Главная страница
Навигация по странице:

  • Таким образом

  • Следовательно

  • Этнокультурная история Древней Руси VIII-XI вв. Корнаухов. Этнокультурная история Древней Руси viiixi вв


    Скачать 175 Kb.
    НазваниеЭтнокультурная история Древней Руси viiixi вв
    АнкорЭтнокультурная история Древней Руси VIII-XI вв
    Дата12.05.2023
    Размер175 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКорнаухов.doc
    ТипКурсовая
    #1124801
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Глава 1. История и культура восточных славян

    1.1. Происхождение и расселение восточных славян



    Начиная с XVIII века идут дискуссии на тему происхождения славянских племен - их прародина, хронологические рамки и т.д. Тем не менее, согласие среди ученых не достигнуто и в настоящем времени.

    В XIX веке во всех трудах, которые касались древней истории древнерусского государства, рассматривалась норманнская теория.

    История славянского имени, от его первого появления в истории и до образования в IX-X веке в нем государств Богемского, Сербского, Русского, Моравского, Польского и др., мало известна. Поколение славян, которые были вытеснены с берегов Черного моря и Дуная аварами, и удалились к северо-востоку, в VIII веке, вероятно, заняли все пространство от Оки до Вислы, от Ладожского озера до Днепровских порогов.

    Какие народы обитали на этой территории до прихода новых поселенцев и как славяне там утвердились, с помощью оружия или других средств, не установлено достоверно. Это расширение территорий было следствием норманнского характера. Славяне могли признавать господство норманнов и жертвовать своей волей, но их национальность была неприкосновенной.

    Особый интерес вызывает генетическая схема С.Ф. Платонова. Восточная ветвь славян на Днепр пришла, скорее всего, еще в VII веке, постепенно она расселялась и дошла до Верхней Оки и озера Ильменя.1

    Из русских славян вблизи Карпат остались волыняне и хорваты (дужане и дулебы). Древляне, дреговичи и поляне основались на правом берегу Днепра и на правых его притоках.

    Вятичи, радимичи и северяне пересекли Днепр и осели на его левых притоках, при этом вятичи успели продвинуться до Оки. Кривичи вышли на север, на верховье Западной Двины и Волги, а словене заняли речную систему озера Ильменя. В своем продвижении вверх по Днепру, на северо-восточных и северных окраинах своих новых поселений, славяне приходили с финскими племенами в непосредственную близость и постепенно оттесняли их все дальше на северо-восток и север.

    В конце XIX века при определении места расселения ранних славян, вместе с лингвистическими и историческими данными стали привлекаться материалы топонимики. Появился труд А.Л. Погодина «Из истории славянских передвижений», где он дал очерк истории славян на основе сведений древних авторов. Погодин пришел к выводу, что ранние славяне населяли территории Волыни, Подолья и Польши, где обнаруживается много славянских гидронимов. Славяне занимали эти области с глубокой древности вплоть до раннего средневековья, когда начиналось их широкое расселение.1

    По вопросу о происхождении восточнославянских племен заслуживают особого внимания взгляды А.А. Шахматова. Он излагает следующим образом ход образования восточнославянских племен и народностей, помещая «первую прародину» всех славян в Прибалтику. Оттуда они, после ухода готов в III в., перешли на Вислу - свою «вторую прародину». Западная ветвь, отделившись, ушла на Запад, а восточно-южная двинулась на юг, в бассейн Дуная. Там произошло распадение на южную ветвь - склавинов, или словен, и восточную - антов, предков русских славян.2

    Анты, спасаясь от аваров, поселились на Волыни и в Киевщине, это была «колыбель русского племени, русская прародина». То, что именно восточные славяне заселили эту область, двигаясь с юга вверх по Днепру, Шахматов доказывает тем, что они дали название Десны двум рекам - восточным (левым) притокам Днепра и Южного Буга, следовательно, эти реки были у них по правую сторону при их пересечении.

    Переход части восточных славян на восточный берег Днепра был «первым раздроблением русской семьи»: восточнорусская ветвь перешла на Донец и Оскол; от нее же затем отделилась северная ветвь, заселившая Северное Поднепровье, а оттуда и верховья Западной Двины, Ловати и Волги. На старых местах осталась только южная ветвь. Так образовались «все три ветви русского племени: Восточная, Северная, и Южная».

