почти совсем не встречается такая распространенная фигура, как «воротики». Особенно часты кружения парами.

    Кадриль.

    В народном танцевальном творчестве Иркутской области встречаем не только хороводные пляски, но и кадрили, или как их называли «кадрель», и лансье, который называли «ланцэ». Эти танцы бытовали в селениях, расположенных в радиусе сто-двести километров по течению реки Лена. Особенного интереса они не представляли. Оригинальных фигур не много, основным движением танца являлся простой шаг. Новое, идущее опять – таки от быта, в этих танцах то, что на исполнение их юноши приглашаю двух, а то и трех девушек, с которыми поочередно исполняют каждую фигуру танца.

    Таким образом, для южной части Иркутской области, особенно для селений по течению рек Ангары и Илима, характерно хороводное начало плясок, для северных кадрили.
    7. Исследование современной хореографии
    Хореография - искусство танца. В это понятие входят народные, бытовые танцы, классический балет.

    Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения людей. Специфика ее состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической образно-художественной форме.

    Хореография родилась на заре человечества. Еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, танцы магического характера, ритуальные, воинственные. В них первобытный человек обращается к силам природы.

    Дошедшие до нас танцы прежних времен рассказывают о жизни, быте и нравах различных народов.

    С изменением социального строя, условий жизни людей менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии.

    Русский народ танцевал с незапамятных времен. Плавные, торжественные хороводы славили явления природы, олицетворением которых были Ярило и другие языческие божества. Раздольная, свободная русская пляска, изобиловавшая замысловатыми коленцами, родилась из самого характера русского народа. Из нее возникли пляски первых российских профессиональных актеров-скоморохов.

    Танец передает мысли, чувства и переживания человека в своеобразной для каждого народа национальной форме. Эта форма рождается конкретным содержанием, на которое накладывают свой отпечаток политические, экономические и географические условия жизни в той или иной стране. Так, у каждого народа складывается свой стиль танца, отражающий особенности определенной эпохи.

    Библиографическое описание: Денисова, А. Д. Основные стили современной хореографии / А. Д. Денисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 303-306. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66513/ (дата обращения: 03.01.2022).  Данная статья посвящена понятию «современный танец» и анализу основных стилей современной хореографии. Ключевые слова: танец, контактная импровизация, современный танец, джазовый танец, модерн. Современные танцевальные студии часто приглашают всех желающих на уроки «современного танца». При этом редкий хореограф возьмет на себя смелость дать исчерпывающее определение понятию и термину «современный танец». Такого определения, с которым бы согласились все, попросту не существует. Тем не менее, задумываться об осмыслении термина и понятия «современный танец» необходимо. Это имеет огромное значение для хореографов, работающих как с профессиональными танцорами, так и с любителями. Автор данной публикации ставит своей задачей обратить внимание тех, кто увлекается современными актуальными танцевальными ритмами и формами на то, что «современный танец», несмотря на всю свою свободу от канонов классики, в своих неявных но, несомненно, присутствующих смыслах, также выражает потребности души и духа, может говорить о высоком, помогает найти ответы на главные вопросы человека. И основаны эти смыслы на тех же корнях, которые питали и питают танец «классический», поскольку гуманитарная культура существует только в её историческом единстве. Танец, как форма манифестации внутреннего эмоционального состояния и диалога со зрителем на основе пластических форм самовыражения, в настоящее время продолжает выполнять свою изначальную функцию, уходящую в далекие времена. Как совершенно справедливо указывается практически во всех теоретических исследованиях, то, что называется «классикой», «классическим танцем» исторически вырастало на основе стихийного творчества, а уже затем отливалось в «классические формы» «классического танца». Эта изначальная живая творческая, стихийная среда служила основой того, что мы называем сегодня «классическим танцем».

