Общее количество
набранных баллов
| Академическая
оценка
| 60 – 72
| 3 (удовлетворительно)
| 73 – 86
| 4 (хорошо)
| 87 – 100
| 5 (отлично)
|
Дополнительные баллы. 4.9. Преподаватель имеет право по своему усмотрению добавлять студенту определенное количество баллов (но не более 5 % от общего количества), в каждом дисциплинарном модуле:
за активность на занятиях;
за выступление с докладом на научной конференции;
за научную публикацию;
за иные учебные или научные достижения.
Не оценивается.
1. Отказ от ответа.
2. Дополнение не по вопросу.
3. Ответ не по вопросу.
4. Рефераты и другие работы, скаченные с интернета.
Организационные вопросы работы с неуспевающими студентами
5.2. Студентам, которые не смогли набрать промежуточный рейтинг или рейтинг по дисциплине в общеустановленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам (документально подтвержденным соответствующим учреждением), декан факультета устанавливает индивидуальные сроки сдачи.
5.3. Если после этого срока задолженность по неуважительным причинам сохраняется, то назначается комиссия по приему академических задолженностей с обязательным участием заведующего кафедрой и декана (его заместителя). По решению комиссии неуспевающие студенты по представлению декана отчисляются приказом ректора из университета за невыполнение учебного графика.
5.4. В особых случаях декан имеет право установить другие сроки ликвидации студентами академических задолженностей.
Неявка студента на итоговый или промежуточный рейтинг-контроль отмечается в рейтинг-листе записью "не явился". Если неявка произошла по уважительной причине (подтверждена документально), деканат имеет право разрешить прохождение рейтинг-контроля в другие сроки. При неуважительной причине неявки в статистических данных деканата проставляется "0" баллов, и студент считается задолжником по данной дисциплине.
ФИО преподавателя: старший преподаватель О.А. Шереметьева
Утверждено на заседании кафедры «___»_______200__г. Протокол №______
Зав. кафедрой_________________________________________С.Г. Липнягова
Практическое занятие №1
Трагедия Л. Корнеля «Сид» Французский классицизм. Эстетические принципы Философские основы
Особенности классицизма Корнеля.
Трагический конфликт и жанровое своеобразие пьесы.
Принципы создания характеров в трагедии классицизма. Родриго Диас и Химена.
Завоевания французского классицизма, место французского театра XVII века в европейской культуре.
Литература Обломиевский Д. Французский классицизм. - М., 1968.
Виппер Ю.Б., Самарин P.M. Пьер Корнель. В кн.: Курс лекций по зарубежной литературе XVII в. - М., 1954.
Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. - М., 1978.
Cигал Н.А. Корнель. – М.- Л., 1957.
Балашов Н.И. П. Корнель. - М., 1956.
Практическое занятие №2 Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве»
Тема «мещанства во дворянстве» в творчестве Мольера («Смешные жеманницы», «Жорж Данден или Одураченный муж»).
История создания комедии «Мещанин во дворянстве», смысл ее названия.
Основной конфликт комедии. Отражение социальных противоречий эпохи абсолютизма.
Система образов в комедии. Социальный портрет буржуа и его историческая верность.
Средства сатирического изображения действительности.
Приемы создания комического эффекта.
Литература
Гликман И. Мольер. Критико-биографический очерк. – М.-Л., 1966.
Бояджиев Г. Мольер / Исторические пути формирования жанра высокой комедии / Гл. 4. – М., 1967.
Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. – М., 1968.
Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Михальской Н.П. и Пуришева Б.И. – М., 1981. – С. 76-89.
Бордонов Ж. Мольер. – М., 1983.
Дополнительно
Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. – М., 1961. (серия ЖЗЛ).
Мультатули В.М. Мольер (книга для учащихся). – М., 1988.
Практическое занятие №3
Творчество Роберта Бернса
Художественное своеобразие стихов Бернса. Связь с устным народным творчеством, отношение к классике.
Биографические мотивы в стихах Бернса (Робин. Моему незаконнорожденному ребенку. Прощание и др.).
Стихи Бернса о Шотландии и свободе. (Брюс – шотландцам. Шотландская слава. Лучший парень. Макферсон перед казнью. Джон Ячменное зерно и др.).
Образ честного труженика в стихах Бернса (Честная бедность. Был честный фермер мой отец. Мэгги с мельницы. Когда кончался сенокос и др.).
Сатирические мотивы в лирике Бернса (Молитва святоши Вилли. Сон. Эпиграммы).
Тема любви в поэзии Бернса (Любовь. Ночлег в пути. В полях под снегом и дождем. Босая девушка. Джон Андерсен и др.).
Поэзия Бернса в русских переводах.
Литература
Колесников Б.И. Роберт Бернс. – М., 1967.
История зарубежной литературы XVIII века/ Под ред. В.П. Неустроева и Р.М. Самарина. – М.: Изд-во МГУ, 1974. – С. 116-124.
Елистратова А.А. Роберт Бернс. – М., 1957.
Райт-Ковалева Р.Я. Роберт Бернс /серия ЖЗЛ/. – М., 1965.
Практическое занятие №4
Комедии Бомарше «Севильский цирюльник» и «Безумный день или Женитьба Фигаро»
Бомарше и его время.
История создания трилогии.
Фигаро как представитель третьего сословия, его отличие от традиционного образа ловкого слуги /проанализировать монолог Фигаро в саду — сцена 3, акт 5 комедии «Безумный день»/.
Сатирические образы комедии /Бартоло, Базиль, граф Альмавива/.
Приемы создания комического эффекта.
Эволюция образа Фигаро в трилогии и ее причины.
Музыкальная интерпретация образа Фигаро.
Литература
Артамонов С. Д. Бомарше. Очерк жизни и творчества. - М., 1960.
Грандель Ф. Бомарше /серия «Жизнь в искусстве»/. - М., 1979.
Зонина Л. Жизнь и похождения Пьера-Огюстена Карона де Бомарше // Бомарше. Драматические произведения /серия БВЛ/ - М.,1971.
Финкельштейн Е.Л. Бомарше. - М., 1957.
Дополнительная литература
1. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров. – М., 1981. – С. 164-179.
Практическое занятие №5
Драма Ф. Шиллера «Разбойники»
Штюрмерство как литературное движение в Германии XVIII b.
Историческая обстановка, отраженная в пьесе «Разбойники». Характеристика своего времени, данная персонажами пьесы «Разбойники» (акт I сцена 1 и 2; акт 2, сцена 2).
Образ «благородного разбойника» в мировой литературе. Причины и цели ухода Карла Мора в Богемские леса.
Эволюция характеров действующих лиц.
Значение финала пьесы.
Литература
Шиллер Ф.П., Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество. - М.,1955. — С. 30-65.
Абуш А. Фридрих Шиллер. Величие и трагедия немецкого гения. - М., 1964.
Чичельницкая Г. Шиллер. - М., 1959.
Ланштейн П. Жизнь Шиллера /пер. с нем./. - М.,1984.
Лозинская Л. Я. Шиллер /серия ЖЗЛ/.- М., 1960.
Дополнительная литература
Либинзон З.Е. Шиллер /книга для учащихся/.- М., 1980.
Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров. – М., 1981. — C.I 85-I94.
Практическое занятие №6
Трагедия И.-В. Гете «Фауст»
Источники и жанровая характеристика.
Сущность спора между Богом и Мефистофелем в «Прологе на небе».
Причины душевного кризиса Фауста, отраженного в начале I части произведения.
Смысл сопоставления Фауст — Вагнер.
Причины, заставляющие Фауста заключить сделку с Мефистофелем.
Образ Мефистофеля, его роль в судьбе Фауста.
Поиски смысла жизни / погребок. Ауэрбаха, кухня ведьм /.
Любовь в жизни Фауста. Образ Маргариты.
Спор о человеке, его предназначении в жизни. Позиции в этом споре Фауста и Мефистофеля / проанализировать монолог Фауста «Болото тянется вдоль гор» — II часть, 5 акт.
Итог жизненных исканий Фауста.
Литература
Аникст А.А. Творческий путь Гете. - М.,1986.
Аникст А.А. «Фауст» Гете /литературный комментарий /.- М., 1987.
Вильмонт Н. Гете и его «Фауст». // И.-В.Гете. «Фауст». - М., 1970 /БВЛ.
Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода» - М.,
1970.
5. Тураев С. В. Иоганн Вольфганг Гете. - М.,1951.
Дополнительная литература
Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. В 2-х т. - М., 1987.
Лейтес Н.С. От «Фауста» до наших дней /книга для учащихся старт» классов/. - М., 1987.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ЭПОХА КЛАССИЦИЗМА
Дополнительные задания к практическим занятиям
Практическое занятие №1
Корнель «Сид»
Объясните, для чего в пьесу вводится образ инфанты, зачем нам знать о ее любви к Родриго
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясните, почему Химена хочет увидеть мертвым Родриго, но не может его убить, когда он ей это предлагает.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие 2
Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве»
Студенты могут инсценировать одну из сцен комедии и задать к ней вопрос зрителям. Вопрос должен раскрывать смысл показанной сцены.
Почему Журден так смешон в своем желании стать дворянином, ведь он искренне старается походить на человека из высшего общества
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие №3
Поэзия Р.Бернса
Почему, по мнению Бернса, лучше быть бедным, честным, чем богатым?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что значит быть честным, по мнению Бернса?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕКСТЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА
Задание
Определите автора и название произведения, из которого взят отрывок.
Докажите свою точку зрения, опираясь на текст.
Укажите место этого отрывка в произведении (что было до него и какие события произойдут после).
Перечислите увиденные вами в тексте метафорические средства.
Теодоро_Я_уезжаю,_чтоб_затихВраждебный_шум._Целую_ногу.Диана_Когда_же_вы_уйдете_СкороТеодоро_Сейчас.Диана_Постойте..._Нет,_уйдите...Послушайте.Теодоро'>Диана_Пора._Прощайте,_Теодоро.Я_постараюсь_позабыть.Теодоро'>Теодоро'>Текст 1
Теодоро
Терзанья горестной отравы
Внушают зависть кой-кому.
Вы мне дадите дозволенье
Отплыть в Испанию, сеньора?
Диана
Благоразумное, нет спора,
И благородное решенье.
Что было горестной отравой,
Забудется в чужом краю,
А я хоть много слез пролью,
Зато утешусь доброй славой.
С тех пор, как я прибила вас,
Граф Федерико непритворно
Меня ревнует, и, бесспорно,
Расстаться – лучшее для нас.
Да, нужно ехать. Вам в дорогу
Дадут шесть тысяч золотых.
Теодоро
Я уезжаю, чтоб затих
Враждебный шум. Целую ногу.
Диана
Пора. Прощайте, Теодоро.
Я постараюсь позабыть.
Теодоро (в сторону)
Диана плачет. Как мне быть?
Диана
Когда же вы уйдете? Скоро?
Теодоро
Сейчас.
Диана
Постойте... Нет, уйдите...
Послушайте.
Теодоро
Я здесь, я жду.
Диана
Нет, нет, идите.
Теодоро
Я иду.
Диана (в сторону)
Терзанья страсти, вы казните
Жесточе, чем любая месть!
(К Теодоро.)
Вы не ушли.
Теодоро
Теперь ушел.
(Уходит.)
Диана
О, как мне этот миг тяжел!
Будь проклята, людская честь!
Нелепый вымысел, губящий
То, что сердцам всего дороже!
Кто выдумал тебя? И все же
Ты нас у пропасти грозящей
Спасаешь, отводя от краю.
|
|
Текст 2
Сехисмундо
Он прав. Так сдержим же свирепость
И честолюбье укротим,
И обуздаем наше буйство, -
Ведь мы, быть может, только спим.
Да, только спим, пока мы в мире
Столь необычном, что для нас -
Жить значит спать, быть в этой жизни -
Жить сновиденьем каждый час.
Мне самый опыт возвещает:
Мы здесь до пробужденья спим.
Спит царь, и видит сон о царстве,
И грезит вымыслом своим.
Повелевает, управляет,
Среди своей дремотной мглы,
Заимобразно получает,
Как ветер, лживые хвалы.
И смерть их все развеет пылью.
Кто ж хочет видеть этот сон,
Когда от грезы о величьи
Он будет смертью пробужден?
И спит богач, и в сне тревожном
Богатство грезится ему.
И спит бедняк, и шлет укоры,
Во сне, уделу своему.
И спит обласканный успехом.
И обделенный - видит сон.
И грезит тот, кто оскорбляет.
И грезит тот, кто оскорблен.
И каждый видит сон о жизни
И о своем текущем дне,
Хотя никто не понимает,
Что существует он во сне.
И снится мне, что здесь цепями
В темнице я обременен,
Как снилось, будто в лучшем месте
Я, вольный, видел лучший сон.
Что жизнь? Безумие, ошибка.
Что жизнь? Обманность пелены.
И лучший миг есть заблужденье,
Раз жизнь есть только сновиденье,
А сновиденья только сны.
|
| |