Главная страница

Билеты. Народный танец. экзамен народ. танец 1. Билет 1 характеристика и основные элементы белорусского женского народного танца


Скачать 410.38 Kb.
НазваниеБилет 1 характеристика и основные элементы белорусского женского народного танца
АнкорБилеты. Народный танец
Дата04.09.2021
Размер410.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэкзамен народ. танец 1.docx
ТипДокументы
#229359
страница1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Экзамен

Билет №1

ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ БЕЛОРУССКОГО ЖЕНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.

Народный танец — один из самых древних и излюбленных видов народного творчества Белоруссии. Так же как музыка и песня, он имеет свою многовековую историю. Народные праздники и обряды никогда не обходились без песни и пляски. Песни и пляски являлись одной из составных и необходимых частей народной свадьбы.
- Танцами сопровождались летние купальские обряды и особенно популярные в Белоруссии «дожинки», знаменующие окончание жатвы.
- В зимние месяцы в деревенском быту широко были распространены так называемые «кудельницы» — посиделки, на которые девушки собирались прясть лен — куделю, а за ними увязывались и парни скоротать зимние длинные вечера. Там молодежь заводила песни и пляски. Да и помимо «кудельниц», в свободное от работы время деревенская молодежь нередко устраивала вечеринки — так называемые «музыки». На них затевались пляски, а также тесно связанные с танцевальным искусством игры и забавы.

- Белорусские танцы почти все массовые, парные. Но иногда танцуют одни юноши или одни девушки. Таковы, например, «Бульба», «Ленок» или «Танец каравайниц», исполняемый, на свадьбах. Основой построения белорусского народного танца является четкий, точно установленный рисунок.

- Музыкальным сопровождением белорусских народных танцев обычно служили скрипка и бубен, в некоторых областях к ним присоединялись еще цымбалы, дуда и гармонь. Постепенно, однако, гармошка (баян) вытеснила в белорусской деревне все остальные виды музыкальных инструментов.

Белорусские народные танцевальные мелодии представлены в основном в быстром темпе.
- Они отражают трудовые процессы («Ленок», «Бульба»),
- отношение человека к окружающей природе («Метелица», «Чарот»);
- значительное место занимают сюжетные танцы («Юрочка», «Лявониха», «Полька-Янка»),
- переплясы («Веселуха») и др., различные варианты польки, кадрили
Построение танцующих — парно-массовое, сольные танцы встречаются сравнительно редко. Основу белорусской танцевальной лексики составляют мелкие партерные движения (перемещающийся шаг, па-де-баск, галоп, притоп и др.); женский танец существенно не отличается от мужского, исключение составляют лишь присядки и большие прыжки, исполняющиеся только мужчинами.


Позиции рук в белорусском танце

Исходная позиция
Обе руки свободно по бокам опущены вниз, кисти направлены ладонями к корпусу.
1-я позиция. В чистом виде для белорусских танцев не характерна
2-я позиция. Обе руки подняты в стороны, локти свободны, кисти направлены ладонями вперед слегка вверх.
3-я позиция. В чистом виде не характерна для белорусских танцев. Однако одна рука, особе! в парном танце, часто находится в 3-й позиции, другая свободно опущена вниз или лея сбоку на талии.

Положения рук в белорусском танце
1-е положение. Обе руки, согнутые в локтях, лежат сбоку на талии или тыльной стороной кисти, или ладонями, локти направлены в стороны и слегка вперед.
2-е положение Руки скрещены на груди, локти от корпуса отведены, правая рука находится над левой рукой, кисти лежат ладонями на противоположных руках, чуть выше локтя. У девушек кисть правой руки может быть спрятана под локоть левой руки, кисть левой руки лежит ладонью на правой руке выше локтя.
3-е положение (женское) Исполнительница держится двумя руками за фартучек, руки слегка отведены от корпуса, локти свободны.
4-е положение (женское) Одна рука согнута в локте и поднята от локтя вверх, локоть от корпуса чуть отведен в сторону и направлен вниз, кисть находится чуть выше плеча, отогнута тыльной стороной к плечу ладонью вверх. Другая рука тыльной стороной кисти лежит сбоку на талии.

Движение № 1. Основной ход в белорусском танце «Лявониха»
Исполнитель делает скользящий широкий шаг вперед, затем два небольших шага вперед с проскальзыванием на низких полупальцах. Выполняется ход по 6-й позиции, с очень стремительным продвижением вперед, колени присогнуты.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
затакт И Правая нога, проскользнув носком по полу, поднимается невысоко вперед, колено свободно, подъем вытянут, но не напряжен.
Раз Широкий беглый шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню, колено присогнуто. Левая нога, чуть отделившись от пола, подтягивается к правой ноге на уровне стопы, колено присогнуто. И Левая нога опускается около правой по шестой позиции,
Два Небольшой беглый шаг, правой ногой вперед, проскальзывая носком по полу и, опускаясь с носка на всю ступню, колено присогнуто. Левая нога поднимается невысоко вперед, готовясь к следующему шагу
И Начало беглого шага вперед с левой ноги. Движение продолжается с другой ноги. Стремительность хода не должна теряться при скользящих шагах, следующих за первым широким шагом, но высоких прыжков и движений из стороны в сторону в ходе быть не должно. Корпус во время хода прямой или слегка наклонен вперед. Характерно положение рук № 1, в парном исполнении (руки скрещены «перед собой»).

