Главная страница

Билеты. Народный танец. экзамен народ. танец 1. Билет 1 характеристика и основные элементы белорусского женского народного танца


Скачать 410.38 Kb.
НазваниеБилет 1 характеристика и основные элементы белорусского женского народного танца
АнкорБилеты. Народный танец
Дата04.09.2021
Размер410.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэкзамен народ. танец 1.docx
ТипДокументы
#229359
страница5 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Первая позиция
Первая обратная позиция
Вторая позиция
Вторая параллельная позиция
Вторая обратная позиция
Третья позиция
Четвертая позиция
Четвертая параллельная позиция
Пятая позиция
Шестая позиция

Наиболее употребительны в башкирских народных танцах первая, первая обратная, вторая, вторая обратная, вторая параллельная, третья и шестая позиции.

ПОЛОЖЕНИЕ РУК

Исходное положение
Обе руки свободно по бокам опущены вниз, кисти направлены ладонями или к корпусу, или назад.

1- е положение
Руки подняты вперед, округленные в локтевом и лучезапястном суставах, пальцы собраны «как от щелчка», ладонями «от себя» .

2- е положение.
Обе руки раскрыты в стороны, локти не напряжены, кисти направлены ладонями «от себя», пальцы собраны «как от щелчка».

3-е положение - соответствует III – ей позиции классического танца. Руки подняты над головой, округленные в локтевом и лучезапястном суставах, ладонями «от себя», пальцы собраны «как от щелчка».

4- е положение
Обе руки, согнутые в локтях, лежат сбоку на талии ладонями «от себя» пальцы вытянуты; локти направлены в стороны.

5- е положение.
Одна рука находится в 4-м положении, т. е. лежит тыльной стороной ладони сбоку на талии. Другая рука находится в положении 3, ладонь направлена наружу, пальцы вытянуты.

6-е положение.
Одна рука находится в положении 3, другая рука находится в положении 1.

7 - е положение.
Одна рука находится в положении 3, другая рука находится в положении 2.

8-е положение.
Одна рука находится в 4-м положении, т. е. лежит тыльной стороной ладони сбоку на талии. Другая рука находится в положении 1, ладонь направлена «к себе», пальцы собраны «как от щелчка».

9-е положение.
Обе руки подняты вперед, либо в стороны локти свободны, кисти направлены ладонями вниз.

10-е положение
Правая рука находится в положении 2, левая рука находится в положении 1, кисти отогнуты, ладони направлены направо.

Основные элементы:

Движение 1 - «Переменный ход»
Исходное положение ног – 6-я позиция
а) Ход вперед
На счет «раз» правой ногой сделать шаг вперед, ставя ногу на полупальцы.
На счет «и» сделать небольшой шаг вперед на полупальцах левой ноги.
На счет «два» сделать небольшой шаг вперед на полупальцах правой ноги.
На счет «и» - пауза.

Ход продолжается с другой ноги.

б) Ход назад (спиной)

Шаги исполняются так же, но ноги ставят на полупадьны назад.

Движение 2 - «Дробный ход»
Исходное положение ног – 6-я позиция. Колени присогнуты.
На затакт «и»
ударить каблуком правой ноги у носка левой ноги.
1- такт. На счет «раз
» сделать шаг правой ногой вперед, с ударом ставя ногу на всю ступню.
На счет «и»
ударить каблуком левой ноги у носка правой ноги.
На счет «два»
сделать шаг левой ногой вперед, с ударом ставя ногу на всю ступню.

Движение 3 - «Боковой ход»

Исходное положение ног – 6-я позиция. Левая рука тыльной стороной кисти лежит на поясе. Правая рука согнута в локте, пальцами касаясь запястья левой руки.
На счет «раз» левую ногу с ударом поставить на полупальцы влево.
На счет «и» правую ногу с ударом поставить на полупальцы к левой, ударяя каблуком о каблук.
Ход продолжается с той же ноги. При этом, медленно раскрывая правую руку вправо, легко помахивать кистью на каждую восьмую такта. Затем, сгибая руку в локте, тем же путем провести ее влево к левому бедру.

Движение 4 - «Переменный ход с ударом пяткой об пол»


Исходное положение ног – 6-я позиция. Колени присогнуты. Руки согнуты в локтях и слегка отведены от бедер назад, пальцы сжаты в кулаки. Корпус слегка наклонен вправо, голова повернута вправо, глаза опущены.
На счет «раз»
сделать небольшой шаг правой ногой вперед, правый локоть вместе с плечом отвести чуть-чуть назад, левый локоть и плечо выдвинуть чуть-чуть вперед
На счет «и» переступить на полупальцы левой ноги позади правой, правую пятку приподнять, правое плечо и локоть выдвинуть чуть-чуть вперед, а левое плечо и локоть отвести чуть-чуть назад.
На счет «два» правую пятку с ударом опустить на пол одновременно левое плечо и локоть выдвинуть чуть- чуть вперед, а правое плечо и локоть отвести чуть-чуть назад.
На счет «и» - пауза.

