Крещение Руси. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования российский университетт транспорта
Скачать 22.09 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТТ ТРАНСПОРТА» (РУТ(МИИТ)) ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Крещение Руси. История и культурное значение. Дисциплина КУЛЬТУРОЛОГИЯ Выполнила студентка 1 курса ЮССД-199 Расщупкина Камилла Проверил Преподаватель ____________________ ____________________ Москва 2022 год Крещение Руси, согласно летописной записи, состоялось в 988 г. В этом году, при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, однако, было распространено на Руси и до этого. Как свидетельствуют археологические раскопки, проводимые в Киеве, христианские поселения в городе представляли собой по численности довольно значительный состав населения. Христианство проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей — старший брат апостола Петра — отправился в Скифию. Согласно «Повести временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) говорят о том, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества. Ещё один официальный факт, подтверждающий наличие христиан на Руси до 988 года, относится к свидетельству в «Повести Временных Лет» о заключении договора князя Игоря с Византией. В договоре говорится, что русичи из окружения Игоря, которые являются христианами, должны были принести клятву на кресте, в отличие от язычников, клявшихся на оружии. Другой факт, содержащийся в летописных источниках, свидетельствует о распространении христианства в середине X века уже в среде княжеского рода. В «Повести Временных Лет» сказано о том, что в 957 г. киевская княгиня Ольга, жена великого князя Игоря и мать Святослава Игоревича, ездила в Константинополь – столицу империи – и приняла там христианство, причем крестным княгини стал сам византийский император, а обряд крещения проводил личный духовник византийского монарха. Княгиня Ольга многое сделала для христианизации Руси. Она неоднократно пыталась уговорить принять крещение и Святослава. Однако ее сын будучи наследником получил языческое воспитание и, став князем, наотрез отказался принимать новую веру. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму. Киевская дружина участвовала в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император одержал победу, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а следом и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Обусловлено это было тем, что основная масса населения Руси – крестьяне. А между тем, легко принять христианство могли только жители городов. Земледельческий труд предполагает существование тесной связи с природой. В силу этого верования жителей села носили пантеистический характер, то есть они рассматривали Бога как природу. Отсюда происходило обожествление сил природы, поклонение Матери земле, Небу и т.д. Особый характер религиозных верований земледельцев формировал и особый склад культуры. Религия крестьян складывалась согласно трудовым циклам и циклам отдыха. Так, празднования приурочивались к окончанию сбора урожая, покосу трав для скота, севу и т.п. В таких условиях христианство должно было либо слиться с прежними представлениями земледельцев на Руси, дав лишь новое название старым по своей сущности праздникам, либо остаться чуждой основной массе населения. Сельская Русь все-таки восприняла христианство, но процесс его принятия был очень сложный. Прежние празднования крестьян из языческих превратились в христианские, а покровителями тех или иных видов работ стали христианские святые, вместо прежних языческих божеств. Перенятие непосредственно самих христианских ценностей и христианской морали, было слабым. Во многих религиозных поучениях XII–XIV вв. говорится о том, что среди русского народа по-прежнему сильны языческие пережитки. Христианство в рассматриваемый период прочно утвердилось в городах, так как город представлял из себя культуру несколько другого типа. Человек в трудовом производстве оторван от природы, не зависит от нее. Также стоит отметить индивидуалистический характер труда в городе. Поэтому горожане были менее зависимы от окружения и легче могли принимать новшества, в том числе и в области религии. Принятие христианства требовало некоторого разрыва с традиционными нормами и представлениями, и в городах процесс этого разрыва протекал более быстрыми темпами и менее болезненно. Также отличие процесса принятия христианства в городской и сельской местностях заключается в том, что жители городов более восприимчивы к культуре. Христианство явилось тем фактором, который способствовал развитию оригинальности и самобытности русской культуры, поднимая ее на новый, более высокий уровень развития. В городах после принятия христианства начали учреждаться школы. В первую очередь потребность в них объяснялась в необходимости подготовки профессиональных и грамотных служителей культа. Однако помимо этой функции церковь на Руси занималась и образованием самых широких слоев населения. Сама образовательная деятельность церкви осуществлялась на основе церковнославянского литературного языка, который пришел на Русь также вместе с христианством. Христианизация Руси обуславливала необходимость издания книг религиозного содержания. Издание христианской литературы также сделало возможным развитие светского литературного творчества и издание законов, регулирующих правовую жизнь общества. В последнем случае христианство косвенным и прямым образом содействовало становлению форм государственной жизни на Руси. Принятие христианства, безусловно, имело большое значение для дельнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. Согласно новой религии, путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. «Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьёй во внутригосударственных делах, и защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви—«десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. Таким образом, принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным. |