Главная страница

Реферат. Фехтования от истории до современности. Фехтования от истории до современности1. Фехтование это система приемов владения ручным холодным оружием в ближнем бою, нанесения и отражения ударов и уколов


Скачать 38.09 Kb.
НазваниеФехтование это система приемов владения ручным холодным оружием в ближнем бою, нанесения и отражения ударов и уколов
АнкорРеферат. Фехтования от истории до современности
Дата19.12.2022
Размер38.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФехтования от истории до современности1.docx
ТипРеферат
#852881



Введение


Развитие мирового спорта привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых в настоящее время насчитывается более 200. Каждый из них отличается своей тематикой соревнований, особым набором действий, приемами боя и правилами соревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу Олимпийских зимних и летних игр.

Фехтование – это система приемов владения ручным холодным оружием в ближнем бою, нанесения и отражения ударов и уколов.

Фехтованием называют также собственно процесс борьбы холодным оружием (как реальным, так и учебным, спортивным, историческим, сценическим и т.п.).

Основное содержание современного спортивного фехтования составляет единоборство, целенаправленный поединок – схватка двух противников с использованием спортивного оружия, обусловленная определенными правилами соревнований.

В фехтовании спортсмены соревнуются друг с другом своей техникой, тактикой, всеми своими силами и умениями. Каждый стремится выполнить разработанный им план действий, превзойти противника и первым нанести определенное количество уколов или ударов.

Целью в данной работе будет выступать следующее: исследовать историю возникновения и развития фехтования.

Основная часть

1.1 Возникновение фехтования в истории


Среди военных историков принято считать, что история меча есть история человечества, так как и то, и другое представляет собой цепь противостояний как между отдельными людьми, так и целыми государствами на протяжении тысячелетий, противостояние оборонительных и наступательных приемов ведения войны, поскольку представители рода Homo sapiens (лат.) научились обрабатывать металл и использовать его для изготовления оружия, которое мы называем мечами.

Фехтование как вид спорта включено в программу Олимпийских игр с 1896 года, но при этом не так популярно, как, например, футбол, хоккей или фигурное катание. Между тем, этот вид спорта имеет многовековую историю и входит в тройку самых интеллектуальных видов спорта. Это скорее закулисный вид спорта, которому не хватает широкой огласки и информационного пиара. Фехтование, пожалуй, самый непонятный для болельщиков вид олимпийской программы, но этот небольшой недостаток полностью компенсируется динамикой и эмоциональностью. Для истинных ценителей фехтование – это не просто вид спорта, а целая жизненная база и стержень, который позволяет противостоять внешним, не всегда приятным воздействиям и быть достаточно настойчивым для достижения поставленных целей. Фехтование - это, с одной стороны, способность сопротивляться ситуации, с другой - быть гибким и искать возможности.

Фехтование – удивительно техничный, красивый и, скажем так, романтичный вид спорта, популярность которого сегодня растет. При этом тысячи людей по всему миру занимаются одним из его подвидов – историческим фехтованием на развесных копиях исторического оружия. В огромном арсенале оружия каждый может найти оружие, которое ему подходит, от копий и алебард до ножей и кинжалов. Эти обстоятельства актуализируют интерес и внимание к истории развития фехтования как искусства и средства воспитания боевого духа, ловкости, скорости и тактики ведения боя.

Можно с уверенностью сказать, что развитие фехтования началось еще во времена древних людей. Еще в каменном веке древние люди использовали палки для победы над врагом. Со временем человек стал искать новые удары, отрубая своей палкой палку противника и т. д., а по мере того, как люди учились добывать металл, деревянные палки заменялись настоящим оружием.

Уже древние цивилизации разработали специальные приемы и упражнения с металлическим и деревянным оружием. Например, в древней Индии сборник таких упражнений считался священной книгой. В Древнем Египте, Древнем Риме, Древнем Китае и Японии готовили воинов и обучали технике боя холодным оружием.

Истоки развития фехтования как способа владения клинковым оружием, по-видимому, следует искать на рубеже XIII–XIV веков. К этому периоду относятся древнейшие дошедшие до нас письменные источники, описание того, как пользоваться мечом. Речь здесь идет о «Рукописи 1.33», которую еще называют «Башенной книгой фехтования». Рукопись содержит фрагменты поединков на мечах и щитах с пояснениями на смеси немецкого и латинского языков. Интересно, что мастера фехтования из Манускрипта 1.33 четко идентифицируются как лица духовного достоинства по внешнему виду, изображенному на рисунках. Известный историк фехтования Эгертон Кастл в своей книге «Школы и мастера фехтования» указывает, что в Средние века сосуществовали два совершенно разных стиля фехтования:

- Первый тип относится к фехтованию, которое распространено среди рыцарей, участвующих в многочисленных турнирах и сражениях они почти всегда пользовались доспехами и не узнавали, что может им помочь, когда они теряют защиту;

- Второй тип, приспособленный к вооружению горожан, был намного практичнее, здесь главную роль играла мобильность, защищавшая мечника вместо доспехов.