    И только впоследствии уже наблюдалось взаимовлияние «классики» и стихийного творчества. Теперь же, пытаясь проследить генезис того, что мы называем «современный танец», мы берем в качестве основных характеристик современного танца — отличия «современного танца» от «классики», исследуем их взаимодействия. В этом смысле, прежде чем «современный танец» стал таким, как сейчас, ему действительно пришлось пройти долгий путь.

    Первое проявление того, от чего мы, как правило, ведем генезис «современного танца» — это танец-модерн. Танец-модерн, по общему мнению, возник как противоположность балетному искусству: если в балете существовали жесткие каноны и не менее жесткая иерархия, то модерн оказался основан на философии индивидуальностей, отвергавших эти каноны.

    Список самых актуальных на сегодняшний день в молодёжной среде стилей выглядит так: модерн, контемпорари, джаз, хаус, waacking, jazz-funk, vogue, strip, go-go, dancehall, twerk, hip-hop, break dance, popping, locking. Перечислить все стили того, что мы ассоциируем с понятием «современный танец», практически невозможно: список чрезвычайно внушителен и продолжает постоянно пополняться. Это головокружительное стилевое разнообразие представляет собой фантастическое поле для творческого развития. Каждое направление и стиль имеют свои индивидуальные черты и особенности. И совершенно определенно можно утверждать только одно: танец — это то, что всегда будет рядом с человеком как прекрасная форма выражения его эмоционального состояния. Ведь как часто люди скачут или пляшут от радости, не так ли? На сегодняшний день каждый может выбрать свой танец, который больше подойдет для его восприятия мира. Можно тренироваться даже дома, если душа просит, а вы точно пока и не знаете, чего бы хотели. Со временем предпочтения станут понятными.

    8. Танец
    Схема танца

    1. Движение по кругу, можно взяться за руки, остановка.

    2. Повороты в паре.

    3. Девочки стоят (например, хлопают), мальчики – выполняют танцевальную комбинацию.

    4. Продолжить движение по кругу.

    5. Повороты в паре.

    6. Мальчики стоят (например, топают), девочки – выполняют танцевальную комбинацию.

    7. Продолжить движение по кругу.

    8. Повороты в паре.

    Рассмотрим пример польки по данной 1 схеме

    «Полька с поворотом»

    Фигура №1

    1-8 такты – дети идут по кругу*, взявшись за руки.

    Фигура №2

    1-8 такты – повороты в паре в одну сторону, потом в другую.

    Фигура №3

    1-16 такты – девочки стоят на месте и хлопают в ладоши, мальчики выполняют комбинацию. Правую ногу поставить на пятку, потом на носок, подводя стопу к согнутой в колене опорной ноге. Повторить 2 раза и выполнить с левой ноги 2 раза. Выполнить присядку с выносом правой ноги на пятку, руки открыть во II позицию, сделать притоп и закрыть руки на пояс. Выполнить присядку с левой ноги.

    Фигура №4

    1-8 – такты - дети идут по кругу*, взявшись за руки.

    Фигура №5

    1-8 такты - повороты в паре в одну сторону, потом в другую.

    Фигура №6

    1-16 такты – мальчики стоят на месте и топают, сначала правой ногой, потом левой. Девочки выполняют комбинацию. На подскоке вынести правую ногу вперед на носок, пауза, затем левую ногу, потом выполнить 4 раза подряд без паузы. Подскоками повернуться вокруг себя вправо и сделать притоп.

    Выполнить поворот влево на подскоках и притоп.

    Фигура №7

    1-8 такты - дети идут по кругу*, взявшись за руки.

    Фигура №8

    1-8 такты - повороты в паре в одну сторону, потом в другую.

    Дети идут по кругу – (можно идти подскоками, шагом польки, галопом и т.д. на усмотрение педагога)

    Заключение
    Танец - искусство выражения эмоций и чувств в пластике, в ритме движений. Танец - древнее искусство, зародившееся во времена первобытного строя, когда человек стоял на пороге своего эволюционного движения вперед. Человек эволюционировал, осваивая все более обширные территории, которые, несомненно, накладывали свой отпечаток на жизнедеятельность человека.

