_Фил Хайн, Сжатый Хаос. Фил Хайн Сжатый Хаос введение в Магию Хаоса
Скачать 1.03 Mb.
|
Разрушение представления о себеВ парадигме Магии Хаоса большое значение придается процессу освобождения от обусловленности. Почему? По существу, это процесс осознания себя, выяснения "кто я" с точки зрения приобретенных убеждений, установок и моделей поведения. На протяжении всей жизни мы оплетаем себя сложной паутиной представлений, отождествлений и внутренних диалогов, из которых и возникает это ощущение нашей индивидуальности, которую принято называть эго. Наше ощущение собственного "я" извлекается из "твердых" конструкций общепризнанной реальности -- образа мыслей, эмоций и поведения, которые формируют основу нашего взаимодействия с миром, но ощущение собственной уникальности возникает в результате скромных попыток противостоять тотальному слиянию с этими структурами. Процесс освобождения от обусловленности бесконечен, ибо человеческая природа такова, что, вырываясь из пут старых ограничивающих моделей поведения и представлений, мы тут же оплетаем себя паутиной новых. Перепрограммировать "магические убеждения" не так уж сложно. Однако это вовсе не значит, что любая смена убеждений происходит легко и гладко. Некоторые уровни в структуре наших установок и убеждений удивительно неподатливы к сознательным переменам. В самом деле, некоторые структуры способны "сопротивляться" переменам, ускользая и оставаясь "невидимыми" для осознания, и поэтому их приходится насильно вытягивать на яркий свет. Если сравнить убеждения с зданиями в городе Эго, за крепостными стенами которого дует ветер перемен, то бесконечный процесс освобождения от обусловленности можно сравнить с планомерным срезанием башен, поднимающихся выше городских стен. При таком методичном "срезании" башен время от времени рушится все здание, но это происходит лишь при обращении к таким могущественным формам гнозиса, как сексуальный экстаз, невыносимая боль, или ЛСД Алберта Хоффмана. Освобождение от обусловленности -- это процесс непрерывный: едва прорвавшись за фланги одного ряда ограничений (в тантре это называется уничтожением клеши), вы обнаруживаете, что уже обнесли себя забором новых ограничений, причем, как правило, неосознанно. Зачастую структуры убеждений "вложены" друг в друга, и сформированы в результате какого-то глубокого переживания, которое вам довелось испытать. Тимоти Лири называет этот опыт, или переживание, состоянием "импринтной уязвимости", в котором импринт формирует основной отклик на переживание и устанавливает параметры, в рамках которых происходит любое последующее обучение. Техники метапрограммирования, предложенные Тимоти Лири в его восьмиконтурной модели мозга, могут стать серьезным подспорьем в процессе освобождения от обусловленности. Вы должны помнить, что процесс освобождения от обусловленности происходит не только на интеллектуальном уровне. Не столь уж трудно "интеллектуально признать" переживание или убеждение, которое вы ранее отвергали или не принимали. Куда сложнее, оказавшись в новом положении, начать действовать по-новому, рискуя пережить эмоциональное потрясение. Например, знакомый мне молодой маг откровенно исследовал свои сексуальные убеждения и решил сосредоточить внимание на своем неприятии (или опасении?) гомоэротизма. Он обнаружил, что "интеллектуально" способен признать свое подавленное влечение к другим мужчинам, и, таким образом, решил, что освободился от этой обусловленности. Затем он вступил в несколько гомосексуальных контактов, которые, по его словам, не дали ему никакого физического наслаждения, но лишний раз подтвердили его "мнение", что он сексуально освободился. Такая ситуация -- это ловушка, в которой легко застрять. Это типичный внутренний диалог, который строится так: "Я маг, поэтому мне следует делать все, не ощущая вины, отвращения, неловкости и т. д.". Но это очередное отождествление эго, которое вызовет внутренние психические противоречия. Изменение привычек и убеждений бывает успешным только тогда, когда желание избавиться от того или иного ограничения сильнее желания его сохранить. Одно дело интеллектуально признавать различные убеждения и установки, и совсем другое дело жить в соответствии с этими убеждениями и установками. Часто на каком-то из уровней наши убеждения и установки входят в противоречие друг с другом, но мы не замечаем этого, пока не приступаем к медленному и болезненному процессу самоанализа. Например, не так уж сложно из "фанатичного" христианина превратиться в "фанатичного" мага. Но эта трансформация затрагивает лишь поверхностные убеждения, а глубоко сидящая внутри человека "структура", заставляющая его укреплять собственное эго за счет отрицания всего, что не соответствует его представлению о себе, остается. Освобождение от обусловленности требует, чтобы нити, из которых "сплетены" такие "фундаментальные" структуры, формирующие наше ложное представление о себе, были распущены и распутаны. Только тогда мы сможем понять, как у нас вырабатывались стереотипы взаимодействия с повседневным опытом. Некоторые люди пытаются сразу сбросить все оковы обусловленности и объявляют себя "аморальными", но чаще всего это просто самообман. Есть и другие люди, которые трубят о своей победе над Эго, но и это обман, поскольку без глубокого ощущения индивидуальной уникальности мы бессильны действовать, а ведь магия преимущественно, связана с действием, с изменением. Один из подходов к освобождению от обусловленности состоит в "надевании" новых "масок", принятии убеждений, установок и отождествлений, которые находятся далеко за пределами вашего фактического представления о себе. Измените ваши политические убеждения, из интроверта превратитесь в экстраверта, откажитесь от старых привычек и пристрастий (что само по себе подвиг!) и усвойте новые, измените сексуальное поведение, сознательно выработайте новые жесты и позы тела, или пристраститесь к тому, чем пренебрегали раньше, считая это "ерундой". В современном обществе с его смешением культур можно пройти через бесчисленное множество субкультур со свойственными каждой из них установками, убеждениями, способами определения реальности и социальными кодами. Но только смотрите, чтобы в одно прекрасное утро вы не встали с постели с намерением: "Сегодня я буду ищущим наслаждения гедонистом-сатанистом". Смена убеждений требует времени -- времени, затрат эмоциональной энергии и решительности. Кроме того, изменить убеждения в безопасном пространстве ваших мыслей не сложно, куда сложнее постоянно носить новую маску в самом сложном из миров -- в мире социальных отношений. Считайте свидетельством успеха, если вам удастся убедить окружающих, что вы радикально изменились, если они не только поверят в ваше перерождение, но и признают (или отвергнут) вас в новом качестве. В результате такой смены убеждений вы извлечете очень важный урок, научившись ставить себя на место другого, то есть понимать точку зрения другого человека. Такая смена убеждений весьма поучительна еще и потому, что, сравнивая ваши убеждения с убеждениями людей, которые вы некогда считали для себя неприемлемыми, вы осознаете, насколько и те и другие бессмысленны. Вы считаете это цинизмом? Дело ваше, но я предпочитаю считать это формой освобождения. Если "ничто не истинно", но уже лучше радостно надеть на себя маски новых "я" и новых убеждений, зная, что пока вы их носите, они "истинны", как ничто другое. Освобождение от обусловленности -- дело не простое. Часто люди, пережившие опыт "просветления", говорят, что все их прежние сдерживающие структуры развалились. Но разрушьте здание в городе Эго -- и оно вновь восстанет, пусть и в другой форме. Состояние интенсивного гнозиса часто порождает ощущение послойного разрушения вашей структуры убеждений, но если не заниматься дальнейшей работой в этом направлении, такое ощущение вскоре проходит. Вам следует познакомиться и с тем, какие вероятные эффекты такой процесс может вызывать у других людей. С этой целью рекомендую почитать книгу Люка Райнхарта "Человек-Жребий"; это увлекательный и поучительный рассказ о человеке, придумавшем способ освободиться от обусловленности. Эго, структура саморегуляции, которая поддерживает миф о собственной уникальности, не любит приспосабливаться к новому опыту. Оно выставляет "невидимую" защиту в виде смутного подозрения (которое быстро становится навязчивой идеей), что вы "лучше" других. В некоторых кругах это называется "магофилией", но об этом не знают те страдальцы, которые выдают себя за магов, ведьм, аваторов, богинь или духовных учителей. Если вы мысленно считаете других людей "стадом" или "быдлом", значит, пришло время в очередной раз оглянуться и понять, в каком направлении вы движетесь. Что касается меня, я предпочитаю использовать преимущества взаимопонимания и гармоничного общения с другими людьми, а не отгораживаться от людей, как потенциальный Раскольников, который втайне мечтает "править дрожащими тварями". Хотя мы можем повторять слова Хасана-и-Саббаха "ничто не истинно, все разрешено", если в ваших действиях вы будете руководствоваться этим девизом, то скорее всего, вступите в конфликт с теми людьми и органами власти, у которых сформировано жестко фиксированное представление о том, что разрешено. Поэтому, несмотря на свой романтический ореол, маги Хаоса редко проявляют полную аморальность. Одна из основных аксиом магической философии гласит, что мораль прорастает изнутри, когда ты начинаешь ощущать разницу между тем, во что тебя учили верить и тем, во что ты веришь. Картографирование собственного "я"Ниже приводится несколько подготовительных упражнений по самоанализу. Будьте честны по отношению к себе и не отворачивайтесь от тех сторон вашего "я", которые вам не нравятся. 1. От третьего лицаНапишите отчет о себе от третьего лица, словно о вас пишет другой человек. Оцените соотношение ваших достоинств (сильных сторон) и недостатков (слабых сторон), словно вы пишите на себя рабочую характеристику. 2. СпискиРазделите страницу на две колонки. В одной колонке перечислите ваши "сильные стороны", а в другой -- ваши "слабые стороны". Далее перечислите "жизненные успехи" и "жизненные неудачи", "страхи" и "фантазии". Продолжайте работать, перечисляя то, что вас привлекает или отталкивает. 3. Книга ошибокВозьмите чистую тетрадь и впишите в нее все случаи из вашей жизни, которые вы считаете эмоционально болезненными, вызывают у вас ощущение "вины" или стыда. Это делается не для того, чтобы попытаться "подняться" над этими событиями, или упиваться жалостью к самому себе, а чтобы создать честный каталог "негативных" событий в вашей личной истории. 4. Вытеснение в подсознаниеТеперь попытайтесь составить список тех сторон вашего "я", которые вы в той или иной мере стараетесь "подавить" Это могут быть страхи, фантазии, желания, "сумасшедшие" мысли… 5. Внутренние диалогиНаше представление о себе во многом сформировано "внутренними" диалогами, которые мы с собой ведем. Истории, которые мы рассказываем себе о том, что мы умеем или не умеем, что мы могли бы сделать, если бы… Замечая эти диалоги и выясняя, как мы их поддерживаем, мы делаем еще один шаг к на пути к осознанию себя. 6. Разрушение стереотиповЕсли при виде какого-то человека у вас возникает непреодолимое искушение назвать его хиппи, мужиком, скинхэдом, "шестеркой" или педерастом, тотчас же задумайтесь, нет ли "альтернативного" объяснения его внешнему виду и поведению. Сколько альтернативных вариантов вы сможете придумать, чтобы объяснить внешность и поведение человека? 7. Выдумывание историйПонаблюдайте за людьми, с которыми вы оказались в одной комнате. Сколько "рассказов" вы можете о них сочинить? О чем шепчется вон та уединившаяся парочка в углу? У них деловой разговор? Или они договариваются о тайном свидании? Распознавание привычных моделейУ каждого из нас вырабатываются привычные модели мышления и поведения. Но в такой сфере человеческого опыта, как отношения между людьми, подобные модели могут служить помехой. Например, если вы привыкли к "свободным" отношениям с партнером, то воспримете желание моногамности, которое проявляет ваш партнер, как ограничение, ущемляющее вашу свободу. Часто в наших отношениях мы пользуемся давно отжившими и не соответствующими реальности моделями поведения. Очень полезно увидеть эти модели со стороны, особенно когда мы цепляемся за них, не понимая, что они давно утратили жизнеспособность. Навязчивые идеиМы находимся в плену у нашего прошлого, проигрываем одни и те же ситуации, подчиняемся давным-давно написанным программам. Начерченным неразборчивым почерком малыша; составленным из зацепок на клубке шерсти, с которым играл котенок; на языке критических моментов в нашей личной истории. Спустя годы в мире открывается щель и мы, создания свободной воли и свободы, которыми себя считаем, поражаемся, внезапно обнаруживая собственную уязвимость. Застигнутые врасплох, мы замираем, и в этой тишине невинные древние пальцы, скрывавшиеся где-то глубоко внутри нас, начинают дергать за ниточки, а мы неуклюже дергаемся, оказавшись во власти чудовищ, которых сами выдумали. Эти чудовища -- наши навязчивые идеи. Защитные механизмыЧем больше мы привязаны к какой-то эмоциональной реакции, тем с большей вероятностью будем искать в каждом неоднозначном сигнале ее подтверждение. Любое явное противоречие мы либо не заметим, либо логически объясним, придав ему более гибкую форму. Конфликт возникает в тот момент, когда появляется несоответствие между желаниями и существующими мысленными конструкциями (вы когда-нибудь опасались силы ваших желаний?) Чтобы справиться с таким конфликтом, включаются разные защитные механизмы: АгрессияТипичная реакция на неосуществленное желание и потерю власти, крушение несбывшейся мечты. Мы можем направить агрессию на источник нашего огорчения или на других людей. АпатияПотеря власти -- это потеря лица и достоинства. Механизм останавливается. РегрессияВзрослый человек -- кто? Я? Детская мина на лице. Плачь достаточно сильно, и обязательно кто-то подойдет и утешит. Возможно, когда-то мы поняли на личном опыте, что при помощи слез можно манипулировать и управлять людьми. СублимацияИными словами, сделайте вид, что все в порядке. Перенаправьте энергию в более приемлемую форму. Но демоны лукавы. Спустите их со ступенек парадной лестницы, и они поднимутся по черному ходу, поджидая с терпением паука, когда вы снова распахнете двери вашего сознания. ИнтеллектуализацияЗамените чувства словами. Умение быстро сочинить байку часто бывает спасательным кругом для непрофессионального психоаналитика. Такие стратегии нормальны, пока не становятся навязчивыми; цикличными и автоматическими, как дыхание, неуправляемыми реакциями. ФантазияФантазия -- это фундамент для навязчивых идей, где крылья воображения связаны, как у подготовленного к жаренью цыпленка; катарсис становится катастрофой. Уолтер Митти (главный герой романа Чарльза Тарбера "Тайная жизнь Уолтера Митти"-- прим. перев.) живет в каждом из нас, в самых разных закоулках души. Мы используем фантазии-"стартеры", чтобы привнести значение в новую ситуацию, фантазии-"грейдеры", чтобы поддержать процесс выполнения однообразного задания, и фантазии-"ограничители", чтобы уговорить себя, что лучше так не делать… Фантазия обладает огромной силой, и на пике волнения мы способны представить тысячи хороших и плохих (но в основном хороших) последствий того, что принесет нам пугающий или желанный момент. Фантазия существует в постоянном конфликте между желанием ее осуществить и желанием ее сохранить, лелея и пестуя. Разумеется, каждый шаг в направлении осуществления фантазии таит угрозу для ее существования. В результате возникает замкнутый цикл, подкрепляемый нашими любимыми защитными механизмами и подхлестываемый страхом неудачи и жаждой результата. Навязчивая идея затмевает рассудок, подрывает способность действовать, заставляет все, что с ней не связано, казаться неважным. Происходит перетягивание каната в одну сторону. Причем желание сохранить фантазию может оказаться сильнее желания ее осуществить. На языке классического оккультизма можно представить мыслеформу в виде чудовища, которое взращено в темных уголках души, вскормлено психической энергией, облачено в воображение и питается через пупочные канатики, туго свившиеся за годы развития. У каждого из нас есть личный туннель устойчивых представлений, стены которого выложены штабелями привычных убеждений и моделей поведения. Мыслеформа погоняет нами как обезьяна; ее хвост туго намотан на хребет того нашего "я", о котором мы давно позабыли; но в момент страха, боли или желания это "я" начинает исступленно метаться. Так уж мы устроены; и в момент растерянности мы ощущаем за спиной жаркое дыхание чудовища, и чувствуем, как его когти вонзаются в наши мышцы и органы. Мы, словно куклы, танцуем, когда нас дергают за веревочки, сплетенные многие годы назад, но в моменты прозрения или, что еще лучше, прислушавшись к совету друга, мы вдруг видим, что все это -- обман; просто программа. Сначала нужно понять, что это программа. Возможно, даже признать, что эта программа -- мое творение, но не я. И тогда добыча становится охотником. Охотник может разорвать эту мыслеформу на куски, пометить каждую ее часть, попытаться найти обрывки понимания в ее внутренностях. Уничтожить ее, поглотить, ободрать до основания. Это такая же могущественная магия, как любое колдовство. Развяжите узлы, которые вы сами завязывали и запутывали; отделите нити реального опыта от нитей потенциальных возможностей. Мы станем свободнее, начнем эффективнее действовать, и с меньшей вероятностью будем повторять старые ошибки. Суть та же, что и в китайской головоломке. Мы можем воспринимать только настоящее, а это требует интенсивного просеивания и скрупулезного анализа банка нашей памяти, чтобы понять, на чем же основаны все наши привычки, убеждения и модели поведения. Навязчивая идея овладевает нами когнитивно, физиологически и поведенчески: Когнитивная составляющая -- это наши мысли и чувства в связи с ситуацией; их следует безжалостно анализировать, разбирать на части и истреблять в процессе критического анализа или подобной ему стратегии. Физиологическая составляющая -- реакция тревоги в виде учащенного сердцебиения, напряжения мышц и повышения кровяного давления. Тело надо успокоить, для этого нужно расслабиться и медитировать. Поведенческая составляющая -- что мы должны делать (или, что бывает чаще, что мы не должны делать). Часто наше навязчивое поведение совершенно неадекватно и потенциально опасно для других. Обычно на это указывают другие люди. Здесь могут помочь такие аналитические техники, как И-Цзин или Таро. Разрушение границПростой, но эффективный подход к магии эго состоит в применении позитивной самоидентификации для преодоления негативной самоидентификации. Например, я ненавижу математику. Когда я был подростком, то часто прогуливал уроки математики, и всеми правдами и