Главная страница

Билеты. Народный танец. экзамен народ. танец 1. Билет 1 характеристика и основные элементы белорусского женского народного танца


Скачать 410.38 Kb.
НазваниеБилет 1 характеристика и основные элементы белорусского женского народного танца
АнкорБилеты. Народный танец
Дата04.09.2021
Размер410.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэкзамен народ. танец 1.docx
ТипДокументы
#229359
страница8 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

«Гармошка»

Движение занимает 1 такт.

«И» (затакт) - каблук правой ноги и носок левой при поднять над полом и скользящим движением перевести вправо.
«Раз» - каблук и носок опустить на пол: носки соприкасаются, каблуки разведены в стороны.
«И» - носок правой ноги и каблук левой слегка приподнять над подом и скользящим движением перевести вправо.
«Два» - каблук и носок опускаются на пол; каблуки соприкасаются, носки разведены в стороны.
«И» - пауза или повторить движение.

Движение выполняется вправо, влево, по кругу (с поворотом вокруг оси). Голова медленно поворачивается в сторону по ходу движения. Движение ног дополняется разнообразными движениями рук. При движении вправо центр

тяжести незаметно перемещается на левую ногу, при движении влево - на правую. Это движение выполняется плавно, ноги в коленях выпрямлены.

«Припадания»

Движение занимает 1/2 такта.

«И» (затакт) - мягкий подъем на полупальцы левой ноги, колено выпрямить. Правую ногу слегка приподнять (стопа параллельна полу). Центр тяжести перенести на левую ногу.
«Раз» - правую ногу плавно всей стопой опустить на пол в исходное положение: колени согнуты и направлены вперед. Левую ногу приподнять над полом. Центр тяжести перенести на правую ногу.
«И» - пауза или повторить движение. Голова повернута чуть вправо и опущена вниз.

Припадание выполняется плавно, задумчиво, с незначительным продвижением вперед или в сторону; шаги небольшие, на полстопы. Очень часто этот вид припадания исполняется на месте или в медленном повороте вокруг себя. Полный поворот совершается за 4 или 8 припаданий.

«Ковырялочка»

Движение занимает I такт.

Без подскока

«И» (затакт) - одновременно с поворотом корпуса влево на низких полупальцах левой ноги правой ногой, согнув ее в колене и вытянув носок, сделать сильный взмах от колена назад-вправо. Голову повернуть вправо, взгляд через плечо на стопу правой ноги.
«Раз» - правую ногу, согнув в колене и направив его влево, опустить носком в пол; пятка направлена вправо. Положение корпуса и головы не меняется. «И» - одновременно со скользящим движением на низких полупальцах левой ноги (колено свободно) корпус и голову повернуть к правой ноге. Одновременно с поворотом корпуса правую ногу, выпрямляя в колене, поднять вперед, стопа сокращена.
«Два» - правую ногу, выпрямив в колене, опустить на ребро каблука в ту точку, где раньше находился носок; подъем сокращен, носок направлен вверх. Колено левой опорной ноги в этот момент выпрямлено или полусогнут. Взгляд на носок правой ноги или прямо перед собой.
«И» - пауза.

При повторении движения с другой ноги центр тяжести перенести на правую ногу, которая переходит с ребра каблука на всю стопу.

С подскоком

«Раз» - одновременно с легким подскоком на левой ноге, полусогнутой в колене, и поворотом корпуса влево сделать сильный взмах правой ногой (согнув в колене, носок вытянут) от колена назад-вправо. Голову повернуть вправо, взгляд через плечо на стопу правой ноги.
«И» - правую ногу, полусогнув в колене, опустить невыворотно носком в пол; колено направлено влево, стона — вправо. Корпус и голова сохраняют прежнее положение.
«Два» - одновременно с легким подскоком на левой ноге, полусогнутой в колене, корпус и голову повернуть вправо: правую ногу, выпрямляя в колене, поднять вперед на 45";стопа сильно сокращена, носок направлен вверх.
«И» - правую ногу, выпрямив в колене, опустить на ребро каблука в ту точку, где раньше находился носок: стопа сокращена, носок направлен вверх. Колено левой опорной ноги вытянуто или полусогнуто. Положение корпуса не меняется, Взгляд направлен на носок правой ноги (или голова поворачивается влево). Повторяя движение с другой ноги, сделать легкий подскок на правой ноге, центр тяжести перенести на правую ногу, левая нога делает взмах от колена назад.

«Молоточки».

Движение занимает 1/2 такта. И.П. - I прямое.
«раз» - после небольшого подскока на обеих ногах левая с присогнутым коленом опускается на низкие полупальцы; колено направлено вперед. Правая сгибается в колене и с «сокращенной» стопой резко поднимается в прямом положении от колена назад - вверх, носок направлен в пол.
«И» - короткий удар в пол полупальцами правой ноги, присогнутой в колене, около каблука левой. После удара согнутая в колене нога сразу резко, акцентированно отскакивает в прямом положении назад - вверх. Колено правой ноги не должно отходить далеко вперед или назад от колена левой.

МЕТОДИКА ИСПОЛНЕНИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОУЧИВАНИЯ battemt tendu jetes С РАБОТОЙ ПЯТКИ ОПОРНОЙ НОГИ.

