Главная страница
Навигация по странице:

  • Психологическое пространство и время

  • Социальное пространство и время

  • Понятие «отражение», его формы в живой и неживой природе. Отражение

  • В неорганической природе

  • Происхождение и сущность сознания. Мозг и сознание.

  • И.М. Сеченова

  • Философия. Философия, её предмет и функции. Специфика философского знания. Соотношение философии и частных наук. Термин философия


    Скачать 0.92 Mb.
    НазваниеФилософия, её предмет и функции. Специфика философского знания. Соотношение философии и частных наук. Термин философия
    АнкорФилософия
    Дата05.07.2021
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_FIL 2.doc
    ТипДокументы
    #223385
    страница10 из 21
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   21

    Самоорганизация – это способность открытых материальных систем создавать под внешним энергетическим влиянием внутреннюю упорядоченную структуру. Явления самоорганизации изучает новая научная дисциплина – синергетика (ее основоположники – немецкий ученый Ганс Хакен, бельгийские ученые Илья Пригожин и Изабелла Стенгерс)3. Синергетика по-новому объясняет такие понятия, как саморазвитие, порядок и хаос, необходимость и случайность. Синергетический подход позволил ответить на вопрос: почему мир демонстрирует высокую степень равновесия и организации.

    [Синергетика возникла в противовес классическому, механистическому мировоззрению. Первое начало термодинамики – закон сохранения и превращения энергии, согласно которому количество энергии в системе всегда сохраняется в прежнем объеме. Второе начало термодинамики: в системах, имеющих постоянную энергию, уровень энтропии постоянно возрастает (энтропия – мера беспорядка системы). Т.е. в результате процессов преобразования энергии система движется к состоянию наименьшей упорядоченности ее элементов – к состоянию термодинамического равновесия, или полному хаосу (вся энергия превращается в тепловую и равномерно распределяется между всеми элементами системы). Т.е., согласно этим законам, Вселенная движется к тепловой гибели – к хаосу. Но с преодолением механистического мировоззрения стало понятно, что эта модель действует только в замкнутых системах, каковых в природе практически не наблюдается. Открытые системы находятся в постоянном взаимодействии с окружающей средой, обмениваются с ней веществом, энергией, информацией. В результате этих взаимодействий происходят постепенные изменения, которые приводят к неустойчивому критическому состоянию (точке бифуркации – «разделения, раздвоения»). На этом этапе система разрушается и одномоментно, скачком переходит в новое устойчивое состояние с большей степенью сложности и упорядоченности. Т.е., с точки зрения синергетики, беспорядок не является чем-то разрушительным. А выступает необходимым этапом, ведущим к организации более сложных структур. Причем в точке бифуркации действует случайность, т.е. возможность выбора одного из многих путей развития (можно просчитать варианты путей эволюции системы, но какой из них будет выбран случаем – спрогнозировать нельзя.

    *Если в ящик поместить миллион белых и миллион черных шариков и придать им ускорение, то они будут перемещаться хаотически – молекулы, участвующие в химических и физических реакциях, организуются упорядоченно (Н2О; ячейки Бенара – цилиндрические шестиугольники – при нагревании воды). (Синергетика – «совместное действие»)]


    1. Движение, пространство, время как способы существования материи. Основные формы движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная и др.) и их взаимосвязь. Особенности социального пространства и времени.


    Движение – это способ существования материи; в широком смысле это «изменение вообще» (Энгельс) и всякое взаимодействие материальных объектов.

    Представление о движении изменялось на протяжении истории философской мысли. Уже мыслители древности обратили внимание на изменчивость бытия (Гераклит). Французские материалисты ХVIII в. считали, что движение есть внутреннее, необходимое свойство материи. Гольбах писал: «Все во Вселенной находится в движении... Движение – это способ существования, ...вытекающий из сущности материи». Однако мыслители Нового времени сводили все формы движения материи к механическому движению. Гегель также говорил о единстве материи и движения, однако причина движения материи выводилась им из саморазвития абсолютной идеи. С точки зрения материалистической диалектики, движение неразрывно связано с матерей, является способом ее существования: нет движения без материи, как нет материи вне движения. Существует только движущаяся материя.

    Движение предполагает свою противоположность – покой. Движение абсолютно, а покой относителен. Движение в природе проявляется как самодвижение, т.е. импульс к изменению заложен в самой природе материального мира.

    В современной науке выделяют три типа движения:

    1) движение от низшего к высшему, или прогресс (*человеческая история);

    2) движение от высшего к низшему, или регресс (* старение организмов);

    3) движение, в котором нет ни прогресса, ни регресса (*круговорот воды в природе).

