Главная страница
Навигация по странице:

  • Именно поэтому

  • Следовательно

  • Таким образом

  • Этнокультурная история Древней Руси VIII-XI вв. Корнаухов. Этнокультурная история Древней Руси viiixi вв


    Скачать 175 Kb.
    НазваниеЭтнокультурная история Древней Руси viiixi вв
    АнкорЭтнокультурная история Древней Руси VIII-XI вв
    Дата12.05.2023
    Размер175 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКорнаухов.doc
    ТипКурсовая
    #1124801
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Глава 2. Культура Древней Руси

    2.1. Влияние византийской культуры на художественную культуру Древней Руси



    В течение всего существования Древнерусского государства наиболее интенсивными и многогранными были его культурные связи с Византией. Прочным фундаментом для них служили экономические и политические отношения Древней Руси с Константинополем.

    С принятием христианства открылись еще более широкие возможности для проникновения на Русь византийской культуры. И в этом Древняя Русь не составляла исключения среди других стран Европы.

    Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие многих государств средневекового мира. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью.1

    Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие.

    Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие передавалось другим народам. Поэтому влияние византийской культуры во многом являлось продолжением распространения тысячелетних культурных традиций греко-римского и восточно-эллинистического мира в страны Юго-Восточной и Восточной Европы. Восприятие элементов византийской цивилизации в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию феодального общества, отвечало внутреннимпотребностям, поднимало международный престиж.2

    Воздействие аристократической феодальной культуры Византии, разумеется, было значительно более интенсивным на высшие слои общества - князья и феодалы государств Юго-Восточной и Восточной Европы перенимали византийский придворный этикет, черты быта и нравов Константинополя.

    В широкие слои народа византийское влияние проникало в меньшей степени. Для правящей же феодальной знати этих стран это было обращением к самым высоким образцам, наиболее изысканным духовным ценностям, созданным средневековой Европой.1

    Однако силу и масштабы воздействия византийской цивилизации равным образом не следует как преувеличивать, так и преуменьшать. Византийское влияние в различных сферах культуры проявлялось с неодинаковой степенью интенсивности. В некоторых областях происходил синтез византийского наследия с местными культурными традициями, в других же византийское воздействие было более поверхностным, как бы наложенным тонким слоем на самобытную культуру народа.2

    Как правило, степень эффективности усвоения византийского наследия зависела от уровня развития дохристианской культуры. Чем выше был уровень самобытной местной культуры, чем более прочно сохранялись в ней традиции языческого народного творчества, тем ограниченнее было воздействие византийской цивилизации.

    Данное обстоятельство в полной мере относится к культурным связям Древней Руси и Византии. В оценке характера, масштабов и значения византийского влияния на культуру Древней Руси в науке существуют диаметрально противополож­ные точки зрения. Одни ученые считают византийскую цивилизацию чуть ли не единственным источником культуры Древней Руси, а древне­ русское художественное творчество - провинциальной ветвью искусства Константинополя.

    Другие исследователи, наоборот, отстаивают полную самостоятельность древнерусской культуры и исклю­чают какие-либо внешние влияния.

    Благодаря исследованиям отечественных и зарубежных ученых, комплексному изучению разных видов культуры, новым откры­тиям исторических памятников, произведений искусства и художествен­ного ремесла, применению новых исследовательских методов значительно расширились знания о культуре Древней Руси. Вместе с тем были достигнуты зна­чительные успехи и в изучении византийской цивилизации.1

    Наиболее сильным византийское влияние на Древнерусское государ­ство было в области церковной идеологии, канонического права, литургии, богослужебной литературы, гимнографии, церковной музыки, культового изобразительного искусства. Впрочем, и здесь уже очень рано встречаются серьезные отклонения от византийских образ­цов. Слабее византийское наследие ощущается в сфере светской культуры, хотя византийская переводная литература светского характера получила широкое распространение в Древней Руси и во многих странах Юго-Восточной и Восточной Европы.

    Исследования показали, что блестящая византийская цивилизация, поражавшая современников своей одухотворенностью, внутренним благородством, изяществом форм и высотой тех­нических достижений, в конечном счете послужила фундаментом, на котором Древняя Русь и другие страны Юго-Восточной и Восточной Ев­ропы стали воздвигать здание своей самобытной национальной культуры.

    Однако перенесенные на чужеземную почву иноязычных местных культур, духовные ценности, созданные Византией, ее спиритуалистическая церковная догматика и философия, идеология, этика и эстетика под­вергались здесь глубокой трансформации, начинали как бы новую жизнь, приобретали совсем иные черты под воздействием национальных творческих начал. Наиболее ярко это проявилось в сфере изобразительного и прикладного искусства Древней Руси.

    Бесспорно, Византия сыграла важную роль в развитии древнерусской художественной культуры, но византийское влияние и здесь не было ни всеобъемлющим, ни стабильным. Сила воздействия византийской цивилизации и масштабы византийского влияния на художественное творчество Древней Руси изменялись в пространстве и времени.

    На разных этапах развития древнерусской культуры степень воздействия византийской цивилизации то возрастала, то шла на убыль. Были периоды сближения и отдаления, временного затухания культурных связей и интенсивного их возобновления. Далеко не одинаковый отклик ху­дожественное творчество византийских мастеров находило в отдельных видах искусства.1

    Временем наиболее активных контактов Руси и Византии в культурной жизни был конец X - середина XII вв. Центром куль­турных связей Византии и Руси в это время стал Киев. Он был непосредственно связан со столицей Византийской империи Константинополем.2

    Поначалу византийское влияние наиболее ярко проявлялось в архитектуре Древней Руси. Из Византии на Руси в конце X-XI в. было воспринято византийское каменное зодчество с его сложным типом крестово­ -купольного храма, совершенной системой перекрытий, высочайшей для того времени строительной техникой. В отличие от романского Запада, где в это время лишь в отдельных регионах происходил медленный и трудный процесс перехода от деревянных конструкций к каменным сво­дам, Киевская Русь уже очень рано получила от Византии систему сводчатых и купольных перекрытий, здания тонкой и изысканной пространственной конфигурации и большой высоты.

    В течение XI - середины XII в. византийские традиции достаточно прочно сохранялись в древнерусском зодчестве, хотя их воздействие в различных областях Древнерусского государства проявлялось с неодинаковой силой. Со второй половины XII в., однако, намечается явное ослабление византийского влияния, что ознаменовалось появлением в древне­ русской архитектуре храмов башнеобразной формы, нехарактерной для византийского зодчества.1

    Более длительным и устойчивым, чем в архитектуре, было византийское влияние в живописи Древней Руси. Артели художников, в которые входили греческие и рус­ские мастера, работали обычно следуя византийским образцам, так назы­ваемым «подлинникам». Это были завезенные из империи свитки или пере плетенные тетради контурных рисунков на пергамене. Они сохранялись на Руси в течение многих лет, и их трансформация шла очень медленно. Лучшими образцами для русских художников служили византийские иконы, особенно привозимые из империи изысканные произведения столичной школы живописи.

    Византийские образцы помогали русским живописцам совершенствовать средства художественной вырази­тельности, создавать сложные композиционные решения. Вместе с тем гос­подство иконографического канона и работа по образцам в известной сте­пени сковывали самобытное художественное творчество мастеров Древней Руси.

    В культуре Византии, Древней Руси и других стран средневековой Европы никогда не иссякал живой источник светского художественного творчества. Светские течения были сильны как в литературе, так и в изобразительном искусстве. Родство вкусов и эстетических идеалов светской - феодальной знати Древней Руси и Византии объясняет близость жанров и тематики светской живописи, скульптуры и прикладного искусства этих стран.1

    Особенно последовательно светские мотивы могут быть прослежены в памятниках прикладного искусства. Это произведения художествен­ного ремесла Византии, обнаруженные на территории Древней Руси. В их числе - утварь из серебра и бронзы, перегородчатые эмали на золоте, резные изделия из кости и камня. При трудности и дороговизне дальних перевозок торговля этими предметами роскоши считалась особенно выгодной.

    Произведения средневеко­вых мастеров ярко и достоверно повествуют о своей эпохе и ее мировоззре­нии, проливают свет на некоторые малоизвестные стороны идеологии и быта византийцев, в частности на светскую культуру императорского двора и феодальной знати.

    В памятниках светского искусства, менее зависимого от канонов официальной религии, явственно выступают самобытные течения народной культуры, до сих пор почти не раскрытые наукой. В народную среду стран, находившихся под влиянием Византии, чаще всего проникали элементы искусства местных школ империи, которые сохраняли более демократические земные черты.

    Именно поэтому, древнерусских мастеров справедливо считают мудрыми и бережливыми наследниками лучших традиций византийского искусства. Они не только сохранили высочайшие для своего времени духовные ценности, созданные Византией, но и приумножили эти богатства, внеся в художественное творчество оптимизм, проникновенную, мягкость, жизнеутверждающее видение мира.

    2.2. Развитие русской культуры под влиянием Золотой орды



    Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси. Необходимо отметить, что развитие культуры - органическая составная часть истории общества, поэтому детерминацию движения культуры следует искать и вне ее самой, прежде всего, в развитии всех сфер общественной жизни - социальной, социально-политической, экономической. Культура - это, прежде всего, отражение происходящих изменений в обществе.

    Последствия татаро-монгольского вторжения в сфере экономики выражалось, во-первых, в непосредственном разорении территорий во время ордынских походов и набегов, которые были особенно частыми во второй половине XIII в. Наиболее тяжелый удар был нанесен по городам.1

    Во-вторых, завоевание привело к систематическому выкачиванию значительных материальных средств в виде ордынского «выхода» и других поборов, что обескровливало страну.

    Орда стремилась активно воздействовать на политическую жизнь Руси. Усилия завоевателей были направлены на то, чтобы воспрепятствовать консолидации русских земель путем противопоставления одних княжеств другим и их взаимного ослабления. Иногда ханы шли в этих целях на изменение территориально-политической структуры Руси: по инициативе Орды формировались новые княжества (Нижегородское) или делились территории старых (Владимирское).

    Русская государственность после нашествия XIII в. Сохранилась только в Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальская земля), в Новгородской, Муромской и Рязанской землях. Именно Северо-Восточная Русь примерно со второй половины XIV в. стала ядром формирования Русского государства. В это же время окончательно определилась судьба западных и южных земель.

    В XIV в. прекратила свое существование прежняя политическая структура, для которой были характерны самостоятельные княжества-земли, управляемые разными ветвями княжеского рода Рюриковичей, внутри которых существовали более мелкие вассальные княжества. Исчезновение этой политической структуры знаменовало собой и последующий распад сложившейся в IX - Х вв. древнерусской народности - предка восточнославянских народов. На территориях Северо-Восточной и Севере-Западной Руси начинает постепенно складываться русская (великорусская) народность, на землях же, вошедших в состав Литвы и Польши, - украинская и белорусская народности.1

    Помимо этих последствий завоевания в социально-экономической и политической сферах древнерусского общества можно проследить и значительные структурные изменения. В домонгольский период феодальные отношения на Руси развивались по схеме, свойственной всем европейским странам: от преобладания государственных форм феодализма на раннем этапе к постепенному усилению вотчинных форм. После нашествия этот процесс замедляется, происходит консервация государственных форм эксплуатации. Во многом это было связано с необходимостью изыскания средств для выплаты «выхода».

    Так, рассредоточение русских мастеров-ремесленников в монгольском мире истощило на время источник опыта Руси и не могло не прервать развития производственных традиций. Перестали изготавливаться шиферные пряслица; резко сократилось, а затем и исчезло производство стеклянных браслетов и бус; прекратилось изготовление керамических амфор; резкий упадок испытало искусство перегородчатой эмали; было утрачено искусство резчиков по белому камню; на несколько столетий исчезла многоцветная строительная керамика. Производство скани остановилось почти на столетие, после чего возобновилось под влиянием центрально-азиатских образцов.

    Строительные ремесла в Восточной Руси претерпели значительный регресс. Каменных зданий в первое столетие монгольского владычества было возведено меньше, чем за предыдущий век, качество работ заметно ухудшилось.

    Влияние монголо-татар в большей степени выражено в элементах русской бытовой культуры, привнося изменения в быт, одежду, украшения, сферу торговых отношений. Изменилась одежда: наряду с длинными белыми славянскими рубахами и длинными штанами в обиход вошли золотые кафтаны, цветные шаровары и сафьяновые сапоги, женские украшения как бисер, бусы, раковины и т.к. В сравнении выявляется тождественность русского и азиатского плотничного и столярного инструмента, что также можно считать как результат взаимопроникновения двух культур. В некоторых исследованиях указывается сходство стен кремлей Пекина (Хан-Балыка) и Москвы и других городов.1

    Постоянное взаимодействие русских с татаро-монголами не могло не повлиять и на язык. Так, в русский язык пришло множество тюркских слов, которые современниками не расцениваются как заимствованные. Сохранилось много монгольских слов, относящихся к государственному и экономическому устройству. Другие заимствования относятся к таким сферам как строительство, украшения, огород, ткани, одежда и обувь.

    Длительный период взаимодействия Руси с Золотой Ордой не мог не оставить свой отпечаток и в фольклоре русского народа. По некоторым сведениям, самый значительный блок пословиц, касающихся пребывания иноземцев в Киевской Руси, посвящен монголо-татарам. В пословицах и поговорках народ «жалуется» на тяготы монгольского ига.

    О тесном переплетении двух культур свидетельствует и обогащение истории родословных русских семей вкраплением монголо-татарских корней. Так, известные ученые С.Б. Веселовский и Н.А. Баскаков считают, что влияние служилой тюркской знати на историю России трудно переоценить, выходцы из этой среды даже становились государями всея Руси.1

    Большинство исследователей древнерусской жизни отмечают приостановку культурного развития страны вследствие монгольского нашествия. Общее понижение культурного уровня, общее огрубение нравов были непосредственными результатами тюркского влияния.2

    Некоторые исследователи считали, что на территории России благодаря привнесению туранского (тюркского) элемента в русскую культуру сложился новый этнотип, заложивший основы психологии русского человека.

    В русском языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов, хотя какой-либо определенной культурной налоговой политики у монголов не было.3

    Московские цари в определенной степени переняли у монголо-татар этикет дипломатических переговоров. Их знакомство с тюркским способом ведения дипломатии оказывало заметное влияние на отношения с восточными державами, особенно с теми, которые стали преемниками Золотой Орды, но случались и «недоразумения» в отношениях со странами Запада вследствие несовпадения норм этикета.

    Следовательно, монголо-татарское завоевание оказало в целом значительное влияние на древнерусскую культуру и древнерусскую цивилизацию в целом. Помимо прямых последствий ордынской политики здесь наблюдаются структурные деформации, которые в конечном счете привели к изменению типа феодального развития страны. Московская монархия не была непосредственно создана монголо-татарами, скорее наоборот: она складывалась вопреки Орде и в борьбе с ней. Однако опосредованно именно последствия воздействия завоевателей обусловили многие сущностные черты этого государства и его общественного строя, что проявилось культуре этого периода и многокомпонентно развивалось на последующих этапах развития русской культуры.

    Таким образом, более пяти столетий Русь находилась в тесных отношениях с Византией. Само становление древнерусского государства происходило при самых многообразных контактах и столкновениях с византийцами. Византия была не только наследницей античной культуры и римской государственности. Сама обогатившись православной верой, Византия обогатила мир православной культурой. Благодаря Византии православная культура стала достоянием всей Древней Руси.

    Проблема монгольского влияния на Русь в целом и на развитие ее культуры в особенности многомерна, поэтому непосредственный эффект монгольского нашествия - разрушение городов и уничтожение населения, повлек за собой разрыв традиционных связей Руси с Византией, Западной Европой, мусульманским Востоком; уничтожение или разорение многих очагов культуры. Все это вело к культурной изоляции государства. Однако, несмотря на это, в культуре Древней Руси все же появились и положительные заимствования из культуры кочевых племен.

    Не смотря на то, что влияние оказанное Византией и кочевыми племенами на Древнерусское государство (повседневную жизнь людей, религию, искусство и т.д.) носило диаметрально противоположный характер, оба случая сыграли важную роль в становлении нашей неповторимой русской культуры.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта