Главная страница
Навигация по странице:

  • Специфика жанра романа в творчестве Достоевского

  • Преступление Наказание

  • У Достоевского тщательно продуманы имена и фамилии героев

  • Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума

  • Обыкновенные люди Необыкновенные люди

  • Основная формула теории Раскольникова

  • «Да ведь тут арифметика!»

  • Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней

  • Хроника преступления Было задумано

  • Сны Раскольникова и их значение

  • Интерьеры в романе Герой

  • Петр Петрович Лужин Аркадий Иванович Свидригайлов

  • Две правды в романе Соня

  • Особенности поэтики Достоевского

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

  • МАТЕРИАЛЫ ХВЕСЮК Т.В. Рабочая карта по роману Ф.М. Достоевского «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

  • Рабочая тетрадь для подготовки к егэ ф. М. Достоевский роман Преступление и наказание


    Скачать 129.75 Kb.
    НазваниеРабочая тетрадь для подготовки к егэ ф. М. Достоевский роман Преступление и наказание
    Дата15.03.2023
    Размер129.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаdostoevskiy_podgotovka_k_ege.docx
    ТипДокументы
    #990395
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5


    РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

    Для подготовки к ЕГЭ

    Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

    Роман «Преступление и наказание»

    Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

    Роман «Преступление и наказание»

    Центральная проблема – «личность и общество» или«человек и мир», которая реализуется в следующих темах и идеях:


    • тема вседозволенности, если нет Бога и бессмертия души;

    • тема исповеди без покаяния, «бесстыдной правды»;

    • тема последних моментов сознания (тема смертной казни и самоубийства);

    • тема сознания, находящегося на грани безумия;

    • тема сладострастия, проникшего в сферы сознания и мысли;

    • тема «неуместности» и «неблагообразия» жизни, оторванной от народных корней и народной веры;
    • тема преступления как следствия «небратского» состояния общества, показателя аномалии общественного сознания.



    Специфика жанра романа в творчестве Достоевского


    Философский роман

    характерно стремление осмыслить жизненные явления, имеющие общечеловеческое значение: добро и зло, вера и неверие, свобода и необходимость, благородство и подлость, счастье и страдание и т.д.


    Социальный роман

    характерно стремление постичь закономерности развития хаотичной, ломающейся социальной действительности. При этом Достоевский был противником теории «среда определяет характер»; по его мнению, личность, ее духовное состояние играет огромную роль, человек всегда имеет право выбора.

    Психологический роман

    по Достоевскому, человек сложен и неисчерпаем, глубок, «как море».

    Остросюжетный роман

    на роман Достоевского повлиял жанр авантюрного романа, который отличается остросюжетностью, захватывающей повествовательной манерой, симпатией «к униженным и оскорбленным»

    Тяготение кжанру драмы

    Напряженность коллизий, ярко выраженная диалогичность, эффектные сюжетные ходы, тщательно выписанные мизансцены и др.

    Полифонический роман*,

    Роман, отличающийся таким построением, когда центральную мысль произведения не выражает ни автор, ни один из героев, она формируется из одновременного звучания многих равноправных голосов и сознаний.


    История создания романа

    • Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя».

    • Замысел романа вынашивался автором более 6 лет.

    • В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание».

    • Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это - психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. ...

    В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

     


    Особенности композиции романа также связаны с его содержанием 


    Преступление

    Наказание

    Занимает 1 часть повествования

    Описывается в 5 частях

    Рассказывается о замысле и совершении преступления

    Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию

     

     Символика цвета, имен и чисел в романе

    Основной цвет романа - желтый:

    Герои

    Встречается желтый цвет

    Раскольников

    Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам».

    Соня

    Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями».

    Порфирий Петрович

    Мебель из «желтого отполированного дерева».

    Свидригайлов

    Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой.

    Старуха-процентщица

    Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната об­ставлена мебелью из желтого дерева.

    Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.

     

    У Достоевского тщательно продуманы имена и фамилии героев:

    Имя

    Его значение в романе

    Раскольников

    «Раскол» - «раздвоение» - с одной стороны страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам.

    София

    Смиренномудрие, Соня Мармеладова - смиренно несет крест, вы­павший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.

    Лебезятников

    Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина.

    Авдотья Романовна (сестра Раскольникова)

    Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя.

    Разумихин

    Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным».

    Лизавета Ивановна

    «Елисавета» - почитающая Бога.

     

    Число «три» в романе

    Герой

    Как связан с числом «3»

    Марфа Петровна

    Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию.

    Соня

    Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек.

    Соня

    Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых».

    Марфа Петровна

    Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников.

    Свидригайлов

    Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч.

    Раскольников

    Трижды позвонил в колокольчик старухи.

    Раскольников

    Трижды встречается с Порфирием Петровичем.

    Дуня

    Стреляет в Свидригайлова в трех шагах.

    Разумихин

    Три часа дожидается, пока проснется Раскольников.

    Свидригайлов

    Вручает Соне три билета.

    Марфа Петровна

    «Три раза приходила» к Свидригайлову.

    Раскольников

    Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола.

    Соня

    В ее комнате три больших окна.

     

    Число «семь» в романе

    Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с че­ловеком, символом общения между Богом и его творением.

    Деталь, эпизод романа

    Как связано с числом «7»?

    Сам роман

    Состоит из 6 частей и эпилога.

    1-я и 2-я части романа

    Состоят из 7 глав.

    7 часов вечера

    Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы.

    7 лет каторги

    Такой срок определен в качестве наказания герою романа.

    7 лет

    Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной.

    7 детей

    У портного Капернаумова.

    Раскольников в 7 лет

    Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком.

    730 шагов

    До дома старухи-процентщицы.

     

    Теория Раскольникова 

    В романе автор представляет теорию Раскольникова

    о «делении людей на два разряда»

    Обыкновенные люди

    Необыкновенные люди

    «Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных».

    «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».

    Живут в послушании.

    Переступают закон во имя лучшего.

    Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям».

    Если ради своей идеи таким людям необходимо бу­дет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разре­шение перешагнуть через кровь».

    «Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изме­нить своей участи.

    Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкно­венные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.

    Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходи­мости насилия и пролития крови.

     

    Социальные истоки теории

    Личные жизненные обстоятельства (нищета, неустроенность сестры и матери, отсутствие перспектив), убожество окружающего мира («петербургские» сцены в романе).

    Философские истоки

    Мечты о совершенстве и гармонии бытия, которые при сложившемся в современном мире порядке вещей можно воплотить, только преступив нравственный закон; незначительность жертвы (убийство старухи-процентщицы) в данном случае оправдывает великую цель: счастливое будущее многих людей.

    Теория «наполеонизма»

    Мысль об исключительном праве «сильной личности», которой все позволено; оправдание «крови по совести».

    Ошибочность теории

    Бесчеловечность средства достижения благородной цели; «кровь по совести» на деле превращается в цепь кровавых преступлений, которым не видно конца. Раскольников, преступивший нравственный закон внутри себя, обречен на душевные муки.


    Основная формула теории Раскольникова

    За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.

    Одна смерть и сто жизней взамен.

    «Да ведь тут арифметика!»

     

     

    Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?

     

    Причины преступления

    Социальные

    Нравственные

    Крайняя степень нищеты героя.

    Желание проверить теорию.

    Болезненное и раздраженное со­стояние героя.

    Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников).

    Всеобщая несправедливость жизни.

    Боль за униженных бедных, великая любовь к людям.

    Знакомство с Мармеладовым и рас­сказ Мармеладова о своей семье.

     

    Письмо матери с сообщением о пред­полагаемом замужестве сестры Дуни.

     

    Встреча на бульваре с обманутой девушкой.