    Выделяют также ряд форм движения материи, которые отличаются своим носителем и уровнем структурной организации:

    - механическая (ее материальный носитель – любое тело или предмет),

    - физическая, химическая (материальный носитель – атом, молекула),

    - биологическая (клетка),

    - социальная (индивид, социальные группы, общество).

    Эта классификация была разработана Ф.Энгельсом во 2-й половине XIXв. И основывалась на научных знаниях того времени. Современная наука располагает данными и о других формах движения материи: о взаимопревращениях элементарных частиц и полей, о внутриатомных превращениях и т.д.

    Движение характеризуется следующими признаками:

    - объективность,

    - неотрывность от материи,

    - абсолютность и относительность(т.е. движение универсально, но всегда проявляется в различных конкретных формах),

    - изменчивость и устойчивость (т.е. любое изменение предполагает сохранение прежнего состояния),

    - непрерывность и прерывность (т.е. движение носит всеобщий характер, но проявляется как движение отдельных материальных систем).

    Представления о пространстве и времени также прошли ряд этапов развития. Античные атомисты (Демокрит) рассматривали материю и пространство в отрыве друг от друга: все состоит из материальных частиц – атомов, которые движутся в пустом пространстве. Механистический материализм Нового времени также считал, что пространство и время самостоятельны по отношению к материи: это лишь «вместилища», в которых расположены тела и происходят события. В субъективном идеализме (И.Кант) пространство и время рассматриваются как доопытные (априорные), врожденные понятия, которые даны сознанию субъекйта для того, чтобы группировать и упорядочивать наши ощущения.

    В истории науки существовали 2 основные точки зрения на пространство и время:

    1 – субстанциальная концепция. Здесь пространство и время трактуются как самостоятельные сущности, существующие наряду с матерей и независимо о нее. Эта концепция восходит к учению Демокрита, свое обоснованное выражение получила в трудах И.Ньютона. Основополагающий труд И.Ньютона «Математические начала натуральной философии)» (1687 г.) более чем на 20 лет определил развитие естественнонаучной картины мира. В нем были сформулированы основные законы движения и дано определение понятий пространства, времени, места и движения. Основные положения:

    - пространство считалось бесконечным, плоским, пустым и однородным, которое выступает «вместилищем» материальных тел, независимой от них системой;

    - время рассматривалось как абсолютное, однородное, равномерно текущее; оно протекает во всей Вселенной «единообразно и синхронно» и является процессом длительности, независимым от материальных объектов.

    2 – реляционная теория (лат. relativus – относительный). Пространство и время здесь рассматривались как формы существования материальных объектов, которые отдельно от них не существуют и зависят от характера взаимодействия материальных систем. Эта теория восходит к учению Аристотеля, в Новое время получила развитие в работах Г.Лейбница, получила свое логическое завершение и научное обоснование в теории относительности А.Эйнштейна. Сам А.Эйнштейн суть своей теории выразил так: «Раньше полагали, что если бы каким-нибудь чудом во Вселенной исчезла бы вся материя, то пространство и время сохранились бы, теория относительности утверждает, что вместе с материей исчезли бы пространство и время». А.Эйнштейн показал, что пространство и время на абсолютны и неизменны, а могут представать по-разному в различных системах отчета, зависят от характера движения и взаимодействия материальных систем. [*С Земли стартовал космический корабль со скоростью, близкой к скорости света и вернулся обратно через 50 земных лет. Но по часам корабля этот полет продолжался бы всего год. Т.е. если бы 25-летний космонавт оставил на Земле только что родившегося сына, то 50-летний сын встречал бы 26-летнего отца. Т.к. в системе отсчета корабля время по отношению к Земле другое.]

    Т.е. современная наука рассматривает пространство и время как атрибуты материи. Пространство – это форма бытия материи, которая выражает связи между сосуществующими объектами, характеризует их протяженность и взаимное расположение. Пространство характеризуется такими свойствами, как объективность, протяженность, однородность (равноправие всех его точек, каждая из которых может стать точкой отсчета для каких-либо процессов или явлений), изотропность (т.е. равноправие всех возможных направлений в пространстве), трехмерность (положение любого тела может быть точно определено с помощью трех величин –: длина, ширина и высота в прямоугольной системе координат, радиус-вектор и два угла – в сферической системе и т.д.).

    Время – это форма бытия материи, которая выражает связи между сменяющимися объектами, характеризует порядок их последовательности и длительность. Свойства времени: объективность, длительность, однонаправленность, необратимость, одномерность.

    Пространство и время не существуют изолированно друг от друга и от материального движения. Они составляют единую пространственно-временную характеристику движущейся материи.

    В современной философии и науке используются понятия биологического, психологического и социального пространства и времени.

    Биологическое пространство и время характеризует особенности процессов в живой природе.: жизнь и смерть растительных и животных организмов, смену видов растений и животных жизнь человека как биологического существа, и т.д.Одним из первых к анализу этой проблемы обратился В.И. Вернадский.

    Психологическое пространство и время связано с восприятием и переживанием пространственных и временных отношении индивидом. Это субъективное чувство, и оно не всегда совпадает с реальными пространственно-временными характеристиками. Например, психологическое время включает в себя оценку скорости протекания различных событий (может ускоряться или замедляться в зависимости от конкретных ситуаций), удаленности в прошлое и в будущее, осознание возраста, представления о продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, о связи собственной жизни с жизнью других поколений и т.д. Благодаря идеальным образам индивид может перемещаться во времени и пространстве как на уровне сознания, так и на бессознательном уровне (сны, галлюцинации). Большое внимание этой проблеме уделяется в психоанализе.

    Социальное пространство и время – это формы социального бытия, формы жизнедеятельности индивидов, социальных общностей и общества в целом. Специфические свойства социального пространства: протяженность, упорядоченность, масштаб, насыщенность, плотность, координация социальных процессов. Социальное время – это время жизни и деятельности социальных объектов: личности, социальных общностей, поколений, государств, общества в целом. Это время протекания социальных событий, временные особенности передачи социального опыта и т.д.Социальное время неотделимо от социального пространства, в рамках которого жизнедеятельность общества протекает в форме различных социальных и территориальных образований.


    1. Понятие «отражение», его формы в живой и неживой природе.


    Отражение – всеобщее свойство материи, ее способность воспроизводить в изменениях своих свойств, состояний, структуры особенности воздействующих объектов.

    Отражение определяется следующими признаками:

    1. оно предполагает взаимодействие объектов;

    2. зависти от уровня организации и структуры взаимодействующих объектов;

    3. зависит от условий, в которых происходит взаимодействие объектов;

    4. отражение адекватно структуре отражаемого объекта;

    5. отражение информативно, т.е. несет информацию об отражаемом объекте;

    6. на биологическом уровне отражение приобретает свойство предвидения, прогнозирования.

    Историческое развитие форм отражение неотделимо от общей эволюции материального мира. Чем выше уровень организации материальной системы, тем выше развита способность отражения. В неорганической природе отражение проявляется в механических изменениях (*след на земле, нагревание камня под воздействием солнечных лучей и проч.), физических (физические реакции), химических (химические реакции).

    В результате перехода к биологической форме движения материи возникает новая форма отражения – биологическая. Элементарными формами биологического отражения являются раздражимость, т.е. активная реакция организма на внешние воздействия и условия окружающей среды (*реакция растений на смену дня и ночи, времена года), и чувствительность, т.е. способность отражать свойства предметов в виде ощущения. С появлением высокоорганизованных животных возникает психическое отражение (психика – система активной деятельности, которая формируется под влиянием внешнего мира). Благодаря психике животное может воспринимать более сложные отношения между предметами мира, у них формируется элементарное мышление (например, обезьяна может достать плод, пользуясь палкой, и т.д.). Именно психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения – сознания.



    1. Происхождение и сущность сознания. Мозг и сознание.


    В медико-биологическом смысле сознание рассматривается как функция специального органа – головного мозга. Современная наука располагает достаточными данными, позволяющими построить картину развития материи, возникновения жизни, появления человека и формирования человеческого сознания. В результате длительной эволюции органической природы, ее самоорганизации появлялись все более сложные и совершенные организмы. На определенной ступени эволюции появляются существа, обладающие мозгом. Человек как биологическое существо отличается наивысшей степенью организации мозга.

    В то же время сознание является продуктом общественного развития и вне общества развиваться не может. Это подтверждается онтогенезом (процессом индивидуального развития человека): человек с раннего детства усваивает правила поведения, язык, культуру той социальной среды, в которой он живет; его сознание формируется в процессе трудовой деятельности, под влиянием существующих в данном обществе отношений, принципов, традиций.

    [Известны случаи, когда дети, воспитанные среди животных, оказывались затем существами, лишенными сознания. Обладая нормальным мозгом, они приобретали привычки и инстинкты животных: передвигались на четвереньках, ели без помощи рук, не умели говорить. Из этого следует, что сознание не только функция мозга, но и продукт общественного развития.]

    В происхождении сознания выделяют два вида условий:

    - природно-биологические (эволюция форм отражения, особые природно-географические условия, определенный уровень развития телесности, наличие высокоорганизованной материи – мозга),

    - социальные (жизнь обществом, коллективный труд, потребность в общении, формирование языка, речи).

    Наукой доказано, что мозг является органом психической деятельности и представляет собой сложно организованную систему отражения. Человеческий мозг – это сложная система, состоящая из нескольких (5) крупных подсистем, каждая из которых имеет свою организацию и особые функции. Например, кора больших полушарий головного мозга представляет собой серое вещество, состоящее из нескольких слоев нервных клеток (их насчитывается до 15 миллиардов). Полушария, в свою очередь, делятся на области, ответственные за выполнение двигательной, речевой, зрительной, слуховой и других функций.

    В подтверждение того, что сознание является функцией мозга, можно привести следующие доказательства:

    1. уровень сознания зависит от степени организации мозга (* сознание первобытного человека, ребенка);

    2. при повреждении отдельных участков мозга становится невозможной нормальная психическая деятельность (*при повреждении лобной доли человек не может контролировать движения; *затылочных – нарушается ориентировка в пространстве, невозможно выполнение арифметических действий и т.д.).

    Значительное место в исследовании работы головного мозга принадлежит российской физиологии, особенно учениям И.М. Сеченова и И.П. Павлова, которые экспериментально обосновали единство физиологических и психических процессов, раскрыли сложный механизм духовной деятельности человека через изучение психики высших животных. Эти учения явились естественнонаучным основанием материалистического понимания проблемы сознания.

    Важное значение для понимания сущности сознания человека имеет учение Павлова о двух сигнальных системах.

    Отличие сознания от психики высших животных

    Психика высших животных


    Сознание человека

    Наличие 1 сигнальной системы

    (реакция на непосредственный раздражитель)

    Наличие 1 и 2 сигнальных систем

    (+ реакция на слово, заменяющее конкретный предмет)

    Конкретное, наглядно-образное мышление

    Абстрактное мышление

    Не обладают языком, речью

    Обладают языком, речью

    Пассивная форма отражения, направленная на приспособление к окружающей среде

    Активная форма отражения, направленная на изменение окружающей среды и самого человека.

    Сознание формируется вместе с формированием человека и общества. Наука дает нам представление о жизни человекообразных существ. Они были объединены в группы, совместно добывали пищу, осуществляли примитивное общение. В процессе эволюции человек в борьбе за свое существование не мог ограничиться приспособлением к природе - с помощью созданных им орудий он воздействовал на нее. В процессе трудовой деятельности человек преобразовывал не только окружающую его среду, но и свою собственную физическую и психическую природу. Под воздействием характера деятельности изменялись морфофизиологические особенности организма: развивалась рука – развивались большие полушария головного мозга, вырабатывалось прямохождение – развивался мозжечок и т.д. Развитие головного мозга влекло за собой развитие психики. С развитием труда человек начинает рассматривать окружающий его мир как предмет своей деятельности. Труд требовал прогнозирования результатов, постановки целей и определения средств их реализации. Труд объединял людей, создавал необходимость в общении. Это привело к совершенствованию средств общения, к формированию языка, членораздельной речи. Так в процессе трудовой деятельности и в общении человек создает идеальные образы, хранит их в памяти и передает их содержание через язык, речь, письменность.

    Таким образом, сознание – это общественно-историческое явление, оно возникает вместе с человеческим обществом в процессе развития трудовой деятельности и общения.

    Человеческая деятельность неразрывно связана с активностью сознания. деятельность сознания направлена не только на отражение внешнего мира, но и на творческое преобразование действительности. Творческая деятельность сознания связана с потребностями, возникающими под влиянием взаимодействия человека с миром. Потребности, отражаясь в сознании человека, приобретают характер цели. Способность к целеполаганию присуща только человеку и является одной из основных особенностей сознания. Благодаря способности к анализу, памяти, воображению и другим мыслительным операциям человек создает идеальные образы, строит планы на будущее. Реальность, преобразованная в мыслях, может стать действительностью в результате практической деятельности. Таким образом, идеальное превращается в материальное, сознание через практику оказывает воздействие на породившую его действительность.

    [Творческая активность человека привела к созданию искусственного электронного мозга, способного выполнять многие сложные мыслительные операции. В результате этого возник вопрос: может ли искусственный мозг заменить или даже превзойти человека? Прежде всего, следует отметить, что мыслит не мозг человека, а человек с помощью мозга. Сознание не только функция мозга, оно имеет общественную природу, развивалось в процессе длительной эволюции, обусловлено многовековой культурой. Сознание активно и способно к творчеству. Оно включает в себя не только мыслительную деятельность, но также чувства, эмоции, волю, оценки. Возможности искусственного мозга ограничены: машина действует только по программе, заданной человеком, она не обладает чувствами, не способна предвидеть незапланированное изменение ситуации.]
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   21


    написать администратору сайта