Battement tendu jete.

1.Маленькие броски на 30.
2.Развивает мышцы голени, способствует подвижности коленного сустава, бедра, вырабатывает силу и лёгкость ног.
3.Музыкальный размер – 2/4.
4.Исполняется в характере молдавского, украинского, белорусского, польского, итальянского танцев.
6. Виды: battement tendu jete с движением пятки опорной ноги, battement tendu jete с движением пятки опорной ноги на demi – plie, battement tendu jete с сокращенной стопой, battement tendu jete с опусканием рабочей ноги на каблук и demi-plie на опорной ноге.

7. Основной вид: И. п. –V позиция. Руки опустить вниз. Движение занимает 1 такт .
И раз - исполнить маленький бросок ногой невысоко на 30 вперед, одновременно опуская пятку опорной ноги на пол.
И два - закрыть правую ногу в V позицию. Одновременно поднимается пятка опорной ноги наверх

8.Проучивание battements tendus jetes занимает 8 тактов

И. п. – Лицом к станку, I позиция.

Такт 1- 2: (раз и два и) Выведение рабочей ноги в точку пуане в сторону. Одновременно пятку опорной ноги опустить .

Такт 3-4: – исполнить резкий маленький бросок ногой на 30 градусов и фиксируем её.

Такт 5-6: - опустить в точку пуанте. Нога натянута до кончиков пальцев

Такт 7-8: - приемом battements tendus закрыть ногу в I открытую позицию. Одновременно поднять пятку рабочей ноги.

9.Ошибки:

  • Нет синхронности в работе ног.

  • Не соблюдается единое demi-plie на протяжении исполнения всего движения

  • Нога бросается выше и только затем опускается в нужную точку.

  • В момент броска сотрясается корпус.

  • Нога качается после броска

Билет №15

ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЖСКОГО УКРАИНСКОГО ТАНЦА


Большой «тынок»

Исполнитель делает высокий перескок с одной ноги на другую, поднимая вперед ноги, согнутые в коленях, после перескока — два переступания на месте, одна нога накрест другой.

Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди. Музыкальный размер: 2/4.

ЗАТАКТ И — Исполнитель приседает на всей ступне левой ноги, высоко поднимая вперед правую ногу, согнутую в колене, затем, отталкиваясь левой ногой, начинает высокий прыжок. В момент прыжка согнутая в колене правая нога в воздухе разворачивается вправо. Левая нога также высоко поднимается, резко сгибая колено и направляя его вперед. Корпус поворачивается левым плечом вперед, голова поворачивается к левому плечу.

РАЗ — Исполнитель с прыжка опускается на всю ступню правой ноги, слегка приседая. Левая нога остается в воздухе, согнутая в колене.

И — Левая нога сверху опускается на полупальцы, переступая спереди, накрест правой ноги, носок направлен вперед, колено свободно. Правая нога чуть отделяется от пола.

ДВА — Исполнитель переступает на месте на всю ступню правой ноги позади левой ноги. Левая нога высоко поднимается вперед, согнутая в колене. Корпус и голова в том же положении.

И — Исполнитель, отталкиваясь правой ногой и выше поднимая левую ногу, начинает прыжок.

Движение продолжается с левой ноги.

Во время прыжка ноги, согнутые в коленях, высоко поднимаются, во время переступа-ний ноги, свободные в коленях, слегка отделяются от пола. Делая «тынок» с правой ноги, исполнитель поднимает правую руку в 3-ю позицию, левая кладется сбоку на талию, при выполнении «тынка» с левой ноги руки меняются направлениями.

«Упадание» и большой «тынок» в повороте

Исполнитель, сделав шаг вперед, наклоняется к опорной ноге, как бы падая на нее и поднимая другую ногу назад, переступает на другую ногу, затем делает большой прыжок, поворачиваясь в воздухе на полный круг, и делает двапереступания одной и другой ногой. Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди. Исполнитель стоит лицом к зрителю.

Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает два такта.

1-й такт

РАЗ — Резкий шаг правой ногой вперед накрест левой ноги на всю ступню, слегка приседая. Корпус круто поворачивается правым плечом вперед и наклоняется к правой ноге, голова наклоняется вперед. Левая нога отделяется сзади от пола, согнутая в колене И — Пауза

ДВА — Исполнитель опускается на всю ступню левой ноги, ставя ее позади правой ноги и слегка приседая на ней. Правая нога поднимается вперед, согнутая в колене. Корпус резко выпрямляется.

И — Исполнитель, сильно оттолкнувшись, начинает высокий прыжок с полным поворотом в воздухе вправо. Во время прыжка вслед за правой ногой высоко поднимается левая нога, согнутая в колене. Колени направлены вперед.

2-й такт

РАЗ — Закончив полный поворот лицом к зрителю, исполнитель опускается на правую ногу, слегка приседая. Левая нога остается в воздухе, согнутое колено направлено вперед. Корпус подтянут, повернут левым плечом вперед

И — Исполнитель переступает на полупальцы левой ноги перед правой ногой, носок направлен вперед, колено свободно. Правая нога слегка отделяется от пола.

ДВА — Исполнитель переступает на всю ступню правой ноги на месте позади левой ноги, колено свободно. Корпус подтянут и повернут левым плечом к зрителю. Голова приподнята и повернута к левому плечу.

И — Пауза

Движение продолжается с левой ноги, с полным поворотом влево во время «тынка».

При «упадании» на правую ногу правая рука опускается вперед, левая кладется сбоку на талию, во время «тынка» правая рука поднимается в 3-ю позицию и раскрывается во 2-ю, левая остается сбоку на талии; или во время «упадания» левая рука на затылке, правая на талии, во время «тынка» обе руки поднимаются вверх и придерживают сзади папаху, локти закруглены. При движении с левой ноги руки соответственно меняются направлениями.

Своеобразие движению придает контрастное положение корпуса: во время «упадания» корпус сильно наклоняется вперед, во время «тынка» в повороте корпус выпрямляется. Выполняется движение сильно и вместе с тем легко, исполнитель как бы повисает в воздухе во время прыжка. Темп медленный или средний.

Растяжка в воздухе или разножка в украинском танце

После полуприседания по 1-й позиции исполнитель делает высокий прыжок, раскрывая в воздухе ноги в стороны и ударяя во время прыжка ладонями по носкам обеих ног. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

РАЗ — Исполнитель, чуть заметно подскочив, делает полуприседание по 1-й позиции.Корпус прямой.

ДВА — Сильно оттолкнувшись, исполнитель высоко прыгает, резко, рывком раскрывая в стороны ноги, вытянутые в коленях, с невытянутым подъемом, и ладонями поднятых в стороны рук сверху ударяет по носкам, направленным вверх. Корпус, помогая движению, сильно наклоняется вперед.

На счет «раз» следующего такта исполнитель опускается на полупальцы обеих ног по 1-й позиции, слегка приседая. Выполняется растяжка легко, исполнитель быстро отскакивает от пола и как бы повисает в воздухе. Движение может исполняться самостоятельно или чередоваться с присядками.

Высокий прыжок, поднимая ноги вперед, щучка в украинском танце

Принцип движения тот же, что и в предыдущем движении. Исполнитель, сделав полуприседание по 6-й позиции, высоко прыгает вверх и во время прыжка поднимает обе ноги вперед, сильно вытянутые в коленях, подъем не вытянут, носки направлены вверх. Во время прыжка исполнитель ударяет пальцами по носкам обеих ног сверху. Корпус во время прыжка сильно наклоняется вперед.

Высокий прыжок, поднимая назад ноги, согнутые в коленях

Принцип движения тот же, что и в предыдущих прыжках. После полуприседания по 6-й позиции исполнитель делает высокий прыжок, поднимая назад согнутые в коленях ноги. Корпус, сильно прогибаясь в талии, отклоняется назад, голова во время прыжка поворачивается или к

правому, или к левому плечу. С прыжка исполнитель опускается на полуприседание по 6-й позиции.

Присядка с подниманием ноги вперед в украинском танце

Исполнитель невысоко поднимается с глубокого приседания поочередно то на одну, то на другую ногу, одновременно выворотно поднимая вперед работающую ногу, согнутую в колене.

Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

РАЗ — Исполнитель с чуть заметного подскока резко и глубоко приседает на полупальцах обеих ног, пятки вместе, носки врозь, колени направлены в стороны.

ДВА — Исполнитель с небольшим подскоком невысоко поднимается с глубокого приседания на низкие полупальцы левой ноги, колено согнуто. Правая нога выворотно поднимается вперед, сильно согнутая в колене, доводя стопу до колена опорной ноги, колено правой ноги направлено вправо, подъем вытянут, но не напряжен. В этом виде присядки исполнитель, поднявшись с глубокого приседания, остается на ноге, сильно согнутой в колене. Корпус прямой, голова прямая. Руки могут находиться во 2-й позиции, в положении № 1, № 2 и т. д.

Боковая присядка в украинском танце с подниманием ноги в сторону

Исполнитель после глубокого приседания отскакивает в сторону на одну ногу, поднимая другую ногу. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

РАЗ — Исполнитель с чуть заметного подскока резко, и глубоко приседает на полупальцах обеих ног, колени направлены в стороны.

ДВА — Исполнитель резко и невысоко поднимается с глубокого приседания, слегка отскакивая вправо на низкие полупальцы правой ноги, колено.согнуто. Левая нога поднимается невысоко влево, колено и подъем свободны. Корпус прямой или слегка отклонен на правый бок. Голова направлена лицом к зрителю или слегка повернута к левому

плечу. Правая рука открывается вправо на уровне правого плеча, левая рука лежит сбоку на талии.

С началом следующего такта движение выполняется с другой ноги. Направление корпуса и рук соответственно меняется.

«Ползунок» В украинском танце

Не поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель перескакивает на полупальцах с одной ноги на другую, поочередно выбрасывая вперед то правую, то левую ногу.

Исходное положение: исполнитель находится на глубоком приседании по 6-й позиции, на полупальцах колени направлены вперед. Музыкальный размер: 2/4.

РАЗ — Чуть подскочив, но не поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель перескакивает на полупальцы левой ноги. Правая нога поднимается вперед, вытягиваясь в колене, подъем вытянут, но не напряжен.

И — Пауза

ДВА — Не поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель перескакивает на полупальцы правой ноги. Левая нога поднимается вперед, вытягиваясь в колене, подъем вытянут, но не напряжен

И — Пауза.

Руки могут быть во 2-й позиции в положении № 2, № 1 и т. д. Корпус все время остается прямой, подтянутый. Темп быстрый, средний или медленный.

«Мельница»

Исполнитель вращается на одной ноге на глубоком приседании, помогая руками, которые упираются ладонями в пол, и то одна, то другая передвигаются по ходу вращения.

Исполнитель находится на глубоком приседании на полупальцах правой ноги, колено и носок направлены вперед. Левая нога поднята влево, слегка присогнутая в колене, или отведена назад. Во время движения она все время находится в воздухе. Корпус сильно наклонен вперед, к ноге, находящейся на полу. Руки упираются ладонями в пол на расстоянии ширины плеч, пальцы направлены вперед.

В таком положении исполнитель вращается вправо, быстро перебирая руками по ходу вращения, т.е. опуская на пол поочередно ладонь правой, затем левой руки на каждую восьмую такта. Опорная нога вращается на месте на подушечке стопы. Это движение можно выполнять на левой ноге с вращением влево. Темп быстрый.

«Подсечка» В украинском танце

Движение выполняется на одной ноге на глубоком приседании. Другой ногой исполнитель описывает круг, подбивая спереди опорную ногу и в момент подбивки упираясь в пол ладонями обеих рук.

Исполнитель находится на глубоком приседании на полупальцах левой ноги, колено и носок направлены вперед. Правая нога отведена вправо и касается пола внутренней стороной стопы, колено свободно или слегка присогнуто. Корпус сильно наклонен вперед. Исполнитель упирается ладонями обеих рук в пол на расстоянии плеч.

Начиная движение, исполнитель проводит правую ногу вперед, скользя по полу каблуком, носок поднят вверх. Чтобы дать возможность ноге описать полукруг «перед собой», он отделяет поочередно правую, затем левую руку от пола и, переведя ногу, тут же опускает руки ладонями на пол. Затем правая нога направляется назад, скользя по полу наружной исполнитель крепко упирается ладонями в пол, перенося тяжесть тела на руки. После подбивки левая нога опускается на пол на полупальцы, а правая нога, скользя носком по полу, проводится назад вправо, заканчивая полный круг.

Движение можно повторять несколько раз подряд. Правая нога равномерно описывает круг, нигде не задерживаясь.

МЕТОДИКА ИСПОЛНЕНИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ДВОЙНОЙ ДРОБИ

В двойной дроби исполнитель два раза подряд ударяет одной ногой об пол, причем первый удар короткий, после него нога тотчас же упруго отделяется от пола;

со вторым ударом нога крепко становится на пол, как бы припечатывая.

В дробях этого вида как первый, так и второй удар может выполняться не только всей ступней, но также или каблуком, или подушечкой стопы, причем акцентируется чаще второй, но иногда и первый удар.

Музыкальный размер 2/4

Движение занимает 2 такта.

1 - й такт

Раз - подскочить на левой ноге, приподнимая правую ногу рядом с левой.

И - ударить каблуком правой ноги по 1 прямой позиции.

Два - подскочить на левой ноге, приподнимая правую ногу рядом с левой.

И - ударить полупальцами правой ноги по 1 прямой позиции

2 – й такт
Раз – перескочить на правую ногу, приподнимая левую ногу рядом с правой.
И – ударить каблуком левой ноги по 1 прямой позиции
Два – подскочить на правой ноге, приподнимая левую ногу рядом с правой
И – ударить полупальцами левой ноги по 1 прямой позиции

Билет №16

ДРОБИ – ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАРОДНОГО ТАНЦА, ВИДЫ И МЕТОДИКА ИСПОЛНЕНИЯ

В русском танце имеется весьма распространенный вид движений, выполняемых сильными, четкими, короткими и частыми ударами ног об пол. Танцующий как бы выстукивает ногами ритм танца. Такие движения русской пляски называются «дроби». Дроби весьма разнообразны по ритму и технике исполнения. В некоторых случаях дробь исполняется ударами поочередно одной и сразу же другой ногой в разных ритмических сочетаниях. Нога с каждым ударом опускается сильно и четко, на всю ступню.

В двойной дроби исполнитель два раза подряд ударяет одной ногой об пол, причем первый удар короткий, после него нога тотчас же упруго отделяется от пола; со вторым ударом нога крепко становится на пол, как бы припечатывая. В дробях этого вида как первый, так и второй удар может выполняться не только всей ступней, но также или каблуком, или подушечкой стопы, причем акцентируется чаще второй, но иногда и первый удар.

Третий вид дроби — тройная дробь, в которой подряд следуют два коротких удара: обычно первый — каблучком, второй — подушечкой стопы и третий — сильный удар всей ступней другой ноги. Дроби в танце выполняются: на .месте, с продвижением вперед, с поворотом, сочетаются с подскоками, хлопушками и т. д.

К дробным движениям относятся также притопы, т. е. отдельные удары всей ступней об пол. Исполнитель слегка отделяет при-согнутую ногу от пола и с ударом опускает ее на пол на всю ступню. Притопы в русских плясках очень распространены и применяются в различные моменты танца. Исполнитель, начиная танец, может сделать несколько раз притоп одной ногой, на счет «раз» каждого такта, а потом пуститься в пляс. Притоп одной ногой может заканчивать движение; исполнитель, сделав то или иное «колено», с ударом опускает ногу на всю ступню. Притопы выполняются весело, задорно, лихо.

Ход № 1 «Дробный ход»

Небольшие шаги на всю ступню с коротким ударом об пол перед следующим шагом. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Раз Небольшой шаг правой ногой вперед, с ударом на всю ступню, колено присогнуто и направлено вперед.
и Короткий, отрывистый удар всей ступней левой ноги об пол около правой ноги по 6-й позиции, колено присогнуто и направлено вперед.
Два Небольшой шаг вперед левой ногой, как на счет «раз». Короткий, отрывистый удар всей ступней правой ноги об пол около левойноги, как на счет «раз-и».

Движение продолжается шагом правой ногой вперед.

Короткий удар перед шагом на счет «и» можно выполнять не всей ступней, а каблучком. Дробным ходом можно двигаться по кругу, вперед, из стороны в сторону и т. д. Темп, медленный, средний или быстрый. Выполняется дробь четко, легко, ритмично.

Ход №2 «Переменный дробный ход»

Этот ход выполняется дробными шагами и притопами.

Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2.4. Движение занимает два такта.

Ход №3 «Мелкий дробный ход на всей ступне»

Исполнитель делает три быстрых и коротких переступания одной и другой ногой. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Ход №4 «Дробный боковой ход» Выполняется как ход № 9 «припадание», но с двойными ударами, Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди. Музыкальный размер: 2/4.

Xод №5 «Мелкий дробный ход с каблука»

Исполнитель делает сначала короткий удар об пол — каблуком, слегка проскальзывая им вперед, затем перескакивает на всю ступню той же ноги. И сходное положение ног; 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Xод №6 «Дробный ход с ударами каблуком и подушечкой стопы»

Исполнитель делает два коротких удара каблуком и подушечкой правой ноги, затем с ударом переступает левой и правой ногой. Исходное положение йог: 6-я позиция.

Музыкальный размер:2/4.

Ход №7 «Ход с подсоком и ударами каблуком и всей ступней об пол»

Исполнитель с подскоком проскальзывает вперед на всей ступне одной ноги, ударяет об пол каблуком другой ноги и с ударом опускает эту ногу на всю ступню. Исходное положение ног: 6-я позиция.

Музыкальный размер: 2/4.

8 «Дробь в сочетании с подскоком на опорной ноге»

Ход схож с ходом № 18, но усложнен переступаниями то одной, то другой ногой. Исходное положение ног: 6-я позиция.

Музыкальный размер: 2/4.

Д в и ж е н и е №9 Дробь «в три ножки», или «трилистник»

Исполнитель с ударом опускается на каблук, с каблука на всю ступню одной ноги; затем на всю ступню другой ноги. Исходное положение ног: 6-я позиция.

Музыкальный размер: 2/4.

Д в и ж е н и е №10 Дробь «в три ножки», или «трилистник», с последующими двумя притопами одной и другой ногой

Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Некоторые дроби используются в русском танце как концовки движений. Их называют «ключи». Они бывают 1-го, 2- го, 3-го вида. Также концовкой может быть притоп правой или левой ногой.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АНСАМБЛИ НАРОДНОГО ТАНЦА, ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАЗВАНИЕ ПОСТАНОВОК

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира. Ансамбль организован 10 февраля 1937 года, и с тех пор главными художественными принципами его развития являются преемственность и творческое взаимодействие традиций и новаторства. Главная задача, которую впервые поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев (1906-2007), — творческая обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. В результате появились первые программы ансамбля: «Танцы народов СССР» (1937-1938), «Танцы прибалтийских народов» (1939). В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство. Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздал живые образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии зрители были изумлены точностью постановок, верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. С этого времени и до сих пор ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира. Еще одна важная заслуга Ансамбля народного танца — создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца (1943). Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым, — широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить

национальный характер в художественном образе. Танцовщик моисеевской школы — лучшая рекомендация в любой точке планеты, в хореографическом коллективе любого направления. Артисты ансамбля удостоены званий Заслуженных и Народных артистов СССР и России. За программу «Дорога к танцу» (1965) коллектив первым из ансамблей народного танца был удостоен звания «Академического», а Игорь Моисеев — Ленинской премии. За свою концертную деятельность, которая продолжается более 70 лет, коллектив награжден орденом Дружбы народов. Ансамбль по праву был и остается визитной карточкой нашей страны за рубежом. На разных континентах зрителям разных поколений полюбились «коронные» номера Ансамбля, ставшие «визитными карточками» коллектива:

  • ЛЕГЕНДАРНЫЕ «ПАРТИЗАНЫ»,

  • ФЛОТСКАЯ СЮИТА «ЯБЛОЧКО»,

  • СТАРИННАЯ ГОРОДСКАЯ КАДРИЛЬ,

  • МОЛДАВСКИЙ ЖОК,

  • УКРАИНСКИЙ ГОПАК,

  • РУССКИЙ ТАНЕЦ «ЛЕТО»,

  • ЗАЖИГАТЕЛЬНАЯ ТАРАНТЕЛЛА.

Большой успех Ансамблю снискали яркие одноактные спектакли, поставленные Игорем Моисеевым с привлечением средств и приемов мировой народной и театральной культуры, — «ВЕСНЯНКИ», «ЦАМ», «САНЧАКОУ», «ПОЛОВЕЦКИЕ ПЛЯСКИ» НА МУЗЫКУ А.БОРОДИНА, «НА КАТКЕ» НА МУЗЫКУ И.ШТРАУСА, «НОЧЬ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ» НА МУЗЫКУ М.МУСОРГСКОГО, «ИСПАНСКАЯ БАЛЛАДА» НА МУЗЫКУ ПАБЛО ДИ ЛУНА, «ВЕЧЕР В ТАВЕРНЕ» НА МУЗЫКУ АРГЕНТИНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ И ДР.

Госуда́рственный академи́ческий хореографи́ческий анса́мбль «Берёзка» и́мени Н. С. Наде́ждиной.

Советский и российский хореографический ансамбль русского народного танца. Создан в 1948 году советским балетмейстером и хореографом Надеждой Сергеевной Надеждиной (1904—1979). Первое профессиональное выступление ансамбля состоялось в июне 1948 года на площадке московского летнего эстрадного театра «Эрмитаж» с русским девичьим хороводом «Берёзка» в исполнении девушек в довольно длинных бело-красных сарафанах с веточками берёзы в руках под мелодию русской народной хороводной песни «Во поле берёзка стояла…». Хоровод был поставлен основателем и художественным руководителем коллектива Надеждой Сергеевной Надеждиной и имел немалый успех. От этой постановки ансамбль и получил своё название[4]. В дальнейшем Н. С. Надеждиной были поставлены такие хореографические композиции, как «Лебёдушка», «Цепочка», «Прялица», «Сударушка», вальс «Берёзка», «Большой казачий пляс», «Балагуры», «Праздничная плясовая», «Холостяки», «Сибирская сюита», «Ямщики», триптих «Русский фарфор», цикл «Времена года» и другие. Наиболее узнаваемой композицией ансамбля является русский девичий хоровод «Берёзка», известный особенной походкой девушек, создающей впечатление, что они стоят на месте, а сцена под ними вращается. Изначально танцевальный коллектив был исключительно женским. Но в 1959 году, с приходом мужской группы и созданием оркестра русских народных инструментов, в репертуаре ансамбля появились как мужские, так и парные танцы —

  • «ТОПОТУХА»,

  • «УЗОРЫ»,

  • «ХОЛОСТЯКИ»,

  • «ПРАЗДНИЧНАЯ ПЛЯСОВАЯ»,

  • «ЯМЩИКИ»,

  • «БАЛАГУРЫ»,

  • «КАРУСЕЛЬ»,

  • «СИБИРСКАЯ СЮИТА»,

  • ТРИПТИХ «РУССКИЙ ФАРФОР»,

  • ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «ВРЕМЕНА ГОДА».

Всего за более чем тридцатилетнюю творческую деятельность Н. С. Надеждиной было поставлено более сорока сценических произведений на народной основе. Выступления ансамбля «Берёзка» имели большой успех в Советском Союзе и в зарубежных странах. После ухода из жизни Н. С. Надеждиной в 1979 году художественным руководителем и главным балетмейстером коллектива стала ведущая солистка «Берёзки» и первый помощник Н. С. Надеждиной Мира Михайловна Кольцова, которая бережно сохраняет творческое наследие основательницы ансамбля, успешно развивает и приумножает его. Ею созданы хороводы

  • «КРУЖЕВНИЦЫ»,

  • «ОСЕННИЙ ХОРОВОД»,

  • «РАДУГА»,

  • «РЕЧЕНЬКА»,

  • «КОЛОКОЛЬЦЫ»,

  • ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ СЮИТА «ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА ПОСВЯЩАЕТСЯ»,

  • ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА «ПЕТРУШКА»,

  • КАДРИЛЬ «ХОХЛОМСКАЯ СКАМЕЙКА»,

  • ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЕ ДЕЙСТВО «МОСКОВСКИЙ ДВОР» и другие постановки,

являющиеся продолжением, творческим переосмыслением и развитием «надеждинского стиля». В настоящее время ансамбль «Берёзка» продолжает активную гастрольную деятельность и по-прежнему пользуется широкой популярностью в современной России и в мире.

Московский государственный академический театр танца «Гжель». Владимир Захаров

Коллектив народно-сценического танца, основанный в Москве в 1988 году хореографом Владимиром Захаровым. Театр находится в ведении Департамента культуры города Москвы, в его штате более 60 артистов. В 2003 году на базе театра комитетом по культуре города Москвы было создано Московское хореографическое училище при театре танца «Гжель».

В 2008 году артисты театра участвовали в гала-концерте «Во славу русского танца», посвящённому 100-летию со дня рождения Т. А. Устиновой и в презентации конкурса «Евровидение» в Москве, в 2013 году участвовали во всероссийском фестивале ансамблей народного танца «По всей России водят хороводы», в XXII Зимних Олимпийских играх в Сочи, культурной программе Саммита стран БРИКС-2017 в Китае, выступали на открытии Гран-при России «Формула-1» в Сочи, принимали участие в XVII Фестивале российского искусства в Каннах и в Фестивале российской культуры в Индии. Осенью 2015 года у коллектива появилась собственные театрально-концертная площадка и репетиционная база.

В декабре 2016 года в театре состоялась премьера музыкально-хореографической сказки «Снежная королева» по мотивам одноимённого произведения Г. Х. Андерсена (балетмейстер-постановщик Георгий Ковтун, художник-постановщик Злата Цирценс, композитор Радик Салимов). Постановка “Снежной королевы” является для театра танца “Гжель” экспериментом: привычной лексикой народной хореографии рассказана знакомая с детства история. Экспериментальная деятельность театра танца "Гжель" продолжилась постановкой хореографического спектакля "LET GO" при поддержке посольства США в РФ. Автор идеи и хореограф-постановщик - Эндрю Палермо; ассистент-хореограф - Ольга Соколова. Оригинальность театра танца «Гжель» в обращении не только к региональным традициям, но и к многообразным формам мирового фольклора – обрядам, мифам и былинам, которые коллектив продолжает хранить и рассказывать в современных условиях.
Репертуар:


  • «БАРЫНЯ»,

  • «МОТИВЫ ЖОСТОВО»,

  • «НОЧНОЙ ГОРОД»,

  • «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»,

  • «ВИРТУОЗЫ»,

  • «ВОЛЖСКАЯ ПЛЯСОВАЯ»,

  • «ВОРОТЦА»,

  • «ВОРОНЕЖСКОЕ ГУЛЯНИЕ»,

  • «ЗИМНЯЯ ФАНТАЗИЯ».

Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины имени Павла Вирского.

Украинский художественный профессиональный коллектив, базирующийся в Киеве. Ансамбль побывал с концертами в 76 странах мира. Яркие, феерические и высоко профессиональные выступления коллектива на протяжении десятилетий являются национальной гордостью и визитной карточкой Украины. А начальные источники создания ансамбля относятся к июню 1937 года. Тогда известные балетмейстеры Павел Вирский и Николай Болотов впервые в Украине объединили вокруг себя хореографический коллектив народного танца. Эту дату можно по праву считать не только датой рождения ансамбля, но и датой выхода народного хореографического искусства на большую сцену. Блестящий знаток украинского фольклора различных регионов Украины – Вирский использовал в своих сочинениях танцы разных уголков страны. Он был не только талантливым хореографом, но и режиссёром, и ставил многие номера, как театральные сценки. Опираясь на народные национальные традиции П. Вирский создал более пяти концертных программ, в которые вошли яркие хореографические композиции

  • «МЫ ИЗ УКРАИНЫ»,

  • «КУКЛЫ»,

  • «МОРЯКИ»,

  • «ГОПАК»,

  • «СЕСТРЫ»,

  • «ЧУМАЦКИЕ РАДОСТИ»,

  • «ОЙ, ПОД ВИШНЕЙ»,

  • «ПОВЗУНЕЦЬ»,

  • «ПОДОЛЯНОЧКА»,

  • «О ЧЁМ ИВА ПЛАЧЕТ»,

  • «ЗАПОРОЖЦЫ»,

  • «МЫ ПОМНИМ!» И ДРУГИЕ

Государственный академический ансамбль народного танца Молдавии «Жок».

Получил своё название от молдавского танца жок. Ансамбль был создан в Кишинёве 13 августа 1945 года[1] хореографом Леонидом «Дойна». Ансамбль «Жок» — один из главных популяризаторов народной молдавской музыки и танцев как в Молдавии, так и за её пределами. Репертуар ансамбля включает в себя разнообразные фольклорные танцы:

-молдовеняска,
-бэтута,
-хора,
- цэрэняска,
- крэицеле,
- хангул,
-кэлушарий,
-мэрунцика,
-рэзешаска,
-брыул и другие.
На фольклорной основе ансамблем был создан ряд хореографических сюит и картин:

  • «ЖОК»,

  • «КОТОВЦЫ»,

  • «НУНТА МОЛДОВЕНЯСКЭ»,

  • «ЛИКУЙ, МОЛДОВА»,

  • «КАРПАТЫ»,

  • «ЛЕГЕНДА О МЭРЦИШОРЕ»,

  • «ВЕСЁЛЫЙ ПЭКАЛЭ»

  • , «БАБА МЯ»

  • , «НАКОВАЛЬНЯ»,

  • «ПО ДОРОГЕ В КИШИНЁВ» И ДРУГИЕ.

Ансамбль «Жок» принимал участие во многих международных фестивалях, был удостоен почетных грамот, медалей и дипломов. «Жок» гастролировал во многих странах мира: Румыния, Россия, Чехия, Франция, Бельгия, Италия, Болгария, Германия, Австрия, Бразилия, Египет, Канада, Португалия и прочие. В репертуар ансамбля также входят и танцы других народов мира. Всего за время существования коллектива им было исполнено более 150 народных танцев, сюит и хореографических постановок.

Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири имени Михаила Годенко.

Хореографический ансамбль народного танца. Создан в 1960 году; всемирную славу ансамблю принёс хореограф и балетмейстер народный артист СССР Михаил Семёнович Годенко. Премьера первой программы Красноярского ансамбля танца народов Сибири состоялась в ноябре 1960 года. Первый руководитель ансамбля — Яков Абрамович Коломейский. Художественным консультантом коллектива являлся народный артист СССР Игорь Моисеев. Программа состояла из шестнадцати номеров: танцевальные сюиты-сказки «Зимние сибирские игры», «Снежки», «Бобёр», «Карусель», «Олений хоровод», варианты сибирских кадрилей «Сибирская медленная кадриль», «Девица у ворот», «Четвера», сатирические номера «Кочерги», «Рыболов», «У речки-ручейка», лирический танец «Незабудка» и другие. Долгие годы бессменным руководителем ансамбля был народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда СССР Михаил Семенович Годенко. Его танцевальные полотна, основанные на сибирском фольклоре, не теряют популярности на протяжении многих лет. Ансамбль, созданный Михаилом Годенко, не похож ни на один из танцевальных коллективов России. Стремительные темпы, своеобразная манера исполнения сибирских танцев, удаль и задор, характерность образов — это отличительные особенности выступлений коллектива. Каждый концерт ансамбля является законченным хореографическим спектаклем, в котором ярко выражены музыкальность, пластика, разнообразие рисунка, содержательность и высокое исполнительское мастерство. Тонкое хореографическое соединение старинных хороводов с современными танцами, сплавленное режиссурой постановщика, помогаетсохранить единство стиля в исполнении самых разных по характеру номеров. Яркими, запоминающимися номерами концертных программ коллектива стали:

  • «СИБИРЬ МОЯ»,

  • «У КОЛОДЦА»,

  • «КАЗАЧИЙ ПЛЯС»,

  • «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ» И ДРУГИЕ.

Создавший современный неповторимый стиль ансамбля Михаил Семенович Годенко был приглашён на должность художественного руководителя ансамбля первого мая 1963 года. Именно с его именем связаны расцвет коллектива и самые яркие страницы его истории. Возглавляемый Михаилом Годенко ансамбль каждый год гастролировал за рубежом, выступая на больших и престижных мероприятиях в самых лучших залах. В 1963 году был создан оркестр для сопровождения концертов; к работе был привлечён композитор Владимир Гордеевич Корнев. В 1970 году руководителю ансамбля присвоено звание народного артиста РСФСР, в 1977-м — народного артиста СССР; в 1985 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Выдающийся балетмейстер создал более ста пятидесяти хореографических постановок. Последним его произведением стал задумчивый и грустный «Вечерний звон». В 1991—2001 художественным руководителем стал народный артист РСФСР Аркадий Венедиктович Кондаков, поставивший номера:

  • «НА СКАМЕЙКЕ»,

  • «ЗАЦВЕЛА ЧЕРЁМУХА»,

  • «ГУСАРСКАЯ КАДРИЛЬ»,

  • «СИБИРСКАЯ УДАЛЬ» И ДРУГИЕ.

С 2001 по 2005 годы художественным руководителем ансамбля был заслуженный артист России Николай Штефанович Горошевский; он поставил такие номера, как «ИРЛАНДСКИЕ МОТИВЫ», «НОСТАЛЬГИЯ», «МАТАНЯ», «КАНТРИ».

Буря́тский госуда́рственный национа́льный теа́тр пе́сни и та́нца «Байка́л».

Профессиональный театр в Улан-Удэ, представляющий песни, музыку и танцы бурят, монголов и других народов Азии. Театр (первоначально ансамбль) создан в 1939 году к декаде литературы и искусства Бурят-Монгольской АССР в Москве, в рамках Бурятской государственной филармонии. Для подготовки бурятских артистов в Улан-Удэ приехали ведущие деятели культуры СССР. Созданным оркестром бурятских народных инструментов руководил Исидор Рык, балетмейстером был Игорь Моисеев. Первая декада бурят-монгольского искусства и литературы проходила 20—30 октября 1940 года, где состоялось оформление ансамбля «Байкал». В 1942 году ансамблю был присвоен статус государственного. Основа репертуара театра «Байкал» – это богатейший фольклор бурят-монгольского народа. Все танцы идут в сопровождении живой аутентичной песни, богатой всевозможными мелизмами, не поддающейся традиционной нотной расшифровке. В основе спектаклей лежит фольклор местных жителей, возникший под влиянием буддизма и шаманизма. Здесь можно увидеть воплощение идей о значении природы для бурят-монголов, происходящие со времен кочевой жизни, колоритные сцены с охотниками и животными. В национальную танцевальную традицию современные балетмейстеры вносят новую сценическую хореографию, обогащают современной тематикой, интерпретируют, умея сохранить национальный колорит.

  • «Танец охотников»
  • 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта