Главная страница
Навигация по странице:

  • Ради чего

  • Концепция Д.Б. Эльконина

  • Концепция Д.И. Фельдштейна

  • Концепция Ш.А. Амонашвили

  • Концепция В.Т. Кудрявцева

  • Концепции новой психологии детства А.Б.Орлова

  • Концепция развития субъективности человека (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев)

  • Презентация Философия детства. Философия детства. Философия детства Я. Корчак


    Скачать 242 Kb.
    НазваниеФилософия детства Я. Корчак
    АнкорПрезентация Философия детства
    Дата29.04.2023
    Размер242 Kb.
    Формат файлаppt
    Имя файлаФилософия детства.ppt
    ТипДокументы
    #1096912

    Философия детства

    Я. Корчак

    • «Мы детей не знаем… Мы не умеем объяснить даже те противоречия в детском организме, которые бросаются в глаза: с одной стороны, жизнеспособность клеток, с другой – уязвимость. С одной стороны, возбудимость, выносливость, сила; с другой – хрупкость, неуравновешенность, утомляемость, И ни врач, ни воспитатель не знают, является ли ребенок существом «неутомимым» или хронически усталым».

    Детство с точки зрения:

    • Философской
    • Культурологической
    • Педагогической
    • Этнографической
    • Социологической
    • Экологической

    Феномен детства и его самоценность

    • Ради чего каждому человеку дается детство?
    • Зачем я педагог и для чего я в жизни ребенка?
    • Что для меня и моих воспитанников станет удовлетворительным результатом профессиональной деятельности и каким образом его достичь?

    Концепция Д.Б. Эльконина

    • Рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства. Рассматривая детство в качестве социально-психологического явления в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними.
    • Т.о., ценность феномена детства заключается в присвоении богатств родовой культуры, и в ходе этого присвоения осуществляется развитие человека.

    Концепция Д.И. Фельдштейна

    • Рассматривает детство как особое явление социального мира, которое ученый определяет функционально, содержательно и сущностно.
    • Функционально: детство - объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества.
    • Содержательно: детство- это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми.
    • Сущностно: детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.

    Концепция Ш.А. Амонашвили

    • Детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией – это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им.
    • Я говорю о том, что рождение любого ребенка не есть случайность. Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и целое поколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Человек есть подспорье для другого человека. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией».

    Концепция В.Т. Кудрявцева

    • Уникальность человеческого детства заключается в особом месте детства в социокультурной системе. Именно детство определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Детство как «макрокосмология». Ценность детства заключается в развивающей взаимодетерминизации культуры и детства как сферы самой культуры. Отсюда можно вывести две взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок,- культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.

    Концепции новой психологии детства А.Б.Орлова

    • Мир детства и мир взрослого это совершенно равноправные части, аспекты мира человека. Мир детства обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости: концентрированной, интегрированной, гармонизированной субъектностью (сущностью), т.е. духовностью и нравственностью. Мир детства это разомкнутый в человечество и вечно обновляющийся мир природы.

    Концепция развития субъективности человека (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев)

    • Самоценность детства заключается в:
    • - становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов;
    • - развитии субъектных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей;
    • - оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям;
    • -оформлении ребенком образа «Я». Детство определяется как период со-творения ребенком своего «Я», смысл которого заключен в становлении личной, самостоятельной и самобытной системы связей, отношений прежде всего ребенка со своим внутренним миром. Он ищет свой образ !Я! в этом мире, делает «допуск» ко всему, что его окружает, самостоятельно ищет способ строить отношения с миром и предъявляет себя в нем.

    Концепция В.В. Зеньковского

    • …для того нам и дано детство, чтобы мы играли. Функция детства заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем введения в игру работы фантазии.

    Детство…

    • Детство дано ради фантазии, а работа фантазии – ради игры, а игра – ради выражения нашей эмоциональной жизни, раскрытия и осознания чувства, а чувство – ради души, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования.
    • Ребенок развивается как цельный феномен.

    ?

    • Как понимать целостность человека, каковы его составляющие, что образует «ядро» этой целостности?
    • Как объяснить проблему целостного развития?
    • Как проектировать педагогический процесс, чтобы он был направлен на развитие ребенка как целостности и на целостность его развития?

    Целостное развитие ребенка -

    • как субъекта разных видов деятельности и поведения. Позиция субъекта деятельности становится своего рода ядром целостности, обеспечивая интеграцию ребенка с миром и возможность творить этот мир.

    Возможности целостного развития определяются:

    • формирующимся в дошкольном возрасте типом отношения к миру или мотивационно - потребностной сферой ребенка. Это годы оформляющегося образа «я», когда самоидентификация, сравнение «я» и «другого я» происходит с учетом ценностных отношений и ориентаций. Ребенок старшего дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных для него видах деятельности и общения;
    • уникальной природой ребенка дошкольного возраста, которая может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольник – это практик, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник – прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

    Целостность

    • - это внутреннее единство, непротиворечивость, гармония как внутри самого человека, так и во взаимодействии его с окружающим миром.

    Целостность

    • как гармоничное сочетание всех сторон развития – физического, умственного, нравственного, эстетического;
    • как сочетание биологического, социального и культурного начала в человеке;
    • как интеграция желаний (потребностей, мотивов), чувств, разума (познавательных процессов),характера, способностей человека.

    Развитие

    • в педагогическом смысле – целенаправленный процесс создания специальных педагогических условий, содействующий внутренним изменениям человека.
    • Специально организованное развитие ребенка – это воспитание, обучение и социализация, т.е. образование.

    Педагогический процесс

    • - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования.

    Целостный педагогический процесс:

    • Обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка. Наличие комплекса достоверной информации о состоянии здоровья, развитии психических процессов, проявлении особых склонностей, достижениях и проблемах каждого ребенка позволяет проектировать линии его индивидуального целостного развития.

    2

    • Обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач. Целостное видение ребенка в условиях взаимодействия с разными специалистами и проектирование единого педагогического процесса.

    3

    • Обеспечивается целостность жизнедеятельности ребенка. Целостность педагогического процесса может быть обеспечена в том случае, если обогащение социокультурного опыта ребенка происходит на основе и с учетом уже имеющегося опыта, индивидуальной субкультуры.

    4

    • Целостность взаимодействия ребенка с миром взрослых. Постижение мира дошкольника, понимания его права на этот уникальный мир – задачи, объединяющие педагогов и родителей в общем ходе развития ребенка.

    5

    • Целостность образовательного пространства. Современный педагогический процесс проектируется как система условий, позволяющий каждому ребенку реализовать индивидуальные потребности и в то же время взаимодействовать с детским сообществом. Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями.

    Цели педагогического процесса

    Процесс взаимодействия педагога и детей

    • может быть организован как:
    • процесс воз-действия;
    • процесс без-действия;
    • роцесс со-действия.

    Процесс развития ребенка

    • не процесс исправления имеющихся недостатков, а процесс обретения все новых и новых высот и открытий.


    написать администратору сайта