    Л. Нидерле дает такую схему образования восточнославянских народов. По его мнению, не было абсолютного единства русского народа, но первоначально различия между племенами были очень слабы. В связи с принятием христианства в X в. культурная общность между ними еще более усилилась. Однако эти племена, исконно населявшие Среднее Поднепровье, делились на две группы - северную и южную.1

    В VI - VII вв. между той и другой выдвинулась с запада третья группа племен, хотя тоже родственная по происхождению первым двум, но находившаяся под польским влиянием: это были родимичи, вятичи и дреговичи. Часть этих племен, именно вятичи, слились с северной группой (так образовались великоруссы), а другая часть - родимичи и дреговичи - составила основу белорусского народа.

    Концепция Нидерле сохраняет большой интерес и для современных исследователей - ее преимущество в том, что Нидерле подходит к проблеме не с узкоязыковой точки зрения.

    По вопросам восточнославянского этногенеза следует некоторые наиболее обоснованные выводы:

    1) восточнославянские народы составляют неотделимую часть славянского круга народов и вместе с западными и южными славянами входят в индоевропейскую семью народов;

    2) они сформировались в Европе, а не пришли из Азии;

    3) они связаны историческими корнями с древними народами Восточной Европы.2

    Большой вклад в исследование этногенеза восточнославянских народов сделала отечественная наука. Эта проблема была поставлена на совершенно новую методологическую почву. Это дало возможность прийти к принципиально новой, гораздо более широкой концепции происхождения восточнославянских народов.

    Глубокие исторические связи восточнославянских народов прослежены советскими археологами, такими, как А.В. Арциховский, Т.С. Пассек, В.И. Равцоникас, Б.А. Рыбаков, П.Н. Третьяков и др. Непосредственными предками восточнославянских народов были носители культуры, господствовавшей в Южном Поднепровье и Поднестровье в первые века нашей эры.1

    Особенно существенное доказательство древности исторических корней славянства в Восточной Европе дает антропология. Советские антропологи (Г.Ф. Дебец, Т.А. Трофимова, Н.Н. Чебоксаров) установили, что еще в эпоху неолита и в эпоху бронзы в Восточной Европе существовали расовые типы - не меньше трех, - занимавшие определенные ареалы и в последствии сохранившиеся в типах славян курганной эпохи. Таким образом, славянские племена первого тысячелетия нашей эры сформировались из древних аборигенных элементов, восходящих к неолиту.2

    Второе существенное положение, доказанное советскими исследователями, состоит в том, что ареал формирования восточного славянства был значительно шире, чем это предполагалось раньше. Этот ареал охватывал не только Среднее Поднепровье, как полагали некоторые ученые, но и весь бассейн Днепра до его верховьев, и области, расположенные дальше к северу и к востоку. Тем не менее, вопрос о границах ареала, на котором протекал процесс восточнославянского этногенеза, остается не совсем ясным.

    Некоторые советские ученые (П.Н. Третьяков, Б.А. Рыбаков) считают, что и весь бассейн Верхней Волги и Оки включался в этот ареал; другие полагают, что Окско-Волжское междуречье было заселено восточными славянами лишь позже - во второй половине первого тысячелетия.

    Неясно также, насколько древним является славянское население на Нижнем Дону и в Приазовье: одни исследователи (С.П. Толстов, В.В. Мавродин) настаивают на точке зрения его аборигенности, другие (М.И. Артамонов).1

    В третьих, принципиально важным тезисом советского учения об этногенезе является отрицание «чистого» как в расовом, так и в языковом и культурном отношениях, происхождения народов. Восточнославянские народы сформировались на яркой, разнородной этнической основе. В них вошли различные расовые компоненты.

    В славянских курганах (X - ХIV в.в.) разных областей Т.А. Трофимова обнаружила не меньше шести антропологических типов, из них четыре европеоидных и два монголоидных.2

    Что касается языкового развития, то в русском и других восточнославянских языках прослеживается, по-видимому, и древние иранские, и кавказские, и финские элементы, не говоря уже о позднейших тюркских. В этом смысле заслуживает серьезного внимания попытка академика А.И. Соболевского по-новому решить вопрос о происхождении славянских языков и народов.

    На основании очень тщательного изучения индоевропейских языков и восточноевропейской топонимики Соболевский пришел к выводу, что в образовании славянских народов очень крупную роль сыграли ираноязычные скифы, предшествовавшие славянам на занимаемых последними землях. От этих предшественников славяне заимствовали названия рек, озер и рек и пр.3

    Наконец, в четвертых, крупным достижением отечественной науки является то, что она не замыкает процесс этногенеза восточнославянских народов узкими географическими и этническими рамками. Этот процесс происходил на фоне широких культурно-исторических связей. Связи эти шли как в сторону Запада и Северо-Запада (с Прибалтикой, западными славянами, Центральной Европой), так и в сторону Юго-Запада (античный средиземноморский мир, Византия, Южные славяне) и юго-востока (Кавказ, Средняя Азия).

