Главная страница
Навигация по странице:

  • Функции исторического знания.

  • 3. Великое переселение народов.

  • 4.Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства. 1.Норманская теория

  • 5. Принятие христианства на Руси и его значение.

  • 6.Система управления Древнерусского государства.

  • 7. «Золотая Орда», гос строй , управление, экономика

  • 8. Древнерусская культура

  • 10. Реформы и контрреформы Ивана Грозного.

  • 11. Смутное время начала XVII в.

  • 12. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум. Формирование религиозной традиции старообрядчества

  • вопросы к зачёту. Объект и предмет исторической науки


    Скачать 230.43 Kb.
    НазваниеОбъект и предмет исторической науки
    Дата24.03.2023
    Размер230.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавопросы к зачёту.docx
    ТипЗакон
    #1013267
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1. Объект и предмет исторической науки.

    История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем о закономерностях развития общ жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

    История подразделяется и по широте изучения объекта:

    История мира в целом (всемирная или всеобщая история),

    История континентов (например, история Азии и Африки),

    История отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).

    Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии.

    А предметом исторической науки является деятельность людей, то есть вся совокупность конкретных и

    многообразных действий и поступков отдельных физических лиц, групп людей или человеческих сообществ,

    находящихся в определенной взаимосвязи и составляющих все человечество.

    1. Функции исторического знания.

    1.Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития.

    Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического

    пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов,

    составляющих историю человечества.

    2.Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей

    на исторических примерах.

    3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на

    основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

    4. Функция социальной памяти заключается в том, что исторические

    знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

    3. Великое переселение народов.

    Причины

    Поражение народа хунну в войнах с Китаем, после чего оставшиеся хунну (гунны) устремились на Запад,

    увлекая и заставляя тесниться народы, встречавшиеся им в пути

    — Ослабление и распад Римской империи: все народы — участники великого переселения

    так или иначе были связаны с политикой и жизнью Западной и Восточной Римских империй

    — Похолодание климата, заставившее варваров покидать насиженные места и отправляться

    к более пригодным для жизни

    Последствия Вел Пер

    — Великое переселение народов отделяет античность от раннего средневековья,

    Римский мир от Европы раннесредневековых «варварских» королевств

    — Великое переселение стало началом образования и развития на европейском континенте

    новых государств и народов

    — Переселение народов сыграло роль в формировании многих современных языков Западной Европы

    — В ходе переселения народов окончательно распался рабовладельческий строй, уступив место феодализму

    — Переселение народов сыграло огромную роль в распространении и укреплении в Европе христианства

    4.Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства.

    1.Норманская теория Если говорить конкретней, то под норманнской теорией стоит понимать направление в историографии, которое склоняется к тому, что варяги и скандинавы (норманы) стали основателями Киевской Руси, то есть первого восточнославянского государства. Эта норманская теория происхождения древнерусского государства теория широкого распространения добилась в 18 веке, во времена так называемой "бироновщины". Родоначальником такой теории о происхождении Руси можно назвать ученых И. Байера и Г. Миллера. Ученые старались всячески доказать тот факт, что государственность восточных славян – это заслуга только норманн. Также такие ученые говорили об отсталости славянского народа. Итак, норманская теория происхождения древнерусского государства содержит в себе общеизвестные пункты. В первую очередь, норманисты считают, что варяги, пришедшие к власти – это и есть скандинавы, которые создали государство. Ученые говорят о том, что местный народ не в силах был сделать этот поступок. Также большое культурное влияние на славян оказали именно варяги. То есть, скандинавы – создатели русского народа, которые подарили ему не только государственность, но и культуру.

    2.Антинорманская теория Естественно, эта теория, как и многие другие, сразу нашла противников. Против такого утверждения выступили русские ученые. Один из самых ярких ученых, который рассказал о несогласии с норманнской теорией, стал М. Ломоносов. Стоит отметить, что антинорманская теория происхождения древнерусского государства говорит о том, что государство возникло из-за того, что этому сопутствовали объективнее на то время причины. Многие источники твердят о том, что государственность восточных славян существовала еще задолго до появления на территории варяг. Норманны находились на более низком уровне политического и экономического развития, в отличие от славян. Также важный аргумент гласит о том, что новое государство не может возникнуть за один день. Это долгий процесс социального развития того или иного общества. Антинорманское утверждение некоторые называют как славянская теория происхождения древнерусского государства. Стоит отметить тот факт, что Ломоносов в варяжской теории происхождения древних славян заметил так называемый кощунственный намек на то, сто славянам приписывалась «ущербность», их неспособность организовать государство на своих же землях.

    5. Принятие христианства на Руси и его значение.

    В 988 г. при Владимире 1, в качестве государственной религии на Руси было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни – центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство утверждало равенство людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

    6.Система управления Древнерусского государства.

    По форме правления Древняя Русь являлась раннефеодальной монархией и характеризовалась рядом признаков:

    Власть князя была ограничена советом, вече и церковью; Прослеживалась слабая связь между отдельными частями государства;

    Существовала дворцово-вотчинная система управления в центре и система кормлений на местах.

    Великий князь Киевский - глава государства. Он являлся главой администрации, верховным судьёй и военачальником. Одной из основных его задач было полюдье - сбор дани.

    Удельные князья - сыновья и ближайшие родственники князя, находившиеся в крупных городах и платившие дань.

    В Древней Руси руководствовались родовым принципом наследования: освободившийся престол передавали не старшему сыну, а старшему в роду. Данный прицип зачастую приводил в междоусобицам.

    Состав совета при князе:бояре ;высшее духовенство; старшая дружина; старцы градские (старейшины городов).

    В крупных городах Киевской Руси сохранились вече (народные собрания), в которых участвовало всё свободное взрослое мужское население посада (города) и слобод (поселений). Шумным одобрением решались вопросы налогового, земельного, судебного характера, принимались законы, а также избиралась администрация. Князь не мог отменить решение вече и, таким образом, вече ограничивало власть князя. По мере становления и развития государства значимость вече снижалась.

    Управление на местах осуществлялось посадниками в городах и волостелями в сельских округах. Их содержания обеспечивало подвластное им население. В 10 веке была введена десятичная система управления (управление осуществляли десятские, сотские, тысяцкие).

    7. «Золотая Орда», гос строй , управление, экономика

    Золотая Орда образовалась в результате разделения империи Чингиз-хана на 3 части. Старшему сыну великого хана Джучи Бату (Батый) достался западный улус монголов. Батый решил выйти из состава Монгольского государства и основать свое независимое ханство. Ему это удалось сделать в 1266 году.

    Хан Батый держал в страхе огромные территории. Российские земли, кроме Сибири и дальнего Востока, вся Украина, Казахстан, Узбекистан стонали под гнетом ордынцев.

    Основной «налог» для русских крестьян и ремесленников назывался «ясак». Он составлял десятую часть от дохода. Торговцы должны были платить «тамгу». Ежегодная дань для всех слоев населения, кроме священнослужителей, называлась «ордынский выход». Эту дань князья обязаны были лично доставлять в орду.

    Экономическое развитие На юге государства население занималось скотоводством. Огромные табуны лошадей, стада быков, верблюдов, овец паслись на бескрайних степных пастбищах. А на севере и западе преобладало земледелие.

    Когда скончался хан Джанибек (1357 г.), в орде началась война за власть. В течение четырех лет на престоле успели побывать 25 правителей. Первым отделился Хорезм, прекратила подчиняться Астрахань. Земли на Днепре завоевали литовцы. В 1380 году Дмитрий Донской победил войска Орды в страшном бою на Куликовом поле. Это стало началом распада некогда несокрушимой великой Золотой Орды. Еще совершались набеги на русские земли, но в открытый бой вступать татары не решались. В 1480 году Русь полностью избавилась от гнета татаро-монгольского ига.

    8. Древнерусская культура

    Древнерусская культура – это культура Древней Руси с IX до XII века (до нашествия татаро-монголов). Основные особенности древнерусской культуры:

    огромное влияние на культуру оказало принятие христианства. На Русь приехали византийские зодчие и прочие мастера, которые внесли свой вклад. Особенно заметно было византийское влияние при строительстве православных храмов, которые строились из камня, а не из дерева; были сильны и традиции восточных славян, из-за чего древнерусская культура приобрела самобытность, которая стала отличительной чертой; в середине IX века именно греки (Кирилл и Мефодий) создали славянскую азбуку, которая, в первую очередь, предназначалась для церковных богослужений; из Византии на Русь пришло искусство фресок и мозаик, которыми украшали храмы; развивалась иконопись; до наших дней дошли такие произведения, как «Слово о полку Игореве» и летопись «Повесть временных лет», которые позволили пролить свет на события той эпохи; в ювелирном деле славяне применяли чернение; отличался разнообразием фольклор славян; развитие получили разнообразные ремесла, от изготовления кирпича до ковки оружия и доспехов.

    Стоит сказать, что на древнерусскую культуру оказывали влияние как западные государства, так и восточные.

    9. Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами

    Русско-литовские войны 1501–1522 гг. и 1534–1537 гг. - вооруженная борьба Московской Руси против Великого княжества Литовского в целях возвращения исконно русских земель и оттеснения его границ на запад. При великих князьях Ольгерде и Витовте владения Литвы значительно расширились, на смоленском направлении они подходили к Москве на расстояние в 120–150 км. В войне 1501–1522 гг. войскам Василия III впервые удалось нанести литовцам несколько поражений, а в 1513 г. был взят Смоленск. Эти успехи были закреплены в войне 1534–1537 гг. Литва потеряла часть городов в Белоруссии на левом берегу Днепра.

    Победа при Ведроше имела огромное значение. Впервые за всю историю войн с Литвой ее войска, вторгшиеся на Русь, были полностью уничтожены. В военном отношении битва была показательна тем, что исход сражения решил удар Засадного полка. В сражении на Митьковом поле инициативой полностью владел русский воевода, который заставил Острожского принять бой на заведомо невыгодных условиях. Преднамеренное отступление с последующим переходом в контратаку, окружением и уничтожением противника свидетельствует об умелом тактическом руководстве князя Даниила Щени и высокой дисциплине русских войск.

    Когда власть Киева над Русью полностью угасла, стране требовалось срочное соединения всех земель воедино. Князья приняли важно решения, что только едиными силами можно прогнать врага с русской земли. Вся трудность соединения заключилась в отсутствие сильного центра Руси, и из-за этого вся мощность страны была разбросана по всей территории.

    К концу века были выдвинуты несколько городов, вокруг которых должно начаться сплочение Руси, это Москва, Тверь, Переяславль. Эти города вобрали все наилучшие качества для того, чтобы стать главным городом страны. Первое большое объединение появилось на востоке страны, а после чего только присоединилась Москва. Официально она стала столицей только в 1389 году.

    10. Реформы и контрреформы Ивана Грозного.

    «Земская реформа». Перераспределение полномочий волостей и наместников. Вследствие, полномочия перешли представителям дворянства и черносошного крестьянства;

    «Избранная тысяча». Приближенные дворяне получили поместья в округе Москвы;

    «Стоглав». 1551 год. Царь инициировал церковный собор. Был принят единый список общерусских святых, создан церковный суд, все земли церкви переходили под контроль царя;

    «Отмена кормлений». 1555 год. Отмена уездных наместников, которые назначались для выполнения державных задач. Зачастую эти люди были дармоедами и ворами государственных денег. Реформа предусматривала поступления подати напрямую в казну;

    «Уложение о службе». 1566 год. Произведена коренная перестройка военной службы в результате которой появилось регулярное войско. Служить можно было с 15 лет. Служба могла передаваться по наследству. В результате этой реформы в армии насчитывалось около 12 тыс. стрельцов; «Русская печать». 1560 год. Утверждена печать царя – герб князей Рюриковичей – двуглавый орёл.

    11. Смутное время начала XVII в.

    Основными причинами этого периода, стали опричная политика Ивана Грозного и продолжительная Ливонская война. Смута это всеобщий системный кризис, который затрагивает все сферы государства.

    К кризису привело пресечение династии, которая осуществляла баланс сил в стране. Рюриковичи на протяжении шести столетий определяли политический вектор действий своих сторонников и противников. В конце шестнадцатого века две партии претендентов на престол в лице Б. Годунова и Ф. Романова, оба имели родственное отношение к Рюриковичам. Годунов являлся нейтральной фигурой для бояр, важную роль сыграла поддержка духовенства. Легальный приход к власти царя Бориса (1598) был обеспечен, публичной процедурой выборов.

    Стихийные бедствия породили неурожай и последующий голод в российских землях. Царь распорядился открыть запасы зерна, за раздачей хлеба в столицу прибывали массы людей, что вызвало еще больший хаос в стране. Помещики стали избавляться от крепостных, толпы которых бродили по дорогам, занимаясь грабежом.

    Появление самозванца (1604) в такое напряженное время стало еще одной причиной дестабилизации обстановки в государстве. Получив поддержку польских магнатов в обмен на смоленские земли самозванец, назвав себя именем царевича Дмитрия, быстро продвигался к Москве. Навстречу Лжедмитрию I выдвинулись войска Годунова, многие города добровольно признавали власть самозванца. Ситуация становилась неконтролируемой, в этот момент царское войско под командованием В. Шуйского одержало победу под Добрыничами. Весной 1605 г. страна вновь осталась без управления, Годунова не стало, но он успел передать престол своему сыну Федору. В Москве начался открытый боярский бунт, который привел к устранению преемника.

    Финансовые и военные ресурсы царя были истощены, В. Шуйский в 1609 г. принял решение обратиться к Швеции за поддержкой в борьбе против восставших. Польша использовала в качестве предлога начала войны (1609-1618) факт участия шведских войск в военных действиях. Притеснение польским гарнизоном духовенства, грабежи привели усилению неприятия иноземного управления.

    После призыва патриарха Гермогена в начале 1611 г. начать борьбу создается первое ополчение. Для формирования второго ополчения нужны были средства, сбором которых занялся К. Минин, командование войском взял на себя Д. Пожарский. В конце лета 1612 г. объединенный отряд двинулся к Москве, попытки польских войск оказать помощь осажденному гарнизону не увенчались успехом. В конце октября ополченцы взяли Кремль. В феврале 1613 г. состоялось избрание царя новой династии Михаила Романова.

    12. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум. Формирование религиозной традиции старообрядчества

    Это было обусловлено несколькими причинами. В это время в состав государства вошли земли, находившиеся под властью Речи Посполитой. Церкви этих территорий поддерживали крепкие связи с византийской церковью, давно использовали их книги и применяли их правила ведения службы. Чтобы укрепить единство государства, необходимо было укрепить духовную близость между гражданами. Также в это время Россия стала налаживать связи со странами, так называемого греческого мира. Москва старалась укрепить свое положение в качестве нового православного центра после падения Константинополя. Также использование древних русских текстов могло привести к новым ошибкам и расхождениям.

    В 1652 году Никон на церковном соборе был избран патриархом. Его кандидатура устраивала и Алексея Михайловича. Царь знал его еще по деятельности в "кружке ревнителей", ему нравились его настойчивость и сильная воля. Также Никон добился хороших результатов за короткое время в Новгороде. В 1653 году началась работа по подготовке и проведению реформ. Сначала были внесены изменения в церковные книги, были выпущены новые, а старые Никон приказал сжечь. Также были введены изменения в богослужение. Теперь креститься необходимо было тремя перстами и не двумя, "аллилуйя" следовало петь три раза вместо двух. Было сокращено количество поклонов, и они вместо земных были заменены поясными. Изменения коснулись многих сторон церковной жизни и богослужения.

    Сразу же у реформы появились ярые противники, по большей части среди духовенства. Они отказывались вести службу по новым правилам и стали называть Никона и его сторонников посланниками Сатаны. Никон был жестким и целеустремленным человеком, не признававшим других точек зрения. Патриарх принимает решение жестко расправляться с теми, кто не повиновался указам. На противников реформы начались гонения. Их арестовывали, бросали в тюрьму, ссылали на каторгу.

    Одним из идейных вдохновителей раскола был протопоп Аввакум. Ранее они с Никоном были членами одного кружка. Теперь же Аввакум осуждал деятельность Никона, сравнивал его с Антихристом. Он был арестован в 1953 году и сослан в Сибирь. Ему удалось добиться сохранения сана. В ссылке протопоп написал большую часть своих книг.

    В 1666 году церковный собор проклял приверженцев старой веры. С этого момента начались массовые гонения на старообрядцев. Они бежали в глухие и удаленные места, где образовывали собственные общины, основывали скиты и продолжали молиться по-старому. Так как они считали, что Алексей Михайлович стал слугой Антихриста, поэтому исключили из богослужения молитву за царя. Когда их настигали войска, часто раскольники прибегали к акту массового самосожжения. Постепенно новые правила вошли в жизнь большинства граждан, а раскольники продолжали на новых местах хранить верность старым традициям.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта