Билеты. Народный танец. экзамен народ. танец 1. Билет 1 характеристика и основные элементы белорусского женского народного танца
Скачать 410.38 Kb.
|
Движение №2. Шаги с подскоками. Исполнитель делает шаг вперед, отделяя от пола другую ногу, согнутую в колене, и подскакивает на опорной ноге. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4 раз Шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы. Левая нога поднимается невысоко вперед, согнутая в колене, колено направлено вперед, подъем вытянут, но не напряжен. и Подскок на правой ноге на низких полупальцах, колено слегка присогнуто. Левая нога в том же положении. два Шаг левой ногой вперед, как на счет «раз». и Подскок на левой ноге, как на счет «раз-и». Корпус или прямой, или наклонен вперед. Шагами с подскоком можно двигаться вперед и назад, прямо или по кругу, можно делать переходы, вращаться на месте, поодиночке и попарно, меняться местами, обходя друг друга с правой или левой стороны, и т. д. Движение №3. Бег с одной ноги. Исполнитель делает одной ногой крупный беглый шаг в сторону, затем подставляет другую ногу сзади, как бы сбивая ногу, сделавшую шаг. Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди. Музыкальный размер: 2/4. Раз Крупный беглый шаг правой ногой вправо на полупальцы, колено вытянуто. Левая нога, сгибаясь в колене, поднимается сзади, подтягивая стопу почти под колено правой ноги. и Левая нога опускается позади правой ноги по 3-й позиции на всю ступню или на низкие полупальцы, как бы сбивая правую ногу, колено присогнуто. Правая нога, вытянутая в колене, поднимается вперед-вправо, готовясь к шагу. два Беглый шаг правой ногой вправо, как на счет «раз». и Левая нога опускается позади правой, как на счет «раз-и». Делая беглый шаг, исполнитель как бы подтягивается вверх: подставляя другую ногу сзади, он слегка приседает. Ход выполняется все время с правой или с левой ноги, соответственно чему меняются положения корпуса и головы. Во время хода с правой ноги корпус направлен правым плечом по ходу движения, голова приподнята и повернута к правому плечу; во время хода с левой ноги корпус направлен левым плечом по ходу движения, голова приподнята и повернута к левому плечу. Этим ходом можно двигаться по кругу и по прямой, можно выполнять парное вращение и т. д. Движение выполняется стремительно, темпераментно, четко. Подбивка вперёд Исходное положение: III позиция ног. Затакт – правая нога поднимается вперёд на 450. «1» - перескок на полупальцы правой ноги, как бы сбивая левую ногу, левое колено согнуто, стопа у правой икры сзади. «И» - левая нога, подбивая правую ногу, опускается сзади в III позицию, слегка присесть на полупальцах, вытянутая правая нога резко поднимается вперёд. «2-И» - повторить движение. Подбивка вперёд с переменой ног Затакт – правая нога поднимается вперёд на 450. «1» - перескок на полупальцы правой ноги, как бы сбивая левую ногу, левое колено согнуто, стопа у правой икры сзади. «И» - подскок на полупальцах правой ноги, слегка согнув колено, вытянутая левая нога резко поднимается вперёд на 450. «2-И» - движение повторяется с левой ноги. Перескок с одной ноги на другую Высоко поднимая колени: двойной перескок и остановка, тройной перескок с последующим подскоком, перескоки с последующим ударом (по III и по VI позициям), с выносом ноги на каблук. Например, перескок и удар по VI и III позициям. Затакт – левая нога отрывается от пола. 1-й такт: «1» - перескок на левую ногу, колено направлено влево; правая нога с согнутым коленом поднимается на 900, колено направлено влево. «И» - удар правой ногой в VI позицию. «2» - удар правой ногой в III позицию. «И» - пауза. 2-й такт: Повторить движение с другой ноги. Ножницы Исходное положение: VI позиция ног. «И» - небольшое приседание. «1» - скользя стопами обеих ног, правую ногу провести вперёд, а левую ногу – назад. «2» - скольжением поменять положение ног. Может исполняться из VI позиции во II параллельную позицию на полупальцах, оттуда в перекрещенную позицию, также на полупальцах, слегка выворотно, затем снова во II и VI позицию. МЕТОДИКА ИСПОЛНЕНИЯ И ПОСЛЕДЛВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОУЧИВАНИЯ ronds de jambe par terre СОКРАЩЕНОЙ СТОПОЙ (РЕБРОМ КАБЛУКА), ВПЕРЕД И НАЗАД. 1. ronds de jambe par terre (круговое движение ноги по полу каблуком) 2.Развивает подвижность в тазобедренном, и голеностопном суставах, укрепляет щиколотку. 3. Исполняется в русском, эстонском, татарском, молдавском, украинском характерах. 4. Музыкальный размер – 3/4, 4/4. 5. Исполнить движение 6. Основной вид, с деми плие на опорной ноге, с поворотом пятки опорной ноги, с полуприседанием и поворотом пятки опорной ноги, «обводка». 