Философия. Философия, её предмет и функции. Специфика философского знания. Соотношение философии и частных наук. Термин философия
Скачать 0.92 Mb.
|
39. Структура сознания (телесно-перцептивный, логико-понятийный, эмоциональный, ценностно-мотивационный компоненты). Самосознание и его формы. Особенности профессионального самосознания врача. В структуре сознания можно выделить несколько основных элементов. I – сфера телесно-перцептивных, т.е. непосредственно определяемых органами чувств способностей. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью этой сферы является определение целесообразности поведения человеческого тела в окружающем его мире. II – логико-понятийный компонент сознания. Это сфера формирования общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и логических доказательств. Главной целью этой сферы является истина. I и II сферы сознания образуют его внешнепознавательную составляющую и соответствуют деятельности левого полушария головного мозга, которое отвечает за аналитическую, рассудочную, языковую деятельность. III – эмоциональный компонент сознания. Он не опирается на непосредственные связи с внешним предметным миром. Это сфера личностных, субъективно-психологических представлений. IV – ценностно-мотивационный компонент. Сюда относятся ценностные ориентиры деятельности и духовные идеалы личности. III и IV компоненты образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания, соответствующую интегративно-интуитивной деятельности правого полушария головного мозга. Все сферы сознания взаимосвязаны. В познавательной и творческой деятельности человека определяющую роль играют логико-понятийный и ценностно-мотивационный компоненты, которые направляют чувственное познание, контролируют эмоциональную сферу. Самосознание – это внутренний компонент структуры сознания, выражающийся в познании человеком самого себя, в отношении к себе, в оценке своих действий, поступков, физических и духовных возможностей. Решающим фактором в возникновении самосознания является социальный фактор. Самосознание формируется только в социальной среде, в результате общения и совместной деятельности людей. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего мира, соотносит себя с другими людьми, с их жизненными позициями, оценивает себя с позиций других людей и общества. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание контролирует деятельность самого сознания. Развитое самосознание свидетельствует о формировании личности. Процесс формирования самосознания проходит несколько этапов. Первая форма самосознания – самочувствие, она формируется в раннем детстве. Далее развиваются более высокие формы: самонаблюдение – непосредственный подход к собственному сознанию, самоконтроль – способность контролировать свои мысли, действия, поступки, самообладание – способность совершенствовать себя и свою жизнь с помощью силы воли, самореализация – способность реализовать себя в жизни как личность, самопознание и самооценка – познание собственного Я в его специфике, условиях и способах реализации, в достоинствах и недостатках. Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира начинается с древности. Сократ впервые поставил вопрос о том, что осознание окружающего мира будет неполным без параллельного процесса осознания человеком самого себя, своего внутреннего духовного мира(«Познай самого себя»). Платон отмечал, что размышление есть не пассивное восприятие мира, а деятельность души, ее внутренняя работа, носящая характер беседы с самим собой. 40. Проблема соотношения сознательного и бессознательного в психике человека. Учение 3.Фрейда (психоанализ), его философское и медицинское значение. Психика человека не исчерпывается сознанием, она включает и сферу бессознательного. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания. К бессознательным относятся автоматизм действий, сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости, инстинкты. Сознание и бессознательное в психике человека неразрывны. Так, человек как биологическое существо несвободен от инстинктов (*половой, пищевой инстинкты), они могут порождать у человека подсознательные желания, эмоции, однако в большинстве случаев затем они попадают в сферу сознания и контролируются ею. Автоматические действия и интуиция, наоборот, зарождаются благодаря сознанию и первоначально производятся под контролем сознания, но в результате длительных тренировок и многократного повторения приобретают бессознательный характер (*игра на музыкальных инструментах, езда на велосипеде и т.д.). Автоматизмы как бессознательные акты Выполняют важную для человека функцию: они уменьшают нагрузку на сознание и тем самым увеличивают творческие возможности человека. Бессознательное в психике человека обладает определенной активностью и в определенных случаях может определять поведение человека и воздействовать на его сознание (*в состоянии гипноза человеку можно внушить какое-либо приказание, которое он потом выполнит в сознательном состоянии, найдя для него мотивацию). Вопрос о соотношении сознания и бессознательного – один из интереснейших для современной науки. Одним из первых его пытался решить австрийский врач-психотерапевт и философ З. Фрейд. На основе наблюдений за пациентами, страдающими неврологическими и психическими недугами, З. Фрейд сделал вывод о решающей роли бессознательного в психике человека. Те или иные «комплексы» которые складываются под влиянием различных факторов в жизни человека, вытесняются из сознания в бессознательное и могут потом выступать причиной психических расстройств. Необходимо обнаружить этот комплекс, довести его до сознания пациента, и тогда болезнь будет излечена. Разработанный З. Фрейдом метод лечения был назван психоанализом. Учение З. Фрейда имеет не только медицинское, но и философское значение, оно стало значительным вкладом в разработку проблемы человеческой психической деятельности человека. По З. Фрейду, в психике человека можно выделить три элемента: «Оно» – сфера бессознательных влечений, главным для него является принцип наслаждения; «Я» – сфера сознательного, здесь определяющим является принцип реальности; «Сверх-Я» - это область социальных норм и моральных запретов. В своем учении Фрейд преувеличивал значение бессознательного по отношению к сознанию. Он полагал, что именно бессознательное является основным мотивом поведения человека. Социальный фактор он не считал определяющим в формировании и развитии сознания. В то же время значение его учения заключается, прежде всего, в том, что он подверг критике точку зрения, согласно которой бессознательное есть низшая форма психической деятельности, свойственная животным и полностью подавленная сознанием человека. Познание_как_отражение_действительности_(гносеологический_оптимизм_и_агностицизм)._Диагноз_как_специфическая_форма_познавательного_процесса.'>Познание как отражение действительности (гносеологический оптимизм и агностицизм). Диагноз как специфическая форма познавательного процесса. Многообразные отношения человека к миру включают в себя познавательные отношения. Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение, углубление, развитие знаний. Гносеология (греч. gnosis – знание и logos – учение) – теория познания, раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности, источниках и методах познания, о путях постижения и критериях истины. Философская теория познания рассматривает всеобщее в познавательной деятельности человека, безотносительно к тому, к какому виду относится познание (научное, повседневное, художественное), кто является субъектом познания (отдельный индивид, коллектив людей). Гносеология тесно связана с онтологией, гносеологические категории и принципы имеют онтологическое обоснование. Основной вопрос философии, помимо онтологической стороны (что первично – материальное или идеальное?), имеет также гносеологическую сторону: познаваем ли мир или как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В ответе на этот вопрос сложились три основные линии: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм. Представители гносеологического оптимизма утверждают, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими получить достоверное знание об окружающем мире. Эта линия представлена в различных философских направлениях: объективном идеализме Гегеля, материализме французских просветителей XVIII в., в антропологическом материализме Л.Фейербаха, во взглядах русских материалистов, в марксизме. Гносеологический оптимизм имеет в своей основе принцип единства мира, единства бытия и мышления. Скептицизм (греч. skeptikos – критикующий) – течение в гносеологии, представители которого выражают сомнение в возможности получения истинного знания о мире. Скептицизм проявлялся уже во взглядах античных философов. Основатель античного скептицизма Пиррон и его ученики считали, что заблуждение возникает, когда мы переходим от явления к познанию его сущности: «Я знаю, что вещь сладка, но не знаю, сладка ли она на самом деле». Древнегреческий философ Протагор утверждал, что разным людям присущи разные знания и оценки одних и тех же вещей, поэтому «человек есть мера всех вещей». Широко известно высказывание Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Существует легенда, согласно которой древнегреческий мудрец Зенон в ответ на вопрос, почему он во всем сомневается, нарисовал два круга – большой и маленький: «маленький круг – ваши знания, большой – мои. Все, что за их пределами – область неизвестного. Чем больше знание, тем больше их область соприкосновения с неизвестным, поэтому я и сомневаюсь больше, чем вы». Скептицизм – необходимый элемент познания. Сомнение, критика направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истин, а следовательно, это необходимой условие развития знания. В то же время крайний скептицизм может привести к агностицизму. Агностицизм (греч. a – отрицание и gnosis – знание) – течение в гносеологии, сторонники которого отрицают возможность достоверного познания мира, закономерностей развития природы и общества. Наиболее ярко агностицизм представлен в субъективном идеализме Д.Юма и И.Канта. Д.Юм поставил под сомнение существование самой действительности. Он сводил все знания об окружающим мире к комплексам наших ощущений. Знания – это чувственные восприятия, за пределы которых человек выйти не может, поэтому нельзя судить и о существовании самой реальности. В отличие от Юма, И.Кант признавал существование объективного мира «вещей в себе», но считал их непознаваемыми. Человеческому познанию доступны лишь явления вещей, т.е. те представления, которые они на нас производят, воздействуя на органы чувств, а вещи, каковы они есть сами по себе, познать невозможно. В то же время И.Кант внес большой вклад в теорию познания; он поставил вопрос о принципиальной ограниченности человеческого опыта, о том, что действительность всегда выходит за пределы любого знания. В западной философии ХХ в. сформировалась еще одна разновидность агностицизма – конвенционализм (от лат «договор, соглашение») – философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективной действительности, а продуктом соглашения между учеными. С такими установками выступали некоторые представители аналитической философии: К Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд и др. Существование таких гносеологических направлений, как агностицизм и скептицизм, свидетельствует о сложности и противоречивости процесса познания. Скептицизм и агностицизм обычно получают распространение в периоды социально-политических потрясений, научных революций, смены ценностных установок, т.е. когда устоявшиеся знания становятся несостоятельными в свете новых данных науки и практики. Агностицизм не учитывает принципа материального единства мира и опровергается, прежде всего, материально-практической деятельностью людей. Диагноз как форма познавательного процесса. План ответа: субъект и объект диагностического процесса, чувственное и рациональное познание в диагностике, клиническая практика, ее роль в постановке диагноза, роль интуиции в мед. познании, проблема истинности диагноза, объективные и субъективные причины диагностических ошибок. Диагноз (греч. diagnosis) – определение характера и сущности болезни на основании всестороннего исследования больного; с философской точки зрения– специфическая форма познавательного процесса. Диагностика – сложный процесс исследования состояния здоровья человека, в котором проявляются общие принципы и закономерности познавательной деятельности. В основе диагностического процесса, как и любого вида познавательной деятельности – взаимодействие субъекта и объекта. Объект медицинского познания – сложное многоуровневое понятие, включающее в себя, во-первых, человеческий организм в норме и патологии; во-вторых – социальную и природную среду обитания человека, которая влияет на состояние здоровья людей. Субъект медицины, так же, как и ее объект – многоуровневое понятие: 1)это врач-профессионал, обладающий знаниями, умениями, навыками, опытом и несущий личную профессиональную, социальную, моральную ответственность за жизнь и здоровье пациента; 2)сам пациент, человек со своими психическими особенностями, уровнем культуры, образом жизни, также является субъектом медицинской деятельности. 3) медицинская деятельность носит общественный характер: уровень здоровья населения обеспечивают врачебные коллективы, научно-исследовательские сообщества, медицинские службы и организации различного уровня. Врач, выступая субъектом диагностического процесса, использует свои органы чувств и мышление для исследования состояния больного. Когда речь идет о пациенте как субъекте медицинского познания, то в первую очередь имеется в виду сбор анамнеза (выявление жалоб, анамнез жизни, анамнез настоящего заболевания). Анамнез (греч. «воспоминание») – сообщение больного или его близких об условиях жизни, предшествовавших заболеванию, и история развития болезни. (*Например, пациент рассказывает врачу, какие ощущения он испытывает, что его беспокоит: одышка, изжога, боль и др., сообщает о ее локализации, периодичности, интенсивности и т.д.). Таким образом, диагностика – это область субъективно-объективных отношений. Как и любой познавательный процесс, постановка диагноза включает в себя два познавательных уровня – чувственный и рациональный. Чувственные методы медицинского познания. 1. На первом этапе на основании данных органов чувств собирается первичная информация в виде ощущений: - осмотр (общего вида больного, состояния кожных покровов, слизистых оболочек и т.д.), осуществляющийся на основе зрительных ощущений; - пальпация, определение частоты пульса, основанные на осязании; - перкуссия, аускультация, измерение артериального давления – на основании слуховых ощущений. 2. На основании отдельных ощущений формируется восприятие, т.е. целостный чувственный образ. 3. Как результат чувственного познания формируется представление –целостный образ, сохраненный в памяти и способный к воспроизведению в отсутствие реального объекта. На этом уровне познания значительную роль играют лабораторные исследования, а также применение диагностической техники и оборудования. Рациональное познание в диагностике, как и в любом познавательном процессе, осуществляется в трех формах: понятие, суждение, умозаключение. 1. Философский термин «понятие» можно соотнести с медицинским термином «симптом». Симптом – признак какого-л. явления (болезни). Например, к симптома можно отнести кашель, хрипы, одышку, повышенное артериальное давление и т.д. 2. Понятия – симптомы связываются и соотносятся друг с другом в виде суждений – синдромов. Синдром (греч. «стечение») – сочетание признаков (симптомов), характерное для какой – л. болезни. Например, кашель, хрипы, одышка объединены в бронхоспастический синдром; увеличение АД, гипертрофия левых отделов сердца, акцент второго тона на аорте – в синдром артериальной гипертензии. Суждение дает возможность давать оценку через соотношение понятий, позволяет утверждать превалирование симптомов того или иного синдрома. 3. В результате умозаключений на основании ведущего синдрома ставится диагноз. Например, если основным синдромом является бронхоспастический, это говорит о наличии у пациента бронхиальной астмы, синдром артериальной гипертензии – гипертонической болезни и т.д. Основным критерием истинности поставленного диагноза является клиническая практика – целенаправленная деятельность, содержанием которой является лечение и предупреждение болезней, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни человека. В ходе медицинского познания могут возникать диагностические ошибки, причины которых могут носить объективный и субъективный характер. К субъективным причинам относятся недостаточная профессиональная подготовка, неспособность врача выбрать нужные методы диагностики, безответственное отношение к выполнению служебных обязанностей, психические состояния личности и др. К объективным – уровень развития медицинского знания, отсутствие материального и технического обеспечения, сложность патологии и др. |