Филологический факультет
Скачать 461.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра зарубежной литературы ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (XVII-XVIII ВЕКОВ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки: 050100.68 педагогическое образование профиль «Русский язык и литература» КРАСНОЯРСК 2011 УМКД составлен старшим преподавателем Шереметьевой О.А. Обсужден на заседании кафедры зарубежной литературы «____» _____________20__ г. Заведующий кафедрой С.Г. Липнягова канд.фил.наук, доцент Одобрено научно-методическим советом «___»____________20 г. Председатель НМСС_____________ (ф.и.о., подпись) Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ИСТОРИЯ Зарубежной литературы (XVII-XVIII ВЕКОВ)» с другими дисциплинами направления 050100.68 ПЕДАГОгическое образование на 2011/12 учебный год
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2011/2012 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. Изменяется количество часов и тематика практических занятий. 2. На самостоятельное изучение выносится следующие темы: Творчество Р. Б. Шеридана. Комедия «Школа злословия», Лирика Ф. Шиллера, Лирика И.В. Гете. 3. Обзорно рассматриваются темы: Творчество Монтеня. Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Зарубежной литературы «___»___ 20___г. Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой С.Г. Липнягова Декан "_____"___________ 20__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (XVII-XVIII ВЕКОВ) ВЫПИСКА ИЗ СТАНДАРТА
Введение Дисциплина «История зарубежной литературы (XVII-XVIII вв.)» охватывает большой временной период. За эти два века произошло много исторических событий, рождались и умирали философские учения, приобретали известность и исчерпывали себя литературные направления. За сложностью и пестротой явлений важно разглядеть логику литературного развития, которая тесно связана с логикой исторического процесса. В процессе изучения литературы этого периода следует уделять внимание историческому контексту, осмыслить философские идеи, лежащие в основе литературного направления, эстетические взгляды писателя. Курс выстроен таким образом, чтобы была выявлена логика литературного процесса, взаимосвязь зарубежной и русской литературы. Учитывая специфику педагогического вуза, особое внимание уделяется авторам, включенным в школьную программу. Их творчество дается на лекциях монографически, а программные произведения вынесены на практические занятия для детального изучения. Результаты анализа произведений зарубежных писателей будут полезны при формировании у студентов представлений о литературных направлениях, жанрах, для проведения типологического сопоставления русской и зарубежной литературы /классицизм западноевропейский — классицизм русский/. Курс построен по хронологическому принципу. В первой части освещаются литературные явления XVII века, вторая часть посвящена эпохе Просвещения, также подчеркивается диалектическая взаимосвязь двух веков: полемика и взаимное влияние. Рассматриваются философские и эстетические основы литературных направлений свойственных тому времени. Учитывался национальное своеобразие литератур и их вклад в общеевропейский процесс. Цель: сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о литературе и культуре Европы XVII-XVIII веков. Задачи дисциплины:
Содержание дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен: знать содержание дисциплины, национальную специфику литератур этого периода и межнациональные литературные связи; круг конфликтов и художественных персонажей, составляющих арсенал «вечных», или «мировых» тем и образов; базовый понятийный аппарат, необходимые понятия и термины, используемые при анализе художественного текста и литературного процесса в целом; имена выдающихся писателей и поэтов этого периода владеть навыками чтения и конспектирования необходимой литературы, литературного анализа художественного текста; умением в письменной форме ответить на контрольные вопросы, тесты, индивидуальные задания по курсу, дать грамотно построенный, развернутый устный ответ в ходе проведения практических занятий и экзамена; уметь работать с необходимой литературой (художественной, учебной, словарями), компьютером, интернетом; иметь представление о процессе формирования историко-литературного процесса эпох Классицизма и Просвещения, осознание их своеобразия, а так же художественной ценности литературы и культуры этого времени. Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по данной ОПП, заключающиеся в: - приобретении представлений о зарубежной истории литературы и культуры - приобретении знаний о методах анализа литературных произведений. Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета по данной ОПП в их готовности к преподаванию «Истории зарубежной литературы и культуры» на уровне начального профессионального образования и профильной школы. Материал, полученный студентами при изучении дисциплины «История зарубежной литературы», будет использоваться в дисциплинах «Истрия русской литературы», «Практика анализа художественного произведения», а также возможно его использование в ходе преддипломной практики. Содержание теоретического курса дисциплины Базовый модуль №1 Литература XVII века. Лекция 1. 17 век в развитии европейской культуры. Ренессансный реализм и творчество Лопе де Вега Историческое своеобразие эпохи. Основные направления в литературе этого периода. Кризис ренессансного гуманизма. Ренессансный реализм. Проблема термина. Испанская литература XVII века. Особенности испанской национальной драмы. Их воплощение в пьесах Л. де Вега. Общая характеристика и периодизация литературы XVII в. Переживание трагизма и дисгармонии бытия, противоречий действительности. Изменение способа мышления в XVII веке в процессе экспериментально-опытного познания природы. Кардинальное изменение в понимании природы от средневековья и Возрождения к XVII столетию: от толкования природы как организма к природе как механизму. Лекция 2. Барокко в литературе 17 века Критика концепции реализма XVII века. Типологически общие черты отраженной в них реакции на Ренессанс: монументальность, высокий пафос, дисгармоничность, опора на мысль. Социокультурные корни барочной литературы, ее связь с Возрождением и полемика с ним. Философские основы барочного мироощущения. Антиномичная структура мира и человека как конструктивный момент барочного мировосприятия. Непостоянство, изменчивость, иллюзорность жизни, одиночество и хрупкость человека в бесконечной Вселенной. Мир как театр. Демонстративность художественного стиля, декоративность и пышность изобразительных средств, их утрировка. Эмоциональное и рациональное, экстравагантность и рассудочность в барокко. Выражение принципов барокко в творчестве испанского писателя П. Кальдерона. Образная система, роль философской абстракции, аллегории. Концепция жизни в религиозно-философской драме «Жизнь есть сон». Лекция 3. Классицизм в литературе 17 века Проблемы периодизации литературы XVII века, основные этапы ее развития и их особенности в разных странах. Классицизм и его роль в культуре и литературе XVII столетия. Традиции классицизма эпохи Возрождения в классицистической литературе XVII века, их развитие и изменение: от отношения к античности как объекту подражания и точного воссоздания к трактовке античности как примера правильного соблюдения вечных законов искусства и как объекта соревнования. Классицизм и рационалистическая философия. Правила «трех единств» как частный случай применения всеобщих законов искусства: правила как способ удержать свободу творчества в границах разума. Простота и ясность как важные эстетические категории классицизма. Иерархическая система жанров в классицистической теории, стремление к последовательному разведению «высоких» и «низких», «трагических» и «комических» явлений действительности по разным литературным жанрам. Роль классицизма в литературе последующих веков. Французский Классицизм. Задачи французской драматургии по созданию национального театра. Ранняя модель трагедии классицизма в творчестве Корнеля. «Сид»: симметрия и рационализм в конфликте, образной системе, композиции; специфика корнелевских характеров; соответствия и отступления от классицистической доктрины. «Гораций» как образцовое воплощение нормативной доктрины классицизма. Модель трагедии зрелого классицизма в творчестве Расина. «Андромаха»: янсенистские корни конфликта и решения образов, отличия расиновской поэтики от корнелевской. «Федра»: выход Расина за пределы классицизма. Французская классицистическая комедия и прозаические произведения. Создание новоевропейской комедии в творчестве Мольера. Жанровые и биографические истоки «высокой комедии». «Школа жен» и «Критика «Школы жен» как теоретический манифест Мольера. «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп» как вершины творчества Мольера: современное и вечное в комедиях, история их интерпретаций. «Эссе» Монтеня как поиск и обоснование новой концепции личности в литературе. Лекция 6. Английская литература XVII в. Экономическая и политическая обстановка в Англии ХУП в. Буржуазная революция и влияние ее идеи на творчество английских писателей. Поэмы Д. Мильтона как отражение английской современности в форме библейского эпоса. Своеобразие трактовки темы грехопадения Адама и Евы. Образ Сатаны и его роль в раскрытии идеи поэмы. Базовый модуль №2 Литература XVIII века. Лекция 7. Век Просвещения. Общая характеристика и периодизация литературы XVIII в. Просвещение как культурная эпоха между метафизическим рационализмом семнадцатого века и романтизмом. Общечеловеческое содержание идеалов Просвещения. XVIII век как век Разума. Содержание и функция понятия «разум» в XVIII веке: его независимость от истин религиозного откровения и ограниченность опытом. Взаимодействие рационализма и сенсуализма, рационалистический сенсуализм. XVIII век как век чувства. Деизм как «естественная», «светская» религиозность, как своеобразная форма компромисса между «мирскими» и «церковными» формами жизни. XVIII век как век философов. Основные философские системы столетия. Локк, Лейбниц, Юм, Кант. Особенности поэтики художественных произведений просветителей (тенденциозность, публицистичность, дидактизм, утопизм и т. д.), включение в нее художественных приемов разных литературных направлений. БМ №2 Лекция 8. Английская литература XVIII века Особенности социально-политической ситуации в Англии XVIII века. Раннее формирование просветительских тенденций в английской литературе. Основные этапы развития английской литературы XVIII века. Английская литература 1690–1730-х гг. Роль публицистических жанров в развитии новых литературных тенденций. Творчество А. Поупа – «первого правильного поэта» Англии. Д. Дефо. Путь от журналистики к художественному творчеству. Место «Робинзона Крузо» в романном творчестве писателя и среди других английских романов первой трети века. Специфика трансформации предшествующей жанровой традиции прозы – плутовской, мемуарной, «литературы путешествий». Концепция «естественного» человека и его варианты в произведении Дефо. Традиция «робинзонад» в романе XVIII века. Д.Свифт. «Сказка бочки», «Путешествия Гулливера» - первая критика Просвещения изнутри. Поэтика раннепросветительского романа. Английская литература 1730-50х гг. Ричардсон как основоположник психологического сентименталистского романа, Филдинг как создатель нового доминантного типа романа. Творческая полемика между ними. «Памела» – «Джозеф Эндрюс»: Пародия как механизм развития жанра романа. «История Тома Джонса»: особенности поэтики и утверждение равноправия нового жанра, романа, в литературе XVIII века. «Хамфри Клинкер» Смоллетта. Литература английского сентиментализма. «Тристрам Шенди» и «Сентиментальное путешествие» Стерна как пародии на предшествующие образцы просветительского романа. Лекция 9. Литература французского Просвещения. Своеобразие французского Просвещения, проблема датировки новой литературной эпохи. Монтескье – автор «Персидских писем». Специфика взаимодействия просветительской поэтики и поэтики рококо в «Персидских письмах». Французская литература 1730–1750-х гг. Расцвет просветительского движения на этом этапе. «Энциклопедия» как высшее выражение французского Просвещения. Дидро и другие энциклопедисты (Гельвеций, Гольбах, д’Аламбер), особенности их мировоззрения. Творчество Вольтера, Дидро, Руссо. Вольтер и вольтерьянство. Пушкин о Вольтере. Руссо и руссоизм. Место Вольтера, Дидро, Руссо во французском Просвещении: сопоставительный анализ направленности художнических интересов, эволюции творчества, взглядов на религию и церковь, науку и искусство. Творчество Вольтера, его мировое значение. Роль Вольтера в разработке основных принципов просветительской идеологии. Особенности просветительского классицизма в его творчестве. Театр Вольтера, особенности драматургии. Идейное и художественное своеобразие философских повестей. Вольтер и Россия. Художественная проза Руссо: философский роман-трактат о воспитании «Эмиль» и его воздействие на педагогические концепции XVIII–XIX вв. Эпистолярный сентименталистский роман «Юлия, или Новая Элоиза». Лекция 10 Литература немецкого Просвещения Задачи немецкого Просвещения: политико-идеологические (национальное объединение), эстетические (формирование литературного языка). Основные этапы немецкой литературы XVIII столетия и их периодизация. Немецкая литература 1730–1740-х гг. Роль Лессинга в развитии немецкого Просвещения. «Литературные письма», «Лаокоон», «Гамбургская драматургия». «Эмилия Галотти» как «бюргерская трагедия»: просветительская проблемность и сентименталистская патетика. «Натан Мудрый» как просветительская драма-притча о терпимости. Особенности классицизма в драме. Немецкая литература 1770–1790-х гг. Движение «Бури и натиска» как полемика с ранним немецким Просвещением, как развитие просветительских идей и тенденций в Германии. Лекция 11. Литература немецкого Просвещения. Творчество Ф.Шиллера Шиллер периода «Бури и натиска». Бунтарский характер и жанровое новаторство его ранней драматургии («Разбойники», «Коварство и любовь»). Особенности поэтики сюжета: использование известного литературного мотива, коллизии и их актуализация. «Дон Карлос» как переломное произведение в развитии драматургии Шиллера: трансформация типа героя, тематики, стилистики. Гете и Шиллер в 80-е – 90-е гг. Становление концепции «веймарского классицизма» в их творчестве. Историческая драматургия Шиллера, ее соотношение с эстетической теорией писателя. («Мария Стюарт») «Вильгельм Телль» как тираноборческая драма. Баллады Шиллера, поэтическое и драматическое в них. Шиллеровские баллады в переводах Жуковского. Шиллер в России, его воздействие на русскую культуру и литературу XIX века. Лекция 12. Литература немецкого Просвещения. Творчество И.В. Гете Своеобразие лирики Гете штюрмерского периода. «Страдания юного Вертера» как сентименталистский роман. Особенности романного повествования в контексте традиции эпистолярной прозы. Психологизм и социальность «Вертера». Воздействие гетевского романа на эволюцию европейской романистики рубежа XVIII–XIX вв. Гете в 80-е – 90-е гг.«Ифигения в Тавриде» как образец веймарского классицизма. Баллады. Позднее творчество Гете как проявление «художественного универсализма» писателя. Философская лирика («Западно-восточный диван»), роман воспитания («Вильгельм Мейстер»). «Фауст» как вершина творчества писателя и художественный синтез немецкого Просвещения. Творческая история произведения. Проблема жанра «Фауста»: «трагедия», «драматическая поэма», «универсальное произведение» и т. д. Философская проблематика «Фауста», роль пролога как его символико-философского «ключа». Своеобразие и этапы развития основного конфликта. Соотношение первой и второй части «Фауста», сказочно-фантастическое и символико-мифологическое в них. Различные концепции финала «Фауста». «Фаустовская» тема в литературе XIX–XX вв. Значение творчества Гете. Гете и русская литература. Тематический план изучения дисциплины «История зарубежной литературы (XVII-XVIII веков)» 050100.68 Педагогическое образование профиль «Русский язык и литература»
КАРТА литературного обеспечения дисциплины (включая мультимедиа и электронные ресурсы) «История зарубежной литературы (XVII-XVIII веков)» (наименование) для студентов основной образовательной программы 050100.68 Педагогическое образование профиль «Русский язык и литература» (наименование, шифр) по очной форме (укажите форму обучения)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА
*Обязательная форма работы. **Все самостоятельные формы работы выполняются один раз, за исключением индивидуальной работы, которую можно сделать два раза. ***Форму итогового контроля рекомендует преподаватель в соответствии с количеством балов, набранных студентом. Если не хватает 1-8 баллов, студенту рекомендуется выбрать вопрос. При недоборе 9-15 баллов, студенту рекомендуется ответить на два вопроса. |