7. Исполняем из V позиции на 1 такта - 4/4. Preparation: работающая нога выводится в сторону принципом battement tendu, приподнимается на 30 градусов и исполняет мазок (flac) полупальцами и приводится на cou – de – pied назад. Вперед 1 такт: «и раз » - работающая нога, обнимая щиколотку опорной ноги, опускается в не выворотном положении на пол внешним ребром стопы впереди около стопы опорной ноги в скошенном положении; «и два » - работающая нога скользит по полу вдоль опорной ноги в положение накрест по отношению к опорной, постепенно отделяя пятку от пола. «и три» -перевести ступню работающей ноги на ребро пятки и исполнить круг по полу, до положения в сторону; «и четыре» - работающая нога исполняет мазок (flac) полупальцами и приводится на cou – de – pied назад. Назад И.п. – V позиция , правая нога впереди. на 1 такта - 4/4. Preparation: работающая нога выводится в сторону принципом battement tendu, приподнимается на 30 градусов и исполняет мазок (flac) полупальцами и приводится на cou – de – pied назад. «и раз » - работающая нога, опускается на всю ступню в V позицию; «и два» - работающая нога скользит по полу вдоль опорной ноги в положение накрест по отношению к опорной, постепенно отделяя пятку от пола. «три и» - перевести ступню работающей ноги на ребро пятки и исполнить круг по полу, до положения в сторону; «и четыре » - работающая нога исполняет мазок (flac) полупальцами и приводится на cou – de – pied назад. 8. При круговых движениях по полу пяткой исполнитель начинает движение вытянутым носком, но потом сокращает ногу в подъеме, переводит на пятку и проводит по полукругу ребром пятки до II позиции. Круговое движение пяткой до положения «назад» более эффективно, когда исполняется в сочетании с полуприседанием на опорной ноге. И.п. – V позиция , правая нога впереди. на 4 такта - 4/4. Preparation: работающая нога выводится в сторону принципом battement tendu, приподнимается на 30 градусов и исполняет мазок (flac) полупальцами и приводится на cou – de – pied назад. 1 такт: «раз и два и» - работающая нога, обнимая щиколотку опорной ноги, опускается в не выворотном положении на пол внешним ребром стопы впереди около стопы опорной ноги в скошенном положении; «три и четыре и» - работающая нога скользит по полу вдоль опорной ноги в положение накрест по отношению к опорной, постепенно отделяя пятку от пола. 2 такт: «раз и два и» - перевести ступню работающей ноги на ребро пятки и исполнить круг по полу, до положения в сторону; «три и четыре и» - подвести ногу скольжением ступнёй по полу к опорной сзади и прижать пяткой немного выше щиколотки. Назад И.п. – V позиция , правая нога впереди. на 2 такта - 4/4. Preparation: работающая нога выводится в сторону принципом battement tendu, приподнимается на 30 градусов и исполняет мазок (flac) полупальцами и приводится на cou – de – pied назад. 1 такт: «раз и два и три и четыре» - работающая нога, обнимая щиколотку опорной ноги, опускается в не выворотном положении на пол внешним ребром стопы впереди около стопы опорной ноги в скошенном положении; 2 такт: «раз и два и три и четыре и» - работающая нога скользит по полу вдоль опорной ноги в положение накрест по отношению к опорной, постепенно отделяя пятку от пола, ступня приводится в точку пуане. 3 такт: «раз и два и три и четыре» - перевести ступню работающей ноги на ребро пятки и исполнить круг по полу, до положения в сторону; 4 такт: «раз и два и три и четыре и» - рабочая нога поднимается на 30 градусов и приёмом flac закрывается на cou – de – pied назад. 9. Не оседать на бедре опорной ноги, корпус остаётся не подвижным, всё движение исполняется равномерно, приведение к положению cou – de – pied острое, как удар. Избежать ошибки потянутый корпус, вес над ногами, колено втянуто, не оседая на бедро, ступня сокращенная пальцы ступни натянуты на себя. Билет №7 ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УКРАИНСКОГО ЖЕНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА. Украины по своим отличительным чертам и этнографическим особенностям делится на 4 основные региона: а) Центральная Украина. Танцем культура этого района очень богата. Здесь бытуют гопак, и казачки, веснянки, хороводы и прочие танцы. б) Полесье и Подолье. Тут особенно сказывается географическое положение и климатические условия, также соседство с другими народами. Особый род занятий породили и своеобразную манеру исполнения танцев. Шаги танцев более мелкие, с прискоком, осторожные. Наиболее распространенными в этих краях являются такие танцы как – "Прутняк". Само название этого танца говорит за себя – это, значит, крутиться, вертеться. Из географического положения видно, что на творчество Полесья большое влияние имеют Польша и Белоруссия. в) Подолье. Район Украины, примыкающий к Карпатам и выходящий к границе с Венгрией, Румынией, Чехией. В этих местах издавна развивались овцеводство, скотоводство, имеющие решающее значение в оформлении быта и культуры этого края. В танцах преобладают трудовые и игровые темы. Повсеместно бытуют в этой местности такие танцы как "Роман", "Никола", "Марина" и пр., которые чаще всего строятся на игровом элементе и на отношениях между участниками. Очень распространены тут обрядовые пляски и хороводы. г) Карпаты. Наиболее в этнографическом плане большая зона. Карпаты населяет множество больших и малых народов. Культура здесь очень богата и своеобразна, подчас даже контрастна одна другой. Тут как нигде сказывается близость и влияние соседей. Каждый район и область очень своеобразны и неповторимы. Гуцулы(коломийка), буковинцы, бойки, станиславцы, верховинцы и множество других народностей, населяющих Карпаты, - все имеют свою песню, танцевальную культуру, свой костюм, свои обряды и обычаи. Изучение собранного хореографического и музыкального материала дает возможность выделить три основных жанра украинских народных танцев: хороводы, сюжетные и бытовые танцы. Бытовые танцы очень разнообразны по хореографическому рисунку. Но все они построены на одних и тех же танцевальных движениях: «переменный шаг», «тинки», «присядки», «выхилястники», «голубцы», «дробушки», «притопы», «обертасы» и т.д. Характерны для женского украинского танца хороводы – веснянки, гаивки, связанные с трудовой деятельностью и магическими действами. В некоторых хороводах поэтическое слово постепенно утратило доминирующее значение и уступило место собственно танцу. «Подоляночка», «Голубка» - лирические хороводы, «Коваль», «Гречка», «Лен» - связаны с имитацией трудовых процессов. Украинский женский танец нежные, мягкие тона характеризуют его. Тут и речи не может быть о неожиданных, ярких вспышках, типичных для мужчины. Никаких резких движений, рывков, скачков не допускается. Служа мягким фоном для мужского танца и выделяя его собой, женский танец, тем не менее, не теряет своей ценности и самостоятельности. Плавные ходы, не нарушающие особенностей женского украинского костюма. Украинские танцы- «Веснянки», танцую обычно девушки, имеет культово-обрядовое значение. «Метелица», «Гопак» - парно-массовый танец. ПОЗИЦИИ РУК Итак, в украинском танце применяются всего семь позиций рук народносценического танца. 1,2,3 позиции соответствуют позициям, применяемым в классическом танце. 4 позиция – обе руки, согнутые в локтях, лежат кулачками сбоку на талии, локти слегка направлены вперед. 5 позиция – руки скрещены на груди. Это положение возможно в трех вариантах: Женское, когда локти от корпуса чуть отведены. Правая рука находиться под левой рукой, кисть правой руки лежит ладонью на левой руке выше локтя, кисть левой руки находится над правой рукой. Женское, когда руки плотно прижаты к корпусу, кисти зажаты в кулачок и спрятаны под локтями противоположных рук. Мужское, когда локти от корпуса отведены и направлены вперед, кисти лежат ладонями на противоположных руках, чуть выше локтя. 6 позиция – обе руки согнуты в локтях, лежат на затылке, как бы придерживая папаху или венок, локти направлены в стороны. 7 позиция – обе руки, согнутые в локтях, находятся за спиной. ПОЛОЖЕНИЯ РУК В украинском танце применяются такие положения рук: подготовительное, 1 основное, 2 основное, которые были описаны ранее. Кроме того есть положения рук, очень характерные для украинского танца. 1-е положение (женское). Девушка, взяв за концы ленты, свисающие сзади от венка, разводит их в стороны, кисти находятся чуть выше плеч, тыльной стороной направлены назад, закругленные локти подняты в стороны. 2-е положение (женское). Одна рука лежит ладонью на груди, придерживая бусы, другая или лежит кулачком сбоку талии или находится в исходной позиции. 3-е положение (женское). Кисть правой руки приложена кулачком к правой щеке и повернута тыльной стороной к зрителю, согнутый локоть направлен вниз. Кисть левой руки кулачком приложена снизу к локтю правой руки. Левая рука от локтя до кисти или приложена к корпусу или чуть отведена от него. Корпус прямой, голова опирается на кулачок и может быть повернута к правому или левому плечу. 4-е положение (мужское). Правая рука приложена ладонью к затылку, как бы придерживая папаху. Левая рука лежит кулачком сбоку на талии. Корпус повернут левым плечом вперед, голова приподнята и слегка повернута к клеевому плечу. Музыкальный размер 2/4 1.Бегунец (1 такт) а) Бегунец вперед. Исходное положение: станьте лицом вперед по движению, ноги в 6-й позиции, руки опустите на талию (кулачками). Затакт Слегка присев на левой ноге, отведите правую ногу вперед и, вытянув ее, немного приподнимите. Сделайте небольшой прыжок вперед (в ширину), как бы перепрыгивая через низкое препятствие. РАЗ — опуститесь после прыжка на всю ступню правой ноги, слегка ослабляя колено, и проведите вперед левую ногу. |