    Последние юго-восточные связи проследил наиболее обстоятельно С.П. Толстов. Из наиболее частных вопросов, связанных с возникновением и расселением восточных славян, необходимо отметить теории, для преодоления которых много сделали отечественные ученые: а именно «готскую» и «норманнскую» теории.

    О готах существовало мнение, что они принесли с собой в III - IV в.в. в Восточную Европу более высокую культуру, повлиявшую на развитие местных, в том числе славянских племен. Это старались доказать особенно немецкие ученые. Советские археологи показали, что «готская эпоха» в Приднепровье представлена древностями, отнюдь не чуждыми, не иноземными, а составляющими дальнейшее развитие местных культур. Стоит отметить, что вторжение готов не нарушило хода культурного развития местных племен.1

    Подобной же критике подверглась и «норманнская» теория. Последнюю иногда сводят к вопросу о происхождении термина «Русь». По существу же и историками, и археологами установлено с полной бесспорностью, что норманны - варяги не оказали и не могли оказать заметного культурного влияния на славянские племена.

    Влияние было достаточно поверхностно, захватывало быт только господствующей верхушки, и кратковременно, т.к. варяги в скором времени «ославянились».

    Определенный вклад в решение проблемы этногенеза восточнославянских народов был внесен и этнографами. Из немногих имеющихся по этому вопросу работ необходимо отметить исследования С.П. Толстова. В своих работах он использовал этнографический материал для выяснения некоторых вопросов происхождения и развития культуры славянских и других народов Восточной Европы.

    Следует отметить также некоторые работы Д.К. Зеленина, имеющие отношение к вопросам восточнославянского этногенеза. Но они касаются более поздних этапов этого процесса. В его исследованиях тщательно прослеживается история заселения отдельных губерний и уездов, и история формирования областных типов великорусского населения.1

    Таким образом, материалы этнографии могут оказать существенную помощь в изучении ранних этапов славянской истории, в особенности вопросов возникновения и расселения восточнославянских племен. Однако огромнейшие данные, которыми располагает эта наука, данные, собранные на протяжении двух последних столетий по самой различной методике, специалистами и неспециалистами, научно не обработаны и не систематизированы, что не позволяет установить точные временные рамки возникновения и расселения восточных славян.

    1.2. Культура восточных славян: быт, обычаи, религия



    К концу VIII в. славяне занимали обширную территорию лесной и лесостепной части Восточной Европы. Будучи земледельческими племенами, славяне использовали две разные системы ведения сельского хозяйства. На севере, в зоне лесов, распространение получила подсечно-огневая система земледелия. Благодаря обилию золы здесь удавалось получить относительно высокие урожаи. Однако сама подготовка расчистки требовала огромных усилий. Кроме того, подсечно-огневая система была возможна лишь при наличии обширных слабозаселенных лесных пространств.1

    В лесостепной полосе широко использовался перелог, сопряженный с менее трудоемкими затратами по распашке свободных от леса участков. Поля использовались до полного истощения почвы, после чего земледелец поднимал новь или возвращался на заброшенные участки пашни. Обе системы землепользования носили экстенсивный характер, что надолго определило тип хозяйствования и психологию земледельца.

    Из этого, однако, не следует, что агрокультура оставалась неизменной: источники, относящиеся к X в., позволяют говорить о постепенном переходе от перелога к примитивному двухполью с озимым и яровым полем. Тем не менее, из-за низкого плодородия почв и неблагоприятных климатических условий урожайность оставалась невысокой, что в конечном итоге определяло крайне медленные темпы экономического и общественного развития.

    Восточные славяне этого времени знали наиболее удобное время тех или иных полевых работ и сделали эти знания достижением всех местных земледельцев. А главное, в землях восточных славян в эти сравнительно «спокойные века», когда опустошительные нашествия кочевников не очень тревожили жителей Поднепровья, с каждым годом расширялись пахотные земли. Широко осваивались удобные для земледелия, лежащие неподалеку от жилищ степные и лесостепные земли.1

    Для земледельческих работ нужны были разнообразные орудия, прежде всего железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы и т.п. Поэтому необходимой отраслью хозяйства славян было производство железа. Уже в VII-IX в. у славян появляются специальные поселки металлургов. Кузнечное дело считалось занятием таинственным и даже колдовским. Кузнец, как и пахарь, был любимым героем славянского фольклора. Гончарство было еще одной важной отраслью традиционного хозяйства славян.

    Кузнецы и гончары были первыми ремесленниками, которые не занимались сельским хозяйством: продукты земледелия они получали в обмен на свою продукцию.

    Восточные славяне занимались не только земледелием. Рядом с их селениями лежали луга, на которых пасся крупный рогатый скот, овцы. Здешние жители разводили свиней, кур. Тягловой силой в хозяйстве стали волы и лошади. Коневодство превратилось в одно из важных хозяйственных занятий. А рядом находились река, озера, богатые рыбой.2

    Рыболовство являлось для славян важным подсобным промыслом. Особенно они ценили богатые рыбные ловли в днепровских лиманах, где благодаря мягкому причерноморскому климату почти полгода можно было вести ловлю рыбы. Пахотные участки перемежались лесами, которые становились все гуще и суровее к северу, реже и веселее на границе со степью.

    Каждый славянин был не только прилежным и упорным земледельцем, но и опытным охотником. Шла охота на лосей, оленей, серн, лесную и озерную птицу - лебедей, гусей, уток. Уже в это время сложился и такой вид охоты, как добыча пушного зверя. Леса, особенно северные, изобиловали медведями, волками, лисами, куницами, бобрами, соболями, белками. Ценные меха (скора) шли на обмен, на продажу в близлежащие страны, в том числе в Византию; они являлись мерой обложения данью славянских, балтских и угро-финских племен, поначалу, до введения металлических денег, являлись их эквивалентом. Не случайно и позднее один из видов металлической монеты на Руси называли кунами, т.е. куницами.

    Особое значение для судеб восточного славянства имела внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.1

    Условия жизни определили быт и нравы восточных славян данной эпохи. Внешняя опасность, готовность к немедленной перемене места обусловили очень простой и непритязательный быт славян. В большинстве своем они жили  в простых избах, не имели ничего лишнего.

    В древних источниках особенно подчеркивается простота повседневной жизни славянских народов. «Племена славян  и  антов  ведут одинаковый образ жизни, у них одни нравы, любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы - легко переносят  холод и жару, недостаток в одежде и пище... Юноши их очень искусно владеют оружием».2

    Не случайно, в русской традиции были спортивные состязания, сопровождавшие праздники. В те времена закладываются основы популярнейшей сегодня борьбы - рукопашного боя. Причем, в отличие, например,  от востока на Руси никогда не дрались на смерть. Существовало жесткое правило - «лежачего не бьют».

    Славяне были гостеприимны, закон позволял даже украсть угощение для гостя. Весьма добродушно относились к своим пленникам, которые не рабствовали до конца дней своих, а только определенный срок, по истечении которого могли возвратиться «в свой дом» или остаться между славянами на равных правах.1

    Многие исследователи делают вывод, что славяне не были воинственны, они стали владельцами огромной территории, где всем хватало места, процесс расселения шел фактически безболезненно, они не изгоняли жившие здесь ранее народы, а селились с ними рядом, ассимилировались.

    В.О. Ключевский отмечает еще одну интересную черту восточнославянских народов. Климат равнины умеренный, но здесь существуют значительные перепады температур, большая разница между временами года, погода не устойчива и не стабильна, то ливни, то засухи.

    Отсюда, привычка русского крестьянина «…работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии».2 

    Духовная культура  восточных славян была чрезвычайна богата. Как и в других древних культурах, все отрасли духовного творчества славян были теснейшим образом взаимосвязаны между собой, а также с религией и обычаями,

    Религию восточных славян до принятия христианства, зародившуюся еще в период индоевропейского единства в исторической науке принято обозначать термином язычество.

    Изучение религии восточнославянских племен имеет большое значение для изучения истории, культуры древних славян их психологии, мировоззрения, определения умственной и нравственной ступени развития. «Религия в жизни древних славян много значила - писал С. Лесной - и оставлять ее тени равносильно незнанию и непониманию существенного в прошлом. Более того это значит не понимать многого в настоящем ибо немало старого, древнего, архаичного протянулось даже до нынешнего времени мы лишь не знаем этого». 

    Однако, несмотря  на всю важность вопроса, о религии восточных славян, известно достаточно мало. Во многом благодаря позиции православной церкви, которая вела непримиримую идеологическую борьбу с язычеством и искореняла все, что было с ним связано. В результате этой борьбы, уничтожались не только идолы Перуна и других богов, но и дохристианские летописи языческих жрецов, содержащие кроме религиозных знаний ценные исторические сведения.1

    Тем не менее, ряд сведений о религии восточных славян дошел до современности в трудах византийских и арабских авторов, русском фольклоре; сообщают кое-что и древнерусские летописи. Из этих источникв известно, что главными богами славянского пантеона были: Род-творец вселенной, Сварог - бог неба, Перун - бог войны и грома, Велес-бог торговли и скотоводства, Симаргл бог подземного мира, Стрибог - бог ветра, Хорос - бог солнца, Мокошь - богиня плодородия и покровительница рукоделия, Среча-богиня удачи, Леля богиня любви. Каждому из этих богов поклонялась определенная категория населения; например, Перуна почитали в основном князья и их дружинники, Велеса купцы и скотоводы, Стрибога - мореплаватели, Мокошь - домохозяйки.2

    Такое количество богов дало повод большинству исследователей считать, что в религии восточных славян господствовал политеизм - многобожие. Но с этой точкой зрения согласны не все ученые. А. Асов и С.Я. Лесной, отстаивают тезис о единобожии славянского язычества. В частности С.Я. Лесной писал по этому поводу следующее: «В противоположность общественному мнению религия древних руссов была не политеистической, а монотеистической; Бог творец мира признавался единой всемогущей сущностью. Представление о том, что руссы, признавали много богов, было основано на не совсем верном понимании основ религии. Наличие других богов и божков нисколько не нарушало принципа монотеистичности. Как в христианстве кроме творца признаются Богоматерь, апостолы, святые, ангелы и т.д. так и у древних руссов имелись второстепенные боги и богини, отражавшие многообразие сил в природе. Но над всеми ими господствовала единая всемогущая сила - бог».

    Кроме богов мир природы, по мнению славян, был наделен различными духами низшего порядка. В лесу обитал леший, в реках водяной и русалки, в болоте кикимора, в поле полевик, в доме домовой, в бане банник, в овине овинник.1

    У славян также были развиты культ природы и культ предков. Культ природы выражался в почитании земли, которая мыслилась славянами как живое существо; поклонении воде и огню. Например, славяне считали, что нельзя купаться после заката, так как вода в это время спит. Поклонялись и деревьям. Священными деревьями у восточных славян считались Дуб и Береза. Тотемным животным у славян был медведь.

    Культ предков нашел свое проявление в почитании умерших предков, которые считались у славян покровителями и защитниками рода.

    Основными праздниками восточных славян были Коляда - поворот солнца на весну, Масленица - проводы зимы, Радуница - весеннее поминание предков, Купала - проводы лета, Красная горка - день исхода с Карпат.

    После крещения Руси Владимиром христианство стало вытеснять язычество. Однако полностью языческие представления христианству истребить не удалось. Перун громовержец стал отождествляться у христиан с Ильей пророком, Велес со святым Василием, Ярила со святым Георгием. Языческие праздники были приурочены к праздникам христианским: Коляда к святкам, красная горка к святой, радуница к фоминой неделям, а Купала к Иванову дню. Существует в настоящем времени и вера в домовых, лешиев, водяных и русалок.

    Следовательно, культура восточных славян - это уникальнейший феномен, богатейшее наследие русского народа. Быт, религия и обычаи являются ее важнейшими составляющими. Достижения восточнославянских народов в повседневной хозяйственной жизни, разноплановое народное творчество, постепенное объединение в единое государство способствовали развитию своеобразной, неповторимой материальной и духовной культуры, заложившей фундамент для культуры современной.

    Таким образом, можно сделать вывод, чтовопросы возникновения и расселения восточнославянских племен на протяжении длительного времени интересовали многих исследователей. К сожалению, сведений касательно данной проблемы существует не так много. Тем не менее, можно с полной уверенностью говорить о том, что именно особенности исторического развития восточных славян, а также их этнического самосознания оказали наибольшее влияние на дальнейшее становление Древнерусского государства.

    Образ жизни восточнославянских племен, в частности более развитое, чем в других славянских землях хозяйство, особенности быта, обряды, обычаи, традиции и религия - это те факторы, которые в наибольшей степени повлияли на формирование русской культуры.


    1   2   3   4


    написать администратору сайта