Движение № 2. Боковой ход с подбивкой (галоп)
Исполнитель делает боковой шаг одной ногой, другая нога сбоку подбивает опорную ногу и становится на ее место. Ход выполняется на низких полупальцах и присогнутых коленях, которые направлены вперед и приближены одно к. другому. Удар выполняется каблуком одной ноги о каблук другой.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Раз Боковой шаг правой ногой вправо на низкие полупальцы, колено присогнуто и направлено вперед.
И Левая нога с небольшим подскоком подбивает правую ногу ударом каблука о каблук и опускается на низкие полупальцы на место правой ноги, которая после подбивки слегка отбрасывается вправо; колени находятся близко одно от другого.
Два Боковой шаг правой ногой вправо, как на счет «раз».
И Левая нога подбивает правую ногу, как на счет «раз-и». Ход выполняется с одной ноги, правой или левой, с продвижением вправо или влево, по прямой или по кругу. Корпус прямой или чуть наклонен вперед. Движение выполняется четко, легко, стремительно.


Движение № 3 Основное движение в белорусском танце «Бульба».
В движении сочетается подскок на одной ноге с ударом другой ногой по 6-й позиции.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
затакт и Правая нога поднимается невысоко вперед, свободная в колене и подъеме. На вторую шестнадцатую подскок на низких полупальцах левой ноги, колено свободно,
раз Удар подушечкой стопы правой ноги, не сгибая ее в колене, около левой ноги по 6-й позиции, и Второй подскок на низких полупальцах левой ноги, колено свободно. Правая нога поднимается невысоко вперед, свободная в колене и подъеме,
два Перескок на низкие полупальцы правой ноги, колено свободно. Левая нога. поднимается невысоко вперед, свободная в колене и подъеме,
и Пауза.
На вторую шестнадцатую подскок на правой ноге, как на «затакт». Движение продолжается с другой ноги. Подскоки следует выполнять, пружиня в подъеме, колени свободны.

Движение № 4. Ход назад в белорусском танце
Исполнитель делает два шага назад на полупальцы, третий шаг — на всю ступню, поднимая свободную ногу невысоко вперед. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Раз Шаг правой ногой назад на полупальцы, колено свободно.
И Шаг левой ногой назад на полупальцы, колено свободно,
Два Шаг правой ногой назад на всю ступню, колено чуть присогнуто. Левая нога невысоко поднимается вперед,
И Пауза.
Ход продолжается с левой ноги. Корпус прямой. Ход встречается в танце «Лявониха», идет в быстром темпе, легко и свободно.

Движение № 5 Подскоки на полупальцах по 6-й позиции в белорусском танце.
Исполнительница три раза подскакивает на обеих ногах по 6-й позиции, два раза опускаясь на полупальцы, третий раз — на всю ступню, слегка приседая. Корпус с первым подскоком поворачивается то правым, то левым плечом вперед.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4
Раз Подскок на полупальцах обеих ног по 6-й позиции, колени чуть присогнуты и соединены. Корпус поворачивается левым плечом вперед, голова — к левому плечу.
И Подскок, как на счет «раз»,
Два Подскок, опускаясь на всю ступню по 6-й позиции и слегка приседая. Корпус и голова в том же положении.
И Пауза.
На счет «раз» следующего такта, одновременно с подскоком, корпус резко поворачивается правым плечом вперед. Движение выполняется легко, игриво, кокетливо.

МЕТОДИКА ИСПОЛНЕНИЯ И ПОСЛЕДЛВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОУЧИВАНИЯ МАЛЕНЬКОГО КАБЛУЧНОГО УПРАЖЕНИЯ У СТАНКА.

1.Маленькое каблучное упражнение
2. Движение развивает подвижность в коленях, тазобедренных суставах, укрепляют голеностоп, ахиллесово сухожилие, икроножную мышцу, мышцу бедра.
3.Исполняется в характере русского, белорусского, калмыцкого, украинского, татарского и стран Прибалтики (Эстония, Литва, Латвия) и др. народных танцев.
4. Музыкальный размер – 2/4; 3/4.
5. Исполнение движения
6. С поочередным переводом ноги с пятки на носок и обратно, одинарным или двойным ударом рабочей ноги.
7 И.п. встать в V открытую позицию, правая нога спереди.

Движение занимает 1 такта:

Раз – исходное положение приподнять правую ногу и прижать сокращенным подъёмом к щиколотке опорной спереди, опуская на пол пятку опорной ноги;

И – поставить на пятку вперед, приподнимая пятку опорной ноги. Колено правой вытянуть;

Два – прижать сокращенным подъёмом к щиколотке опорной спереди, опуская пятку опорной ноги на пол;

И – ударить всей ступней правой ноги по V открытой позиции впереди левой, приподнимая пятку опорной ноги;

Далее каблучное упражнение исполняется в сторону, назад, в сторону.

8. . Изначально разучивается лицом к станку по I прямой позиции вперед. Далее изучается по V позиции лицом к станку вперед, в сторону и назад.

Движение занимает 8 тактов:

Такт 1 - 2: (раз-и-два- и , раз-и-два-и) – исходное положение. Пятка левой ноги поднята, сидим в demi plie. Резким движение приподнять правую ногу в положение cou-de-pli и прижать сокращенным подъёмом к щиколотке опорной спереди, опуская на пол пятку опорной ноги;
Такт 3-4: – Выстрелить рабочей ногой в сторону, поставить на пятку в сторону, приподнимая пятку опорной ноги. Колено правой вытянуть; Вес сохранять на опорной ноге.
Такт 5-6: прижать сокращенным подъёмом к положению cou-de- pil опорной сзади, и одновременно опуская пятку опорной ноги на пол;
Такт 7-8: по диагонали опустить свей ступней рабочую ногу, ударить всей ступней правой ноги по V открытой позиции впереди левой, приподнимая пятку опорной ноги;

9. При исполнении упражнения необходимо удерживать ровный корпус. Подтянуть и не оседать на бедро, силой выстреливать ногу, сохранять положение cou-de-pie.
Ошибки:

  • происходит колебания корпуса

  • уровень demi plié не сохраняется, происходит вырастание

  • пятка опорной ноги недостаточно отрывается от пола

  • недостаточно сокращается стопа

  • рабочая нога не фиксируется у щиколотки опорной ноги

  • отсутствует выворотность в бёдрах

  • происходит перенос тяжести корпуса на рабочую ногу

Билет №2

ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭСТОНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.


