Философии и идеология
Скачать 20.2 Kb.
|
Философии и идеологияВведение Бытия человечества ознаменовано переходами через заметные отрезки уже третьего тысячелетия. Этот процесс сопровождается колоссальными изменениями в различных сферах социального бытия, причем по существу меняется не только внешний мир, но и человеческое мышление, гендерные роли и многое другое. Результат ходы человечества - созданный им особый мир: вторая природа, социум. Итак, так или иначе креативность заложена в строении человека. В ней усматривается смысл человеческого предназначения на земле, способ бытия нашего вида, форма личностного самовыражения и тому подобное. Впереди - новая креативная волна человечества, условно именуемая как постиндустриальное общество. Что сегодня представляет постиндустриальное общество - красивая мечта человечества, цель истории на данном ее этапе, попытка воплощения определенных ранее идей? ..Разработка любого из этих вопросов имеет смысл, поскольку так или иначе приближает нас к материализации данного ноумена. Цель реферата: - проанализировать онтологию марксизма; - дать оценку философии марксизма по актуальности в постиндустриальном обществе; - попытаться идентифицировать отдельные идеи К. Маркса с теми, что разрабатываются теоретиками постиндустриального общества. Поскольку, как справедливо отмечает Р.Вурмбрант, «еще недавно третья часть мира исповедовала марксизм. Даже многие капиталистические страны в той или иной форме перенимали некоторые элементы этой идеологии »[2; 3], есть очевидный смысл нацелить отдельное исследование на переосмысление теории К.Маркса с точки зрения актуальности отдельных ее идей о практике развития постиндустриального общества. Безусловно, так или иначе ХХ в. вращалось вокруг имени К.Маркса - одни доказывали его правоту, другие искали оснований для критики. Современный российский ученый Мулдашев Э.Р. интересно заметил: «Я типичный ученый исследователь ... более того, я продукт коммунистической страны, и, хотел я этого или не хотел, был воспитан на пропаганде атеизма и возвеличивании Ленина, хотя никогда искренне не верил в коммунистические идеалы »[5; 5]. Миллионы людей, причем не только пропавшей в глубины истории советской империи, могут сказать то же самое. Отсюда и вытекает необходимость живущего в новом тысячелетии поколения воспитанного на теории марксизма - с высоты времени переосмыслить суть идей марксистской теории, в связи с которой началось движение, так сказать, в обратном направлении: от привычных биографических примеров служения делу организации и распространения коммунистического движения - до интимных сакральных страниц жизни, типичный путь развенчание мифического наслоения над идеями теории [8]. Современное разидеологизированное поколения начинает осмысление феномена более столетнего «марксцентризма» из простого: четкой формулировки сути исходных идей теории марксизма и установление отношения этих идей к реальному миру человеческого бытия. Самый актуальный задачи, формируется в этом контексте, - выяснить, что представляет собой марксизм в так сказать «чистом» виде. Решение этой задачи предусматривает определение ключевой причины, породившей органическую трансформацию теории марксизма в марксистский миф, ведь вполне понятно, что сам К. Маркс отнюдь не делал установки, чтобы выложить собственную идеологическую концепцию в форме мифа. В связи с ростом интереса к теоретическому наследию Маркса в реферате сделана попытка рассмотреть различные аспекты и причины неадекватного понимания философии Маркса. Раздел 1.История развития марксизма. Суть и понятие философии марксизма 1.1. Предусловия возникновения философии марксизма Для школ и направлений второй половины XIX и ХХ веков присущ плюрализм взглядов на предмет, назначение философии и место в духовной культуре. Однако всех их объединяет круг проблем, знаменовали собой коренное изменение мировоззренческих ориентиров и переход от классической к неклассической философии. Среди факторов, повлекших эти изменения, выделим следующие аспекты, приведенные ниже. Начиная с середины XIX в., В Европе нарастает политическая нестабильность, в I половине ХХ в. выльется в две мировые войны, образование так называемого «социалистического лагеря», что приведет к расколу мира на две антагонистические системы, лихорадочно начнут накапливать в невиданных масштабах арсеналы оружия массового уничтожения. Как отмечает немецкий философ ХХ в. К. Ясперс, начиная с 1914 года, историческую почва зашаталась и поколения, жившие тогда, почувствовали себя заброшенными в поток катастрофических событий, с тех пор не уменьшался и шел все возрастающими темпами. Человек ХХ в. оказался в столь проблемном и далеком от гармонии мире мировоззренческие принципы классической философии могут служить ему ориентирами в решении вопросов смысла жизни. На рубеже ХIХ - ХХ вв. происходит революция в естествознании, знаменующий проникновения познания природных явлений на субатомный уровень, меняется модель науки с классической на неклассическую. Соответственно возникает потребность в гносеологии, которая учитывает потерю принципа наблюдаемости объекта познания. Во второй половине XIX в. начинается, по выражению Ницше, «век нигилизма» - переоценка всех традиционных ценностей, кризис западной культуры. Инструментализация отношений между людьми, технические, экономические, политические, социально-психологические возможности манипулирования их сознанием и поведением приводят к дегуманизации человека, формирования типа лица, выраженного как «одномерная человек» (Маркузе), «человек-масса» (Ортега и Гассет). Начинается пересмотр основных принципов классической философии, прежде всего - просмотр традиций классического рационализма. Формируется ряд принципиально новых течений в философии. Одним из таких течений и стала философия марксизма. 1.2. Анализ философии марксизма Философия - наука об общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, основы идеологии преобразования общества на коммунистических началах. Марксизм осознает односторонность и ограниченность механистического материализма XVIII в. и считает себя единственной философией, которая смогла выстроить всестороннюю, целостную и последовательную картину немеханического понимание материи. Объединяет же их исходный принцип "в мире нет ничего, кроме движущейся материи". Расхождение сводится к тому, как, согласно тем или иным подходом, движется материя [9]. Исходный принцип материализма - противопоставление, с одной стороны, материи, природы, бытия, физического, объективного: это, по мнению марксистов, и есть подлинное бытие, а с другой - сознания, духа, мышления, психического, субъективного - это производное, второстепенное, зависимое от материи. Ф. Энгельс формулирует в связи с этим "основной вопрос философии": что является первоначальным, то есть настоящей первоосновой мира - сознание или бытие, духовное или материальное? Решение "основного вопроса философии", по Энгельсу, разделяет философов "на два больших лагеря": материалистов и идеалистов. Марксизм считал невозможным любой третий вариант, кроме материализма и идеализма, которые якобы были выражением у философов классовых интересов, соответственно, - "эксплуатируемых" и "эксплуататорских» классов. Поэтому материализм и идеализм, мол, находятся в постоянной борьбе на протяжении всей истории философской мысли. Марксизм считает, что содержание развития философской мысли - борьба материализма и идеализма, задача материализма - быть непримиримым к идеализму, "воинствующим". Марксизм пытается построить такое понимание материи, которое позволило бы считать ее субстратом любых свойств, связей, отношений и форм движения. Основой такого понимания является определение В. Ленина: "Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Неоднократно в марксизме подчеркнуто, что единственное свойство материи, с признанием которого связан диалектический материализм - это свойство быть объективной реальностью, существовать вне сознания, быть первичной по сознания. К универсальным свойствам материи марксизм относит ее нерукотворность и непобедимость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость ее структуры. Отмечает, что материи всегда присущи движение и изменчивость, саморазвитие, превращение одних форм в другие. Движение рассматривает как универсальный способ существования материи, обусловленный самой природой материи [7]. Пространство и время считает общими формами бытия материи, которые вне материальными объектами не существуют. Важное место в марксистском материализме занимает концепция универсальной детерминированности всех материальных явлений, их зависимости от структурных связей внутри материальных систем и внешних воздействий. Выделено иерархию взаимно обусловленных уровней структурной организации - "форм движения материи", которая отражает одновременно структурные уровни мироздания и основные этапы ее эволюции. Основу этой классификации сформулировал и описал Энгельс: это механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная формы движения материи. Марксизм подчеркивает качественное своеобразие, невозможность редукции высших форм к низшим, а вместе с тем - наличие общих фундаментальных принципов для всех уровней. Марксизм, аналитическая философия, прагматизм стремятся объяснить сущность и содержание сознания внешними по отношению к ней причинами, условиями, факторами. Марксистский материализм утверждает, что сознание - это свойство высокоорганизованной материи - человеческого мозга, она является субъективным образом объективного мира, субъективной реальностью. Именно мозг является органом сознания, а сознание - функцией человеческого мозга. Образ внешней вещи есть субъективной реальностью в противовес объективной реальности, частью которой и является внешняя вещь. Материализм рассматривает сознание как "субъективный образ объективного мира", поэтому представления, понятия, мысли есть субъективные по способу выражения и объективные - по своему содержанию [5]. Марксистский материализм стремится объяснить происхождение сознания, такими факторами, как влияние труда и речи. Логика действия рук со временем становилась логикой движения мыслей. Все это происходило в доисторическую эпоху. Раздел 2. Актуальность марксизма в постиндустриальном обществе 2.1. Анализ философии Маркса К. Маркс всю свою жизнь искал различных уточнений в формационной теории, а в последние годы прибегал к не пьятиформационной классификации, а к трехформационной - доклассовое, классовое и бесклассовое общество, определенным образом логично перекликается с известной классификации обществ, разработанной Беллом - доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. Чистое, без влияния идеологии философское прочтения Маркса не предусматривает зацикливание вопросом, было или не было общество с последовательным развитием пяти исторических формаций, ведь ценна сама по себе идея такого исторического развития |