неправдами избегал всего, что было связано с алгеброй и логическими формулами. По мнению детского психолога, у меня сформировался математический "блок", который до самого последнего времени был непробиваемым, как скала. Моя внутренняя констатация "я знаю, что не способен заниматься всем, что связано с математикой" служит примером негативного отождествления. Позитивное отождествление звучит так: "Я могу заставить компьютер делать то, что я хочу". На фирме, где я работаю, за мной слывет репутация человека, к которому можно обращаться с любыми компьютерными проблемами, так как я внимательно читаю руководства и инструкции, экспериментирую с программами, и, когда это допускается, люблю доводить их "до ума". Эти две самоидентификации объединились совершенно внезапно, когда меня попросили разработать серию баз данных для работы с большим диапазоном задач. Поначалу я воспринял это совершенно нормально, но в какой-то момент внезапно выяснилось, что нужно вводить формулы для вычисления налога на добавленную стоимость и различных процентных скидок на товары. Здесь обе мои самоидентификации вошли в противоречие. Должен признаться, что понимание этого факта постепенно усиливалось по мере выполнения задачи, и в итоге более сильным оказалось отождествление "я могу добиться, чтобы компьютер выполнял то, что мне нужно", которое, в свою очередь, ослабило мое внутреннее неприятие математических формул. Это не столько процесс сознательного противопоставления одного отождествления другому, сколько постепенное ощущение разрушения барьеров, которое происходит во время такого взаимодействия. Разрушение таких искусственных барьеров происходит в тот момент, когда человек, к примеру, признает свою сексуальную идентичность гомосексуалиста или трансвестита при всем негативно обусловленном к ней отношении. Обычно происходит конфликт между внутренне осознаваемой "природой", негативным отношением, которое к ней сформировано, и желанием действовать в соответствии с самоидентификацией. Поэтому внутренняя констатация "я действительно один из них" одновременно подразумевает как само желание проявить "натуру", так и отвращение к самому себе. Многие "я"Сейчас все более популярным становится представление том, что в нас живет легион наших "я". Нью-эйджерам и магам Хаоса такое представление кажется довольно привлекательным. Погоня за дуалистической любовью к высшим и низшим "я", эго и суперэго, и т. д. сменяется пониманием, что в каждом из нас скрыто множество "я", которые порождают наше целостное ощущение индивидуальности. Похожая идея существует в некоторых философских учениях тантры. Например, Шива (Сознание) пребывает в окружении многих Шакти, но он не спит со всеми Шакти одновременно. Мы должны отождествить наши различные "я", и позволить каждому из них, по очереди, в зависимости от ситуации, воцариться на "троне" нашей личности. Так мы можем установить количество разных "я", которые мы используем и отбрасываем по мере необходимости. Нейтральное "я"Вы держитесь несколько отчужденно и немного дистанцируетесь от людей. Это дает вам возможность незаметно к ним присматриваться и выяснять, в чем их сила и слабость. Вы спокойны и сдержанны в движениях. Вы обдумываете каждое слово, которое произносите, и ни в коем случае не впадаете в многословие. Вы редко демонстрируете людям неодобрение или одобрение, и спокойно относитесь к поведению окружающих, каким бы оно ни было. Свобода убежденийВ Магии Хаоса есть один аспект, который кое-кого беспокоит. Это периодическая склонность работать с образами, которые не фигурируют в исторических документах. Сюда относится призывание ктулху из книг Лавкрафта, анализ мюзикла The Rocky Horror Picture Show на основе Древа Жизни, преодоление астральной пустоты на крестокрыле из "Звездных войн" или общение с богами, которых не существовало еще пять минут назад. Поэтому вы можете понять, почему применение таких образов в качестве основы для серьезной магической работы в некоторых кругах вызывает большое недоумение. Да разве не полная ерунда все эти выдумки Лавкрафта? И как же связать их с "учителями на внутренних планах", "традициями" и т. п.? Как вообще можно заниматься магией на основе того, что не имеет никакого отношения ни к истории, ни к мифологии? В прошлом такой же критике подвергались маги, работавшие с "вымышленными" сущностями. В этом разделе я попытаюсь объяснить, почему я не принимаю эту критику. Начнем с того, что магия опирается на систему убеждений, в рамках которой мы можем работать. Система убеждений -- это символическая или лингвистическая концепция, с помощью которой маг обучается интерпретировать свой опыт и охватывать широкий спектр представлений, начиная со старой доброй традиционной Каббалы и заканчивая ныне популярными нью-эйджевскимм глупостями вроде: "Один индейский шаман мне поведал…". Не важно, на какую систему убеждений вы опираетесь, если вы черпаете в ней вдохновение. Перечитайте предыдущее предложение еще раз, это важно. В процессе работы многие маги разрабатывают собственные магические системы, которые прекрасно работают для них, но когда с этими системами пытаются работать другие, все оказывается не так просто. Хорошим примером может служить азбука желаний Остина Османа Спейра. Секрет магического успеха кроется в доверии к убеждениям. Если вы хотите опробовать что-то на практике и можете убедительно объяснить, как и почему это работает, то, скорее всего, оно действительно работает. И пока рациональное объяснение, которое вы придумали, подкрепляет силу вашего убеждения в том, что это представление работает, вовсе не важно, идет ли речь о псевдонауке или каббалистической тарабарщине (или и о том и другом сразу). Я обнаружил, что это часто происходит, когда я пытаюсь раздвинуть границы какого-то магического действия. Когда мне удается теоретически объяснить, почему это работает, и это объяснение кажется вполне разумным, то на практике я чувствую себя намного увереннее и могу передать эту уверенность другим людям. Если я на 110 % уверен, что данный ритуал будет "чертовски хорошо работать", то тем выше вероятность, что он действительно будет работать. Например, можно экспериментировать с техникой смены убеждений или метапрограммированием, работая с чакрами. Согласно распространенной точке зрения, у нас есть семь чакр. Прекрасно, тогда медитируйте на ваших семи чакрах, вбейте этот символизм в вашу голову и алле-гоп! Не сомневаюсь, у вас появится ощущение, что у вас действительно семь чакр. А теперь "переключитесь" и примите за аксиому, что психических центров в вашем теле пять, и это пять Сефирот Срединного Столба в описании Израэля Регарди. Уверяю вас, вы получите соответствующие подтверждения. Уловили суть? В качестве основы для магии можно использовать любую систему убеждений, пока вы в нее верите. Оглядываясь на свои первые магические эксперименты, я понимаю, насколько для меня было важно, что я использую древнюю систему, основанную на традиционных догматах, и т. д. Систему убеждений можно представить в виде информационной матрицы, которую можно заполнить эмоциональной энергией. Именно этим мы и занимаемся, когда настолько поглощены фильмом, спектаклем или клипом, что на какой-то момент он становится для нас реальным, и вызывает соответствующие эмоции. На серебристом экране мы видим могущественные мифические образы и ситуации, адаптированные и упакованные под современный вкус, и примером тому служит "Стар трек", на котором мы остановимся подробнее. Большинство людей гораздо лучше знает вселенную "Стар трека", чем любую из загадочных религий. Держу пари, что гораздо больше людей знает мистера Спока, чем какого-нибудь кельтского бога Луга. Вселенная "Стар трека" совершенно фантастична. В сущности, она никак не соприкасается с "повседневными" мирами нашего опыта. Но при этом "Стар трек" удивительно точно отражает нашу современную психологию на языке мифа. Каждый из персонажей олицетворяет определенное качество: Спок -- это логик, Сулу -- это воин, Скотти -- "главный строитель", а Кирк -- третейский судья. Погружаясь во вселенную "Стар трека", мы ощущаем бездонные глубины и неоднозначность. Мы узнаем, что это внутренне непротиворечивая вселенная, устанавливающая свои правила, которым подчиняются герои. Каждый эпизод становится откровением, которое позволяет нам проникнуть в персональный мир того или иного персонажа. Как и в наших повседневных мирах, во вселенной "Стар трека" есть границы. За ними находится неизвестное: будущее, неисследованные территории, последствия наших действий, любые странности, с которыми нам, возможно, придется иметь дело. Поэтому мы смотрим и, как наблюдатель, становимся действующим лицом разворачивающего мифического события. Мы можем усилить это ощущение сопричастности при помощи ролевой игры, в которой групповое убеждение поможет нам создать, хотя бы несколько часов, подобие вселенной "Стар трека" в нашей уютной гостиной. Не так уж сложно сгенерировать мир "Стар трека", ведь существует огромное множество книг, комиксов и видеокассет, поддерживающих эту вселенную. Один из моих коллег должен был готовиться к сдаче компьютерного экзамена, и ломал себе голову, пытаясь придумать подходящую божественную форму, которую можно было призвать, чтобы она помогла ему сконцентрировать внимание на программировании. Меркурий? Гермес? И вдруг его осенило! Он вспомнил, что самым могущественным из известных ему мифических персонажей, который умел обращаться с компьютерами, был… мистер Спок! Поэтому он начал изучать о мистере Споке все, что только мог, и ходил, с умным видом цитируя: "Я никогда не понимал людей". Дошло до того, что он полностью "оспокился". И, кстати, экзамен он сдал намного лучше, чем можно было ожидать. Или вернемся к мифам ктулху. Даже Лавкрафт верил, что самая сильная эмоция, позволяющая вступить в контакт с Великими Древними -- это страх, особенно страх перед неизвестным. Мне нравится время от времени работать с этими мифическими существами, ибо в большинстве мифологий мира таких не встретишь. Разве что за ними проступают тени великанов из древнескандинавских мифов, доолимпийских титанов из древнегреческих мифов, и других строителей вселенной, которые считаются слишком хаотичными для вежливой компании богов упорядоченной вселенной. Призрачная природа этих Великих Древних, которых можно увидеть лишь мельком, привлекает меня еще и тем, что их нельзя вписать ни в одну из ортодоксальных магических систем, и я получаю колоссальное наслаждение, разрабатывая подходящие методы для работы с ними. У них весьма "примитивная" натура, которая служит эмоциональным буфером для магических исследований. Услышав все это, вы, наверное, подумали: "Хм, странный парень, ему нравится возиться с такими слизкими тварями со щупальцами". Скажу вам больше. Я получил массу интересных результатов, работая с мифической системой, основанной на (краснею от смущения) серии книг Льюиса "Нарния". Прелесть метапрограммирования заключается в том, что оно позволяет вам принять любое убеждение на относительно короткое время, а потом снова от него отказаться. Практикуя ритуальную магию, полезно верить, что боги реальны, причем не имеет значения, считаете ли вы богов архетипами, отражениями фрагментов вашего "я" или еще чем-нибудь. Поэтому в ритуальной работе с чтхульху вы достигнете необходимой степени напряжения только в том случае, когда поверите, что при любом неверном шаге ктулху сразу обволокут вас слизью! Безусловно, вне ритуала вам вовсе не обязательно верить в реальность ктулху, пусть даже слизкая лапа барабанит вам в окно, как мне… нет! Нельзя!… Гм, простите, я отвлекся. Кроме того, полезно взять на вооружение технику, которая называется "приостановка неверия". Для ее воплощения возьмите любую книгу, где развивается идея, которую вы считаете полным бредом (даже у мага всегда есть любимый автор из категории "мальчиков для битья"). Перечитайте ее заново, стараясь без предубеждения вникнуть в идею автора. Откажитесь от привычного презрительного хмыканья, которым суфлирует вам внутренний голос. Начинающим магам труднее всего справиться с мучительным сомнением в том, что "вся эта ерунда работает". Это неверие не отступает даже после многочасовых обсуждений и чтения обширного наследия Алистера Кроули. От неверия можно избавиться лишь одним способом, убедившись на личном опыте, что МАГИЯ РАБОТАЕТ, ибо практическое доказательство стоит тысячи теоретических аргументов. Сила веры -- вот причина, по которой магические системы работают, связаны ли эти системы с историческими традициями, (а они, давайте смотреть фактам в лицо, часто бывают искажены и многократно переписаны), эзотерическими традициями (кстати, тоже развивавшимися на протяжении веков), или же основаны на научной фантастике или ТВ. Имеет значение лишь ваше эмоциональное "включение" в систему и умение воспользоваться ею как инструментом для выражения вашей воли. Если у вас это получается -- работайте. Глава восьмаяКали в диско-клубеХорошим примером практической магии в действии может служить опыт моей подруги, которая хотела усилить свою притягательность для других женщин, работая с конкретной богиней. Она решила, что в мифической фигуре Кали, богини секса и смерти в индуизме, воплощены именно те качества, которые она хотела в себе активизировать. Итак, мы начали разрабатывать рабочие упражнения, в процессе выполнения которых она сливалась с современным образом Кали. Гремя цепями, она входила в женские дискоклубы и окидывала сверкающими, словно лазерные лучи, глазами толпу у стойки, которая с благоговейным страхом склонялась перед ее царственной осанкой и абсолютным могуществом. В каком-то смысле это похоже на подростковые игры в культового героя, когда, подражая какой-то культовой фигуре и представляя себя этим человеком, ты обретаешь частицу его силы. Все боги и богини воплощают физические и ментальные качества, которые мы хотим в себе развить с помощью различных техник, общеизвестных как призыв, в процессе очень глубокого, хотя и временного, отождествления с мифической сущностью, которое открывает нам доступ к ее способностям и качествам. Успех выполнения такой широко применяемой магической техники, как призыв, зависит от того, насколько хорошо вы умеете визуализировать, владеете интонациями голоса, умеете пользоваться языком поз и жестов, насколько развита ваша кинестетическая память, и есть ли у вас опыт достижения гнозиса, расслабления и самосознания. Разумеется, выполнение призывов -- это самый практический способ развить в себе все эти способности. Зачем призывать?Из этого короткого вступления можно понять, насколько полезно развивать в себе уверенность и самообладание за счет отождествления с мифическим персонажем. Используя техники призыва, можно лучше рассмотреть собственное теневое "я", которое выходит на уровень осознания. Вы можете призвать сущность, о которой сравнительно немного знаете, чтобы лучше постичь ее природу и характер. С помощью призывания можно расширить диапазон выполнения других магических действий. Например, акты колдовства полезно выполнять после призывания соответствующей сущности, в присутствии которой вы ощущаете, что заряжаетесь силой и достигаете высочайшей степени концентрации внимания. В поисках информации можно обращаться к божеству, которое специализируется в области пророчеств. Призывание служит очередной иллюстрацией действия управляемой обратной связи, которая изменяет ваше восприятие непосредственной реальности. В сущности, вы используете комбинацию техник, укрепляющих вашу веру в то, что вы становитесь кем-то (или чем-то) "отличным" от той личности, которую вы, как вам кажется, являете миру. Как это достигается? Проиллюстрирую этот процесс на конкретном примере. Одной из ипостасей сокологолового бога Гора выступает египетское божество Ра-Хур-Хуит. Это божество играет значительную роль в магической кроулианской парадигме Телемы . Оно описывается как бог "силы и безмолвия". Прооявляется в виде сокола или человека с головой сокола. Обычно Ра-Хур-Хуит символизирует воинскую доблесть. Это бог-воин, но если внимательно изучить характер сокола, можно глубже понять его внутреннюю природу. Сокол -- это сильная, агрессивная и хищная птица, но в очень узком диапазоне проявлений. Он парит высоко над землей, пока не замечает жертву, на которую падает камнем, чтобы убить. У Ра-Хур-Хуита есть солнечные качества, а в "Таро Тота" Кроули и Харрис он фигурирует в карте "Эон". Поэтому, призывая Ра-Хур-Хуита, мы отождествляемся с его качествами: силой, уверенностью и сдержанностью бога, зоркостью сокола, а также ощущением свободы и отрешенности от объекта (цели) воли. В качестве первого шага в этом направлении можно выполнить упражнение, которое настраивает на призывание Ра-Хур-Хуита. Патворкинг Ра-Хур-ХуитаПеред тем, как приступить к упражнению, выполните технику расслабления. Расслабляясь, внимательно слушайте текст, предварительно записанный на кассете. Начинайте расслабляться, слушая мой голос. Отдайтесь во власть своих ощущений, почувствуйте, как вас уносит куда-то вдаль, вы погружаетесь во тьму, и постепенно начинаете ощущать легкое покачивание... Вы плывете на яхте, вокруг вас расстилается водная гладь Нила. На ярко-голубом небе светит жаркое полуденное солнце. Паруса полощутся, вызывая ощущение прохлады. Яхта медленно скользит по течению реки. На носу яхты стоит высокий человек с головой птицы и длинным клювом. Это бог ТОТ, ваш проводник в путешествии. Вдоль берега растут пальмы. Там гуляют люди. Где-то вдалеке вы видите высокие колонны храма. Впереди видна вершина гигантской пирамиды, возведенной среди песков. Это цель вашего путешествия. Итак, ваша яхта подходит к деревянному причалу. ТОТ, не произнося ни слова, жестом указывает вам путь. Вы выходите на берег и видите дорогу, ведущую к пирамиде. Она вымощена камнем и охраняется статуей бесстрастного сфинкса. Вы медленно приближаетесь к сфинксу и приостанавливаетесь, пытаясь осмыслить его магические силы: знать, желать, сметь и молчать. На какой-то миг вам кажется, что каменный взгляд сфинкса оценивает силу вашего намерения, но чары тут же рассеиваются, и вы продолжаете путь. Вы медленно идете по мощеной дороге, ощущая под ногами горячие камни, и, наконец, подходите к подножию пирамиды. Вход расположен наверху, на большой высоте в стене пирамиды; к этому темному зияющему сводчатому проходу ведет мраморная лестница. Вы поднимаетесь по ступенькам, ощущая на спине жар солнечных лучей. Оказавшись наверху, вы видите, что сводчатый проход украшен изображением Кефры, жука-скарабея, который несет солнце сквозь тьму. Сводчатый проход прикрыт занавесом пурпурного цвета, чуть тронутого серебром. Вы раздвигаете занавес и ступаете внутрь. Вы оказываетесь в темной прохладной галерее, которая отлого тянется вниз. Там царит мертвая тишина и неподвижность, и даже слышится эхо вашего дыхания на камнях. Вы прикасаетесь пальцами к губам, словно хотите предотвратить движение воздуха