Ход продолжается с другой ноги. Движение плеч и рук очень небольшое – слегка поводить плечами.

Движение 5 - «Выстукивание»

Исходное положение ног – 6-я позиция. Колени присогнуты. Руки раскрыты в стороны. Движение исполняется на 2 такта.
На затакт «и» подняться на полупальцы обеих ног.
1- такт. На счет «раз»,
прищелкивая пальцами правой руки, с ударом опустить правую пятку на пол, а левую пятку приподнять.
На счет «и», прищелкивая пальцами левой руки, с ударом опустить левую пятку на пол, а правую пятку приподнять.
На счет «два»,
прищелкивая пальцами правой руки, с ударом опустить правую пятку на пол, а левую пятку приподнять.
На счет «и»,
прищелкивая пальцами левой руки, с ударом опустить левую пятку на пол, а правую пятку приподнять.
2- такт. На счет «раз-и-два»
повторить движения первого такта.
На счет «и» -
пауза.
На 1-2 такты
правую руку, прищелкивая пальцами и медленно сгибая в локте провести немного вперед, а левую также сгибая в локте постепенно перевести вправо (к концу второго такта обе руки, слегка согнутые в локтях, протянуты вправо вперед). Корпус на 1-2 такты, постепенно наклонить влево.

Движение 6 «Взбивание кумыса»

Исходное положение ног – 6-я позиция. Корпус слегка наклонен вперед. Руки согнуты в локтях перед собою, пальцы сжаты в кулак (как бы держат палку). Локти на уровне пояса, кисти рук направлены вперед.
На затакт «и» правую ногу с ударом поставить на пятку вправо и опустить на всю ступню, ударяя подушечкой ступни об пол. Одновременно не разгибая локтей, поднять руки вверх (кисти на уровне плеч), как бы поднимая палку.
На счет «раз»
левую ногу с ударом поставить к правой на всю ступню и с нажимом опустить руки (как бы втыкая палку в кумыс).
На счет «и»
притопнуть правой ногой рядом с левой ногой.
На счет «два» притопнуть левой ногой рядом с правой ногой.

Движение 7 - «Боковое переступание»
Исходное положение ног – 6-я позиция. Колени присогнуты.
На счет «раз»
правую ногу поставить на полупальцы вправо.
На счет «и» левую ногу подставить на полупальцы к правой, ударяя каблуком о каблук правой.
На счет «два»
левую ногу поставить на полупальцы влево.
На счет «и»
правую ногу подставить на полупальцы к левой, ударяя каблуком о каблук левой ноги.

МЕТОДИКА ИСПОЛНЕНИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОУЧИВАНИЯ BATTEMENTS DEVELOPPE У СТАНКА

1) battements developpe(вынимание ноги)
2)Развивает танцевальный шаг, силу ног ,подвижность в тазобедренном и коленном суставах, укрепляют икроножные мышцы и ахиллесово сухожилие.
3)Исполняется в характере русского, украинского, венгерского ,испанского и др танцев. Комбинируются все виды между собой, с растяжками, позировками, с rond, с port de bras и продвижением ,подготовкой к верёвочке ,низкими и высокими разворотами ноги ,перегибами корпуса ,большими бросками и др.
4)Муз.размер- 3/4, 4/4
5) Исполнение движения
6)Основной вид,с полуприседанием на опорной ноге,с поворотом колена к станку и от станка ,с ударом пяткой опорной стопы ,с прыжком ,с поскоком.

7)Исполнение движение, муз. размер 4/4, движение занимает о1 такт

И.п. ноги в V позиции, держимся одной рукой за станок

И раз-правая нога сгибается в колене и ведется по ноге опорной до пасе(до колена)спереди
И два -нога выводится на высоту 90 градусов пяткой вперёд.
И три- рабочая нога повышается на воздухе
И четыре- опускается на пол в пуанте и закрывается в 5 позицию

8)Движение проучивается лицом к стонку,5 позиция в ногах ,движение с правой ноги в сторону .Муз размер 4/4(движение занимает 4 такта)

1 такт(и1 и2 и3 и4)-нога поднялась приемом ре-ти-ре в точку пасе

2 такт-нога выводится на воздух

3 такт-нога фиксируется, пауза

4 такт нога повышается, медленно опускается в точку пуанте и закрывается в 5 позицию.

9) При исполнении движения необходимо удерживать ровный и подтянутый корпус, следить за выворотностью бедер, при выведении ноги перед или в сторону или назад, нога повышается в бедре.

Билет №10

ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ БЕЛОРУССКОГО МУЖСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Народный танец — один из самых древних и излюбленных видов народного творчества Белоруссии. Так же как музыка и песня, он имеет свою многовековую историю. Народные праздники и обряды никогда не обходились без песни и пляски. Песни и пляски являлись одной из составных и необходимых частей народной свадьбы.
- Танцами сопровождались летние купальские обряды и особенно популярные в Белоруссии «дожинки», знаменующие окончание жатвы.
- В зимние месяцы в деревенском быту широко были распространены так называемые «кудельницы» — посиделки, на которые девушки собирались прясть лен — куделю, а за ними увязывались и парни скоротать зимние длинные вечера. Там молодежь заводила песни и пляски. Да и помимо «кудельниц», в свободное от работы время деревенская молодежь нередко устраивала вечеринки — так называемые «музыки». На них затевались пляски, а также тесно связанные с танцевальным искусством игры и забавы.

Белорусские танцы почти все массовые, парные. Но иногда танцуют одни юноши или одни девушки. Таковы, например, «Бульба», «Ленок» или «Танец каравайниц», исполняемый, на свадьбах. Основой построения белорусского народного танца является четкий, точно установленный рисунок.

Музыкальным сопровождением белорусских народных танцев обычно служили скрипка и бубен, в некоторых областях к ним присоединялись еще цымбалы, дуда и гармонь.Постепенно, однако, гармошка (баян) вытеснила в белорусской деревне все остальные виды музыкальных инструментов.

Появление на сцене народного танца относится лишь к началу XX века. Об общем росте национальной культуры в республике, внимательном и бережном отношении к народному искусству говорит создание Государственного ансамбля танца Беларуси (худ.руков.Владимир Дудкевич), а затем и других профессиональных коллективов.

В белорусских танцах, как они исполняются сейчас, ясно видна их народная основа, их связь с трудом и бытом белорусского крестьянина. Отображение процессов труда встречается в национальных белорусских танцах — «Ленок», «Толкачики», «Бульба», «Качан».
- В «Толкачиках» отображен процесс толчения зерна в ступе: первобытный способ раздробления зерна в муку.
- Танец «Бульба» воспроизводит посадку и рост картофеля.
- В танце - «Качан» показана посадка капусты и отпугивание капустного вредителя — зайца.
- «Ленок» — танец девичий, в нем представлены все этапы выращивания и обработки льна: посев, прополка, вырывание и растирание стеблей, трепание волокна, прядение ниток, а затем тканье-материи и шитье новой «кашули» — рубашки... Как будто нарядившись в готовые кашули, исполнительницы весело пляшут после окончания кропотливого труда.

Нередко танцы формировались из народных игр и забав: таковы «Крыжачок», «Круцелки» и разнообразные полечки.
- Танец «Крыжачок» существует в двух вариантах, в одних районах он называется «Крыжачок» от слова «крыж» — крест для него характерно расположение танцующих крестом. В других районах он называется «Кружачок» и строится преимущественно на движениях, по кругу.
- В других танцах исполнители изображают явления природы («Мяцелица») или подражают движениям зверей, птиц («Козел», «Коза», «Бычок», «Воробей»).
- В танце «Чарот» (камыш) изображается камыш полесских болот в разную погоду: в первой части под медленную музыку — камыш в затишье, во второй части под быструю музыку — камыш в ненастье.
- Существуют танцы, обыгрывающие черты характера человека: «Юрачка», «Антон», «Микита», «Гняваш». В парном танце «Гняваш» поочередно «гневаются» и капризничают то один, то другой исполнитель. Начинает танец обычно юноша, он «завлекает» девушку замысловатыми «коленцами», но та «гневается» на парня и не желает отвечать на его заискивания. Обиженный невниманием, парень отходит в сторону. Тогда девушка сменяет гнев на милость и идет танцевать, но теперь «гневается» парень и отказывается от танца. Такая смена настроений повторяется несколько раз, но в конце танца юноша и девушка весело пляшут вместе.

Построение танцующих — парно-массовое, сольные танцы встречаются сравнительно редко. Основу белорусской танцевальной лексики составляют мелкие партерные движения (перемещающийся шаг, па-де-баск, галоп, притоп и др.); женский танец существенно не отличается от мужского, исключение составляют лишь присядки и большие прыжки, исполняющиеся только мужчинами.

Позиции рук в белорусском танце

Исходная позиция
Обе руки свободно по бокам опущены вниз, кисти направлены ладонями к корпусу.
1-я позиция. В чистом виде для белорусских танцев не характерна
2-я позиция. Обе руки подняты в стороны, локти свободны, кисти направлены ладонями вперед слегка вверх.
3-я позиция. В чистом виде не характерна для белорусских танцев. Однако одна рука, особе! в парном танце, часто находится в 3-й позиции, другая свободно опущена вниз или лея сбоку на талии.

Положения рук в белорусском танце
1-е положение. Обе руки, согнутые в локтях, лежат сбоку на талии или тыльной стороной кисти, или ладонями, локти направлены в стороны и слегка вперед.
2-е положение Руки скрещены на груди, локти от корпуса отведены, правая рука находится над левой рукой, кисти лежат ладонями на противоположных руках, чуть выше локтя. У девушек кисть правой руки может быть спрятана под локоть левой руки, кисть левой руки лежит ладонью на правой руке выше локтя.
3-е положение (женское) Исполнительница держится двумя руками за фартучек, руки слегка отведены от корпуса, локти свободны.
4-е положение (женское) Одна рука согнута в локте и поднята от локтя вверх, локоть от корпуса чуть отведен в сторону и направлен вниз, кисть находится чуть выше плеча, отогнута тыльной стороной к плечу ладонью вверх. Другая рука тыльной стороной кисти лежит сбоку на талии.

Движение № 1. Основной ход в белорусском танце «Лявониха»
Исполнитель делает скользящий широкий шаг вперед, затем два небольших шага вперед с проскальзыванием на низких полупальцах. Выполняется ход по 6-й позиции, с очень стремительным продвижением вперед, колени присогнуты.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
затакт И Правая нога, проскользнув носком по полу, поднимается невысоко вперед, колено свободно, подъем вытянут, но не напряжен.
Раз Широкий беглый шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню, колено присогнуто. Левая нога, чуть отделившись от пола, подтягивается к правой ноге на уровне стопы, колено присогнуто. И Левая нога опускается около правой по шестой позиции,
Два Небольшой беглый шаг, правой ногой вперед, проскальзывая носком по полу и, опускаясь с носка на всю ступню, колено присогнуто. Левая нога поднимается невысоко вперед, готовясь к следующему шагу
И Начало беглого шага вперед с левой ноги. Движение продолжается с другой ноги. Стремительность хода не должна теряться при скользящих шагах, следующих за первым широким шагом, но высоких прыжков и движений из стороны в сторону в ходе быть не должно. Корпус во время хода прямой или слегка наклонен вперед. Характерно положение рук № 1, в парном исполнении (руки скрещены «перед собой»).

Движение № 2. Боковой ход с подбивкой (галоп)
Исполнитель делает боковой шаг одной ногой, другая нога сбоку подбивает опорную ногу и становится на ее место. Ход выполняется на низких полупальцах и присогнутых коленях, которые направлены вперед и приближены одно к. другому. Удар выполняется каблуком одной ноги о каблук другой.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Раз Боковой шаг правой ногой вправо на низкие полупальцы, колено присогнуто и направлено вперед.
И Левая нога с небольшим подскоком подбивает правую ногу ударом каблука о каблук и опускается на низкие полупальцы на место правой ноги, которая после подбивки слегка отбрасывается вправо; колени находятся близко одно от другого.
Два Боковой шаг правой ногой вправо, как на счет «раз».
И Левая нога подбивает правую ногу, как на счет «раз-и». Ход выполняется с одной ноги, правой или левой, с продвижением вправо или влево, по прямой или по кругу. Корпус прямой или чуть наклонен вперед. Движение выполняется четко, легко, стремительно.


Движение № 3 Основное движение в белорусском танце «Бульба».
В движении сочетается подскок на одной ноге с ударом другой ногой по 6-й позиции.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
затакт и Правая нога поднимается невысоко вперед, свободная в колене и подъеме. На вторую шестнадцатую подскок на низких полупальцах левой ноги, колено свободно,
раз Удар подушечкой стопы правой ноги, не сгибая ее в колене, около левой ноги по 6-й позиции, и Второй подскок на низких полупальцах левой ноги, колено свободно. Правая нога поднимается невысоко вперед, свободная в колене и подъеме,
два Перескок на низкие полупальцы правой ноги, колено свободно. Левая нога. поднимается невысоко вперед, свободная в колене и подъеме,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта