Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие фабулы

  • Соотношение сюжета и фабулы

  • фабула и сюжет. Фабула и сюжетСюжет это ряд событий, разворачивающихся в художественном произведении и выстроенных для читателя по определенным правилам демонстрации. Понятие сюжета


    Скачать 39.3 Kb.
    НазваниеФабула и сюжетСюжет это ряд событий, разворачивающихся в художественном произведении и выстроенных для читателя по определенным правилам демонстрации. Понятие сюжета
    Анкорфабула и сюжет
    Дата20.12.2022
    Размер39.3 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаFabula_i_syuzhet_1671465939.pdf
    ТипДокументы
    #854435

    Фабула и сюжет
    Сюжет – это ряд событий, разворачивающихся в художественном произведении и выстроенных для читателя по определенным правилам демонстрации.
    Понятие сюжета
    Сюжет является основой формы произведения. По словарю Ожегова сюжет – то последовательность событий в сценическом или литературном произведении. В произведениях изобразительного искусства сюжет – это предмет изображения.
    Определение 1
    Сюжет – это изображенная в литературном произведении цепь событий, то есть жизнь персонажей в пространственно-временных измерениях, в обстоятельствах и положениях,
    сменяющих друг друга.
    События, воссоздаваемые писателями, наряду с персонажами составляют основу предметного мира произведения. Сюжет – организующее начало большинства эпических и драматических произведений. Сюжет может иметь большое значение и в лирическом литературном роде,
    однако здесь, как правило, он предельно компактен и весьма скудно детализирован.
    Понимание сюжета как воссоздаваемых в произведении совокупности событий восходит к русскому литературоведению 19 века (А. Н. Веселовский «Поэтика сюжетов»). Однако привычная терминология в 1920 годы была резко изменена представителями формальной школы. Б. Томашевский писал, что сюжетом называется художественно построенное распределение событий в произведении. Однако в современном литературоведении преобладающим является значение понятия «сюжет», предложенного в 19 в.
    Сюжеты заимствуются авторами из исторического предания, из мифологии, из литературы прошедших эпох и каким-либо образом видоизменяются, обрабатываются, дополняются.
    Например, большая часть произведений У. Шекспира основана на хорошо знакомых литературе средневековья сюжетах. Драматурги-классицисты широко использовали традиционные сюжеты. Основу сюжетов составляют исторические события либо события,
    происходившие в близкой автору реальности и в его собственной жизни. Также в литературе широко распространены сюжеты, которые являются плодом воображения писателя.
    Как правило, сюжет произведения выдвигается на первый план и определяет собой его композицию, а также сосредотачивает на себе внимание читателя. Однако бывают случаи,
    когда сюжет как бы уходит в подтекст, а изображение событий уступает место воссозданию переживаний, раздумий, впечатлений персонажей, описаниям природы и внешнего мира.
    особенно это свойственно литературе современности.
    Сюжет выполняет несколько содержательных функций:
    Выявляет и характеризует связь человека с его окружением. Этим он определяет место человека в реальности, его судьбу, то есть запечатлевает картину мира. классический тип мировоззрения запечатлен в основной части сюжетов литературы прошлых столетий.
    Неклассический тип видения мира лежит в основе литературных сюжетов
    современности.
    Обнаруживают и воссоздают жизненные противоречия. Достаточно выраженный сюжет невозможно представить без какого-либо конфликта в жизни персонажей.
    Создают для героев произведения поле действия, обеспечивают им возможность полно разнопланово раскрыться перед читателем в поступках, в умственных и эмоциональных откликах на происходящее.
    Согласно А. Е. Нямцу, все многообразие традиционных сюжетов можно разделить на четыре основные генетические группы:
    Фольклорные
    Мифологические
    Литературные
    Исторические.
    Понятие фабулы
    Определение 2
    Фабулой называется система связанных между собой мотивов, она охватывает все события,
    соединенные в причинно-следственные ряды.
    Большинство мотивов, составляющих фабулу, имеет динамический характер, но и некоторые статичные мотивы могут иметь большое значение для него.
    Замечание 1
    Фабула – это тематически-фактический предмет изображения, ключевой план протекания действия драматического ил эпического произведения, уже художественно организованного и в котором уже выявлены центральные мотивы и расстановка персонажей.
    Следует различать фактическую основу произведении, фабула – повествовательная тема,
    которая подлежит дальнейшей обработкой в сюжете и саму разработку повествовательной темы, что связано с решением какой-либо проблемы на материале данных событий.
    В зависимости от характера понимания действительности, также от характера самого объекта фабулы могут быть сказочного типа, мифологического, реалистического, романического,
    утопического и т.д. Каждый этап в развитии литературно-художественного творчества, каждый период истории, каждое направление в литературе создают свои фабулы, которые и определяют особенности сюжетов.
    Элементами фабулы являются:
    Интрига
    Коллизия
    Перипетия
    Завязка
    Экспозиция
    Кульминация
    Развязка
    Пролог

    Эпилог.
    Соотношение сюжета и фабулы
    Понятие сюжета имеет тесную связь с понятием фабулы. В современной отечественной литературной критике под фабулой понимается основной художественный конфликт,
    развивающийся по ходу сюжета. Также существуют и другие взгляды на соотношение сюжета и фабулы. Например, в толковом словаре Ушакова сюжет определяется как совокупность событий, действий, в которых раскрывается главное содержание произведения, а фабула – как содержание изображаемых в произведении событий, в их последовательной связи. Таким образом, в отличие от сюжета, фабула излагает события произведения во временной последовательности.
    Представители ОПОЯЗа предложили различать две стороны повествования: развитие событий в произведении они называли фабулой, а сюжетом называли то, как эти события изображаются автором.
    Следующее толкование, предложенное критиками середины 19 века, поддерживалось М.
    Горьким и А. Н. Веселовским. Они называли сюжетом непосредственно само развитие действия произведения, а под фабулой понималась композиционная сторона содержания сюжета.
    Замечание 2
    Существует точка зрения, согласно которой понятие «фабула» не имеет самостоятельного значения, поэтому для анализа художественного произведения достаточно использовать понятия «сюжет», «композиция сюжета», «схема сюжета».


    написать администратору сайта