Специальные Исторические Дисциплины. Это все остатки прошлого, которые связаны с деятельность людей и отражают историю человеческого общества
Скачать 196 Kb.
|
1. СИД Исторический источник – это все остатки прошлого, которые связаны с деятельность людей и отражают историю человеческого общества. Приемами выявления, классификацией, разработкой комплексной методики обработки, изучения и использования источников занимается источниковедение. СИД – это источниковедческие дисциплины, занимающиеся внешней критикой источника(Определение степени правомерности использования источника в исследовании) . Предмет исследования СИД: Характеристика материалов источника(бумага, камень, пергамен, береста и т.д) ; Тип источника(письменный источник, герб, печать, монета); Вид источника(акт, летопись, хроника, мемуары). Объект исследования СИД: Палеография – наука о древней письменности. Хронология – исследует различные системы счисления времени, разрабатывает методики обработки прямой и косвенной датирующей информации. Метрология – исследует существовавшие в разные периоды истории меры длины, веса, поверхности. Сфрагистика – печати, сохранившиеся при документах и в отрыве от них. Геральдика – гербы. Нумизматика – денежно-весовые системы, монеты, надписи на них и денежное обращение. Генеалогия – занимается вопросами происхождение семей и родов, отдельных лиц и родственные связи, составлением родословных. Ономастика - изучает имена собственные. Дипломатика – формулярный анализ и содержание актов. Эпиграфика – исследует надписи и эволюцию знаков письма на твёрдых телах (камень, метал, кости). Археография – разрабатывает правила и методы издания исторических источников. 2. Хронология как СИД. Термин "хронология" происходит от двух греческих слов: "хронос" - время и "логос" - слово, знание, учение. Таким образом, хронология - это наука об измерении времени. В предмет хронологии как вспомогательной исторической дисциплины входит учение о складывании и развитии различных систем времяисчисления, определение и уточнение дат прошлых исторических событий. приводит даты прошлого в систему времени проверяет как разные народы исчисляли время Мы можем отдельно выделять два вида хронологии: - хронологию математическую (точное астрономическое время по движению небесных тел.) - хронологию историческую (или, как её называют иначе, - техническую- описание). Хронология зарождалась в –древневосточных ц. –Вавилоне, Египте, достигла б.успехов в –Греции и Риме., далее в средневековой эпохе- западная Европа, Восток, Особенно В Средней Азии. На Руси в 12 в появились хронологические статьи. До 18 века разработка велась только в плане установления церковных праздников. Уже в древности появился счёт времени (сутки, месяц, год) Всё единицы счёта времени связаны с астрологией, потому что сутки-это период обращения Земли вокруг своей оси. Солнечные сутки не равномерны, они являются основной единицей счёта времени. Месяц-это обращение Луны вокруг Земли (промежуток между двумя последовательными полнолуниями называют «синодическим месяцем» длиться он 29 суток и 12 часов). Год-это обращение Земли вокруг Солнца(2 раза в году Солнце находиться по отношению к земле в фазе весеннего(21марта) и осеннего(23 сентября) равноденствия).Интервал между последовательными положениями солнца в точке весеннего равноденствия называется тропическим годом(365 суток) Календари – это определённая система счёта времени. Возникли в 4-3 тыс. д.н.э. Древнейшими были лунные.(12 месяцев,354 суток,29-39 суток. опережал тропический года на 11 суток)Вводили 13-ый месяц. Так был создан лунно-солнечный календарь.(были-вавилонский , древнееврейский). Древнейшими солнечными был- Египетский 4 тыс.д.н.э(365 суток, 12 месяцев,30 суток, и в каждом +5 дней)Был короче тропического на ¼ суток.(в индии, в центральной Америке). Лунно- солнечные- Вавилонский, китайский, древнегреческий, древнеримский. 3. Китайский. Самым важным достижением древней китайской науки является создание календаря. Зачатки его относятся к третьему тысячелетию до н. э. Уже тогда в Китае имели понятие о сезонах и временах года. Некоторые китайские летописи, а также ряд археологических данных свидетельствует о том, что уже в эпоху Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н. э.) была установлена продолжительность года в 356 дней, а сам год был разделен на 12 месяцев по 29 и 30 дней. Время от времени вставляли добавочные месяцы. Примерно за тысячу лет до н. э. китайские астрономы знали, что год нельзя разделить на целое число месяцев. В результате длительных наблюдений за небесными светилами были уточнены продолжительность лунного месяца и солнечного года: лунный месяц был определен в 29,5 суток, а солнечный год - в 365,25 суток. Па этой основе были созданы сначала лунные, а впоследствии лунно-солнечные и солнечные календари. Лунно-солнечный календарь. В лунно-солнечном календаре китайцев год делился на 12 месяцев, в которых попеременно было по 29 и 30 дней. Поэтому лунный год состоял только из 354 дней. Для согласования его с продолжительностью солнечного года, который длиннее на 10 дней 21 час, семь раз в течение 19-летнего периода вставлялся добавочный, 13-й месяц. Это были високосные лунные годы. Тогда получалось соотношение: 12 лет *12 мес. + 7 лет *13 мес. = 235 месяцев, т. е. столько же, какое количество в метоновом цикле. Как ведь распределялись 13-месячные годы в 19-летнем цикле. Так как год воспринимался одинаковым 12 7/19 месяца, то, когда отличие становилось недалёким к единице, делалась вставка 13-го месяца. Эти вставки приходились на 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 16-й и 19-й годы цикла. При данном добавочный месяц практически постоянно вставлялся после зимнего солнцестояния. В 104 г. до н. э. в Китае была сделана календарная изменение и был введен календарь “Тай-чу ли”, прозванный в последующем “Саньтунским”. Саньтунский календарь просуществовал практически 2 столетия, а потом подвергался каким-либо не слишком заметным корректировкам. 4. Индийский. Древний лунно-солнечный календарь. В одном из распространенных в Индии лунно- солнечных календарей связь с движением Солнца состоит в том, что длина года в нем равна продолжительности времени, по истечении которого Солнце возвращается в к той же звезде, от которой началось наблюдение. Этот промежуток времени называется звездным годом. Он длиннее тропического года на 20,4 мин. и, по современным данным, составляет 365,25636 средних суток. Выражением связи этого календаря с видимым движением Солнца является деление года на 12 месяцев с числом дней от 29 до 32, а также на 6 сезонов, связанных с временами года. Эти сезоны, каждый из которых продолжался два месяца, следующие: Индийский календарь связан также с продолжительностью лунного месяца. Начало каждого месяца падает на следующий день после наступления полнолуния или новолуния. Как известно, 12 лунных месяцев содержат только 354 дня. Поэтому для согласования их продолжительности с солнечным годом в каждый третий год вставляется добавочный, 13-й месяц (адикмас), а чтобы уравнять лунные и солнечные месяцы, были введены дополнительные дни (титхи). Создание Единого национального календаря Индии. Правительство Индии вынуждено было провести реформу и ввести Единый национальный календарь. В ноябре 1952 г. - был создан специальный комитет по реформе календаря. Комитет тщательно изучил все существующие в стране календарные системы и разработал единый календарь, сущность которого заключается в следующем: 1. В основу нового календаря положена эра Сака, широко применявшаяся в течение двух тысячелетий во многих календарных системах Индии. 1892 год эры Сака соответствует времени с 22 марта 1970 г. по 21 марта 1971 г. нашего календаря. 2. Продолжительность года равна длине тропического года, т. е. 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам. 3. Гражданский календарный год в обыкновенном году содержит 365 дней, а в високосном - 366. 4. Начинается год со дня, следующего за днем весеннего равноденствия, что соответствует первому числу месяца Чайтра. В високосном году он совпадает с 21 марта, а в простом - с 22 марта. 5. Год состоит из 12 месяцев. В нем в високосные годы первые шесть месяцев имеют по 31 дню, а остальные - по 30. В простом году первый месяц состоит из 30 дней 6. Для определения високосного года применяется следующее правило: к году эры Сака надо прибавить число 78, и если полученная сумма делится на 4 без остатка, то год - високосный. Так, год 1890 эры Сака, соответствующий 1968-1969 гг. и. э., удовлетворяет указанному правилу, так как сумма 1890 + 78 = 1968 делится без остатка на 4. Каждый последующий четвертый год, т. е. 1894, 1898, 1902 и т. д., также будет високосным. 5. Месопотамия. Лунный календарь древних народов Месопотамии (ассирийцев, а позднее - шумеров и халдеев) был предельно точен. Ещё Геродот отмечал, что он полностью совпадает с календарём древних египтян. Так, ассирийский календарь состоял из лунных циклов по 1805 лет каждый. Один из таких циклов начался в 712 году до н.э.; откладывая циклы назад, можно получить дату 11542 год до н.э., известную в Месопотамии как год начала правления в Египте царя Осириса. Продолжительность года, по расчетам древних астрономов, составляла 365 дней 6 часов и 11 минут, что отличается от сегодняшних данных всего на 3 минуты. Период обращения Луны вокруг Земли был вычислен ими с точностью до 4-х секунд (27.3221 дня), а орбита планеты Меркурий была определена ими точнее, чем через тысячи лет после них это сделали Гипарх и Птолемей из Александрии! Они также обратили внимание на то, что 366 лунных суток длятся столько же, сколько 10000 земных (366х27.3221=10000), а окружность Луны (10 930 км) ровно в 3.66 раза меньше окружности Земли (40 008 км). Помимо этого древние астрономы учитывали в своих расчётах прецессию земной оси по знакам Зодиака и установили приход каждые приблизительно 2200 лет новой эры: эра Близнецов, эра Тельца и т.д. Тогда же, 8000 лет назад в Месопотамии уже существовала знаменитая шестидесятеричная система счёта сакральных чисел 12, 60, 180 и 360 времени и углов пространства. Год состоял из 360 лунных дней (12 месяцев по 30 дней), месяц состоял из 30 дней по 12 часов, а каждый день имел 12 часов по 30 гешей (1 геш = 4 минуты). 6. Греческий. В начале первого тысячелетия до н. э. в Древней Греции начали создаваться лунно-солнечные календари, причем каждый полис (город-государство) имел свою календарную систему. Несмотря на их сходство, каждый календарь имел свою особенность и несколько отличался от всех остальных. Год делился на 12 месяцев, каждый из которых начинался с неомении. Для связи с временами года периодически вставлялся добавочный, 13-й месяц. Год чаще всего начинался с месяца летнего солнцестояния, приходившегося в то время на июль.В 593г. Афинский правитель Солон установил 8-летний период, в котором 3 года имели 13 месяцев, остальные 5 лет – 12месяцев. В 432г. До н.э. Метон установил зависимость между лунным месяцем и солнечными годами. Он открыл, что в 19 солнечных годах содержится 235 лунных месяцев. Отсюда любая лунная фаза раз в 19 лет падает на один и тот же день солнечного года. 19-летний лунный цикл называли Метоновым циклом. В каждом 19-летнем периоде 7 лет считались по 13 месяцев, остальные годы по 12. 7. Еврейский. Еврейский календарь используется в религиозных целях евреями по всему миру, и он является официальным календарем в Израиле. Еврейский календарь - это одновременно и солнечный, и лунный календарь, то есть в нем годы должны совпадать с тропическим годом, а месяцы - с синодическим месяцем. Число месяцев в году может быть 12 или 13, некоторые месяцы могут иметь то 29, то 30 дней, год может начинаться только в определенные дни недели. Но наиболее резкое отличие Еврейской календарной системы от всех других известных систем заключается в том, что она непериодическая. В те времена, когда существовал Сангедрин [Синедрион] (Верховный религиозный суд), начало месяца определялось именно путем наблюдения. Поскольку продолжительность лунного месяца заключена между 29 и 30 днями, каждый календарный месяц содержит 29 дней (неполный месяц) или 30 дней (полный месяц). Обычный (не високосный) год состоит из 353, 354 или 355 дней. В високосном году может быть 383, 384 или 385 дней. Годы разной продолжительности называются, соответственно, "неполный", "нормальный" и "полный". В обычном году 12 месяцев, в високосном - 13. Каждый месяц начинается (приблизительно) в день новолуния. 8. Майя. Календарь майя лучше соотносится с астрономическим годом, чем современный Григорианский календарь, солнечно-лунный календарь. Цолькин — ритуальный период в 260 дней, являющийся комбинацией периодов по 20 и 13 дней. Каждый день имеет номер от 1 до 13, кроме того, у дней есть названия, повторяющиеся с периодом 20. Каждому названию дня соответствует свой символ, так называемая Солнечная Печать. Хааб. Одновременно с этим вёлся счёт времени по хааб. Хааб — гражданский календарь майя. Это был солнечный календарь, состоящий из 365 дней. Хааб делится на 19 месяцев: в 18 из них было по 20 дней, а в одном — только 5 дополнительных «дней без имён» (он добавлялся для того, чтобы общее число дней равнялось 365). Эти 5 дней назывались Вайеб. Они считались несчастливыми. Дни внутри месяца нумеруются числами от 0 до 19. Комбинация цолькина и хааба повторялась каждые 18980 = 52×365 дней. Ацтеки считали, что 4 Ахау 8 Кумху должен наступить конец света, и дожидались этой даты каждые 52 года. Длинный счёт. Для больших промежутков времени майя использовали так называемый длинный счёт, представляющий собой количество дней, выраженное в смешанной 20-, 18- и 13-ричной системе счисления. Минимальной единицей в длинном счёте является кин (день). 9. Хиджра. Мусульманский календарь построен только на изменении лунных фаз. Поэтому он является чисто лунным. Все лунные календари основаны либо на 8-летней периодичности ("турецкий цикл"), либо на 30-летней периодичности ("арабский цикл"). В некоторых странах Востока (Турция, Иран, Афганистан) одновременно применяются календари, построенные как на одном, так и на другом цикле. Лунный год мусульманского календаря делится на 12 месяцев. Добавлять к этим 12 месяцам дополнительный 13-й месяц или добавочные дни к отдельным месяцам для согласования с продолжительностью солнечного года строго запрещалось. Исключением является один добавочный день в високосных лунных годах, когда число дней увеличивается с 354 до 355 для удержания новолуния вблизи первого числа месяца. Этот добавочный день включается в последний месяц года, и тогда в нем количество дней становится равным 30. Таким образом, мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой, на 11 суток, если оба года високосные, и даже на 12 дней, если мусульманский простой, а солнечный високосный. Поскольку в течение одного 30-летнего цикла, как указывалось при рассмотрении "арабского цикла" лунного календаря, новолуние сдвинется всего на 0,012 суток, целые сутки накопятся лишь по прошествии 2500 лет. Следовательно, точность лунного календаря очень высокая. катун принимают значения от 0 до 19. Уинал принимает значения от 0 до 17 10. Юлианский. Юлианский календарь — календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введённый Юлием Цезарем в 45 году до н. э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 год до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля .Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше на 11 минут продолжительности тропического года. В настоящее время юлианский календарь используют лишь некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская. Точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигалось в сторону весны. Для обозначения разных календарных систем используются понятия «старого» и «нового» стиля. Счет времени по юлианскому календарю принято называть старым стилем летосчисления, а григорианский — это новый стиль . 11. Григорианский. Григориа́нский календа́рь в католических странах был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. В григорианском календаре длительность года принимается равной 365,2425 суток. Длительность невисокосного года — 365 суток, високосного — 366. Ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 10 000 лет (в юлианском — примерно за 128 лет). Согласно григорианскому календарю год делится на 12 месяцев, продолжительностью от 28 до 31 дня: Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий). • Во-первых, новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату из-за накопившихся ошибок. • Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Год високосен, то есть содержит 366 дней, если: 1. номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400); 2. остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908…). • В-третьих, модифицировались правила расчета христианской пасхи. Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более: на 1 сутки в столетие, если номер предыдущего столетия не делится на 4. Григорианский календарь намного точнее юлианского календаря. Он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году. В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. Для обозначения разных календарных систем используются понятия «старого» и «нового» стиля. Счет времени по юлианскому календарю принято называть старым стилем летосчисления (ст.ст.), а григорианский — это новый стиль (н.ст.). |