на выдохе. Преисполнившись решимости, вы двигаетесь по галерее во внутренние покои древней гробницы. Хотя в галерее темно, вы начинаете смутно видеть дорогу впереди, которая освещена призрачным звездным светом. Вы чувствуете на плечах груз столетий, и перестаете ощущать течение времени; кажется, что вы идете по этой галерее целую вечность. И вдруг в звездном сиянии перед вами открывается сводчатый проход. Над ним видны весы, символизирующие правосудие. На мгновение вы останавливаетесь, задумавшись о судьбе тех, кто посмел, но не выдержал испытания. Собравшись с духом, вы проходите под этой аркой. У ваших ног падает черное перо, и вы наклоняетесь, чтобы его поднять. Разогнувшись, вы видите, что находитесь в храме. Это каменный храм квадратной формы. Его свод освещен светом ночного неба, усыпанного звездами. Пол покрыт плиткой из золота и серебра в виде мозаики. В центре, неподалеку от места, где вы стоите, находится алтарь. Он выполнен в форме двойного куба, изготовленного из меди. На алтаре стоит маленький зеленый крест и одна красная роза. В восточном углу храма расположен массивный зеленый трон. Несмотря на тишину и покой, кажется, что воздух в храме напоен энергией. Вы преисполняетесь силы и радости. Вы отдыхаете, растворяясь в силе того, кто здесь пребывает, сокологолового бога Ра-Хур-Хуита. Вы опускаете взор и смотрите на черное перо в вашей руке, мысленно повторяя имя РА-ХУР-ХУИТ. Воздух вокруг вас приходит в движение и начинает мерцать золотистым светом, на котором видны иссиня-черные звезды. Вы чувствуете, как это свечение заполняет ваше тело, и ощущаете покалывание крошечных, мерцающих золотом пылинок. Снова взглянув на трон, вы видите, что теперь на нем восседает крупная царственная фигура. Это высокий человек могучего телосложения, но с головой сокола. Перед вами Ра-Хур-Хуит, бог вечности. Он замечает ваше присутствие и приковывает вас взглядом. Его глаза пронизывают вас насквозь. Он говорит: Я сокологоловый бог безмолвия и силы; я вершу правосудие в ночном небе. Я бог двойного жезла силы; я держу жезл силы Коф-Ниа, но моя левая рука пуста, ибо я разрушаю вселенную; и остается лишь пустота. Огонь в его глазах разгорается все сильнее, и вы чувствуете, как вас охватывает дрожь и страх. Бог встает с трона и протягивает к вам руки. С кончиков его пальцев стекает энергия, которая постоянным потоком силы входит в ваше сердце. Эта энергия столь велика, что под ее напором вы не выдерживаете и отступаете. Эта энергия заполняет ваше существо и воспламеняет его божественной сущностью Ра-Хур-Хуита. Кажется, что вокруг вас вращается весь мир. Перед вами проходят картины, на которых показаны действия, которые вы можете совершить, обладая такой силой. Затем энергетический поток останавливается, и Ра-Хур-Хуит снова садится на трон. Сейчас над алтарем сияет одинокая звезда, символ вашей устремленности. Вы почтительно подносите пальцы к губам и ощущаете, как ваше тело светится безмолвной силой. Сейчас вы видите, что в центре каждой из четырех окружающих вас стен расположен сводчатый проход, и осознаете, что стоите на перекрестке Вселенной. Вы делаете передышку, готовясь снова идти в мир. Вы спокойны, хотя и ощущаете заполняющую вас энергию как пламя, бушующее в вашей груди. Вы поднимаете черное перо и мысленно читаете благодарственную молитву Ра-Хур-Хуиту. Вы ощущаете, как вас втягивает в золотистое сияние и переносит сквозь время и пространство. Наступает мгновение темноты, и затем вы оказываетесь в обычном времени, открываете глаза и потягиваетесь всем телом. Вы вернулись. Выполнение этого упражнения поможет вам "освоиться" с качествами и чувствами, которые связаны с Ра-Хур-Хуитом. Ощутив в этом упражнении его силу, на следующем этапе вы должны сами обрести эту силу. Определите ваше намерение и четко его заявите. Например, разумная декларация намерения о Ра-Хур-Хуите может звучать так: "Я изъявляю Волю вызвать Ра-Хур-Хуита для обретения магической силы и прозорливости, чтобы увидеть, каким должен быть мой следующий шаг на Пути". Персонификация божественных формЭто простая техника для отождествления с избранным божеством. Встаньте, полностью расслабьтесь, но при этом ощущайте готовность к действию. Визуализируйте, что за вашей спиной стоит Ра-Хур-Хуит. Дышите глубоко и размеренно, оживляя с каждым вдохом все ощущения, воспоминания и чувства, которые возникали у вас при выполнении предыдущего упражнения. Ощущайте этот пронзительный взгляд на вашей спине. Чувствуйте силу божественного присутствия за вашей спиной. Когда вы больше не в состоянии выдержать это напряжение, представьте, что Ра-Хур-Хуит делает шаг вперед и входит в ваше тело. Вы вытягиваете вперед руки и ощущаете могущество и силу заполняющего вас бога. Пусть очертания вашего тела станут его очертаниями, ощутите его силу вашей силой. Почувствуйте, что вы зарядились энергией, хотя остаетесь спокойным и сдержанным. Повторите слова Ра-Хур-Хуита, которые он произнес в предыдущем упражнении. Что касается декларации вашего намерения, то сначала ощутите, что зарядились уверенностью и силой, и затем, находясь в этом состоянии осознания, проанализируйте вашу магическую деятельность и твердо решите, что будете делать дальше. Для "заземления" прочитайте краткую благодарственную молитву Ра-Хур-Хуиту и выполните короткую визуализацию, представляя, как вы отделяетесь от бога. Например, представьте, что бог превращается в сокола и улетает к солнцу. Во время визуализации почувствуйте, как ваши ощущения трансформируются, и вы начинаете испытывать безмятежный покой и глубокое удовлетворение от достижения поставленной цели. Улетевший бог несет семя вашей воли в будущее, а вы можете спокойно идти дальше. Призывание как драмаУ призывания много общего с театром. Порой есть все основания считать ритуальное призывание спектаклем, посвященным сущности, которую вы пытаетесь призвать. Если вы сыграете спектакль на "бис", то будете вознаграждены. Если вы забудете слова роли, то вас не пригласят на второй сезон. Я часто слежу за игрой актеров и комедиантов на телеэкране, тщательно присматриваясь к их позам, жестам и интонациям. Позы, жесты и интонации не только придают глубокую выразительность спектаклю, но и прекрасно передают оттенки настроения героев... даже в магическом театре. Голос и интонацииВажно не то, что вы говорите, а как вы это говорите; иными словами, важна структура призывания. Классические магические призывания состоят из трех частей. Первая часть -- это изложение деяний и истории призываемой сущности в третьем лице. Далее идет перечисление качеств призываемой сущности во втором лице. И, наконец, констатация способностей сущности от первого лица, которая постепенно позволяет вам отождествиться с этой сущностью. Вот простой пример: "Волк, съевший бабушку Красной шапочки, я призываю тебя". "Ты, у кого большие глаза и уши, шерсть на теле и страшные зубы, я призываю тебя". "Я огромный страшный волк, прожорливый и голодный, с пронзительный взглядом и очень коварный". Понятно? Кроме того, чтобы эффективно воспользоваться всеми преимуществами голоса, вы должны знать о двух аспектах голосовой техники: ритме и дикции. Ритмы переносят наше сознание от ударов сердца к циклам дыхания, сна, смене дня и ночи, а также смене времен года. Ритмы обеспечивают согласованные и уравновешенные движения тела, и дают сигнал к началу движения без сознательных усилий, то есть с минимальной затратой энергии. Например, доказано, что под звуки марша, исполняемого военным оркестром, солдаты могут покрывать большие расстояния, и при этом меньше устают. Ощущение, что ты "плывешь", порождается структурой, которую ритм накладывает на наше ощущение времени, а композиционные особенности этой структуры создают ощущение непрерывности. Ритм запускает движение, и ваше внимание высвобождается (если это желательно). Ритмы окружают нас повсюду, а напевы и песни просто отражают этот факт, усиливая в нас ощущение единства с миром. Во время призывания мы говорим совсем иначе, чем обычно. Мы точны в формулировках, следим за эмоциональной окраской наших слов, пытаемся передать оттенки страха, восторга, нежности или храбрости. Наши слова могут непроизвольно всплывать из глубин подсознания, а могут тщательно подбираться и редактироваться во время продолжительных сеансов коллективных "мозговых атак". Мы всегда стремимся уловить определенный ритм, в котором их лучше всего произносить. Подсознание часто говорит с нами стихами. Исследование людей разных культур в состоянии одержимости демонстрирует поразительное стилистическое сходство в их речи: восходящие и нисходящие интонации в конце каждой фразы, каждая фраза завершается паузой или завыванием. И это не зависит ни от языка, на котором говорят эти люди, ни от культурной обстановки, в которой они выросли. В английском языке такой стихотворный размер называется пятистопным ямбом. Вы слышите его в исступленной риторике проповедников евангелизма и в явно бессмысленном наборе слов людей, которыми "завладел Святой дух". Он всплывает из подсознания в виде бессознательных или боговдохновенных поэтических или прозаических строк. Подсознание обращается к нам в определенном ритме и размере. Значит, и мы можем обратиться к нашему подсознанию с помощью речи, выдержанной в таком же ритме и размере? Как показывают эксперименты, проведенные на электроэнцефалографах, звук, подобно свету, генерирует ритмы в нашем мозге. Эти внутренние ритмы отражают звуки, которые вводят нас в разные степени транса, будь то спокойный плеск волн при свете Луны или грозная одержимость Пана. Если мы застигнуты врасплох, и восприимчивы, их эффект может оказаться разрушительным. Когда вы создаете призывы, всегда продумывайте их ритм и стихотворный размер. Если вы сочиняете текст для призыва Ра-Хур-Хуита, задумайтесь, какие качества бога вы хотите передать с помощью голоса? Возможно, подойдет энергичный, выразительный, воинственный, спокойный и уверенный ритм, который будет повторяться, создавая ощущение накопления энергии. Как, по вашему мнению, разговаривает бог? Наверняка не мямлит, не бормочет, не запинается на каждом слове ("ээ..., мм...") и не употребляет слова-паразиты. Хотя в магических книгах можно встретить прекрасные поэтические призывания, самым лучшим будет то призывание, которое "работает" для вас. Слова, произносимые уверенно, от сердца, намного эффективнее наполовину забытых строк из книги. Хотя можно достичь хороших результатов, читая призывы, но если у вас нет пюпитра, на который можно поставить книгу, вы не сможете жестикулировать, а отсутствие жестикуляции снизит эффективность ваших слов. Жесты и позы дополнительно усиливают остальные компоненты призывания. Необходимо научиться сочетать определенные позы и жесты с определенными эмоциями и чувствами. Эти сочетания не так уж трудно запомнить. Нейтральная позаПримите позу, которая отражает состояние спокойной готовности к действию. Вы должны быть расслабленным и внимательным ко всему, что происходит вокруг вас, и готовым (но не напряженным) к тому, что произойдет дальше при любом варианте развития событий. Подберите такую позу в положении сидя или стоя. Выполнять призыв в положении лежа не рекомендуется, так как эта поза не предполагает готовность к активной деятельности. Нейтральная поза должна символизировать состояние центрирования и покоя. Принимая такую позу, вы проводите четкую границу между различными магическими действиями. Например, при описанной выше персонификации божественных форм вы выходите из этой позы и принимаете позу сущности, которую к себе призываете, а по окончании снова в нее возвращаетесь. Как изменяется поза вашего тела, когда вы впускаете сущность в себя? Большинству сущностей свойственны свои характерные позы. Но если вам эти позы неизвестны, придумайте их сами. Поскольку ваше восприятие изменяется, поза вашего тела может претерпевать неуловимые изменения, хотя (поначалу) это может происходить неосознанно. Уверенность в себе ведет к изменению вашей осанки: вы распрямляете спину, разворачиваете плечи и держите голову высоко поднятой. Ваша грудь расширяется, когда вы дышите глубоко и медленно; ваши конечности расправляются и находятся дальше от центральной оси вашего тела. Когда вы стоите с поднятыми вверх и чуть в сторону руками, широко расставив ноги в стороны, то находитесь в классической позе призыва: вы до предела расширяете пространство вашего тела и становитесь незащищенным. Наоборот, когда вы стоите, скрестив руки на груди и немного наклонив голову вперед, то принимаете классическую позу "завершения" магической деятельности, словно закрываетесь от постороннего влияния. |