Считается, что эстонские старинные танцы – сугубо мужские, с простым рисунком и музыкальным сопровождением. К ним обычно относят «имитирующие» что-либо танцы, в основном линейные или групповые танцы, в которых принимает участие определенное количество танцоров. В старые времена, танцевать – по сути, означало ходить по кругу в одном из больших домов и параллельно исполнять песни. Эстонцы, как правило, только аплодировали исполнителям, потому что в этой стране не было принято выражать свои чувства каким-либо дополнительным проявлением эмоций.

 Эстонские народные танцы часто связаны с трудом - танцоры  изображают работу в море, в поле, на сенокосе. Например, танец под названием  «Паев мерекалдал»  («День на морском побережье») символизирует  жизнь эстонских рыбаков. В танце показывается летнее утро на эстонском побережье, где рыбаки собираются на  очередной лов в море.   В танце «Пульга» (танец с палками), который  исполняют только   мужчины, показан  процесс  обмолота зерна.    Танцующие  используют  в руках небольшие палки и двигаются с ними  по кругу широкими шагами, опираясь то на одну, то на другую пульга-палку. Когда характер музыки сменяется, все делают подскок, и в это время палки скрещивают  сначала  перед собой, затем  за спиной, потом  под поднятой ногой и над головой. В одной из фигур исполнители кладут палки на пол крест-накрест и перепрыгивают через них — как будто из клетки в клетку.

По характеру исполнения эстонские танцы иногда степенные, иногда более оживленные,
но всегда спокойные. В движениях сказывается собранность, свойственная
национальному характеру эстонского народа.
К числу наиболее популярных эстонских народных танцев относятся:

- «Йоксу-полька» — живой, веселый, легкий парный танец, основанный
на подскоках поворотах с подскоками и легком беге, что показывает
само название танца, происходящего от слова «йокс» — бег.

- «Ямая лабаялг» («Ямая» — название местности, «лабаялг» — ступня) — парный танец,
исполняемый спокойно и медленно. В первой фигуре танцующие двигаются плавно,
как бы прогуливаясь пара за парой, поднимая при этом свободную ногу невысоко вперед.

- «Инглизка»—танец парно-массовый, кадрильного типа, с музыкальным размером 2/4.
Пары выстраиваются двумя рядами, по обеим сторонам сцены, лицом друг к другу.

Принято считать, что основными признаками эстонских народных танцев являются коллективное исполнение, преисполненное «достоинства». Для этих танцев нехарактерны прыжки или быстрые и разнообразные движения. Акробатические элементы также являются редкостью.

Руки в народном эстонском танце:
Эстонские танцы в большинстве парные, поэтому позиций рук в чистом виде в них почти не встречаются.

Положение рук:

  1. Обе руки, согнутые в локтях, лежат кулачками сбоку на талии, локти направленны по линии плеч.

  2. (Женское) Исполнительница держится двумя руками за юбку или фартучек, руки чуть-присогнуты в локтях.

  3. (Мужское) Обе руки скрещены на груди, причем правая рука находится под левой. Кисть правой руки лежит ладонью на левой руке, чуть выше локтя, кисть левой руки на правой руке, выше локтя.

Расположение танцующих и положения рук в парном эстонском народном танце.

4. Исполнители стоят рядом, лицом походу движения: девушка справа, юноша слева. Юноша держит правой рукой девушку за талию. Левая рука девушки лежит на правом плече юноши. Свободные руки исполнителей по бокам опущены вниз.

5. Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения: девушка справа, юноша слева. Девушка держит левой рукой юношу под руку. Свободные руки исполнителей по бокам опущены вниз.

6. Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения или лицом друг к Другу, в профиль по ходу движения: девушка справа, юноша слева. Юноша держит правой рукой левую руку девушки, обе руки опущены вниз. Свободные руки исполнителей по бокам опущены вниз.

7. Исполнители стоят лицом по ходу движения, юноша немного позади и левее девушки. Юноша держит левой рукой левую руку девушки, свободную в локте и поднятую влево уровня плеч. Правой рукой, находящейся за спиной девушки, юноша держит ее правую руку, согнутую в локте, сомкнутые кисти находятся около правого плеча девушки. Это положение девушки. Это положение характерно для танцев «Тульяк» и «Бубенчик».

8. Исполнители стоят друг перед другом. Юноша держит девушку двумя руками за талию. Руки девушки, вытянутые в локтях, лежат ладонями: правая – на левом плече юноши, левая – на правом плече. Верхней частью корпуса исполнители слегка отклоняются друг от друга.

9. Исполнители стоят друг перед другом. Юноша держит правой рукой девушку за талию, левая рука девушки лежит ладонью на правом плече юноши. Левой рукой юноша держит правую руку девушки; обе руки, вытянутые в локтях, подняты в сторону до уровня плеч. Верхней частью корпуса исполнители слегка отклоняются друг от друга. Головы повернуты одна к другой.

10.Исполнители стоят наискосок один от другого, правым плечом друг к другу. Юноша' взяв левой рукой правую руку девушки со стороны тыльной части кисти, кладет обе руки себе на талию с левого бока. Таким же образом, взяв правой рукой левую руку девушки, юноша кладет обе руки на талию девушки с левого бока. Верхней частью корпуса исполнители слегка отклоняются один от другого на левый бок и смотрят друг на друга.

Ходы и движения на месте в эстонском народном танце.

Движение № 1. Легкий бег. В эстонских танцах часто встречается движение легкого бега. Бег выполняется по 6-й позиции на низких полупальцах в различном характере и ритме (на 2/4 или на 3/4).

Движение № 2. Шаг с подскоком. Исполнитель делает шаг на низкие полупальцы, отделяя от пола другую ногу, присогнутую в колене, и подскакивает на опорной ноге. Музыкальный размер: 2/4.

Движение № 3. Шаг с проскальзыванием. Исполнитель делает шаг вперед на всю ступню, поднимая вперед другую ногу, согнутую, в колене, и проскальзывает вперед на опорной ноге. Музыкальный размер: 8/4.

Движение № 4. Полька. Полька - одно из наиболее распространенных движений эстонского танца. Существует несколько видов польки, различающихся наличием подскоков, пружинного движения в подъеме и т. д.

Движение № 5. Беглые шаги и подскок из танца «И оке у-полька». Движение парное. Девушка и юноша делают с разных ног три беглых шага вперед, наклоняя корпус, затем подскакивают на одной ноге, резко выпрямляя корпус. Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения: девушка справа, юноша слева. Юноша держит девушку правой рукой сзади за талию, девушка кладет левую руку на плечо юноше, свободные руки по бокам опущены вниз (положение № 4).

Движение№ 6. Переступания с подскоком и поворотом из танца «Иокесу-полька». Движение парное. Исполнители делают боковые шаги, с подскоком после каждого шага и с одновременным вращениемвправо. С каждым шагом свободная нога отделяется от пола, присогнутая в колене, корпус наклоняется к опорной ноге. Девушка и юноша стоят лицом друг к другу, в профиль по ходу движения. Юноша держит девушку за талию двумя руками, руки девушки лежат: правая на левом плече юноши, левая на правом плече (положение № 8).

Движение №7. Переходы девушки из танца «Иоксу-полька». Девушка переходит перед юношей от одного его плеча к другому и делает после перехода подскок на опорной ноге. Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения: девушка справа, юноша слева. Юноша держит правой рукой девушку сзади за талию, левая рука девушки лежит на нравом плече юноши (положение № 4).

Движение № 8. Перест у пания на месте из танца «Таргарехе а л у н е». Переступания делаются по 6-й позиции на месте, с постепенным наклоном корпусе вперед и с последующим выпрямлением корпуса.

Движение № 9. Основной ход из танца «Я м а я - л а б а я л г». Движение парное. Исполнители делают небольшие шаги вперед, с каждым шагом поднимая свободную ногу вперед накрест спорной. Корпус слегка покачивается, наклоняясь в сторону, противоположную ноге, сделавшей шаг.

МЕТОДИКА ИСПОЛНЕНИЯ И ПОСЛЕДЛВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОУЧИВАНИЯ battements tendus jetes У СТАНКА.

1.Battement tendu jete. Маленькие броски на 30.
2.Развивает мышцы голени, способствует подвижности коленного сустава, бедра, вырабатывает силу и лёгкость ног, подготавливает к махательным движениям - моталочки
3.Музыкальный размер – 2/4.
4.Исполняется в характере молдавского, украинского, белорусского, польского, итальянского танцев.
6. Виды: battement tendu jete с движением пятки опорной ноги, battement tendu jete с движением пятки опорной ноги на demi – plie, battement tendu jete с сокращенной стопой, battement tendu jete с опусканием рабочей ноги на каблук и demi-plie на опорной ноге.

7. Основной вид: И. п. – пятая позиция. Руки опустить вниз. Движение занимает 1 такт

Раз-и – исполнить резкий маленький бросок ногой невысоко вперед на 30 градусов и фиксируем её.

Два- и - закрыть правую ногу в позицию.

8.Проучивание battements tendus jetes занимает 8 тактов

И. п. – Лицом к станку, I позиция.

Такт 1- 2: (раз и два и) Выведение рабочей ноги в точку пуане в сторону.

Такт 3-4: – исполнить резкий маленький бросок ногой на 30 градусов и фиксируем её.

Такт 5-6: - опустить в точку пуанте. Нога натянута до кончиков пальцев

Такт 7-8: - приемом battements tendus закрыть ногу в I открытую позицию

Далее упражнение исполнить с другой ноги.

9.Ошибки:

  • Нет синхронности в работе ног.

  • Не соблюдается единое demi plie на протяжении исполнения всего движения

  • Нога бросается выше и только затем опускается в нужную точку.

  • В момент броска сотрясается корпус.

  • Нога качается после броска

Билет №3

ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТАТАРСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.
Татарские танцы - это сочные жанровые картинки из народного быта, полные теплоты и юмора, часто насыщенные комедийными эпизодами. Они очаровывают эмоциональной живостью, непосредственностью, лирической проникновенностью.
Многие танцевальные элементы возникли из подражания трудовому процессу: как в мужских, так и в женских танцах отражен хозяйственный уклад. Элементы многих женских танцев изображают прядение, сучение, наматывание ниток, шитье, вышивание, тканье. Часто хореографические номера получали название от вида той или иной работы.

Все эти трудовые процессы татары производили одинаковыми способами, поэтому женские руки в танцах несут одинаковую смысловую нагрузку и имеют одинаковую смысловую характеристику. В качестве примера приведем ряд движений, одинаковых в различных национальных танцах:

"наматывание ниток" - руки согнуты в локтях на уровне груди и исполняют вращательные движения "от себя";

"прядение" - левая рука согнута в локте и поднята вверх, правая выполняет волнообразные движения от кисти левой руки сверху вниз;

"полоскание" - руки опущены вниз, слегка выведены вперед, одновременно переводятся слева направо и наоборот.

"Шома бас", "Апипа", "Танец уфимских татар", "Лирический танец с платками", "Татарский молодежный танец", "Сабантуй", "Джигиты". В этих танцах девушки подчеркивали свою нежность, показывали грацию. Парни демонстрировали мужество, быстроту и силу.

Женский танец - всегда стремительный, легкий, воздушный. Танцевали девушки обычно на посиделках. Часто танцы исполнялись под народный инструмент кубыз. Танцует девушка мягко, застенчиво, со скрытым кокетством, движения ее неширокие, скользящие, без больших прыжков.

Мужской танец - активный и мужественный. Движения танцоров чеканные, изобилуют легкими подскоками и акцентированными притопами. Танцуя с девушкой, юноша держит себя уверенно, гордо, напористо.

Все татарские танцы можно разделить на:

1) мужские и женские (по половозрастному признаку);

2) сольные, смешанные и групповые (по количественно-качественному признаку)
Однако, несмотря на подобное деление, в танцах татар большая роль отводится женщине, что совпадает и с хореографической обрядовой практикой по данным историко-этнографических источников, в которых основная роль принадлежала женщине – хранительнице домашнего очага, благополучия и семейного спокойствия в далеком прошлом и современном настоящем.

Положения рук в татарском народном танце.

У девочек:

1.Кисти сжаты в кулаке (слегка) и лежат на талии (чуть спереди), не как в русском танце;

2.Руки слегка согнуты (могут быть вверху, внизу, сбоку), кисти тоже слегка согнуты (изображая подобие кулак);

3.Руки открыты в сторону или вверху в III позиции, кисти согнуты под прямым углом.

У мальчиков:

1.Руки открыты в сторону (могут быть вверху), кисти направлены вверх под прямым углом;

2.Руки поочерёдно сгибаются в локтях до плеча, кисти сжаты в кулак, но не сильно. Большой палец слегка отходит в сторону;

3.Руки сзади, кисти открыты и лежат внешней стороной и прижаты к корпусу. Ладонь и кисти открыты;

4.Рука согнута в локте и ладонью прижата к затылку (как бы поддерживая головной убор).
Переменный шаг с прыжком. Муз. размер. 2/4. Исполняется на 2 такт. Исход. поз.:6 позиция.

Затакт – слегка сесть на обеих ногах.

На «раз» - сделать небольшой прыжок вперед на пр.н., перенося на нее тяжесть корпуса, лев. н., согнутую в колене, немного приподнять от пола;

«и» - переступить на полупальцй лев. н. , поставив ее сзади пр. н.;

«два» - сделать небольшой шаг пр.н., вперед;

«и» - лев.н., вывести вперед, немного приподняв от пола. Движ. Продолжается с лев.н. Крпус слегка наклонен вперед. Движ. исполняется как стремительный бег. Девушка может исполнять его вместе с юношей.

Первый дробный шаг. Муз. размер. 2/4. Исполняется на 1 такт. Исход. поз.:6 позиция.

На счет «раз» - сделать шаг пр. н. вперед на низкие полу - пальцы;
«и» - ударить каблуком лев. н. рядом с пр. н. приподняв носок вверх;
«два» - сделать шаг лев.н. на низкие полу – пальцы;
«и» - ударить каблуком пр.н. рядом с лев.н. приподняв носок вверх. Исполнять вместе с юношей.
Припадание. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 1 такт. Исход. поз.:3 позиция.

Затакт - вывести правую ногу вправо, слегка приподняв ее от пола.

На «раз» - опуститься на правую ногу (с носка на пятку), левую, согнутую в колене, повести к щиколотке правой сзади;
«и» - переступить на полу -пальцы левой ноги, правую ногу  вывести вправо,  выпрямляя колено и отделив носок от пола;
«два - и» - повторить движение, исполнявшееся на счет «раз - и».

Движение может исполняться в повороте.
Подскоки  с переступаниями (двойной битек). Муз.раз. 2/4. Исполняется на 2 такта. Исход. поз.: 6 позиция.

1-й такт: на счет «раз» - сделать легкий подскок на полупальцах левой ноги. Одновременно правую ногу отделить от пола 
«и» - переступить на полупальцы правой ноги накрест, впереди левой, левую ногу отделить от пола, 
«два» - переступить на полу - пальцы левой ноги;
 «и» - пауза.

2-й такт: на счет «раз» сделать легкий подскок на полу пальцах левой ноги; правую ногу отделить от пола и вывести вправо;
«и» - переступит на полу - пальцы правой  ноги; 
«два» - переступит на полу - пальцы левой ноги;
«и» - пауза.

Движение исполняется на месте,  с продвижением вперед, назад, в сторону и в повороте.

       

Основной ход. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз»- с прыжка правоя нога ставится на каблук;
«и» - прыгнуть на правую ногу, левую сзади согнуть в колене;
«два» - подскочит на правой ноге, левую ногу подставит на каблук;
«и» - перскочить на левую ногу , правую, согнутую в колене, поднять сзади левой ноги
Татарский ход. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 1 такт. Ноги в шестой позиции, но правая нога ставится впереди левой ноги в одну прямую линию.

На счет «раз» - носок правой ноги отвести влево, пятку левой – тоже влево;
«и» - носок правой ноги отвести вправо: пятку левой ноги тоже вправо, т.е. пятую позицию;
«два» - пятку правой ноги отвести влево,  левую ногу вывести вперед так, чтобы пятка левой ноги касалась носка правой, носок левой ноги направлен вправо;
 «и» - поставить ноги в пятую позицию, левая нога впереди правой.
Бурма. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 1 такт.


На счет «раз» - шаг на левую ногу;
«и» - правую ногу поставить на каблук

впереди левой;
«два» - удар левой ноги;
 «и» - пауза.

Бег  вперед. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз» сделать соскок на правую ногу, левую согнуть в колене и поднять сзади правой; 
«и» - подскочить на правой ноге, левую ногу  вытянуть в колене и вывести вперед;
«два» - сделать соскок на левую ногу, правую согнуть в колене и поднять сзади левой;
«и» - подскочить на левой ноге, правую ногу вытянуть в колене и вывести вперед.

Ход в сторону. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз» - поставить правую ногу на каблук впереди левой, вес тела перенести на правую ногу;
«и» - переступить на левую ногу, обе руки параллельно поднять вперед, согнув в локтях, ладонями вниз;
«два» - переступить на носок правой ноги, корпус перенести на правую ногу;
«и» - переступить на левую ногу, обе руки опустить а подготовительную позицию.

 Ход с каблука. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 1 такт.
На счет «раз» - сделать шаг вперед правой ногой на каблук, носок поднять вверх;
«и» - носком левой ноги «придавить» носок правой к полу;
«два» - шаг вперед левой ногой на каблук, носок поднять вверх; 

«и» - носком правой ноги «придавить» носком левой к полу.
Падебаск.

И.п. – 6 п. Муз.размер – 2/4.

Затакт – слегка присесть на ЛН, ПН отделив от пола, вывести вперед и описав полукруг, перенсти её в сторону вправо.

раз – перескочить на ПН, ставя её рядом с ЛН. ЛН отделить от полы и вывести вперед

и – переступить на ЛН, ставя её на п\п впереди правой.

два – переступить на ПН сзади .

и – пауза.

Исполняется падебаск с высоко поднятыми коленями.

Дроби. 

Дробь в татарском танце исполняется не сильно, девушки исполняют ее особенно нежно и мягко. В татарском танце это одно из основных движений. Исполнитель может начинать танцевальную комбинацию с дроби и заканчивать ее дробью.

Дробь. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 1 такт.

Затакт – правую ногу приподнять от пола.

1-й такт: на счет «раз» поставить правую ногу на пол, ударив всей ступней, левую ногу немного приподнять от пола;
 «и» - поставить левую ногу на пол, ударив всей ступней, правую отделить от пола; 
«два» - поставить правую ногу, ударив всей ступней;
 «и» - пауза.

Первый дробный ход. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 1 такт.

1-й такт: на счет «раз» сделать небольшой шаг вперед правой ногой, слегка согнув ее в колене, ударяя об пол сначала каблуком, затем носком;
«и» - повторить исполненное на

«раз» с левой ноги; 

«два – и» - повторить исполненное на «раз - и».

 Второй дробный ход. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 1 такт.

Затакт – сделать небольшой подскок на левой ноге.

На счет «раз – и» - сделать два притопа правой ногой в шестой позиции, приставит левую ногу к правой ноге; 

«два – и» - повторить исполненное на «раз – и».

Третий дробный ход. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз» подскочить на левой ноге, одновременно приподнять правую ногу, повернув колено внутрь, и опустить ее на полупальцы возле левой ноги;

«и» - опустить пятку правой ноги, носок приподнять, одновременно развернуть его вправо, опуститься на всю ступню;  

«два» - с акцентом притопнуть левой ногой, поставить ее рядом с правой ногой; 

«и» - пауза.

МЕТОДИКА ИСПОЛНЕНИЯ И ПОСЛЕДЛВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОУЧИВАНИЯ demi plie У СТАНКА.

1.Полуприседание (demi plie)
2. Постепенно вводит в работу и развивает мышцы, суставо – связочный аппарат, укрепляет ахиллово сухожилие, тазобедренный, голеностопный и коленный суставы, подготавливает к прыжкам.
3.
Исполняется в характере башкирского, казахского, татарского, молдавского, украинского, русского и других народных танцев.
4.Музыкальный размер – 4/4, 3/4.
5.Исполнения движения
6. С подъемом на полупальцы, с наклонами корпуса, полуприседание плавное, полуприседание отрывистое.
7. Исполнятся, может по всем позициям I прямой, I, II, III, IV, V позициях.
И.п. I позиция, на пол такт - 4/4.
«раз и» - плавное полуприседание, корпус подтянут, колени направлены в стороны, не допуская прогиба, садимся сдержанно;
«два и» - подняться из полуприседания, сдержанно, на мышцах.


8.Проучивать движение следует лицом к станку и.п.
I выворотной позиция муз. размер 4/4 движение занимает 4 такта.
такт 1-2 – опуститься в полуприседание, раскрывая колени в стороны. Корпус подтянут. Голова – прямо.
такт 3-4 – подняться, вытягивая в коленях обе ноги.


Переход из одной позиции в другую осуществляется первоначально приемом перевода тяжести корпуса на опорную ногу и открывания (при переходе из I во II позицию) или закрывания (при переходе из II в I, III или V позицию) работающей ноги.

9. Следить за выворотностью в тазобедренных и в голеностопном суставах, чтобы не было завала на большие пальцы.
Необходимо следить за сохранением ровного корпуса и распределением его тяжести равномерно на обе ноги. Во время исполнения полуприседаний пятки от пола не отделяются.


Билет №4

ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАЛМЫЦКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.

Калмыцкие танцы относятся к ветви танцев народов России но, тем не менее, отличаются от остальных танцев. Свои корни они берут в монгольских народных танцах, многие элементы схожи с элементами танцев Сибири, Башкирии, Татарстана, Кавказа.
Среди калмыцких танцев можно выделить : «Ишкимдык» —мужской, быстрый, темпераментный, резкий танец; «Чичирдык» (Парящий орел),главным элементом которого является так называемая «тряска» — быстрое движение плечами вверх и вниз.

Воинственный танец «Далвлгын», например, танцы с подражанием животным и птицам – «Тула би» (подражание зайца), «Тогруна би» (подражание журавля), бытовые и этнографические танцы, свадебные, обрядовые: «Шарка-барка», «Баруна би», конечно же, не менее распространены и шуточные танцы – «Зодлгын» (икание), народные классические танцы рук – это «Чичердык» (тряска);

«Чичердык» – очень красочный и интересный народный калмыцкий танец, так как основным движением является тряска, но не определенной части тела, как плечи у цыган, например, а всего тела до кончиков пальцев в самом прямом смысле слова. Алые женские костюмы похожи на полевые тюльпаны. Танцовщицы очень мелкими, дробными шажками передают ощущение парения над землей. Мужские комбинации весьма сложны и сопровождаются выкриками.

«Ишкимдык» разрешается танцевать только лишь мужчинам, так как этот танец несет соревновательный характер, где танцоры демонстрируют слою силу и ловкость.

«Шарка-барка» — это своего рода танец-обращение к степи, это восхищение и соединение с природой. Здесь могут танцевать и женщины.

Достаточно интересным является и танец «Дорвдэ би», изюминкой которого являются руки танцующего — они начинают «танцевать» еще до начала музыки. Сам же танец базируется на быстрых переступлениях ногами под такт мелодии

Танцуют народный танец не только мужчины-калмыки, но и женщины. Цель танца – знакомство парней и девушек, поэтому они во время исполнения этих танцев стремятся понравиться друг другу. Как и во многих других народных танцах, мужская роль более боевая, женская — более нежная.
  Калмыцкие танцы характеризуются многообразием танцевальных фигур, получивших в народной практике специальные наименования: тошна, сюбеган, тушне, доро орнэ, эмен, ценна, иргимэ. Движения танцующего мужчины энергичны, стремительны, в женском, более спокойном танце преобладают плавные движения и мелкий шаг; руки парят в воздухе, выражая жестами разнообразное содержание.

Основной шаг.
Исходное положение: ноги в шестой позиции.
На счет «раз» - поставить правую ногу вперед с акцентом на пятку, левую отделить от пола;
«и» приставить левую ногу к правой ноге на полупальцах, правую приподнять;
«два» - переступить на полупальцах правой ноги рядом с левой ногой, левую ногу приподнять;
«и» - мягко поставить левую ногу на полную ступню рядом с правой ногой, правую отделить от пола.


Тряска «чичирдык».
Исходно положение: ноги в шестой позиции, корпус прямой. Перед исполнением движения нужно все мышцы расслабить, чтобы ярче продемонстрировать тряску. Исполняется на 1 такт.

Затакт - поднять левую ногу в бедре. На счет «раз» - опуститься на каблук левой ноги так, чтобы вздрогнул корпус, и приподнять правую ногу от бедра;
«и» - опуститься на каблук правой ноги так, чтобы вздрогнул корпус, и приподнять левую ногу от бедра;
«два - и» - то же, что и на «раз - и».
Руки раскрыты в стороны, в положение между второй и третьей позицией, кисти полузакрыты в кулачки и повернуты кверху. Постепенно руки закрываются от локтя к плечу и обратно. В другом варианте тряски руки раскрыты во вторую позицию ладонями вниз, и исполняется мягкая тряска плечами.

Первое переступание.
Исходное положение: ноги в шестой позиции. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз» - сделать небольшой акцентирующий шаг на правую ногу;
«и» - переступить на носок левой ноги;
«два» - переступить на носок правой ноги;
«и» - переступить на носок левой ноги.


Руки в положении «тюльпан».
Исполняя переступание ногами, руки постепенно поднимать из подготовительной позиции через первую во вторую, левую руку закрыть, дотрагиваясь кистью до талии, правую закрыть, дотрагиваясь кистью до плеча. Образованные руками два круга имитируют лепестки тюльпана – любимого цветка калмыков.



Второе переступание.
Исходное положение: ноги в шестой позиции. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз» - сделать небольшой шаг с ударом вправо правой ногой, правая рука поднята в третью позицию, кистью правой руки исполнить легкий взмах от себя;
«и» - подставить левую ногу рядом с правой ноги;
«два» - переступить на правую ногу;
«и»- переступить на левую ногу.

МЕТОДИКА ИСПОЛНЕНИЯ И ПОСЛЕДЛВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОУЧИВАНИЯ grands plie У СТАНКА.

1.Grand plie (полное приседания).
2. Постепенно вводит в работу и развивает мышцы, суставо – связочный аппарат, укрепляет ахиллово сухожилие, тазобедренный, голеностопный и коленный суставы. Подготовливает к прыжкам.
3.
Исполняется в характере башкирского, казахского, татарского, молдавского, украинского, русского и других народных танцев.
4.Музыкальный размер – 4/4, 3/4.
5.Исполнения движения
6. С подъемом на полупальцы, с наклонами корпуса, приседание плавное, пориседание отрывистое.
7. Исполнятся, может по всем позициям I прямой, I, II, III, IV, V позициях. - 4/4.
1 такт
«раз и» - плавное полуприседание(деми плие);
«два и» - полное приседание, пятки отрываются от пола в последний момент.
«три и» - подняться из полного приседания до полуприседания (деми плие), пятки опускаются на пол в первый момент;
«четыре и» - подняться из полуприседания.


8.
.Проучивать движение следует лицом к станку из первой выворотной позиции муз. размер 4/4 движение занимает 4 такта.
1 такт плавное полуприседание;
2 тактполное приседание, пятки отрываются от пола в последний момент, корпус сохраняем прямой, удерживаем ось, колени максимально разворачиваем в стороны.
3 такт - подняться из полного приседания до полуприседания, пятки опускаются на пол в первый момент;

4 такт - подняться из полуприседания, сдержано на мышцах.

Переход из одной позиции в другую осуществляется первоначально приемом перевода тяжести корпуса на опорную ногу и открывания (при переходе из I во II позицию) или закрывания (при переходе из II в I, III или V позицию) работающей ноги.
Полное приседания по
IV открытой позиции исполняются последними. В дальнейшем можно исполнять полное приседание 1-2 раза по одной позиции с переходом на другую позицию.


9. Следить за выворотностью в тазобедренных и в голеностопном суставах, чтобы не было завала на большие пальцы.
Необходимо следить за сохранением ровного корпуса и распределением его тяжести равномерно на обе ноги. Во время исполнения полуприседаний пятки от пола не отделяются.


Билет №5

ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОЛДАВСКОГО ЖЕНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.

История Молдовы – это суровая летопись непрерывной борьбы народа против чужеземных захватчиков. 300 – летнее иго турецкое – самый мрачный и жестокий период этой борьбы. В 1812 году Бессарабия (Молдова) вошла в состав Российского государства.

С незапамятных времен танцы сопровождались песнями, хлопками, задающими ритм или игрой на ударных инструментах. Много позже танцорам стали аккомпанировать духовые оркестры или тарафы, в состав которых входили скрипки, цимбалы, флейты и прочие народные инструменты

Для молдавского женского народного танца характерно стилевое разнообразие в зависимости от региона страны. Характерным для женских молдавских танцев является легкий, устремленный вверх подскок. Танцуют увлеченно, с большим темпераментом. Движения мягки и пластичны и вместе с тем очень четки и энергичны.

Встречается множество ритмов и темпов, различных положений рук с плавными, элегантными движениями в женских танцах. Четко обозначенная последовательность технических элементов определяет ярко выраженные национальные особенности молдавских народных танцев.

  1. «Хоры». (Молдавия, Болгария, Румыния)Для исполнения хоры девушки собираются в круг и обнимают друг друга за плечи. Они движутся вокруг центра (обычно по часовой стрелке), а каждый танцор исполняет серию из трех шагов вперед и одного шага назад. Темп медленный. Танец исполняется девушками плавно и спокойно. На свадьбах к хоре присоединяются и мужчины. Хора сопровождается игрой на чимпое, флуере, нае, скрипке и других народных инструментах.

  2. «остропэц» (связаны с ритуальными танцами, размер - 7/16 или 3/8, исполняются быстро, как правило, сольно, в руках танцующие держат какой-либо предмет из приданого),

  3. «хора-маре» (размер 6/8 или 3/8, исполняются медленно и умеренно, участники образуют круг, держатся за руки, которые согнуты в локтях и приподняты на уровне плеч).

  4. Оляндра — старинный молдавский народный хороводный танец. Музыкальный размер 3/8; темп умеренный. Исполняется подружками невесты как первый торжественный танец на свадьбе.
    По музыке и характеру хореографии оляндра практически повторяет трёхдольный жок, но оляндра — ещё более гибкий и изящный, так как в молдавской хореографической практике считается женским танцем. Также встречаетсяеврейские оляндры, мелодии которых очень близки к молдавским.

Позиции рук

Исходная позиция.

Обе руки свободно по бокам опущены вниз, кисти направлены ладонями к корпусу.

1-я позиция,

В чистом виде для молдавского танца не характерна. Встречается в парном танце, когда исполнители, стоя лицом друг к другу, держатся за руки.



2-я позиция.

Обе руки свободно раскрыты в стороны по линии плеч, кисти направлены ладонями вперед и слегка вверх.

3-я позиция.

Встречается в массовом танце; исполнители, держась за руки, поднимают их вверх.

В комбинированных положениях одна рука часто находится в 3-й позиции, кисть приподнята, направлена пальцами вверх, ладонью в сторону и слегка «к себе», другая рука в

ном положении.

Положения рук

1-е положение.

Обе руки, согнутые в локтях, лежат ладонями сбоку на талии, локти направлены в стороны и чуть вперед.



2-е положение.

Одна рука находится между 2-й и 3-й позициями, кисть поднята и направлена ладонью вперед, другая рука лежит ладонью сбоку на талии. Голова приподнята и повернута к плечу руки, лежащей на талии.

3-е положение.

Одна рука приложена ладонью сзади к затылку, локоть направлен в сторону и чуть отведен назад. Другая рука лежит ладонью сбоку на талии. Голова приподнята и чуть повернута к плечу руки, лежащей на талии.

Легкий бег в молдавских танцах встречается часто и выполняется по-разному.

1-й вид. Бег, резко отделяя от пола ноги, согнутые в коленях.

Исходное положение ног: 6-я позиция.

Исполнитель делает небольшие беглые шаги вперед, с носка на всю ступню, с каждым шагом слегка приседая и резко отделяя от пола другую ногу, согнутую в колене, колено направлено вперед, подъем свободен. Корпус прямой.

2-й вид. Бег, слегка отбрасывая назад ноги, присогнутые в коленях.

Исходное положение ног: 6-я позиция.

Исполнитель делает более широкие, чем в 1-м виде, беглые шаги вперед на всю ступню, с каждым шагом слегка приседая и отбрасывав назад другую ногу, присогнутую в колене. Корпус наклоняется вперед, помогая стремительности движения. Легким бегом исполнители могут двигаться в любом направлении, делать переходы, меняться местами, вращаться на месте и т. д.

Боковой ход

Исполнитель делает одной ногой небольшой, слегка выворотный боковой шаг, затем подставляет сзади другую ногу. Исполняется ход без оседаний и подниманий.

Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди.

Музыкальный размер: 2/4.

Раз - Небольшой выворотный боковой шаг правой ногой вправо на всю ступню. Левая нога, сгибаясь в колене, поднимается сзади, подтягивая стопу к щиколотке правой ноги.

и - Левая нога выворотно опускается сзади правой ноги на полупальцы, слегка выпрямляя колено. Правая нога отделяется от пола, свободная в колене на подъеме.

Два- Повторение движения на счет «раз»,

и - Повторение движения на счет «раз-и».

Ход можно выполнять с правой ноги с продвижением вправо, с левой ноги с продвижением влево, а также с правой ноги с продвижением влево, делая выворотные шаги правой ногой спереди накрест левой, и с левой ноги с продвижением вправо, делая выворотные шаги "свой ногой спереди накрест правой.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта