уроспт. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования башкирский государственный педагогический
Скачать 49.88 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ Художественно-графический факультет Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство, технология» 3 курс Очная форма обучения ГИНИЯТУЛЛИНА РАЛИЯ РИШАТОВНА ПОНЯТИЕ ХОРОВОЙ КАРТИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕРЕДВИЖНИКОВ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА Научный руководитель: докт. иск., профессор Т.А.Масленникова Дата представления «____»_________ 20__ г. Дата защиты «____»_______________ 20__ г. Оценка __________ Подпись ____________ Уфа 2019 ОглавлениеВведение 1 Введите название главы (уровень 1) 4 Введите название главы (уровень 2) 5 Введите название главы (уровень 3) 6 Введение. Понятие «хоровая картина» очень мало рассматривается в научных трудах. Данная проблема практически не затрагивается при изучении творчества передвижников. Это понятие является одним из самых неизвестных, но при этом не теряет своей значимости. Даже при отсутствии знаний в области живописного мастерства, а лишь при ознакомлении с перечисленными полотнами, можно сделать правильный вывод о том, какую же картину Владимир Васильевич Стасов, русский музыкальный и художественный критик, мог считать примером «хоровой». Таковой он считал жанровые картины, изображающие коллектив людей, объединенных какой – либо совместной деятельностью или идеей. Развитие «хоровой» композиции можно проследить на творчестве художников-передвижников, которые и развили это направление, сделав главными участниками картины не одного конкретного персонажа, а массы, которая при этом обладает чертами индивидуальности. В картинах этого рода иногда изображается крестьянский труд. Но он не занимает в них такое же место, какое занимал в жизни крестьян. Очевидно, что сцены труда не давали возможности художникам поставить вопросы об устоях крестьянской жизни, которые тогда привлекали внимание русского общества. Художник того времени не стремился идеализировать в своих работах простой народ, а наоборот, через призму общества, изображаемого на картинах, показывал всю остроту социальных и бытовых проблем. Историография .стасов это обьект исследования источник.а его труды это и есть историография .кто писал где упоминается. В современном мб исскустве. Представленная работа посвящена исследованию понятия «хоровая картина», возникшее во времена передвижников, и ее влияние на советскую живопись. Историография – обзор литературы на данную тему. Деятельность В. В.Стасова как художественного критика была неразрывно связана с развитием русского реалистического искусства и музыки во второй половине XIX века. Он был их страстным пропагандистом и защитником. Стасов в своей критике произведений искусства оценивал их с точки зрения верности художественного воспроизведения и трактовки действительности. Он старался сравнивать образы искусства с породившей их жизнью. Поэтому его критика произведений искусства зачастую расширялась до критики самих явлений жизни. Критика становилась утверждением прогрессивного и борьбой с реакционным, антинародным, отсталым и дурным в общественной жизни. Стасов считал, что критик является истолкователем общественного мнения; он должен выражать вкусы и запросы публики. Стасов был чрезвычайно разносторонне и глубоко образованным человеком. Он интересовался не только изобразительным искусством и музыкой, но и литературой. Борьба за реализм и народность в современном искусстве помогала ему лучше разобраться в вопросах истории искусства. Именно из- за этого в его трудах впервые поднимается понятие хорового искусства. В статье «25 лет русского искусства» Стасов вслед за Чернышевским требует от искусства быть критиком общественных явлений. Он защищает тенденциозность искусства, рассматривая ее как открытое выражение художником его эстетических и общественных воззрений и идеалов, как активное участие искусства в общественной жизни, в воспитании людей, в борьбе за передовые идеалы. Стасов утверждал: «Искусство, не исходящее из корней народной жизни, если не всегда бесполезно и ничтожно, то уж по крайней мере всегда бессильно». Большой заслугой Стасова является то, что он приветствовал отражение народной жизни в картинах передвижников. Он всячески поощрял это в их творчестве. Он дал внимательный анализ и высокую оценку показу образов народа и народной жизни в картинах Репина «Бурлаки на Волге» и особенно «Крестный ход в Курской губернии». Он особенно выдвигал такие картины, в которых действующим лицом является масса, народ. Он называл их «хоровыми». За показ народа на войне он хвалит Верещагина, в обращении к народности искусства усматривает сходство в творчестве Репина и Мусоргского. Стасов здесь действительно схватывал важнейшее и значительнейшее в творчестве передвижников: черты их народности. Показ народа не только в его угнетении и страдании, но и в его силе и величии, в красоте и богатстве типов и характеров; отстаивание интересов народа было важнейшей заслугой и жизненным подвигом художников-передвижников. Это был настоящий патриотизм и передвижников и их глашатая — критика Стасова. Со всей страстностью своей натуры, со всем публицистическим жаром и талантом Стасов на протяжении своей жизни отстаивал мысль о самостоятельности и оригинальности развития русского искусства. Вместе с тем ему была чужда ложная идея якобы изолированности, или исключительности, развития русского искусства. Отстаивая его оригинальность и самобытность, Стасов понимал, что оно в целом подчиняется общим законам развития нового европейского искусства. Так, в статье «25 лет русского искусства», говоря о зарождении русского реалистического искусства в творчестве П.А Федотова (1815-1852), он сопоставляет его с аналогичными явлениями в западноевропейском искусстве, устанавливая как общность развития, так и национальное его своеобразие. Идейность, реализм и национальность — эти основные черты Стасов отстаивал и пропагандировал в современном ему искусстве. Целью исследования является художественный анализ произведений, особенности и специфика ее воплощения, а так же выявление закономерностей развития хоровой картины в современном искусстве. Задача исследования: Проследить эволюцию развития хоровой живописи на примере работ передвижников и советских художников; Изучить историю бытовой живописи передвижников; Оценить роль влияния хоровой картины XIX века на искусство XX века; Изучить труды Стасова; Изучить литературу по дисциплинам, затрагивающим тему курсовой работы. Методами исследования в данной работе выступают историко – сравнительный метод, поиск материала, подбор произведений, анализ литературных источников, метод художественного анализа. Объектом исследования в данной работе стали труды Стасова, а так же картины передвижников и советских художников. Предмет исследования проблема которая перекликается с целью но расширенная. Теоретическая значимость мои собственные заключения Практическая значимость данные труды можно использовать. Хотя отдельные персонажи картины кажутся прямо выхваченными из жизни, все вместе они образуют символ трудового люда России. Первыой работой была картина И.Е. Репина «Бурлаки» После данной работы в 70-х годах XIX века возникает ряд картин, в которых крестьяне выступают сплоченной массой, миром. Таковы картины „Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" В. Максимова, „Встреча иконы" и „Ремонтные работы на железной дороге" К. Савицкого, „Земство обедает" Г. Мясоедова и др. Глава 1. Хоровая картина в пра1ктике передвижников. §1 истоки понятия §2 труды стасова Глава 2 . понятие хоровая картина в русской живописи XIX века. §1 работы Репина как эталон хоровой картины рат на тему: Бурлаки на ВолгеПлан:Введение 1 История создания 2 Дальнейшая судьба картины Литература Введение«Бурлаки на Волге» — картина русского художника Ильи Репина, созданная в 1870—1873 годах. Изображает артель бурлаков во время работы. Хрестоматийный пример критического реализма, переходящего в натурализм. Картина имеет размеры 131,5×281 см и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. 1. История созданияСогласно воспоминаниям художника, замысел картины возник ещё в 1869 году, когда во время работы над конкурсной картиной «Иов и его друзья» он вместе с Константином Савицким поехал на Неву на этюды. Увиденные им там впервые бурлаки произвели на Репина сильное впечатление своим контрастом с жизнерадостным обществом и живописной природой. Тогда же был создан первый акварельный эскиз картины, включавший помимо собственно бурлаков и контрастировавших с ними дачников. Такая композиция картины была раскритикована Фёдором Васильевым как «искусственная» и «рассудочная». Последний, вместе с Иваном Крамским, нашли стеснённому в то время в средствах Репину необходимые для поездки на Волгу 200 рублей. К этому же времени относится демарш Репина по поводу его возможного исключения из Академии художеств в связи с нежеланием Репина сдавать экзамены по общеобразовательным предметам. Репин подал заявление об увольнении, которое не было удовлетворено, вместо этого ему была обещана заграничная стажировка и оплачен проезд по Волге от Твери до Саратова. В мае 1870 года группа в составе Ильи Репина, его брата Василия, Фёдора Васильева и Евгения Макарова на пароходе компании «Самолёт» отправилась в путешествие. В 1870 году Репин создал рисунок карандашом в размере 18,3×32,7 см. Этот эскиз сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве (№ 11488). Из эскиза возникла первая версия в масле в формате 23,5×50,5 см (Третьяковка, № 708). В марте 1871 года временная версия картины была выставлена в Санкт-Петербурге и награждена призом. В марте 1873 года Репин закончил работу. 2. Дальнейшая судьба картиныКартина была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в марте 1873 года на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Выставка вызвала много печатных откликов, обсуждавших противостояние реалистической и академической живописи. Публика разделилась на «репинцев» и тех, кто предпочёл «Христа и блудницу», написанную в Риме академистом Семирадским. Академист Фёдор Бруни, например, разнёс «Бурлаков» как «величайшую профанацию искусства». Подлинную атаку повёл на произведение Репина консервативный публицист Алексей Суворин. В то же время Стасов и Крамской приняли полотно восторженно, как подлинный триумф национального гения, сопоставимый с реалистическими произведениями Гоголя. В своём «Дневнике писателя» Фёдор Достоевский проанализировал картину Репина и высказался о ней как о подлинном торжестве правды в искусстве. Владимир Короленко скопировал гравюрную репродукцию и повесил её у себя в комнате. На Всемирной выставке картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем, который повесил её в бильярдной комнате Владимирского дворца: Нaдo пpaвдy cкaзaть, чтo вeликoмy князю кapтинa этa иcкpeннe нpaвилacь. Oн любил oбъяcнять oтдeльныe xapaктepы нa кapтинe: и paccтpигy пoпa Kaнинa, и coлдaтa Зoтoвa, и нижeгopoдcкoгo бoйцa, и нeтepпeливoгo мaльчишкy — yмнee вcex cвoиx cтapшиx тoвapищeй; вcex иx знaл вeликий князь, и я cлышaл coбcтвeнными yшaми, c кaким интepecoм oн oбъяcнял вce дo caмыx пocлeдниx нaмeкoв дaжe в пeйзaжe и фoнe кapтины. — И. Е. Репин «Далёкое близкое» ЛитератураElizabeth Kridl Valkenier: Ilya Repin and the world of Russian art. Columbia University Press, New York 1990. ISBN 0-231-06964-2. стр. 36 Репин И. Е. Далёкое и близкое. — М., 2002. — С. 400. — ISBN 5-8159-0204-7 §2 Народность искусства Максимова У его крыльца одинокие женщины, погруженные в свои воспоминания, коротают последние летние дни: одна полна горделивого величия, другая — грустной покорности судьбе. На столе остатки ушедшего благополучия — изящный фарфор, собранный из разных сервизов. Тема гибели дворянских гнезд, смены поколений, питавшая творчество Тургенева, Гончарова, Чехова, нашла в лице Максимова своего тонкого интерпретатора.§3 Многоликость образов Савицкого §4 Работы прянишникова. Образ народа Глава III влияние хоровой картины на советскую живопись «Хоровые картины» стали традицией в русской живописи XIX века. Эта традиция сказалась и в направлении соцреализма. В ней остро охарактеризована жизнь советских граждан – будь то изображение советской армии, рабочий класс или же просто какой- либо праздник. Однако есть некоторые различия в живописи передвижников и художников советского времени. Для соцреализма типичными сюжетами становилось изображение заводских тружеников за работой, счастливых колхозников на фоне свежей целины, люди на субботниках и т.д. Все это было обусловлено жесткой цензурой власти и активной пропагандой. Такие картины отвечали принципам народности (т.е были понятны всем), идейности(так как изображали повседневные трудовые подвиги). Источники В. В. СТАСОВ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОГО КРИТИКА. А. Федоров-ДавыдовДеятельность В. В. Стасова как художественного критика была неразрывно связана с развитием русского реалистического искусства и музыки во второй половине XIX века. Он был их страстным пропагандистом и защитником. Он был выдающимся представителем русской демократической реалистической художественной критики. Стасов в своей критике произведений искусства оценивал их с точки зрения верности художественного воспроизведения и трактовки действительности. Он старался сравнивать образы искусства с породившей их жизнью. Поэтому его критика произведений искусства зачастую расширялась до критики самих явлений жизни. Критика становилась утверждением прогрессивного и борьбой с реакционным, антинародным, отсталым и дурным в общественной жизни. Художественная критика была одновременно и публицистикой. В отличие от прежней художественной критики — узкоспециальной или рассчитанной лишь на специалистов-художников и ценителей, знатоков искусства,— новая, демократическая критика обращалась к широким кругам зрителей. Стасов считал, что критик является истолкователем общественного мнения; он должен выражать вкусы и запросы публики. Многолетняя критическая деятельность Стасова, проникнутая глубокой убежденностью, принципиальная и страстная, действительно получила общественное признание. Стасов не только пропагандировал реалистическое искусство передвижников, но и саму новую, демократическую, прогрессивную критику. Он создал ей авторитет, общественное значение. Стасов утверждал: «Искусство, не исходящее из корней народной жизни, если не всегда бесполезно и ничтожно, то уж по крайней мере всегда бессильно». Большой заслугой Стасова является то, что он приветствовал отражение народной жизни в картинах передвижников. Он всячески поощрял это в их творчестве. Он дал внимательный анализ и высокую оценку показу образов народа и народной жизни в картинах Репина «Бурлаки на Волге» и особенно «Крестный ход в Курской губернии». Он особенно выдвигал такие картины, в которых действующим лицом является масса, народ. Он называл их «хоровыми». За показ народа на войне он хвалит Верещагина, в обращении к народности искусства усматривает сходство в творчестве Репина и Мусоргского. |