Главная страница

Ильин Психология взрослости. Евгений Павлович Ильин Психология взрослости


Скачать 7.73 Mb.
НазваниеЕвгений Павлович Ильин Психология взрослости
Дата24.01.2023
Размер7.73 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИльин Психология взрослости.doc
ТипДокументы
#902558
страница70 из 98
1   ...   66   67   68   69   70   71   72   73   ...   98
...

Совет старейшин – состоящий из старших мужчин коллегиальный орган управления коллективом, основными функциями которого являются хранение и воспроизводство традиций и контроль над их выполнением; вообще же функции старейшин были достаточно разнообразны. Старейшиной мог стать только уважаемый, как правило, зажиточный человек, состоящий или состоявший в браке, имеющий детей <…> Авторитет старейшин, как правило, был очень высок. Например, у чеченцев особые камни для сидения старейшин на деревенской площади нередко привозились издалека с помощью быков, сиденья для самых старших были обработаны вручную. Власть вождя, не пользующегося поддержкой старейшин, обычно была неустойчива, возрастала вероятность его насильственного смещения и/или убийства; неслучайно при назначении вождя европейские колонизаторы стремились согласовать свое решение со старейшинами. Иногда старейшина исполнял функции военного лидера. Некоторые авторы склонны рассматривать совет старейшин как институт, препятствующий вождю узурпировать власть, с чем нельзя не согласиться.

При определенных условиях (харизматичность, личные способности, общественно признанная ценность и объем знаний) пожилому человеку могла отводиться роль «стратега» эволюционной единицы, какой являлся первобытный коллектив. В известных нам по этнографическим материалам первобытных племенах вождем или неформальным лидером является старейший мужчина. При одряхлении пожилого лидера у некоторых племен практиковалось в разнообразных формах двоевластие (Mauss, 1974). Во многих раннеклассовых обществах дряхлость правителя была веским основанием для смещения или даже убийства (Шинни, 1982). В месопотамской традиции обряд убийства постаревшего вождя принял формы временного символического устранения царя от власти, ритуалы избавления царя от возраста известны из хеттской традиции.

В раннегосударственных образованиях первые формы власти также тесно связаны со старейшинами, в чьих руках обычно сосредоточены законодательные, административные, религиозные функции. В отсутствие традиции наследования власти правитель мог выбираться из представителей совета старейшин. Здесь члены совета старейшин выполняют посольские и другие политические функции.

В более развитых культурах советы старейшин, разумеется, уже не имели общегосударственного значения, выполняя функции местной администрации, связующего звена между общиной и государством. Высокий авторитет старейшин позволял исполнять им на местах судебные функции, являться хранителями «стандартов», свидетельствовать сделки (например, в Вавилонии типично было брать в свидетели людей старшего возраста).

В современных обществах совет старейшин может играть значительную роль в культурной и политической жизни там, где наблюдается стремление противопоставить модернизации, вызванной внешними влияниями, традиционные ценности.

А. Смолькин,

2005.

В современном, преимущественно технократическом, постоянно озабоченном прогрессом и ростом прибылей обществе старение рассматривается как процесс превращения в нечто ненужное, негодное, бесполезное. Это, в частности, наблюдается в растущем взаимоотчуждении поколений, что, например, выявлено и М. И. Плотниковой (2011) (рис. 10.1).


Рис. 10.1 . Степень отчужденности в отношениях между поколениями

Из рисунка видно, что чем ближе был возраст респондентов к своему демографическому поколению, [42] тем меньшая отчужденность им декларировалась. И наоборот, чем большее расхождение было между возрастом респондентов и возрастом демографического поколения, тем большая отчужденность обнаруживалась в ответах. Единственное, что осталось загадкой: почему у пожилых отчужденность со своим поколением оказалась несколько большей, чем у молодых людей со старшим поколением, хотя, казалось бы, должно было быть наоборот? У 160 студентов Калифорнийского университета спросили, что представляют собой пожилые люди. Большинство отметили, что старики нетрудоспособны, не слишком умны, озабочены только собой, скучны и чересчур разговорчивы (Babladelis, 1987).


...

Польский социолог Хелена Издебская собрала высказывания 200 студентов (в возрасте 19–22 лет) об их отношении к дедушкам и бабушкам. Большинство опрошенных выразили неприязнь, отсутствие доброжелательности, уважения и чувства ответственности за них. По мнению этих молодых людей, старики не должны быть для молодых обузой, так как стариками должно заниматься государство, общество, а не близкие родственники. Многие заявили, что наилучшим решением проблемы дальнейшего существования дедушек и бабушек были бы дома для престарелых (К. Висьневска‑Рошковска, 1989).

Распространенная среди студентов Ростовского университета анкета, показала иной подход в отношениях к пожилым людям и собственным дедушкам и бабушкам.

Анонимные ответы (всего опрошено 125 человек, возраст респондентов 18–20 лет) на вопросы анкеты сгруппировались следующим образом:

1. Есть ли у вас кто‑то из пожилых (родственник, знакомый), кого вы бы назвали своим другом? Подавляющее большинство – 80 % – ответили отрицательно.

2. Находите ли вы общий язык со стариками или считаете, что между вами пропасть? Большинство – 60 % – ответили, что находят; 20 % считают, что «в принципе находят», еще 20 % ответили «не всегда».

3. При общении со старым человеком вы прежде всего отмечаете смешное и непонятное в его поведении или то, что заслуживает уважения? По большинству ответов респонденты отмечают черты, заслуживающие уважения. В одной из анкет дан развернутый ответ: «То, что заслуживает уважения. А смешное в поведении можно найти и при общении с молодыми людьми, тогда как заслуживающего уважения – не всегда». В части ответов (25 %) были признания, что первым фиксируется смешное.

4. Считаете ли вы, что старики – это бесполезные люди, нагрузка на семью и общество? Во всех ответах несогласие с такой установкой.

5. Готовы ли вы оказать помощь постороннему пожилому человеку (физическую, моральную, материальную)? Что касается двух первых видов помощи, то почти все ответили утвердительно, но материальную – только 20 %.

6. У вас есть бабушка, дедушка. Знакомите ли вы их со своими друзьями или стараетесь этого не делать? Почти 90 % ответили, что знакомят обязательно, из ответов остальных можно понять, что делают это не всегда. Два развернутых ответа: «Да, знакомлю, бабушка – член семьи и не познакомить ее с моими друзьями – значит нанести ей оскорбление»; «Конечно знакомлю. У меня достойные друзья и достойные дедушка и бабушка».

7. Кто виноват в плохих взаимоотношениях поколений – старики или молодежь? Основной смысл ответов на этот вопрос – и те и другие.

8. Как вы относитесь к критическим замечаниям стариков: а) прислушиваетесь; б) пропускаете мимо ушей; в) просите оставить вас в покое. Ответы на этот вопрос распределились примерно равно между всеми тремя вариантами.

Анализ результатов анкетного опроса показывает, что хотя отношения не идеальные (что практически невозможно), но и не столь угнетающе тревожные, как пишет польская коллега. Геронтофобия, т. е. ненависть к старикам, никогда не была характерной чертой массового сознания в России.

В. Д. Альперович,

1998.

Работодатели тоже негативно смотрят на стареющих людей. Они полагают, что пожилые более забывчивы, медленно думают, с трудом воспринимают новую информацию и перемены, догматичны, ригидны в своих взглядах и установках, а потому работают менее эффективно. При этом физическая неспособность пожилых людей трудиться играет относительно небольшую роль, а наибольшую роль играет постоянное введение новых технологий, требующих непрерывного образования и тренировки, которые в меньшей мере доступны старым людям. Кроме того, большое число достаточно крепких старых работников ограничивает возможности трудоустройства для нового поколения. Следует учитывать и то, что в связи с общим повышением уровня образования опыт старых людей играет все меньшую роль.
Отсюда столь часто появляющиеся объявления: «на работу приглашаются лица моложе 50 лет», а лица предпенсионного и пенсионного возраста игнорируются. Например, по данным Госкомстата России (Россия в цифрах: Официальное издание. 1996 г.), в службы занятости страны обратились 166 тыс. пенсионеров (мизерный процент от общего числа пенсионеров), но только 31 тыс. из них были трудоустроены. Между прочим, в США по инициативе президента Р. Рейгана в 1978 г. был принят закон, в соответствии с которым запрещается дискриминация пожилых людей при приеме на работу по возрасту (до 70 лет).

Старость в сознании большинства людей прочно слилась с обликом немощного человека. Слова «старость» и «пожилые люди» несут в себе негативное семантическое значение, часто являясь синонимами слов «ущербный», «отживший», что отражается на самосознании стариков и отношении к ним более молодых слоев населения.

По данным опроса, проведенного Л. Пресняковой (2005), лишь 20 % из 1500 опрошенных готовы допустить, что в пожилом возрасте, как и в любом другом, есть свои преимущества, а абсолютное большинство (70 %) уверены, что у старости никаких преимуществ перед другими возрастами нет. Больше того, в ответах на открытый вопрос о том, с чем у них ассоциируется старость, почти четверть респондентов (23 %) говорили о болезнях, дряхлости, немощи (потеря здоровья; недееспособность; физическое угасание организма); почти столько же – о чувстве беспомощности, одиночестве, утрате интереса к жизни, негативных эмоциях, сопровождающих этот жизненный этап, о страхе смерти (безвыходность; безнадежность; страшное одиночество; безрадостность; безразличие; когда ничего не хочется; обида; разочарование; кладбище; мысли о смерти); каждого шестого респондента беспокоит материальная неустроенность (бедность; безденежье; нищета). В целом же негативно окрашенные ассоциации характерны для подавляющего большинства ответов респондентов, тогда как позитивные встречаются лишь в 7 % ответов (опыт, мудрость; любовь к внукам; покой и достаток; успокоение, гармония, размышления), а нейтральные – в 9 % (пенсия; преклонный возраст; подведение итогов; естественный процесс; морщины; седина).


1   ...   66   67   68   69   70   71   72   73   ...   98


написать администратору сайта