В средние века фехтование было широко распространено, но занимались им только представители высшего сословия. В 14-15 веках в средневековых городах создавались школы, в которых любой человек, обладавший достаточной физической подготовкой и финансовыми средствами, мог научиться искусству боя любым видом оружия, применяемого в пешей войне.

Как и любой другой вид оружия, меч требовал от воина особого умения обращаться с ним для эффективного применения в бою. Со временем эти особые навыки и способности превратились в искусство фехтования холодным оружием.

Термин «фехтование» применительно к средневековому искусству владения холодным оружием является современной интерпретацией. От позднего Средневековья до Нового времени ему дали другое название - искусство благородной обороны с оружием в руках или благородное искусство обороны. Предположительно, это название придумано еще с тех времен, когда бои на мечах всегда проводились со щитом, а «защищать» означало «прятаться за щитом». Позднее слово «защита» стало в Европе синонимом боя на мечах, а мастера фехтования называли себя «мастерами защиты».

В период с XIV по начало XVI вв. В Европе существовало две основные «школы» фехтования на шпагах - немецкая и итальянская. Из итальянских трактатов до нас дошли произведения двух мастеров - Фиори де Либерия (1409) и Филиппо Вадиса (1482-1487). Немецкий стиль был, вероятно, самым важным в то время, так как большинство дошедших до нас книг по фехтованию были написаны немецкими мастерами, такими как Иоганнес Лихтенауэр, Ханс Тальхофер, Ханко Дёбрингер, Зигмунт Рингеке, Петер фон Данциг, Юде Отта и Паулюс Кала.

Старейшее из обществ фехтовальщиков - гражданство Святого Маркуса фон Левенберга (community of Sankt Markus von Löwenberg) базировалось в Германии и было основано в 14 веке, вскоре сообщество установило монополию на обучение фехтованию в Германии. Это привело к тому, что Братство Святого Марка стало очень популярным, а его штаб-квартира во Франкфурте-на-Майне стала своего рода «университетом», куда стекались фехтовальщики, чтобы получить почетную степень в области фехтования.

Хотя «мастера обороны» обучали владению всеми видами холодного оружия - от кинжала и алебарды до копья, господствующей дисциплиной в «дворянском искусстве обороны» XIV-XV вв. век. был длинный меч. Наиболее значительный след в истории развития фехтования на длинной шпаге оставил Иоганн Лихтенштейнауэр (14 век). Его влияние ярко отразилось на творчестве всех последующих мастеров длинного меча.

В своих работах (1443, 1459 и 1467) Ганс Тальхоффер, член Братства св. Марка, не только продолжил традицию мастера Лихтенауэра, но и развил собственные подходы. У Тальхоффера вы найдете такие важные понятия, как динамика движения, методики восстановления физических сил, а также рекомендации по правильному питанию, которые позволяют говорить о поднятии боя на мечах почти на научный уровень.

XVI век стал переломным в развитии техники фехтования: произошли серьезные изменения в размерах оружия. Теперь воины облачались в доспехи, поэтому мечи, сабли и другое рубящее и рубящее оружие не могли иметь прежней эффективности. Необходимо было создать оружие, способное наносить уколы между металлическими пластинами брони. Так родился меч, пришедший на смену тяжелому и широкому мечу. И если, как уже говорилось, главную роль в обучении фехтованию на мечах в XIV и XV вв. играли немецкие мастера, то с первой половины XVI в. эта роль постепенно переходит к итальянцам, и к концу века итальянская школа фехтования станет самой популярной в Европе, разработав все основные принципы боя новым мечом - рапирой, изготовленной в Испании. К этому времени, проявляется очень важная тенденция в развитии всей системы фехтования на шпагах - переход от удара к уколу. В своих работах итальянец Акилле Мароццо берет системы ограждений, которые уже были популярны до того, как превосходство удара над ударом было возведено в принцип. Вероятно, во времена Мароццо (1-я книга, изданная в 1536 г.) существовало особое различие между ударом и уколом.

Они этого не сделали, и главной задачей было просто передвигаться со стойки на стойку и занять позицию относительно противника, позволяющую каким-либо образом нанести удар. Другими словами, отношение Мароццо имеет мало общего с тем, что мы сегодня называем этим словом.

Позже Камилло Агриппа подошел к изучению фехтования с точки зрения искусного инженера и математика, исследуя последовательности движений, выполняемых разными частями тела при уколах и ударах, и строя различные геометрические фигуры для их объяснения. Изучив недостатки популярных стилей фехтования, он изобрел гораздо более простую систему:

- отказались от многочисленных и бесполезных стоек и сократили их до четырех: прима, секунда, терция и кварта;

- доказано преимущество джеба перед ударом - джеб требует меньших силовых и временных затрат и его сложнее парировать;

- я заметил, что любая стойка, в которой левая нога выдвинута вперед, а шпага в правой руке, слишком раскрывает фехтовальщика.

Агриппа описал правильную технику глубокого укола (приближающегося к современной концепции выпада), выполняемого с полностью вытянутой рукой, оставляя левую ногу позади. XVI века, был установлен Ридольфо Капо Ферро да Калли, который обобщил и усовершенствовал систему фехтования на шпагах и кинжалах.

Прежде чем перейти к описанию новой, зарождающейся техники фехтования с использованием световых мечей, хотелось бы выделить один интересный факт – ее появление во второй половине XVII века. специальная рапира для безопасных тренировок, оснащенная ограничителем. Во Франции это оружие называлось Fleuret, в Италии Fiorete, а в Англии Foil. И в итальянском, и во французском языке это слово означает «цветок», это название прижилось, по-видимому, из-за сходства ограничителя с бутоном. Эта учебная рапира изначально была такой же длины, как боевое оружие, которое она заменила, но в последней четверти стала намного короче.

Конец 17 века. Меч заменяет рапиру как основной предмет фехтования. Изменения в стиле фехтования соответствовали изменениям формы оружия. Когда в фехтовании полностью отказались от рубящих ударов, широкое распространение получили легкие треугольные клинки. При этом французская система фехтования (удары применялись временами в Италии, Испании и Германии) заняла ведущее место в оружейном искусстве, которому суждено было покорить всю Европу в XVIII веке.

Конец 18 века. Фехтование на шпагах достигло своего совершенства – в руках опытного бойца легкий меч превращался в грозное оружие. Быстрые мазки, четкие сейвы и контратаки стали ключом к этому стилю фехтования. Строго говоря, фехтование на шпагах конца 18 века можно считать родоначальником современного спортивного фехтования.

Сабля не была так популярна в Европе, как шпага и ее различные модификации. Появляется на европейском театре войн с конца 15 по 18 век. играл лишь незначительную роль. Исключение составили страны Восточной Европы (Венгрия, Польша) - там сабля повсеместно заменила шпагу и стала национальным оружием - символом дворянского достоинства.

В России зарождение фехтования восходит к XVII веку, когда оно развивалось как часть боевых искусств и имело лишь прикладное значение. Следует отметить, что большое внимание Петр I уделял фехтованию. Соответствующие упражнения входили в систему подготовки воинов русской армии. С начала 18 в. в военно-учебных заведениях «рапирное дело» стало обязательным предметом, а для дворян совершенно обязательным считалось мастерство в «боевом деле на шпагах». Постепенно спортивное фехтование развивается. В 1778 году в России были проведены первые соревнования. В 1816 г. в Петербурге была открыта первая фехтовальная школа, где готовили учителей и инструкторов. Кроме Москвы и Петербурга, фехтование культивировалось в Смоленске, Севастополе и Омске.

Как вид спорта фехтование начало развиваться в 19 веке, профессиональные фехтовальные команды появились во Франции, Италии, Австро-Венгрии и Германии.

ХХ век считается веком проведения первых чемпионатов мира по фехтованию. В самом начале они фехтовали только на шпагах (1921 г.), позже на саблях и шпагах (1922 г.), а в 1926 г. в соревнования включили и шпаги.

Соревнования по фехтованию впервые были проведены на Олимпийских играх в Афинах в 1896 году. Соревнования проводились с двумя видами оружия: рапирой и саблей. Бои на мечах состоялись только в 1900 году на Олимпийских играх в Париже.

В 1908 году на Олимпийских играх в Лондоне были представлены как командные, так и индивидуальные соревнования на рапирах и саблях. Лавры победителей заняли французы и венгры.

На сегодняшний день значительно усовершенствовано проведение фехтовальных поединков. Для фиксации уколов используются электроприборы, определяющие не только факт воздействия, но и его правомерность для каждого отдельного вида оружия.

Бои происходят на специальных площадках размером 14^1,5(2) м, в центре которых перпендикулярно местности проводится разделительная линия. Также есть линии стартовой позиции в двух метрах от центра, а также задняя и боковая линии, которые сигнализируют спортсменам о приближении к границе местности.

В современном фехтовании различают индивидуальные и командные бои. Особенность фехтования, конечно же, в том, что это не просто соревнование, а демонстрация мастерства, грации и отваги. В наше время особой популярностью пользуется спортивное фехтование, в котором мужчины и женщины сражаются друг с другом легкими очеловеченными снарядами – шпагами, рапирами и саблями.

Сегодня фехтование – очень зрелищный и благородный (и один из самых сложных) вид спорта, многие называют его искусством. С этим легко согласиться, так как на поле боя спортсмен наносит быстрые, мощные удары с удивительной грацией и красотой. Кроме того, каждое движение просчитано до миллиметра, фехтовальщик может предугадывать действия противника и быть на шаг впереди него. Единственное правильное решение фехтовальщику приходится принимать за долю секунды, а скорость укола бьется только от скорости пули.

1.2 Развитие оружия для фехтования


Сабля спортивная, сабля или эспадрон - оружие для спортивного фехтования, колющего и рубящего.

Эластичный стальной клинок эспадрона имеет трапециевидное переменное сечение.

Максимальная длина спортивной сабли 105 см, вес не более 500 г, длина клинка не более 88 см, минимальная ширина клинка 5 мм. Запрещается использовать слишком жесткое или твердое лезвие. Защита эспадрона - без кромок и отверстий, длиной не более 150мм и шириной 140мм. Длина ручки без гайки не более 150мм, с гайкой 15мм.

Спортивная шпага - в фехтовании: трехгранный клинок с рукоятью. Вдоль клинка расположены одна или три лопасти, которые делают меч легче, но не уменьшают его жесткости, благодаря чему клинок не испытывает заметных вибраций при ударах и уколах. Наконечник меча снабжен электрическим контактным устройством.

Длина спортивного меча не должна превышать 110 см, а вес не должен превышать 770 грамм. Правилами соревнований по фехтованию установлены следующие размеры мечей: длина клинка до гарды не более 90 см, отклонение клинка стрелой не более 10 мм, диаметр гарды не более 135 мм, установочное отверстие находится на расстоянии не более 35 мм от центра гарды, длина рукоятки с гайкой не более 235 мм.

Спортивная рапира, колющее оружие с гибким прямоугольным лезвием и электрическим контактным устройством для фиксации уколов во время официальных соревнований. Он был создан в конце 19 в. Век основан на фехтовании с эластичным, легким прямоугольным лезвием, допускающим большие изгибы при инъекциях. Защита спортивной рапиры небольшая, выпуклая, с отверстием в центре для крепления к лезвию. Вес рапиры до 500 г.

Правилами соревнований по фехтованию предусмотрены следующие размеры спортивного велюра: длина клинка до защиты не более 90 см, диаметр защиты не более 120 мм, глубина защиты до 55 мм, длина рукояти с гайкой не более 220 мм по российским правилам и не более 232 мм - по международным. Спортивные рапиры изначально оснащались красящим наконечником, позже – электрическим контактным устройством для фиксации инъекций на официальных соревнованиях.

Простая спортивная рапира состоит из лезвия и держателя. Клинок стальной, четырехгранной огранки, утонченный к концу. Вместо наконечника кованая шляпка или металлический цилиндр, на другом конце которого находится стержень, к которому крепится скоба. Клинок делится на три части: слабую, более гибкую, среднюю и сильную, более толстую. Крепление состоит из чашеобразного протектора, войлочной или резиновой накладки, ручки и гайки противовеса, скрепляющей все части спортивной пленки. Навесная спортивная рапира имеет длину не более 110 см и вес не более 500 г.

Спортивные рапиры обычно отличаются рукоятью. Рукоятки бывают прямые или с французским диаметром, или итальянские и «пистолетного» типа или бельгийские. Рукоять прямая - деревянная, слегка изогнутая, прямоугольная в сечении, одна из стенок более выпуклая, другая вогнутая для защиты, шире, размером 16-18 см, поверхность рукоятки шероховатая, с мелкими насечками, либо с прочными нитками на клею, иногда покрыты тонким слоем резины. Для более надежной фиксации можно использовать ремни, петли и металлические зажимы.

Для занятий фехтованием с детьми используется так называемая «детская шпага», которая короче и легче обычной шпаги. Детская фольга изготавливается из пластика с мягким кончиком или из металла, но с более толстым кончиком. Детская шпага состоит из клинка длиной 72-85 см, гарды, рукояти и противовеса общей длиной не более 20 см. Длина детской шпаги 75-90 см, вес 250-350 г.

1.3 Паралимпийское фехтование


Паралимпийское фехтование имеет долгую историю. Еще в 1780 году Д. Тиссо (Франция) разработал методику, описанную им в книге «Медицинская хирургическая гимнастика с гигиенической точки зрения». упражнения с оружием. А в 1895 году француз Селестин Леконт разработал теорию, согласно которой фехтование обладает большим лечебным эффектом. Он описал пятнадцать болезней, излечиваемых этим видом спорта.

Современная история паралимпийского фехтования, или как его еще называют, фехтования на колясках (от англ. wheelchair fencing) начинается в 1950-х годах, когда сэр Людвиг Гатманн предложил идею этого вида спорта. В те годы были проведены первые официальные соревнования по этому виду спорта.

В 1960 году фехтование было включено в программу первых Паралимпийских игр в Риме. С тех пор регулярно проводятся чемпионаты Европы и мира среди спортсменов-паралимпийцев, проводятся этапы Кубка мира. И если в Риме-1960 паралимпийцы-фехтовальщики соревновались в трех видах: мужская индивидуальная и командная сабля и женская индивидуальная рапира, то на Паралимпийских играх 2004 года в Афинах они разыграли в общей сложности 15 призовых комплектов в категориях «А» и «В» («В». представители категории «С» в Играх участия не принимают). И мужчины, и женщины разыгрывают индивидуальные и командные первенства по рапире и шпаге, соревнования по сабле проводятся только среди мужчин. Командные соревнования носят открытый характер – в них могут принимать участие как представители категории «А», так и спортсмены категории «В». По мере развития соответствующей технологии менялись и правила проведения соревнований. В отличие от классического фехтования, бой ведется статично на дорожке длиной 4 метра, а коляски закрепляются с помощью специальных металлических конструкций. По правилам дистанцию, на которой будет проходить поединок, выбирает тот из участников поединка, у кого руки короче. Во время схватки фехтовальщик должен держаться за стул свободной рукой. Правила также не позволяют вам вставать на стул или отрывать ноги от подножки.

У фехтовальщиков на рапирах и саблях зона поражения такая же, как и в «обычном» фехтовании, у шпажистов - все тело выше пояса. Попадания регистрируются с помощью электрофиксатора. Одна инъекция в пораженную поверхность приносит одно очко.

Принадлежность к той или иной категории определяется характером заболевания и связанной с ним степенью подвижности спортсмена:

- к категории «А» относятся атлеты с ампутацией нижних конечностей и детским церебральным параличом (ДЦП);

- к категории «В» - спортсмены с травмами грудного отдела позвоночника;

- к категории «С» - фехтовальщики с травмами шейного отдела позвоночника.

Перед соревнованиями паралимпийцы в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование.


Заключение


Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что фехтование – это удивительный вид спорта, который восходит к древним временам. Несмотря на то, что этот благородный вид спорта появился в России не так давно и уж тем более не выступал в качестве соревновательной дисциплины, спортсмены сборной России по фехтованию часто занимают призовые места и побеждают на международных турнирах.

В основе любого вида фехтования должна лежать так называемая школа, содержащая основные положения, включающие в себя культуру определенных движений, называемых техникой. В то же время сценическое фехтование, имеющее много общего со спортивным фехтованием, представляет собой своеобразную систему движений, статических положений и поз, характерных для театрального искусства. И его задачи, отличные от спортивного фехтования, заключаются в том, чтобы создать такой поединок на сцене и в кино, который был бы правдоподобным и зрелищным одновременно. Диалектика заключается в том, что это зрелище будет неполным, если актеры не овладеют азами школы фехтования.

Богатство истории фехтования, уходящей корнями в далекие тысячелетия, как искусства, как вида спорта, как военной науки, как средства воспитания позволяет окунуться в мир фехтования и начать следующие страницы истории, развивая его.

Список литературы


  1. Булочко, К.Т. Фехтование / К.Т. Булочко. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 280 c.

  2. Мовшович, А. Д. Фехтование на шпагах. Научные данные и спортивная тренировка / А.Д. Мовшович. - М.: Академический проект, 2008. - 135 c.

  3. Зиамбетов, В. Ю. Историческое фехтование как эффективное средство физического и патриотического воспитания / В. Ю. Зиамбетов // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. - 2015. - № 12 (161). - С. 30-37.

  4. Кастл, Э. Школы и мастера фехтования. Благородное искусство владения клинком / Э. Кастл. - М. : АСТ, 2011. - 475 с.

  5. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. - М. : Радуга, 1982. - 398 с.



Санкт-Петербург

2022


написать администратору сайта