     

      

    Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:

    1

    ...ну да, чтоб ограбить...

    2

    ...если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь... счастлив был!

    3

    Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил...

    4

    Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать...

    5

    И я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав...

    6

    И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поско­рее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Ос­мелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...

     

    Хроника преступления

    Было задумано

    Произошло на самом деле

    Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома.

    Чуть не пропустил назначенный срок.

    Поменять шляпу на картуз.

    Забыл, пошел в шляпе.

    Взять топор в кухне.

    В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника.

    Должен был быть осторожным и преду­смотрительным.

    Забывает проверить, закрыта ли на крючок вход­ная дверь в квартире старухи-процентщицы.

    Собирался убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету.

    Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую.

    На вырученные деньги собирался изме­нить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям.

    Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием.

    Время в романе.

    Все действие романа, не считая, конечно, эпилога, происходит в течение четырнадцати дней. Читатель, возможно, и не замечает этого, ибо в реальной жизни за две недели не может произойти столько событий. Однако Достоевский очень строго по часам, а иногда и минутам расписывает в окончательной редакции романа время начала и окончания очень многих событий. Совершенно точно обозначена смена дней, заполненных последовательно проходящими эпизодами, или "пустых", в которых автор не отмечает ни одного события, и вся эта строго сегментированная система времени ведет свой отсчет от главного сюжетно-композиционного центра романа: от акта убийства старухи и Лизаветы.
    Схематически течение времени в романе "Преступление и наказание" может быть представлено так:
    1 день - проба
    2 день - пусто
    3 день - убийство
    4 день - беспамятство
    5, 6, 7 дни - пусто
    8 день - выздоровление Раскольникова
    9 день - пусто
    10 день - смерть Катерины Ивановны
    11,12 дни - пусто
    13 день - похороны Катерины Ивановны
    14 день - приход Раскольникова в полицию.

     

    Сны Раскольникова и их значение


    1-й сон

    Бедная савраска, запряженная в огромную телегу, в которую влезла толпа пьяных, — это лишь представление Раскольникова о состоянии мира. А вот что су­ществует на самом деле: «... один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге,  запряженной огромною ломовою лошадью...». Эта телега на первых страницах «Преступления и наказания» словно бы ехала из сна Раскольникова.

    Таким образом, адекватно воспринимается только телега ее размеры, но не груз и не силы лошади, в эту телегу впряженной, т. е. вызов Богу бросается на основании несущест­вующихнесправедливостей, ибо всем дается ноша по силам и никому не дается больше, чем он может снести.

    Аналогом лошади из сна является в романе Катерина Ива­новна, падающая под грузом нереальных своих бед и забот, которые очень велики, но сносимы (тем более что Бог не отни­мает своей руки, и когда приходит край — всегда находится помощник: Соня, Раскольников, Свидригайлов), а под грузом бед и забот, ею себе романтически примысленных, и именно от этих бед, оскорблений и скорбен, существующих почти только в воспаленном мозгу ее, она в конце концов и гибнет — как «загнанная лошадь». Катерина Ивановна воскликнет про себя: «Уездили клячу!».


    2-й сон

    Он раскрывается при со­поставлении имен Миколки из сна и Николая (Миколая)-кра­сильщика. На убийцу Миколку Раскольников кидается с ку­лаками, чтобы наказать его («… вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку». Красильщик Николка возьмет на себя грех и вину убийцы Раскольникова, защитив его своим неожиданным показанием в самую страшную для него ми­нуту от истязаний Порфирия Петровича и от вынужденного признания («Я … убивец… Алену Ивановну и сестрицу ихнюю, Лизавету Ивановну, я… убил… топором»). На этом уровне раскрывается заветная мысль До­стоевского о том, что все за всех виноваты, что есть только од­но истинное отношение к греху ближнего — это взять его грех на себя, взять его преступление и вину на себя — хотя бы на время понести его бремя, чтобы он не пал в отчаянии от непо­сильной ноши, но увидел руку помощи и дорогу воскресения.

    3-й сон

    Во сне Раскольникова молодые, сытые, пьяные, развеселые люди убивают лядащую лошаденку — в романной действительности испитой и измученный   Мармеладов   гибнет   под   копытами   молодых, сильных, кормленых, ухоженных лошадей. Причем его гибель не менее страшна, чем гибель лошадки: «Вся грудь была исковеркана, измята и истерзана; несколько ребер с правой стороны изломано. С левой стороны, на самом сердце, было зловещее, большое, желтовато-черное пятно, жестокий удар копытом… раздавленного захватило в колесо и тащило, вертя, шагов тридцать по мостовой»

    4-й сон

    Этот сон наиболее важен для понимания смысла романа— символический, и именно на этом уровне свя­заны между собою в систему сны Раскольникова. Проснув­шись после сна об убийстве лошадки, Раскольников говорит так, как будто отождествляет себя с убивавшими, но дрожит при этом так, как будто все удары, обрушившиеся на несчаст­ную лошаденку, задели его.

    Пожалуй, разрешение этого противоречия в следующих словах Раскольникова: «Да что же это я! — продолжал он, восклоняясь опять и как бы в глубоком изумлении, — ведь я знал же, что я этого не вынесу, так чего ж я до сих пор себя мучил? Ведь еще вчера, вчера, когда я пошел делать эту... про­бу, ведь я вчера же понял совершенно, что не вытерплю... Че­го ж я теперь-то? Чего ж я еще до сих пор сомневался?». Он, действительно, и «лошаденка», и убийца-Миколка, требующий, чтобы запряженная в непо­сильную для нее телегу лошадка «вскачь пошла». Символ всадника на коне — известнейший христианский символ ду­ха, управляющего плотью. Это его дух, своевольный и дерз­кий, пытается принудить его натуру, его плоть сделать то, че­го она не может, что ей претит, против чего она восстает. Он так и скажет: «Ведь меня от одной мысли наяву стошнило и в ужас бросило... ». Именно об этом потом скажет Раскольникову Порфирий Петрович: «Он-то, положим, и солжет, то есть человек-то-с, частный-то случай-с, incognito-то-с, и солжет от­лично, наихитрейшим манером; тут бы, кажется, и триумф, и наслаждайся плодами своего остроумия, а он хлоп! да в са­мом-то интересном, в самом скандалезнейшем месте и упадет в обморок. Оно, положим, болезнь, духота тоже иной раз в комнатах бывает, да все-таки-с! Все-таки мысль подал! Сол­гал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»>.


    5-й сон в эпилоге

    Еще один сон, который снится Родиону Раскольникову в эпилоге романа – это кошмар, описывающий апокалипсическое состояние мира, где пришествие антихриста словно распределено на все человечество – каждый становится антихристом, проповедником своей собственной правды, правды во имя свое. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих избранных».



    Петербург в романе

    • Город - не фон, на котором разворачивается действие романа, а один из героев романа.

     

    1. Двойственность Петербурга

    Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади

    Величественная, прохладная Нева.

    2. Совпадение состояния героев и города

    Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Лизавета, Раскольников).

    Город погружен в духоту, он сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев.

    3. Общее впечатление, которое создают описания улиц, площадей, людей на улицах и в распивочных - это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления.

     

    Пейзаж

    «омерзительный и грустный колорит картины», «особенное множество пьяных», «нестерпимая вонь из распивочных», «жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…»; «необъяснимым холодом веяло… от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была … эта пышная картина»; «уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями. Холод и сырость прохватывали все тело…Какой-то мертво-пьяный, в шинели, лицом вниз, лежал поперек тротуара» и др.

    Уличные сцены

    Сцена встречи Раскольникова с пьяной девочкой, которую преследует «франт», желающий воспользоваться удобной ситуацией; сцена сумасшествия и смерти Катерины Ивановны; сцена с шарманщиком и толпой проституток; сцена самоубийства на …ском мосту и др.

    Интерьер

    Каморка Раскольникова, похожая шкаф, «имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко»; комната Сони, которая «походила как будто на сарай», чрезвычайно низкая, почти без мебели, «с желтоватыми обшмыганными обоями»; «беднейшая» проходная комната Мармеладовых, «шагов десять длиной» и др.


    Интерьеры в романе


    Герой

    Где он живет

    Раскольников

    Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть дли­ной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому чело­веку становилось в ней жутко...» (часть 1, гл. 3).

    Соня

    «Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена стремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь... другой же угол был уж слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели...» (часть 4, гл. 4).

    Мармеладовы

    Проходной угол: «Беднейшая комната шагов в десять в длину... Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, поме­щалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеен­чатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол... на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике» (часть 1, гл. 2).

     

    Двойники Раскольникова

     

    Петр Петрович Лужин

    Аркадий Иванович Свидригайлов

    Теория

    «Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основа­но. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел...»

    «Человеку все позволено»

    Поступки

    Желание жениться на Дуне, чтобы вла­ствовать над ней и держать ее в посто­янной зависимости от себя.

    Пытается опорочить Соню, для чего под­совывает ей сторублевую купюру. Этот поступок нужен Лужину, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками.

    Азартный игрок; доводит до самоубийства своего слугу Филиппа; жестоко оскорбил девочку, пытался обесчестить Дуню; его подозревают в причастности к отравле­нию его жены; подслушал признание Рас­кольникова о совершении убийства; пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на Родиона Раскольникова.

    Но: дает деньги на содержание сирот Кате­рины Ивановны и Соне, чтобы она могла сопровождать Раскольникова на каторгу.

    Заканчивает жизнь самоубийством.

    Что объединяет героев и отличает их от Раскольникова

    Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено», их теории приобретают откровенно бесчело­вечный, циничный характер.

     

    Две правды в романе

    Соня

    Раскольников

    преступники

    Преступает нравственный закон.

    Преступает уголовный закон.

    Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя.

    Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин.

    Страдания достигают предела. Идет на по­зор, унижения.

    Бунтарь, не желающий смириться с неспра­ведливыми законами общества.

    Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество.

    Мания превосходства и вседозволенности.

    Все ее поступки определяются христиан­скими заповедями и религиозными законами.

    Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уяз­вимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма.

    Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни.


    Особенности поэтики Достоевского


    Эстетический идеал

    Эстетическое часто служит выражением этического: «красотой мир спасется». В основе идеала - идея «соборности».

    Герой

    1) герой вступает в конфликт уже сложившейся, сформировавшейся личностью;

    2) человек, по Достоевскому, не добр и не зол, он добр и зол одновременно;

    3) каждый герой – идеолог, носитель идеи.

    Категория двойничества

    Каждый герой имеет двойника: поскольку в общественно-исторической ситуации потерялись критерии добра и зла, душа усложнилась – «раздвоилась». Например двойниками Раскольникова являются Свидригайлов и Лужин («Преступление и наказание»).

    Сон

    Возможность другой жизни, организованной по иным законам, сон представляет собой исключительную ситуацию для испытания идеи. Например, сны Раскольникова («Преступление и наказание»).

    Обращение к животрепещущим фактам реальной жизни

    Для Достоевского большое значение имел «газетный факт» как «элемент живой жизни». В основу написания романа «Преступление и наказание» легла прочитанная Достоевским статья о студенте, совершившем преступление.

    Деталь

    Достоевский постоянно обращается к детали, через которую читателю открывается значимые аспекты концепции всего произведения. Виды деталей: предметная деталь, цветовая деталь, жест, взгляд и др.

    Например: топор, которым Раскольников убивает старуху и Лизавету; драдедамовый платок Мармеладовых, Евангелие, которое читает Соня и др. – предметная деталь; болезненный желтый цвет, преобладающий в колористике романа, тревожный красный цвет, доминирующий в пространстве обдумывания и подготовки преступления (первый сон Раскольникова, красные отвороты на сапогах Мармеладова, колечко с красными камешками, которое Раскольников оставляет в залог и др.) – цветовая деталь; «ненасытимое страдание» в чертах лица Сони – портретная деталь и др.

    Символика

    В контексте романов Достоевского многие слова обретают символическое значение (в романе «Преступление и наказание»: кровь – символ преступления; Наполеон – символ власти и своеволия; Петербург – город «униженных и оскорбленных», в атмосфере которого задыхаются люди и др).

    Речь персонажей

    Искусная имитация живой разговорной речи и естественности течения внутренней речи (широкое использование неполных предложений). Речь персонажей индивидуализирована, например: канцеляризмы в речи Лужина, славянизмы в речи Мармеладова, ироничная небрежность речи Свидригайлова и т.п.


    Тест

    Ф.М.Достоевский

    «Преступление и наказание»

    ТЕСТ

    В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту.

    Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей

    ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя

    мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

    Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни

    замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

    Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

    «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! — подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома...

    Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»__ На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь <…> — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    1. К какому жанру принадлежит произведение, из которого взят приведенный отрывок?

    2. Каким термином в литературоведении обозначается изображение внутренней обстановки помещения?

    «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру»

    3. Выпишите из третьего абзаца слово, обозначающее болезненно-угнетенное состояние, мнительность (запишите его в именительном падеже).

    4. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении (с таким кратким, но емким изображением мы сталкиваемся в последнем абзаце)?
    5.Установите соответствие между основными персонажами, фигурирующими в романе Достоевского, и присущими им качествами характера. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АВС, без пробелов и запятых.

    ПЕРСОНАЖИ:

    А) Раскольников Б) Разумихин В) Свидригайлов

    КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА:

    1) понимание нравственности как «предрассудка» 2) рассудительность, умеренность в оценках 3) скупость, поиски личной выгоды во всём 4) стремление к постижению «бездны своей души»
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    Достоевского интересовала не абстрактная философская истина, а та идейно нравственная правда, которая пережита и лично выстрадана человеком. Личностный характер философской проблематики закономерно выдвинул на первый план вопрос о нравственной ответственности человека за все, что происходит в мире. Раскрытие такой проблематики естественно вело к появлению в произведениях Достоевского глубокого психологизма . Своеобразие его психологического стиля во многом определялось и особым характером изображенных им героев.

    В разрешении нравственных вопросов герои Достоевского идут до конца, максимально заостряя философскую проблематику. Это также способствует тому, что внутренняя жизнь героев приобретает напряженность и остроту. Указанные особенности проблематики обусловили своеобразие психологизма Достоевского. В первую очередь надо отметить, что внутренний мир предстает в особом ракурсе: мы почти не увидим у Достоевского изображения нейтральных, обычных психологических состояний душевная жизнь в ее крайних проявлениях, в моменты наибольшей психологической напряженности. Показывая психологические состояния в их максимальном развитии, а переживания и чувства в предельно обостренном виде, Достоевский проникал в самые глубинные пласты человеческой психики - обнажалась неисчерпаемая сложность натуры человека, ее бесконечная противоречивость. Изображение духовной жизни в полярной противоположности ее составляющих является другим важнейшим принципом психологизма Достоевского.

    Герой прекрасно знает свой внутренний мир, с самого начала осознает всю подсознательную логику своих настроений, с точностью предвидит, какие переживания вызовут в нем те или иные поступки. Неисчерпаемость психологических глубин, невозможность до конца объяснить все душевные движения с давних пор художественно запечатлевались в лирике. Иногда картина внутреннего мира дается Достоевским даже не как абсолютно достоверная, а как возможная, приблизительно точная. Словом, в психологическом повествовании Достоевского внутренний мир предстает как объясненный и истолкованный не до конца; писатель намекает на существование таких темных глубин в душе человека, куда не достает луч даже самого изощренного психологического изображения.

    В этой связи надо сказать несколько слов о психологическом анализе в системе психологизма Достоевского. Разумеется, без подробного, расчленяющего изображения нельзя было обойтись, воспроизводя столь сложные и противоречивые состояния души, какие свойственны его героям, да и отмеченная выше «полнота самосознания» героя требовала аналитических форм. В этом поэтика психологического повествования Достоевского сходна с поэтикой Толстого. Художественное внимание Достоевского распределяется между двумя задачами: во - первых, проанализировать сложные психологические состояния и процессы и, во - вторых, воссоздать в романе определенную психологическую атмосферу, а именно: атмосферу предельного психологического напряжения, часто страдания, душевной муки.

    Для воссоздания психологической атмосферы используются детали внешнего, предметного мира, тоже отобранные соответствующим образом и тоже повторяющиеся в своем эмоциональном значении, - это предметы и явления, производящие на душу героев тяжелые, неприятные, болезненные впечатления. Через весь роман проходит определенная гамма цветов и запахов: раздражающий, угнетающий желтый цвет, в который окрашено все, начиная от стен и кончая человеческими лицами, даже вода в стакане имеет желтоватый оттенок; вонь, несущаяся из подвалов и распивочных. Прежде чем перейти к конкретным приемам изображения внутреннего мира, необходимо отметить одно свойство психологизма Достоевского, во многом определившее своеобразие его стиля. Это свойство в том, что у него, впервые в русской литературе психологизм стал всеобъемлющей стихией повествования. У Достоевского же во всей структуре повествования нет буквально ни одной детали, ни одного слова, которые не работали бы на психологизм, не служили бы прямому или косвенному воспроизведению внутреннего мира. Объективная действительность в романе как бы не существует сама по себе - она пропущена через призму обостренного восприятия героя.

    Сны и ведения стали одной из важнейших форм психологического изображения у Достоевского. Легко заметить при этом, что легких лил хотя бы нейтральных по настроению снов у героев не бывает: психологические страдания не только продолжаются во сне, а даже усиливаются, потому что в бессознательном состоянии свободнее проявляется тот ужас, который носят герои в душе. В структуру художественного текста, кроме повествования, входит у него еще прямая речь героев - диалоги и монологи, каковых необычайно мало. Темп и ритм монолога становятся сильнейшими средствами психологического изображения, потому что рисуют эмоциональное состояние непосредственно, не аналитически. Таким образом, не только повествовательная речь, но и вся речевая структура «Преступления и наказания» проникнута психологизмом.

    Еще одной своеобразной формой психологического изображения стало у Достоевского использование портретных деталей, причем и здесь, как всегда, он весьма оригинален. Любимое мимическое движение - улыбка, усмешка, причем каждый раз иная, соответствующая психологическому состоянию. В эпитетах, проясняющих внутренний смысл этой внешней детали.

    Главные черты уникального психологического стиля Достоевского - предельная сосредоточенность на сложнейших, глубинных пластах внутреннего мира человека, умение захватить читателя изображением напряжённейших душевных состояний, художественное освоение «двух бездн» в душе человека.
    МАТЕРИАЛЫ ХВЕСЮК Т.В.
    Рабочая карта по роману Ф.М. Достоевского «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

    Скорбью сердце открывается,

    Скорбь – любви волшебный ключ…

    А.Солодовников


    Творчество великого художника = главные темы, проблемы – доминирующее чувство

    Достоевский – БОЛЬот всепроникающего зла во всех сферах:

    - в мироздании

    - в обществе

    - в самом человеке

    Центр творчества – духовный и душевный мир человека.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта