Философия. Философия, её предмет и функции. Специфика философского знания. Соотношение философии и частных наук. Термин философия
Скачать 0.92 Mb.
|
Философское значение творчества российских ученых - естествоиспытателей (Н. И. Пирого ва, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Д. И. Менделеева, И.И. Мечникова). В.И Вернадский: его учение о биосфере и ноосфере. Идеи передовых русских ученых-естествоиспытателей оказали значительное влияние на развитие философии. В их работах получили научное обоснование идеи материалистического подхода к осмыслению природы, человека и общественных явлений. Иван Мих. Сеченов (1829 – 1905) «отец русской физиологии» и основоположник материалистического подхода к изучению психических явлений. Сеченов положил начало экспериментальным исследованиям центральной нервной системы. Он распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга и тем самым положил начало созданию рефлекторной теории психической деятельности животных и человека. Сеченов сделал важный вклад в естественнонаучное обоснование ряда гносеологических проблем: вопрос о природе чувственного отражения и его познавательных возможностях, о связи чувственного отражения и мышления и др. И.П. Павлов (1849 – 1936) развил учение Сеченова. Изучение высшей нервной деятельности животных и человека методом условных рефлексов позволило ему открыть основные законы и механизмы деятельности головного мозга. Учение Павлова стало важнейшей естественнонаучной основой материалистического понимания проблемы сознания: теории отражения, положения о связи языка и мышления, чувственного и рационального познания. Великий русский химик Д.И. Менделеев (1834 – 1907) при создании своей системы элементов фактически опирался на основные законы и принципы диалектики. Он с научных позиций рассматривал вопросы всеобщей связи, формирования систем, особенности форм движения материи. Значение его идей для философии было оценено Энгельсом как «научный подвиг». Философские интересы Климент Аркадьевич Тимирязева (1843 – 1920) (последователь Дарвина, основатель физиологии растений в россии) были связаны с проблемами бытия. Он анализировал связь материи и сознания, обосновывал взаимозависимость живой и неживой природы, с позиций историзма анализировал природные процессы. Мечников Лев Ильич (1836 – 1888) – крупнейший представитель географической школы. Он считал, что природные, географические условия представляют собой ведущий фактор общественного развития. Его основной труд – «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества», где он обосновал неравномерность общественного развития изменением географических условий. Он выделял 3 периода в истории человеческой цивилизации: речной, средиземноморский и океанический. Критерием общественного прогресса он считал рост общечеловеческой солидарности и делал вывод о движении общества к братству народов. 9. Научные и философские взгляды В.И. Вернадского. Идеи космизма получили развитие в концепции ноосферы В.И. Вернадского (1863 – 1945). В результате исследования эволюционного процесса на Земле, представляющего собой синтез геологических, биогенных, антропогенных и космических процессов, В.И. Вернадский приходит к выводу об исключительной роли в этом отношении человеческой активности, которая постепенно становится силой геологического масштаба. По мнению В. И. Вернадского, в конце ХIХ – начале ХХ веков произошел то «взрыв» научного знания, который привел к появлению в истории планеты нового мощного геологического фактора, превосходящего по своим возможным последствиям все иные. Это позволяет ученому сделать заключение о том, что под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера неизбежно должна перейти в новое состояние – в ноосферу. Ноосфера рассматривается В.И. Вернадским как высший, завершающий и закономерный этап в эволюции биосферы. В.И. Вернадский рассматривал переход биосферы в ноосферу как явление планетарного масштаба, подчеркивая, что на новом этапе эволюции «человечество своей жизнью стало единым целым». В статье «Несколько слов о ноосфере», опубликованной в 1944 году, во время разрушительной мировой войны, ученый, тем не менее, утверждает: «Ноосфера – последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней». Он отмечает, что ноосфера – это стихийный геологический процесс, который неизбежно должен наступить на определенной стадии эволюции человека и биосферы в целом. Идеи космистов получили развитие в трудах мыслителей конца ХХ в. В свете поиска путей решения современных глобальных проблем ученые ставят задачу создания антропокосмической экологии – науки, которая утверждает необходимость экологических оснований вмешательства человека в природные процессы и освоения космоса. Особенности формирования и характерные черты западноевропейской философии ХХ века (иррационализм, антропологическая проблематика, плюрализм философских направлений). ХХ век в мировой истории характеризуется рядом особенностей, определивших направленность развития философии. Небывалый научно-технический прогресс, результаты которого значительно изменили облик мира и человека. Наука из формы познания мира превратилась в главное средство его преобразования. Человеческие возможности стали сопоставимыми с силами природы. В то же время развитие науки и техники породило множество проблем. Стремительность, масштабность и радикальность изменений, происходящих в мире и в жизни общества. Глобализация происходящих процессов: научно-технические достижения становятся достоянием всего мира, возникающие проблемы также носят глобальный характер. Проявлением этого стали, с одной стороны, мировые войны, а с другой – создание большого количества международных организаций. Эти и другие факторы определили основные тенденции развития философии. Западная философия конца ХIХ – начала ХХ вв. характеризуется разнообразием различных течений, проблем и методов, нередко противостоящих друг другу. Различия между философскими направлениями связаны, в первую очередь, с оценкой роли науки и техники в жизни общества. В данном отношении сложилось 2 основных направления: сциентизм(технократизм), представители которого придают развитию науки и техники ведущее значение в развитии человеческой культуры; антисциентизм, представители которого сосредотачивают внимание на проблемах и опасностях, порождаемых научно-техническим прогрессом, а также высказывают опасение, что развитие техники приводит к утрате духовных, гуманитарных ценностей. Негативная оценка последствий научно-технического прогресса привела к возникновению иррационализма – философского течения, сложившегося в противопоставление рационализму Нового времени. Иррационализм утверждает ограниченность познавательных возможностей человеческого разума и признает основным способом познания его внерациональные формы: интуицию, озарение. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая и придает большое значение анализу человеческих эмоций, переживаний, воли. Большинство направлений западной философии ХХ в. носит иррациональный характер. Философия экзистенциализма (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю). На смену «философии жизни» приходит экзистенциализм – «философия существования» - субъективно-идеалистическое направление, формирующееся в 20-30-х гг. ХХ в. Наибольшее распространение экзистенциализм получил в Германии (Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер) и во Франции (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю). В России это направление представляли Н.Бердяев и Л.Шестов. Идеи экзистенциализма оказали большое влияние на литературу, театр, кино, многие его представители – люди искусства. Центральная категория этого направления – экзистенция (существование). Основная идея – человек существует в чуждом ему мире. Подлинная действительность – это существование «своего Я» - то есть переживание своего бытия в мире, того, чем Я являюсь для самого себя. Философия экзистенциализма носит индивидуалистический характер. (В пьесе Сартра «Запреты» трое преступников после смерти попадают в ад, который представляет собой комнату в дешевой гостинице, где все время горит яркий свет, нет зеркала и невозможно остаться одному. Ад – это другие, заявляет один из грешников.) В реальном бытии человек постоянно находится перед лицом страха, беды – т.е. в «пограничных ситуациях», поэтому его естественные состояния – это тревога, страдание, вина, страх, боль. Страх – главный принцип жизни человека. «Предметом страха является мир как таковой» (М.Хайдеггер). Страх разобщает людей и, следовательно, дает возможность полного проявления индивидуальности. Важнейшая категория экзистенциализма – «смерть». Жизнь абсурдна, бессмысленна, и поэтому осознание своей смертности дает человеку ощущение свободы, неповторимости. А.Камю в «Мифе о Сизифе» писал: «есть только один действительно серьезный вопрос – это вопрос о самоубийстве». Возможность самоубийства он рассматривает как доказательство свободы человека о внешних сил. Основной вопрос философии Камю формулирует так: «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?». В решении этого вопроса в экзистенциализме выделяются 2 направления: 1) религиозное (Ясперс, Бердяев), представители которого видят возможность обретения свободы через Бога и 2) атеистическое (Хайдеггер, Сартр) – видят возможность обретения свободы только в сфере собственного сознания, которое и является истинным бытием. В то же время установки экзистенциализма предполагают и ответственность человека за мир. Человек свободен в выборе своих возможностей и ответственен за этот выбор. Философию представители этого направления ставят выше науки, т.к. она является осмыслением экзистенции. В статье Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм» он связывает с философией экзистенциализма надежду на жизнь в абсурдном мире. «Философия жизни» как одно из основных направлений западноевропейской философии ХХ века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон). основоположник «философии жизни» – немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). Основное понятие его философии – «воля к жизни» – первичная, не имеющая ни причины, ни цели, недоступная познанию сущность мира. Единая мировая воля проявляется в живой и неживой природе. Проявляясь в человеке, она подчиняет его себе, от нее зависят все его поступки. Разум человека ограничен целями самосохранения, борьбы за существование. Мир недоступен разумному познанию, он может быть постигнут только интуицией. Философия Шопенгауэра пессимистична, выражает негативное отношение к жизни, в которой нет смысла и целесообразности. Человек не может ничего в мире изменить, но он может «убежать» от страданий в область эстетического созерцания и аскетизма. Фридрих Ницше (1844 – 1900). Его основные работы: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла». Произведения Ницше написаны в форме мифических иносказаний и афоризмов, что послужило причиной их неоднозначного понимания. Центральные понятия его философии – «воля к власти» и «сверхчеловек». Мир в учении Ницше – это вечное становление, в основе которого борьба множества воль, стремящихся к превосходству. Человек может утвердить свою свободу только в одиноком противостоянии миру, преодолевая в себе мораль как коллективный способ выживания не способных самостоятельно бороться людей. Повышению воли к власти способствует не интеллект, а сила («право сильного»). Идеал личности для Ницше – сильный человек, свободный от морали, с максимальным уровнем воли к власти – сверхчеловек. Философия неопозитивизма (Б.Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап). Неопозитивизм – с 20-х гг. ХХ в. (англ. Бертран Рассел , австр. Людвиг Витгенштейн, Рудольф Карнап и др.). Это школа логического позитивизма. В неопозитивизме философия понимается как деятельность по отысканию значений языковых выражений. Наука – это сфера эмпирических исследований, а философия – это область логического анализа понятий, необходимых для познания. Эти понятия не являются отражением объективной реальности, а создаются умом ученых по определенным логическим законам. В рамках неопозитивизма сложилось несколько его разновидностей: логический позитивизм (Рассел), который сводил все философские проблемы к логическим; лингвистический позитивизм, объясняющий все философские и социальные проблемы к нарушению норм использования языка. Философия как логический анализ дает формальное знание, в отличие от фактуальных или эмпирических наук она не может дать новую информацию о мире. Философия избавляется от неточных в логическом отношении терминов и утверждений. Впоследствии возобладала тенденция, когда неопозитивисты, не отказываясь от логического анализа фактуальных утверждений, вместе с тем стали придавать им не столь формально-рационалистический характер, как ранний Рассел. Для Рассела логический анализ — это совокупность операций, проводимых на базе математической логики. Современные аналитики обычно не склонны ограничивать себя узкими рамками символико-математических логик. В плане лингвистического поворота широкую известность приобрела книга Людвига Витгенштейна "Логико-философский трактат", опубликованная в Германии в 1921 г., в Англии в 1922 г., в России в 1958 г. По Витгенштейну, мышление не должно выходить за свои действительные пределы. Дабы этого не случилось, он устанавливает жесткое соответствие, обозначая: элементарные факты ("объекты") именами, сочетания фактов — сочетаниями имен, предложениями. Сложные предложения сводятся к элементарным, все элементарные предложения считаются независимыми друг от друга. Таким образом, базисом науки оказываются самые простые, изначальные предложения, их называли атомарными, базисными, элементарными, протокольными предложениями. Философия психоанализа (3.Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг), его философское и медицинское значение. Фрейдизм как философское и психологическое учение возник на основе психоанализа – метода лечения нервных болезней, разработанного австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1896 – 1939). В центре внимания Фрейда – проблема бессознательного. Занимаясь клинической практикой, фрейд пришел к выводу о том, что причина нервных расстройств находится в бессознательной сфере человеческой психики. Неприемлемые для сознания переживания (преимущественно сексуальные) подавляются и, вытесняясь в бессознательное, проявляются в сновидениях, гипнотических состояниях, непроизвольных действиях, обмолвках. Конфликт между сознанием и бессознательным является причиной неврозов. Задача психоанализа в том, чтобы с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и др. методов установить причину болезни, помочь пациенту осознать ее и т. обр. освободиться от комплекса переживаний. В психике человека Фрейд выделил 3 уровня: «Оно» – бессознательное, сфера инстинктов; «Я» – область сознания, контролирующая все психические процессы; «Сверх-Я» – сврхсознание, область социальных норм и культурных запретов. Содержание бессознательного Фрейд сводит к двум видам влечений – сексуальные инстинкты (либидо) и влечение к жизни, направленное на самосохранение (оба влечения он выводит из комплекса Эдипа и комплекса электры). Важную роль в учении Фрейда играет понятие «сублимация», означающее переключение энергии с социально неприемлемых целей на социально одобряемые: творчество в области науки, искусства, социальную деятельность. В своей книге «Тотем и табу» он пишет, что религия, искусство, мораль, общественная деятельность есть не что иное, как перенесение либидо на несексуальную деятельность. Сублимация – источник развития культуры. В творческой деятельности – выход из конфликта между природным, инстинктивным и социальным. Заслуга Фрейда – во внимании к проблеме человеческой психики, недостаток – в недооценке роли сознательного в деятельности человека и социальных условий в формировании сознания. Идеи Фрейда получили свое развитие в учении Карла Густава Юнга (швейцарский психолог и социолог). Юнг разработал концепцию коллективного бессознательного.коллективное бессознательное – это глубинный слой психики, несущий в себе «свойства всего человечества как некоего общего целого». Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы – архетипы. Они проявляются в сказках, мифах, а также в снах, галлюцинациях. Таковы образы Матери-Родины, Героя, Дракона – врага Героя и др. Влиянием коллективного бессознательного Юнг объясняет не только особенности психики человека, но и ряд социальных представлений. Так, идею национал-социализма в Германии он рассматривал как пробуждение в коллективном бессознательном мифологического древнегерманского бога грозы и неистовства. Эрих Фромм (1900 – 1980) – представитель неофрейдизма. В своей концепции личности он использует положения работ Маркса и Фрейда. Рассматривает человека как синтез биологического и социального. Он вводит понятие социального бессознательного, которое представляет собой совокупность черт характера, общая для большинства членов данной социальной группы и возникающая в результате общего образа жизни и общих переживаний. Фромм выделяет 4 типа социального характера: пассивный, типичный для феодального общества; накопительский и эксплуататорский, характерный для капитализма, и рыночный, господствующий в современном западном обществе, когда и сам человек становится товаром. Капиталистические, потребительские отношения не соответствуют природе человека, они формируют больное общество. Задача психоанализа – лечить не индивида, а общество, переориентировать его на принципы гуманизма. |