    Со временем искусство танца стало приобретать характерные черты, присущие только племени, а впоследствии и народности, заселявшей данные территории. Искусство танца, мастерство и неповторимость оттачивались и шлифовались, ведь в танце народ мог выразить боль и радость, уважение и бесстрашие.

    Народный танец - это праздничный, жизнелюбивый вид искусства. Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им. У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды. И в этом его отличие от классического балета, рожденного рациональным умом.

    Народный танец - у каждого народа он свой особенный, неповторимый. Язык народа так же неповторим, как и его танец. Именно народные танцы дали развитие всем видам хореографического искусства. Глубинные истоки национальной культуры просматриваются, прежде всего в крестьянских обычаях и установлениях, в силу большей сохранности устоев жизни сельского населения на протяжении веков, что содействовало консервации некоторых старых и даже древних элементов народного творчества.

    С течением времени танцевальные движения утрачивали первоначальную смысловую нагрузку и превращались в средство выражения эмоций, в них возрастала степень эстетического начала. Значение одного и того же движения становилось бесконечно разнообразным. Оно могло принимать множество эмоциональных оттенков. Например, элементы русского национального танца можно встретить в танцах других народов. «Простой танцевальный шаг» является неотъемлемым элементом почти любого танца, танцевальный элемент «веревочка» встречается наряду с русским в испанском, молдавском танцах и т.д. А такие элементы, как прыжки, притопы, составляют лексическую основу многих народных танцев. Но каждый из приведенных элементов в танцах различных народов имеет свою неповторимую особенность, колорит, которые и составляют художественную суть народного танца.

    Танцевальная культура русского народа богата именно разнообразием художественных особенностей, которые проявляются в образности, в лексической манере, стиле исполнения. В них заключены общенациональные черты русского народа и специфические особенности различных краев, областей, регионов.

    Народный танец Иркутской области коренным образом связан с общерусским танцем, народным творчеством, а его особенности и своеобразие являются результатом бытового уклада и климатических условий.

    Список литературы
    1.Алексютович Л. К. Народные танцы, хороводы, игры [Текст]:- Минск: Беларусь, 1978. – 120.

    2. Голейзовский К.Р. Образцы русской народной хореографии [Текст] М.: Просвещение, 1964. – 233 с.

    3. Гребенщиков С. Н. Русский народный танец [Текст]: - Минск: Беларусь, 1978. – 60 с.

    4. Гвоздева Т.Н. Русские народные песни и танцы Иркутской области Москва, 2003г.

    5.Захаров В. В. Образцы русской народной хореографии [Текст]: - М.: Просвещение, 1989. – 121 с.

    6.Захаров В. В. Поэтика русского танца [Текст]: - М.: Просвещение, 2004. – 200 с.

    7.Климов А. М. Основы русского народного танца [Текст]: - М.: Просвещение, 1994. – 75 с.

    8.Лопухов А. В. Основы характерного танца [Текст]: А. В. Лопухов, А. П. Ширяев, А. М. Бочаров. – М.; Л.: Логос, 1939. – 486 с.

    9.Тагиров Г. А. Народный танец [Текст]: - Казань: Казань, 1960. – 349 с.

    10.Ткаченко Т. А. Народные танцы [Текст]: - М.: Академия развития, 1977. - 345 с.

    11.Ткаченко Т. А. Народный танец [Текст]: - М.: Академия развития, 1968. - 75 с.

    12. Толстой А. Н. Князь Серебряный. - М.. 1980. – 11с.

    13.Устинова Т. М. Русские народные танцы [Текст]: - М.: Взгляд, 1960. – 264 с.

    14.Филиппов Э.К. Русские народные танцы Иркутской области. Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1965г. –28с.


    написать администратору сайта